18 июня, да и во все следующие дни отец Иоанн сам служил Литургию, а на утрене читал и пел на клиросе. Господи, что за дорогие и незабвенные были для меня эти дни! Я только и дожи­далась, когда отец Иоанн пойдет в церковь : как увидишь его сто­ящего на клиросе или служащего перед престолом, все земное забудешь, точно он тебя оторвет от земли и, слившись своей пла­мен­ной молитвой с твоей слабой и немощной, унесет тебя куда-то выше всего земного. Истину говорю: во всю мою жизнь я не пролила столько слез истинной радости, сколько за эти три дня в этом дивном храме. 19 июня, после обедни, отец Иоанн совершил панихи­ду в только что устроенной часовне над могилой своего отца и литию на могиле своего деда – священника отца Михаила. Весь этот день в школе шла кипучая работа: учитель и вновь прибывшая учительница разбирали и приводили в порядок книги и учебные пособия, писали, принимали и записывали мальчиков и девочек, которых в первый же день поступило, как мне сказали, 60 человек. Не могла я налюбоваться на эту школу: комнаты большие, высокие, светлые, и вся она так просто, удобно и практично устроена, что сделала бы честь любому городу. После обедни многочисленные иконы торжественно были перенесены в школу, там отец Иоанн сам указывал, куда и какой образ поместить. Последнюю ночь в Суре мы почти и не спали; все мы – его спутники – готовились к принятию Святых Таин. В 5 часов утра все поднялись. За Литургией отец Иоанн сделал нас всех причастниками Святых Тела и Крови Христовых. Как я горячо благодарила Бога, что Он сподобил меня опять исповедаться у отца Иоанна и причаститься в дорогом для меня сурском храме. В конце обедни отец Иоанн сказал поучение на слова Евангелия: оставьте детей приходить ко Мне 300 . «Когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле во плоти, тогда приносили к Нему родители и сродники детей, чтобы он при­коснулся к ним, а ученики Его иногда не допускали приносящих. Увидев это, Господь вознегодовал и сказал: оставьте детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное. Видите, как приятны Ему дети по их невинности, просто­сердечию, незлобию и послушанию. Господь поставлял иногда детей в пример взрослым и говорил: если вы не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное 301 , то есть если не сделаетесь смиренными, простыми, незлобивыми, послушными, добрыми в глубине души, то не войдете в Царство Небесное. Поэтому я радуюсь, что при моем служении подносят детей к причащению Святых Таин, ибо приносящие исполняют волю и желание Самого Спасителя. Приносите же, отцы и матери, и впредь ваших детей к Причастию! Через причащение ваши дети освящаются, просвеща­ются Божиим светом, приближаются и присвояются Богу, огражда­ются от греха, укрепляются и делаются причастниками Царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

19. Сотрудник Братства св. Гурия. 10 апреля 1910 года Вход Господень в Иерусалим Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Мы празднуем сегодня вход в Иерусалим Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. – Сегодняшний день, братия возлюбленные, день не для нравоучений, и не для проповеди и рассуждений. Если может быть речь сегодня, то собственно только уже о Голгофе и кресте Христове; там должна быть теперь наша жизнь, да, самая жизнь – без слов, вся глубина нашего чувства... И чем больше это чувство будет с нами, тем оно сильнее нас приблизит к Господу, и мы менее будем рассеиваться пред тем, что совершилось ради нашего спасения. Ведь сейчас, если мы не на Голгофе ещё, то очень близко от неё; помните ли вы слова Спасителя, которые Он говорил ученикам, вскоре по Своём царственном входе во град: „вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие“ ( Мф.26:2 .). Когда мы слышим эти слова Евангелиста, то можем ли мы думать о празднике? – Мы не праздновать должны сегодня, а плакать и плакать... И чем больше окружающее нас ныне праздничное торжество, тем тяжелее может становиться на сердце! Братия! Представьте вы себе этот день в Иерусалиме, – так ли ещё его там праздновали! – Подумайте какое там было великое торжество, по сравнению с нашим, когда встречали Господа Спасителя! Иерусалим в то время был великолепный город с высокой древней цивилизацией и вот он всей массой, с пышностью, пришёл встретить Христа. Там восклицали: „Осанна Сыну Давидову! благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних!“ Дети и взрослые шли с пальмовыми ветвями и одежды свои постилали по пути... Народ ликовал, и весь город пришёл в движение... А что же Господь Иисус Христос? Евангелист говорит: ( Лк.19:41–44 ) – „И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нём...» – Не прослезился, как над Лазарем умершим, а заплакал... – „И сказал: о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих... – ты не узнал времени посещения твоего.“

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1:29) и т. д. Пусть же, кто так думает, знает, что ничего подобного я ни думал, ни говорил.    Но, с другой стороны, если я скажу, что в первом творении вещей, в котором Бог сотворил все разом, человек был не то что не похож на взрослого человека, но даже на ребенка, даже на младенца во чреве матери, более того, даже на видимое Человеческое семя, то всегда найдутся такие, которые решат, что я утверждаю, будто человека тогда не было вообще. Пусть же обратятся к Писанию, где ясно сказано, что в шестой день человек был сотворен по образу Божию, причем сотворены были и муж и жена. Но если спросят, когда была сотворена жена, то пусть прочтут, что — после шести дней, после того, как «Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (Быт. 2:19), а не тогда, когда воды произвели птиц, а земля — всякую душу живую по роду ее. Выходит, муж и жена были сотворены и тогда, и теперь, а не только тогда или только теперь, ибо и теперь были созданы не другие, а те же самые, но только тогда одним образом, а теперь — иным. Если же спросят меня, как так могло случиться, я отвечу: тогда — невидимо, в возможности, причинно, как существует еще не осуществившееся будущее, теперь же — видимо, в той форме, в какой известен нам состав человека и по сей день, с той лишь разницей, что произошли они не от родителей, а муж — из праха земного, а жена — из его ребра.    Могут возразить: каким же тогда образом Господь говорил тем, кто еще не мог ни слышать, ни понимать, ибо еще не был способен воспринимать слова? Я отвечу: Бог говорил им таким же образом, каким говорил Христос нам, еще не родившимся, да и не только нам, но и всем, кто еще должен родиться в будущем; ведь всем, которые, как Он предвидел, будут Его последователями, Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20); каким ведом был Господу пророк, которому Он сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер. 1:5); каким Левий был «принимающим десятины», находясь еще в чреслах Авраамовых (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1 . Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе ( Мф. 6, 19–20 ). 2 . Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6:24 ). 3 . Просите, и дано будет вам; ищите; и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф. 7:7 ). 4 . Итак во всем, как хотите; чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Мф. 7:12 ). 5 . Предоставь мертвым погребать своих мертвецов ( Мф. 8:22 ). 6 . Кто имеет уши слышать, да слышит! ( Мф. 11:15 ) 7 . Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф. 16:26 ) Итак, опыт показывает, что наиболее эффективными средствами коррекции состояния тревожности и многопечалования являются преодоление эгоцентризма через децентрацию, переосмысление значимости ситуаций и жизненных ценностей. Представляется, что понимание человеком природы стресса и тревожных состояний, размышления о ценностях жизни и ее смысле помогут ему научиться справляться и со своими стрессами и тревожностью. Тревожность взрослого человека, провоцирующая гиперответственность, с одной стороны, может приводить его к перенапряжению и нервным срывам, а с другой – не лучшим образом отражаться на окружающих, близких, собственных детях. Понимание механизмов развития тревожности в раннем детстве будет способствовать, как можно надеяться, ее профилактике в семейном и дошкольном воспитании. Кроме психологии, методы регуляции состояния разработаны в духовных практиках: в христианской аскетике существует глубоко проработанная и в течение 2000 лет апробированная система борьбы с эмоциональными состояниями – страстями. 2.2. Духовно-аскетическая практика преодоления страстного состояния печали В аскетике не ставится вопрос: может ли человек научиться управлять своим состоянием? Христианин не только может научиться управлять своим состоянием, но и должен уметь преодолевать свою страсть, – говорят святые отцы [см.: 15, с. 22]. Науку об аскетическом делании святитель Игнатий (Брянчанинов) называл «наукой из наук». Собирая по крупицам свой духовный опыт борьбы со страстями, святые отцы передали его нам.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1. Принимая Крещение, взрослый человек, как минимум, должен осознавать, почему и ради чего он крестится, а для этого необходимо знание основ христианского веро- и нравоучения. Понятно, что без твердой веры в Бога, грешник не будет иметь уверенности в том, что, идя именно христианским путем, он сможет достигнуть своего высшего призвания и предназначения. Крайней формой отношения человека к Крещению является восприятие этого Таинства как магического обряда. 2. К Крещению следует приступать, предварительно раскаявшись в своих грехах, имея намерение жить христианской жизнью. 3. О необходимости покаяния перед Крещением говорится в Новом Завете: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). 4. О необходимости покаяния перед Крещением говорили святые, например, свт. Григорий Нисский : «Если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою». См. подробнее:  Таинство Крещения . Плодом Крещения человека должно быть то, что он начинает жить жизнью во Христе, по Христу, со Христом. Такая жизнь отличается от жизни грешника (иноверца ли, атеиста ли), руководствующегося эгоистическими соображениями. Две важнейшие христианские заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. См. подробнее:  Таинство Крещения . Таинство Крещения было установлено Иисусом Христом. 1. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Святой Троицы). 2. Подтверждение того, что Крещение было установлено именно Иисусом Христом, содержится в Евангелии: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19-20 ). 3. Некоторые ошибочно понимают евангельские слова: «…хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин.4:2 ). Речь в данном случае идет не о Таинстве Крещения, а о приготовительном крещении (в некоторой мере аналогичном Иоаннову крещению).

http://azbyka.ru/quiz/kreshhenie/

1Ин.2:17 ). Рассуждение 3 [P. 186] 1 . Дети! Последний час... (ср. 1Ин.2:18 ). В этом отрывке [апостол] обращается к детям [и призывает], чтобы они поспешили расти, ибо наступил последний час. Возраст плоти не зависит от воли [человека]. Так, никто плотью своей не вырастает, когда захочет, как никто не рождается, когда захочет. Но где рождение зависит от воли [человека], там и взросление зависит от воли. Никто не рождается без воли своей от воды и Духа (ср. Ин.3:5 ). Поэтому если кто захочет, то будет расти [после такого рождения], а если захочет, то будет уменьшаться. Что значит расти? Значит продвигаться вперед. Что значит уменьшаться? Значит отступать. Всякий, кто знает, что он родился, пусть слышит, что он дитя и младенец; пусть с жадностью прильнет к грудям матери и быстро растет. Мать же – это Церковь , а груди ее – два Завета Божественных Писаний. Пусть он сосет оттуда молоко всех таинств, совершаемых во времени для нашего вечного спасения, чтобы, напитавшись и укрепившись, быть способным к вкушению твердой пищи, которая такова: в начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово был Бог ( Ин.1:1 ). Наше молоко – это смирившийся Христос; наша твердая пища – тот же Христос, равный Отцу. Он кормит тебя молоком, чтобы напитать хлебом, ибо сердцем прикоснуться духовно ко Христу – значит постичь, что Он равен Отцу. 2 . Поэтому Он и запретил Марии прикасаться к Нему и сказал ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу ( Ин.20:17 ). Что это значит? Он дал потрогать Себя ученикам (ср. Ин.20:27 ), но избегал прикосновения Марии? Разве Он не сказал сам усомнившемуся ученику: «подай персты и пощупай раны» (ср. Ин.20:27 )? Неужели Он уже восшел к Отцу? Почему же [P. 188] тогда Он запретил Марии и сказал: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу? Или мы должны сказать, что не боялся прикосновения мужчин, но боялся прикосновения со стороны женщин Тот, Чье прикосновение очищает всякую плоть? Что же, Он боялся прикосновения тех, кому Он прежде всего захотел явиться? Разве не женщины возвестили мужчинам о воскресении Его, чтобы змей был повержен так же, как когда-то победил сам 134 ? Ибо он когда-то принес 135 смерть первому человеку через женщину, а теперь жизнь была возвещена мужчинам через женщину.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1Кор. 6:15 )? Если любишь Пастыря своего, то почему не следуешь за Ним? Если любишь Бога, то зачем ненавидишь и оскорбляешь ближнего своего грабежом, хищением и всякими неправдами? Лжешь ты, говоря, что любишь Христа! О, если бы ты истинно любил Его! Тогда бы ты никогда не захотел прогневлять Его грехами своими, а если бы, когда и согрешил в чем-либо по немощи и забвению, то тотчас же исправился бы, ибо любовь быстро поднимает падающих. А так как ты постоянно и без страха совершаешь тяжкие грехи, не помышляя о покаянии и тем еще более опечаливая Христа, Бога твоего, то ты не любишь Его. А не любя, как можешь ты знать Его и усладиться этой вожделенной сладостью? Послушай, что говорит святой Иоанн Богослов: «всякий согрешающий не видел Бога и не познал Его» ( 1Ин. 3:6 ). Не зная же Его и не наслаждаясь Им, как можешь ты именоваться Его овцой? Добрая и истинная овца Христова тот, кто не только верой, но и любовью знает Его и по любви к Нему отвращается от всякого зла, заботливо охраняет себя, чтобы не прогневать чем-либо возлюбленного Пастыря и Владыку своего, и все заповеди Его соблюдает, как говорит и Сам Господь в Евангелии: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин. 14:21 ) (2). Пока мы живем в мире сем, нам во спасение завещано крепко исполнять заповеди Божии о любви к Богу и ближнему, ибо так говорится: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; и возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37, 39 ). Слова же эти писаны у всех пророков и евангелистов. С того времени, как человек взрослеет и начинает приходить в разум, он прежде всего делается ответственным в любви к Богу, ибо Он сотворил нас, благословенные христиане. А поскольку мы люди Вседержителя Бога и овцы паствы Его (см. Пс. 94:7 ), то Он повелевает входить во врата Его исповеданием веры и во дворы Его ( Пс. 83:3 ), то есть в святые церкви, пением любви, ибо если кто полюбит что-либо, тогда все мысли свои и желание обращает на это. Ввиду этого заповедано учить любви к Богу всякого отрока с детства, ибо пятая книга Моисеева содержит следующие слова Самого Бога к израильтянам: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

24 . И уж по крайней мере в отношении более взрослых по возрасту заслуженно может быть сказано: Они не захотели уразуметь, чтобы делать добро 87 . Они, что еще тяжелее, уразумели и не покорились; ведь как написано: Словами не научится глупый раб, если и уразумеет он их, не послушается 88 . Почему не послушается, если не из-за своей злой воли? И ему причитается более тяжкое осуждение от Божественной справедливости: ведь кому больше дано, с того и спросится больше 89 . Да и Писание говорит, что неизвинительны те, от кого не сокрыта была истина, однако же сохранилось в них нечестие. Ибо апостол так говорит: Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо то, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его от создания мира, через рассматривание творения видимо и постигается, – вечная сила Его и Божество, так что они неизвинительны 90 . Неизвинительны учащие хорошо, а поступающие дурно 25 . Потому, если он называет неизвинительными тех, кто могли увидеть и постичь Его невидимое через рассмотрение творения, однако не покорились истине, а остались нечестивыми и неправедными, ведь не лишены они были познания Бога, но познав Бога, – говорит апостол, – не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили 91 , – то насколько же более их неизвинительны те, кто, будучи научены Его законом, сами себя сочли вождями слепых и, уча других, не научили самих себя; те, кто проповедуют не красть, а сами крадут, и прочее, что говорит о них апостол! Ведь он говорит им так: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же 92 . После явления откровения невозможно оправдать грехи неведением 26 . Также и Сам Господь в Евангелии сказал: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем 93 . Ясно, что все же имели некий грех те, кто полны были других больших и малых грехов, но Он желает, чтобы здесь, когда говорит Он, что не имели бы греха, подразумевался грех, состоящий в том, что, увидев Его, они в Него не поверили. Он утверждает, что нет у них такого извинения, исходя из которого могли бы они сказать: «Мы не слышали, потому и не уверовали». Ибо человеческая гордость, зазнающаяся из-за силы свободного решения, полагает, будто нашла себе извинение, когда кажется, будто грешит она по неведению, а не по воле. Незнание об откровении по своей воле – грех

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

26–27). Таким образом, даже самые верные последователи Христа до того момента, как уверовали в Его воскресение, были «несмысленными и косными сердцем, чтобы веровать», что Христос пришел так, как Ему надлежало прийти, и что всё Писание свидетельствует о новозаветных фактах спасения, – о том, что действительно произошло и имело еще произойти вследствие явления в Христа. Само собою понятно, что убедить неверующих иудеев как в основном из этих фактов, т.е. что Иисус Назорянин – Христос, так и в остальных, можно было только «приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков» ( Деян.28:23 ). Ветхий и новый заветы, по смыслу всего Откровения, имеют тесную, органическую связь. И по внешнему виду, и по внутреннему складу взрослый человек отчасти виден уже в дитяти. Под покровом ветхого завета скрывалась и жила душа нового завета. Истинный Израиль всегда был народом желания, народом чаяний. Настоящее народа Бо- —23— жия подготовляло собою будущее, и в истории патриархов и Израиля было много условий, при которых сами собою должны были возникнуть прообразы будущего. В истории Израиля в зародыше заключалось всё то, что достигло полной зрелости в христианстве. Каждый момент исторической жизни Израиля был ступенью к новому завету 1850 . Отсюда, задачу проповедников Евангелия иудеям составляло выяснить внутренний смысл и дух ветхозаветных исторических явлений и связать факты из всей прошлой жизни Израиля с новозаветными фактами спасения. Сам Христос и Его Апостолы и ученики так, действительно, и поступали. Являясь своим ученикам по своем воскресении в продолжение сорока дней, Иисус Христос убеждал их, что Ему так «надлежало войти в славу свою», как Он вошел, – свидетельствами Писания. «Тогда – повествует св. Лука – отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:45–47 ). Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(276, 1512) 2. Если кто-либо утверждает, что злоупотребление Адама повредило лишь ему одному, а не его потомству», и что он утратил святость и праведность, полученные от Бога, для себя одного, а не для нас также, или что, запятнанный своим грехом непослушания, он передал «лишь смерть» и страдания «тела всему роду человеческому; но не грех, который суть смерть души» [ХВ 273], да будет отлучен от сообщества верных; ибо он противоречит Апостолу, который говорит: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» [ Рим 5, 12 ]. (277, 1513) 3. Если кто-либо утверждает, что этот Адамов грех, который един по своему происхождению и который, будучи передан всем людям путем наследственного распространения, а не путем подражания, присущ каждому, может быть устранен силами человеческой природы или другим каким-либо средством, кроме заслуг Единственного Посредника, Господа нашего Иисуса Христа, Который примирил нас с Богом Своею Кровию, «Который сделался для нас праведностью и освящением и искуплением» [ 1Кор 1, 30 ]; или если кто-либо отрицает, что эта заслуга Иисуса Христа дарована взрослым и детям через Таинство Крещения, преподанное согласно обычаю и формуле, [принятой] Церковью, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» [ Деян 4, 12 ]. Отсюда и это слово: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [ Ин 1, 29 ], и другое: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» [ Гал 3, 27 ]. (278, 1514) 4. «Если кто-либо отрицает, что младенцы должны быть крещены», даже если они рождаются от крещенных родителей, или «говорит, что их крестят во отпущение грехов, но что в них нет ничего от первородного греха Адама, который баня возрождения должна искупить» для достижения вечной жизни, и «вследствие этого для них формула Крещения «во отпущение грехов» имеет смысл не истинный, но ложный, да будет отлучен от сообщества верных. Ибо нельзя понять то, что говорит Апостол: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» [ Рим 5, 12 ], иначе, чем Кафолическая Церковь , распространенная по всей земле, всегда это понимала. Именно по причине этого установления веры даже самые маленькие [дети], которые не могли еще совершить сами никакого греха, принимают Крещение поистине во отпущение грехов, дабы возрождение очистило в них то, что рождение им принесло» [ХВ 270/1]. «Если кто-либо не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» [ Ин 3, 5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010