XV. Общие заботы пастыря: различие нужд верующих. Вера интеллигенции и простого народа. Положительные и отрицательные задачи пастыря в отношении веры пасомых. Научение вере детей и взрослых. Три группы взрослых, обращение пастыря с каждой из них. «Иные овцы». Иисус Христос и грешники. Процесс обращения грешника Как общим пастырским заботам принадлежат попечения пастыря об удовлетворении нужд своих пасомых а) в области религиозно-нравственной жизни, б) в жизни социальной и общественной и в) нужд материальных, касающихся внешнего благосостояния пасомых. Само собою понятно, что удовлетворение религиозно-нравственных нужд верующих – совершенствование последних в вере и добродетельной жизни, приведение их к Богу и к вечному спасению является первою и главнейшею обязанностью в душепопечительной деятельности пастыря. На то и поставляется пастырь, для того и получает он благодать Божию, чтобы духовно возвышать людей и приводить их к Богу. Не служащий этому делу пастырь не исполняет своего назначения, не отвечает тем желаниям и ожиданиям, какие возлагает на него Церковь , к каким его обязывает его звание. Но как отцу и матери не могут быть безразличны и всякие другие нужды их дитяти, так и для пастыря не должны быть безразличны всякие другие нужды его духовных детей. Об отношении пастыря к материальным нуждам своих пасомых мы будем говорить в особой главе. Теперь же займемся рассмотрением религиозно-нравственных нужд пасомых и способов удовлетворения этих нужд пастырями. Тут у пастыря есть две обязанности: а) насаждения в сердцах пасомых правой веры и нравственности и б) охранения и очищения того и другого от всяких искажений, извращений и повреждений. «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ), – молился Спаситель. Без веры и познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа, значит, не может быть ни истинной религиозной жизни, ни вечного спасения, к которому ведет эта жизнь. Спасен, по словам Господа, будет лишь тот, кто имеет веру, а кто веры не имеет, тот осужден будет ( Мк.16:16 ). И Апостол учил, что веровать необходимо всякому приходящему к Богу ( Евр.11:6 ). В древности не изучивших главнейших истин веры не допускали к вступлению в Церковь . Обязательное предварительное научение истинам веры взрослых, вступающих в Церковь , и чтение Символа веры восприемниками при крещении младенцев и доселе напоминают об этом. Естественно и ясно, что христианин должен знать, что такое христианство : православный должен понимать, в чем же состоит православие: какова его природа и в чем его отличие и превосходство перед другими исповеданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Как не стать педофилом поневоле 6 правил безопасности для взрослых, которые работают с детьми 9 февраля, 2018 6 правил безопасности для взрослых, которые работают с детьми Всех детей учат правилам безопасности при общении с незнакомцами, однако общение с детьми тоже может стать опасным – даже если ты не хочешь ничего плохого. Как не получить реальный срок за милую беседу с несовершеннолетним – советы от «Правмира». Уголовные дела и громкие процессы последних лет показывают всю сложность ситуации вокруг обвинений в педофилии. В обществе нередко звучит мысль о том, что эти закрытые судебные процессы могут использоваться не только для наказания настоящих педофилов, но и для других целей — против людей, чья вина неочевидна. Если вы попали под подозрение, молитесь и готовьтесь к худшему Случаи педофилии бывают во многих закрытых системах, где есть ничем не сдерживаемый доступ взрослых к детям — в том числе и в первую очередь, в силу глубокого доверия к лидерам, в религиозных. Такие случаи описаны в среде кришнаитов (причем Международное общество сознания Кришны само регулярно занимается расследованием подобных прецедентов), в ортодоксальных иудейских общинах, серия педофильских скандалов потрясла Католическую Церковь, во многих исламских странах признаются браки с несовершеннолетними. Религиозные организации — не единственное возможное место для реализации наклонностей педофила. Прошедшие скандалы в московских элитных 57-й школе и «Лиге школ» — лишь яркие свидетельства, выявленные после многих лет укрывательства если и не прямого преступления (жертвам, как правило, уже было 16 лет), то грубого нарушения профессиональной этики. В то же время дела о педофилии, вернее, о развратных действиях или половых сношениях с лицами, не достигшими 16 лет (ст. 134, 135 УК РФ), раскрывать крайне сложно: часто приходится иметь дело только с устными показаниями, так как от момента совершения преступления до его выявления может не сохраниться никаких материальных улик. Их вообще могло не быть.

http://pravmir.ru/kak-ne-stat-pedofilom-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религ., так и светского характера, занятия в к-рых проводятся в основном по воскресным дням. В Великобритании Основателем первой В. ш. совр. типа считается англиканин-мирянин Роберт Рейкс (1735-1811). Редактор и владелец «Глостерского журнала», он организовал школу для детей бедняков в Сути-Алли (графство Глостершир) в 1780 г. В период с 1700 по 1800 г. население Великобритании удвоилось, крестьяне в поисках заработка переезжали в города, где нанимались на заводы и фабрики и оказывались вне привычных социальных связей, без внимания Церкви и гос-ва. Воскресенье было единственным выходным днем для взрослых и детей, большинство к-рых работали наравне с родителями. Почти никто из рабочих и членов их семей не посещал церковь, не умел читать и писать; пьянство, хулиганские поступки и мелкие кражи стали характерными явлениями их жизни. Рейкс, решив, что «порок, аморальность и бедность проистекают от невежества», разработал и пытался внедрить образовательные программы для взрослых, но, не найдя отклика в рабочей среде, приступил к религ. и нравственному воспитанию детей. С помощью прп. Т. Стока он составил список детей от 6 до 14 лет, нанял г-жу Мередит и еще 3 учительниц. Первоначально занятия проводились на кухнях частных домов. Ученики должны были посещать В. ш. чистыми и опрятно одетыми, новую одежду они часто получали в школе. С 10 до 12 ч. дети, изучая Библию, не только овладевали навыками чтения и письма, но также постигали основы морали и правила поведения в обществе. После перерыва на второй завтрак (с 12 до 13 ч.) занятия продолжались; по окончании уроков дети посещали службу в церкви, а затем повторяли пройденное по катехизису и ок. 5 ч. вечера расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию и книги религиозно-нравственного содержания, одежду, обувь и т. д., к неуспевающим применялись телесные наказания. Девочки и мальчики занимались в разных комнатах. Рейкс первым применил систему, при к-рой старшие ученики, получившие название наставников (англ. monitors), занимались с младшими. Первоначально учителям платили небольшое жалованье (1 шиллинг); после увеличения количества школ и учеников платной осталась только должность т. н. директора школы, к-рый занимался организацией учебного процесса и подбором учителей.

http://pravenc.ru/text/155346.html

15 августа 2009 г. дети, отдыхавшие в первом международном православном лагере в Швейцарии, увозили домой памятные подарки и почетные грамоты за активное участие в жизни лагеря, расположенного в небольшом курортном городке Лейзан. 14 августа, когда праздновалось Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, состоялось торжественное закрытие лагерной смены «Благовестник», праздничный концерт и подведение итогов. В течение двух недель при финансовой поддержке фонда «Русский мир» Русский детский центр (РДЦ) «Матрешка» смог впервые в истории Швейцарии принимать в Водуазских Альпах (французской части Швейцарии) 30 детей от 6 до 16 лет, говорящих на русском языке. С ними постоянно находились 9 взрослых сотрудников лагеря из Цюриха, Фрибурга, Парижа, Вильнюса, Москвы и Твери. Среди детей были 13 жителей Швейцарии, Маша Кардаш с Кипра, Ричард Кунца из Литвы, Владимир, Лиза и Маша Ильины из Бельгии и 12 россиян — Варя Кудряшова из Твери, Маша Карлюк из Звенигорода и Надежда Яворская из Подмосковья (г. Мытищи), а также 9 воспитанниц (10-16 лет) возрожденной в Москве Марфо-Марииинской обители милосердия, основанной 100 лет назад Великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. День в лагере, как и в обители, начинался с утреннего молитвенного правила и благословения батюшки, а заканчивался чтением благодарственных и вечерних молитв и благословением на сон. В лагере, расположенном в приходском доме Женевского прихода Русской Православной Церкви Заграницей, есть домовый храм, и дети имели уникальную возможность приобщиться не только к русской национальной культуре, но и к православной вере. В этом им помогал духовник лагеря о. Георгий Егоров, иерей храма Трех Святителей в Париже, откуда он приехал по благословлению Высокопреосвященнейшего архиепископа Корсунского Иннокентия. Это и было главным отличием лагерной смены  «Благовестник» от обычных оздоровительных детских лагерей. Вторым отличием лагеря было то, что все здесь разговаривали только по-русски. Девочки из Елизаветинского приюта Марфо-Марииинской обители милосердия, приехавшие в Лейзан благодаря спонсорам и гранту фонда «Русский мир», научили детей и взрослых петь российский гимн, с исполнения которого начиналась линейка. Жители окрестных домов каждое утро могли видеть, как кто-то из ребят, одетых в белые футболки с фирменными значками лагеря, поднимает полощущийся на ветру трехцветный российский флаг.

http://pravmir.ru/zavershil-rabotu-pervy...

I. Попечение Православной Церкви о вступающих в нее Понятие о вступающих в Православную Церковь Ходатай Бога и человеков Господь Иисус Христос уготовал спасение для всех человеков. Св. Церковь , творящая волю Его на земле, призывает в благодатный союз с Богом всех без изъятия, младенцев и взрослых, дабы было, по глаголу Господа, едино стадо и един Пастырь. Благодатный союз со стороны, человеков состоит в правой и живой вере в Триединого Бога и единородного Сына Божия, Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, в непоколебимой надежде на Него, что Он дарует нам обещанное блаженство, и в искренней любви к Нему. Вступление в благодатный Новый Завет начинается покаянием и верой в Триипостасного Бога и Спасителя мира ( Мф.28:19 ). Предтеча Господа, приготовляя людей к приблизившемуся царствию Божию, Требовал от них покаяния и веры в грядушего Иисуса Христа ( Деян.19:4 ; сп. Мф.3:2 ). Сам Господь, призывая в царствие Божие, благовествовал людям: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Равно и Апостолы пошли и проповедовали покаяние ( Мк.6:12 ; сп. Деян.2:38;26:19–20 ). Посему все вступающие в недра св. Церкви – младенцы через своих поручителей, взрослые сами, а также и через поручителей – должны явить раскаяние, или признание в своей прежней греховной жизни, достойной осуждения, коему подлежат все не участвующие в благодатном завете и живущие без Бога и Христа в мире ( Ефес.2:12 ), и право веровать во Евангелие. Явивших покаяние и веру Православная Церковь приемлет под свое попечение и спасительно руководствует к единению с обществом Православноверующих. Вступающие в Церковь суть: или не принявшие Христианства и бывшие вне оного, или Христиане, бывшие вне Православной Церкви. Попечение Церкви о вступающих в нее из непринявших Христианства и бывших вне оного Вступающие в Православную Церковь из не принявших Христианства и бывших вне оного бывают младенцы и взрослые. Церковь сначала приготовляет особо младенцев, и особо взрослых, к достойному вступлению в благодатный ее союз, и потом всех таинственно вводит в оный. Попечение Церкви о младенцах вступающих в нее

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах Источник:  Благовест-инфо " Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования " , – – с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице " Даниловская " . На секции " Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе " обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, – – " О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования " . Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ " (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку " в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни " . Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе " богословски образованных мирян " . Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть " эффективной формой катехизации " , говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся " осознавали христианский смысл брака и ответственность за него " . Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и " молодежными " отделами.

http://religare.ru/2_62448.html

    Жестокость к растлителям есть милосердие к детям Протоиерей Владимир Переслегин, настоятель Спасского храма села Прохорово Чеховского района Московской области Выступление на Парламентских слушаниях по проекту федерального закона " О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации "   Москва, 4 февраля 2002 г.     Глубокоуважаемые участники Парламентских слушаний! В нашей стране практически сформирована толерантность к злу, как общественной норме. Жертвами этой патологической мутации общества стали жизнь и чистота детей и подростков. Невинность детей - национальное достояние любого народа, имеющего волю к жизни, - в России в настоящее время не защищена ничем, кроме Богом данного инстинкта самосохранения самих детей, угнетаемого политикой массового растления. Но Богом предусмотрено, чтобы ребенок не в одиночку противостоял агрессии зла своей слабой и незрелой душой, но опирался бы в этом инстинктивном отстаивании своей невинности на силу и нравственность взрослых. Увы! В конце XX века в России произошло национальное предательство, земский грех беспрецедентных масштабов. В угоду так называемым правам человека, то есть - требованиям падшего естества взрослых, возведенным в новую религию, были попраны неотъемлемые права детей и подростков: право на сохранение девственности до супружества (заложенные в понятии " невеста " ), право ребенка на защиту от суицида и другие подобные права детей, оберегаемые обществом, сознающим свою за них ответственность. Русское общество конца XX - начала XXI века стало настолько дефектным, что просто не осознает этой потери. Национальный ведущий слой России демонстрирует отношение к растлению детей, свойственное психически неполноценной личности, даже не замечая, с каким недоуменным презрением смотрит на него за это боготворимый им Запад. На страже общественной, национальной нравственности и, в конечном счете, на страже жизни и достоинства личности стояла в исторической России не только семья и Церковь, но и государственность, опирающаяся не на приоритет " Human rights " , а на приоритеты защиты жертвы от преступника. Эти, по существу, христианские принципы служения государства беззащитным и слабым нес в себе до самого недавнего времени и Уголовный Кодекс нашей страны, во многом сохранивший нормы старой России.

http://moral.ru/Duma_o-Vlad.htm

Архимандрит Савва (Мажуко): Взрослых людей не существует И какие бы скорби нас ни постигали, откровение о том, что «я жив!» – это нечто совершенно удивительное, может быть, это даже основа счастья 21 января, 2015 И какие бы скорби нас ни постигали, откровение о том, что «я жив!» – это нечто совершенно удивительное, может быть, это даже основа счастья Публицист, богослов, проповедник, в палитре текстов которого самые разные образы и цитаты – из святых отцов, великих поэтов и сказок о муми-троллях; монах, вот уже почти двадцать лет подвизающийся в одном из монастырей Белоруссии, и даже архимандрит, а в душе – мальчишка, не перестающий удивляться и радоваться этому потрясающему Божьему миру. Архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля, один из постоянных авторов «Правмира» – о жизни и смерти, о красоте и детстве, о том, как он стал монахом, о вере в Бога и труде любви. Руки Отца – Читая ваши тексты, кажется, что вы знаете, как здорово, будучи взрослым – монахом и даже архимандритом, – оставаться ребенком в восприятии мира, когда знания и опыт не затмевают искренность, не мешают продолжать удивляться и радоваться. Поэтому, если возможно, я хотела бы начать этот разговор с вашего детства. Есть ли у вас какое-то детское воспоминание, к которому вы возвращаетесь? Есть ли какой-то образ, который помогает вам сохранять в себе это детство? – Но детство – это ведь опыт не всегда положительный, часто и отрицательный. У меня есть сон, который мне снится очень часто: я должен писать контрольную по алгебре, и я ее никак не могу написать. Это ведь тоже опыт детства, да? Мне нравилось учиться, и я к учебе относился очень легко. И вот, представьте себе, такой сон. Видимо, какие-то, может быть, тревожные состояния моего взрослого опыта во сне возвращаются к этому жуткому переживанию контрольной по алгебре. Опыт детства, он ведь очень разный. Поэтому я не склонен идеализировать и говорить о том, что ребенок – это какое-то особое существо. Именно в детстве мы все получаем опыт счастья и горя. Но ребенок, наверное, привилегированнее взрослого человека в том, что он счастлив в любом случае.

http://pravmir.ru/arhimandrit-savva-mazh...

В дошкольном детстве я очень любил придуманную мной игру «в слова». Эта простая игра состояла в том, что, услыхав какое-то новое слово, я долго фантазировал, сочиняя, что бы такое оно могло означать, и лишь позже спрашивал о содержании нового понятия у взрослых. Конечно, далеко не всегда мои фантазии оправдывались, и у большинства слов в реальности оказывалось совсем иное значение, нежели я предполагал. Мне кажется, каждый из нас, когда только входит в Церковь и ещё не успевает повзрослеть в Ней, в определённой мере играет в такую же детскую игру. Она, правда, облегчена тем, что имеется множество подсказок в лице «взрослых» — Святых отцов. А иногда, сталкиваясь с какими-то явлениями и понятиями лицом к лицу, мы вроде бы можем приблизиться к истине, но, тем не менее, чаще всего промахиваемся. Так же промахивалась та восторженная толпа, сквозь которую проходил Христос, лишь изредка чувствуя реальное, наполненное верой и смыслом прикосновение к Себе кого-нибудь из теснивших Его людей (сюжет о кровоточивой жене, например). Как выглядит современный праведник, живущий в миру? Можно бесконечно долго рисовать в уме картины и образы. Но, увы, чаще всего мы ошибаемся Что такое « несение креста »? Как должна выглядеть, если так можно выразиться, подлинная церковность у современного человека? Как выглядит современный праведник, живущий в миру? Можно бесконечно долго рисовать в уме картины и образы, проецируя их на свою жизнь и на жизнь окружающих в конкретных ситуациях (что является одной из нелёгких, но обязательных задач для пастыря по отношению к пасомым). Но, увы, чаще всего мы ошибаемся, не умея отделить главное от второстепенного, и этим сильно обедняем нашу религиозную картину мира. Про такую вот ошибку, не так давно совершённую мной, я и хотел бы рассказать. Произошла эта небольшая история пару лет назад и началась она для меня, приходского священника, весьма тривиально — вызовом на требу. Некая особа позвонила и попросила пособоровать свою тяжелобольную маму. В назначенное время за мной подъехала солидная иномарка, в которой за рулём сидела со вкусом одетая красивая женщина.

http://pravoslavie.ru/66576.html

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: крещения, миропомазания, покаяния, Причащения, брака, священства и елеосвящения. Сегодня речь пойдет о Таинстве крещения. Каков смысл этого Таинства в целом, и что означают отдельные его моменты? Почему так важно полное погружение крещаемого в купель? Как Крещение преображает человека? Есть такие события и вехи земной жизни человека, которые определяют его будущность – как во временной, так и в вечной перспективе. И Крещение, несомненно, относится к таким поворотным пунктам мирового исторического процесса. Речь идет о выборе личности, обращающей свой взор к Богу. Крещение – это менее всего процедура, отвлеченное действие, но это подлинно священнодействие, в котором встречаются два слагаемых: свободное человеческое произволение и вечная энергия Божества, благодать Святого Духа. Таинство это, совершаемое и над младенцем, и над возрастным человеком, начинается с наречения имени в так называемой молитве восьмого дня. На восьмой день еще в глубокой древности крестили малышей. В этой молитве мы слышим имя небесного покровителя, избранного нами. Так что с самого момента крещения князь Александр Невский, к примеру, или мученица Татиана, или архангел Михаил (в зависимости от пола младенца и выбранного имени) становятся покровителями новокрещенного человека. В имени, как в бутоне, сокрыто многое, однако, по русской пословице, не имя крестит человека, а человек имя. То есть ваши нравственные качества, ваш выбор в пользу добра определяют, насколько вы будете соответствовать жизни вашего святого и насколько полнокровным будет его незримое участие в вашей земной судьбе. После наречения имени в древней Церкви епископ возлагал руку на взрослого крещаемого и читал молитву – особую молитву, с которой начинается период обучения, катехизации, просвещения взрослого человека. Однако речь шла не только и не столько о каких-то занятиях в учебном классе, сколько о вхождении вчерашнего язычника в общину христиан. И, уже проживая совершенно новую жизнь в общении с иными людьми, он стремился отрешиться от языческих обычаев, боролся с самим собой, готовил себя к Таинству Крещения, непременно проходил исповедальную покаянную беседу, непременно с участием епископа или пастыря, переосмысляя всё прожитое, готовился принести Богу клятву, обет веры и верности, отрекшись от власти тьмы, от диавола, который господствовал через помыслы или страсти над этим человеком до его крещения. И особый чин заклинательных молитв , или запрещения, сохранен в целости и неприкосновенности именно в лоне Православной Церкви. Нигде – ни у католиков, ни в армяно-григорианском исповедании – вы не найдете этого развернутого чина, который в глубокой древности был еще более пространным.

http://pravoslavie.ru/90781.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010