С. Князьков Вечерницы (Досвитки) Вечерние собрания малорусской не женатой молодежи в осеннее и зимнее время. Происходили обыкновенно в хате бездетной вдовы, которую называли «вечернична (досвитчана) мати». Каждая девушка приносила из дому съестные припасы, парубки водку, лакомства и пр. Девчата брали с собой работу и сначала работали, но когда являлись парубки, то работа прекращалась. Пели песни бытового содержания (специально вечерничных песен не было), рассказывали сказки, анекдоты; появлялась музыка и начинались танцы. После ужина вносили в хату солому и ложились спать обыкновенно парами: каждый парубок со своей девчиной. Перед рассветом вставали, парубки уходили, а девчата оставались работать – это, собственно, и были досвитки. Можно предположить, что вечерницы были отголоском древнего предварительного брака; но в XIX – н. XX в. они служили лишь для предварительного знакомства между собой обоих полов с целью избрания «дружини» (мужа, жены). Отыскивая себе подругу жизни, стараясь узнать ее как можно ближе, парубок, ввиду строгого взгляда крестьян на целомудрие девушки, старался сохранить доброе имя своей будущей жены. Вечорка, Зорька, Полуночка Персонажи русских сказок, выражавшие основные моменты суточного солнечного цикла, богатыри, побеждавшие силы колдовства и зла. Существуют также под другими названиями – Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (Световик), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник. Взвар Отвар свежих или сушеных фруктов и ягод, подслащенных медом или сахаром. Иногда подавался вместо супа. Взвоз В русской избе в северных губерниях – пологий бревенчатый въезд на сенник (сеновал), позволявший доставлять тяжелые или громоздкие грузы в хозяйственные помещения непосредственно лошадьми. Вздымки см.: Помочи. «Взыграние Младенца», икона Божией Матери Тип «Взыграние Младенца», с изображением Младенца, извернувшегося в руках Матери, близкий к типу " Умиление», сначала возник в итальянской живописи, а оттуда, вероятно, перешел в итало-критскую иконопись, где имеется ряд икон Богоматери с Младенцем, не сидящим на руках у Нее, но поддерживаемого в стоячем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Вступив в родственный Марии дом, Она присутствием в Ней пребывающего, уже исполнила благодатью Св. Духа и как бы освятила и дом этот, и живущих в нем! Эта благодать Духа Господня и внушила праведной Елисавете чудные слова, произнесенные ей. Дальнейшие объяснения ее показали, что сила этой благодати прежде всего подействовала на младенца ее, который, не видя еще чувственным взором ни одного предмета, познал и ощутил приближение Пречистой Девы, носившей Господа, и радостным взыгранием своими вразумил мать свою о высоком достоинстве благодатной посетительницы» 35 . Св. Амвросий замечает: «взыграл младенец и матерь исполнилась Св. Духа. Матерь не прежде исполнилась (Св. Духа), как и Сын, и лишь только сын исполнился Св. Духа, исполнилась и матерь. Подобно тому, как при восходе всеоживляющего солнца, все способное к жизни встречает и приветствует роскошное светило: так и здесь, при появлении духовного «Солнца», Востока свыше ( Малах. 4:2 , Зах. 6:12 , Лук. 1:18 ), младенец, которому, по предречению, надлежало «исполниться Духа Святого еще во чреве Матери ( Лук. 1:15 ) и быть во тьме мира Предтечей этого Света», – первый ощутил животворность Его, первый приветствовал Его и радостным взыгранием как бы начал великое служение свое, указывая миру на грядущего Спасителя». «Только лишь коснулся слуха моего голос твоего приветствия – как бы так говорила Елисавета Пресвятой Деве – я почувствовала, что радостно взыграл во мне младенец; вразумленная этим ощущением и в то же время озаренная свыше, я увидела Твое достоинство и свое ничтожество перед Тобой, возвеличенной до блаженства носить предвечное слово Отца небесного! Не находя в себе ничего, чем могла бы заслужить честь Твоего посещения, я благоговейно чту величие и смирение Твое: потому что ты, Богоизбранная, приходишь к земной рабе, которой первой нужно было бы воздать Тебе достойное поклонение! И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Теперь я взираю на Тебя не как на родственницу свою, но как на Матерь Господа! Я вижу в Тебе не простую дщерь Иоакима и Анны, а Деву Марию, возвеличенную Богом до недосягаемой высоты быть Матерью Спасителя мира! И какая честь, какая радость для меня! Могла ли надеяться, что ко мне придет Та, которая носит носящего всяческая, и что я первая из людей буду приветствовать Матерь Божью? Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! Много жен в Израиле, почтенных чадородием, известных добродетелями, чающих утехи Израилевой ( Лук. 2:25,38 ), т. е. пришествия обетованного Мессии; но Ты безмерно превзошла всех: потому что именно через Тебя является в мир давно ожидаемый Спаситель. Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанных Ей от Господа. Тебе уже возвещено от Господа о великой тайне воплощения Сына Божия; во истину блаженна вера Твоя: потому что все так совершится, как возвещено Тебе 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духа, как самое место и дом, так и всех живущих в нём! И что эта-то благодать и была причиной всех действий, удививших Её. Дальнейшие объяснения Елисаветы показали, что сила этой благодати прежде всего оказалась на младенце её, который не видя ещё чувственными очами ни одного предмета, и даже не сознавая собственного бытия своего, познал уже и ощутил приближение Пречистой Девы, носившей Господа, и радостным взыгранием своим во чреве Матери, вразумил её о высоком достоинстве благодатной Посетительницы! Подобно тому, как при восходе всеоживляющего солнца, всё, способное к жизни, встречает и приветствует роскошное светило; так и здесь, при появлении духовного Солнца, Востока свыше , — святой младенец, которому по предречению, надлежало исполниться Духа Святого ещё во чреве Матери и потом быть предтечей, во тьме мира, этого Света, — ощутил первым животворность Его, и радостным взыгранием начал уже великое служение своё, указав миру на восхождение Солнца Правды над грешной землёй! Лишь только коснулся слуха моего голос твоего приветствия, — говорила Елизавета Пресвятой Деве, — как я почувствовала, что радостно взыгрался младенец во чреве моём; вразумлённая этим ощущением и в то же время озарённая свыше, я увидела Твоё достоинство и моё ничтожество пред Тобой, возвеличенной до блаженства носить Предвечное Слово Отца Небесного! Не находя в себе ничего, чем бы я могла заслужить честь Твоего посещения, я благоговейно поверглась пред беспредельным величием и смирением Твоим, вследствие которых Ты, поставленная превыше всех небесных сил, пришла к земной рабе Твоей, которой бы первой надлежало поспешить воздать Тебе достойное поклонение. И откуда мне сие: да прииде Мати Господа моего ко мне? Теперь я с благоговением взираю на Тебя, Богоизбранная, не как на родственницу мою, но как на Матерь Господа моего! Я вижу в Тебе не простую дщерь Иоакима и Анны, а Деву-Марию, возвеличенную Богом до недосягаемой высоты — быть Его Матерью! И какая честь, какая радость для меня! Могла ли я ожидать когда-либо такого счастья? Могла ли надеяться, что ко мне придёт Та, Которая носит Носящего всяческая, и что я первой из людей буду приветствовать Матерь Божию? Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! Только Сына Твоего и Твоё непостижимое смирение могло побудить Тебя почтить меня Своим посещением и облагодетельствовать, как носимого мной младенца, так и весь дом мой излиянием на нас даров Духа Святого! Удивлённая сначала словами Елисаветы, Пречистая Дева, находилась некоторое время в молчаливом созерцании; но потом, вникая в смысл приветствия Её, и слыша в нём повторение слов, благовествовавшего Ей Ангела, Она убедилась, что все эти действия и слова происходят по соизволению Духа Святого и клонятся к успокоению и прославлению Её.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Изъявив таким образом удивление, она представляет причину оного. Причина сия, можно сказать, матерняя, которая ближе всего к сердцу матери. «Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем» ( Лк. 1:44 ). Она указывает на взыграние младенца во чреве, как бы так говоря: сам младенец чувствует, кто Ты. Святой Амвросий говорит: vocem prius Elisabeth avdivit, gratiam vero senserit Johannes . «Взыграние младенца показывает, как много будет значить посещение Твое для всех!» «Радощами»: последовало не одно обыкновенное движение, как это случается в шестой месяц чревоношения; но некоторое определенное движение, и притом не однократное, а многократное. Материнские чувства много заключают в себе такого, чего нельзя изъяснить. Тут нельзя не вспомнить о взыгрании дочери Иродиадиной пред смертью Иоанна; но как различны сии взыграния! «И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа» ( Лк. 1:45 ). Слова сии показывают, что Елисавета узнала много. Она как бы так говорила: прекрасно Ты поступила, что поверила словам Благовестника. Значит, она знала о разговоре Ее с Ангелом. Блаженна; ибо Ты сделала Свое дело лучшим образом. Все человечество тогда являлось в лице Твоем пред очами, и Ты явилась тогда тем, чем нужно было явиться. Не так поступил мой муж. Ты лучше сделала, «поверив, яко будет совершение глаголанным... от Господа». Что Бог однажды сказал, то сбудется, как бы глагол Господень ни отстоял от обыкновенных путей разумения человеческого. Елисавета говорила это с тем большей уверенностью, что видела исполнение слов Божественных на опыте. В приветствии Елисаветы вообще видна радость необыкновенная; видно уважение, основанное на прозрении в дело. Не слыхала ли Елисавета обыкновенным путем о том, что Бог таким образом посетил Марию? Она не могла слышать этого таким образом. Ибо если Мария открыла бы кому-либо случившееся с Ней, то конечно прежде всех открыла бы это Иосифу. Но и он об этом не знал; а если не знал, то непременно нужно предположить, что тайна благовестия скрывалась в сердце Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Ноябрь 7 ноября Икона, именуемая Взыграние [Взыграние Младенца] Эта икона находится в Угрешском монастыре, близ Москвы, который устроен Димитрием Донским в XV веке. Явление её относится к концу XVIII века. 9 ноября Икона, именуемая Скоропослушница Эта икона находится на Афоне, в Дохиарском монастыре. Она прославилась в 1664 г следующим образом. Она находилась на стене пред братской трапезой, и трапезарь, проходя, по обыкновению, мимо неё с возожжённой лучиной, два раза слышал от неё слова: «Не копти Моего образа зажжённой лучиной», но, приняв эти слова за шутку кого-либо из братии, не прекращал хождений, за что и был наказан слепотой при словах тоже от иконы: «Монах, недостойный сего имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» Но через некоторое время, по молитве пред иконой, ему было возвращено зрение и при этом сказано, что Пресвятая Богородица покровительствует обители, и что Она предстательствует пред Своим Сыном за всех православных христиан, и молитвы их бывают исполняемы Господом ради Её ходатайства, и что с этого времени икона будет называться Скоропослушницей. Сия икона ознаменовала себя очень многими чудесами. Молитва пред иконой, именуемой «Скоропослушница» Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! Море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верой к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, Всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прощения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя. Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий, и душевнаго расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 12 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 20 ноября 1 мин., 22.05.2012 Седмица 22-я по Пятидесятнице. Строгий пост. Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Прп. Зосимы Ворбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии. Сщмч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937). Сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937). Обретение мощей сщмч. Константина пресвитера (1995). Иконы Божией Матери " Взыграние " , Угрешской (1795). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ Кол., 259 зач., III, 17 - IV, 1. Лк., 69 зач., XII, 48-59, и за четверг (под зачало): Кол., 260 зач., IV, 2-9. Лк., 70 зач., XIII, 1-9. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12. ЦИТАТА ДНЯ Какие люди странные! Никогда не пользуясь присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли, так нет, подавай им свободу слова! Сёрен Обю Кьеркегор РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 20 ноября (аудио + текст): икона Божьей Матери " Взыграние Младенца " мч. Феодот корчемник мч. Иерон Мелитинский Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-20.html

Стих: И ты отроча пророк вышняго наречешися. Глаголи ми явственнейше, по чему познаю сие; паки ко ангелу блаженнейший старец рече: яко видиши, исполнен бо дний есмь, Елисавет же неплоди есть; како убо мне глаголы вещаеши паче естества? удивляюся, отнюдь не истинствующа тя ныне помышляю, о человече, отиди: аз бо людям избавления испрошаю, а не отроча прияти, вешь неудобоприятную. Стих: служити ему преподобием и правдою пред ним, вся дни живота нашего. Бога Вседержителя архангел есмь, Гавриил мне имя, старцу рече бестелесный; и ныне оглохни, и молчанию научися, не веровав моим глаголам: егда же родит ти трубу слова сопружница, духу уясняющу твой язык, возопиеши явственнейше: пророк высочайшего назовешися, о отроча, того предуготовати благодатию стези, яко благоволи. Канон п. 9, тропарь 2: Божий пророче, старче, ликуй, родиши бо сына, егоже больший в человецех не воста, Иоанна Господня Предтечу. Взыграй Елисавет, земля вся радуйся, хвалу всех Творцу Богу приносяща. 16 Между рассказом о зачатии и о рождестве Предтечи св. евангелист Лука помещает рассказ о встрече двух будущих матерей. Этот рассказ одинаково относится и к Богоматери, и к Предтече. Матерь Божия впервые на земле приветствуется как Мать Господа. Предтеча ранее своего рождения свидетельствует о грядущем Спасителе. В виду того, что всякое грубо механическое истолкование взыграния Предтечи должно быть заранее отметено, нужно принять, что дух Предтечи, озаренный Духом Святым, уже во чреве Матери постигал и радовался радостью друга Жениха при приближении Его, еще не рожденного. Сила и значение этого взыграния были таковы, что мать его исполнилась Духа Святого и изрекла свою пророчественную речь о Богоматери. «И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ее, и исполнися Духа Свята Елисавет» (1,4). Предтеча уже от зачатия своего и ранее своего рождения был и явился Предтечей Господним. Для совершения своего служения ему предстояло еще пройти долгий путь подвига и возрастания, также как и Богомладенцу Христу, но не было мгновения в его бытии, когда он не был бы уже Предтечей, которым зачат был и родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

IV. Переход иконографических типов Б. М. из грекоитальянской иконописи в русскую. Типы Б. М. «Страстной», «Умиления», «Взыграния Младенца», «Сладкого Лобзания», «Корсунской Умиления», «Ватопедской», «Никопейской» и др. Продолжаем свой иконографический анализ, в центре которого ставятся или прямо произведения итальянской живописи, или их греко-итальянская переработка, причем, однако, новые типы и сюжеты тесно примыкают к десяти рассмотренным во II главе. 11 .  В ряду греко-итальянских икон XV столетия обращает на себя особое внимание образ Богоматери Страстной 91 , как красотою композиции фигур, так вместе с тем и оригинальною мыслью, в него вложенной. Известно, что композиция эта (рис. 94 и 95) повторяется во всех иконах «Страстной», неизменно во всех деталях. Представлена Б. М. по грудь, с серьезным, почти грустным выражением в лице; левой рукою она поддерживает Младенца, который резко повернулся назад и смотрит на ангела, приносящего с неба крест на руках, покрытых платом. С другой стороны, виден еще ангел, несущий копие и сосуд с желчью и уксусом. На лице Младенца выражено более изумление, чем испуг, но последний заметен в Его движениях (с одной ножки Его свалилась сандалия), так как Младенец склонился к Матери, как бы сжавшись, и охватил обеими ручками ее руку, дотоле прижатую к груди. На одной из таких икон, в том же собрании, читается, во-первых, наименование Б. Г. μλοντος, а во-вторых, в стихах, некоторое объяснение сюжета: «Ангел, некогда возвестивший Пречистой: «радуйся», ныне предноказует символы страсти; Христос же, облекшись в смертное тело, испугавшись участи, созерцает страшныя орудия». Те же греческие слова, переданныя на латинском языке, находятся в итальянском списке (рис. 94) иконы. Как известно, та же икона «Страстной» Богоматери составляет предмет особого почитания в римской церкви св. Альфонса (dei liquori) под именем Богоматери «Непрестанной Помощи» τς δоυ βοηθεας de perpetuo succursu. Икона, по преданию, принесена с о. Крита. Путем одного наглядного примера попробуем разъяснить, в чем именно заключалась та внутренняя жизнь, которая была сообщена итальянскою живописью иконографии Богородицы и которая привлекла к себе с такою силою греческую иконопись, что заставила ее изменить прежнему гиератическому пошибу и ввести в свою среду целый ряд интимно-лирических типов Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. Название (засвидетельствовано в сер. XVI в.) икона получила вслед. того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греч. Македонии в средние века у юж. славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе др. рассказов о святынях Хиландарского мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком 3-й четв. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 147Д. Л. 80-97; Турилов. 1996); в южнослав. традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Е. и. Согласно этому преданию, Е. и. была взята серб. царем Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345). Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier - рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися».

http://pravenc.ru/text/187896.html

Канон п. 9, тропарь 2: Божий пророче, старче, ликуй, родиши бо сына, егоже больший в человецех, Иоанна Господня Предтечу. Взыграй, Елисавета, земля вся, радуйся, хвалу всех Творцу Богу приносяща . 0 зачатии Предтечи благовествуется архангелом Гавриилом не только Захарии, но и Деве Марии: «и се Елисавета, южикатвоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей, нари–цаемый неплоды, яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (1, 36–37). Мы уже указывали, какое значение имеет это упоминание, связывающее воедино оба благовествования. И эта связь закрепляется и обнаруживается в дальнейшем. После удаления архангела и совершившегося таинственного безмужнего зачатия «восставши Мариам во дни тыя, иде в горняя со тшанием во град Иудов и вниде в дом Захариин и целова Ели–савет» (1,3–3). Это движение Марии явилось как бы ответом на слова архангела и на молчаливый его зов. В ведущем сердце Богоматери стало ясно, кто и для чего рождается от неплодной. Здесь осуществляется новое и таинственное сплетение обоих благове–ствований. Между рассказом о зачатии и о рождестве Предтечи св. евангелист Лука помещает рассказ о встрече двух будущих матерей. Этот рассказ одинаково относится и к Богоматери, и к Предтече. Матерь Божия впервые на земле приветствуется как Мать Господа. Предтеча ранее своего рождения свидетельствует о грядущем Спасителе. Ввиду того, что всякое грубомеханическое истолкование взыграния Предтечи должно быть заранее отметено, нужно принять, что дух Предтечи, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал и радовался радостью друга Жениха при приближении Его, еще не рожденного. Сила и значение этого взыграния были таковы, что мать его исполнилась Духа Святого и изрекла свою пророчественную речь о Богоматери. «И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавета» (1,4). Предтеча уже от зачатия своего и ранее своего рождения был и явился Предтечею Господним. Для совершения своего служения ему предстояло еще пройти долгий путь подвига и возрастания, также как и Богомладенцу Христу, но не было мгновения в его бытии, когда он не был бы уже Предтечей, которым зачат был и родился. И в этом отношении напрашивается сопоставление с Богоматерью, Которая, конечно, осуществила Свое Богоматеринство лишь после Благовещения и рождества Христова, но была зачата и рождена уже как сосуд богоприятный, как Богоматерь . Различие здесь вытекает из разности положения Предтечи и Богоматери в отношении ко Христу Спасителю: до бессемянного зачатия должна была протечь девическая жизнь Богоматери, первая же встреча Предтечи с Грядущим совершилась уже через шесть месяцев после его зачатия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010