Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ природные элементы, используемые при совершении таинств и иных священнодействий. В. т., получив освящение через установленные Церковью молитвы, к-рые возносятся Богу предстоятелем от лица общины, затем преподаются верным и служат знаком духовного действия, происходящего в таинстве; тем самым В. т. представляют собой символы Божественной реальности в доступной для человеческого восприятия форме (см.: 1 Кор 13. 12; Areop. EH. 1. 2; Maximus Conf. Mystagogia. 24). К числу наиболее важных В. т. относятся хлеб и вино , вода , елей и миро . Эти природные элементы наилучшим образом отражают сущность того, что совершается в таинствах. Хлеб и вино используются в первую очередь в таинстве Евхаристии . Во время Тайной вечери , накануне Своих Крестных страданий, Господь Иисус Христос благословил хлеб и чашу с вином, указав на них как на Свои Тело и Кровь и заповедав всем верующим вкушать и пить их в Его воспоминание. Господь образно говорит о Себе в Евангелии, что Он - «Хлеб, сшедший с небес» (Ин 6. 41, 51). Использование для главного из церковных таинств обычной повседневной пищи (какой и были в Средиземноморье в древности хлеб и вино - Пс 103. 15) указывает на то, что Бог входит в человеческую жизнь в самых основных и на первый взгляд незаметных ее проявлениях. Хлеб, мука для к-рого получается из мн. зерен, символизирует евхаристическое единство Церкви (Didache. 9). Правосл. Церковь использует для таинства Евхаристии только пшеничный и квасной хлеб ( Iren. Adv. haer. 5. 2. 3), но по ряду причин употребление опресноков в Евхаристии было введено в арм. и католич. Церквах, что неоднократно осуждалось правосл. Церковью как отступление от древней традиции; большое внимание в спорах о качестве евхаристического хлеба всегда уделялось и символике, к-рая связана с употреблением квасного или пресного хлеба. Добавление соли в евхаристический хлеб упоминается уже в раннехрист. источниках (PG. 2. Col. 345), но последовательно применяется только в традиции правосл. Церкви. Помимо Евхаристии хлеб используется и в др. церковных священнодействиях, по происхождению связанных с общинными трапезами первых христиан (см. ст. Артос , Благословение хлебов , Панагия , Просфора ).

http://pravenc.ru/text/158330.html

Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований Таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов Источник Предварительные понятия о принадлежностях церковных служб Что необходимо для совершения вообще церковных служб и в особенности литургии? Для совершения вообще церковных служб и в особенности литургии необходимы: во-первых, место для совершения их – так называемый храм или церковь ; во-вторых, лица, которые совершали бы их, – так называемые священно и церковнослужители , а для них – облачения , в которые они облачаются при совершении; в-третьих, сосуды , употребляемые преимущественно при совершении литургии; и в-четвертых, вещества для ее совершения : хлеб и вино  и др. О храме, или церкви Что такое храм или церковь ? Св. храм, или церковь , это – у нас особенное здание, в котором совершаются литургия и прочие церковные службы 1 . Что значит название: храм , или церковь ? Храм, от слова храмина, означает: здание. Название « церковь » греческое, оно значит: дом Божий. Почему храм называется церковью, т. е. домом Божьим? Потому что в храме, как и на небе, Бог присутствует особенным образом,– точно живет в своем доме 2 . Еще, почему дано храму название церковь ? Название церковь дано храму еще потому, что в него для молитвы собирается церковь , т. е. верующие, общество которых называется церковью. В каком виде обыкновенно строятся храмы? По большей части в виде корабля и креста; верх имеют круглый, который называется куполом; на куполе всегда ставится крест. Что значит, что храмы устраиваются в виде корабля или креста? Храмы строятся в виде корабля потому, что церковь , подобно кораблю, приводит христиан в пристанище, т. е. в Царство Небесное; в виде креста – потому, что благодать спасения в церкви приобретена нам крестными страданиями Иисуса Христа. Не напоминает ли нам о чем купол на храме? Он напоминает о небе, куда мы верующие стремимся. Почему на куполе ставится крест? Потому, что в храме постоянно прославляют распятого на кресте Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1) Итак, и в том уже св. церковь виновна стала, по мнению Денисова, что священник, обручая брачущихся перстнем, который напред положен был (как требует и старопечатный Потребник) на св. престоле, воображает сим перстнем крест на брачущихся! Но сие действие оправдывается сказанным в Прологе марта 12, что без крестного знамения никакая тайна не совершается. Если крестному знамению усвояется такое значение в совершении таинств, то и в обручении брачущихся священник справедливо, с приглашением имени Св. Троицы, предограждает их знамением креста, и обвинять за сие действие св. церковь может разве только неверующий в крестную силу. А что об этом действии не говорится в старопечатных Потребниках, это не дивно, ибо в старопечатных Потребниках, изданных ранее 7147 (1639) года, не показано и стихов, с которыми священник должен подавать перстни обручающимся, которые уже потом в Потребнике 7147 года напечатаны. Здесь говорится: «Посем священник, взем перстни от святыя трапезы, подает златый убо мужеви, сребряный жене. И дая мужеви глаголет: обручается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Таже и жене дает, глаголя: обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь». Вот какие приглашения в чине обручения при подании перстней обручаемым, не находящиеся в прежде изданных Потребниках, внесены в напечатанный при патриархе Иоасафе Потребник. Если этих необходимых приглашений при обручении не находилось в изданных прежде 1639 года Потребниках, то удивительно ли, что в старопечатных Потребниках не упоминается и об осенении при сем обручаемых знамением креста? И можно ли за прибавленное патриархом Иоасафом наставление подавать обручаемым перстни с именем Святой Троицы обвинять его в нововнесении, а тем паче в ереси и делать за сие разделение с церковию? Такого обвинения и сам Денисов не сделал и не мог сделать: как же он дерзает обвинять св. церковь за изображение над брачущимися крестного знамения перстнями? Именуемые старообрядцы скажут: не за то Денисов обвиняет церковь, что на брачущихся совершается крестное знамение, но за то, что оно совершается перстнем, а не рукою с известным перстосложением? Ответствуем: в разных тайнодействиях знамение креста изображается различными относящимися к ним орудиями и веществами: к крещении при помазании елеем крест начертывается перстом, в миропомазании и елеопомазании – спицею, в омовении св. мира, совершаемом губою, губою же изображается крестное знамение. А когда обручальные перстни удостаиваются положения на св. престол и с преподанием их приглашается имя Святой Троицы, то почему же Денисову противно именно сим перстнем действуемое изображение крестного знамения?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приобщение Божественной благодати По словам богослова Алексея Осипова, при освящении вода не изменяет свои физические и химические свойства 09.02.2013 3000 Как сообщалось , 18 января на сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было опубликовано сообщение «Петербургский Водоканал вместе с городом отмечает один из важнейших христианских праздников - Крещение». «В Сочельник, 18 января, на Главной водопроводной станции города прошел обряд освящения воды. Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года», - говорится в тексте. Это информационное сообщение двухнедельной давности неожиданно вызвало общественный резонанс . Как сообщает «Фонтанка.ру», заведующие лабораториями физфака СПбГУ Михаил Архипов и Сергей Белов написали и отправили письмо главе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Феликсу Кармазинову. Ученые попросили документальных подтверждений необычных свойств воды, о которых 18 января сообщали сотрудники пресс-службы предприятия. Своим мнением по поднятой проблеме делится в интервью «Русской народной линии» доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов : «При совершении таинств и освящении воды, хлеба, вина, масла и др. происходит не материальное изменение вещества, но его особое в каждом случае приобщение Божественной благодати. Даже в Евхаристии происходит не превращение (так называемое «пресуществление») хлеба и вина в натуральные тело и кровь - в «невареное мясо», как записано в одном документе 17-го века, но их соединение с Божеством Христа. Об этом пишут, например: свт. Григорий Нисский: " Хлеб... освящен вселением Слова " , свт. Григорий Палама: " Сей хлеб является как бы некоей завесой скрытого внутри Божества " , преп. Иоанн Дамаскин: " Исаия увидел угль, но уголь - не простое дерево, а соединенное с огнем, так и хлеб общения - не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одно естество, но одно, конечно, принадлежит телу, другое же - соединенному с ним Божеству. Поэтому то и другое вместе - не одно естество, но два " .

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/09/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 20  голосов:  4.8 из  5) “Сретенскими” в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь — “Чин благословения свещ на Сретение Господне“ 1 . Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается. Как указывает священник Михаил Желтов , чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им “Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник”. Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского “Римского Ритуала” (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения 2 . “У католиков был такой обряд — шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают “освящения” (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и “благословения” (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. — так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))“ 3 . В богослужении Католической церкви чин благословения свечей на Сретение — составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей?

http://sueverie.net/sretenskie-svechi-i-...

Основная трудность, с которой сталкивается православный христианин, когда речь идет о таинствах, необходимость выбирать между разными пластами своей богословской традиции. Если он остановится на более близком нам времени и более официальном школьном богословии (theology of manuals), которое стало складываться в православных богословских школах, начиная с XVI b., его представления будут, конечно, очень сходны с любым латинским De sacramentis. От общего определения таинств как видимых средств невидимой благодати он перейдет к различению в них формы и вещества, к установлению их Христом, к их числу и классификации и, наконец, к их должному совершению как условию их действенности?. Однако сегодня все больше православных богословов признают тот факт, что такой подход к таинствам, хотя он и был общепринятым и ему обучали на протяжении нескольких веков, имеет очень мало общего с истинной традицией Восточной церкви. Он видится, скорее, как одно из наиболее прискорбных последствий и проявлений псевдоморфозы, которую претерпело православное богословие с конца эпохи патристики, когда трагические условия церковной жизни вынудили православных ученых мужей некритически воспринять западные богословские категории и систему взглядов. Результатом этого стало сильно ориентированное на Запад богословие, традиции которого сохранялись (и в известной степени сохраняются поныне) в духовных учебных заведениях. В России, например, богословие преподавалось на латыни вплоть до 40-х годов XIX beka! Западное пленение православного богословия решительно осуждалось лучшими богословами последнего столетия, и сегодня существует представительное движение, направленное на восстановление нашим богословием своих исторических корней и методологии?. Возврат к св. отцам, к литургическим и духовным традициям, которые по существу игнорировались школьным богословием, начинает приносить свои плоды. Этот процесс, тем не менее, находится еще в своей начальной стадии, и в области богословия таинств еще почти ничего не сделано, что означает, что любая попытка восстановления и возрождения неизбежно будет здесь лишь предварительной и пробной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Беседа LXXXIV. О десятом члене символа веры. О елеосвящении Кроме Священства и Брака к чину необязательных таинств относится еще седьмое таинство Елеосвящения. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство иначе называется соборованием, потому что по древнему обычаю, в соответствие семикратному помазанию, чтению молитв и семи евангелиям, читаемым при совершении таинства, совершается семью священниками, иначе сказать собором, хотя по нужде может быть совершено и одним, а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые. Таинство Елеосвящения так же, как и все другие таинства имеет божественное установление. Когда апостолы, по повелению Иисуса Христа, проповедывали учение Его по городам и селениям, они, как говорится в св. Евангелии, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху ( Марк. 6:13 ). Несомненно, апостолы делали это по повелению Господню; ибо Господь, послав их на проповедь, дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:3 ), Несомненно также, что апостолы делали это не как обыкновенные врачи, потому что не всякая болезнь могла быть исцелена маслом, если бы это вещество Самим Господом не было благословлено к употреблению в болезнях, – и даже не как вообще имеющее чудесный дар исцелений. Дар исцелений, каким обладали апостолы, не был соединяем с употреблением какого-либо вещества: апостолы исцеляли больных именем Христовым, так что тень мимоходившего Апостола Петра, осеняя больных, исцеляла их ( Деян.5:15–16 ). В помазании маслом больных апостолами заключалось именно предуказание того, что Спаситель, по вознесении Своем, установил как таинство, которое совершается доныне под именем таинства елеосвящения, подобно тому, как и о других таинствах, например, крещении и причащении, Он беседовал еще задолго до самого их установления, как таинстве ( Ин.3:5;6:53 и сл.). Во времена апостолов Елеосвящение совершалось как таинство и, несомненно, по повелению Господню, ибо апостолы, как известно, были, по их словам, только слугами Христовыми и строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Н.К. Гаврюшин Владимир Золотницкий. Рассуждение о бессмертии человеческой души, которое утверждается чрез доказательство Божиего бытия, открывающееся нам из многочисленных созданий Какое пространство чудесных творений! Какие огромности великолепий открываются пред нами! Рассмотрим же мы сию удивительную громаду вещей и объемлем нашим понятием прежде всего подверженные нашему зрению столь бесчисленные тела. И, во-первых, обозрим сей обитаемой нами земной круг. Сия земля, сие круглое и грубое тело, содержащее на себе бесчисленные миллионы жителей и окружаемое неизмеримым пространством воздуха, уже несколько тысяч лет обращается в стройном своём положении. Центр её, или пункт середины, представляет нам некоторое подобие жизненного вещества. Сие утверждают движение, обращение и внутренние каналы, или жилы, примечаемые в оной. В какой бы ввержены были неописанной страх все жители, ежели бы могли усмотреть в точности, как земля, обращаясь около своей оси, обращает вместе и нас с собою и противополагает ужаснейшей и неизмеримой под нами бездне [...] Итак, мы увидели несколько чудесных сотворений. Скажи ж мне теперь, кто устроил все сие? Кто поставил в таком стройном порядке сии удивительные вещи? И чья рука по сие время все оное содержит, хранит и управляет? Скажет, что все сие получило бытие своеот природы. Но кто ж таковой природе дал сию силу и откуда она сама имеет своеначало? О! сколь же слабо наше зрение! Какая мечтательная искра нашего ума, которая в непостижимости сих чудесных таинств теряется, так как прах в бурном ветре, или песчинка в пространном море. Ежели ж сии бездушные творения не доказывают ещё создавшего оные, то рассмотри сей малой мир, то есть человека в существенном его составлении. Ежели земля с другими телами произведена сама собою, по мнению натуралистов, но кто ж сего удивительного жителя составил и вложил в него действующую силу? Какое чудесное изобретение! Какое стройное соединение членов и какое, наконец, таинственное видим в нём оживотворение! [... ]

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Таинства Кем установлены Таинства и зачем Христос Господь устави, иные Сам, иные же через апостолов. Условия действительности таинства. Не испытывай непонятное, да не в сеть диавольскую впадешь (8, с.1034). Таинства Святой Православной Церкви Начало единению со Христом полагается в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновля­ется и, наконец, в Таинстве св Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом (7, с.375). Цель Таинств, богослужения, жизни Церкви Все Таинства, богослужения, вся жизнь Церкви Христовой имееют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Господом здесь в этом мире и дарование ему вечной жизни в будущем веке (Там же, с.386). В каком Таинстве человек находит полное успокоение Особенно в Таинстве Святой Евхаристии христианин самым теснейшим образом соединяется со своим Создателем, в Котором находит полное успокое­ние своей мятущейся душе и в то же время ощущает в своем сердце будущее блаженство Царства Божия (Там же). Таинства Церкви Христовой помогают христианину сбросить гнетущую тяжесть суеты и греха и утвердить сердце свое в том, что неизменно, чего никто и никогда не отнимет, над чем не властны ни люди, ни время, ни смерть (Там же, с.386). Значение Таинства Через Богоустановленные Таинства человеку подается невидимая благо­дать Божия, он получает от Бога все то, что необходимо ему для духовно- нравственного возрождения и спасения (Там же, с.209). Условия совершения Таинств Подаваемые в Таинствах благодатные дары Святого Духа свидетельствуют о любви Бога к человеку и являются целебным средством в деле его спасения. Первое условие заключается в том, чтобы священник был правильно руко­положен. Второе – в правильном соблюдении вещества Таинства (для Кре­щения должна быть вода, для Евхаристии – хлеб и вино и т.д.). Третье – в правильном произнесении формулы Таинства. И, наконец, четвертое условие заключается в том, чтобы как совершитель, так и приемлющий Таинство имели в своем сердце искреннее желание и стремление к его совершению и принятию (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Гимн 44. О богословии и о том, что ум, очистившись от вещества, невещественно созерцает Невещественного и Невидимого 329 . Каким путем мне пойти? на какую стезю уклониться? на какую лествицу взойти? какими вратами войти? как и в каком чертоге открыть дверь? в каком или каковом жилище найти Того, Кто в руке и длани (Своей) содержит вселенную? На какую мне гору взойти и с какой стороны? и какую отыскать там пещеру? или какое болото пройдя, я несчастный сподоблюсь узреть и удержать Вездесущего, Неуловимого и Невидимого? В какую преисподнюю мне низойти, на какое небо взойти и пределов какого моря достигнуть, (чтобы) найти совершенно Неприступного, совершенно беспредельного и совершенно Неосязаемого? Скажи, как найти мне в вещественном Невещественного, в создании Создателя, в тленном Нетленного? Каким образом, находясь в мире, могу стать я вне мира? связанный с веществом, как соприкоснусь я с Невещественным? весь будучи тленным, как соединюсь с Нетленным? (пребывая) в смерти, как совершенно приближусь к Жизни? как, мертвый, приступлю я к бессмертному? будучи весь сеном, как дерзну прикоснуться к огню? Однако выслушай теперь и разрешение этих таинств. Прежде чем сотворено небо, прежде чем произведена земля, был Бог Троица, один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет совершенно неизреченный, однако Бог бессмертный, один бесконечный, постоянный, вечный и весьма благостнейший. Хорошо уразумей единого Бога в начале, Троицу пребезначально сущую, превыше всякого начала, Неизобразимого, Неизмеримого по высоте, глубине и широте, не имеющего предела величия и света. (В начале) не было ни воздуха, как ныне, ни тьмы не было вовсе, ни света, ни воды, ни эфира, ни чего-либо другого, но был один Бог – Дух совершенно световидный и вместе всемогущий и невещественный. Он сотворил Ангелов, Начала и Власти, Херувимов и Серафимов, Господства, Престолы и неименуемые чины, служащие Ему и предстоящие со страхом и трепетом. После же того Он произвел небо, как свод, вещественное и видимое, чувственное и грубое, и как один Он ведает, распростер его во мгновение (ока).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010