Алла 11 сентября 2023, 18:52 Н, я рассуждаю очень просто: Бог есть любовь. Это неспоримая истина, ибо так гласит Писание. А дальше не нашего ума дело, почему Он делает то и это. Мне вот взрослых добрых людей, проживших честную жизнь, по не имевших никакой возможности принять Христа, жалко даже больше младенцев. А их ведь явно было оооочень много в истории. Надеюсь, они хоть и не в раю, но не страдают. А в целом же: " Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. " Н 11 сентября 2023, 12:09 Алла10 сентября 2023, 15:37 Значит, печальный факт: в ад попадают не по своему выбору и не по своей вине, если это умершие некрещеные дети. Просто нас учат, что человек сам выбирает ад. Как видим, далеко не всегда. Вы видите в этом любовь, а другим, мне, например, сложно ее здесь увидеть. И это не повод вам осуждать меня. Если Бог желает спастись каждому, зачем он попускает рождение этих детей, которые невиновно будут вне рая? Еще раз прошу не осуждать меня и не наклеивать мне ярлыки. Обсуждаем не меня, а данный вопрос. Антоний 10 сентября 2023, 19:10 Дорогая(ой) Н., нам достоверно неизвестна участь младенцев, умерших без крещения. Лично я не вижу богословского обоснования учению о том, что их участь ничем не отличается от участи младенцев крещеных. В таком случае само таинство Крещения младенцев утрачивает смысл, а слова Христа " Истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие " утрачивают истинность. В то же время, нет прямых указаний на то, что сии младенцы будут подвергнуты мукам. Бог справедлив и Бог есть Любовь. Потому об участи этих младенцев так говорит Григорий Богослов: таковые " не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны " . Вспомните избавленного от мук Лазаря на лоне Авраамовом. Алла 10 сентября 2023, 15:37 Н, ваши слова " Если все некрещеные дети будут спасены - тогда понятно, вопросов нет, это милосердие и любовь " нельзя понимать иначе, как то, что если спасены не будут, то это немилосердно и нелюбовно. В истории огромное множество людей, не только детей, но и взрослых, не имели даже теоритической возможности принять Христа. Доколумбова Америка, к примеру. Значит и спастись они не могли, хотя и вины их нет.

http://pravoslavie.ru/155904.html

В величайшем откровении человеку даётся возможность постичь – непостижимое: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника (3). Тут от высших сфер мысль пророка вдруг переходит к тому, что близко каждому человеку: великолепие превыше небес могут выразить младенцы – правдиво, искренне. Причём самые маленькие, которых ещё не отняли от груди матери. Они не ходят, не владеют речью, но их чистая душа способна отражать чудо жизни. Благодарность маленьких детей удивительна. Им нужны тепло, пища, материнская забота – и когда они это получают, то отвечают такой радостью, что невольно умиляешься, испытываешь очень глубокие чувства. Младенец произносит первые звуки – и они идут от полноты его существа. Когда он видит и узнаёт лица самых близких ему людей, то опять же наполняется необычайной радостью – и она передаётся взрослым. В Священном Писании отражено, что младенцы способны почувствовать Святость Творца и Создателя. Евангелие показывает нам пример младенца Иоанна, который радостно взыграл во чреве матери – праведной Елисаветы. И она исполнилась Духа Святого, нарекла Пречистую Деву Марию – Пресвятой Богородицей:«... благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:42–43 ). На многих святых уже во младенчестве лежала печать избранничества. Через чистую детскую душу Бог выражал то, что необходимо было узнать взрослым. Спаситель ссылается на слова восьмого псалма, когда вступает в Иерусалим. Люди постилали перед Ним по дороге свои одежды, срезали пальмовые ветви и приветствовали Христа. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:15–16 ). Для кого была эта хвала? Для них же: враг Твоих ради. От пророка Давида, из глубины веков, идёт укор окаменелым людям, таящим в сердце неприязнь к Спасителю. А дети совершают таинственное прославление Его: еже разрушити врага и местника – тех, кто настроен враждебно, злобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

В послании к христианам Рима, – города разврата и власти, – апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:1–2 ). Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой – сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию. Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники. В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга – не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них – для тех, кто готовится вступить в брак, другие – для воспитывающих детей, а некоторые – для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» – для лиц духовного звания и их жен. Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию 3 . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи – домашней церкви – эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

В центре педагогического процесса стоит ребенок — развивающаяся личность, несущая в себе образ Божий, призванная  достигнуть богоподобия и унаследовать Царствие Небесное. «От воспитания наших детей зависит наша будущая жизнь, оправдание или осуждение перед Богом, а потому нерадение о них есть величайшее зло» (свт. Иоанн Златоуст ). Каждый ребенок — Божий дар и Божие достояние, потому и воспитан он должен быть по Богу, в законе Господне, во славу Его. Сам Господь призывает нас к этому: «… пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»   ( Мф.19:14 ). Из этих слов Господа видно, как часто взрослые становятся препятствием на пути детей к Богу, и мешает в этом, прежде всего, педагогический эгоцентризм, авторитаризм, волюнтаризм и другие формы «бездетной педагогики», где в центре педагогического процесса не дитя, не Господь, а не кто другой, как слышащий себя и утверждающийся перед детьми учитель (педагог). Вот чего важно избегать. Поэтому в ответ на вопрос Апостолов, кто из них будет больше в Царстве Небесном, Он говорит: «…кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:4 ). Потому и значимы в духовной жизни качества детскости – чистота, простота, незлобие, искренность. В отношении детей Христос требует любви, уважения и признания их личного достоинства (см. Мк.10:16; 18:4, 10 ; Мк.9:42 ). Господь ублажает детей за простоту, искренность и смирение, — в чём и должны уподобиться им взрослые. Однако совершенство детской души является неосознанным и неутверждённым, поэтому дети призваны сознательно утвердиться в добре. Отношение Господа к детям является образцом для христиан – родителей и учителей. Образец для нас — любовь отца и его всепрощение в притче о блудном сыне ( Лк. 15 ), символизирующие любовь Небесного Отца к человеческому роду. Вместе с тем Христос остерегает родителей и детей от ложной любви, которая ради человека забывает о высшей любви и достижении спасения (см. Мф.10:37 ) . Высокое назначение человека — жить по образу Божию и достигать уподобления Богу христоподражательной жизнью. Цель земной жизни человека — принятие дара жизни вечной в Сыне Божием: «… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… пребывает во Мне, и Я в нем…» ( Ин.6:54,56 ). Об этом замечательно пишет святитель Феофан Затворник : «Последняя цель человека — в Боге, в общении или живом союзе с Богом». Это богообщение начинается здесь на земле и продолжается в вечности.

http://azbyka.ru/deti/o-kontseptsii-prav...

Взрослым до Крещения нужно наставление из Слова Божьего, ибо от слушания Слова Божьего зачинается вера, по сказанному: вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим. 10, 17 ). И святой апостол Петр говорит к верным: возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек ( 1Петр. 1, 23 ). Поэтому взрослым необходимо наставление до Крещения, а младенцам крещеным – как только начнут в возраст приходить и учение понимать. Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (см.: Пс. 50, 7 ), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно восстаем. Крещением сообразуемся смерти и воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши и восстал плотью, так и мы в Крещении умираем греху, которым духовно умерщвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить для Бога. Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение. Крещение наше умертвило нас греху и оживило для Бога, и так обновило, возродило и но вою тварью нас сделало, по учению апостола: кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор. 5, 17 ). Поэтому Крещение святое апостол называет банею возрождения: спас нас Бог банею воз рождения ( Тит. 3, 5 ). Называется баней, ибо этой спасительной баней омывается человек крещаемый от скверн греховных; возрождения – ибо вновь начинает жить умерщвленный грехом; оживляется благодатью Святого Духа и, греху умирая, начинает жить для Богу. Посему Крещение святое есть новое, духовное, святое, второе рождение, или возрождение, ибо в нем вновь рождаемся, духовно рождаемся, обновляемся обновлением Духа Святого ( Тит. 3, 5 ); второй раз рождаемся или перерождаемся к новому, лучшему, благочестивому, святому и небесному житию. Поэтому при Крещении отрицаемся сатаны и всех дел его злых, и обещаемся служить Богу. Христианин в святом Крещении верой во Христа оправдался и чистым перед Богом учинился так, как будто он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». То же и апостол Христов говорит христианам: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Восьми дней от рождения. Семь дней должны были пройти над младенцем, прежде чем он мог быть посвящён Господу. Семь – число священное; «оно встречается в Св. Писании как таинственное число совершения», говорит м. Филарет. «Всякий даже не от твоего семени рождённый в доме» должен быть обрезан. В Моисеевом законе не находим такого постановления, но здесь говорится не о взрослых, а о младенцах – как рождённых в доме, так и купленных, – которые не могли ещё выразить волю свою; что же касается взрослых, то Маймонид (приводимый м. Филаретом) говорит, что если раб не хотел принять обрезание, то господин его обязан был продать его. и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Обрезание младенцев иноплеменников и рабов прообразовательно знаменует, говорит м. Филарет, что в завете Бога с Авраамом заключается спасение всех народов и состояний. Быт. 17:13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Завет называется вечным как восполнение обещания; с исполнением обетования (как мы говорили в комментарии к Быт. 17:10 ) обрезание плотское заменилось обрезанием духовным, обрезанием сердца. Быт. 17:14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой. Завет древнего мира был завет не свободы, а обязательный. Никто из потомков Авраама не имел права отступить от него, почему и произносится угроза строжайшего наказания, вошедшего впоследствии в закон Моисеев: отсечение от народа, под которым разумелась, как думают многие комментаторы, не одна смерть, но и изгнание или объявление вне закона, что позволяло каждому безнаказанно убить нарушителя завета. Сам Моисей был бы убит, если бы мать сына его, Сепфора, не обрезала его ( Исх. 4:25 ). Быт. 17:15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Первое имя Сара произносится, как говорит О. Герлах, Сараи и означает «господство», т. е. госпожа, общий почётный титул; второе же имя, которые мы произносим довольно правильно Сарра, означает княгиню, или высокую жену; в самом этом имени заключается пророчество, высказанное в следующем стихе, что от неё произойдут цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вот как хорошо давать служителям Христовым, бедным ради Христа! О, казнь соблазнителям! Она страшна и необыкновенна, оттого что каждый верующий стоит Господу пречистой Его Крови, каждая душа верующая безмерно дорога для Него. 50. Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Соль, то есть всегдашнюю предосторожность, заботливость, как бы не соблазнить, не испортить других соблазнительным словом или примером. Мир должен быть неотъемлемою принадлежностию христианина. Гл. 10, 6. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Различие полов и деторождение – дело Божие. 13 ст. Ко Господу приносили детей для прикосновения, но ученики, вероятно желая, чтобы не все беспокоили постоянно Господа, запрещали приносить их к Нему. Господь вознегодовал на это и сказал им: оставьте детей приходить ко Мне и не браните их, потому что их – Царствие Божие. Обняв их, Он возложил на них руки и благословил их. Судя по тому, что и то отроча, о котором выше была речь, Господь обнял так же, как и этих детей, можно думать, что и там разумеется отрок, дитя в собственном смысле, а не отрок веры, то есть новопросвещенный. Взрослые недостойны такого нежного обращения Богочеловека, приличного только для детей. Только Иоанн Богослов возлежал на персях Его. Господь прямо, не обинуясь сказал, что Царствие Небесное несомненно принадлежит детям. И в самом деле, они верные наследники неба, если умрут в детстве. Господь искупил их для неба: грехи у них все небольшие, простительные, притом [у несколько] взрослых очищают покаянием; между тем как взрослые могут еще много нагрешить, да еще быть иногда нераскаянными. 17 и 18. Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Надменный, самомнительный богач подошел ко Господу с мыслию о своих добродетелях (с тайною похвалою себе, что он благ), потому Господь, знающий мысли и сердце наше, не благоволил принять от богача наименования Себя благим, отнесши его к Единому Богу. Как бы так Он говорил ему: ты пришел ко Мне с мнением о себе как о человеке добродетельном, благом и не совсем смиренно и искренно называешь Меня благим учителем; но Я говорю тебе, что думать о себе таким образом несправедливо; не только тебе, даже Себе не приписываю Я названия благого, хотя Мое человечество соединено с Божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

г) Христос Своими страданиями принес полное удовлетворение правде Божией за весь мир и «умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2:2 ). После Его страданий настал новый завет, когда, как говорит Господь чрез пророка Иеремию, «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: «познай Господа», потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не вспомяну более» ( Иер.31:31–34 ; Евр. 8:8 – 12 ). Поэтому крестить детей совершенно бесцельно, заключают сектанты. – Но с такаъ выводом согласиться нельзя. Кровь Христа Спасителя хотя пролита за весь мир и является достаточньм умилостивлением за грехи всех людей, но омывает и очищает от грехов лишь тех, кто погружается в нее ( Откр. 1:5 ), кто духовно прививается ко Христу, как дикая маслина к хорошей ( Рим.11:17,24 ), и возрождается в новую, духовную жизнь ( 1Кор. 15:45, 48 – 49 ). А все это возможно лишь при крещении, так как только крещенные облекаются во Христа ( Гал. 3:27 ), соединяются с Ним ( Рим. 6: 3, 5 ), омываются, освящаются, оправдываются ( 1Кор. 6:11 ) и, как привитые к «корню святому», питаются благодатными соками его ( Рим. 11:16–24 ). Следовательно, крестить необходимо всех людей, – не только взрослых, но и младенцев, потому что иначе их не коснется благодать искупления, и они останутся нечистыми. 563 Нет, возражают сектанты, дети, рождающиеся от христнски родителей, и без крещения святы, так как ап. Павел пишет: «неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор. 7:14 ).– Но неверующий муж «освящается» не через сожительство с женой верующей или наоборот, жена-язычница через сожительство с мужем-христианином, – потому что в противном случае и для взрослых было бы излишне крещение, –а через обращение из язычества в христианство, как это видно из дальнейших слов апостола: «почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены» (16 ст.)? Равным образом и дети называются святыми не за плотское только рождение от смешанных браков, – так как нельзя допустить, чтобы от жены-язычницы или мужа-язычника, грешных по природе, могло родиться безгрешное, святое дитя ( Иов. 14:4 ), – а за рождение духовное в таинстве св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава V Двенадцать положений против пелагиан 16 . Итак, поскольку по милости Христовой мы являемся кафолическими христианами: 1 . Мы знаем, что еще не рожденные не сделали в своей жизни ничего доброго или злого 50 , и приходят в несчастья этой жизни не из-за неких заслуг какой-то предшествующей жизни, ибо не могут они иметь никакой подобной особой для каждого жизни; но они, будучи плотски рождены от Адама, с самого рождения имеют в себе заразу древней смерти и могут освободиться от наказания вечной смерти, навлеченного на них праведным осуждением, которое от одного переходит на всех, лишь будучи по благодати возрождены во Христе 51 . 2 . Мы знаем, что благодать Божия ни младенцам, ни взрослым не дается по нашим заслугам. 3 . Мы знаем, что взрослым она дается для каждого действия (ad singulos actus). 4 . Мы знаем, что она дается не всем людям, а кому дается, тем дается вовсе не по заслугам дел, а также не по заслугам воли тех, кому она дается; это более всего очевидно в отношении младенцев 5 . Мы знаем, что тем, кому она дается, она дается даром (gratuita), по милосердию Божию. 6 . Мы знаем, что тем, кому она не дается, она не дается по праведному суду Божию. 7 . Мы знаем, что все мы предстанем на суд Христов 52 , чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое 53 , а не соответственно тому, что он сделал бы, если бы пожил дольше. 8 . Мы знаем, что младенцам также предстоит получить доброе или злое сообразно тому, что они сделали, живя в теле. А сделали они это не сами по себе, но при помощи тех, благодаря ответам которых, произнесенным вместо них, можно говорить, что младенцы отверглись от диавола и уверовали в Бога. Потому они относятся к числу верующих, принадлежа [к тем, о ком сказано] в изречении Господа, говорящего: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. А с теми, кто не приняли этого таинства, происходит то, что следует далее: А кто не будет веровать, осужден будет 54 . Итак, и они, как я уже сказал, если умирают в этом малом возрасте, то, несомненно, [судятся] соответственно тому, что сделали, живя в теле, то есть за то время, которое жили в теле, когда уверовали или не уверовали посредством уст приносящих их [для крещения], когда были или не были крещены, когда ели или не ели Плоть Христову, когда пили или не пили Кровь Его 55 – они судятся соответственно тому, что сделали, живя в теле, а не соответственно тому, что сделали бы, если бы дольше пожили здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Детей же должно крестить по вере их родителей и восприемников, как в Ветхом Завете обрезывали младенцев восьмидневных ( Быт.17:12 , ср. Кол. 2:11–14 ). Сектанты говорят: что дети не способны принимать благодать Божию. Православный ответ: Сам Спаситель призывал к себе детей «и, обняв их, возложил руки на них, и благословил их» ( Мк.10:16 ). Что дети способны получить благодать Святого Духа, видно еще из того, что Иоанн Креститель «Духа Святого исполнился еще от чрева матери» ( Лк.1:15 ). Сектанты говорят: Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему ( Ин.3:22–26 ). Евангелист не говорит, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые («Баптист». 11 г., 5 стр.). Православный ответ: Прежде всего «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» ( Ин.4:2 ); во 2-х, в 3-й и в 4-й гл. Иоанна говорится не о крещении для прощения грехов ( Деян.2:38 ) и присоединения к Церкви ( Деян.2:41 ), а о крещении покаяния, как у Иоанна Предтечи. Церковное же крещение установлено пред Вознесением ( Мф.28:19–20 ) и впервые практиковалось после сошествия Святого Духа ( Деян.2:38–41 ). Что же касается Христа Спасителя, то не только взрослые к Нему приходили, но и детей приносили, и Он «обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк.10:16 ). Если дети способны принимать благодать Христова благословения, то они могут принимать и благодать крещения Христова. Сектанты говорят: Крестить должно только верующих: Мф.3:5 – выходили к Иоанну креститься, а не выносили детей («Бапт.», 9, Православный ответ: У нас не Иоанново крещение, но Христово, а Христос не отвергал детей. Значит, признавал их способными воспринимать благодать Божию ( Мк.10:16 ). Посему должно и детей крестить. Сектанты говорят: Ин.4:1 – Иисус приобретал учеников и крестил: приобретать можно только взрослых, а не детей («Бапт.», 9, Православный ответ: У нас речь не столько о приобретении, сколько о способности детей принимать благодать Божию, а последняя даруется также и по вере одних – другим: Мк.2:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010