3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Втор.5:6–21 ). 4) Основные евангельские заповеди ( ; Ин.13,34 ). 5) Символ веры (см.с.50) 6) Утренние и вечерний молитвы по краткому Молитвослову. 7) Число и значение таинств. Таинство нельзя смешивать с обрядом. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство же – это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Божия и благодать Его нисходит на верующих. С XIII века на Западе, а вскоре и на Востоке среди этих священнодействий выделили семь основных. 1) Крещение – знак вступления человека в Церковь и мистического приобщения его к единству верных во Христе, к «Телу Христову» ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Ин.3:5 ). Совершается по вере крещаемого (взрослого) или по вере родителей (младенца). Христос заповедал крещение водой (символ очищения и обновления), но при крайней необходимости могут быть использованы снег или даже песок. Это единственное таинство, которое в случае нужды может совершать не только священник, но и любой христианин. Восприемниками (крёстными) называются те, кто берёт на себя обязанность духовно помогать крестившемуся на первых порах его жизни в Церкви (см. гл. VI). 2) Евхаристия , или Причащение, – участие в Тайной Вечере Господней (см. гл. III). 3) Миропомазание – таинство схождения Духа Божия на члена Церкви ( Ин.3:5; 15:26 ; Деян.10:44; 19:1–7 ). Знаменует посвящённость верных Богу, или их «царственное священство» ( 1Петр.2:9 ). При этом таинстве крещённого человека помазуют миром, благовонным маслом, которое священник получает от епископа (освящает миро Патриарх). В Восточной церкви миропомазание совершается сразу после крещения, в Западной – по достижении сознательного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3) Откуда видно, что можно и детей крестить? 3) Крещение заменило собою обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» ( Кол. 2:11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17:10–14 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? 4) Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорит апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31:34 ); оттого первые христиане крестились целыми семействами, например, крестилась разом семья Стефана ( 1Кор. 1:16 ), семьи Лидии ( Деян. 16:15 ) или семья начальника синагоги, Криспа ( Деян. 18:8 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? 5) Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть не примет св. крещения, не может войти в Царство Божие; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? 6) Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети. 7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? 7) Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения» ( Рим. 6:5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3) Откуда еще видно, что можно и детей крестить? Крещение заменило собою обрезание, как учит Ап. Павел: «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении“ ( Кол. 2: 11–13 ). А обрезание совершалось над детьми ( Быт. 17: 10–14 . Лук. 2: 21 ); следовательно, над детьми же должно совершаться и крещение. 4) Обетование, или обещание, о крещении дано только взрослым или и детям? Да, – и детям; почему и их должно крестить: «Покайтесь, говорил апостол Петр, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, ибо вам, поясняет Апостол, принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш“ ( Деян. 2: 38–39 ). Здесь Апостол уже прямо и ясно велит крестить и детей, ибо и им дано обетование о спасении ( Иер. 31: 34 ). 5) Откуда особенно ясно видно, что нужно и детей крестить? Из слов Самого Христа Спасителя, сказанных Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие“ ( Иоан. 3: 5 ). Здесь Христос не делает исключения ни старому ни малому, а говорит для всех ясно, что кто не родится от воды и Духа, то есть, не примет св. Крещения, не может войти в Царство Божие; почему необходимо крестить и детей. 6) Облечены ли дети сектантов во Христа? Нет! Только «во Христа крестившиеся во Христа облеклись“ ( Гал. 3: 27 ); а они не крещены, следовательно, не облечены в Него и потому они не Его дети. 7) Соединены ли со Христом некрещенные дети сектантов и воскреснут ли они для вечной жизни с Ним? Нет! «Крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились, и будучи соединены с Ним подобием смерти, должны быть соединены с Ним и подобием воскресения“ ( Рим. 6: 5 ), а дети сектантов не соединены со Христом в крещении и для вечной с Ним жизни не воскреснут; они духовно мертвые. 8) Омылись ли дети сектантов от первородного греха, освятились ли Духом Божиим , оправдались ли пред Богом? «Спасены ли банею возрождения и обновления Святым Духом“?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

3. Что такое единение духа? Как в теле душа все объемлет и сообщает какое-то единство разнообразно, происходящему от различия членов телесных, так и здесь. Но душа дана еще и для того, чтобы объединять (людей), неодинаковых между собою по происхождению и по образу жизни. Старец и юноша, бедный и богатый, отрок и взрослый, муж и жена, и всякое существо, одаренное душой, есть что-то единое и – это единство более единства телесного. Первое сродство выше последнего, (духовное) единство совершеннее. Союз духовный тем совершеннее, чем проще и однообразнее. А как он сохраняется? " В союзе мира " . Его нет там, где вражда и разделение. " Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? " (1 Кор. 3:3)? – Как огонь, попадая на сухие деревья, обращает их в один горящий костер, а над влажными не оказывает никакого действия и не соединяет их между собою, – так бывает и здесь: холодность душевная не способствует к соединению, а большей частью теплота. Отсюда происходить и теплота любви. (Апостол) хочет соединить всех нас узами любви. Подобно тому, – говорит он, – как, желая привязать самого себя к другому человеку, ты не иначе можешь сделать это, как, привязавши его к себе самому, и если желаешь сделать этот союз взаимным, нужна его привязанность к тебе, – так и здесь он хочет того чтобы мы связаны были между собою не одним миром, но одной любовью, но чтобы у всех была одна душа. Это – прекрасные узы: этими узами мы соединяемся и между собою и с Богом. Эти узы не обременяют и не стесняют связанных ими рук, напротив дают им большую свободу, открывают им большее пространство для деятельности и делают узников веселее, чем бывают не связанные. Сильный, находясь в союзе со слабым, укрепляет его и не допускает до погибели, а беззаботного он возбуждает к деятельности. " Брат от брата помогаем " , – говорит (Премудрый), – " яко град тверд " . Этого союза не может нарушить ни расстояние, ни небо, ни земля, ни смерть, ни что другое; он выше и сильнее всего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

41–50). Для окончательного убеждения недовольных в том, что Аарон с своим потомством избран во священство самим Богом, Господь совершил великое чудо: жезл Ааронов, положенный во святое святых вместе с другими двенадцатью жезлами начальников от всех других колен, в одну ночь «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (гл. XVII). В тоже время Господь подтвердил Аарону, чтобы он с своими сыновьями строго исполняли свои обязанности и не допускали небрежности и неисправности при священнодействиях, а также не допускали ко святилищу и жертвеннику прочих левитов и посторонних, чтобы «не умереть и им, и вам», – сказал Господь: подтвердил Господь также права священников на известные части от жертвенных приношений, на все приносимое к жертвернику и на все заклятое, и права левитов на десятину от всех прибытков Израильтяне, (гл. XVIII). Наконец для очищения от трупного осквернения, чему подверглись очень многие, почти все взрослые Израильтяне, в это страшное время, когда 14.700 человек были мгновенно поражены от Бога, Господь дал «устав закона» о жертве рыжей телицы, пепел которой должен служить к приготовлению очистительной воды (гл. XIX). в) Путешествие от Чермного моря до стана у горы Фасги в земле Моавитской (гл. XX и XXI). – Печальное тридцати-осьми-летнее скитание Евреев вокруг гор Сеирских и пребывание у Чермного моря, куда повелел Господь идти из Кадес-Варни, Моисей проходит молчанием (см. Вт.2:1–3 и Чис.33:36 ). В начале уже сорокового года странствования Евреи пришли в пустыню Син, которая на юге Ханаана и составляет часть пустыни Фаран, и остановились, опять у Кадеса. Здесь умерла Мариам. Здесь же по случаю недостатка воды Израильтяне старого поколения опять роптали на Моисея и Аарона, вспоминая нераскаянно страшные события первого стояния у Кадеса: «о! если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!» Бог повелел Моисею и Аарону известь воду из скалы при торжественном собрании народа. Но при совершении этого чуда согрешили и святые братья, постоянно смущаемые и раздражаемые упорным во зле и неблагодарным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

424 «Статуя Молоха... была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья... Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертвы до отверстия, находящегося в груди (Молоха), откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу (пепла) между ног колосса. Полагают, что взрослые жертвы сперва закалывались, но нет сомнения в том, что дети клались живыми на страшные, докрасна раскалённые ладони чудовища» (Рагозина З.А. История Ассирии. СПб.: И-е А.Ф. Маркса, 1902. С. 151–152). 426 В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своём Авираме он положил основание его и на младшем своём [сыне] Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрёк чрез Иисуса, сына Навина ( 3Цар.16:34 ). 429 Изображения «храмовых юношей» встречаются и на стелах Карфагена. См. Харден Д. Финикийцы. М., 2002. С. 107. 430 И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых ( 3Цар.14:23–24 ). 432 Примечательно, что в исламе Аллах также наделяется некоторыми чертами бога-громовика и подателя дождя: «Разве ты не видишь, что Аллах рассеивает облака, потом сгоняет их вместе, затем обращает в тучи, из которых, как ты видишь, ниспадает ливень. И Он низвергает с неба горы туч, полных града, поражает им, кого захочет, и отгоняет, от кого захочет. Блеск Его молний чуть ли не ослепляет [людей]» (Коран 24:43); «И [ещё] из Его знамений – то, что Он являет вам молнию, [чтобы вы питали] и страх и надежду, [и то, что] ниспосылает с неба дождь и оживляет им землю, после того как она иссохла. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих» (Коран 30:24). (Коран. Перевод смыслов М.-Н. Османова.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

48 . Осуществление этой тайны спасения еще не знакомо нам на опыте. «Ибо мы спасены в надежде» ( Рим.8:24 ). Об этом свидетельствует и Дух Святой, вдохновляющий христиан на молитву и надежду всеобщего воскресения: «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. [...] Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:22–23, 26 ). Воздыхания Духа не только вспомоществуют нашим молитвам, но вбирают в себя страдания детей и взрослых, и всего творения 733 . 49 . Собор в Кьерзи (853) утверждает, что «Всемогущий Бог «хочет, чтобы все люди без исключения спаслись» (ср. 1Тим.2:4 ). То, что не все спасаются, подтверждает истину о том, что Спасение – дар Спасающего, погибель же – вина погибающих» 734 . Собор дополнительным образом подчеркивает положительное значение слов о всеобщем единстве солидарности всех в тайне Иисуса Христа и говорит: «Как нет, не было и не будет ни одного человека, природа которого не была бы воспринята Господом нашим Иисусом Христом, так нет, не было и не будет человека, за которого бы Он не пострадал; но тайной Его Страдания искуплены не все» 735 . 50 . Это христологическое убеждение находит свое выражение во всей кафолической традиции. Цитируя текст Апостола Павла, священномученик Ириней Лионский говорит о том, что Иисус вновь придет, чтобы в Себе «возглавить всё» (лат.: recapitulatio) (ср. Еф.1:10 ). Ибо всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует Иисуса Христа Господом 736 . Тысячелетие спустя, святой Фома Аквинский, вновь ссылаясь на слова Апостола, говорит: «Христос – совершенный Посредник между Богом и людьми, ибо смертью Своей Он примирил род человеческий с Богом» 737 . 51 . Документы Второго Ватиканского Собора не только полностью воспроизводят текст Апостола Павла (ср. Lumen gentium 60; Ad gentes 7), часто ссылаются на него (ср. Lumen gentium 49), но и многократно используют наименование «Единственный Посредник Христос» (Unicus Mediator Christus) (Lumen gentium 8, 14, 62). Это ключевое обозначение христологической веры находит свое выражение и в высказываниях вероучительного авторитета Церкви после Собора: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Это утверждение [...] обладает универсальной ценностью, ибо спасение для всех [...] может явиться только Иисусом Христом» 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

4. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, и подошли к Нему ученики Его и сказали Ему: «Господи, где угодно Тебе, чтобы мы приготовили для Тебя Пасху?» Он же послал их: «Идите в селение, находящееся прямо пред вами, и встретите человека, несущего глиняный сосуд с водою; идите за ним и скажите хозяину дома: «Учитель говорит-у тебя Я совершу Пасху с Моими учениками». Слава и ныне: Сегодня собрала нас благодать Святого Духа; и мы все, взяв Крест Твой, Иисусе, воскликнем: «Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних». Стихира на литии, гл. 3. За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четверодневно умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон». Стихиры на стиховне, гл. 8: 1. Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведный Царь пришел, восседая на молодом осле и приветствуемый детьми в песни: «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас». 2. Носимый на херувимах и воспеваемый серафимами, Ты, Благой, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, один милостивый и человеколюбец. Тропарь, гл. 1: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне». Тропарь, гл. 4: Погребшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

4. Кроме того, существует еще один аспект употребления наркотика. Это упрощение личностных смыслов. Большинство современной молодежи не видят в окружающих их взрослых людях авторитетов, которые могли бы понятно и доверительно объяснить им сложность многообразия окружающего их мира. Здесь наркомания становится способом ухода от сложной и многоплановой реальности в мир внутренних переживаний и ощущений, достигаемых химическим путем. Если вовремя не остановиться, то постепенно зависимое мировоззрение будет все больше и больше доминировать, разрушая трезвую часть жизни. В этом случае происходит деградация личности по наркотическому типу. Душевно и эмоционально ослабленному человеку наркотик «помогает» осознать собственную жизненность, эмоциональную значимость своих переживаний. Это очень часто отражается в сленге “подмолодиться”, “освежиться” и т.д. У наркоманов очень много такой лексики, которая по смыслу говорит о чувстве оживления, реанимации. Не случайно чувство абстиненции связано с чувством нехватки, опустошенности. Тогда наркоманы буквально вновь «наполняют» себя. После выяснения “позитивных намерений” наркомана, пастырь увидит, в каком направлении стоит обучить человека реализовывать все эти потребности БЕЗ НАРКОТИКОВ. Всему этому, но уже в контексте реальной жизни, жизни с Богом, пастырь может и должен обучить человека. И тогда у него будет два выбора: или иллюзия “радости жизни” с наркотиком или подлинная радость жизни с Богом; суррогат “чувства любви” с наркотиком или жизнь в полноте любви, заповеданной Христом; бессмысленность медленного угасания от химического отравления и психической деградации или обретение смысла жизни, раскрываемого в Новом Завете: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6:12–14). «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим.6:17–18).

http://azbyka.ru/zdorovie/batyushka-ya-n...

4) Обещание служить Богу дают за детей взрослые – приносящие: «Приносите Ему детей, чтобы прикоснулся к ним» ( Марк. 10:13 ), а когда ученики не хотели допустить детей до Христа, то Иисус вознегодовал и обнял детей, возложил руки на них и благословил (16 ст.). С точки зрения сектантов, Христос поступил неправильно, преподав благодатные дары Св. Духа лицам, не имеющим веры ПРАВОСЛАВНЫЙ: Дух Святой подается непосредственно верующим и никакого душистого масла не нужно. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благая давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лук. 11:13 ). И ап. Павел говорит, что христиане – храм Св. Духа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои " ( 1Кор. 6:19 ). А мы знаем, что Дух Святой непосредственно сходит на верующих: «Когда Пётр еще продолжал эту речь. Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшее с Петром, изумились, что Дух Святой излился и на язычников».( Деян. 10:44–45 ) Напрасно сектанты ссылаются на эти места Св. Писания. В этих текстах говорится только о том, что христиане принимают дары Св. Духа и что источником благодатных даров является Сам Господь Бог . И только. Но здесь совсем не говорится о том, что дары Св. Духа подаются без пастырей Церкви и без видимых знаков, установленных в Церкви Христовой. Что касается 10-й главы книги Деяний апостолов, то из неё ясно видно, что хотя Корнилий сотник был мужем и благочестивым, и Бог услышал его молитву, однако же Дух Святой не был послан на него непосредственно, но ему, через ангела Божия было сообщено, чтоб он обратился к ап. Петру. И только в присутствии ап. Петра пастыря Церкви, на сотника Корнилия и на всех уверовавших сошел Дух Святой. Причем здесь было особое чудо Божие: Дух Святой сошел на язычников до их крещения. Меж тем, сектанты на основании этого места не говорят того, что крещение не нужно, раз Дух Св. нисходит без совершения этого таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010