е. людей взрослых, но подобных детям чистотою своей души. Последнее особенно открывается из непосредственно следующих слов Господа: « Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него » ( Мк.10:15 ). Отсюда смысл вышеприведенных слов Господа должен быть такой: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо дети являются наглядным примером для взрослых, желающих войти в Царство Небесное. Тем не менее, в какой бы степени взрослые люди чистотою души ни уподобились детям, никто не станет доказывать, будто они могут обойтись без крещения. Если же крещение необходимо для взрослых, по душе подобных детям, то равносильно необходимо и для детей. Сверх того, из приведенных слов ( Мк.10:15 ) видно, что здесь под царством Божиим разумеется не столько царство небесное или рай, сколько вера и вступление в состав верующих, к чему дети, а равно и взрослые, имеющие детскую правдивость, способны по преимуществу. 3. Таинство Миропомазания Признавая важную необходимость для христиан в получении Благодатных даров Св. Духа, сектанты тем не менее отвергают таинство миропомазания. По учению сектантов, для. получения христианами. от Бога даров Благодати нет нужды в каком либо особом действии, а также – в особых посредниках между Богом и людьми, каковыми в Церкви являются пастыри. Благодать от Бога, веруют сектанты, сходит на них непосредственно сама собой. В доказательство сектанты приводят следующие места св. Писания: 1) Лк.11:13 . « Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него ». 2) Деян.2:38 . « Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар св. Духа ». 3) 1Ин.4:13 . « Что мы пребываем в Нем и Он – в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа ». 4) 1Фес.4:8 . « Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Святого ». 5) 1Кор.2:12 . « Ho мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Если в силу приведенных оснований слова Нав.5:4–5 , служащие передачей древнейшего греческого перевода и поставленные в скобках, оставить в стороне, то при этом библейский текст этих стихов имеет такой смысл: все вышедшие из Египта израильтяне, способные к войне, т.е. взрослые, имевшие больше 20 лет ( Чис. 1:3 ), умерли в пустыне на пути из Египта; весь народ, вышедший из последнего, был обрезан, а все родившиеся в пустыне во время путешествия из Египта не были обрезаны. Следовательно, из всех имевших обрезание при выходе из Египта оставались в живых только те, которые в то время были моложе 20 лет, а после перехода через Иордан имели от 40 лет и выше; а все прочие израильтяне моложе 40 лет были необрезанными. Если средняя продолжительность жизни в то время была значительно выше, чем в настоящее (Моисей скончался в 120 лет, Иисус Навин – в 110 лет) и достигала 80 лет ( Пс.89:10 ), то число необрезанных составляло большую половину израильского народа, так как пожилых людей (за 40 лет) всегда меньше, чем молодых. Число обрезанных израильтян, перешедших Иордан, некоторые из комментаторов считают от 250–300 тыс. 60 Продолжение объяснения Нав.5:6 . Дальнейшие слова Нав.5:6 «[потому многие и не были обрезаны], доколе не перемер весь народ...» представляют также соединение двух переводов – греко-славянского и другого – по нынешнему еврейскому тексту. Первому принадлежат слова, выделенные скобками, второму – дальнейшие слова до конца стиха. Из греко-славянского перевода внесены только начальные слова, а следующие за ними до конца Нав.5:6 заменены переводом с еврейского. В полном своем составе греческий перевод данного места состоит из следующих слов, как они переведены по-славянски: «сего ради не обрезани быша мнози от тех воинов, изшедших из земли Египетские, не послушавшии заповедей Господних, имже и определи Господь не видети земли, еюже 61 клятся Господь отцем их 62 дати нам землю кипящую медом и млеком». С еврейского это место, без каких-либо дополнений и пропусков, переводится: «доколе не (буквально: «пока») перемер весь народ, мужи войны (по дословному переводу), вышедшие из Египта, которые не слушали гласа Господня, которым Господь клялся, что они не увидят (буквально: «не даст им увидеть») земли, которую Господь с клятвою обещал (буквально: «клялся») отцам их дать нам землю, где течет молоко и мед». Сравнение обоих переводов показывает значительное различие их по выражаемой тем и другим мысли. По греко-славянскому переводу здесь указывается причина того, что многие из воинов, вышедших из Египта, не были обрезаны, а затем оказались нарушителями Божиих заповедей. Объяснение это имеет, очевидно, ближайшую связь со словами Нав.5:4 : «и елицы тогда не обрезани быша от изшедших из Египта». По переводу с еврейского, объясняется здесь то, почему перемерли все вышедшие из Египта взрослые (мужи войны) и указывается на непослушание гласу Господню как на причину осуждения их на вымирание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если эгоцентрика убедить в том, что Большому Миру интересно не какой ценой приобретается результат, а именно то, что является результатом его деятельности, в этом случае происходит децентрация внимания тревожного человека с процесса прогноза негативного результата на сам процесс деятельности. Если деятельность, сам процесс ее, увлекает человека, то уходит болезненная фиксация на его результате. Эгоцентризм – естественная стадия развития ребенка, но для взрослого естественно его преодоление. Децентрация возможна в результате переосмысления ценностей, придания иного смысла привычным явлениям. Смыслы находятся в духовном измерении. Если обратиться к представлениям о духовности человека в христианстве, то нельзя не вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к человеку: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ль лучше их?» [От Мф.6:25-26 ]. В этих словах Творца человека отражена необходимость для нормального и благополучного существования человека наличия у него доверия к миру и к Творцу – веры в то, что мир хорош, что мир создан для человека Творцом, человеку в нем хорошо, когда Отец Небесный заботится о нем. Именно этого мироощущения и не достает тревожному человеку – возможно, с первых недель жизни в нем появилась тревога и недоверие к Миру. Автор теории стресса Г. Селье в конце жизни написал книгу, где говорил, чтобы не страдать от стресса, надо изменить экзистенциальные установки, то есть переосмыслить ценности жизни. Человек страдает от тоски бесцельного существования также, как от неизбежного утомления и стресса. Таким образом, наиболее эффективными средствами коррекции стрессового состояния являются преодоление эгоцентризма, переосмыслений ситуаций и жизненных ценностей. Представляется, что понимание педагогом природой стресса и тревожных состояний, размышления о ценностях и смысле жизни помогут ему научить справляться и со своими стрессами и тревожностью. Тревожность взрослого педагога, провоцирующая гиперответственность, с одной стороны, может приводить его к перенапряжению и нервным срывам, а с другой – не лучшим образом отражаться на детях. Понимание механизмов развития тревожности в раннем детстве будет способствовать, как можно надеяться, ее профилактике в семейном и дошкольном воспитании.

http://azbyka.ru/preodolenie-pechali-i-t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Божественная поэзия Шестоднева Конспект занятий воскресной школы для взрослых 18.09.2016 1333 Время на чтение 8 минут Этим летом на РНЛ появился ряд статей протоиерея Георгия Городенцева по шести дням Творения . Они вызвали на удивление бурную дискуссию читателей Русской Народной Линии. Такой интерес к теме Шестоднева радует, так как в ней скрыты фундаментальные положения, дающие ключ к пониманию всего священного Писания, пониманию основополагающих законов и смысла земного бытия человеческого. Поэтому рискну предложить здесь читателям и свой опыт осмысления Шестоднева, основанный разумеется, строго на святоотеческих творениях, но и с учетом некоторых данных современной науки. Он представляет собой конспект занятий для воскресной школы для взрослых, изложен кратко, почти тезисно, простым доступным языком. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. (Еккл. 3, 11) «В начале сотворил Бог небо...». По объяснению святых отцов, под словом небо надо понимать мир духовный, ангельский. Это значит, что прежде творения земли и всего видимого мира, был сотворен небесный мир, мир духов, или умных светов - ангелов. Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом говорит нам Сам Господь в книге Иова: «Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси ангели Мои» (Иов. 38, 7). «...И землю. И Дух Божий носился над водою» . - На еврейском языке слово, переведенное как «носился», можно перевести и как «обнимал, охватывал, высиживал». Этим словом Бытописатель выражает ту мысль, что Третья Ипостась Святой Троицы - Дух Божий как бы проникал и охватывал все первозданное вещество, определяя и утверждая его физические свойства. Подобно и все законы материального мира измыслены и установлены Богом такими, какими было Ему угодно для устроения земного мира. И уже из этого готового первозданного, но еще неустроенного вещества, действием Божьим происходит дальнейшее творение, совершившееся в продолжение шести дней, когда всесильная рука Божия, по словам священного писателя книги Премудрости Соломоновой, творит мир «от безобразного вещества» (Прем.11:18).

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

«Запечатление» означает здесь невидимое, но неизгладимое начертание в душе приемлющего таинство данного Господом Иисусом Христом закона веры и нравственности. Начертание это совершается силой Животворящего Духа Божия. «Вы, – говорит коринфским христианам св. ап. Павел, – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 3, 3 ). Об этом новозаветном запечатлении ап. Павел говорит словами пророков и в своем послании к Евреям: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Евр. 8, 10 ). О «запечатлении» крещенного в таинстве миропомазания говорится в 2Кор. 1, 22 ; Еф. 1, 13; 4, 30 . Вопрос : В каких случаях миропомазание по чину Православной Церкви совершается в Православной Церкви над взрослыми? Ответ : Обычно таинство миропомазания совершается в Православной Церкви тотчас за крещением. Так было и в апостольское время, что видно из слов ап. Павла: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4, 30 ). Под днем искупления имеется в виду, без сомнения, день принятия таинства св. крещения. Совершать миропомазание над взрослыми бывает необходимо обычно в тех случаях, когда к Православной Церкви желают присоединиться верующие из других христианских исповеданий, которые, получив действительное таинство крещения, не были, однако, миропомазаны. Над обращающимися из протестантских Церквей миропомазание совершается во всех случаях обязательно, т.к. протестанты не имеют у себя этого таинства: «конфирмация» есть лишь обряд, суть которого состоит в подтверждении обетов, данных при крещении. Обращающиеся из Католической Церкви миропомазуются в том случае, если они до обращения не были миропомазаны законным епископом или пресвитером в своем исповедании. Римо-католическая «конфирмация» признается Православной Церковью за действительное таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Здесь вполне уместно озадачить себя вопросом: почему Превечный Бог является в этот мир как «отроча младо», беспомощный Младенец, Которого Дева Мария «спеленала… и положила… в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 7)? Только Бог, соделавшийся Младенцем, Своим умалением может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе Возможно, это связано с тем, что мы слишком взрослые в своей греховности и пробить ее коросту нам более чем трудно. И только Бог, соделавшийся Младенцем («отроча младо»), Своим умалением (греч. κνωσις) может сокрушить и разрушить нашу взрослость во грехе, когда во дни Рождества Христова мы все начинаем чувствовать себя немного младенцами и детьми. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя (то есть Дитя. – прот. О.С .), тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 3–4). Да испытаем же в эти Рождественские дни умаление (κνωσις) перед Умалившимся «нас ради человек и нашего ради спасения». И последняя паремия в навечерие Рождества Христова, из Книги пророка Исаии, содержит в себе более чем известные слова: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). На этом пророчестве мы более всего заострим наше внимание, обратившись к свидетельствам древних отцов и учителей Церкви. «Если рождающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем у прочих, то почему это – пришествие Еммануила?» Святитель Василий Великий писал: «Иудеи оспаривают издание Семидесяти (то есть Септуагинту. – прот. О.С. ), говоря, что в еврейском стоит не “дева”, а “отроковица”, между тем как отроковицей можно назвать цветущую возрастом, а не женщину неискусобрачную. Ответ им удобен и сам собой готов. Ежели знамение есть показание чего-либо чудного и отличного от общего обыкновения людей, то удивительно ли, чтобы одна из многих женщина, живущая с мужем, стала матерью отрока? И как бы рожденное от похоти плотския (ср.: 2 Пет. 2: 18) могло быть наименовано Еммануилом? Поэтому если даруемое есть знамение, то и рождение да будет необычайно. А если образ рождения Отрока обыкновенный, то не называй и знамением, не именуй и Еммануилом. Посему если рождающая не дева, то какое это знамение? И если рождение не божественнее, чем у прочих, то почему это – пришествие Еммануила?» .

http://pravoslavie.ru/99900.html

И дальше апостол описывает, что такое любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится». И действительно, дорогие братья и сестры, любовь, если она есть в человеке, делает человека способным перенести все, готовым идти на любую жертву во имя этой любви. Любовь делает человека доверчивым, надеющимся, терпеливым, все переносящим. И любовь никогда не прекращается, если она настоящая любовь, ибо, как мы слышали в акафисте, любовь сильнее смерти. Даже люди, которые убивают других, — они могут лишить человека жизни, но они не способны овладеть его любовью, не способны прекратить его любовь, ибо любовь делает невозможное, творит чудеса. И дальше апостол говорит о значении любви: «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; тогда же — лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю подобно как я познан». Дорогие братья и сестры, апостол здесь нам разъясняет, почему именно вера, надежда и любовь, особенно любовь, так важны. Ибо он говорит: мы все сейчас на земле подобны детям, которые по-детски рассуждают, по-детски верят, по-детски понимают, которые не в состоянии постичь тайны миробытия, окончательного смысла жизни, всего того, что существует в Боге и от Бога. Мы — как дети, а будет время, когда мы все станем взрослыми и будем действовать и понимать как взрослые. Он говорит, что сейчас мы видим, постигаем тайны миробытия, тайны Бога как бы в туманном зеркале. Стираются контуры, очертания, что-то есть, что-то показывается, но неясно, что именно. А вот когда мы достигнем Бога, когда мы будем в соединении с Богом в вечной жизни, в блаженстве на небесах, тогда будем видеть лицом к лицу, будем как взрослые понимать всё.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

И может показаться, что мы проповедуем эгоизм и индивидуальность, раз подчеркиваем такое достоинство отдельной души. Но это лишь «может показаться», как «показалось» и привиделось христианам на Западе противоречие между верой и знанием, между оправданием от дел и от веры. На самом деле все, что происходит в Церкви, и все, ради чего существует Церковь, направлено на отдельную душу таким образом, что благое воздействие неизбежно выйдет за рамки одной души и коснется многих и продолжит действие в ускользающих от взора далях даже до Страшного суда. Вот в некоторой семье родилось дитя, и родители собрались его крестить. Выбрали крестных и получили их согласие стать для младенца восприемниками. Вот священник, к которому обратились будущие крестные, не отнесся формально к своим обязанностям и удержал будущих крестных для беседы. Он рассказал им о смысле таинства и особенно подробно об искупительном страдании Богочеловека и о Его Воскресении. Он, по сути, своими словами пересказал то, что будет читаться в апостольском чтении крещения, но что неизбежно ускользнет от сознания, если подробно не растолковать человеку смысл прочитанного. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 3–4). Эти слова объяснил священник и умилил сердца собеседников. Они думали, что услышат, сколько взять денег, какой купить крестик и когда прийти, а они услышали простые слова, западающие в самую глубину сердца и рождающие слезы. И вот смотрите, братья. Еще ничего доброго или злого не сделал ребенок. Еще он только родился, а мы лишь только приготовились его крестить. Но уже будущее крещение младенца родило проповедь о Христе, и уже умягчились сердца взрослых, и уже в ком-то окрепла, а в ком-то и родилась вера! Ребенок фактом рождения и будущего крещения приводит к вере взрослых людей, имеющих его крестить! Не чудо ли это?!

http://pravoslavie.ru/45284.html

И мы читаем далее: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» . Господь рождается в этот мир не в богатом дворце в окружении золота и серебра. Он рождается в этот мир не в идеальных каких-то условиях, в обеспеченном человеческом доме. Для Него не нашлось места даже в гостинице, и Он рождается в хлеву. И мать, родившая Его, спеленала Его, положила Его в ясли (ясли - это кормушка для скота), потому что не было им места в гостинице. Кто-то сейчас может задать вопрос, но почему Бог явился в этот мир в таком виде? Почему Он не сошел с небес в величии, в окружении ангелов, в совершенной форме зрелого человека, мужа, воина, царя, первосвященника? Почему Он является в этот мир, как Отроча млада, как маленький ребенок? Покойный владыка Антоний Сурожский говорил, что Господь явился в этот мир в виде маленького ребенка, потому что мы слишком взрослы в своей греховности! Мы слишком взрослы, мы покрыты коростой взрослости нашей греховности, и пробить вот эту коросту взрослости греховного нашего бытия может не царь, не первосвященник, не ангел грозный, летящий с неба, а Отроча млада - Превечный Бог. Бог, который умаляется и становиться маленьким младенцем, и в этот день каждого из нас делает ребенком. Как Господь говорил «будьте, как дети», и в дни Рождества, когда мы все поздравляем друг друга, дарим подарки друг другу, мы все немного становимся детьми. Это удивительная и поразительная тайна! «…и родила Сына Своего Первенца, спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего…». Не надо думать, что они пасли там своих овец, потому что это такое время года, когда овец держали в специальных таких пещерах, а эти пастухи несли стражу, они караулили этих овец, и Святое семейство расположилась в одной из таких пещер, где находились животные в относительном тепле. И вот эти пастухи - простые люди, некнижные люди, как их называют ученые евреи «ам-хаарец» (люди земли), они сподобились явления от Бога. Сказано: « Вдруг предстал им Ангел Господень, и Слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». Вы слышите, братья и сестры, радость боговоплощения - это радость не только для россиян, не только для православных народов, это радость, которая будет всем людям. Как сказано в Первом соборном послании Иоанна Богослова, что

http://radonezh.ru/analytics/o-proroches...

И мы читаем: « И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга » ( Быт. 13:11 ). Вот это движение от Эдемского сада, как оно описано в Библии, если внимательно следить, трактуется так: сначала Бог изгнал людей из рая, и они просто жили напротив райских врат, «на востоке у сада Едемского» ( Быт. 3:24 ). И еще: «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» ( Быт. 4:16 ). И чтобы они туда не забежали снова, во вратах был поставлен херувим с огненным вращающимся мечом. Потом они уходили все дальше, и дальше, и дальше – и здесь уже какой-то предел был достигнут, «и двинулся Лот к востоку». Потом уже в Библии не упоминается об удалении из святого места. «избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку (то есть вся эта Святая земля (Рай), по преданию – Месопотамия, она остается сзади, все дальше и дальше он уходит, – О. С.). И отделились они друг от друга». Лот начинает вести самостоятельную жизнь… Иногда мы очень радуемся за своих детей, когда они начинают вести самостоятельную жизнь. Но готовы ли они к самостоятельности, если всю жизнь, которую они прожили вместе с нами, мы всё делали за них? Мы не научили их готовить первое, второе, мы не научили их, как отремонтировать стул, как повесить книжную полку… Так готовы ли они к самостоятельной жизни? Все вы знаете, что я занимаюсь проблемами сектантства. И часто меня спрашивают: почему молодые люди попадают в секты? Молодые люди попадают туда, потому что они боятся взрослой жизни, они напуганы нашей взрослой жизнью! Они смотрят телевизор, они смотрят, какие проблемы у взрослых, они слышат, как на кухне ругаются отец с матерью, какие проблемы у них – и они этого боятся! Они охотно идут в секту, охотно впадают там в некое, порой полное иждивенчество, когда за них всё решают: во сколько вставать, во сколько спать ложиться, что есть, как одеваться… За них все расписано! И здесь Лот явно не готов к самостоятельной жизни, хотя он имел великий пример Аврама перед глазами, его дяди.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010