( Ис. 53:7 ) и со словами: яко вземлется от земли живот Его, – берет четвероугольную часть из середины просфоры и ставит ее на дискос и, разрезывая крестообразно, говорит: жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирской живот и спасение, – прободая его сбоку, говорит: един же от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода ( Ин. 19:34 ). О неописуемая любовь Божия! О невыразимое чудо чудес – литургия! Пади пред ней, человечество, и лей слезы покаяния, ведь за твои грехи она совершается (1). В даровании Божественной литургии Церкви Православной и в даровании ей прочих Таинств дано Богом так много, что никакой ум человеческий не может оценить великость этих даров: дара возрождения, усыновления, обновления, права на вечную жизнь, входа на небо, сожития с Ангелами и всеми святыми и вечного примирения с Отцом Небесным и участия в Его святости и блаженстве. Цените ли вы, православные христиане, этот дар Божий, стараетесь ли жить достойно христианского звания в чистоте и святости и во всякой добродетели? (1) Познавай, о иерей, при совершении каждодневном или чередном литургии всю святость ее, величие и Божественную правду проявившуюся, премудрость, высоту, крайнюю потребность для рода человеческого, крайнее снисхождение и истощание Бога Слова, в ней являющиеся непрестанно; простоту, приличие и целесообразность вещества Евхаристии, определенного для приношения, пресуществления и употребления в пищу и питие Божественного Брашна – и совершай ее всегда с крайним приготовлением себя к ее совершению, с созерцанием бесконечной святости, благости, премудрости, истины, правды и всемогущества Божественного. Припомни чудеса претворений от Бога вещей в Ветхом и Новом Завете: жезла Моисеева в змия, вод египетских в кровь, огня в росу (для Анании, Азарии и Мисаила), из скалы чудесно изведенную воду, претворение воды в вино, жены Лота – в соляной столб – и прославляй крайнее к нам Божие снисхождение, приспособление к нашей падшей природе, ибо чего проще и приспособленнее к нашей немощной природе, как не употребление Святых Таин Тела и Крови Христовых под видами пшеничного хлеба и вина виноградного, сладкого, приятного на вкус и вместе бодрящего и веселящего, в которых Он Сам весь вселяется в Божестве и человечестве, животворя с верой причащающихся и отъемля грехи их, умиротворяя, веселя и новотворя, обезсмертствуя и обожая! Слава, Господи, Твоей благости и премудрости неизреченной, Твоему всемогуществу, Твоему снисхождению, истощанию, нас ради бывшему. О окаянство и бедность наша, нищета, слепота и нагота, ради которых Ты преподаешь нам Себя Самого, Свое Божественное богатство святости, правды, милости, жизни, покрывая нашу наготу, отъемля нашу нелепоту, украшая Своим Божеством (3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Один из первых вражеских наветов на нас есть помысл самонадеянности, т.е. если не отвержение, то нечувствование нужды в благодатной помощи. Враг как бы так говорит: «Не ходи туда — к свету, где хотят тебе дать какие-то новые силы! — Ты у меня и так хорош». Человек и предается покою. А враг между тем — где подкинет камень (неприятности), где наведет на скользкое место (прелести страстей), где усеет цветами закрытые силки (светлая обстановка). Не оглядываясь, человек стремится все далее и далее, и не догадывается, что ниспадает все ниже и ниже, пока, наконец, не низойдет на самое дно зла — к преддверию ада. Не нужно ли в таком случае крикнуть ему, как первому Адаму: «Человек, где ты? Куда ты зашел?» Вот это-то воззвание и есть действие благодати, которое заставляет грешника в первый раз осмотреться на себя.    Итак, желаешь начать жить по-христиански, взыщи благодати. Минута, когда низойдет благодать и сочетается с твоею волею, будет минутою рождения жизни христианской — сильной, твердой, многоплодной.    Где обрести и как принять благодать, зачинающую жизнь? Стяжание благодати и освящение ею нашего естества совершается в Таинствах. Здесь мы предлагаем действию Божию, или предносим Богу свою непотребную природу, — и Он действием Своим претворяет ее. Богу угодно было, для поражения гордого ума нашего, в самом начале истинной жизни, сокрыть силу Свою под сению вещества простого. Как это бывает, не постигаем, но опыт всего христианства свидетельствует, что иначе не бывает. Таинств, преимущественно относящихся к началу жизни христианской, два: Крещение и Покаяние. Потому и правила касательно начала жизни истинно христианской собираются одни вокруг Крещения, а другие — вокруг Покаяния. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2926...

Таинство Елеосвящения установил Господь Иисус Христос, и Он же, конечно, назначил и оливковое масло веществом для сего таинства. Отсюда вытекает следующий прямой и простой ответ: воля Божия была первопричиной того, что не какое-либо другое вещество и не иное масло вошло в обряд мистириального помазания, а именно - оливковый елей. Ясно, что Господь Бог не случайно, а промыслительно благоизволил, чтобы елей масличного дерева употреблялся при совершении благодатных действий и таинств Его Св. Церкви, в том числе - и для таинства св. елея. Но воля Божия сообразуется в своих действиях с Премудростью Божией. Премудрость же в назначении оливкового вещества для таинства Елеопомазания открывается в том, что вещество это служит изображением свойств Божиих, проявляющихся в Елеопомаза-нии; елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует благодатной силе таинства, через него уясняется болящему все внутреннее значение св. помазания: В отношении к Богу елей в таинстве Елеосвящения служил образом благости и того особенного милосердия Божия, по которому елеопомазуемому сообщается в таинстве исцеление от болезней и отпущение грехов. В греческом языке самое слово " милосердие " , как явление благости Божией, происходит от слова " елей " , только, для отличия, с другой конечной буквой. Елей имеет важное значение в жизни человека и соответствует силе таинства. Он считается в Св. Писании существенным элементом жизни человеческой - на одном уровне с хлебом, вином (Втор. I, 1-68; VII, 12, 13 и 28; XI, 13-17; Иоил. II, 1-16) и водой. Сверх этого общего значения оливковое масло имеет целительные природные свойства. Оно, например, утоляет боли, смягчает опухоли, заживляет раны (Лк. X, 34) и т.п. Принятый для употребления в св. таинстве оливковый елей своими естественными качествами должен соответствовать своему высокому назначению - быть символом святыни. А потому из разных сортов его (низший, средний и высший) надлежит избирать наилучший по качеству, не подвергшийся порче и не бывший еще ни в каком другом употреблении, даже в церковном, - светлый, чистый, без всяких посторонних примесей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

В Евангелии от Марка сказано (6, 12. 13), что, когда Апостолы посланы были Господом в первый раз на проповедь по Иудейской земле с благодатными силами, они мазали маслом многи недужныя, и недужные исцелевали. Хотя и не было еще упоминаемое там елеепомазание тем, что называем ныне Таинством; ибо все Таинства всемирно утверждены Господом уже по воекресении Его 348 , за восприятием, как сказал Сам Он, всякой власти на небеси и на земли, в самом своем человечестве ( Мф.28:18 ): однако же ясно видим в нем предназначение, основание таинственного действия, так же, как и в Крещении совершаемом некогда учениками Господа ( Ин.3:22, 4:2 ) до заповеди о Крещении, – предназначение Таинства Крещения. Помазание недужных елеем было предначертано даже ранее Евангелия, еще в образах и тенях его: оно употреблялось как средство очищения проказы по закону Моисееву ( Лев.14:14–19 ). Елей природно, по самому свойству своему, служит средством к целениио болезней томительных, где нужно смягчение, утоление боли 349 Господь Иисус благоизволил упомянуть о сем в притче о впадшем в разбойники ( Лук.10:33 ), который, но изъяснению св.Отцев, изображает всякого из нас порознь и весь немощный род человеческий. Самарянин, Господь Иисус, терпевший иногда, как укоризну по чувству фарисеев, сие проименование ( Лук.10:33 . Иоан.8:48 ; за близость ко грешникам, – возливал на несчастного масло и вино. То же вещество употребляется у нас и ныне в таинственном Елеепомазании. 6. Преподаяние Молитва или призывание имени Божбего на освящение как вещества, в Таинстве употребляемого, так и действия таинственного и тех, кому преподается Таинство, есть общий для всех Таинств Богозановеданный способ общения, посредством которого желания верующих восходят на небо и низводят оттуда «Божественные силы, яже к животу и благочестию» (Петр.2:1:3). 7. Цель Таинства По Божественному обетованию благодати цель Таинства Елеосвящения сама собой видна из тех же слов Апостола Иакова, в которых сказано, что оно должно быть употребляемо для исцеления больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Потому что эти вещества – самые чистые. Прибавление Обряды, наиболее употребляемые при Богослужении Какие обряды наиболее употребительны при богослужении? Следующие: 1) крестное знамение 2) поклонение и коленопреклонение 3) благословение архиерея и священника 4) возжжение свечей и елея и 5) каждение . С которого времени христиане стали употреблять крестное знамение? С самых времен апостольских. Для чего крестное знамение употребляется при молитве? Это делается в знак того, что мы просим у Бога милости себе не по своим заслугам, а по крестным страданиям Христа Спасителя. Если бы Христос не пострадал, то мы не могли бы ни просить, ни получать ничего от Бога. Что означает то, что крестное знамение полагаем мы на челе (лбу), груди и плечах? Этим означается то, что мы освящаем крестом и ум свой, и сердце, и все свои силы и действия. Что выражает поклонение и коленопреклонение, совершаемое нами во время богослужения и вообще во время молитвы? Это означает наше благоговение пред Богом, нашу виновность пред Ним и наши прошения к Нему и благодарения. Каким образом архиерей и священник преподают благословение? Они осеняют народ знамением креста, складывая персты или пальцы свои так, что ими изображаются начальные буквы имени Иисуса Христа (Ic. Хс.). Что означает такое перстосложение при благословении? То, что благословение преподается именем Христа Спасителя. Какое значение горения восковых свечей или елея при богослужении? Горение свечей и елея при богослужении с одной стороны, указывает на то, что мы, христиане – последователи Христа Спасителя, который есть истинный Свет, просвещающий Своим учением всякого человека. С другой стороны, указывает на то, что наша вера, любовь и усердие к Богу и святым должны быть так горячи, как огонь светильников, т. е. велики, сильны. Какое значение каждения при богослужении? Каждение, совершаемое пред свящ. вещами, напр. перед престолом и пред иконами, означает благоговение верующих к этим свящ. вещам и к св. лицам, которые изображены на иконах. Каждение же, совершаемое перед молящимися, имеет следующее значение: курение, разносящееся по народу от каждения, означает любовь Божию, обнимающую, очищающую и освящающую всех, подобно как благовоние очищает зловоние. Возношение курения кверху служит выражением нашего желания, чтобы молитвы наши возносились на небо так же скоро, как скоро возносится дым от каждения, и чтобы молитвы наши были так же приятны Богу и святым, как бывает нам приятно обонять благовонное курение. О ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБАХ

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Но во многих местах Писания встречаем, что некоторые названия из неясных изменены на яснейшие или из грубых на благоприличнейшие; то же видим и здесь. Ибо некоторые, приняв слово это за наименование спасительного страдания, потом приспособив к эллинскому языку, после изменения Ф на П, и К на X, назвали этот день Пасхою 36 . А привычка к измененному слову сделала его наиболее употребимым, потому что оно нравилось слуху народа как выражение более благочестивое. Божественный апостол прежде нас еще сказал, что весь закон есть тень будущего ( Кол.2:17 ) и умопредставляемого. И Бог, говоривший с Моисеем, когда давал об этом законы, сказал: Смотри, сделай все по образцу, показанному тебе на горе ( Исх.25:40 ), давая этим понять, что видимое есть некоторый оттенок и предначертание невидимого. И я уверен, что ничего не установлено было напрасно, без основания, с целью низкой и недостойной Божия законодательства и Моисеева служения, хотя и трудно для каждой тени изобрести особое умозрение, объясняющее все подробности узаконенного относительно самой скинии, мер, вещества, левитов, носивших ее и служивших при ней, и касательно жертв, очищений и приношений. Это доступно созерцанию только тех, которые подобны Моисею добродетелью и наиболее приближаются к нему ученостью. Ибо и на самой горе является Бог людям, частью Сам нисходя со Своей высоты, а частью нас возводя от дольней низости, чтобы Недостижимый был постигнут смертной природой, хотя в малой мере и насколько для нее безопасно. Да и невозможно, чтобы тяжесть бренного тела и ума-узника постигла Бога не иначе, как при Божией помощи. Поэтому и тогда не все, как известно, удостоены одинакового чина и места, но один удостоен того, а другой – другого, каждый же, как думаю, по мере своего очищения. А иные и совершенно были удалены и получили дозволение слышать один глас свыше – это те, которые нравами уподоблялись зверям и недостойны были Божественных таинств. Впрочем, мы, избрав середину между теми, которые совершенно грубы умом, и теми, которые слишком предаются умозрениям и парениям ума, чтобы не остаться вовсе недеятельными и неподвижными, а также и не стать пытливыми сверх меры, не уклониться и не удалиться от предположенного предмета (одно было бы нечто иудейское и низкое, другое же походило бы на толкование снов, а то и другое равно предосудительно), будем беседовать об этом по мере возможности, не вдаваясь в крайние нелепости, достойные осмеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

P. 27-37. (Syr. Churches Ser.; 16); Vanderkam J. The Origin, Character and Early History of the 364-Day Calendar: A Reassessment of Jaubert " s Hypotheses//CBQ. 1979. Vol. 41. P. 390-411; Alichoran F. Missel Chaldéen: l " ordre des mystères avec les trois anaphores selon le rite de la sainte église de l " Orient. P., 1982; Yousif P. The Divine Liturgy according to the Rite of the Assyro-Chaldean Church//The Eucharistic Liturgy in the Christian East/Ed. J. Madey. Padderborn, 1983. P. 173-237; idem. Classified Bibliogr. on the East Syr. Liturgy. R., 1990 [bibliogr.]; idem. Anaphora of Mar Theodore, East Syrian: Further Evidences//ΕΥΛΟΓΗΜΑ: Stud. in honor of R. Taft. R., 1993. P. 571-591; A Syriac Lectionary from the Church of the Forty Martyrs in Mardin, Tur Abdin, Mesopotamia/Ed. A. Vööbus. Louvain, 1986. (CSCO; 485); Isaac J. aksa d-Hussaya: Le rite du Pardon dans l " Église syriaque orientale. R., 1989. (OCA; 233); Vadakkel J. The East Syr. Anaphora of Mar Theodore of Mopsuestia. Kottayam, 1989. (Orient. Inst. of Religious Stud.; 129); Elavanal Th. A Study of the Anaphora of the Apostles Mar Addai and Mari. Kottayam, 1989; Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990; Kannookadan P. The East Syrian Lectionary: An Hist.-Liturgical Study: Diss. R., 1991; Gelston A. The Eucharistic Prayer of Addai and Mari. Oxf., 1992; Naduthadam S. L " anaphore de Mar Nestorius.: Diss. P., 1992; Spinks B. D. Prayers from the East. Wash., 1993; Mannooramparampil Th. The Explanation of All the Divine Mysteries of Yohannan bar Zo " bi. Kottayam, 1993; Kollamparampil A. G. Week of the Victorious Paschal Lamb: From Palm Sunday to Easter Sunday in the East Syrian Liturgy//Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus. R., 1997. P. 135-163. (BEL.S; 93). А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/155372.html

По той причине, что символизм используемого в церковных таинствах елея (т. е. елея Крещения, елея в составе св. мира и елея Е.) в Свящ. Писании и у св. отцов связан с плодами масличного дерева, а не др. растений, масло Е. должно быть оливковым. Как писал исследователь истории чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский, в этом таинстве «заменять оливковый елей другим маслом ни в каком случае не должно… Священнодействие над всяким другим маслом, помимо оливкового, будет, по существу, неправильным» ( Архангельский. 2001. С. 149). Подобно тому как для совершения Евхаристии необходимо виноградное вино (см. ст. Вещества таинств ), так и оливковое масло должно быть по меньшей мере добавлено в елей, освящаемый при Е. Масло для таинства должно быть чистым (в частности, оно не должно содержать животных жиров) и не освящавшимся ранее. Е. совершается по церковному чину священником или епископом (в католич. традиции до II Ватиканского Собора - только епископом). Хотя основным веществом таинства Е. является елей, и в памятниках древней Церкви, и в визант. рукописях сохранился ряд молитв на освящение елея для больных, смешанного с водой (ср. ст. Водоосвящение ). В визант. традиции елей при Е. стали смешивать не с водой, а с вином. Эта практика сохраняется в правосл. Церкви до наст. времени. Основанием ее является евангельская притча о милосердном самарянине (Лк 10. 30-35). Грех и болезнь Понимание смысла таинства Е. тесно связано с проблемой соотношения греха и болезни. В древних обществах болезнь воспринималась не столько как психофизиологический феномен, сколько как религиозный - либо как наказание от Бога (или богов в языческих культах), либо как нападение враждебных демонических сил (см., напр.: Foster. 1976). Предшественниками совр. теорий болезни считаются мнения тех греч. медиков, к-рые главную причину болезни усматривали во внутреннем дисбалансе в организме (см., напр.: Hippocr. De nat. hom. 4). Однако и среди античных авторов в основном господствовало мнение, что причина болезни кроется во вторжении извне ( Diog. Laert. 8. 32).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Толкования Зонара . Некоторые, конечно, из благоговения и почтения к божественным дарам, сделав вместилища из золота, или из другого многоценного вещества, принимали пречистое тело Господне и таким образом причащались его. Собор не принял этого, хотя делалось по благоговению; ибо человека, как почтенного образом Божиим и сделавшегося телом Христа и храмом Божиим, по слову божественного апостола Павла, он почитает выше всякой чувственной вещи. Итак, поскольку, говорит, ядущий и пиющий Христа поставлен выше всякия чувственныя твари, и удостаиваемый сих таинств чрез приобщение освящается и душею и телом; то, если кто желает во время литургии причаститься Пречистого Тела , пусть подходит, простерши руки и сложив их во образ креста, и, таким образом, да принимает общение благодати, которую даровал нам Господь для освящения. Ибо никто поистине не достоин приобщения его, но все удостаиваемся сего по благодати, как благодатию мы и спасены, по слову великого Павла. Тех, которые приносят подобные вместилища и желают чрез посредство их принимать приобщение, как предпочитающих бездушное вещество образу Божию, правило повелевает отлучать, а равно и тех, которые таким образом преподают им. Аристен . Имеющий причаститься слагает длани крестом и принимает устами; а кто вместо руки приготовляет вместилище золотое, или из другого вещества, должен быть отлучен. Человек, созданный по образу Божию, выше всякого чувственного создания; он, по апостолу, есть и тело Христа, и храм. Итак, если кто пожелает принять приобщение и не возьмет его устами, сложив свою руку во образ креста, но вместо руки приготовит какое-либо вместилище золотое или из другого вещества, чтобы чрез посредство его принять божественный дар и удостоиться сего причащения, тот должен быть отлучен и сам, и преподающий, ибо образу Божию предпочитают бездушное и служебное вещество. Вальсамон . В те времена некоторые богатые люди, из призрения, как кажется, к беднейшим, приготовляя из золота, или из какого-нибудь другого вещества вместилища под видом благоговения и страха Божия, пользовались ими, как бы руками, и принимали в них во время святого приобщения пречистое тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Св. Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов., 100). Призывание Св. Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям при совершении таинств таинственно-благодатное значение. Эти два существеннейшие условия таинств, касающиеся способа совершения таинств, иногда называются: первое – материей таинства, второе – формой таинства. Таким образом, условиями действительности таинств служат: 1) совершение таинства лицом, имеющим на это законное право и власть; 2) употребление установленного вещества или видимого знака (правильность совершения таинства со стороны материи) и 3) точное и правильное употребление совершительных слов таинства (правильность формы таинства – призывание Св. Духа и произнесение совершительной формулы таинства). При нарушении хотя бы одного из них совершенное священнодействие не будет таинством, а будет лишь простым обрядом. II. Действительное таинство есть вместе и действенное таинство. Благодать в таинстве так соединена с внешним знаком, что заключается в самом знаке, а не дается непосредственно Богом при принятии или по принятии этого знака. Поэтому благодать таинства сообщается приемлющему таинство независимо от его религиозно-нравственного состояния. Действительность и действенность таинств в этом смысле (но не спасительность, – это другое дело) таким образом совпадают. «Мы признаем их (таинства), – учат первосвятители Востока, – орудиями, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к ним» (Посл. вост. патр. чл. 15). Так же учат и церковь р.-католическая, признавая, что таинства сообщают благодать ex opere operato, или в силу сделанного дела (Conc. trid. Ses. VII, c. 7–8). Учение протестантов, ставящих сообщение благодати в таинствах в зависимость от веры приемлющих их, – так, что если человек приступает к таинству с верой, то оно сообщает благодать, а вне употребления или в случае принятия без веры оно есть просто внешний знак, не сообщающий благодати, вытекает из неправильного понимания существа таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010