Кондак 3: Сила Всевышнего тогда/осенила к зачатию брака не познавшую/и плодоносное чрево Ее/как бы нивой явила сладостной/для всех, желающих пожинать спасение,/воспевая так:/Аллилуия! Икос 3: Имея чрево, Бога принявшее,/поспешила Дева к Елисавете;/младенец же той, тотчас узнав Ее приветствие,/радовался, и взыграниями, как бы песнями, взывал к Богородице: Радуйся, Ростка неувядаемого ветвь;/радуйся, Плода бессмертного удел. Радуйся, возделывающая Земледельца человеколюбивого;/радуйся, Насадителя жизни нашей рождающая. Радуйся, нива, растящая сострадания богатые плоды;/радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивления. Радуйся, ибо Ты лугу роскошному расцвести даешь;/радуйся, ибо Ты пристанище для душ готовишь. Радуйся, ходатайства приятный фимиам;/радуйся, всего мира искупление. Радуйся, Божие к смертным благоволение;/радуйся, смертных перед Богом дерзновение. Радуйся, Невеста, брака не познавшая! Кондак 4: Бурю имея в себе мыслей сомнительных,/целомудренный Иосиф пришел в смущение,/смотря на Тебя, безбрачную и подозревая,/ что нарушила чистоту, Ты, Непорочная;/узнав же о зачатии Твоем от Духа Святого, возгласил:/Аллилуия! И снова кондак: «Обороняющей меня Военачальнице:» И читаем слово на гимн Акафиста, разделенное на две части. Также стихословим Непорочны. Затем ектения, и снова поем кондак: «Обороняющей меня Военачальнице:» и следующие 6 икосов и кондаков: Икос 4: Услышали пастухи Ангелов, воспевавших/Христа во плоти пришествие,/и, поспешив к Нему, как к Пастырю,/видят Его, как Агнца непорочного,/во чреве Марии взращенного;/воспевая Ее, они воскликнули: Радуйся, Агнца и Пастыря Матерь;/радуйся, двор разумных овец. Радуйся, от невидимых врагов защита;/радуйся, двери рая отверзающая. Радуйся, ибо все небесное радуется вместе с землей;/радуйся, ибо все земное ликует вместе с небесами. Радуйся, Апостолов неумолкающие уста;/радуйся, мучеников непобедимое дерзновение. Радуйся, твердое веры основание;/радуйся, ясное благодати познание. Радуйся, ибо чрез Тебя обнажился ад;/радуйся, ибо чрез Тебя мы облеклись славою. Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Пусть идет, да не молча он принимает совершившееся знамение, никакой страх да не заставит его соделаться неблагодарным своему Благодетелю, да не будет он переубежден страстью к богатству, да не поколеблет его желание славы, да не соделает его медлительным пристрастие к житейским удовольствиям (ср. Мк. 4: 19 ; 1Ин. 2: 16 ). Он получил урок страдания в том месте, куда сошел (ср. Евр. 5: 8 ). Там познал он ветхость, бессилие, непрочность этого мира (ср. Пс. 29: 10 ). То, что под землей, убедило его не заботиться о земном и не рассчитывать на него как на способное пребывать постоянно. Пусть идет, чтобы возвестить Каиафе и свидетельствовать перед Пилатом; чтобы узнали слуги Того, Кого они намереваются бить (см. Мф. 26: 67 ); чтобы утвердить учеников (см. Лк. 22: 32 ), низвергнуть искусителей (см. Мк. 15: 29–31 ), повелеть женам приготовить миро (см. Лк. 23: 56 ). Пусть идет, ибо, когда он идет, синагога колеблется, толпа саддукеев приходит в смятение, весь круг земной радостно пляшет, небесный свод веселится сонмом облаков, хоровод звезд ликует (ср. Пс. 148: 3 ), небо поднимается (ср. Откр. 6: 14 ), видя силу Нисшедшего с него (ср. Ин. 6: 38 ) и Пребывающего на нем (ср. Откр. 4: 2 ), Ему же слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь. Слово второе 1. Люблю это мес то Церкви, собирающ ей для меня сей духовный пир, ибо пиршество Божией Церкви есть это собрание, напояемое Таинственной Чашей, питаемое Животворящим Агнцем. Поскольку Царь ангелов поселился на земле, то для верных приготовляются пиры и наслаждения, и скорбь естества обратилась против распорядителя скорбей с тех пор, как началось пребывание [на земле] Спасителя; ибо естество, как только получило способность ощущать сияние Владыки, сразу же исполнилось радости и взыграний. Бесплодные женщины рождали предтеч благодати, еще не появившиеся на свет младенцы скакали от радости в самих материнских утробах, ибо Взыграл от радости младенец во чреве ее ( Лк. 1: 41 ). За девственное рождение ублажалась Дева; небо посредством звезды призывало с высоты волхвов; земля была наполнена ангелами, разделяющими радость с жителями земли; демоны упускали из рук тех, кем владели; болезни покидали тела; с одного конца бегом бежал расслабленный, с другого – слепой поднимался и уходил видящим; там прокаженный очищался от проказы, здесь – засыхала лужа обильно кровоточащей болезни (см. Лк. 8: 43–56 ); этот из косноязычного превращался в многословного, другой, чтобы слышать, неожиданно получал уши, которые прежде были заграждены для принятия слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

И чуть только Она вступила в ограду родственного Ей дома и произнесла несколько слов, как вдруг исполнилась благодатью Святого Духа встретившая Её Елисавета. Сила этой благодати прежде всего подействовала на младенца Елисаветы, которому, по предречению, надлежало исполниться Духа Святого ещё во чреве матери, и он, не видя ещё чувственным взором ни одного предмета, познал и ощутил приближение Пречистой Девы, носящей Господа, и радостным взыгранием своим вразумил мать свою о высоком достоинстве благодатной посетительницы. И вот благодать Духа Божьего озарила и Елисавету. Услышав голос Марии, Елисавета с видимым благоговением отозвалась на приветствие Её, не только как любимой и добросердечной родственницы своей, но как благодатной Матери Господа, милостиво почтившей её Своим посещением, и, в порыве восторженного чувства, произнесла не просто радушные слова родного приветствия, но торжественно вдохновенную речь, полную глубокого смысла. Она воскликнула: «благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа!» Эти слова могли изумить Благодатную, сокрывшую в Себе тайну Благовещения, и заставили Её недоумевать о причине и значении их. Вместо простых задушевных слов и бесед, столь привычных нраву Елисаветы – такая благоговейная встреча, такие пророческие и видимо по вдохновению свыше исходящие слова! «Только лишь коснулся слуха моего голос Твоего приветствия – (как бы так говорила Елисавета Пресвятой Деве) – я почувствовала, что радостно взыграл во мне младенец; вразумлённая этим ощущением и в то же время озарённая свыше, я увидела Твоё достоинство и своё ничтожество пред Тобою, возвеличенной до блаженства носить предвечное Слово Отца Небесного! Не находя в себе ничего, чем могла бы заслужить честь Твоего посещения, я благоговейно чту величие и смирение Твоё: потому что Ты, Богоизбранная, приходишь к земной рабе, которой первой нужно было бы воздать Тебе достойное поклонение! «И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» Могла ли я ожидать, когда-либо такого счастья? Могла ли надеяться, что ко мне придёт Та, Которая носит Носящего всяческая и что я первая из людей буду приветствовать Матерь Божью? «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!» Много жён во Израиле, почтенных чадородием, известных добродетелями, «чающих Утехи Израилевой» (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Для человека, оставленного Богом, «человека обезбоженного», «человека постхристианского» богом стал комфорт, идеалом - исполнение всех желаний его испорченного естества. Поклоняющимся комфорту свойственно нежелание утруждать себя, трудиться. Нежелание, чтобы их кто-то «грузил», - они бегут от многодетности. Потому что младенцы имеют обыкновение плакать по ночам, они спать не дают. Не дают отдохнуть. Отроки - вообще сплошная «головная боль». Поэтому у нас жены не хотят спасаться чадородием, мужи не хотят в поте лица землю пахать (у нас поля не паханы, и скотины нет, даже петухи не поют; а средства к жизни часто добываются различными обманными путями), монахи не хотят молиться. Идеальный образ жизни сегодня - это «делай что хочешь», так сказать, «устав Телемской обители». Человек хочет - едет, хочет - летит, хочет - спит, хочет - ест, хочет - пьет. А лучше всего - лежать с телефоном в кармане. Потому что встать к телефону - это тоже потрудиться надо... Немощи в благодеяние И даже приходя в возраст, становясь уже престарелыми, люди всеми способами стараются продлить привычные плотские радости. Немощи старости, когда ослаблены телесные силы, хотящему спастись помогают, поскольку «взыграния плоти» уже не отвлекают его внимания от «Единого на потребу». Также и ослабление зрения помогает ему «не видети суеты». Один афонский схимонах, утративший зрение, по этому поводу говорит: «Бог для того лишил меня зрения, чтобы через него не рассеивался мой ум. Тем самым Господь сохранил меня от многих искушений, которые приходят через зрение. В жизни мне пришлось увидеть много всего, но перед исходом в мир иной мне дана возможность лучше видеть свое греховное состояние». Господь милостив; в конце жизни, когда уже немного осталось человеку жить, Он отнимает его телесную красоту. Когда человек состарится, у него выпадают зубы, волосы, он становится морщинистым, непривлекательным. Обезображивание внешности стариков - утрата свежести и обаяния юности - ограждает от соблазнителей противоположного пола.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

64, т. II, 127). В одном из Слов он говорит, что враги оглашают его всюду «яко еретика за то, что учу всех искать свыше благодати и заведомого присутствия Духа Святого» (Сл. 87, т. II, 457). Взыграние благодати в душе . – Но мы крещены в детском возрасте, когда еще не могли воспринять сознанием действия крещения на душу. Разве это может лишить нас дара Святого Духа? Преп. Симеон на этот вопрос отвечает в том смысле, что мы, перейдя к сознательному возрасту и сознательной работе над своей душой, должны восчувствовать действие Духа Святого. «Кто не познал (осязательно) благодати Святого Духа, которую приял чрез крещение, когда был младенцем, и быв крещен по вере, осквернил себя безчисленными грехами», – пусть подражает истинному покаянию Давида и всех святых со всем усердием, – «да приидет опять в душу вашу благодать Святого Духа. Ибо если снизойдет на вас благодать Святого Духа, то это будет для вас некоей купелью световой», она «соделает вас сынами Божиими и богами по благодати» (Сл. 64, т. II, 128). «Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос. Но крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в крещении; потому что такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы разуметь принятую благодать. Почему с продолжением времени они, мало по малу, изменяются и переходят на сторону худа; и благодать св. крещения в оных погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая её искра, от которой потом великая сия милость опять в них воспламеняется, если прибегнут к духовным отцам и покаются, как мы сказали, примут оглашения, восстановят веру, как следует, и возуповают на Бога. В таковых скоро опять возгарается Божия благодать, и явные дает о себе свидетельства. После этого, если они с усердием и ревностию станут подкладывать под нее рукояти смиренномудрия и милостивости, то в них возгорится пламя великое и просветит даже окружающих их» (Сл. 51, т. I, 464). «Как светильник, хотя и елеем полон и фитиль имеет, но если не зажжен огнем, остается весь темным: так и душа, по-видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастною света и благодати Святого Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела её еще нетверды; ибо надобно, чтобы они были обличены (обнаружены) и явлены светом» ( Еф. 5:13 ) (Сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   Если же большинство из нас не чувствует этого и не сознает, то ясно, что мы еще не уготовали свою душу в обитель Богу, и Он не пребывает с нами. Когда бывает общение с Богом, его нельзя не сознавать, потому что Божественный свет осиявает тогда душу и просвещает всего человека.    «Если Христос есть свет, — продолжает св.Симеон Новый Богослов, — а мы говорим, что не чувствуем Его, когда облекаемся в Него, то чем будем отличаться мы от мертвых? Если Он есть лоза виноградная, а мы — ветви, и, однако ж, не сознаем единения с Ним, то ясно, что мы бездушны и бесплодны — сухие древеса, годные только для вечного огня».    Впрочем, чтоб не навлечь на себя подозрения, будто говорим что-либо от самих себя, а не от Божественного Писания, выставляя возможным невозможное, — приведем свидетельство о сем блаженного Павла, который есть уста Христовы и говорит: «дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).    «Но в каком месте, думаете вы, полагает он, что изобразится Христос? В лице или груди? Нет, в сердце нашем изображается Он, и не телесно, а бестелесно и как подобает Богу. Впрочем, как женщина, имеющая во чреве, знает о том ясно, так как младенец во чреве делает некоторые движения («взыграся»); так и тот, кто имеет изобразившимся в себе Христа, знает движения Его и взыграние, то есть осияние и облистание Его, и видит внутри себя изображение Христа. Как в зеркале видится свет светильника, так видится в нем Христос, однако ж, не призрачно, как в зеркале, но существенно, невидимо видимым и недомыслимо постигаемым».    Как видим, при общении человека с Богом не бездействует и ум: он становится тайнозрителем этого общения и бывает поистине духовным оком, ибо ясно видит духовный предмет, отражающийся в сердце. До этого же момента ум бывает только рассуждающей силой, гадающей о предмете, но не видящей его. Видение, непосредственное и ясное, начинается только с момента, когда сам предмет приблизится к человеку и душа своей чувствующей силой войдет с ним в живое общение. И святые отцы учат, что только тогда, «когда отъяты будут от души страсти, ум просвещается и поставляется на своем месте и не имеет нужды в вопросах, потому что ясно видит блага, обретаемые на своем месте», то есть после приобретения человеком чистоты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4039...

Рис. 145. Фреска в соборе Протата Афонской горы по кальке эксп. Севастьянова. В России такого рода изображение Б. М. наиболее известно в Моденской (или Косинской) чудотворной иконе, принесенной, по преданию, из Модены в Италии Борисом Петровичем Шереметевым или же пожертвованной в ц. села Косина Петром В. 117 . Таким образом, по иконографическим типам мы должны будем поставить изыскание источников и происхождения целого ряда русских чудотворных икон в зависимость от материалов и исследований итальянской живописи XIV-XV в. и итало-критской иконописи того же времени. В настоящем очерке возможно было только перечи Рис. 146. Часть образа Б. М. сиенскаго мастера Гвидо в Сиенской Академии. Фот. Ломбарди. слить некоторые иконы, не входя в детальное рассмотрение всего вопроса о греческих оригиналах. В большинстве случаев непосредственных или прямых образцов мы не знаем, или не можем указать, так как судьбы греческой иконописи гораздо более плачевны, чем участь русской иконописи. Доселе произведения древнегреческой иконописи насчитываются разве десятками, или даже только единицами в известных местностях, хотя нет ничего не возможного в том, что когда-либо на востоке, в ризницах, откроются неизвестные нам иконные склады. Таким образом, отыскание греко-итальянского оригинала, как посредствующего звена между русской иконописью и итальянской живописью, в большинстве случаев, является пока делом не вполне верным. Между тем, раз известный путь итальянских композиции нами найден, мы, имея, с одной стороны, ряд художественных изображений Б. М. известного типа, в итальянской живописи и соответствующих ей иконописных в русской иконописи, в праве умозаключать к такому же заимствованию, которое доказано по отношению к целой серии иконописных типов Б. М. Таковы источники икон Аравийской Б. М. («О Всепетая Мати»), Блаженное Чрево, Взыграние, Взыскание погибших, Византийской Богоматери, Горбаневской, Девпетерувской, Долинской, Донской, Дубенской, ДубовицкоЙ, Египетской (Александрийской), Елецкой, Германской, Игоревской, Иерусалимской, Жировицкой, Казанской, Касперовской, Корсунской, Козельщанской, Лидской, Неувядаемый Цвет, Избавление от бед страждущих, Почаевской, Римской, Скорбящих Радости, Сладкое Лобзание, Цесарской, Умиления, Утоли моя печали, Умягчение злых сердец, Ченстоховской, Феодоровской и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Так как Христос свет мира, естественно, что верующие видят Его   . Тот, кто Его не видит, мертв. «Если же ты вообще не был удостоен, — говорит пр. Симеон, — видеть Самого Христа, что ты воображаешь, что живешь? Что ты думаешь, что служишь Ему, Которого никогда не видел?»   Невозможно познать Христа через одно только Писание, если мы не способны Его видеть. Однако в том же Нравственном Слове пр. Симеон несколько смягчает это строгое суждение и допускает, что можно служить Христу, даже если кто Его не видел, как служат царю слуги, его не видевшие. Нужно поэтому искать   Христа и в смирении служить Ему, чтобы найти Его в момент смерти. С другой стороны, на пути ко Христу есть много ступеней — смирение, покаяние, исполнение заповедей и, прежде всего, слезы   . Исходя из слов апостола Павла — «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос», — пр. Симеон пространно, со своим обычным реализмом говорит о процессе образования в нас Христа. Он описывает его в очевидно противоречивых выражениях, так как для него это единственный способ постичь непостижимое. «Где, следовательно, — спрашивает он, толкуя ап. Павла, — как он говорит, или в каком месте и части нашего тела Он образуется, на лбу ли, на лице, или на груди, вы считаете (что это бывает)? Ни в коем случае, но внутри, в нашем сердце. И вы не предполагаете, что Он образуется телесно? Да не будет, но Он образуется, правда, но бестелесно и как подобает Богу. Однако, как женщина ясно знает, когда она беременна, так как младенец движется в ее чреве, и никогда не будет она в неведении, что имеет его внутри себя, так и имеющий (Христа) вообразившимся в себе знает Его движения, то есть осияния, и Его взыграния, то есть молнии, совсем не не знает, и воображение Его в себе видит. Для примера: свет светильника внутри показывается в зеркале, но (свет Христов) не в лишенном действительности призраке, как тот свет, но показывается в личности и существенно (νυποοττως κα ουσιωδς), в безобразном образе и в безвидном виде видимый и непостижимо постигаемый»   . В вечной жизни, когда все образы и символы минут, мы будем наслаждаться созерцанием Христа, «видя Христа и видимые Им»   . Это Христос, созерцаемый в вечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Взыграние (Взыграние Младенца) " Описания иконы Икона Взыграние Младенца Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В большинстве композиций на иконах «Взыграние» Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России традиционно праздник всех икон Божией Матери «Взыграние» отмечается 7 ноября по старому стилю - в день празднования Угрешского образа «Взыграние Младенца» (http://pravicon.com/icon-54). Описание иконы Взыграние (Взыграние Младенца) Источник: Сайт www.pravenc.ru «ВЗЫГРАНИЕ» («Взыграние Младенца»), рус. название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы, отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни лит. эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца. Относительно происхождения иконографии [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Взыграние (Взыграние Младенца) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Божией Матери Пелагонитисса. Макарий Зограф. 1422 г. Скопье, Художественная галерея. Макарий, работавший в мастерской своего брата, художника монументальной живописи Йована, представил Младенца Христа в «игривой» позе — прильнувшим к Матери и одновременно обращенным к молящимся. Изображение Богоматери выдержано в традиции византийской иконописи. Файл 12974.jpg:   Размер: 706x1024, 0.72 MPix, 161 Kb. Дата: 2011-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (299) , (28) .

http://pravicon.com/icon-4090

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители 20 ноября. ПРАВМИР. Церковь чтит память иконы Божией Матери «Взыграние». История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь. Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители. В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние». В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре. Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-prazdnuy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010