IV. Переход иконографических типов Б. М. из грекоитальянской иконописи в русскую. Типы Б. М. «Страстной», «Умиления», «Взыграния Младенца», «Сладкого Лобзания», «Корсунской Умиления», «Ватопедской», «Никопейской» и др. Продолжаем свой иконографический анализ, в центре которого ставятся или прямо произведения итальянской живописи, или их греко-итальянская переработка, причем, однако, новые типы и сюжеты тесно примыкают к десяти рассмотренным во II главе. 11 .  В ряду греко-итальянских икон XV столетия обращает на себя особое внимание образ Богоматери Страстной 91 , как красотою композиции фигур, так вместе с тем и оригинальною мыслью, в него вложенной. Известно, что композиция эта (рис. 94 и 95) повторяется во всех иконах «Страстной», неизменно во всех деталях. Представлена Б. М. по грудь, с серьезным, почти грустным выражением в лице; левой рукою она поддерживает Младенца, который резко повернулся назад и смотрит на ангела, приносящего с неба крест на руках, покрытых платом. С другой стороны, виден еще ангел, несущий копие и сосуд с желчью и уксусом. На лице Младенца выражено более изумление, чем испуг, но последний заметен в Его движениях (с одной ножки Его свалилась сандалия), так как Младенец склонился к Матери, как бы сжавшись, и охватил обеими ручками ее руку, дотоле прижатую к груди. На одной из таких икон, в том же собрании, читается, во-первых, наименование Б. Г. μλοντος, а во-вторых, в стихах, некоторое объяснение сюжета: «Ангел, некогда возвестивший Пречистой: «радуйся», ныне предноказует символы страсти; Христос же, облекшись в смертное тело, испугавшись участи, созерцает страшныя орудия». Те же греческие слова, переданныя на латинском языке, находятся в итальянском списке (рис. 94) иконы. Как известно, та же икона «Страстной» Богоматери составляет предмет особого почитания в римской церкви св. Альфонса (dei liquori) под именем Богоматери «Непрестанной Помощи» τς δоυ βοηθεας de perpetuo succursu. Икона, по преданию, принесена с о. Крита. Путем одного наглядного примера попробуем разъяснить, в чем именно заключалась та внутренняя жизнь, которая была сообщена итальянскою живописью иконографии Богородицы и которая привлекла к себе с такою силою греческую иконопись, что заставила ее изменить прежнему гиератическому пошибу и ввести в свою среду целый ряд интимно-лирических типов Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Точного или близкого протографа Л. и. не обнаружено. Изображение относится к типу «Умиление» (греч. Ελεοσα - Милующая): Богородица держит на левой руке Младенца Христа, Который прильнул щечкой к лику Матери. Характерной чертой образа является положение правой ручки Младенца - перстами Он нежно касается щеки Пресв. Богородицы. Этот жест, передающий эмоциональный характер взаимоотношений Матери с Сыном, встречается в изображениях типа «Взыграние». Однако в отличие от них в позе Богомладенца на Л. и. нет даже намека на экспрессивность - Он сидит подчеркнуто прямо. Скорее, изображение на Л. и. напоминает образ Божией Матери Перивлепты, хотя он и относится к типу «Одигитрия» (см., напр., икону XIV в. из Успенского собора Московского Кремля, ГММК), но разница в том, что в иконографии Л. и. общение Богоматери и Младенца передано не только через взгляды, но и в сближении через позы и жесты. Так, фигура Богомладенца представлена в сложном ракурсе, сочетающем легкий разворот корпуса «к зрителю» и скрещенные ножки «от зрителя» (левая поверх правой), в левой руке - свиток; при этом правой рукой Богородица обращается с молитвенным жестом к Сыну, а не придерживает Его. В изображении Божией Матери удивительным образом сочетаются пластичность и угловатость форм. Ее фигура плотно вписана в средник, так что часть правой руки словно обрезана полем. Кисти рук небольшие, изящные, шея, лик и черты лика удлиненные. Впечатление непропорциональности создает несоответствие линии мафория очертаниям тела. Однако общее равновесие образа не нарушается во многом благодаря сохранению классических пропорций в фигуре Богомладенца. Цветовое решение достаточно скупое, но активный красный цвет делает его весьма выразительным. Средник и поля светло-охристые, мафорий сиренево-коричневый, чепец зеленый. Красным цветом даны: нимбы и гиматий Богомладенца, препоясанный по исчерна-синему хитону (первоначальный цвет хитона, написанный окислившейся со временем ярью-медянкой, был зеленовато-голубым), узкие полосы отделки мафория и поруч платья, а также очертания медальонов, в к-рые заключены литеры имени Пресв. Богородицы. Цветное высветление одежд (мафорий Богоматери, хитон и гиматий Младенца) посредством широких пробелов, включающих не только белила, но и голубой тон, под слоем олифы приобретали золотистый оттенок, свойственный ассисту. Нимбы украшены выполненным золотом растительным орнаментом (подобный рисунок золотом достаточно редок в псковской иконописи, встречается, напр., на окладе кодекса в руках ап. Матфея из деисусного чина ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья (в Завеличье), Псков, 1-я пол. XV в., ПИАМ).

http://pravenc.ru/text/2561056.html

Переселил Бог праведного Авраама от сродников его и от всех ему своих; терпит он бедствия на чужой стороне и с упованием ждет исполнения обетования. Великое налагается на патриарха испытание, которым и доказана твердость его пред Богом. Много проходит времени; юность увяла наконец как цвет; старость при дверях; природа, преклоняясь к дряхлости и терпя свойственное ей, изнемогла; и в нем и в супруге его угасли от старости и крепость и сила к чадородию; у обоих тела, с утратою их юности, стали согбены по закону естества. Но сильна была в них надежда на Бога. Не только она не старела, но даже была она непреодолима. По сему-то сверх упования Авраам родил Исаака, который во всем прообразовал собою Владыку. Ибо не делом было естества, чтоб мертвая утроба зачала, и сухие сосцы снабжали млеком Исаака; не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа и без растления родила Спасителя вселенной. Господь Сарру в старости соделал матерью, а Марию по рождении показал Девою. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (Быт.18:14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родит сына благодатная (Лк.1:28.31). Рассмеялась Сарра, видя свое неплодство, смотря на омертвение, не поверя слову. Как этому быть, говорит она, когда я и Авраам не способны уже к плодоношению? Недоумевала и Мария, видя свое девство и печати его храня нерушимыми: како будет сие мне, которая мужа не знаю (35)? Ибо обетование было странно для естества. Но сверх упования Сарре Давший Исаака, от Девы сам родился по плоти. Обрадованы были Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, когда родился Иисус, как сказал Гавриил; обильно текли в уста Исааку источники млека у заматоревшей летами; обильно сосцы Девы источали млеко Питающему все концы мира. Кто сказал бы Аврааму, что Сарра в старости млеком питает сына? восклицала неплодная (Быт.21:7). Кто сказал бы людям, что я, дева, и родила, и питаю млеком? говорила Мария. Не ради Исаака смеялась Сарра, ни ради Того, Кто родился от Марии. И как Иоанн взыгранием, так Сарра смехом, выразили радость. Младенец возрастал, приходя в цветущий возраст юношей; был строен и прекрасен, с лепотою тела ежедневно приумножая в себе и доблести душевные, приводил в восхищение родителей. Подражайте сему вы, у кого есть дети. Как восхищается отец, видя юного сына, и как радуется, примечая, что отрок успевает или прилежен к наукам!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/855/...

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Святых младенец четыренадесяти тысящ, Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме Иудейстем, и преподобнаго отца нашего Маркелла, игумена обители Неусыпаемых На Господи, воззвах: стихиры святых, глас 4. Подобен: Яко добля: Сокровища сокровеннаго/иский, пребеззаконный/незлобивыя закла отроки днесь,/и Рахиль неутешна бяше,/неправедно зрящи заколение/и безвременную смерть/ихже, плакаше, болящи утробою,/но сия веселится,/в недрех Авраамовых ныне видящи. Царя Безлетнаго,/под летом бывша,/царь пребеззаконный взыска/и, не обрет убити Его,/младенцев пожат неискусозлобное множество,/яже содела мученики,/яко не мняше,/и гражданы Вышняго Царствия,/того во веки пребезумие обличающия. От Девы рождшуся Тебе, Превечный Господи,/и за благость младенствовавшу,/лик младенцев приведеся/мученическою кровию,/немутну душу просветив праведнейше,/яже вселил еси во обители присноживотныя,/Иродову обличающи злобу/и суровейшее пребезумие. Преподобнаго стихиры, глас и подобен тойже: Воздержания образ/показался еси монашествующим,/Богоносе Маркелле,/воздержанием столп огненный,/взимался Духом, премудре,от земли на Небеса,/и чистоты собеседник,/безмолвия же истинный истинно хранитель/и мужества столп одушевлен,/правило же к добродетели известнейшее. Страстей взыграния/увядил еси, преподобне,/бдением крепким, и поучением Писаний,/и молитвою прилежною,/и слез точением./Темже воистинну явился еси/Владыце достойное жилище/и исцеления верою приходящим ты подаеши,/безсмертнаго сподобляяся наслаждения. Наслаждался яснейше/доброты Владыки Твоего,/зерцалом разрешшимся, всеблаженне, плотским/и явлением, сущим зде,/моли о чисте хвалящих/память твою всесвященную/и псалмы же и песньми почитающих,/яко да улучим милость в День Судный. Слава, младенцев, глас 8. Андрея Критскаго : Ирод пребеззаконный,/видя звезду, паче всея твари светлейшую, смущашеся/и млекопитаемыя младенцы из объятий матерних восхищаше./Елисавет же, вземши Иоанна,/камень моляше, глаголющи:/приими матерь с чадом./Гора прият Предтечу./Ясли же храняху Сокровище,/Егоже звезда возвести,/и волсви поклонишася:/Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители 20 ноября. ПРАВМИР. Церковь чтит память иконы Божией Матери «Взыграние». История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь. Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители. В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние». В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре. Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-prazdnuy...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская) ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. Название (засвидетельствовано в сер. XVI в.) икона получила вслед. того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греч. Македонии в средние века у юж. славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе др. рассказов о святынях Хиландарского мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком 3-й четв. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 147Д. Л. 80-97; Турилов. 1996); в южнослав. традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Е. и. Согласно этому преданию, Е. и. была взята серб. царем Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345). Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier - рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися». Серб. войско ворвалось в крепость, и царь Стефан Душан приказал «предать греков острию меча», за исключением женщин и детей.

http://pravicon.com/info-3906

Да. Принимая во внимание, что чада обетования и избранники Божии, каковы: Пренепорочная Дева Мария, Предтеча Господень Иоанн и, ранее, Исаак, сын Авраамов и другие рождались обыкновенно на старости лет своих родителей и таким образом были плодом никак уж не страстных взыграний плоти, а единственно плодом сердечного желания – иметь потомство; принимая, говорю, это во внимание, можно утвердительно сказать, что момент зачатия младенца и время чревоношения имеют огромное влияние на всю последующую жизнь его. А из нас многие ли, вступая и вступя, и даже пожив не малое время в браке, думают о том, какая цель брачной жизни и как лучше нам выполнить свое назначение? При зачатии детей многие ли думают о них? – Не думают ли скорее о том, как бы это хорошо, если бы не зачалось младенца, особенно у кого довольно уже детей? Значит, не деторождение для нас целью в этом случае, а удовлетворение лишь плотской похоти. Что же после этого удивительного, что от таких родителей в беззаконии зачатый и стыдом повитый плод и в последствии, когда вырастет, оказывается неимущим ни стыда, ни совести? А бывает и хуже. Бывают между родителями люди развратные, прелюбодеи, пьяницы и т.д. Скажите: такие родители каких детей ожидать должны? Израспутствовавшись сами, не гнилой ли плод должны они естественно произращать и не с теми ли самыми наклонностями, коими богаты сами, – по образу и подобию своему? А матери, понесши дитя во чреве, имеют ли у нас какое попечение о том, чтобы не осквернить ничем своего детища? Увы! не случается ли сплошь и рядом, что дитя, не появись еще и на свет, омерзилось уже у нас всякою материнскою нечистотой: и блудным смешением, и пьянственным разжением, гневным возбешением и т.п. и рождается вследствие этого вполне готовым на вся злая? А когда так, вот и причина, почему иногда, при всей строгости и при всей заботливости о воспитании своих детей, должны мы видеть их однако испорченными и часто неисправимыми. Это мы их сделали такими, при самом еще зачатии их. Мы ни времени тогда не разбирали, ни меры тогда не знали в плотских наслаждениях, ни воздержания не имели ни в чем и вели жизнь скотоподобную: вот и детей скотоподобных, пьяных, распутных и т.п. имеем. Этого мало, не детей только, а и внуков и правнуков и целое поколение делаем никуда негодными. Ибо – не видим ли? – иный род и идет так пьяный, другой развратный, и напротив, есть роды благочестивые: от чего это? – Не от указанных ли нами отчасти причин?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВЫ московские жалованные мастера серебряного дела, работавшие в Москве в XVII в. Василий, сын патриаршего жалованного мастера Иванова Василия; служил при Патриаршем дворе с 1627 по 1635 г. По заказам для Патриарха Филарета Никитича в нояб. 1628 г. сделал вместе с отцом серебряный оклад на посох Патриарха; в окт. 1630 г. оковал серебром детали нового патриаршего посоха: «рога, яблоки и трубки»; в 1629-1631 гг. с товарищами изготовил дароносицу, басменный серебряный оклад и сканный венец к Владимирской иконе Божией Матери, окладывал образ св. вел. кн. Александра Невского и др. Михаил служил в Золотой палате Московского Кремля. В 1677/78 г. по повелению царя Феодора Алексеевича для Верхоспасского собора и ц. Евдокии (ныне ц. Воскресения словущего) Московского Кремля вместе с др. рус. и иноземными мастерами Серебряной палаты изготовил 2 золотых чеканных оклада Евангелия, украшенных многоцветной эмалью и драгоценными камнями (сохр. в собрании ГММК. Инв. КН-26, КН-19). Семен [Ярославец] служил в Серебряной палате. был взят из дер. Емкино Шаховской вол. Ярославского у. с отцом, матерью, женой, детьми «и со всякими его, Семеновыми, с отцовскими животы». В 1645 г. приведен к крестному целованию царю Алексею Михайловичу «в государевы мастерской». В 1651 г. сделал футляр, вероятно, для изготовленного им же чеканного креста, «что дан в Нижний Новгород к Преображенью». В 1669 г. вместе с мастерами Серебряной палаты во главе с Гаврилой Овдокимовым сделал специальные серебряные рипиды и церковные сосуды к приезду К-польских Патриархов. Юрий служил в Серебряной палате с 1660/61 г. В 1667 г. сделал золоченые чеканные оклады для подношения государю Алексею Михайловичу: ризы и венцы на 2 образа Спасителя (один из «домового патриаршего серебра») и на 2 Владимирские иконы Божией Матери, чеканные венцы из «домового серебра» на образ «Взыграние Младенца» и на 4 образа «Живоначальной Троицы», а также на образ «Видение Сергия чудотворца».

http://pravenc.ru/text/149833.html

Пропала в революцию, но через 90 лет нашлась. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» В чем она поможет 20 ноября, 2021 В чем она поможет У этого образа Богородицы удивительная история. Она была явлена в Николо-Угрешском монастыре — где и икона Николая Угодника. Во время революции образ пропал, а в 2003 году монастырю пожертвовали икону, подозрительно напоминающую чудотворный список… Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» Ежегодно 20 ноября отмечается день памяти иконы Божией Матери «Взыграние Младенца». У этого образа Богородицы удивительная история: она была явлена в Николо-Угрешском монастыре , там, где в XIV веке уже была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая Угодника. Именно в Николо-Угрешском монастыре хранятся многие святыни Православной Церкви. После чудесного обретения иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» в 1795 году прошли годы. Во время революции случилась трагедия — икона пропала, и о ней долго никто ничего не знал. Пока в 2003 году в монастырь не пожертвовали образ, поразительно напоминающий чудотворный список… Его установили на прежнее место образа «Взыграние Младенца». Сейчас икона хранится в алтаре Преображенского собора. Ей можно поклониться в монастыре. Где находится икона В чем помогает икона Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» Для женщины, ожидающей ребенка, период беременности становится очень важным и волнующим. Бог даровал ей счастье и ответственность будущего материнства. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» — это образ Материнской любви Богородицы. Глядя на икону, мы вспоминаем о великой жертве, которую принес Христос, и о страданиях, которые вместе с ним переносила Пресвятая Богородица. На чудотворном образе, по молитвам перед которым многие исцелялись от бесплодия, Младенец Иисус протягивает в игре руки к Богородице, а Она прижимается к Нему щекой. Ее любовь к Нему и нежность — это любовь ко всему человечеству. Перед иконой молятся о: Читайте также — Владимирская икона Божией Матери: история происхождения Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

http://pravmir.ru/ikona-vzygranie-mladen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010