Учение о таинствах, как чрезвычайных Самим Богом установленных средствах освящения человека, имеет существенное значение в системе Догматики. В вводной части учения о таинствах входит раскрытие следующих положений: понятия о сущности таинств, их происхождении, числе, условиях действительности и действенности таинства. Понятие о таинствах и сущности таинств. Слово «таинство» (мистирион от мио – закрываю глаза, сжимаю рот), заключает в себе идею таинственного, сокровенного, недоступного другим. В Св. Писании это слово встречается часто, но употребляется не для обозначения тех священнодействий, которые в настоящее время называют таинствами, а в других смыслах. Только постепенно с этим словом стали соединять тот смысл, в каком оно понимается теперь. В настоящее время в нашей Православной Церкви под именем таинств в собственном смысле разумеют такие священнодействия, Самим Иисусом Христом установленные, которые в видимом знаке заключают и под видимым знаком сообщают невидимую благодать Божию, и притом так, что в каждом таинстве низводятся на верующих известные, определенные дары благодати. Сущность таинств, таким образом, состоит в том, что благодать Божия в них так соединена с внешним знаком или видимою стороною, что дары благодати подаются посредством видимого знака или образа, – при участи священнослужителя, а непосредственно Богом. Такая нераздельность внешнего или видимого священнодействия с благодатною силою Божиею для нас совершенно непостижима. «Если разум человеческий не понимает, как душа человеческая соединена с телом, – говорит митр. Филарет, – то напрасно усиливаться бы он стать выше самого себя и уразуметь – как в учреждениях божественных вещественное соединено бывает с духовным, земное с небесным, естественное со сверхъестественным, и сколь важно сие соединение для произведения действий благодатных и спасительных в человеке». Таким образом, наименование этих священнодействий таинствами вполне соответствует их непостижимому существу. Соединение в таинствах невидимой благодатной силы с видимыми действиями, хотя для нас и непостижимо, но оно несомненно, так как на такое соотношение этих двух сторон таинств указывает Сам Иисус Христос: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Понятие «Таинство» имеет долгую историю в восточнохристианской Церкви. В современном православном словоупотреблении Таинством называется одно из священнодействий, в которых благодать Святого Духа подается верующему. В так называемых символических книгах Православной Церкви и в греческих и русских учебниках по догматическому богословию XVIII–XIX веков учение о Таинствах излагалось в категориях латинского схоластического богословия. Утверждалось, что таинств в Церкви семь – «ни больше, ни меньше»: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение . Причина того, что таинств семь, «скрывается в воле Установителя таинств, Господа Иисуса». Кроме того, их семь потому, что они «соответствуют всем потребностям христианской жизни человека и потребностям самой Церкви» . Для совершения любого Таинства требуются три «вещи», пишет автор одного из учебников конца XVIII века: 1) «видимая вещь, предложенная для освящения, что материею или веществом зовем», 2) «некой вид словес, коими призываем Святаго Духа для освящения предложенныя вещи: сие формою мы называем»; 3) «священнослужитель, или законнопроизведенное от архиерея для служения сего лицо» . Такое понимание приводило к многочисленным натяжкам. Во-первых, седмеричное число таинств искусственно выделило семь церковных чинопоследований, оставив в стороне и отнеся к категории «обрядов» целый ряд других, не менее важных. Почему, например, брак является Таинством, а пострижение в монашество обрядом? На этот вопрос учебники ясного ответа дать не могли. Во-вторых, необходимо было доказывать божественное происхождение каждого Таинства, а это не всегда удавалось делать убедительно. Например, если в отношении Крещения и Евхаристии такое установление было очевидно, то в отношении некоторых других Таинств, например Миропомазания или Елеосвящения, вовсе нет. В результате божественное происхождение Таинства Миропомазания доказывалось ссылкой на обетование Святого Духа, которое Иисус дал Своим ученикам ( Ин. 7:37–39 ) . О таинстве Елеосвящения говорилось, что оно существовало в апостольскую эпоху ( Иак. 5:14–15 ), а поскольку апостолы ничего не проповедовали от себя, а учили только тому, что им заповедал Иисус, следовательно, это Таинство – божественного происхождения . Относительно Таинства Брака говорилось, что его Христос установил либо во время пребывания на браке в Кане Галилейской ( Ин. 2:1–11 ), либо когда сказал фарисеям: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ); либо при ином неизвестном нам случае .

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

Таинство в православном понимании Понятие «Таинства» имеет долгую историю в восточно-христианской Церкви. В современном православном словоупотреблении Таинством называется одно из священнодействий, в которых благодать Святого Духа подается верующему. В так называемых символических книгах Православной Церкви и в греческих и русских учебниках по догматическому богословию XVIII-XIX веков учение о Таинствах излагалось в категориях латинского схоластического богословия. Утверждалось, что Таинств в Церкви семь – «ни больше, ни меньше»: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение 41 . Причина того, что Таинств семь, «скрывается в воле Установителя Таинств, Господа Иисуса». Кроме того, их семь потому, что они «соответствуют всем потребностям христианской жизни человека и потребностям самой Церкви» 42 . Для совершения любого Таинства требуются три «вещи», пишет автор одного из учебников конца XVIII века: 1) «видимая вещь, предложенная для освящения, что материею или веществом зовем»; 2) «некой вид словес, коими призываем Святого Духа для освящения предложенныя вещи: сие формою мы называем»; 3) «священнослужитель, или законнопроизведенное от архиерея для служения сего лицо» 43 . Такое понимание приводило к многочисленным натяжкам. Во-первых, седмеричное число Таинств искусственно выделило семь церковных чинопоследований, оставив в стороне и отнеся к категории «обрядов» целый ряд других, не менее важных. Почему, например, брак является Таинством, а пострижение в монашество обрядом? На этот вопрос учебники ясного ответа дать не могли. Во-вторых, необходимо было доказывать божественное происхождение каждого Таинства, а это не всегда удавалось делать убедительно. В частности, если в отношении крещения и Евхаристии такое установление было очевидно, то в отношении некоторых других Таинств, например миропомазания или елеосвящения, вовсе нет. В результате божественное происхождение Таинства миропомазания доказывалось ссылкой на обетование Святого Духа, которое Иисус дал Своим ученикам (см.: Ин. 7:37–39 ) 44 . О Таинстве елеосвящения говорилось, что оно существовало в апостольскую эпоху (см.: Иак. 5:14–15 ), а поскольку апостолы ничего не проповедовали от себя, а учили только тому, что им заповедал Иисус, следовательно, это Таинство – божественного происхождения 45 . Относительно Таинства брака говорилось, что его Христос установил либо во время пребывания на браке в Кане Галилейской (см.: Ин. 2:1–11 ), либо когда сказал фарисеям: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ); либо при ином не известном нам случае 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VII. Видимая сторона англиканского «чина посвящения»: а) вещественный знак По учению православной восточной церкви „для законного совершения таинств и их действенности требуются: 1) законно рукоположенный пресвитер, или епископ“ и „2) законное, т. е. по Богопреданному чину, священнодействие таинств... Ибо... а) сам Господь, установитель таинств, избрал для каждого таинства определённое вещество или видимый знак; б) сам указал для каждого таинства определённый образ совершения его; и в) сам определил, чтобы именно через этот видимый знак, при этом образе совершения, сообщались в каждом таинстве известные дары Духа Святого. Следовательно, тогда только каждое таинство и будет таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением“ 266 . В „Православном Исповедании“, – символической книге восточной церкви, мы читаем: „для совершения таинства требуются три вещи: приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный или епископ; в-третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силой Святого Духа, изъявляя намерение освятить оное“ 267 . – Итак, для действительности таинства со стороны способа его совершения необходимо употребление такого вещества и произнесение таких слов, которые установлены „по Богопреданному чину“. В западной богословской науке эти два условия, касающиеся видимой стороны каждого таинства, называются, как известно, его материей и формой. Наше православное богословие таких терминов не употребляет 268 , но сущность дела, конечно, от этого не изменяется. Каковы бы ни были названия во всяком случае не подлежит сомнению, что и по учению православной церкви употребление известного вещества и определённых слов составляет необходимое условие для действительности таинства. Конечно, священные слова и действия, входящие в состав чинопоследования таинств, не всегда были и остаются одинаковыми. Эти чинопоследования развивались постепенно, а потому в разные времена и в разных местах церкви христианской имели и доселе имеют свои особенности. Однако все такие особенности обряда касаются в чинопоследованиях лишь того, что имеет второстепенное значение, а принадлежности существенные, от которых зависит сама действительность таинства, всегда остаются неизменными. – Обращаясь теперь к исследованию англиканского чина рукоположения, мы должны таким образом разрешить вопрос, имеются ли в этом чине такие существенные принадлежности, которые необходимы для сообщения рукополагаемому даров Божественной благодати?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В католич. Церкви характер В. т. помимо тех же веществ, что и в правосл. Церкви, имеют освященные соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах (см.: Aug. Confess. 1. 11. 17), и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста (см. ст. Пепельная среда ). Все В. т., к-рые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Св. Дарам, св. миру и воде Крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после Крещения, вода Крещения выливается только в непопираемое место (гл. 199 Номоканона при Большом Требнике). Запасные Св. Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развернутое богословское осмысление использования В. т. в богослужении есть уже у авторов III в.- напр., у Климента Александрийского и Оригена. Большое влияние на развитие богословия таинств и, в частности, на понимание В. т. оказали сочинения блж. Августина, интерпретировавшего таинства как одну из разновидностей знаков ( Aug. De civ. Dei 10. 5; Con. Faust. 19. 1-2, 16; Ep. 138. 7), состоящих из слова и вещества ( Aug. In Ioan. Tract. 80. 3). В средневек. зап. схоластике под влиянием аристотелизма материальная сторона таинств была втиснута в рамки категорий мышления; в лат. богословие были введены категории формы и материи, субстанции и акциденции. Поскольку с XII в. наметилось значительное сужение самого термина «таинство», в католич. богословии под В. т. стали понимать только те натуральные элементы, что используются в чинопоследованиях Крещения, Конфирмации, Евхаристии и Елеосвящения. Внешние свойства и качества этих веществ были строго регламентированы. Любое отклонение или несоответствие хотя бы по одному показателю стало считаться непреодолимым препятствием для совершения и действенности таинств. Священнослужители, сознательно нарушавшие предписанные нормы в отношении В. т. или попустительствовавшие их несоблюдению, подлежали строгим прещениям вплоть до извержения из сана. Основные положения были после Тридентского Собора (1545) включены, окончательно кодифицированы и опубликованы в послесоборных католич. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/158330.html

В случае с таинствами мы сознаём, что не можем просто применить к ним эти теории. Таинства – это не просто текст. С другой стороны, то, что происходит в таинствах, – это некий род коммуникации, общения между верующим и Богом. Бог хочет сообщить нечто верующему, а верующий отвечает на Божий зов участием в таинствах. Кто-то может спросить: почему же это общение не происходит посредством «нормального разговора», на человеческом языке? Ответ на этот вопрос, возможно, уже нечто прояснит. Таинство – это не разговор человека с другими людьми, а разговор Бога и людей. Поэтому человеческий язык здесь неуместен. Проблема же состоит в том, что человеческая сторона обладает лишь человеческим языком, а также пониманием, соответствующим этому человеческому языку и его категориям. В этом заключается специфическая трудность герменевтического подхода к таинствам. Различные теории понимания таинств в Средние века Первым из отцов Церкви, кто разрабатывал то, что можно назвать теорией таинств, был блж. Августин 65 . Он обратил внимание на то, что у таинств есть два аспекта, так что «таинствами называются 1) видимые знаки, указывающие на 2) Божественную реальность (signa, quae cum ad res divinas pertinent, Sacramenta appellantur)» (Epistula 138). Важным здесь является то, что Августин проводит значимое различение между res и signa: если res – это вещи, которые не используются для определения чего-либо иного, то signa указывают на то, чем они сами не являются. Он также различает verbum и elementum, делая первое («слово») связью между невидимой реальностью и вторым («элементом», веществом таинства) как видимым знаком. На основе этой теории развивалось понимание таинств в западном богословии. Это развитие привело западных богословов к вопросу о том, каким образом Иисус Христос присутствует в таинствах реально. В Средние века имел место целый ряд дискуссий и диспутов о том, что стоит за таким утверждением. В результате сформировались два подхода: спиритуализм и сакраментальный реализм. Представление о символическом устроении реальности исчезло, уступив место более чувственному, сенсуалистическому пониманию мира. Такие богословы, как Ратрамн 66 , последовательно разделяли знак и реальность, на которую этот знак указывает. Своего пика эти споры достигли в дискуссии о Евхаристии в XI веке, когда в Западной Церкви было официально провозглашено, что во время Святого Причащения Тело Христово вкушается и «раздробляется зубами верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Как часто мысль о смерти тревожит человека и отравляет прекраснейшие радости! Не приходим ли мы в ужас при одном представлении, что смерть может оторвать самых возлюбленных от нашего сердца, сделать нас несчастными и убитыми горем и тоской? Кто может весело смотреть на жизнь, если смерть все вещественное на веки разрушает и уничтожает? Этот страх смерти рассеивается принятием Святых таинств. Христос, Тело и Кровь Которого мы вкушаем, попрал смерть и воскрес из гроба. В таинстве причащения Он дал всем нам непреложный залог надежды на вечную жизнь. При установлении этого таинства, Он утешал печальных учеников Своим обещанием, что Он опять увидит их и на веки обрадует их. «Живу Аз и вы будете жить! Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:54). Надежда бессмертия, вселяемая в нас причащением Святых таинств, отнимает у нас всякий страх смерти и утешает нас в кратковременной жизни упованием на лучший мир. Достойное причащение Святых таинств делает нас счастливыми даже во временном отношении 1. Оно удаляет то, что делает нас несчастными. Несчастным, бедным, жалким, безутешным делает человека, главным образом, неверие, высокомерие и зависть. Но эти три недуга несовместимы с достойным причащением. Посредством его: а) Неверие сжигается. Где неверие, там счастье не приносит никакой радости, и несчастье не знает никакого утешения. Но кто достойно причащается, верует в глубочайшую тайну — тот пребывает в вере, верует в искупление Спасителя, верует в Отца небесного, во всеблагое, вселюбящее и всеуправляющее Божье Провидение. В такой вере легко переносят всякие страдания земные и думают: «милосердый Отец послал их для нашего спасения; Иисус Христос терпел несравненно большие страдания невинно; святые шли тем же путем; конец — небесная награда и т. д.» б) Гордость изгоняется. Кто достойно приобщается, тот уже прежде, до принятия Святых таинств, смиряется на исповеди, со смирением преклоняет колена вместе с другими, даже со своими слугами и служанками, перед Святой чашей. Во всех движениях своих проявляет благоговение к таинству; принимает смиренного Спасителя, который омыл ноги Своим ученикам и был слугой всех. Высокомерие исчезает, быть может, на некоторое время, быть может, — навсегда; a с высокомерием удаляются и многие страсти, делающие человека поистине несчастным, как то: заносчивость, сварливость, страсть к злословию и оскорблениям, и прочие пороки, уязвляющие сердце!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   Итак, Иисус Христос Своим искупительным подвигом представил Своей Церкви силу и власть через законное священноначалие духовно рождать и воспитывать членов благодатного Царства посредством истинного учения и спасительных Таинств. И в то же время Он Сам является непосредственным невидимым Руководителем ее. Он как мудрый Кормчий управляет Своей Церковью и ведет ее к предназначенной цели — спасению. Благодатию же Духа Святого, Которого Спаситель мира послал от Отца Своего Небесного и Который постоянно пребывает в этом благодатном ковчеге, все члены Церкви Христовой через посредство Таинств, совершаемых священнослужителями, очищаются от греха, освящаются и укрепляются на борьбу с невидимым врагом нашего спасения — диаволом. 3. Таинства и их значение    Господь Иисус Христос, Начальник веры и Совершитель нашего спасения, все спасительные средства вверил Своей Церкви, сделав ее сокровищницей Своих благодатных даров, необходимых в деле достижения теснейшего единения с Ним. Он преподал Церкви, как уже было сказано, силу и власть через правильно поставляемое священство рождать и воспитывать наследников жизни вечной посредством учения и Таинств.    Через богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благодать Божия; он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно-нравственного возрождения и спасения (1:1). Святитель Тихон в своих творениях дает краткую характеристику семи Таинств, описывает их содержание, показывает их значение и те условия, которые должны соблюдаться как совершителями, так и приемлющими св. Таинства. Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Но для того чтобы они стали поистине спасительными, необходимо соблюдение, по словам святого отца, четырех условий, без которых не могут совершаться Таинства. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно рукоположен. Второе — в правильном соблюдении вещества Таинства (для крещения должна быть вода, для Евхаристии — хлеб и вино и т. д.). Третье — в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (1:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Есть у Платона один излюбленный, заимствованный иа апостольских посланий образ: душа – храм. Этот образ дает повод психологизировать культ, затушевать его физические и мистические моменты. «Сей храм, – говорил Платон в Коломне, – сколько б преукрашен и великолепен ни был, но он есть вещественный и наружный; а есть другий храм духовный и внутренний. Сей храм есть сами вы» 440 . Видимый вещественный храм оказывается лишь тенью и образом невидимой души 441 . Храм двоякий велит нам разуметь Слово Божие – вещественный и духовный: первый созидается из древа и камения, вторый есть душа истинного богопочитателя» 442 . Подобные сближения делаются не мимоходом; образ разрастается в символико-психологические параллели и соответствия. «Построй святым храм в сердце твоем, напиши добродетели их икону на душе твоей, поставь свечу нелицемерной любви, зажги им кадило непорочной совести, принеси елей милосердия» 443 . Проповедь, произнесенная при освещении храма Вознесения на Гороховом поле, целиком посвящена параллелям души и храма: алтарь, престол, облачения, свечи и кадила, иконы и двери – все становится символом души и ея состояний 444 . Для контраста поучительно взять хотя бы такой отрывок из Иннокентия: «Разверстие Царсхих врат образует собою отверстие самих небес, светильних и кадильница знаменуют полноту даров Духа Святого, а появление священнодействующего есть яко явление Ангела с неба» 445 . В таинствах (достаточно пересмотреть его крещенские проповеди) Платоном выделены моменты морально-психологические. Он акцентирует внимание на соблюдении договора, заключенного с Богом при крещении, соблюдении данных при крещении обетов, хранении полученных благодатных даров. Он выделяет в крещении моменты духовного рождения, возрождения, рождения духом. Давая контрасты ветхозаветных и новозаветных таинств и обрядов, рассматривая первые как тени вторых и заключая проповедь словами о грядущем царстве, тенями которого являются наши таинства, Платон подчеркивает тем самым «теневидность» наших таинств. У него нет онтологии таинств, во всяком случае не она на первом плане. У него есть моральное долженствование, психология или даже, если угодно, пневматология, но все в пределах антропологии. Ех officio он утверждает онтологизм таинства, но сейчас же подчеркивает его субъективную сторону. Таковы, например, следующие его слова: «Сила тайны крещения хотя сама чрез себя и действительна, но нерадением нашим ослабевает» 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, Иисус Христос Своим искупительным подвигом представил Своей Церкви силу и власть через законное священноначалие духовно рождать и воспитывать членов благодатного Царства посредством истинного учения и спасительных Таинств. И в то же время Он Сам является непосредственным невидимым Руководителем ее. Он как мудрый Кормчий управляет Своей Церковью и ведет ее к предназначенной цели – спасению. Благодатию же Духа Святого, Которого Спаситель мира послал от Отца Своего Небесного и Который постоянно пребывает в этом благодатном ковчеге, все члены Церкви Христовой через посредство Таинств, совершаемых священнослужителями, очищаются от греха, освящаются и укрепляются на борьбу с невидимым врагом нашего спасения – диаволом. 3. Таинства и их значение Господь Иисус Христос, Начальник веры и Совершитель нашего спасения, все спасительные средства вверил Своей Церкви, сделав ее сокровищницей Своих благодатных даров, необходимых в деле достижения теснейшего единения с Ним. Он преподал Церкви, как уже было сказано, силу и власть через правильно поставляемое священство рождать и воспитывать наследников жизни вечной посредством учения и Таинств. Через богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благодать Божия; он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно-нравственного возрождения и спасения (1:1). Святитель Тихон в своих творениях дает краткую характеристику семи Таинств, описывает их содержание, показывает их значение и те условия, которые должны соблюдаться как совершителями, так и приемлющими св. Таинства. Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Но для того чтобы они стали поистине спасительными, необходимо соблюдение, по словам святого отца, четырех условий, без которых не могут совершаться Таинства. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно рукоположен. Второе – в правильном соблюдении вещества Таинства (для крещения должна быть вода, для Евхаристии – хлеб и вино и т. д.). Третье – в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (1:1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010