з) Без обрядов немыслимо и совершение св. таинств, в которых подается спасающая благодать Божия, ибо Христос установил для них известные вещества и известные внешние действия. Так, св. Тело и Кровь Христа преподаются верующим под видом хлеба и вина, после совершенного священнослужителем их благословения, с молитвою о преложении их Духом Святым; для крещения необходимы вода, произнесение известных слов и троекратное погружение; для постановления во священство нужно руковозложение с молитвою; для исцеления больного и получения им прощения грехов необходимо помазание маслом, с молитвою над болящим, пресвитеров Церкви и т. д. Все это совершается не одною только молитвою духом, но и при участии тела, при совершении известных священных действий, или обрядов. 6) О каких еще обрядах упоминается в Новом Завете? а) о каждении фимиамом: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита, посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу“ ( Фил. 4: 18 ). «И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама от руки Ангела пред Бога“ ( Отк. 8: 3–4 ). б) возжение светильников во время богослужения: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников“ (по-гречески – лампад) ( Деян. 20: 7–8 ). в) Употребление при богослужении особых священных одежд: «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15 , который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанныя“ ( 2Тим. 4: 13 ). 7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды? Только св. Церковь . Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь , власть которой, в лице ее высшей иерархии, не ограничивается в делах веры и церковного порядка ( 1Кор. 14: 40 ) не только на земле, но и на небе ( Мф. 18: 18 . Иоан. 20: 23 ). Поэтому, кто отвергает установленные Церковию обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“ ( Мф. 18: 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И голос Бога Отца произнес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» ( Мк.1:11 ). Это было явление Бога, Единого во Святой Троице. Крещение Господне стало началом Таинств крещения и миропомазания, совершаемых в Церкви. Церковь крестит и младенцев, чтобы дать им благодать и не лишить входа в Царство Небесное. Церковь руководствуется при этом словами Господа нашего Иисуса Христа, Который сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Вот поэтому надо крестить детей. Крестит Церковь и взрослых, приходящих к вере. Благодать, подаваемая в Таинстве крещения, и печать дара Духа Святого, получаемая человеком в Таинстве миропомазания, неизгладимы. Эта Божия благодать сопровождает человека всю его жизнь. Он может умножать ее молитвой и делами любви, может и не думать о ней, но все-таки творить доброе и для людей и для Родины. Благодатная печать сохраняется на душе человека и после его смерти. Она не отнимается, по крайне мере, до Страшного Суда Христова. Поэтому будем без всякого страха и сомнения крестить наших ребят, и благодать Божия да пребудет с ними! Аминь. Слово на праздник Крещения Господня 19 (6) января 1989 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Тридцать лет Господь наш Иисус Христос ничем себя не проявлял – жил домашней жизнью. В это время особое движение совершалось в народе – теперь бы мы это назвали массовым крещением. Тогда люди приходили к Иоанну Крестителю и получали от него обрядовую сторону крещения, т. е. погружение в воду. Святой Иоанн Креститель предупреждал людей о том, что его крещение не является таинством: «Я крещу вас в воде в покаяние» ( Мф.3:11 ). Он пророчествовал о Христе и говорил, что Христос вместе с крещением совершит и полное перерождение человека: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Господь силен возродить человека и без помощи воды, но Он избирает воду как необходимое вещество. Может быть, это происходит потому, что вода с самого начала творения служила Божию домостроительству. Вспомним, что в начале мироздания «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

И сверх того: такова и заповедь Божья, чтобы " любящий Бога любил и брата своего " (Матф. 22:38-39 [ 1 ], ст. 19-21). сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Пятая глава Победа верующего над миром 5:1-5 Святой Апостол разъясняет, что заповедь о любви к ближнему не тяжела для христианина, ибо она естественно вытекает из заповеди о любви к Богу: " всякий любящий Родившего, любит и рожденного от Него " . Любовь к ближнему является, таким образом, естественным следствием нашего сыновства Богу. Бог — наш общий любящий Отец, а мы все — дети Его и друг другу — братья.Признак истинной любви к Богу — соблюдение Его заповедей, что для любящего Бога не тяжко. Вера в Сына Божьего привлекает к человеку Божественную силу, при помощи которой он побеждает различные искушения, которыми насыщена человеческая жизнь: " сия есть победа, победившая мир, вера наша " . Самым очевидным примером победы над миром и его искушениями могут служить Христовы Апостолы, приведшие своей проповедью весь мир, первоначально столь враждебно настроенный, к подножию креста Христова (ст. 1-5). Три свидетеля об одном на Небе и на земле 5:6-9 Утверждая истинность нашей веры, что Иисус Христос действительно есть Сын Божий, воплотившийся, пришедший на землю и дарующий нам жизнь вечную и победу над миром с его греховными соблазнами, Апостол ссылается на трех Свидетелей на Небе и на трех свидетелей на земле.Свидетели на Небе: " Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино " , a свидетели на земле: " Дух (тот же Дух Святый, но уже не в Его лице, или ипостаси, а в Его действиях, которыми Он свидетельствует о Христе, давая совершенное Искупителем искупление приемлющим его верой), вода и кровь — истекшие из ребра Иисусова, как истинного человека и ставшие веществами двух величайших таинств — крещения и причащения, — и сии три об одном " .В Ветхом Завете при левитском Богослужении главными действиями, при посредстве которых согрешающие очищались от грехов и примирялись с Богом, были — очищение водой и очищение жертвенною кровью (Числ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Иак.3:9–10 . «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть». Объясн. Под проклятием разумеется зложелательство, ругательство, вызванное необдуманностью, страстью, гневом, а не «анафема» – от «анатифими», т.е. откладываю, отделяю: Гал.1:8 ; Мф.18:17 ; 1Кор.5:5, 13 ; 1Тим.1:20 . Но в последний день Самим Господом будет произнесено и проклятие над теми, кто его будет достоин: Мф.25:41 . Гал.1:9 . «Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю; кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Объясн. В этих словах усматривается, что апостол, ещё раньше послания к Галатам, непосредственным распоряжением установил суд над смущающими христиан лжеучителями и повелел таковых предавать во власть сатаны: 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 . Кому возглашается анафема «Отрицающим бытие Божие и промысел Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятой Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова. Хулителям приснодевства Божией Матери, не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающим загробную жизнь, кончину мира, страшный суд, вечные награды праведникам и вечные же мучения грешникам; не принимающим спасительных Таинств Церкви; не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом анафеме подвергаются собственно грехи неверия и богохульства (См. «Последов. в неделю Православия»). По свидетельству Священного Писания, отлучение установил Сам Господь Иисус Христос: Мф.18:17 . «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви: 1Кор.5:5:13 . Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа... Внешних же судит Бог . Итак, извергните развращённого из среды вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, вот что должно было сказать при раскрытии и описании этих таинств, причем я счел удобным и недалеким и от его (намерения) сказать и о том, ради чего именно Дух Божий понудил его объявить это, а он опять нас в свое время, а также сообщить при этом (некоторые сведения) и относительно законов и правил Духа. Но опять обратимся к продолжению сказанного. Когда уже оканчивались сорок дней, в течение которых, как мы слышали, этот земной ангел Божий находился в созерцании вышеестественного того богоявления, приходят для посещения его, думаю, по повелению Божию, некоторые из братий, обычно к нему приходивших. Увидев это новое чудо – великого, стоящего, как я сказал, в глубочайшей пропасти, в полном исступлении, с руками и глазами, неуклонно обращенными к небу, так что казалось, будто это не человек, а скорее статуя, сделанная из какого-нибудь бездушного вещества, да и то еще было сомнительным, – поспешно спустившись в ущелье, ибо оно было доступно с одной стороны, не могли понять, почему, для чего и сколько времени он здесь находится. Сообразив на основании видимого, что это некоторое Божественное исступление и видение, так как и раньше знали о чрезвычайно высокой жизни его, заговорили с ним и этим прервали тотчас это Божественное созерцание, сжалившись над чрезвычайным истощением его плоти и желая оказать ему естественную, какую могли, помощь. И вот, когда он пришел в себя и когда, казалось, возвратились к нему опять обычные чувства, они, взяв, относят его в пещеру, но спросить его и заговорить о чем-нибудь или попросить рассказать о виденном, хотя и сильно желали, однако не решились, ибо они давно уже хорошо знали о его обычном и давнем молчании, а только старались склонить его вкусить пищи и хоть немного подкрепить тело. Но он, весь изумленный и изменившийся и решительно не имевший возможности оставить видение, был нечувствителен к словам и совершенно не мог понять их. Увидев это, именно что напрасно трудятся, они уходят, полные страха и изумления. Он же опять предался без развлечения дивным видениям и, уязвленный сладчайшей любовью ко Христу, с неизреченной радостью взывал таинственными словами невесты к своему Возлюбленному Жениху чистейших душ: «Благоухание мира Твоего выше всех ароматов, вслед за тобой, за благоуханием мира Твоего, я побегу; возрадуемся и возвеселимся о Тебе; ты хорош, брат мой, и прекрасен; плод Его сладок в гортани моей; вчините ко мне любовь (см. Песн. 2:5 ) (τζατε επ εμ,ε αγπην), положите меня в мирре, постелите мне в яблоках, так как я уязвлен любовью; покажи мне лицо Твое, дай мне услышать голос Твой, потому что голос Твой сладок и лицо Твое прекрасно; пленил Ты нас, пленил мед и молоко под языком Твоим и благоухание одежд Твоих, как благоухание Ливана; чем возлюбленный твой лучше других, что Ты так заклинаешь нас? Брат мой бел и румян, лучше десяти тысяч (других), ланиты Его – как чаши ароматов; губы – крины, источающие текучую мирру; уста его – сладость и весь Он – любезность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Как должны мы ежедневно питаться словом Божиим, не только слушать Святое Евангелие в церкви, но и ежедневно читать дома, так мы должны по мере сил и по мере устроения каждого из нас приступать к Святым Таинствам. Нельзя решать вопрос в общем порядке: как часто должен причащаться человек. Это зависит от обстоятельств. Некоторые могут причащаться часто, но если не имеют внешних и внутренних благоприятных обстоятельств, то причащаются реже. Мы должны отнести на совет духовного отца, как часто нужно нам причащаться. Не следует самим себе назначать сроки Причащения. Это первое дело, а второе – мы должны готовиться к принятию Святых Тайн. Если мы по благословению духовного отца решимся причаститься Святых Христовых Таинств, то в течение нескольких дней мы должны приготовляться – углубляться в себя. Тогда мы не только будем верить, что Святые Таинства преображают душу, но сами на себе испытаем их силу. Питаясь в течение земной жизни не только вещественным, но и духовным хлебом, при наступлении часа смерти мы перейдём в другой мир, насыщенный этим Хлебом жизни. Аминь. Евсевий, епископ Винницкий Отче небесный! Ты дал нам жизнь и дыхание: Ты дашь нам и пищу и питие; ибо жизнь более, нежели пища и питие. Ты дал нам столь премудро устроенное тело, как прекрасное жилище бессмертного духа: Ты не откажешь нам и в одежде; ибо тело превосходнее одежды. Отче небесный! Единородный Сын Твой, Спаситель наш, учит нас: «весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» ( Мф.6:8 ). Знаешь Ты, что мы имеем нужду в пище, питии и одежде; знаешь Ты все наши нужды, и мы с упованием молим Тебя: не отврати десницы Твоей от нас, и даруй нам всё необходимое для нас в настоящей жизни! Смотрим мы на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Ты, благий Отец, питаешь их; ибо они Твои создания. И мы Твои создания, Твои дети, и с детскою преданностью к Тебе уповаем, что Ты не оставишь нас без пищи, дашь нам хлеб насущный. Смотрим мы на полевые лилии, как они растут, не трудятся, не прядут, и Ты, всещедрый, так прекрасно одеваешь их, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как великолепно облекается каждая из них. Если полевую траву, которая сегодня растёт, а завтра брошена будет в печь, Ты, благий Боже, так одеваешь, тем более нас, детей Твоих, не лишишь необходимого покрова.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕЩЕНИЕ [греч. Βπτισμα - погружение], таинство христ. Церкви, в к-ром верующие становятся членами Церкви. К. совершается троекратным погружением в воду с призыванием имени Отца, Сына и Св. Духа; крещаемые отрекаются от греховной жизни («быв погребены с Ним в крещении» - Кол 2. 12) и возрождаются в новую, духовную жизнь. Для христианина К.- первое в ряду церковных таинств, поскольку оно является «рождением и началом нашей новой жизни во Христе» ( Nicol. Cabas. De vita in Christo. 2). Без принятия К. невозможно ни сделаться членом Тела Христова - Церкви, ни участвовать в др. таинствах. Необходимость и спасительность К. указана Самим Господом: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк 16. 16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин 3. 5). Таинство К., прообразованное в НЗ «крещением покаяния», которое совершал Иоанн Предтеча , и предуказанное Крещением Господним на Иордане, было установлено Спасителем после Его воскресения из мертвых, когда перед вознесением Он заповедал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28. 19-20). Совершение таинства К. началось после Пятидесятницы (Деян 2. 1-4), когда апостолы были крещены Духом Святым (Деян 1. 5, 8). Исполнившись Св. Духа, апостолы сами многократно совершали К. (Деян 2. 41; 8. 38; 10. 47-48; 16. 15, 33; 18. 8; 19. 1-5; 1 Кор 1. 16; и др.); это установление Господа неизменно сохраняется в Церкви. Православное догматическое учение о таинстве К. Видимая сторона таинства Важнейшую часть таинства К. составляет троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа» (см.: Филарет Московский, свт. Катехизис. С. 77). К видимой стороне таинства К. относятся вещество таинства, видимое действие (погружение в воду) и слова, произносимые при этом действии (тайносовершительная формула).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Мы обыкновенно неохотно принимаем приглашения бедных людей служить им по обязанности нашей, – но для чего мы поставлены и живем? Для служения им и, значит, должны радоваться, что можем служить Господу в лице ближних, служить Господу, исполняя Его повеление быть слугами ближних, как и Сам Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [ Мф. 20, 28 ; Мк. 10, 45 ]. Мы охотно принимаем приглашение к столу дома или к кому-либо из знакомых, друзей, родственников, но это приглашение надо принимать равнодушно и иногда неохотно, ибо ядение и питие не есть дело разумного существа, особенно христианина, а отправление неразумной вещественной природы, которая должна разрушиться. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор. 6, 13 ). Царствие Божие не пища и питие [ Рим. 14, 17 ]. Моя пища, говорит Спаситель, творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его [ Ин. 4, 34 ]. Вот как не надо доверять своей природе, своему сердцу. Оно всегда готово идти наперекор воле Божией. Потому раб Божий да отвержется себе, своего сердца и своей воли, как греховной, растленной, и да следует воле Божией. Позвали на служение ближнему – иди беспрекословно, охотно, с радостью. Приглашающих принимай с веселым видом, кротко, с любовью и уважением, а не с гордостью, неохотою, с раздражительностью. Еще: если ты искушаешься страстями (злобою, гордостью, презорством, скупостью, жадностью, чревоугодием, любостяжанием), ты – частый причастник Божественного брашна Тела и Крови Христовой, ты, предстоящий самому престолу Господню, чтец и слушатель слова Божия, ты, сын молитвы, ты, учитель веры, совершитель пренебесных Таинств, – то что сказать о мирянах, большею частию чуждых всего этого? Если ты считаешь себя заслуживающим снисхождения как немощный и греховный, то не заслуживают ли они? Если ты сам любишь в других послушание, то люби его и в себе и будь охотно послушен высшим и низшим. Охотно служи ближним и без мзды, ибо сказано: мзда Моя со Мною [ Откр. 22, 12 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Не буду есть и пить, если надо мной не будет совершено таинство христианской веры. — Измени службу твою, — отвечал Севастиан, — и начни служить более, как Христов протоскриниарий, нежели как епархов; послушай моего совета, собери всех, кого имеешь в узах и темницах, я же призову иерея Божия, и ты, вместе со всеми уверовавшими сподобишься от него святых таинств. Если диавол старается отторгнуть от Христа святых рабов Его, то как должны заботиться мы, чтобы, отторгнув от диавола тех, коих он хочет погубить, обратить их к нашему Создателю! Никострат возразил: — Может ли святыня быть дарована злодеям и осужденным на смерть преступникам? Севастиан отвечал: — Спаситель наш пришел в мир ради нас грешных и даровал таинство крещения, коим отнимаются от людей грехи и беззакония и подается Божественная благодать. В самом начале твоего обращения принеси сей дар Христу, позаботься о спасении других, и будет тебе в награду мученический венец, сплетенный из неувядаемых цветов многих добродетелей. Услышав сие, Никострат пошел к комментарисию Клавдию и велел ему прислать к себе в дом всех осужденных и содержимых в узах. Когда всё это было сделано и окованные железом узники собрались, святой Севастиан обратился к ним с поучительным словом спасения и, найдя, что они приуготовлены к вере Христовой и способны к принятью Божественной благодати, велел освободить всех от уз, пошел к пресвитеру святому Поликарпу, скрывавшему свое звания из-за гонения, и рассказал ему всё происходящее. Возблагодарив за сие Бога, святой Поликарп пошел с Севастианом в дом Никострата и обратившись ко всему собранию верующих, сказал: — Блаженны все вы, слышавшие слово Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28–30). Вам же, братия, которых омоет вода крещения и, освятив, сотворит возлюбленными сынами Бога, необходимо покаяние, чтобы получить прощение прежних грехов. Теперь же, когда вы являете такое усердия ко Христу, Богу нашему, что, веруя в Него, готовы умереть за Него, и от чего сначала хотели отвратить других, теперь сами желаете того, — вы получили уже прощение и победу над невидимым врагом. Силен Христос Господь наш, изводит свет из тьмы и из отверженных сосудов творит избранные; так сотворил Он из Савла Павла, из отступника — Апостола и из гонителя — учителя. Так и вас сегодня призвал Он от язычества в Церковь Свою, из неверных сотворил верными рабами Своими и из врагов Своими друзьями. Об обращении вашем плачет и рыдает всё сонмище бесов, сынов тьмы; все же лики святых небесных Ангелов, сынов света, радуются и веселятся о вашем просвещении. Итак пусть каждый из вас напишет свое имя и подаст мне. Принятию же крещения пусть предшествует пост: поститесь до вечера; когда же вещественный свет зайдет, невещественный воссияет вам в крещении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Но в других текстах Писания « небо» обозначает невидимое, невещественное, и внематериальное, это – духовный мир: " Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их« ( Nc. XXXII, 6 ); »потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах», ( Mф. XVI, 17 ). 47. На чем основаны слова Символа: «(Верую во) Творца неба и земли, всего видимого и невидимаго»? На первых словах Библии : «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быm. I, 1 ). До творения Богом мира царила недвижная вечность, течение же времени началось, когда возникли и стали чередоваться события творения. «Начальным» или первым событием было создание мира многообразных безплотных существ, которыя образовали собою духовное небо. К «началу» следует отнести развертывание пространства, сообразное с вещественным миром. «Началом» видимого мира было приведете в бытие из полного небытия и из ничего массы первичнаго, неустроеннаго, мирового вещества, обозначенного в Библии слоем «земля». Так, в начале были сотворены: духовный мир – небо, и мир телесный – земля . 48. Соответствуют ли Священному Писанию такия определения? «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Ebp. XI, 3 ). »Когда были сотворены звезды, восхвалили Меня громогласно все ангелы Мои« ( Uob XXXVIII, 7 , по тексту 70-ти толковников, переведен. 285–240 до Р. X.) «И сказал Ездра: Ты Господи един и создал небо и небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней» ( Heeм. IX, 6 ). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быm. I, 2 ). 49. С какими безплотными существами невидимого мира находились люди в сношениях на протяжении всей Священной Истории? К людям напряженной духовной жизни неоднократно являлись посланные из духового мира вестники для сообщения воли Божией. Это духи, жизнь которых – в непрестанном прославлении Творца, наделенные разумом, знанием и волей к святости в своем служении. В Христову Церковь из ветхозаветной древности перешло название посланного Богом духа словом «ангел» (от греческого – аггелос), что значит: вестник, посланец. При явлениях ангелов человек может увидеть, ощутить и воспринять безтелесного духа потому, что посланный ангел наделен силою воздействовать чувствительным для человека образом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010