Игры Игры . Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети евреев, как видно из указания кн. пр. Захарии ( Зax.VIII, 5 ) и ев. Матфея ( Mф.XI, 16 ), забавлялись и играли на улицах. И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. Из кн. Иова ( Uob.XL, 24 ) видно, что дети евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам еврейских брака и погребения. Но кому уподоблю род сей? – говорил Спаситель народу. Он подобен детям, которые сидят на улице, и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не лясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали ( Mф. XI, 16, 17 ). Для взрослых евреев считались забавой и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками ( Uep. XV, 17 ): Не сидел я в собрании смеющихся, говорит пророк о себе, и не веселился… – и решением различных загадок, как, например, на брачном пиршестве у Самсона ( Cyд. XIV, 10–14 ). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, египтян. Что касается до публичных игр, существовавших в древности у греков и римлян, то таких игр у евреев до более позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска ( I Mak. I:14 ; IIMak. IV:12–14 ); потом – Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бег на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т. п. Впрочем, на эти игры и увеселения евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этой их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так, напр., метафорическое выражение: когда я боролся со зверями в Ефесе ( I Kop. XV, 32 ) указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в греческих и римских цирках. Впрочем, хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. Ибо телесное упражнение мало полезно ( I Tuм. IV, 8 ), и если же кто и подвизается ( II Tuм. II, 5 ) – указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительной диетой воздерживались от всего и порабощали тело свое ( I Kop. IX, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Из приведенных мест Св. Писания ясно видно, что человеку нужно «родиться от воды и Духа», то есть принять водное крещение «во имя Иисуса Христа для прощения грехов» и потом уже получить благодать Св. Духа. 10) Крестить детей (так говорят «евангельские христиане» и баптисты) нельзя, ибо раньше, чем крестить человека, нужно научить его вере, как сказал Спаситель: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19). 10) Прежде всего нужно заметить, что здесь Христос говорит не о детях, а о взрослых, ибо малых детей не научишь вере; затем, – не сказал Христос: «научите, а потом уже крестите», а сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Не сказал Христос: «сперва научите все народы, а потом крестите», а сказал: «научите все народы..., крестя их..., уча их...». Слова: «крестя», «уча», поставленные с словом научите, как это известно и хорошо грамотным школьникам, показывают на одновременность обозначаемых ими действий, то есть Христос говорит, чтобы Апостолы даже взрослых разом, одновременно учили и крестили, не ожидая, пока они подробно изучать все учение Христово. Корнилий сотник и темничный страж, конечно, не успели всему научиться, а были крещены ( Деян. 10:44–48; 16:30–33 ). Следовательно, это, место Писания говорит не в пользу сектантов. 11) Нужно сперва уверовать, а потом уже креститься: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мр. 16:16 ). 11) И эти слова Христа, по вышеуказанной причине, относятся не к детям, а к взрослым. Если же толковать это место Писания по–сектантски, то выйдет, что и дети сектантов, как не имеющие еще веры, погибнуть, ибо сказано: «кто не будет веровать, осужден будет». 12) Прежде чем креститься, нужно покаяться в грехах; дети сделать этого не могут, следовательно, нельзя их и крестить: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святого Духа» ( Деян. 2:38 ). 12) Это место св. Писания объясняется следующим же после него стихом: «ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (ст. 39). Из этого стиха очень ясно видно, что обетование о получении спасения через крещение принадлежит не только одним взрослым, а и детям, для которых принесение покаяния перед крещением совершенно излишне, ибо им, как не имеющим никаких личных грехов, решительно не в чем и каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Каков характер этих «пятен», мы поговорим ниже. Читаем далее: «и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга» (Быт. 13: 11). Вот это движение от Эдемского сада (подлинного Рая Сладости), как оно описано в Библии, если внимательно проследить, распознается следующим образом: сначала Бог изгнал людей из Рая и они просто жили напротив райских врат, «на востоке у сада Едемского» (Быт. 3: 24). И еще: «И пошел Каин от лица Господня (то есть удаляясь от Рая. – прот. О.С .) и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4: 16). И чтобы они туда не забежали нераскаянными, во вратах «у сада Едемского» поставил Господь Херувима «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3: 24). Позднее люди уходили всё дальше, и дальше, и дальше – и здесь уже какой-то предел был достигнут – «и двинулся Лот к востоку». То есть, поселившись в Содоме, дальше удалиться от Бога невозможно. И потом в Библии уже не упоминается об удалении от Рая Сладости. Отделение Лота      «И отделились они друг от друга» – племянник Лот начинает вести самостоятельную жизнь. Иногда мы очень радуемся за своих детей, когда они начинают вести самостоятельную жизнь. Но готовы ли они к самостоятельности, если всю жизнь, которую они прожили вместе с нами, мы всё делали за них? Мы не научили их готовить обед и ужин, мы не научили их тому, как отремонтировать стул, как повесить книжную полку… Так готовы ли они к самостоятельной жизни? Все вы знаете, что я занимаюсь проблемами сектантства. И часто меня спрашивают: почему молодые люди попадают в секты? Молодые люди попадают туда, потому что они боятся взрослой жизни, они напуганы нашей взрослой жизнью! Они смотрят телевизор, они наблюдают, какие проблемы у взрослых, они слышат, как на кухне ругаются отец с матерью, какие проблемы у них… И они всего этого боятся! Они охотно идут в секту, охотно впадают там в некое, порой полное, иждивенчество, когда за них всё решают: во сколько вставать, во сколько спать ложиться, что есть, как одеваться… За них все расписано!

http://pravoslavie.ru/100507.html

Кроме голландской и германской сект анабаптистов, существует секта баптистов в Англии, Шотландии и северной Америке. С начала XVII века они могли уже соединяться в общины; основные их мнимые догматы : крещение только взрослых и вера в Искупителя Христа без дел. Затем они отвергают Апостольскую Соборную Церковь , Таинства, Иерархию, Священное Предание, посты, монашество и весь вообще церковный строй; также почитание Пресвятой Богородицы, призывание святых, почитание мощей, икон и молитвы за усопших. Учение баптистов произошло из западной Реформации, эпохи борьбы страстей человеческих. Они явились на мировом поприще в качестве самозваных проповедников и учителей, нарушая тем божественный порядок, положенный Основателем христианства Господом Иисусом Христом; ибо Он сказал Апостолам, а в лице их преемникам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин. 20:21 ), и как говорит апостол Павел: Никтоже сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5:4 ). Итак, секта баптистов есть явление ближайших времен; явились они со своей проповедью сами собой, без божественного свидетельства, чем и оправдали слова Спасителя: Кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инуде, тот вор и разбойник ( Ин. 10:1 ). Вот неосновательность их учения: О крещении только взрослых Баптисты, не крестя младенцев, забывают, что в ветхозаветной Церкви было установлено Богом обрезание, в осьмый день по рождении с наречением имени ( Рим. 2:28–29 ). Оно было знаком вступления с Богом в завет, соединение с Ним в духе и наследие обетов Его. Оно, как дело великое, необходимое, было ограждено угрозой: «Необрезанного в осьмый день отсечется душа от народа своего» ( Быт. 17:14 ). Оно служило прообразом крещения, которое есть возрождение в жизнь духовную, святую, – о опущении которого строго сказано: «Аще кто не родится водою и Духом не может внити в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Поэтому младенец, до возраста умерший, то есть не крещеный, остается вне обетований. В Священном Писании нет запрещения крестить младенцев, напротив, есть ясные указания на примеры крещения детей: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, для прощения грехов; и получите дар св. Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим» ( Деян. 2:38–39 ). Сектанты говорят, что дети и без крещения чисты от первородного греха, им прощены грехи ради Имени Иисуса ( 1Ин. 2:12 ), они святы ( 1Кор. 7:14 ); но ведь и мир искуплен кровью Христа ( Мф. 26:28 ), а может ли он спастись без крещения? Нет, как выше сказано ( Ин. 3:5 ). О вере и делах

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/baptisty...

Мы все очень охотно, с большой радостью стараемся всех во всем всегда учить: не только детей наших и учеников, а всех подряд. Господь же говорит, что этого делать нельзя, и приводит в пример притчу. А старец Силуан даже сказал: «Кому не дано учить, а он учит, тот оскорбляет величие Божие». Почему так? Каждое нарушение заповеди Божией есть оскорбление Бога. А Господь же не позволяет нам учить тому, чего мы сами не знаем, но мы, хотя сами еще ничего не умеем, все время стремимся проповедовать, рассказывать людям, объяснять. Слепец, водящий слепого, упадет в яму, конечно, первый, а за ним и тот, которого он водит. Это мы тоже на своем опыте прекрасно знаем. Когда мы начинаем кого-то в чем-то убеждать, рассказывать о том, как надо веровать, как надо молиться, как надо делать то или это, после такой долгой речи мы чувствуем в душе пустоту, уныние, тяжесть. Вроде бы мы говорили о Боге, мы говорили о Царствии Небесном, о благодати Божией, а почему вдруг в душе пустота, почему мы не испытываем радости? Именно потому, что потеряли и то, что думали иметь. Все тепло в трубу ушло – как в печке, если задвижку отодвинуть. Поэтому Господь сказал: не позволяю этого делать. И апостол Иаков говорит: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Часто мы учим других тому, чего сами не делаем, особенно это проявляется в воспитании. Мы говорим детям: делай так и не делай так, а сами поступаем противоположно, поэтому и дети, берущие с нас пример, тоже поступают противоположно. И часто они не понимают, за что их наказывают, когда они делают то же самое, что позволяют себе взрослые. Получается, что взрослые – совсем не образец для подражания, а виноватыми оказываются дети. Поэтому прежде чем учить кого-то, нужно вынуть бревно из собственного глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Наталья 2 июля 2020, 21:38 иПавел, речь о том, что каждая из этих тем серьёзная и глубокая, требует отдельной статьи. А получился как бы блиц понемногу о каждой в одной статье. То же узнавание в себе профессионального таланта, выбор будущей профессии - об этом можно говорить и говорить. Но кому-то и такая статья будет в помощь, конечно. И, кстати (это уже не вам): действительно, путей спасения не только два: монашество и брак. На земле живут и миллионы одиноких и вполне себе хороших людей, есть среди них и верующие. Им заказан путь ко спасению? Конечно, нет. И слава Богу. Сергей_Соколов 2 июля 2020, 19:36 Статья актуальная. По ряду вопросов помолился - может проблемы исчезнут. Аминь. иПавел 2 июля 2020, 18:56 Наталья,этот " комок разных тем " объединяется темой - подвиг взросления, см заголовок. Если подросток с этим " комком " не разберется, он не повзрослеет, не создаст крепкую православную семью. Наталия 2 июля 2020, 18:48 И еще, на мой взгляд, не совсем верно ставить выбор между семьей и монашеством. Противоположностью семейной жизни является жизнь безбрачная. А противоположностью монашеской - жизнь мирская. Монахи уходят из мира, в своем же монастыре называют себя семьей. 1143 2 июля 2020, 18:23 Иулиания, полагаю, что слова отца Иоанна Крестьянкина о браке и монашестве следует понимать на основе послания апостола Павла к Коринфянам " незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения (35, 36) " . Наталья 2 июля 2020, 18:05 Что-то в один комок собраны разные темы: и отношение к работе и хобби, и отношение к интимной жизни и браку, и подготовка к браку, и воспитание детей. И покаяние затронуто. И то одна, то другая цитата на разные темы.Такие важные, глубокие вопросы и по верхушкам в одной статье - не самый удачный вариант подачи материала читателю, имхо. Возможно, это как предисловие к дальнейшей публикации по каждой теме отдельно?

http://pravoslavie.ru/132260.html

Научением вере, хотя бы и самым разносторонним, пастырь Церкви, однако, в отношении своих пасомых не может ограничиться. «И бесы веруют и трепещут», – говорит апостол Иаков (II, 19). Для полноты духовной жизни и связанного с нею плодоношения, христианину надо войти в жизнь Церкви, стать живым членом церковного тела, имеющего своею главою Господа Иисуса Христа. Без живой и действенной связи с Церковью христианин не может быть тем, чем он должен быть, как и учил Христос: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне... Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» ( Ин.15:4–6 ). Живая же связь христиан с Церковью выражается в участии их в церковном богослужении, объединяющем верующих, в пользовании благодатными средствами, предлагаемыми Церковью в таинствах и других священнодействиях, и, наконец, в объединенной деятельности, отвечающей христианскому званию и долгу 132 . По существующему отношению к Церкви и участию в церковной жизни числящихся в церковной ограде надо разделить на три класса: 1) искренно, чисто и вдохновенно верующих, проникающих в дух Христова учения и разумеющих сущность церковной жизни; 2) обрядоверов, в форме и обряде церковных видящих сущность религии и ими услаждающихся, не расширяя своего духа и не принося достойных плодов и 3)индифферентов, к которым принадлежит значительная часть образованного общества, отдавшая сердце свое изменчивой и ненадежной премудрости века сего ( 1Кор.1:19–29 ) и полагающаяся на богатство неправедное. Каждая из этих групп требует специального душепопечения со стороны пастыря. В отношении искренно и чисто верующих забота пастыря должна быть направлена, во- первых, к тому, чтобы сохранить и еще более расширить и возвысить их веру, а во-вторых, к тому, чтобы дать практическое применение их вере и духовной энергии, привлечь их к активной работе в Церкви, сделать их своими ближайшими соработниками в разных областях церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Но в этом и секрет. Когда тетрадный лист души становится чистым, он делается готов для того, чтобы на нем Господь написал все заново. В медицине есть лекарства, ставящие организм на грань смерти или катастрофы, с таким расчетом, чтобы, все –таки, свои клетки и ткани остались целыми, а организмы вторжения погибли. Так же действует высокая температура, сжигающая микробов-интервентов. Таким повышением температуры стала для Иаира болезнь дочери. Смерть и болезнь детей ужасны в любом возрасте. Но смертная болезнь двенадцатилетнего ребенка полна особого драматизма. Это уже не бессмысленный ребенок, а почти взрослый. Но такой взрослый, которой еще не усвоил смертные грехи и не сроднился с пороком. Естество его максимально приближено к разумной райской природе. Нежность, ум и любовь в нем достигают гармонии, которая может вернуться, при хорошем стечении обстоятельств, лишь в старости. Иаир понимает, что любимая девочка умирает и готов на все: выйти в толпу черни, кричащей и жаждущей чего-то достать даром у незнакомого проповедника. Он, честолюбивый слуга Бога, готов унизиться перед каким-то бродячим кумиром, у которого очень плохой имидж. Он готов вытерпеть позор за позором ради любви к дочери. Христос занят простой женщиной и не смотрит на него. Иаир стоит рядом, с сердцем, разрывающимся от горя на части, и видит, как Иисус совершенно не торопится к нему в дом. Он, привыкший к почести, отодвинут ради какой-то нищей плебейки, осмелившейся в позорной болезни войти в народ. А Христос это делает намеренно. Он ждет, когда душа начальника полностью переформатируется, полностью очистится от той лжи, которой жил Иаир. И только тогда, когда в душе служителя воцарилась горячая пустота Христос обращает к нему Свой лик. Войдя в дом Иаира, Христос косвенно указывает ему на ложь и лицемерие, заполнившее его дом. — Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

http://pravmir.ru/profbolezn-iaira/

Но, как символ очищения, вода необходима при крещении христиан. Тем более была она необходима при символическом дохристианском крещении. Святой Иоанн Креститель крестил только водой. А, по толкованию апостола Павла, весь еврейский народ символически крестился водой: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор. 10, 1–2 ). Но это не настоящее крещение, а образное, символическое. Оно лишь прообраз христианского крещения. Христианское крещение – значит полное очищение; оно представляет собой двери, через которые люди вступают в Церковь Христову. Не дважды или трижды, но лишь однажды. Поэтому «едино крещение» В Священном Писании это особо подчеркивается словами: «один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). Отвернитесь от говорящих вам, что человеку необходимо несколько крещений. Крещение очищает с образа Божия в нас ту самую постыдную язву, которую праотец рода нашего оставил в наследство всему своему потомству. Ту демоническую печать нашей души, смыть только истинным христианским крещением. Крещение означает смерть ветхого, грешного человека в нас и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание : «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6, 3–4 ). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: «Исповедую едино крещение». Прообразом христианского крещения служило и обрезание. Ножом отсекался кусочек плоти. Это прообраз. Крещение отсекает греховный нарост души. Это реальность. И так же как обрезание совершалось раз и навсегда, так же и крещение совершается раз и навсегда. Обрезание совершалось и над взрослыми, и над детьми. И крещение совершается над взрослыми и над детьми. Так в Церкви Апостольской делается от апостольских времен ( Деян. 16, 14–15, 30–34 ; 1Кор. 1, 16 ). Отвернитесь от говорящих вам, что детей не надо крестить. Но спросите их: кто ответит за души детей, умерших некрещеными?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но так получилось, что когда отцы Церкви устанавливали чтения на каждый день, то начало этого чтения о посте предварили четыре с половиной строчки, где говорится о том, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14–15). И наши предки, которым трудно было вместить в себя этот текст, все внимание уделили этим словам о прощении. И поэтому в народе это воскресение, когда читается это Евангелие, стало называться Прощеным. Есть древний обычай в монастырях, когда братья-монахи или сестры-монахини каждый вечер, отправляясь ко сну, испрашивают друг у друга прощения. Потому что живут тесно в монастыре, все время соприкасаются по разным послушаниям, возраст, характер у всех разный; воспитание, образование и время пребывания в монастыре тоже у всех разное, поэтому между ними возникают всякие коллизии. Взрослые в этом смысле мало чем отличаются от детей, только дети еще постоянно дерутся. А взрослые говорят друг другу всякие колкости. А так и те и другие постоянно жалуются друг на друга, каждый ищет своего, каждый хочет манипулировать с помощью начальства. Как дитя: если папа говорит «нет», он к маме, если мама — «нет», тогда — к бабушке, пока не находит того, кто наконец скажет «да». Так же и у взрослых: хочет добиться — старается. Если прямым путем не получается, идет косым, если ему кто-то препятствует, старается его оклеветать, для того чтобы добиться своего. Так что это все давно известно, очень понятно и противно в своей пошлости. Ничего нового тут нет, так было и тысячу лет назад, и две тысячи, и три. Так было всегда, и так всегда будет, только еще более ужасно и мерзко. Единственное, что этому может противостоять, — это Слово Божие, и то при условии, если человек его воспримет. Потому что большинство людей, по замечательной русской пословице, изображают из себя стену, в которую кидают горох. Горох отскакивает с таким шумом и падает вниз, и ни для стены нет никакого изменения, потому что это же не шрапнелью стрелять, ни для самого гороха.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010