Правда, с другой стороны, тому же мотиву скорби Мадонны и умиленных ласк Младенца обязаны его картины необыкновенный трогательностью некоторых групп. Остановимся, на пример, на круглом образе (рис. 98) Мадонны с ангелами 167 в галерее Корсини в Риме. Общее элегическое настроение его Мадонны, обусловленное тихою внутреннею скорбью, заменяется здесь резкою болью сердца юной Матери. Порывисто бросившийся к Ней Младенец, привлекая к себе ее руку, и всматриваясь в скорбное лицо Матери, старается помять причину ее затаенной скорби, между тем, как причина эта слишком ясна: ангелы вокруг держат орудия страсти: один губку, другой копие, третий терновый венец, четвертый гвозди, и лица всех их скорбны, и головы склонены от печали. Остается под вопросом: что было раньше, настоящая картина, сочиненная художником, искавшим трогательного сюжета, или иконописная тема «Страстной Б. М.», которая не забывает напоминать о страдальческом роке Богочеловека Ему в младенческом возрасте. Впредь до получения других фактических данных, мы предпочитаем предполагать первое, так как нигде ранее XV столетия подобных тем не находим. Рис. 97. Образ Б. М. с Младенцем из фрески Пьетро Лоренцетти в нижней ц. Св. Франциска в Ассизи, Алинари 5337а. Рис. 98. «Мадонна» в гал. Корсини во Флоренции 13, мастерской Боттичелли, фот. Андерсона 7635. Рис. 99. «Мадонна» Боттичели в Нац. галл, в Лондоне, Андерсон 1S027. Затем, самая обычность страдальческого типа Мадонны у Боттичелли должна была вызвать к себе подражание. Представляем одну из обычных групп Мадонны (рис. 99) с Младенцем, работы Боттичелли в национальной галерее Лондона (Андерсон 18027): она построена на том же порыве скорби Б. М. и любовном утешении этой скорби ласками Младенца. Рис. 100. Мадонна, письма Амбр. Лоренцетти в абб. Евгения, близ Сиены, Фот. Ломбарди 12 .         После икон «Страстной» Б. М. в греке итальянской иконописи следует ряд икон Б.М. «Умиления» («Материалы» Н. П. Лихачева, 66–83). Исконное происхождение типа «Умиления», по всем данным византийское, и установка его относится к XI-XII столетиям; по-видимому, само название «Умиления» является переводом имени Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Поймите, что означало грехопадение? Отказ от Бога, я не хочу, чтоб Ты был со мной. И все мы с вами крутимся именно в этом грехопадении, в этом грехе, в рабстве греху, по выражению новозаветному. И это означает, что мы, как бы мы не пыжились, мы вот это самое полноценное «да» Богу сказать не можем. Если бы мы могли, то не нужно ничего, все, мы говорим Богу «да», вперед и замечательно, и весь закон наш. Потому что суть закона именно в этом – скажи Богу «да», и все будет в порядке. Но мы все время поступаем, даже когда знаем, что мы должны делать, мы поступаем наоборот. В нас сидит какая-то внутренняя гадость, неопределимая и не изгоняемая нашими силами. И вдруг посреди этой гадости находится девчонка, которая говорит Богу такое полноценное «да», что Он смог соединиться с ней полностью, что она смогла полностью принять Божье присутствие в себя. Бог не понарошку в ней присутствует, Он действительно девять месяцев растет в ней как в человеческом теле, но присутствуя всей Своей полнотой Божественной природы. Это загадка, ее «да» – это тайна. Над ней многие века бьются лучшие умы человечества – как это возможно? И остается только развести руками и просто славить Марию в наших молитвах. По этому ее «да» происходит то, что в тропаре праздника Благовещения называется  главизной нашего спасения  – началом нашего спасения, самым-самым началом. В этот момент, когда она произносит «да», сила Божия снисходит на нее, Дух Господень осеняет ее, и Богочеловек зачинается в ее утробе, в этот самый момент. Свидетельство Елизаветы Дальше. Мария сразу после того, как это происходит, покидает свой дом и отправляется в гости к своей родственнице Елизавете, которая в этот момент уже беременна шестимесячным будущим Иоанном Крестителем. И как только она входит в дом Елизаветы, Елизавета встает ей навстречу, чтобы приветствовать. И вдруг вместо обычного приветствия, она произносит такое прославление Марии, которое совершенно необъяснимо. Она говорит –  ( Лк.1:43 ) пришла Матерь Господа моего ко мне . Она говорит это девчонке, которая вчетверо ее моложе, и которая еще вроде не замужем, но вот –  пришла Матерь Господа моего ко мне.  Откуда, что, почему? Откуда она узнала, она сама объясняет –  ( Лк.1:41 )   потому что, когда ты вошла, взыграл младенец во чреве моем . И, наверное, как-то так взыграл, что по этому взыгранию она поняла, что происходит.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

На гору разума добродетелей возшед, в чувственней же горе Афон, яко инаго Исаака подобно, самаго себе возвел еси, идеже, яко всесожжения овча, сердце твое мысленно пожерл еси.  Припев: Святителю, отче Савво, моли Бога о нас. Светильник — твою душу слезами украшая, рано ко Христу утренюя, рук же простертием в молитвах Амалика — тело умертвил еси и на гору безстрастия возшел еси.  Припев: Святителю, отче Савво, моли Бога о нас. Безстрастия любовию пострекаемь, плотская взыграния изсушил еси, душу же твою Божественными сиянии просветив, и нам убо свет разумный, Савво отче, улучити молися.  Припев: Святителю, отче Савво, моли Бога о нас. Юности цвет гладом увядив, воздержанием уды умертвив, пощением тела отверглся еси, бдением и молитвами возмогая, о Господе же любовию верха добродетелей, Савво, достигл еси  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благородием высок и добродушием изящен, разума мудростию удивлен был еси, цвет яко прекрасный, чистотою сияя, и светлым смирением, Савво отче, украсился еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Мати Божия Пречистая, Благословенная и Всенепорочная, души моея струпы исцели, и страсти плотския отжени, и свободи ум мой от всякаго вреда, и от вражия мя напасти изми, Владычице.  Седален, глас 8 Павлово насаждение, и Аполлосово приемый напоение, и вашея веры насаждение, и учением напоение, вся возращаяй Бог приял есть. Людей ваших благочестия верою, молитвами вашими возрастив, умножи, от Того яко вернии раби и делатели разумнии трудов возмездия достойно прияли есте, Симеоне преподобне, Савво священне, богоноснии отцы, пастырие и учителие, Первопастыря и Учителя Христа молите стадо ваше в мире сохранити и спасти души наша. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися, и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе. Песнь 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Разделы портала «Азбука веры» Минея, 14 Марта, Канон, егоже краегранесие: Песнь принесу мудрому Венедикту. Творение Иосифа Глас 2 Песнь 1 Ирмос: Грядите, людие,/поим песнь Христу Богу,/раздельшему море и наставльшему люди,/яже изведе из работы египетския,/яко прославися.  Припев: Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас. Песнословити достохвальную память твою усердствующему, преподобне,/благодать дати мне молися, Венедикте,/и всех прегрешений избавление.  Припев: Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас. Монашески, твой от младенства взем крест,/последовал еси Вседержителю/и, умертвив плоть, жизни сподобился еси, преблаженне.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Закону Божию повинувся, досточудне,/и страстей взыграния увядил еси воздержания подвиги,/и безстрастия благодатию обогатился еси.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Иже Тебе ради нетлением обогащшеся, Богородительнице Всечистая,/радуйся, вопием Ти, обрадованней,/преподобных и праведных удобрение.  Песнь 3 Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи,/Древом умерщвлей грех,/и страх Твой всади/в сердца нас, поющих Тя.  Припев: Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас. Вод животных Божественнаго Духа исполнившися, Богоносе,/душа твоя реки чудес источи,/недугов изсушающия течение.  Припев: Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас. К широте райстей преселился еси, всеблаженне, тесную шествовав стезю,/и демонов коварствия,/и шествия безчинная утеснил еси.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Течении твоих слез напаяемь, яко древо, Венедикте, плодоносно,/благоплодие Божественно принесл еси добродетелей/и чудес Божественною благодатию.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Един Благий Твою, воплощаемь, пройде, Пренепорочная, утробу/и Человек виден бысть совершен,/Егоже моли спасти поющия Тя.  Седален, глас 1 Монашествовав богоугодно, добродетельно пожил еси/и благодать исцелений приял еси, Венедикте, чудеса совершив страшна,/обитель же совокупль священну, привел еси Господу спасаемых множества, пребогате./Слава Богу, просветившему тя,/Слава венчавшему тя,/Слава святую твою память прославльшему.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Застенок, середина камка червчата, на нем шиты слова серебром; сий застенок Взыграние Младенца, письмо греческое, около середины и на полях шито золотом по камке таусинной, по золоту низано средним и мелким жемчугом, на полях 14 дробниц больших киотцами, с чернью, на них вырезаны святые, с чернью, промеж их дробницы мелкие золочены, резные. Застенок, середина камка червчата, слова шиты серебром, сий застенок Пречистой Богородицы Одигитрия, казенный старый, около середины и на полях шито золотом, по золоту и на камке багровой низано жемчугом, на полях 16 дробниц круглых, больших, на них вырезаны святые, с чернью, промеж их дробницы ж сканные, золочены. Застенок Пречистой Богородицы Ватопедова монастыря, середина камка червчатая, в середине шиты слова серебром; сий застенок Пречистой Ватопедова монастыря, около середины и на полях шито золотом, по золоту низано жемчугом по камке таусинной, на полях 16 дробниц круглых, на них резаны святые, с чернью, промеж их дробницы сканные на подзоре гладком. (л. 179) Застенок, средина камка червчатая, в середине шиты слова серебром; сий застенок образа Пречистой Богородицы Хозаиновской, опушка камка таусинная, около середины и на опушке поля шиты золотом, по золоту низано жемчугом, на опушке 16 дробниц серебряны киотцами, на них вырезаны святые, с чернью, меж ими дробницы резные золочены, в трех местах жемчуг осыпан. Застенок, середина камка червчатая, в середине шиты слова; сий застенок Пречистой Богородицы Одигитрия, оклад стремячий, около середины и на полях шито золотом, по золоту низано жемчугом по таусинной камке, па полях 16 дробниц киотцами золочены, на них вырезаны святые, меж их дробницы серебряны золочены, басемные. Застенок, середина камка червчатая, слова шиты серебром; сий застенок Пречистой Богородицы Феофановской. Застенок, середина камка червчатая, в нем шиты слова серебром; сий застенок гладкий, резаны травы, около середины и на полях шито золотом, по золоту низано жемчугом по камке таусинной, на полях 16 дробниц, меж их дробницы ж серебряные золоченые, сканные, с финифтью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Ветиям многовещанным века сего юродство есть еже мир возненавидети и плоть свою умертвити: недоумеют бо духовная духовными востязовати, ниже жизни сокровенныя во Христе постигнути, яже утаи Бог от премудрых и разумных и откры младенцем. Темже, преподобнии, яко Царствия Небеснаго наследницы и благодатныя радости общницы, молитвою вашею выну наставите нас, да тщетныя прелести жития сего избывше, невозвратным помыслом поприще наше течем, поюще вам таковая: Радуйтеся, духовнаго любомудрия податели. Радуйтеся, безстрастия сосуди. Радуйтеся, чистоты сердечныя сокровища. Радуйтеся, смирения зерцало. Радуйтеся, вы бо мудрых мира сего явистеся посрамление. Радуйтеся, вы бо юродивых о Христе бысте похвала. Радуйтеся, яко вами врага низлагаем хотения. Радуйтеся, яко вами суеты отреваем прилоги. Радуйтеся, во бранех духовных нам пособницы. Радуйтеся, во искушениих всемощнии заступницы. Радуйтеся, обуреваемых пристанище. Радуйтеся, немощных исцеление. Радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Кондак 10 Спасительный путь поста возлюбившии и ярем Христов на ся волею вземшии, приидите вси к сему тихому от бури греховныя пристанищу, в покаянии припадем к неослабным молитвенником нашим и отцем, яко молитвою их присно воздвизаеми, обрящем славу и воспоем: Аллилуиа. Икос 10 Стена есте обители вашей и всем с верою к вам притекающым, преподобнии: вашим бо бодренным заступлением соблазны мира отгоняются и страстей взыграния угашаются. Темже молим вас: не отрините нас в немощех наших, во искушениих и скорбех. Внегда оскудевати духовней крепости нашей, не оставите нас, но будите нам присное защищение, покров же и отрада, да вопоем вам благодаряще: Радуйтеся, пустынных тихое утешение. Радуйтеся, уединенных тайное радование. Радуйтеся, в молитве пребывающих незримии сомолитвенницы. Радуйтеся, во благоговении сущих благодатни сподвижницы. Радуйтеся, наставницы наши, имиже к совершенству призываемся. Радуйтеся, отцы наши, имиже постничества желаннаго конца доспети уповаем. Радуйтеся, крепосте наша, еюже стену греха нашего прейдем.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Кондак 2-й: Святая, видя Себя в чистоте, с дерзновевием говорит Гавриилу: необычайное твое слово неудобоприемлемым является душе моей. Как ты говоришь о чревоношении от безсеменного зачатия? и взываешь: Аллилуиа! Икос 2-й: Ведение недоведомое ведать ищет Дева, и вопиет к служителю таинства: из утробы чистой как можно родиться сыну? скажи мне. И Ангел, хотя со страхом говорит к Ней, однако взывает радуйся, Таиннице неизреченного совета! Радуйся, верная Хранительнице того, что требует молчания. Радуйся предначатие чудес Христовых! Радуйся, сокращение догматов Его! Радуйся, лествица превышенебесная, которою низшел Бог . Радуйся, мост, переводящий от земли на небо! Радуйся, многовещательное диво для Ангелов! Радуйся, многоплачевное поражение демонов! Радуйся, неизреченно родившая Свет! Радуйся, никому неоткрывшая: как? Радуйся, превосходящая ведение мудрых! Радуйся, озаряющая умы верных! Радуйся, Невеста неневестная! Кондак 3-й: Сила Всевышнего неиспытавшую брака осенила тогда к зачатию, и Её благоплодное чрево показала как бы приятною нивою для всех желающих пожинать спасение, тогда как они поют Аллилуиа! Икос 3-й: Имея Богоприемную утробу, Дева притекла к Елисавете. Младенец же сея, тотчас узнав целование оныя, возрадовался: и взыграниями, как будто песнями вопиял к Богородице: радуйся, стебль прозябения неувядающего! Радуйся, приобретение плода безсмертного! Радуйся, земледелающая Земледелателя человеколюбивого. Радуйся, Насадителя жизни нашей насадившая. Радуйся, нива, возращающая многоплодие щедрот! Радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивлений! Радуйся! Ибо Ты луг питания произращаешь. Радуйся! Ибо пристанище душам готовишь. Радуйся, Богоприятный фимиам молитвы! Радуйся, очищение всего мира! Радуйся, призывающая Божие благоволение смертным. Радуйся, дающая смертным дерзновение к Богу! Радуйся, Невеста неневестная! Кондак 4-й: Бурю сомнительных помышлений имея внутренно, смутился целомудренный Иосиф, зря Тебя, Непорочная, небрачною, и искушаясь возмнить о Тебе, как о бракоокраденной: но узнав зачатие Твое от Духа Святого, сказал Аллилуиа!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Увы Мне, Сын Мой, и старший Меня! Какое надгробное сетование и какия погребальныя песни воспою Тебе? Я больше не являюсь манноприемной Стамной, потому что душепитательная Манна в гроб изливается. Я уже больше не являюсь Неопалимой Купиной ( Исх. 3, 2 сл.), потому что невещественным огнем Твоего гроба Я всецело спалена. Я уже больше – не златой Светильник, потому что Свет Мой поставлен под спуд ( Матф. 5, 15 ). О, как много величий явил Мне Сильный ( Лук. 1, 49 )! Из всех родов Ты избрал Меня. Пророческими языками предвозвестил Меня. Имея придти с небес, путем известным Тебе Самому, Ты откладывал Свое пришествие в мир, не имея достойнаго Сосуда, могущаго принять Божество. Себе единому Ты обручил Меня, даже и прежде Моего зачатия. Я была приведена на свет жизни, и на кратчайшее время пребыла с Моими родителями. И вместе с тем, как я попрощалась с материнским молоком, я разсталась с Моими родителями, и вся была принесена Тебе в дар, и была помещена в храме, чтобы стать чистейшим Храмом для Тебя. Отец Мой и мать Моя оставили Меня, Ты же приял Меня ( Пс. 26, 10 ), и кормил чрез Ангела, и, как говорит Давид: Хлеб ангельский яде человек ( Пс. 77, 25 ). Я видела Ангела Первостоятеля, который говорил со Мной, как с Владычицей, котораго, когда Захария увидел раньше, пришел в разслабление чувств и онемел ( Лук. 1, 5–23 ). И возрадовался младенец во чреве (Елисаветы) и своим взыгранием обменялся целованием (приветствием), покланяясь Тебе, бывшему тогда в Моем чреве ( Лук. 1, 39–45 ). Ты разрешил в отношении Меня законы природы. Ты зачался без семени, как знал, и после рождения соблюл Меня Девой. Ты сделал Меня матерью, о чаде веселящейся, по выражению пророка Давида ( Пс. 112, 9 ), ставшаго, посредством Меня, богоотцем; и высшей всех дщерей, которых Соломон сокровенным образом представил ( Песн. 6, 7–8 ). Мне, хотя и весьма бедной в отношении материальных благ, цари принесли рабское поклонение 2 . Ты явил Меня шире небес, от Которой Ты, Солнце славы, возсиял. И минуя все прочее чудесное, совершенное в отношении Меня, (Я скажу, что Ты сделал Меня блаженнейшей во всем человечестве, и чрез Меня Ты сделал то, что и небесный мир стал исполненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Теорос — так именовались зрители на Олимпийских играх, которые только смотрят, не вступая в плотные слои осуществленности. Это и было воплощено в фаустовской цивилизации, в нашей с вами цивилизации. Второй спектральной составляющей оказался аскезис. На долю аскезы осталась сама эта тяжелая телесность. Симеон Новый Богослов , Максим Исповедник , Григорий Палама постоянно указывают на иной способ аскетического выбора. Оно противостоит гомеопатии сущего, например эстетическому созерцанию. Ты должен оставаться лишь наблюдателем. Мы не можем относиться к миру только эстетически. Мы должны относиться к нему как к тому, что нам противостоит. Может быть, этот мир должен быть дан нам не эстетически, не теоретически, не исторически, а событийно. Все, что является телесным, случайным, возрастным, гендерным, может быть вынесено за скобки, но сама полнота останется. Хочу прочесть цитату из Симеона Нового Богослова. «Но в каком месте или в какой части тела, думаете, полагает он, что вообразится Христос? В лице или в груди? Нет, в сердце нашем вообразится Он и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве ея делает некоторые движения, и нельзя ей не знать, что имеет плод во чреве: так и тот, кто имеет вообразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграния, то есть осияние и облистание Его, и видит внутри себя воображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, как свет, всесущественно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым, во образе без о бразном и в виде безвидном». Здесь выражен протест против эстетического только, или только исторического, или только схематического проникновения в учение, в традицию, в предание. Христианский подвиг, подвиг прямой христианской аскезы состоит в том, что пусть твоя современность не делает тебя слепым. Не думай, что фарисеи были только там, а здесь — исключительно одно цивилизованное человечество. Понимание того, что это с нами, а не с ними, и есть основа христианского подвига.

http://blog.predanie.ru/article/vsya-zhi...

Сладостно утренневать таким образом. Когда душа в святом возжадании прилепляется к Богу живому и видит Его силу и славу, тогда она бывает в раю. Что ж такое рай? Он есть ощущение себя в Боге, созерцание его совершенств, упоение его щедротами, наслаждение своими способностями, восприемлющими его озарения и освящения, и неизглоголанное взыграние всего существа нашего. В таком райском состоянии души я медленно сходил с Кармила по крутой стезе, обработанной трудолюбием тамошних отшельников. За мною следовали спутники, молча, и, быть может, славя Творца неба и земли. У подошвы горы мы сели на коней и, проехав чрез Каифу, спустились к морскому заливу. В ближнем потоке Киссонском воды было очень мало, в полколено коня у самой окраины моря. На этом потоке, сказал я спутнице, там, у другого конца горы, пророк Илия заклал ножем жрецов Ваала. 133 Ранее же его пророчица Деввора с Вараком истребила полчища Сисары и воспела победу: «Услышите цари и внушите князи: аз Господеви воспою и пою Богу Израилеву.... От небесе ополчишеся звезды, от чина своего ополчишася с Сисарою. Водотечь Киссонов изверже их... Тако да погибнут вси врази Твои, Господи: и любящии его, якоже восток солнца в силе своей 134 . То же солнце, которое при Девворе озаряло поле битвы израильтян и полчищ Сисары, струило лучи свои и на нас, мирных паломников. Жар их умеряем был прохладою от моря. День вырастал красавцем. Приятная погода, ровная и гладкая дорога у окраины залива и охота сыскать тут морскую живность в виде крестика побудили нас идти пешком. Найдены были три крестообразные ракушки. Две взяла Титова на память о Кармиле, а я свою находку булавкой приколол к груди, и младенчески восхищался знаком спасения мира, обретающимся и в глубинах морских. – Как много разбитых судов здесь! Видно, в этом вероломном заливе часто бывают кораблекрушения, заговорила спутница. Я запел ирмос: «Житейское море, воздвизаемое, зря, напастей бурею», и пр. – Точно, жизнь наша есть море; и какой конец ее! Кости в могиле, как эти ребра судов в песке! – сказала она.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010