XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В научный оборот введено ок. 20 икон типа «Киккотисса», датируемых XII-XVI вв. Древнейшим из сохранившихся списков является икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (48,5×41,2 см), созданная в 1-й пол. XII в. ( Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th Cent.//Sinai: Treasures of the Monastery/Ed. K. E. Manafes. Athens, 1990. P. 105, 385. Not. 26-28. Pl. 19) или в середине этого столетия ( Παπαμαστορκης Τ. Εικνα Παναγας Βρεφοκρατοσας με μορφς της Παλαις και της Καινς Διαθκης//Μτηρ Θεο: Απεικονσεις της Παναγας στη βυζατιν τχνη/Επιμ. Μ. Βασιλκη. Γενεη; Μιλνο, 2000. Σ. 314-316). По мнению Х. Бельтинга, композиция этой иконы не столько повторяет, сколько развивает до тронного варианта иконографию чудотворного образа, написанного ап. Лукой ( Бельтинг. 2002. С. 330-333). В центре изображена Богоматерь на престоле, сидящая в 3/4-ном повороте влево и склонившая голову к Младенцу. Их образы вписаны в арку, в верхних углах средника помещены медальоны с полуфигурами архангелов, поклоняющихся Пресв. Богородице. Над аркой изображен Христос Судия в славе с символами евангелистов и ангельскими силами, по сторонам в клеймах - святые (апостолы, пророки, праотцы и Богоотцы). Необычна поза Младенца, сидящего на левой руке Богоматери: Его ручки и ножки раскинуты, что напоминает иконографический тип «Взыграние». Правой рукой Он опирается на руку Матери, левой, завернутой в складку мафория, держится за Нее, левая ножка выставлена вперед. Большинство исследователей относят эту икону к к-польской школе (Д. Мурики, Т. Папамасторакис и др.), но П. Л. Вокотопулос отметил выполнение нимбов и медальонов др. оттенком золота, чем фон, что является характерным приемом синайской мастерской ( Βοκοτπουλος Π. Λ. Βυζαντινς Εκνες. Αθνα, 1995. Σ. 48-49, 196-197). Общая композиция этой иконы, в т. ч. средника с Богоматерью и Младенцем на престоле, достаточно близко повторена на списке К. и. кон. XII в. почти такого же размера (48,5×37 см) из ГЭ, где поверх мафория голова Богородицы покрыта дополнительным платом и поза Младенца изменена - Он обращен ликом к Матери (Искусство Византии в собр.

http://pravenc.ru/text/Киккская икона ...

Далее, греко-итальянские иконы имеются в церкви св. Марка, в разных ее местах по стенам (у левого бокового алтаря образ «Одигитрии» XV в., под ним образ Б. М. в типе нашей Тихвинской, с именем «Элеусы»), в соборе о. Мурано (чуд. образ Madonna delle grazie, писанный, по преданию, св. Лукою, с Младенцем, держащим яблоко, греко-итальянского письма XIV в.; далее икона Б. М. с воздетыми руками, письма XIV в., еще в темно-пурпурном мафории), соборе о. Торчелло (там же и антикварная лавочка, с греко-итальянскими иконами), в церквах Киоджии (по указанию Тести) и пр. и пр. Во дворце дожей над входом в зал del Scrutinio, еще оставлена в киоте икона Б. М. на троне с двумя ангелами по углам, молящаяся Младенцу, лежащему у нее на коленях, греческого письма. Главное венецианское собрание итало-критских икон находится в доме греческой церкви во имя вм. Георгия (S. Giorgio dei Greci), и отчасти в самой церкви, но большинство икон относится к XVI-XVII столетиям, т. е. к позднейшей итало-критской школе, лежащей вне нашей задачи. Значение падуанской школы для греко-итальянской иконописи указывается целым рядом имен художников Возрождения, выработавших лучшие образцы религиозного искусства: Альтикьери, Якопо д’Аванцо, Гвариенто, Скварчионе, Мантэнья. Из них особенно важен Гвариенто, несомненно, послуживший образцом для греческой иконописи: достаточно сравнить серию его икон (1340–1350 гг.) в Музее Падуи из разнятой росписи капеллы: Мадонна с Младенцем на левой руке и с жезлом в правой, лики и чины ангельские – (по греческому подлиннику), олицетворение добродетелей; Евангелисты являются лучшими иконными оригиналами (замечательна в деталях воинских облачений близость к типам нашей «Строгановской» школы). В том же Музее 3 – Pieta греческого письма, с И. Богословом и Иосифом по сторонам, на скале Голгофы, 4 – Б. М. Salus infirmorum, 374 – греко-итальянское «Умиление» (типа «Взыграние»), 375 и 379 – «Млекопитательница» и много других подобных икон. Замечательная икона Флорентинских Уффиций за 1 (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вопрос 2. Откуду познавает человек, яко всяк крещен бысть, и Дух Святый прия, яко бе младенец во святом крещении? Ответ. Пророк Исаия (глас 26) рече ко Господу, страха ради твоего Господи во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения. якоже бо во чреве заченшия жена. от взыграния младенец, иже во утробе ея свесть неложно, яко плод прияла есть. тако и душа истиннаго христианина, не глаголы родительными, но вещми и взыгранми, и радованми сердца своего, и паче же во время праздник, и просвещений, и причащением святаго тела и крове Христовы познаваем от радости души своея, яко Дух Святый прият, и крестився. Вопрос 3. Когда и откуду, и како быша ангели? Ответ. Ниже (Небеса сл.14. Богослов сл.2. сл.11.12) откуду, ниже како быша ангели, рещи невозможно есть естеству человеческому. разве сие точию, яко от небытия в бытие словом Божиим быша. А еже когда, то овии реша в первый день. инии же глаголют, прежде перваго дне. во святых же отец наш Епифаний Кипрский в своем слове на Павла Самосатского в Панариих сказа, куппо с небом и землею сим созданым быти. Вопрос 4. Откуду есть ведомо яко создани суть ангели. ни бо писано есть что таково в книзе Бытейстей? Ответ. Сведый Бог идололюбное многобожие июдейское, сего ради укры в Бытии еже о ангелех слово, яко да не и тех обоготворят ( Исх.32. 3 Царств) иже телца. и ина некая обоготворивше яко боги ( Дионисий Ареопагит . О священноначалии небесном. сл.1. Богослов. сл.2. сл.11.12. Небеса сл.14. Пс.148 . Иудиф.9 ). А яже создана суть ангели, слыши Святаго Духа пророком глаголюща. хвалите Господа вси ангели его... хвалите его вся силы его. яко той рече и быша. той повеле и создашася. Вопрос 5. (Небеса сл.14. Богослов сл.2. сл.11.12) От существа же ли света сего суть, или иного некоего естества? Ответ. Елико разнствует от звезд солнце, толико различно есть существо ангелское от всея видимыя твари. Вопрос 6. (Небеса) Колико убо есть ангелское число, паче числа человеческаго? Ответ. Овии убо реша девятьдесять и девять частей быти ангел противу числа человеческаго. по притчи Господни иже ( Лк.78 ) от овец, инии же по (Лк.) притчи, девяти драхм. Друзии равночислени глаголют быти ангели и человеки. приносяще во свидетелство. иже ( Втор.32:8 ) поставив пределы языком, по числу ангел Божиих. Златоуст глаголет в слове о непостижимом, яко неисчетна и неповествованна ангелская племена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

То же в афонопантелеймоновском Евангелии 2 (л. 243 об.), палатинском 189 (перед Евангелием Луки), елисаветградском и в ватиканском кодексе гомилий Иакова (л. 159); а в Евангелии гелатском (л. 148 об.) и лаврентиевском (л. 103) добавлено наречение имени: «Захария сидит и пишет» 762 ; в Евангелии 2 Urbin. (л. 167 об.) полное изображение со значительными добавлениями к иконографическому прототипу: Елизавета в постели; одна из служанок подносит ей сосуд, другая стоит с опахалом из павлиньих перьев; в отдалении – еще три служанки с сосудами. На правой стороне Захария пишет: « Ιω»; перед ним слуги. Внизу две женщины омывают младенца, который прямо стоит в купели и жестикулирует правой рукой, чем приводит в изумление повитух. Налево служанка приготовляет ложе для младенца; в стороне стоит жаровня для нагревания воды. Отметим еще несколько изображений: в минеях нац. библ. 1528 (л. 197) и московской синодальной библ. 9 (л. 210), в славянской псалтири Хлудова (л. 285 об.) 763 , на иконах Афоноандреевского скита (XVI в.), параклиса Иоанна Предтечи в Афонопантелеймоновом монастыре 764 , в киевском церковно-археологическом музее 765 , в стенописях параклиса Иоанна Предтечи в Афоноиверском монастыре. Положение Елизаветы и омовение младенца во всех этих памятниках те же самые, что и в изображении рождества Христова; а фигура Захарии напоминает Иосифа. Сходными чертами описывают этот сюжет и иконописные подлинники 766 . Помимо заурядной склонности византийцев и русских к иконописному шаблону, подражательность в этом случае вызывалась тесным соотношением между Иисусом Христом и Иоанном Предтечей: в акте взыграния Иоанна Предтечи во чреве матери указана одна из черт этого сближения. Рассказ о рождении Иоанна Предтечи в Евангелии Луки помещен рядом с рассказом о рождестве Христовом ( Лк. 1–2 ). Иоанн родился от неплодной матери, Спаситель от Девы; в Елизавете побеждено бесплодие, в Марии изменен естественный закон рождения 767 . По образцу рождества Христова составлено также изображение рождества Богородицы, первый пример которого, насколько нам известно, дал зограф Мина в ватиканском минологии (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Так, характерным дополнением к древним, уже знакомым типам, является икона Ватиканского собрания 301 (рис. 142) и подобная ей 237 (рис. 143). Первая (в стиле Панселина) начала XVI века, вторая – уже в огрубелом пошибе этого стиля XVII столетия. Стиль этот ясно знаком со стенной живописью и, между прочим, облюбовал продолговатую форму иконы, с рядом стоящих фигур, имеющих монументальный характер. Так в середине первой иконы, по сторонам Богоматери с Младенцем стоят со свитками, или крестами св. жены: Анна, Параскева, Елена и Фотиния. На второй иконе, по сторонам Богоматери стоят Николай Ч. и Антоний Великий . Центром является Младенец, которого Богоматерь, стоя или привстав с престола, держит обеими руками, прикасаясь к ножкам ребенка; Младенец благословляет предстоящих, иногда обеими руками. Главный интерес иконы, однако, образуется именно этим положением Младенца, как бы предносимого Матерью в Мир: очевидно, такое положение Младенца принадлежало чтимой византийской иконе Богоматери, повторенной и в позднейшую эпоху греческою живописью в Италии 114 . Как распространен был настоящий тип на всем православном Востоке, доказывают несколько икон, идущих из Египта, или с Синая, или доселе находящихся в Синайском монастыре: таковы: 1) икона Б. М. и св. Саввы Освященного в собр. Киевской дух. академии, из колл. преосв. Порфирия 115 , 2) подобная же икона Богоматери со свв. И. Предтечею, Илиею и Моисеем, снятая фотографически проф. В. Н. Бенешевичем (рис. 144 части иконы), и 3) маленькое тябло в многосоставном иконостасе (подражание итальянским пределлам) Русского Музея, в серии тябел, подобных «Акафисту Б. М., в изображении Б. М. с святыми и гражданами. Рис. 143. Икона Б. М. со Святыми, греко-итальянской школы XYI в., в Ват. Хр. Муз. 237. Рис. 144. Часть иконы Б. М. со Свв. в Синайском м. по снимку В. Н. Бенешевича . Затем мы находим, несомненно, тот же тип во фресках Карейского Протата (рис. 145), а также в иконе                                    Б. М. «Милосердие» (покрывающей людей мантиею), работы мастера Христофора (грека) Болонского, 1380 г. 116 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Когда, наконец, станут известными в точных фотографических снимках русские чудотворные иконы, будет возможность определить точнее и влияние не только итальянских композиций, но и самих типов Б. М., выработанных школами; флорентинскою (рис. 1, 2, 5, 15, 23 и др.), сиенской (рис. 16, 55, 68, 81 и 146), венецианской (рис. 37, 38), умбрийскою и северной Италии, как равно их переработки в греко-итальянской и итало-критской позднейшей иконописи. 93 Деталь же повторена рядом икон в том же атласе: рис. 63, 64, 65, 68, 70 , 73, 81 и др. У венецианского живописца Stefano Pievano di S. Agnese на образе Б. М. с Младенцем 1869 г., в музее Коррер в Венеции (Алинари фот. 20827), ножка Младенца представлена также подвернутой, как на этих иконах, и возможно, что эта же деталь усвоена у венецианских мастеров от иконописцев (ср. Тихвинскую и другие русские иконы). 95 Н. П. Лихачев, рис. 71 и 72. Передаем снимки обеих икон, дающих любопытные варианты (рис. 104 и 105). 96 Из «Собрания гравир. изобр. икон Б. М.», изд. Общ. Люб. др. Письм., Спб. 1878, Памятники 87. 97 Так отличают этот перевод иконописцы от различных чтимых «Корсунских» икон Б. М., названных так, по-видимому, исключительно в силу особенности своих писем и представляющих переводы Одигитрии и др. типов. Иконы «Корсунского Умиления» находятся в Кашинском Успенском соборе, Спасо-Евфимиевском монастыре в соб. ц., Серпуховском Владычнем м. и пр. К тому же типу относится известная «Касперовская» икона Б. М., принесенная в конце XVI в. из Трансильвании сербом в Херсон, губ. Ольвиопол. у. 100 Paul Mantz «La peinture francaise», 1897, p. 106–8, fig. 36. Perdrizet, La Vierge qui baise la main de l’Enfont. Revue de l’art chr. 1906, 289–294. 104 Малова, Е. прот. «Мироносицкая пустынь Казанской епархии». 1896, стр. 5–11 20–22. В Мироносицкой пустыни две чудотворные иконы: Владимирская и Явленная икона св. жен Мироносиц на аспиде. 105 Архим. Макарий «Арх. описание церковных древностей в Новгороде», II, 62 и 71. Указывается икона «Умиления», прославленная с 1337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но если верить рисунку, который (рис. 140) сообщают Гумпенберг 111 , передающий старинные сведения о чудотворной иконе, а также его переводчик Занелла, сопровождающий текст Гумпенберга большим дополнением, мы имеем в этой иконе именно образ Богоматери, стоящей и держащей Младенца перед собою, приподнятого обеими руками до груди. Гумпенберг, по поводу этого образца, рассказывает, конечно, историю Б. М. Одигитрии, отождествляя термин «Никопеи» с термином «Победоносной», а потому и «Одигитрии». Затем передается известный рассказ о том, как Дандоло, венецианский дож и предводитель флота, после неудачной вылазки греков, взял город приступом и увез с собою в Венецию образ, который и был помещен навсегда в базилике св. Марка. Занелла передает, далее, рассуждения на ту же тему венецианского каноника Августина Молина, напечатавшего свою статью в 1821 году. По словам статьи, кроме Дюканжа, Рамузия, Джустиниани, Тиеполо, – все приходили к одному и тому же выводу о тождестве Никопеи с Одигитрией; только аббат Квирини ясно различил эти два типа. Затем уже автор наполняет свою статью подробным перечнем всех исторических свидетельств об Одигитрии, ее захвате во время латинского взятия и переносе в Италию. Между тем имя Б. М. Никопеи было отлично известно в Константинополе, как то видно из указания Кодина (De officiis Ср., гл. XI) 112 , который рассказывает, что на праздник Рождества, Крещения и Ваий, если такой выпадает во время траура при дворе, император имеет выход по близости от «Панагии Богородицы Никонеи», «там, где стоит икона св. Георгия, он становится, и его приветствуют кратким славословием». Тот же образ Никопеи Иоанн Комнин, по словам Никиты Хониата , возил на своей триумфальной колеснице. Что совершенно ясно, Константинопольский образ Никопеи находился во дворце, в особой часовне или в небольшой церкви, тогда как образ Одигитрии, перед латинским завоеванием, находился обычно во Влахернах, но ходил также, как мы знаем, в монастырь Хора. Все свидетельства о захваченном образе относятся к Никонее, а не к образу Одигитрии. Наконец, образ Одигитрии был большого размера, как то видим мы ясно из свидетельства нашего паломника Стефана Новгородца, бывшего в Царьграде около 1350 года и видевшего вынос иконы Одигитрии, по обычаю, во вторник: «Икона же та велика вельми, окована гораздо и певцы пред нею поют красно, а народи вси зовут «Кирие елейсон» с плачем. Единому человеку на плечо вставят раму, а он руцы распрострет, аки распят, также и очи ему запровержут, видити грозно, по ходбищу мещет его семо и овамо, вельми сильно повертывает им, а он не помнится, куда его икона носит. Потом другий подходит и той тако же, тамо третий» и проч. и проч. «Дивное видение. Три человека вставят на плеча единому человеку, а он аки прост ходит изволением Божиим» 113 . Никопейская икона малого «моленнаго» размера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Да. Принимая во внимание, что чада обетования и избранники Божии, каковы: Пренепорочная Дева Мария, Предтеча Господень Иоанн и, ранее, Исаак, сын Авраамов и другие рождались обыкновенно на старости лет своих родителей и таким образом были плодом никак уж не страстных взыграний плоти, а единственно плодом сердечного желания – иметь потомство; принимая, говорю, это во внимание, можно утвердительно сказать, что момент зачатия младенца и время чревоношения имеют огромное влияние на всю последующую жизнь его. А из нас многие ли, вступая и вступя, и даже пожив не малое время в браке, думают о том, какая цель брачной жизни и как лучше нам выполнить свое назначение? При зачатии детей многие ли думают о них? – Не думают ли скорее о том, как бы это хорошо, если бы не зачалось младенца, особенно у кого довольно уже детей? Значит, не деторождение для нас целью в этом случае, а удовлетворение лишь плотской похоти. Что же после этого удивительного, что от таких родителей в беззаконии зачатый и стыдом повитый плод и в последствии, когда вырастет, оказывается неимущим ни стыда, ни совести? А бывает и хуже. Бывают между родителями люди развратные, прелюбодеи, пьяницы и т.д. Скажите: такие родители каких детей ожидать должны? Израспутствовавшись сами, не гнилой ли плод должны они естественно произращать и не с теми ли самыми наклонностями, коими богаты сами, – по образу и подобию своему? А матери, понесши дитя во чреве, имеют ли у нас какое попечение о том, чтобы не осквернить ничем своего детища? Увы! не случается ли сплошь и рядом, что дитя, не появись еще и на свет, омерзилось уже у нас всякою материнскою нечистотой: и блудным смешением, и пьянственным разжением, гневным возбешением и т.п. и рождается вследствие этого вполне готовым на вся злая? А когда так, вот и причина, почему иногда, при всей строгости и при всей заботливости о воспитании своих детей, должны мы видеть их однако испорченными и часто неисправимыми. Это мы их сделали такими, при самом еще зачатии их. Мы ни времени тогда не разбирали, ни меры тогда не знали в плотских наслаждениях, ни воздержания не имели ни в чем и вели жизнь скотоподобную: вот и детей скотоподобных, пьяных, распутных и т.п. имеем. Этого мало, не детей только, а и внуков и правнуков и целое поколение делаем никуда негодными. Ибо – не видим ли? – иный род и идет так пьяный, другой развратный, и напротив, есть роды благочестивые: от чего это? – Не от указанных ли нами отчасти причин?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Когда в мире бушует злоба и беснуется грех, неприступной крепостью, ограждающей юную душу от тлетворных ветров, должна явиться семья. Потом, возмужав в благочестии, облеченный своими родителями во всеоружие благочестия и добродетели, воин Христов уже сможет сам противостать козням диавольским. Так от доброго древа рождаются добрые плоды, несущие миру сладость истины и любви. Преподобным Кириллу и Марии даровал Господь трех сыновей. Старший, Стефан, пошел характером в отца — был деятельным и мужественным. Младший, Петр, — в мать — он стал хозяйственным и домовитым. Средний же, Варфоломей, был чудо и тайна. Однажды праведная Мария, беременная этим ребенком, по обыкновению пришла в воскресенье в храм и смиренно стояла в уголке, внимая Божественной литургии. Когда ей доводилось носить во чреве дитя, она молилась с удвоенным усердием: за себя и родных своих и за созревающую в ней новую жизнь. На сей раз во время церковной молитвы произошло чудесное и пугающее. В торжественнейшие моменты богослужения младенец трижды возгласил из ее чрева: когда началось чтение Евангелия, когда воспели Херувимскую песнь, когда возвестил священник: Святая святым. Этот голос младенца, еще из чрева матери взывающего к Богу, наполнил трепетом праведную Марию. После службы вокруг нее собрались любопытные, желая видеть дитя, словно постигшее уже смысл Церковных Таинств, — и ей пришлось сознаться, что не на руках, а во чреве ее возглашал ребенок. Изумленные чудом, верующие могли только повторить сказанное некогда о рождестве святого Иоанна Предтечи: что будет младенец сей? ( Лк.1:66 ). И преподобный Епифаний Премудрый уподобляет этот троекратный возглас будущего Всероссийского игумена, еще не родившегося на свет, взыгранию Предтечи Господня в материнском чреве при приближении Христа. Благоговейно носила в себе святая Мария таинственного младенца, еще до явления своего на свет чудесно отмеченного и избранного Богом. Она наложила на себя пост: отказалась от мяса, рыбы, молока; не прикасалась к вину и хмельному меду.

http://azbyka.ru/semya/o-tainstve-braka-...

А теперь мысль, пришедшая мне во время чтения Евангелия. Архангел говорит, что пророк Всевышнего, благоименный Иоанн, «обратит сердца отцов к детям» (ср. Лк. 1, 17). И тут мы видим тайну жизни святого Иоанна. Он во чреве матери, еще до рождения, взыграет при встрече с Матерью Божией, непраздной Богом (ср. Лк. 1, 41). Какими же очами глядел из чрева крохотный младенец, что смог увидеть, прозорливец всех веков, сияние славы Божией? Он — воистину неложный свидетель миру в том, что у нерожденных младенцев есть душа и тело, есть духовное зрение, чувства, образ Божий, есть жизнь вечная. Когда умерщвляешь нерожденного младенца, ты яростно убиваешь в его сердце Христа, полностью уничтожаешь его жизнь, полную Божественной невинности, уничтожаешь целую вечность улыбок и бесконечных объятий. Ты и в своем сердце, и своей жизни навсегда убиваешь Бога. Но Бог, благодарение Ему, дольше вечности делает Свое дело. И из любви, распявшейся за нас, постоянно воскрешает тех, кто Его убил. Пророк, который будет заклан мечом по коварству женщины, производящей смерть, — горячий свидетель пред Богом о всех младенцах, закланных своими матерями, простите — ходячими бойнями, называющих себя матерями. Небесный младенец, взыгравший от радости во чреве Елисаветы, приносит потрясающее небо и землю свидетельство о взыгрании от боли умерщвляемых младенцев, слезно умолявших о том, чтобы их оставили жить. Небесный пророк десницей, касавшейся главы Господа, указывает на всех, кто убивал младенцев, которые по невинности своей были пророками, зрящими Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Помню, как я месяцами лежал в детской больнице города Тыргу-Нямц, будучи маленьким и болезненным. В 10 часов, перед отбоем, приходили медсестры, чтобы вколоть всем пенициллин и оксациллин. И тут же словно ударная волна боли начинала расходиться по больнице: это сотни детей, от новорожденных до 17-летних юношей, поднимали страдальческий плач. Все здание гудело от отчаянного плача детей. Море слез вздымалось до небес. А теперь умножьте это зрелище в миллионы раз и услышите на миг несмолкающие крики миллионов младенцев, плачущихся к Богу на то, что их изрубили на кусочки.

http://pravoslavie.ru/154656.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010