Размышления по поводу интервью профессора А.И. Осипова, посвященного 1600-летию преставления святителя Иоанна Златоуста РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49406.html 14 января 2008 Протоиерей Максим Козлов Размышления по поводу интервью профессора А.И. Осипова, посвященного 1600-летию преставления святителя Иоанна Златоуста Источник:  http://bogoslov.stack.net/ Богослов Предлагаем комментарий профессора МДА протоиерея Максима Козлова, посвященный обсуждению вопроса о действенности церковных таинств и в особенности таинства священства. Как всегда, с большим вниманием и интересом прочитал я выступление Алексея Ильича Осипова. Не сомневаюсь, что для читателей сайта bogoslov.ru мнение уважаемого и заслуженного профессора Московской Духовной Академии о наследии святителя Иоанна Златоуста будет весьма полезно и актуально. Никоим образом не имею намерения вступать в полемику со старшим коллегой, лишь хотел бы к сказанному профессором добавить еще несколько – преимущественно святоотеческих – цитат и некоторых рассуждений на темы, которые затрагиваются Алексеем Ильичом в его интервью – прежде всего в той его части, где речь идет о церковных таинствах вообще и о таинстве священства в частности. Еще из фундаментальных курсов догматического богословия мы знаем, что для законного совершения таинств и их действенности требуются: 1) законно рукоположенный пресвитер или епископ, 2) законное, то есть по Богопреданному чину, священнодействие таинств. " Ибо, как мы видели, – а) Сам Господь, установитель таинств, избрал для каждого таинства вещество или видимый знак; б) Сам указал для каждого таинства определенный образ совершения его; и в) Сам определил, чтобы именно через этот видимый знак, при этом образе совершения, сообщались в каждом таинстве известные дары Духа Святаго. Следовательно, тогда только каждое таинство и будет таинством и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением: это само собою очевидно. А так как совершение каждого таинства согласно с волею Господа Иисуса возможно только под условием, если совершители таинств, существа разумные и свободные, будут иметь внимание к тому, что и как они совершают, в и желание совершить священнодействие установленным образом: то естественно от пастырей Церкви, пресвитера и епископа, при совершении таинств требуется намерение совершить то или иное таинство по Богопреданному чину " (Митр. Макарий " Православно-Догматическое богословие " , с. 392).

http://religare.ru/2_49406_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий. В. т., получив освящение через установленные Церковью молитвы, к-рые возносятся Богу предстоятелем от лица общины, затем преподаются верным и служат знаком духовного действия, происходящего в таинстве; тем самым В. т. представляют собой символы Божественной реальности в доступной для человеческого восприятия форме (см.: 1 Кор 13. 12; Areop. EH. 1. 2; Maximus Conf. Mystagogia. 24). К числу наиболее важных В. т. относятся хлеб и вино , вода , елей и миро . Эти природные элементы наилучшим образом отражают сущность того, что совершается в таинствах. Хлеб и вино используются в первую очередь в таинстве Евхаристии . Во время Тайной вечери , накануне Своих Крестных страданий, Господь Иисус Христос благословил хлеб и чашу с вином, указав на них как на Свои Тело и Кровь и заповедав всем верующим вкушать и пить их в Его воспоминание. Господь образно говорит о Себе в Евангелии, что Он - «Хлеб, сшедший с небес» (Ин 6. 41, 51). Использование для главного из церковных таинств обычной повседневной пищи (какой и были в Средиземноморье в древности хлеб и вино - Пс 103. 15) указывает на то, что Бог входит в человеческую жизнь в самых основных и на первый взгляд незаметных ее проявлениях. Хлеб, мука для к-рого получается из мн. зерен, символизирует евхаристическое единство Церкви (Didache. 9). Правосл. Церковь использует для таинства Евхаристии только пшеничный и квасной хлеб ( Iren. Adv. haer. 5. 2. 3), но по ряду причин употребление опресноков в Евхаристии было введено в арм. и католич. Церквах, что неоднократно осуждалось правосл. Церковью как отступление от древней традиции; большое внимание в спорах о качестве евхаристического хлеба всегда уделялось и символике, к-рая связана с употреблением квасного или пресного хлеба. Добавление соли в евхаристический хлеб упоминается уже в раннехрист. источниках (PG. 2. Col. 345), но последовательно применяется только в традиции правосл. Церкви. Помимо Евхаристии хлеб используется и в др. церковных священнодействиях, по происхождению связанных с общинными трапезами первых христиан (см. ст. Артос , Благословение хлебов , Панагия , Просфора ).

http://pravenc.ru/text/158330.html

О таинствах вообще Православная Церковь , как чадолюбивая Матерь, встречает и освящает молитвою первые вздохи человека 1 и молитвою сопровождает последнее дыхание умирающего. Всякую важную перемену не только в нравственной жизни, но даже и в в гражданской она благословляет особыми священнодействиями. Главнейшие священнодействия в Православной Церкви – это таинства. Что же называется таинством? Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый, при посредстве священнослужащего, тайно, невидимо преподаёт человеку благодатные свои дары для его спасения и блаженства. Для истинности и законности таинства, как христианского священнодействия, нужно: а) чтобы его совершало строго по уставу лицо священное, получившее власть на то по преемству от святых апостолов; б) а от человека, имеющего удостоиться таинства, требуется покаяние и вера. Для совершения каждого таинства нужно приличное вещество для таинства; напр. Для крещения вода чистая, естественная и не холодная, для соборования – елей; для святого причащения – чистый вскисший хлеб и непременно красное виноградное вино с водою. Кроме того, так как некоторые таинства христианские дают людям, сподобившимся их и права и обязанности гражданские, напр. Таинство брака, священство и т. п., то для гражданской законности их требуется ещё предварительное выполнение гражданских предосторожностей, равно обязательных как для священнослужащих, так и для мирянина, сподобившегося таинства. Сколько Таинств в Православной Церкви? Таинств в Православной церкви семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание), 7) елеосвящение (соборование). Одни из этих таинств не повторяются, напр. Крещение, миропомазание 2 , священство; а остальные повторяются. Одни из таинств обязательны для каждого истинного христианина, как напр. Крещение, миропомазание, покаяние и причащение и елеосвящение; два же остальных таинства т.е. священство и брак назначены не для всякого православного христианина, а для способных к тому. 1. О крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена I. Главные черты православного учения о таинствах суть следующие: 1) «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 99) 839 . След., – существо таинств Церковь полагает в том, что это суть священнодействия, действительно сообщающие верующему благодать Божию, что они «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере, чл. 15). А существенными принадлежностями каждого из таинств – считает: а) Божественное установление таинства, б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и – в) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего. 2) «Таинств седмь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных» (Простр. Хр. Катих. о чл. 10)». «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 15). 3) «Для совершения таинства требуются три вещи ( πργματα): приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный, или епископ; в третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 100). «Но отвергаем, как чуждое Христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемой в таинстве): будто вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении остается простою вещию… Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства» (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Исходя из данного бл. Августином определения таинства, как «видимого знака невидимой благодати, установленного для нашего оправдания 1 , католики и протестанты согласны между собою в исчислении трёх существенных признаков, исчёрпывающих понятие о таинстве, именно: видимого знака (signum), невидимой благодати (res significata) и божественного установления того и другого (mandatum Dei). Но они существенно различаются между собою как в понимании каждого из указанных признаков, так и в определении взаимного отношения их друг к другу, а отсюда само собою проистекает различие и в представлении о назначении таинств в деле спасения человека.   I. О признаках таинств в их отдельности. Следуя словам бл. Августина: «accedit verbum ad elementum, et fit sacramentum 2 », католики различают в видимом знаке таинства (signum) две составные части verbum (слова установления, или заповедь о совершении таинства, и слова священнодействия) и elementum или res visibile sacramenti (вещество таинства вместе с внешним действием или одно только последнее), употребляя для обозначения указанных частей видимой стороны таинства схоластические термины: форма и материя. Но они погрешают в определении формы таинства и её отношения к материи, а также излишне последовательном приложении требования касательно различения формы и материи даже в отношении к тем таинствам, где таковое различие не имеет для себя основания, как не согласное с существом или природою таинства. Понятие формы, заимствованное схоластиками у Аристотеля, заключает в себе две стороны: а) форма есть определенный вид существовала материи (modus или species existentiae), т. е. совокупность всех признаков, отличающих данный предмет от всех других предметов и выделяющих его в особое, самостоятельное существование, как res, и б) форма есть образующая причина этого вида существования или, что то же, сущность вещи (форма, как causa existentiae, иначе – essentia rei). В приложении к таинствам католики употребляют термин forma только в первом из указанных значений, когда усвояют «слову» (verbum) таинства только декляративное, обявительное значение по отношению к материи или элементу таинства и отнимают у него (verbum) значение причины действительности таинства, указанное бл. Августином (accedit... et fit sacramentum): verbum, по католическому учению, только обявляет, делает ясным, понятным для приступающих к таинству, ставит их в известность относительно того, чем становится элемент по мысли Божественного Учредителя таинства, но не причиняет этого нового значения, получаемого элементом в таинстве 3 . Такое ограничение понятия формы в католическом учению о таинствах фактически выразилось в изятии важнейшего момента из существа этой формы в таинстве евхаристии, именно – слов освящения (verba consecratioins 4 ), вследствие чего явилась необходимость в требовании от совершителя таинства намерения делать то, что делает церковь , как особого, независимого от формы, условия действительности таинства 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований Таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов Источник Предварительные понятия о принадлежностях церковных служб Что необходимо для совершения вообще церковных служб и в особенности литургии? Для совершения вообще церковных служб и в особенности литургии необходимы: во-первых, место для совершения их – так называемый храм или церковь ; во-вторых, лица, которые совершали бы их, – так называемые священно и церковнослужители , а для них – облачения , в которые они облачаются при совершении; в-третьих, сосуды , употребляемые преимущественно при совершении литургии; и в-четвертых, вещества для ее совершения : хлеб и вино  и др. О храме, или церкви Что такое храм или церковь ? Св. храм, или церковь , это – у нас особенное здание, в котором совершаются литургия и прочие церковные службы 1 . Что значит название: храм , или церковь ? Храм, от слова храмина, означает: здание. Название « церковь » греческое, оно значит: дом Божий. Почему храм называется церковью, т. е. домом Божьим? Потому что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом,– точно живет в своем доме 2 . Еще, почему дано храму название церковь ? Название церковь дано храму еще потому, что в него для молитвы собирается церковь , т. е. верующие, общество которых называется церковью. В каком виде обыкновенно строятся храмы? По большей части в виде корабля и креста; верх имеют круглый, который называется куполом; на куполе всегда ставится крест. Что значит, что храмы устраиваются в виде корабля или креста? Храмы строятся в виде корабля потому, что церковь , подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, т. е. в Царство Небесное; в виде креста – потому, что благодать спасения в церкви приобретена нам крестными страданиями Иисуса Христа. Не напоминает ли нам о чем купол на храме? Он напоминает о небе, куда мы верующие стремимся. Почему на куполе ставится крест? Потому, что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

свящ. Сергий Кобзарь Часть II. О семи Таинствах Церкви В I части книги были рассмотрены многие важные и наиболее часто выдвигаемые протестантские обвинения против православных догматов и увидели, что все они безосновательны и противоречивы, а также что православные догматы и реалии духовной жизни прочно основаны на Св. Писании, жизни древней Церкви и просто здравом смысле. Но, кроме того, что реформаторы отвергли крестное знамение, все вещественные святыни, иконы, молитвы святым и за усопших, весь древний чин Богослужения, посты, монашество, учение о необходимости дел для спасения и т.п., они – и это самое главное – отвергли таинства , а без них уже немыслимо само существование Церкви, так как вся Её духовно-мистическая жизнь как Тела Христова заключена, прежде всего, в них. Что же такое таинство в православном понимании? По определению, таинства есть важнейшие священнодействия , установленные Господом и совершаемые священнослужителями Церкви , которые за видимой своей стороной 402 сообщают верующему особую невидимую и спасительную благодать Божию . Замечательны при этом слова св. Иоанна Златоуста , который объясняет причину и необходимость существования видимой и доступной телесным чувствам стороны в таинствах: «Христос не передал нам ничего чувственного, но всё духовное, только в чувственных вещах. Так и в крещении через чувственную вещь – воду – сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении. Если бы ты был бестелесен, то Христос сообщил бы тебе сии дары бестелесно; поскольку же душа твоя соединена с телом, то духовное сообщает тебе через чувственное» . Семь Таинств Церкви суть следующие: 1) Священство; 2) Крещение; 3) Миропомазание; 4) Евхаристия; 5) Исповедь; 6) Елеопомазание; 7) Брак. Православное определение Таинств (и их число) в общем-то, соответствует католическому 403 . Реформаторы, начав удалять из католицизма все человеческие наслоения, сильно увлеклись и отсекли от Веры Христовой много истинного и Божественного 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

III. О ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ ИЛИ ПРИЧАЩЕНИЯ § 212. Связь с предыдущим, понятие о таинстве Евхаристии, его превосходство и разные названия Чрез таинство Крещения мы вступаем в благодатное царство Христово чистыми, оправданными, возрожденными для жизни духовной. В таинстве Миропомазания приемлем в себя благодатные силы, необходимые для нашего укрепления и возрастания в жизни духовной. Наконец, в таинстве Евхаристии мы удостаиваемся для той же высокой цели вкушать спасительную пищу и питие – пречистую плоть и кровь нашего Господа Иисуса, и приискренне соединяемся с самим источником живота ( Пс. 35, 10 ). Потому Церковь православная издревле имеет обычай, вслед за Крещением и Миропомазанием, преподавать новым чадам своим и таинство Евхаристии 1105 , чтобы таким образом при самом вступлении их в благодатное царство сообщить им всю полноту благодатных даров, необходимых для новой жизни, не преставая, впрочем, и во все последующее время призывать верующих к сему спасительному таинству. Евхаристия есть такое таинство, в котором Христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного тела и истинной крови своего Спасителя. Это таинство превосходит все другия, как говорится в православном Исповедании (ч. 1, отв. на вопр, 106). Превосходит: 1) Преизбытком таинственности и непостижимости. В прочих таинствах непостижимо собственно то, что под известным видимым образом невидимо действует на человека благодать Божия, а самое вещество таинств, например, в Крещении – вода, в Миропомазании – св. миро, остается неизменным. Здесь, напротив, изменяется самое вещество таинства: хлеб и вино, сохраняя один вид свой, чудесно претворяются в истинное тело и кровь нашего Господа, и потом уже, будучи приняты верующими, невидимо производят в них свои благодатные действия. 2) Преизбытком любви к нам Господа и чрезвычайным величием дара, преподаваемого в этом таинстве. В других таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие частные дары спасительной благодати, сообразно с существом каждого таинства, – дары, которые Он приобрел для людей своею крестною смертию. Здесь же Он предлагает в снедь верным самого Себя – собственное тело и собственную кровь, и верующие, соединяясь здесь непосредственно с своим Господом и Спасителем, соединяются, таким образом, с самим источником спасительной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1) Итак, и в том уже св. церковь виновна стала, по мнению Денисова, что священник, обручая брачущихся перстнем, который напред положен был (как требует и старопечатный Потребник) на св. престоле, воображает сим перстнем крест на брачущихся! Но сие действие оправдывается сказанным в Прологе марта 12, что без крестного знамения никакая тайна не совершается. Если крестному знамению усвояется такое значение в совершении таинств, то и в обручении брачущихся священник справедливо, с приглашением имени Св. Троицы, предограждает их знамением креста, и обвинять за сие действие св. церковь может разве только неверующий в крестную силу. А что об этом действии не говорится в старопечатных Потребниках, это не дивно, ибо в старопечатных Потребниках, изданных ранее 7147 (1639) года, не показано и стихов, с которыми священник должен подавать перстни обручающимся, которые уже потом в Потребнике 7147 года напечатаны. Здесь говорится: «Посем священник, взем перстни от святыя трапезы, подает златый убо мужеви, сребряный жене. И дая мужеви глаголет: обручается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Таже и жене дает, глаголя: обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь». Вот какие приглашения в чине обручения при подании перстней обручаемым, не находящиеся в прежде изданных Потребниках, внесены в напечатанный при патриархе Иоасафе Потребник. Если этих необходимых приглашений при обручении не находилось в изданных прежде 1639 года Потребниках, то удивительно ли, что в старопечатных Потребниках не упоминается и об осенении при сем обручаемых знамением креста? И можно ли за прибавленное патриархом Иоасафом наставление подавать обручаемым перстни с именем Святой Троицы обвинять его в нововнесении, а тем паче в ереси и делать за сие разделение с церковию? Такого обвинения и сам Денисов не сделал и не мог сделать: как же он дерзает обвинять св. церковь за изображение над брачущимися крестного знамения перстнями? Именуемые старообрядцы скажут: не за то Денисов обвиняет церковь, что на брачущихся совершается крестное знамение, но за то, что оно совершается перстнем, а не рукою с известным перстосложением? Ответствуем: в разных тайнодействиях знамение креста изображается различными относящимися к ним орудиями и веществами: к крещении при помазании елеем крест начертывается перстом, в миропомазании и елеопомазании – спицею, в омовении св. мира, совершаемом губою, губою же изображается крестное знамение. А когда обручальные перстни удостаиваются положения на св. престол и с преподанием их приглашается имя Святой Троицы, то почему же Денисову противно именно сим перстнем действуемое изображение крестного знамения?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрос: Какое значение имеет соборование? Может ли принять это таинство физически здоровый человек, который чувствует свое духовное несовершенство? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : «Церковь, – писал великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский, – сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым “всяка душа живится”» (Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 154). Из всех священнодействий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается верующему христианину определенная благодать, свойственная именно данному таинству. Семь таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Одним из них является таинство елеосвящения (греч. elaioa – масло; eleos – милость), при совершении которого при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов. У этого таинства несколько названий. В древних богослужебных книгах оно называется елеем, святым елеем, елеем, соединенным с молитвой. В нашем отечестве чаще всего употребляется название елеосвящение. В народе оно называется соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Однако таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник. С древнейших библейских времен масло (елей) использовалось в богослужении как горючее вещество для светильника скинии (см.: Исх. 27: 20) и как составная часть ежедневной жертвы (см.: Исх. 29: 40). Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7; 1 Цар. 10: 1). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения.

http://pravoslavie.ru/30012.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010