VII. Видимая сторона англиканского «чина посвящения»: а) вещественный знак По учению православной восточной церкви „для законного совершения таинств и их действенности требуются: 1) законно рукоположенный пресвитер, или епископ“ и „2) законное, т. е. по Богопреданному чину, священнодействие таинств... Ибо... а) сам Господь, установитель таинств, избрал для каждого таинства определённое вещество или видимый знак; б) сам указал для каждого таинства определённый образ совершения его; и в) сам определил, чтобы именно через этот видимый знак, при этом образе совершения, сообщались в каждом таинстве известные дары Духа Святого. Следовательно, тогда только каждое таинство и будет таинством, и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса, согласно с Его установлением“ 266 . В „Православном Исповедании“, – символической книге восточной церкви, мы читаем: „для совершения таинства требуются три вещи: приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный или епископ; в-третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силой Святого Духа, изъявляя намерение освятить оное“ 267 . – Итак, для действительности таинства со стороны способа его совершения необходимо употребление такого вещества и произнесение таких слов, которые установлены „по Богопреданному чину“. В западной богословской науке эти два условия, касающиеся видимой стороны каждого таинства, называются, как известно, его материей и формой. Наше православное богословие таких терминов не употребляет 268 , но сущность дела, конечно, от этого не изменяется. Каковы бы ни были названия во всяком случае не подлежит сомнению, что и по учению православной церкви употребление известного вещества и определённых слов составляет необходимое условие для действительности таинства. Конечно, священные слова и действия, входящие в состав чинопоследования таинств, не всегда были и остаются одинаковыми. Эти чинопоследования развивались постепенно, а потому в разные времена и в разных местах церкви христианской имели и доселе имеют свои особенности. Однако все такие особенности обряда касаются в чинопоследованиях лишь того, что имеет второстепенное значение, а принадлежности существенные, от которых зависит сама действительность таинства, всегда остаются неизменными. – Обращаясь теперь к исследованию англиканского чина рукоположения, мы должны таким образом разрешить вопрос, имеются ли в этом чине такие существенные принадлежности, которые необходимы для сообщения рукополагаемому даров Божественной благодати?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

В католич. Церкви характер В. т. помимо тех же веществ, что и в правосл. Церкви, имеют освященные соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах (см.: Aug. Confess. 1. 11. 17), и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста (см. ст. Пепельная среда ). Все В. т., к-рые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Св. Дарам, св. миру и воде Крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после Крещения, вода Крещения выливается только в непопираемое место (гл. 199 Номоканона при Большом Требнике). Запасные Св. Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развернутое богословское осмысление использования В. т. в богослужении есть уже у авторов III в.- напр., у Климента Александрийского и Оригена. Большое влияние на развитие богословия таинств и, в частности, на понимание В. т. оказали сочинения блж. Августина, интерпретировавшего таинства как одну из разновидностей знаков ( Aug. De civ. Dei 10. 5; Con. Faust. 19. 1-2, 16; Ep. 138. 7), состоящих из слова и вещества ( Aug. In Ioan. Tract. 80. 3). В средневек. зап. схоластике под влиянием аристотелизма материальная сторона таинств была втиснута в рамки категорий мышления; в лат. богословие были введены категории формы и материи, субстанции и акциденции. Поскольку с XII в. наметилось значительное сужение самого термина «таинство», в католич. богословии под В. т. стали понимать только те натуральные элементы, что используются в чинопоследованиях Крещения, Конфирмации, Евхаристии и Елеосвящения. Внешние свойства и качества этих веществ были строго регламентированы. Любое отклонение или несоответствие хотя бы по одному показателю стало считаться непреодолимым препятствием для совершения и действенности таинств. Священнослужители, сознательно нарушавшие предписанные нормы в отношении В. т. или попустительствовавшие их несоблюдению, подлежали строгим прещениям вплоть до извержения из сана. Основные положения были после Тридентского Собора (1545) включены, окончательно кодифицированы и опубликованы в послесоборных католич. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/158330.html

   Итак, Иисус Христос Своим искупительным подвигом представил Своей Церкви силу и власть через законное священноначалие духовно рождать и воспитывать членов благодатного Царства посредством истинного учения и спасительных Таинств. И в то же время Он Сам является непосредственным невидимым Руководителем ее. Он как мудрый Кормчий управляет Своей Церковью и ведет ее к предназначенной цели — спасению. Благодатию же Духа Святого, Которого Спаситель мира послал от Отца Своего Небесного и Который постоянно пребывает в этом благодатном ковчеге, все члены Церкви Христовой через посредство Таинств, совершаемых священнослужителями, очищаются от греха, освящаются и укрепляются на борьбу с невидимым врагом нашего спасения — диаволом. 3. Таинства и их значение    Господь Иисус Христос, Начальник веры и Совершитель нашего спасения, все спасительные средства вверил Своей Церкви, сделав ее сокровищницей Своих благодатных даров, необходимых в деле достижения теснейшего единения с Ним. Он преподал Церкви, как уже было сказано, силу и власть через правильно поставляемое священство рождать и воспитывать наследников жизни вечной посредством учения и Таинств.    Через богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благодать Божия; он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно-нравственного возрождения и спасения (1:1). Святитель Тихон в своих творениях дает краткую характеристику семи Таинств, описывает их содержание, показывает их значение и те условия, которые должны соблюдаться как совершителями, так и приемлющими св. Таинства. Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Но для того чтобы они стали поистине спасительными, необходимо соблюдение, по словам святого отца, четырех условий, без которых не могут совершаться Таинства. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно рукоположен. Второе — в правильном соблюдении вещества Таинства (для крещения должна быть вода, для Евхаристии — хлеб и вино и т. д.). Третье — в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (1:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Благовóния — 1) (мн. ч.) особые ароматические вещества, используемые во время храмовых служб, при совершении Таинств и треб ; 2) (ед. ч.) благоухание, источаемое ароматическими веществами в связи с проявлением их ароматических свойств. Кто придумал употреблять благовонные вещества при совершении богослужения? Традиция использования благовонных веществ в рамках богоугодных религиозных обрядов была заложена ещё во времена Ветхого Завета . Причём, своим происхождением она обязана Творцу. Так, по распоряжению Божию благовония употреблялись при освящении скинии и её принадлежностей: ковчега Завета, жертвенника курения и жертвенника всесожжения, светильника, стола, умывальника ( Исх.30:25-28 ). Причем благовонное миро, которым помазывались перечисленные предметы, отличалось особым составом, авторство которого принадлежало не человеку, но Богу. Это же миро употреблялось и при поставлении на служение первосвященника и священников ( Исх.30:30 ). Простому человеку было категорически запрещено изготовлять или применять подобное вещество в личных целях, под страхом истребления из народа ( Исх.30:33 ). Кроме того Бог определил и состав вещества, предназначавшегося для курения. Использование его вне прописанных религиозных норм также не дозволялось. Для чего используются благовонные вещества? Несмотря на то, что Божественная сущность не подлежит восприятию через органы чувств, Бог может проявляться в Своих силах и энергиях , воздействуя на органы чувств, например, зрение или слух. В этом отношении Он может обнаруживать Свое присутствие и Свои совершенства посредством тех символов , которые Сам сочтёт уместными. Что же касается священных предметов, изготовляемых руками человека, они также могут отображать собой те или иные символические знаки. Так, круг символизирует Божественную вечность, золото — сияние Божественной славы. Что же касается такого человеческого чувства как обоняние, оно тоже может участвовать в богопознании и богопочитании . В этом отношении воспринимаемое через обоняние благоухание символизирует Божественное благоухание, под которым следует понимать проявление Божественных совершенств. Приятное впечатление, производимое ароматом благовоний, может служить символом или прообразом будущей радости и блаженства на Небесах. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/blagovoniya

Итак, Иисус Христос Своим искупительным подвигом представил Своей Церкви силу и власть через законное священноначалие духовно рождать и воспитывать членов благодатного Царства посредством истинного учения и спасительных Таинств. И в то же время Он Сам является непосредственным невидимым Руководителем ее. Он как мудрый Кормчий управляет Своей Церковью и ведет ее к предназначенной цели – спасению. Благодатию же Духа Святого, Которого Спаситель мира послал от Отца Своего Небесного и Который постоянно пребывает в этом благодатном ковчеге, все члены Церкви Христовой через посредство Таинств, совершаемых священнослужителями, очищаются от греха, освящаются и укрепляются на борьбу с невидимым врагом нашего спасения – диаволом. 3. Таинства и их значение Господь Иисус Христос, Начальник веры и Совершитель нашего спасения, все спасительные средства вверил Своей Церкви, сделав ее сокровищницей Своих благодатных даров, необходимых в деле достижения теснейшего единения с Ним. Он преподал Церкви, как уже было сказано, силу и власть через правильно поставляемое священство рождать и воспитывать наследников жизни вечной посредством учения и Таинств. Через богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благодать Божия; он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно-нравственного возрождения и спасения (1:1). Святитель Тихон в своих творениях дает краткую характеристику семи Таинств, описывает их содержание, показывает их значение и те условия, которые должны соблюдаться как совершителями, так и приемлющими св. Таинства. Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Но для того чтобы они стали поистине спасительными, необходимо соблюдение, по словам святого отца, четырех условий, без которых не могут совершаться Таинства. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно рукоположен. Второе – в правильном соблюдении вещества Таинства (для крещения должна быть вода, для Евхаристии – хлеб и вино и т. д.). Третье – в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (1:1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Таинства Кем установлены Таинства и зачем Христос Господь устави, иные Сам, иные же через апостолов. Условия действительности таинства. Не испытывай непонятное, да не в сеть диавольскую впадешь (8, с.1034). Таинства Святой Православной Церкви Начало единению со Христом полагается в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновля­ется и, наконец, в Таинстве св Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом (7, с.375). Цель Таинств, богослужения, жизни Церкви Все Таинства, богослужения, вся жизнь Церкви Христовой имееют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Господом здесь в этом мире и дарование ему вечной жизни в будущем веке (Там же, с.386). В каком Таинстве человек находит полное успокоение Особенно в Таинстве Святой Евхаристии христианин самым теснейшим образом соединяется со своим Создателем, в Котором находит полное успокое­ние своей мятущейся душе и в то же время ощущает в своем сердце будущее блаженство Царства Божия (Там же). Таинства Церкви Христовой помогают христианину сбросить гнетущую тяжесть суеты и греха и утвердить сердце свое в том, что неизменно, чего никто и никогда не отнимет, над чем не властны ни люди, ни время, ни смерть (Там же, с.386). Значение Таинства Через Богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благо­дать Божия, он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно- нравственного возрождения и спасения (Там же, с.209). Условия совершения Таинств Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно руко­положен. Второе – в правильном соблюдении вещества Таинства (для Кре­щения должна быть вода, для Евхаристии – хлеб и вино и т.д.). Третье – в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Диакон составляет третью степень священства. Как учитель, он может проповедовать Слово Божие в церкви с разрешения местного священника; может также учить Закону Божию на домах и в училищах. Как правительственное лицо, он есть только исполнитель воли и распоряжений священника. Как священнодействователь, диакон служит при совершении таинств, возносит молитвы верующих при общественной службе, наблюдает за благочинием в церкви, хранит священные сосуды и приготовляет их для Богослужения. Одежду диакона составляют стихарь, орарь и поручи. В диаконском сане состоят: архидиакон, лицо, состоящее при Патриархе и служащее ему как при Богослужении, так и в делах внешнего управления церковноо; протодиакон–главный диакон при кафедральном соборе или Архиерее; иеродиакон–диакон в монашеском чине; поддъякон или вернее, иподиакон, лицо, прислуживающее архиерею в служениях. Кроме лиц, принадлежащих к трем степеням священного сана, в церковном причте находятся другие, низшие лица, которые чрез молитву и возложение рук архиерейских получили право надевать стихарь и прислуживать священнику. Они обыкновенно называются: дьячек (с греч. языка, низший служитель) и пономарь (по мнению некоторых сокращенное из слова Парамонарь, состоящий при церкви или священнике). Они обязаны читать и петь на клиросе, подавать кадило, носить и зажигать свечи и–заведовать церковною утварью, кроме той, которая существенно устроена для таинств. 4. О священных вещах К священным вещам принадлежат: священные одежды, богослужебные книги, иконы, священные сосуды с прочею церковною утварью и некоторые вещества (припасы), нужные для таинств и священных молитвословий. 1. О священных одеждах Священные одежды бывают двоякого рода: в одни облачаются священнодействующие, другими покрываются священные вещи. Первого рода священные одежды суть следующие: Стихарь – одежда, общая всем священно- и церковнослужителям. В древности она была или белая, в означение духовной чистоты лиц священных, или полосатая, в воспоминание язв Христовых. На священнике и епископе стихарь называется подризником. Название стихаря объясняют от стихов из Библии , в древности вышиваемых на стихарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

XV. Говори мне на вопрос: Бог один Бог? Да, скажешь, как мне кажется, один Законодатель. И так, почему Он издает противоположные законы? Ведь Херувимы не вне числа сотворенных существ. Следовательно, почему Он повелевает, чтобы приготовляемые человеческими руками изваяния Херувимов осенили очистилище? Или ясно, что невозможно делать изображения Бога, как неописуемаго и несравнимаго, или кого-либо, как Бога, чтобы не было воздаваемо служения и поклонения твари, как Богу? Изображение же Херувимов, как ограниченных и раболепно стоящих подле божественнаго престола, Он повелевает делать, чтобы оно раболепно осеняло очистилище. Ибо прилично было, чтобы образ божественных таинств осенялся изображением небесных слуг Божиих. А что говоришь ты о кивоте Завета, стамне, очистилище? Не руками ли они приготовлены? Не дела ли рук человеческих? Не из презреннаго ли, как ты говоришь, вещества они устроены? А что вся скиния? Не была ли она образом? Не тень ли и образец? Поэтому божественный Апостол, рассказывая о подзаконных священниках, говорит: иже образу и стени служат небесных, якоже глаголану бысть Моисею хотящу сотворити скинию: виждь бо рече: сотвориши по образу показанному ти на горе Но и закон не был образом, а [как бы] переднею стеною для прикрытия образа. Ибо тот же самый Апостол говорит: сень бо имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей И так, если закон запрещает изображения, а сам есть как бы передняя стена для прикрытия образа, то что мы скажем? Если скиния - тень и образ образа, то почему закон не приказывает писать изображений? Но не так это, нет. Но лучше свое время всякой вещи XVI. Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества соделавшему мое спасение, и не перестану почитать вещество, чрез которое соделано мое спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

Все это мы наперед знаем; но знаем и то, что будущие поколения будут дивиться не тому, что в 1867 году кто-то решился сказать это печатно и подписать свое имя, а тому, что было такое время, когда на это могла потребоваться хоть самая малая доля решимости». Так смотрели на Хомякова современники разных оттенков мысли. Для нас, для лишенного возможности оценки непосредственной, значение Хомякова, как и всякого мыслителя, может выясниться лишь из сопоставление его с другими течениями мысли, предшествовавшими и современными ему. Для этого прежде всего возобновим в памяти основные положения, высказанные Хомяковым и изложенные нами, в большинстве, его же словами, в предыдущей части нашего исследования. В истории религий, представляющей собою средоточие и ключ к у разумению всей жизни человечества, искони обозначаются два раздельных, самобытных и по существу противоположных начала: начало духовной свободы, проявляющееся верою в личного, вне вещества стоящего Бога и признающее мир произведением Его творческой воли, и начало вещественной необходимости, в области которого Божество является лишь скрытым законом самого вещественного мира и хотя по-видимому облекается в личный образ, но в сущности не имеет самостоятельного личного бытия и следовательно не только не сотворило или не творит мир, но само рабствует миру. Мифический символ его жизни и деятельности – рождение. Дух, стремящийся и не могущий разорвать оковы вещества, следовательно не властный достичь свободы живой и деятельной, находит замену ее лишь в самоуничтожении – в небытии. Сношение человека с Божеством – не молитва , а заклинание. Первое начало, присущее племенам Арийским, всего же неприкосновеннее сохраненное народом Еврейским, получило свое совершение в Христианстве, воплотилось в Церкви и живет в народах, ее составляющих. Второе, из своей первой колыбели у племен Кушитских или Хамидов, создав их вещественное могущество и славу, с падением их царства проникло к племенам Запада и, приняв в Риме образ обоготворенного государства, примешалось там к Христианству, исказило его и, согласно с первоначальною своею двойственностью, произвело материально-утилитарное Латинство с его церковью-государством, с его учетом грехов и заслуг, с его заклинательною силою таинств, и философски-безразличное Протестантство с его бесформенностью, с его одинокою личностью, разрешающееся в полный скептицизм и неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы ум твой погрузился в чудеса Божий. Без прилежного чтения не узнаешь тонкости помыслов. Вино согревает тело, а слово Божие ум. Пока человек не примет Утешителя, потребны ему Божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлевалось в мысли его, и непрестанным чтением обновлялось в нем устремление к добру, и охраняло душу его от тонкости греховных путей; потому что не приобрел еще он силы Духа, которая удаляет заблуждение и берет в плен душеполезные памятования. Когда сила Духа низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда, вместо закона Писаний, укореняются в сердце заповеди Духа; и тогда втайне учится он у Духа, и не имеет нужды в пособии вещества чувственного, потому что, пока сердце учится от вещества, непосредственно за учением следует заблуждение и забвение, а когда учение преподается Духом, тогда памятование сохраняется невредимым. К словам таинств, заключенных в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: " Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы " . Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях. Авва Дорофей При бесчувствии души полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов богоносных отцов, памятование о Страшном суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих встретить ее страшных темных силах, с которыми она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Прпп. Варсонофий и Иоанн Писание изречено духовно, а человек плотской не может разуметь духовного. Лучше будем прибегать в беседе к словам отеческим, и найдем пользу в них заключающуюся. Но и ими будем пользоваться умеренно, вспоминая сказавшего: От многословия не избежиши греха (Притч. 10,19). А чтобы не впасть при сем в высокоумие и самохвальство помыслов, будем держать в мысли, что не исполнивши делом того, что говорим, говорим то на осуждение самих себя. Вода, по свойству своему, мягка, а камень тверд; но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями на камень, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше жестко; но если человек часто слышит Слово Божие, то сердце его отверзается к принятию в себя страха Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1885...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010