Так как люди состоят не из души только, но и тела; то Богу угодно было и благодать Свою сообщить для освещения как души, так и тела, не только духовным, но и чувственным способом – чрез вещество или священнодействия, т.е. посредством таинств. Св. отец Иоанн Златоуст говорит: «Если бы ты был бестелесен, то Бог преподал бы тебе Свои дары духовно; но поскольку душа твоя соединена с телом, то и подаются тебе сии дары в чувственных видах» (Бес. 82 на Мф. 4 , стр. 421). Это для того, чтобы эти внешние виды были для нас с одной стороны видимым, как бы осязаемым удостоверением и залогом в действительном сообщении благодати, с другой – также видимым и живым напоминанием о неизреченных благодеяниях, явленных нам Спасителем нашим, и побуждением к тому, чтобы мы всегда старались приготовлять себя к достойному, благоговейному принятию спасительной благодати. Этого мало; для лучшего усвоения заслуг Иисуса Христа, для более полного получения даров благодати, Спаситель благоволил тесно соединить нас с Собою посредством таинства Евхаристии, в которой, принимая тело и кровь Его, мы становимся членами Его, как главы, и причастниками божественного естества ( 2Пет. 1:4 ). Для безмерной любви Спасителя к нам как бы недостаточно было того, что Он добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть – в жертву для искупления нас от вечной погибели: но благоволил еще дать нам в пищу свою пречистую плоть и кровь – для теснейшего соединения с Ним, как Он Сам говорит: «Я есмь хлеб животный, сшедший с неба; кто будет есть хлеб сей, тот будет жить во век; хлеб же, который Я дал, есть плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во мне пребывает, и Я в нем ( Ин. 6:51, 56 ). Потому Спаситель и призывает всех верующих к причащению: приимите, ядите; сие есть тело Мое. Пийте от нея все; сия есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая в оставление грехов. Сие творите в воспоминание обо Мне ( Мф. 26:26–28 , Лк. 22:19 ). Св. апостол говорит: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, т.е. тело и кровь Христову, вы смерть Господню возвещаете ( 1Кор. 11:26 ), т.е. воспоминаете, прославляете, благодарите Его за то, что Он, по безмерной любви Своей к нам, предал Себя на смерть, для избавления нас от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Такое сочетание понятий в текстах Писания – не без значения; оно открыло различение света сотворенного ( Быm. I, 3 ) от благодатного света, осиявающого душу человека Святым Духом и изливающегося на него или вокруг него, видимым образом ( Ucx. XXXIV, 29–35 ; Mф. XVII, 2 ; Дeяh. XXII, 6 ). Учение о Фаворском или Божественном свете изложено, на основе опыта подвижников, св. Григорием Паламой – гл. образом в его труде «О священнобезмолствующих, 9 слов»; затем Поместный Константинопольский Собор в 1341 году подтвердил это учение. Свет этот не вещественный, хотя он – не сущность Божия, но то откровение, через которое удостоенный человек познает Бога. «Ныне Христос, просияв на горе Фаворе, открыл ученикам вид сокровенного Божественного света, как обещал; они же, исполнившись светоносного божественного сияния, в радости воспевали: воспоем Богу нашему; ибо Он прославился» (1-ый канон Косьмы Маюм. утр. Преображения, песнь 1-я, троп. 3-й. То-же у Мф. XVI, 28). Этот особый свет описан в житии преп. Серафима Саровскаго . Излияние в избытке этого благодатного света и это сияние славы – присущи Царствию Небесному . 242. Какая еще радость присуща Царствию Небесному? Будет полное и радостное утешение всем невинным страдальцам земли . «и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Omkp. VII, 17 ). 243. Все ли праведные будут в блаженстве равно и одинаково? Хотя все они будут в наслаждении блаженством выше слов, все-же они будут различны один от другого в славе, сообразно степени содеянного ими на земле добра . " Ибо придать Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его« ( Mф. XVI, 27 ). »Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, воздать каждому по делам его« ( Omkp. XXII, 12 ). Но, чтобы в Царстве Славы не было и тени безпокойства, «никто не увидит меры высшого и низшаго» (Св. Ефрем Сирин , О небесных обителях). 244. Кому будет недоступно Царство Небесное? Врагам Бога. Ослушникам призывов Христовых . Те и другие будут осуждены Последним Судом на вечное мучение в соединении с диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Фомино Воскресенье (Антипасха) Каждый день пасхальной недели, называемой Светлой Седмицей , служится пасхальная Литургия с крестным ходом. Царские врата алтаря и дьяконские двери остаются всё время открытыми. В субботний же вечер наступает второе воскресенье после Пасхи, посвящённое воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день. Надо сказать, что число «восемь» имеет огромное значение как в еврейском, так и в христианском духовном Предании. Число «семь» завершает земное время. Суббота, последний, седьмой день недели, является благословенным днём покоя в этом мире, а первый день недели, день «после субботы», выделен во всех Евангелиях как день Христова Воскресения и, следовательно, как «восьмой день», который лежит за пределами этого мира, он обозначает жизнь мира грядущего, день вечного покоя Царства Божьего (см. Евр.4 ). Таким образом, воскресенье после Пасхи становится восьмым днём пасхальной радости, последним днём Светлой Недели. Поэтому оно называется «Антипасха» (т. е. «вместо Пасхи»), и именно в этот день в ранней Церкви новокрещённые христиане снимали с себя светлую крещальную одежду и заново вступали в мирскую жизнь. Весь смысл этого дня открывают нам слова Евангелия: Потом (Господь) говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорил ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. ( Ин.20:27–29 ) Мы не видели Господа своими глазами и не ощущали Его воскресшего Тела своим прикосновением, но зато во Святом Духе мы видели, ощущали и вкушали Слово Жизни, и, таким образом, мы веруем. На каждой из будничных служб, до Вознесения Господня, мы поём пасхальный тропарь. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, мы поём пасхальный канон и повторяем празднование «первого дня недели». На всех Литургиях апостольские чтения берутся из Книги Деяний, рассказывающей нам о первохристианах, живших в общении с воскресшим Господом; а все евангельские – из Евангелия от Иоанна, которое считается написанным в первую очередь для новокрещённых, потому что во всех «знамениях» Господних (как называет Евангелист Его чудеса), используются вещества, входящие также и в совершение таинств: хлеб, вино и вода. Поэтому каждое воскресенье после Фомина (кроме третьего) посвящено воспоминанию одного из этих «знамений». Жёны мироносицы

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Ходить в храм – не значит ставить свечки и молиться перед иконами. Это, как раз можно делать и дома. Прежде всего, ходить в храм – значит, участвовать в Литургии, входить в общение с Богом, принимать в себя жизнь и силу Его. (Он Сам сказал однажды: Если не будете есть Тела и пить Крови Сына Человеческого, не будете иметь жизни.) Что происходит на Литургии? Священник берет хлеб и вино, он и все верующие, собравшиеся в храме, молятся, и Бог таинственным образом претворяет хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Претворяет – значит, невидимо изменяет, творит из земных веществ что-то новое. «Тело» в древности означало живого человека, кровью обычно скреплялся Завет Бога с людьми. Когда Христос устанавливал Таинство Причащения, Он хотел сказать следующее: под видом хлеба и вина Я, Живой, буду с вами. В этом и есть тайна Нового Завета. Итак, Таинство Причащения – это свидетельство о присутствующем с нами Боге! И не просто свидетельство – это Таинство встречи с Богом! Причащаясь, мы соединяемся с Господом, принимаем в себя Его живительную, благодатную силу. А теперь сами себе ответим на вопросы: мы хотим иметь вечную жизнь? хотим стать причастниками Божией силы? хотим, чтобы наше общение с Богом стало не прохладно официальным (как у крещеного, но невоцерковленного человека), а живым, семейным? Если хотим – должны идти в храм. …Когда двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, они обнимаются, целуются. Они не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий Бога. Он скучает без Бога, тоскует. Евхаристия – это Таинство единения человека с Богом. И оно совершается в храме.   Нужны ли вообще храмы, церкви? Были ли они у древних христиан? Бог что, «обитает» в храме? Бог обитает везде. Церковь же – это место, специально посвященное Богу. Построенное для прославления Бога, для молитвы, для совершения Таинств. За тысячу лет до Пришествия Христова, построив в Иерусалиме Храм, царь Соломон так обратился к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо Небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем… услышь на месте обитания Твоего, на Небесах, услыши и помилуй».

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» (Сл. XL, на крещ.). Поставление действительности таинства в зависимость от внутренних расположений совершителя его, при невозможности знать тайники его внутренней жизни, делало бы то, что никто из приступающих к таинству не мог иметь уверенности в том, что в известном случае он действительно удостоился приятия спасающей благодати, и верующие неизбежно обрекались бы на постоянные мучительные сомнения и колебания в деле устроения своего спасения. В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, — чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, — того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей щающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения — воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии — хлеба и вина, для миропомазания — мира, для елеосвящения — елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства — архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния — осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака — троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это — «призывание Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере» (Сл. XL, на крещ.). Поставление действительности таинства в зависимость от внутренних расположений совершителя его, при невозможности знать тайники его внутренней жизни, делало бы то, что никто из приступающих к таинству не мог иметь уверенности в том, что в известном случае он действительно удостоился приятия спасающей благодати, и верующие неизбежно обрекались бы на постоянные мучительные сомнения и колебания в деле устроения своего спасения. В тех же случаях, когда пастыри оказывались бы недостойными служителями алтаря или совершали таинства без намерения в р.-католическом смысле, – чем были бы виноваты верующие, лишаясь спасительной благодати по вине своих недостойных пастырей? Co стороны способа совершения таинств условием их действительности служит правильность совершения таинств, т. е. по установленному чинопоследованию. В чинопоследованиях таинств, однако, не все имеет одинаково важное и существенное значение. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служит употребление определенного, указанного волей Установителя таинств, вещества для таинства (для крещения – воды, с троекратным погружением крещаемого, для евхаристии – хлеба и вина, для миропомазания – мира, для елеосвящения – елея) или определенного видимого (вещественного) знака (в таинстве священства – архиерейское возложение рук, в таинстве покаяния – осенение крестообразным знамением разрешаемого от грехов; в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак). Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

211. 217. 223. 231. 236. 239—241). След., равно ошибаются и последователи Лютера, когда учат, будто совершать таинства может всякий Христианин, принадлежащий и не принадлежащий к иерархии, и наши раскольники, как беспоповцы, предоставляющие у себя совершение таинств простым мирянам, даже женщинам, так и поповцы, предоставляющие это священникам запрещенным или даже лишенным сана (§ 200).    2) Законное, т. е. по Богопреданному чину, священнодействие таинств. Ибо, как мы видели, — а) сам Господь, установитель таинств, избрал для каждого таинства определенное вещество или видимый знак; б) сам указал для каждого таинства определенный образ совершения его; и в) сам определил, чтобы именно чрез этот видимый знак, при этом образе совершения, сообщались в каждом таинстве известные дары Духа Святого. След., тогда только каждое таинство и будет таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением: это само собою очевидно. А так как совершение каждого таинства согласно с волею Господа Иисуса возможно только под условием, если совершители таинств, существа разумные и свободные, будут иметь внимание к тому, что и как они совершают, и желание совершить священнодействие установленным образом: то естественно от пастырей Церкви, пресвитера и епископа, при совершении таинств, требуется намерение совершить то или другое таинство по Богопреданному чину (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 100).    II. Но несправедливо, с другой стороны, думали и думают некоторые неправомыслящие, — а) будто для совершения и действенности таинств необходим не только законно рукоположенный священнослужитель, но священнослужитель благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями олтаря, не имеют никакого значения; или б) будто действительность и действенность каждого таинства зависит от веры лиц, его приемлющих, так что оно бывает таинством и имеет свою силу только во время самого принятия его и употребления с верою, а вне употребления, или в случае принятия без веры, не есть таинство и остается бесплодным (§ 200).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Православное и католическое вероучение о Таинствах отличаются не только в части учения о конкретных таинствах, что будет рассмотрено ниже, но и в вопросе действенности таинств при недостойном их принятии. Православное учение изложено выше. Следует дополнить, что необходимо желание священника совершить таинство, а у принимающего желание принять таинство. Насильственная подача таинств в православии невозможна. Католический взгляд на путь получения благодати резко отличается от православного. Православное учение говорит, что Бог Сам совершает таинства и подает благодать, священник же только совершает внешние действия и молитву (см. выше). Католические богословы пытались излишне детализировать роль чинопоследования и вещества в совершении таинств. Поэтому они пришли к совершенно неверным выводам, придав внешним действиям неподобающую роль, утверждая, что через вещество изводится благодать. Причина такой ошибки – неверный схоластический метод, стремящийся к излишней детализации и пониманию разумом. Перейдена грань постижимого человеческим разумом, веществу и чинопоследованию дана определяющая роль. Правовой вывод о том, что на Бога оказывается давление – совершенно неверен и полностью неприемлем – не может тварь оказывать давление на Бога! По православному вероучению Бог есть любовь, и Он дает просимое по Своей любви! Причина разницы мнений во взгляде на характер союза Бога и человека: – у католиков правовой союз, у православных нравственный. Учение о действии таинств «ex opere operato» создало совершенно неправильно отношение к действенности таинств. Стали возможными такие моменты, как принудительное крещение взрослых, бывали случаи, когда миссионеры под видом простых людей, говоря про себя крещальную формулу, обрызгивали водой входивших для омовения в воды Ганга индусов и считали их крещенными. Это было искреннее заблуждение миссионеров, не имевших от этого никакой материальной выгоды. 1089 Совершенно чуждо для православия учение об оживлении таинств. Православие считает возможным совершение таинства только, если у человека есть желание и, в необходимых случаях, отсутствуют препятствия нравственного характера. В случае совершения таинства, если принимающий нравственно недостоин, таинство совершается в осуждение ему (причащение) или признается несостоявшимся (например, недостойное священного сана лицо по недосмотру или обманом получившее сан признается лишенным сана).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

когда есть законный совершитель их, употреблено надлежаще вещество и соблюдены другие условия относительно их внешней стороны. Это показывает самое выражение rite, потому что ritus значит обряд, обычай, обыкновение, церемония. Очевидно, что определение майнцского собора направлено против протестантов, которые не имели у себя законных совершителей таинств и во многом другом отступили от правильного образа совершения их. Отцы собора говорят также, что благодать таинств подаётся в силу внутреннего в Божественного действия, а не по заслуге совершителя и не потому, чтобы силой подавать благодать обладали самые внешние вещи, употребляемые при таинствах. Но этим не исключаются схоластические теории об opus operatum. И в средние века признавалось, что благодать подаётся силой внутреннего божественного действия в таинствах, а не заслугой совершителя или самими внешними вещами, из которых слагается совершение таинств. Если бы в намерениях майнцского собора было исправить схоластические теории об opus operatum, то ему не было бы надобности вооружаться против такого учения, которого никто не проповедовал. Ему следовало бы только определить, насколько тесна связь между внутренним Божественным действием и внешними принадлежностями таинств, потому что учение схоластиков об opus operatum состояло собственно в том, что спасительные действия таинств они поставляли в безусловную и необходимую связь с внешней стороной таинств, так что для получения благодати не оставалось уже места личной вере и доброму внутреннему настроению приемлющих. Подобно майнцскому собору никаких существенных исправлений средневекового учения об opus operatum не сделали и тридентские отцы. В определениях тридентского собора говорится: «Если кто скажет, что таинства нового завета не содержат в себе благодати, соответствующей каждому из них, или – не сообщают этой благодати не полагающим препятствия... да будет анафема! Если кто скажет, что таинства нового завета не сообщают благодати ех opere operate, но что для получения благодати достаточно одной веры в Божественное обетование, да будет анафема» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Изменения, сокращение или расширение их не имеют значения для действительности таинства. Действительность таинства обусловливается лишь точным и правильным соблюдением существенного и важного в чинопоследованиях таинств, – того, что составляет неизменную, богопреданную принадлежность каждого таинства, с чем Господу угодно было соединить сообщение людям Своей освящающей благодати. Первым таким условием служить употребление определенного, указанного волею Установителя таинств, вещества для таинства, или видимого знака. Так, для таинства крещения проводником и орудием таинственных действий благодати на человека Господу угодно было избрать воду; для евхаристии – хлеб и вино; для миропомазания – миро, для елеосвящения – елей. В других таинствах волею их Установителя сообщение благодати соединено с употреблением только определенная видимого (вещественного) знака, – руковозложения в таинстве священства, в таинстве покаяния – осенения крестообразным знамением разрешаемого от грехов, в таинстве брака – троекратное благословение вступающих в брак. Второе условие правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинств, это – «призывание Св. Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Св. Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав, испов. 100). Призывание Св. Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям при совершении таинств таинственно-благодатное значение. Так, таинство крещения совершается словами священнодействующего: «крещается во имя Отца, и Сына, и Св. Духа», произносимыми при троекратном погружении крещаемого в воду. Освящение мира для таинства миропомазания совершается призыванием на него Св. Духа при благословении его рукою архиерейскою, а самое таинство – словами: «печать дара Духа Святого», произносимыми при помазании частей тела освященным миром. Таинство покаяния совершается словами разрешения («Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо»...), произносимыми священником над кающимся, с осенением его крестообразным знамением; в требниках это именно называется «совершением тайны святого покаяния». В таинстве священства такую существенную часть составляет молитва хиротонии, тайно произносимая хиротонисующим и заключаемая крестообразным осенением хиротонисуемого; в таинстве брака – «Господи Боже наш, славою и честью венчай я»; в таинстве елеосвящения – молитва таинства: «Отче Святый, Врачу душ и телес», произносимая при крестообразном помазании болящего освященным елеем; в таинстве причащена – евхаристическая молитва («Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити»...), окончивающаяся словами освящения («и сотвори убо...»), произносимыми вместе с благословением хлеба и вина. Эти два существеннейшие условия действительности таинств, касающиеся способа совершена таинства, иногда называются: первое – матерью таинства, второе – формою таинства 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010