Пропала в революцию, но через 90 лет нашлась. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» В чем она поможет 20 ноября, 2021 В чем она поможет У этого образа Богородицы удивительная история. Она была явлена в Николо-Угрешском монастыре — где и икона Николая Угодника. Во время революции образ пропал, а в 2003 году монастырю пожертвовали икону, подозрительно напоминающую чудотворный список… Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» Ежегодно 20 ноября отмечается день памяти иконы Божией Матери «Взыграние Младенца». У этого образа Богородицы удивительная история: она была явлена в Николо-Угрешском монастыре , там, где в XIV веке уже была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая Угодника. Именно в Николо-Угрешском монастыре хранятся многие святыни Православной Церкви. После чудесного обретения иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» в 1795 году прошли годы. Во время революции случилась трагедия — икона пропала, и о ней долго никто ничего не знал. Пока в 2003 году в монастырь не пожертвовали образ, поразительно напоминающий чудотворный список… Его установили на прежнее место образа «Взыграние Младенца». Сейчас икона хранится в алтаре Преображенского собора. Ей можно поклониться в монастыре. Где находится икона В чем помогает икона Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» Для женщины, ожидающей ребенка, период беременности становится очень важным и волнующим. Бог даровал ей счастье и ответственность будущего материнства. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» — это образ Материнской любви Богородицы. Глядя на икону, мы вспоминаем о великой жертве, которую принес Христос, и о страданиях, которые вместе с ним переносила Пресвятая Богородица. На чудотворном образе, по молитвам перед которым многие исцелялись от бесплодия, Младенец Иисус протягивает в игре руки к Богородице, а Она прижимается к Нему щекой. Ее любовь к Нему и нежность — это любовь ко всему человечеству. Перед иконой молятся о: Читайте также — Владимирская икона Божией Матери: история происхождения Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

http://pravmir.ru/ikona-vzygranie-mladen...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Взыграние Младенца Угрешская " Описания иконы Описание иконы Взыграние Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Икона Божией Матери «Взыграние» была явлена 7 ноября 1795 года в древнем Николо-Угрешском монастыре под Москвой, где на протяжении многих лет оставалась чтимым образом и одним из символов обители. Монастырь этот был основан Димитрием Донским в честь победы русского воинства на Куликовом поле в 1380 году на месте обретения другой святыни – образа Николая Чудотворца. Богоматерь на иконе изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, поддерживаемым Ее обеими руками и прильнувшим Своей ланитой к ланите Богородицы. «Взыграние» – русская икона древнего письма, написанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Другие иконы Пресвятой Богородицы с таким же наименованием имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе. Икона Взыграние (Угрешская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь. Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собра[...]

http://pravicon.com/icon-54

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЗЫГРАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) " Взыграние " ( " взыграние младенца " ) - русское название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы , отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном , изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца. Относительно происхождения иконографии «Взыграния» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итальянского искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Ф. Швайнфурт связывал зарождение этого типа на Западе с искусством готики. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в византийском происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования. Иконография «Взыграния», лишенная характерной для множества византийских богородичных икон иератичности , получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы , почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в серб. живописи, композиционно близкие типу «Взыграние» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 на алтарной преграде церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков сербского королевского рода Неманичей в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

Икона Взыграние Младенца Евхаитская - обсуждение в форуме Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Взыграние Младенца Евхаитская - обсуждение в форуме Эта страничка относится к разделу Икона Пресвятой Богородицы Взыграние Младенца Евхаитская Обсуждений этой иконы в нашем форуме не найдено. Для создания новой темы зайдите в форум " Обсуждение икон, опубликованных на сайте " и создайте тему, начинающуюся со строки " [icon-4087] " (в квадратных скобках без кавычек). Внимание!!! Строго запрещается соединять темы форума с этим сайтом вышеуказанным образом, если они попадают в одну из следующих категорий: - Сообщения, связанные с куплей, продажей, оценкой икон, либо иные какие сообщения, нацеленные на получение личной выгоды. - Сообщения, явной или скрытой целью которых является реклама сайтов или какого-то товара. - Сообщения, распространяющие сомнительную неправославную/раскольническую информацию об иконе. Подобные темы будут удаляться без предупреждения вместе с учетными записями наглых пользователей. Если Вы не уверены, что Ваше сообщение в форуме полезно не только Вам, лучше не соединяйте его с этим сайтом указанным образом, но просто создайте тему с обычным заголовком (без квадратных скобок и номера иконы). Примеры тем, которые полезно соединить с сайтом: вопросы об истории иконы, спорные и противоречивые факты; исправление ошибок, замеченных в опубликованном на сайте житии и обновление устаревшей информации; обсуждение различий в иконографии, каноничность иконы и особенности написания, различия в написании; иные подобные темы. В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Взыграние Младенца Евхаитская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/icon-4087-forum

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Подобно нек-рым др. визант. богородичным иконам, жанровый характер изображения «В.» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для к-рых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского - PG. 28. Col. 985C - 988A). В ряде др. текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - PG. 144. Col. 126). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы. В рус. иконографии к типу «В.» относятся: Яхромская , «Взыграние» Акидимская, Угрешская «Взыграние» (празд. 7 нояб.) и др. иконы Божией Матери. Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. С. 182 - 187; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери в произв. итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 209 - 214; Weigelt C. An Early Trecento Umbrian Painter//Art in America. N. Y., 1927. P. 255 - 264; Grabar A. Recherches sur les influences orientales dans l " art balkanique. Strasbourg, 1928. P. 76. Pl. VII - 1; idem.

http://pravenc.ru/text/158340.html

Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского , XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. - образ заключен в отдельную рамку). Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции « Сретение Господне ». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского ). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - ). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.

http://drevo-info.ru/articles/15497.html

Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Икона Божией Матери " Взыграние младенца " . 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) Все наиболее ранние изображения «В.» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами: фрагмент фрески XI в. на зап. грани сев. предалтарного столпа ц. Св. Софии в Охриде, македон. икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины); миниатюра из серб. Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной б-ки (Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено), воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса; икона сер. XIV в. из афонского мон-ря Филофея; выносная серб. икона 2-й пол. XIV в. из мон-ря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери ), фреска ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.; фреска 1422 г. c надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории; серб. икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье); фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г., а также многочисленные греч. и крит. иконы XV - XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.). Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в визант. памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162. Fol. 32, XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «В.» был распространен и в др. восточнохрист. землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. (Add. 7154. Fol. 1v) - образ заключен в отдельную рамку). Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

http://pravenc.ru/text/158340.html

Иконографический тип Елеусы-Умиления развился, по мнению В. Н. Лазарева, на основе трансформации образа Одигитрии 72 . 112. Богоматерь «Взыграние Младенца». Московская икона. Кон. XVII в. К числу более редких для древнерусского искусства относятся типы «Млекопитательницы» и Богоматери с играющим Младенцем «Взыграние». Иконография образа Богоматери-Млекопитательницы, или «Галактотрофусы», восходит к раннехристианскому периоду. Наиболее древнее изображение обнаружено на фреске III века в катакомбе Прискиллы. В отличие от Одигитрии, здесь дается чисто жанровая трактовка образа. Богоматерь, восседая на престоле, кормит Младенца грудью. Такой тип изображения, несомненно, восходит к эллинистическому и египетскому искусству. Ранняя иконография Млекопитательницы сформировалась в коптских памятниках, откуда образ был занесен в Западную Европу и Византию. Среди памятников столичного константинопольского искусства такие изображения встречаются только дважды на миниатюрах XI и XII веков. Однако куда более широкое распространение оно получает в греческих провинциях, на христианском Востоке и в западном готическом искусстве. В русскую иконографию изображение Млекопитательницы проникает в позднее время, главным образом начиная с XVII столетия. 113. Богоматерь с Младенцем. Средник иконы. 1-я пол. XII в. Синай, монастырь св. Екатерины. Изображение Богоматери с играющим Младенцем, по сути, представляет собой особый вариант Елеусы-Умиления. Обычно сидящий на правой или на левой руке Младенец свободно болтает ножками, вся его фигура полна движения, а рукой он касается щеки Богородицы. Этот далекий от строгой иератичности образ впервые появляется на сирийской миниатюре в Книге псалмов 1203 года (Британский музей), а затем в сербских миниатюрах и фреске XIII века. Однако популярным этот извод становится в XV–XVI веках. В русской иконописи изображение, получившее здесь название «Взыграние», распространяется в XVI столетии. При этом иконы иногда получают название «Молдавская», что указывает на то, что этот иконографический тип был занесен на Русь из Сербии через Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЗЫГРАНИЕ» («Взыграние Младенца»), рус. название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы , отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни лит. эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца. Богоматерь Пелагонитисса. Фреска алтарной преграды ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1318 г. Богоматерь Пелагонитисса. Фреска алтарной преграды ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1318 г. Относительно происхождения иконографии «В.» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итал. искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Ф. Швайнфурт связывал зарождение этого типа на Западе с искусством готики. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в визант. происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования. Иконография «В.», лишенная характерной для мн. визант. богородичных икон иератичности, получила широкое распространение в поствизант. искусстве, особенно в слав. странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы , почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в серб. живописи, композиционно близкие типу «В.» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 на алтарной преграде ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков серб. королевского рода Неманичей в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/158340.html

19 . Один тип Богоматери с Младенцем, сидящим у нее на правой руке и держащим на левой ручке сферу с крестом (рис. 136) и свиток вместо сферы (рис. 137), а правою благословляющим, повторяется в Ватиканском собрании довольно часто 339 и 334). В собрании Η. П. Лихачева таких икон оказывается восемь и при том разнообразных размеров (из них в «Материалах» рис. 135). Самым характерным в этой иконе является положение Младенца, который, в отличие от подобных икон, например, «Иерусалимской», смотрит не на Мать, к Нему склонившуюся, но в сторону, на того молебщика который приходит к Нему за благословением. Такое положение Младенца на иконе является, во-первых, итальянским новшеством, во-вторых – не всегда соблюдается в списках этой иконы: очевидно, греческие иконописцы предпочитали связывать группу воедино взаимным обращением друг к другу. Поворот Младенца в сторону, вполне годный в картине, является странным в иконе, где нет уже фигуры донаторов. Рис. 133. Прорись иконы Б. И. «Взыграния Младенца» из Фил. собр. Общ. Л. др. П. Что касается державы в руках Младенца, то она не составляет какого-либо определенного признака и является аттрибутом очень многих икон, правда, исключительно позднейшего периода, т. е. начиная с XV столетия; аттрибут этот, конечно, итальянского происхождения и усвоен был греческой иконописью уже в Италии. Держава в руках Младенца или Богоматери находится в следующих иконах: в руках Младенца, в иконе «Всех Скорбящих Радости», «Галатской», «Кукузелиссе», «Мати Дево», «Минской», «Призри на Смирение», «Путивльской»,  «Силуамской», Цесарской; в иконах, где Богоматерь держит сферу: «Византийской», «Прежде Рождества», «Знамение» позднейшего перевода, и других. Все эти иконы, как увидим в своем месте, возникли в позднейшем периоде, не исключая так называемой «Византийской», которая, подобно иконам Богоматери. «Антиохийской», «Египетской», «Иерусалимской» Кипрской и пр., является плодом греческого мастерства XVI столетия. Помимо указанных атрибутов, настоящая икона Богоматери имеет все черты письма конца XV и начала XVI века, являясь наиболее близкою по типу к иконам Умиления и Страстной. В этой иконе Богоматерь имеет обычное итальянское гофрированное покрывало, а не греческий чепец; ее пурпурный мафорий покрыт тонко выполненными золотом пышными флеронами; рубашка Младенца из драгоценной ткани, сплошь вытканной золотым рисунком по темно-лиловому полю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010