Нас часто спрашивают, что произойдет с теми, кто родился с физическими или умственными недостатками, или с теми, кто умер в младенчестве? Мы не можем однозначно ответить на эти вопросы, так как «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1Кор 13:12). Но в двух пунктах мы можем быть совершенно уверены. Во-первых, как и у воскресшего Христа, у нас будет, в каком-то смысле, то же физическое тело, то же, но другое: оно преобразится и прославится (1Кор 15:51-53). Во-вторых, в Будущем веке исчезнет вся наша боль, все наши дефекты будут исцелены, все недостатки – исправлены; Господь отрет всякую слезу с очей, и не будет больше ни плача, ни вопля, ни болезни, потому что Христос все сделает новым (Откр 21:4-5) Священное Предание . Взаимодействие духа и материи – равно как и преображение нашего физического тела и всего тварного мира нетварными Божественными энергиями – недвусмысленно подтверждается не только Священным Писанием, но и всем опытом Церкви. 1) В таинствах , или «тайнах», Церкви, прежде всего в Крещении, Миропомазании, Евхаристии и Соборовании, мы благословляем материальные вещества, такие как вода, хлеб, вино и масло; и через это благословение они преобразуются в действенные образы, посредством которых нам подается духовная благодать. Таинства, таким образом, являются ярким примером того, как через материальное передается духовное, и в каждом из них нам подается благодатная сила Святого Духа в наше физическое тело и через него. Христиане на Востоке решительно отвергают любые попытки принизить значение материального в этих тáинственных образах. Крещение, кроме особых случаев, совершается через погружение в воду. В таинстве Причастия используется квасной хлеб, а не облатка; а вино всегда красное, и чтобы подчеркнуть его материальность, в него добавляют теплую воду. 2) Среди церковных таинств есть одно, в котором прослеживается зависимость между духовным и материальным – таинство Брака . Приняв единство человеческой природы, в венчальной службе мы просим, чтобы Бог даровал этой паре «согласие души и тела». Тело с его выраженной на различных уровнях чувственностью облагодатствовано в его единстве и освящено Богом. «У святого человека», – пишет Климент Александрийский, – «и семя святое»

http://pravmir.ru/dusha-i-telo-kak-oni-s...

Во-вторых, из определения понятия о Таинстве видно, что существенными принадлежностями каждого из Таинств должно считать: а) Божественное установление Таинства; б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и в) сообщение Таинством невидимой благодати душе верующего. Благодать Божия, со своей стороны, конечно не нуждается ни в каких посредствах для своего действия на человека; сила к усвоение добра и искоренению зла может быть сообщаема ею человеку непосредственно; но для самого человека, как существа духовно чувственного, неизбежны и необходимы видимые знаки для того, чтобы он мог принимать чрез них невидимую силу Божию. Как все вообще знания человека, хотя бы, например, умение читать и писать, не могут быть приобретены без того, чтобы эти познания не были ему сообщены или чрез посредство слова другого человека, или чрез иные впечатления, получаемые им извне: так точно мы нуждаемся в видимом же посредстве и при сообщении нам даров Духа Святого. Человек как существо духовно чувственное вообще только в чувственных покровах и видах познает невидимое Божие и тем легче и сильнее удостоверяется в действительности духовных предметов, чем определённее знаки, под которыми они представляются ему. С другой стороны для того, чтобы известное видимое посредство было сознаваемо человеком, как посредство несомненно достойное своего предмета, нужно иметь ему крепкое и, так сказать, осязательное свидетельство на то, что это посредство не от людей, а от воли Самого Бога. И вот Господь Бог Иисус Христос Сам учредил в Церкви Своей определенные Священнодействия, чрез которые под видимыми знаками сообщается невидимая спасительная сила Божия. Он – а) обусловил необходимость для каждого Таинства известного определенного вещества или известного видимого знака; так, например, Он Сам избрал для Таинства Крещения – воду, для Евхаристии – хлеб и вино; б) Сам указал для каждого Таинства определенный образ совершения его, и в) Сам определил, чтобы именно чрез установленный видимый знак и при установленном образе совершения сообщались в каждом Таинстве известные дары Духа Святого. Отсюда сами собою вытекают все три вышеозначенные принадлежности всякого Таинства: Божественное установление, видимый или чувствам подлежащий образ и самая невидимая благодать, сообщаемая в Таинстве; и ясно, что каждое Таинство тогда только будет Таинством и будет благодатно действовать на человека, когда будет совершаемо по воле Господа Иисуса и согласно с Его установлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Спасибо. С уважением, Елизавета. Уважаемая Елизавета! Совершенно очевидно, что описанные Вами переживания имеют болезненный характер и нуждаются в медицинской коррекции. Вам необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха, обеспечить организм необходимыми питательными веществами, витаминами и минералами. Необходимо соблюдать некоторые ограничения в питании. Например, во вторую фазу цикла рекомендуется ограничить прием кофе, чая, животных жиров, молока, соли, специй, шоколада, чая, кофеина, алкоголя. Приносят пользу занятия физкультурой и спортом. Благотворное влияние оказывают общий массаж. Заведите себе календарь (график, дневник, или любую другую форму ведения учета информации), отмечая симптомы, которые вас беспокоят. Календарь должен включать следующую информацию: беспокоящие вас симптомы, число (или день цикла) появления каждого симптома, степень выраженности каждого симптома (например, по шкале от 1 до 5), наблюдение необходимо проводить на протяжении по крайней мере 2-3 месяцев Если изменение образа жизни и питания не привело к улучшению Вашего состояния, то необходимо обратиться за врачебной помощью. В этих случаях назначаются антидепрессанты и анксиолитики, а также гомеопатическая терапия (в том числе препарат мастодион). Добрый день! Если человек эмоциональный, впечатлительный и принимает «близко к сердцу», переживает. Как можно бороться с такой эмоциональностью и впечатлительностью. Можно ли помимо молитв и церковных таинств читать настрои или еще что-то? Как вы относитесь к настроям Сытина? Настрои Сытина являются по своему духу не христианскими, в их основе возвеличение своего «Я». Обратитесь к духовнику и попросите его дать Вам советы в отношении «умного делания» (чтения молитвы Иисусовой). (На официальном сайте Г.Н.Сытина говорится, что он четырежды доктор наук (медицинских, философских, педагогических, психологических). Василий Глебович, возможно ли взрослому человеку избавиться от онихофагии самостоятельно, без обращения к специалисту-психотерапевту? Есть ли опыт избавления от подобной зависимости в православии?

http://pravmir.ru/pravoslavnym-ne-nuzhny...

122. Для чего (в храмах) притворы и места для оглашенных? Притворы называются так потому, что они суть преддверия храмов, а места оглашенных потому, что в них стоят оглашенные. Они устроены для того, чтобы и сии последние участвовали, по крайней мере, в слушании и зрении предметов божественных, исповедовали веру устами и языком, и воспевали глаголы благочестия. Но они не имеют общения с верными ни в стоянии, ни в молитве; ибо не присоединены и еще отделены (от Церкви). Если же они недостойны стояния и молитвы вместе с верными во время литургии, то тем более недостойны приобщения страшных таинств. Посему мы и сказали, что притворы и места для оглашенных изображают только землю, так как стоящие в них живут на земле еще подобно бессловесным животным – одни, т. е. некрещеные, как не родившиеся в жизнь (духовную), а другие, т. е. отрекшиеся и падшие, как не жившие по слову Божию, и живут на земле как бы неверными и изгнанными из рая. 140. Что означает поднятие рукоположенного и одеяние в священные одежды? Подняв рукоположенного от священного престола, иерарх выражает, что от низшего и смиреннейшего чина он возвел его на высший, и лежавшего долу и уничиженного восстановил и возвысил. Потом возлагает на него и одежды, соответствующие степени. И, во-первых, еще прежде рукоположения повелев распустить пояс стихаря и отложить полотенце с рукомойником, он показывает, что рукополагаемый восходит из низшего чина в высший и принимает служение уже не вещественное, но отрешенное от вещества: ибо поставляется не врата затворять, не свечи возжигать и не оглашенных выводить вон, но служить при таинствах, пред которыми и Ангелы трепещут. 141. Что значит орарь, и для чего дьякон возлагает его на левое плечо? И дьяконы препоясуются орарями, но только во время приобщения, в знак сокрушения, благоговения и смирения. Посему на рукоположенного, как получившего ангельский чин, возлагается орарь, который означает духовное существо Ангелов и, повешенный на плечах, представляет, как бы крылья; – на нем бывает написана и трисвятая песнь Ангелов. Архиерей знаменует орарь, а он целует его и руку архиерея, в знак того, что с любовью принимает дар и чтит его, равно и дающего его, как благодетеля. Возлагает орарь на левое плечо дьякона: потому что дьякон принадлежит еще к меньшему и низшему чину и есть служитель одного только дела – служения при священнодействии. Когда же будет поставлен во пресвитера, тогда и на правое плечо получит его, как получивший (благодать) служить и совершать таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Милосердый Отче, утешь и успокой тех оставшихся, которые чрез потерю дорогого для них ближнего впали в глубокое смущение. Озаботься ими, ибо Ты – Покровитель вдов, Отец сирот, Утешитель находящихся в смятении и Помощник бедных. Но и мы все будем помнить и собственную нашу тленность и просить благодати от Бога, жить так, чтобы в утешении иметь возможность последовать в смерти нашему собрату. Господи, подай душе сего умершего вечный покой. Присутств. И вечный свет да сияет ей. Свящ. Да покоится она, Господи, в мире. Присутств. Аминь. Далее христиано-католический молитвенник имеет два чина погребения: «Погребение детей» и: «Погребение взрослых». Оба эти чина по существу своему не отличаются от такихже чинопоследований старокатоликов германских, они только несколько сокращённее германских. Но сокращения эти несущественны, и потому мы не будем излагать их в полном виде. 5) Чин благословения пасхального огня, вещества для благовонных курений пасхальной свечи, воды для крещения и др. предметов Освящению некоторых предметов, употребляемых христиано-католиками при общественном богослужении и совершении таинств, «книга молитв» отводит весьма незначительное место. Мы находим только (в составе пасхального богослужения – в великую субботу вечером) освящение пасхального огня, благовонных веществ для курения пасхальной свечи и крещальной воды 183 . Освящение огня происходит следующим образом: Свящ. Помощь наша во имя Господа. Общ. Сотворившего небо и землю. Свящ. Помолимся! Ты, о Боже, призвал свет из тьмы. Благодарим Тебя, что и для нас, сидевших во тьме и тени смерти, Ты повелел взойти великому свету в Сыне Твоём, Иисусе Христе. В воспоминание о сём да будет освящён и этот свет, который мы зажгли. Отче света! Подай нам, чтобы, – подобно тому, как этот свет будет сиять в этом нашем храме (Gotteshause – доме Божием), – и свет и благодати Сына Твоего продолжал светить всем, которые собираются в сём храме; и побуждай их ходить не во тьме, но облечься в оружие света, и последовать Тому, Который есть истинный свет, чтобы просвещать каждого человека, – Иисусу Христу, Господу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Уже опытная мудрость семи мудрецов не могла удовлетворять непрестанно возрастающему стремлению к познанию природы, и благородный круг самомышления, казалось, сам собою разверзался пред очами любителей мудрости, но они, по странному против себя предубеждению, почитая себя недостойными вступить в оный, старались искупить на сие у других народов, не принадлежащее им, право — изучением их таинств. Что может быть разительнее того зрелища, когда сии истые чада Минервы оставляют свое отечество, странствуют иногда в виде купцов, дабы собрать расточенные по разным народам сокровища своей мнимой матери? — В сие время гений греков был как бы в состоянии корыстолюбцев, которые, не примечая сокровищ пред глазами, ищут их в землях чуждых. Требовалось только одного основательного ума, и греки могли найти у себя в лучшем виде то, чего тщетно искали у других народов. Является Фалес и полагает первый камень во главу греческой философии. Хотя камень сей, быв положен, так сказать, трепещущей рукой, и сам был довольно зыбок, впрочем, к нему постоянно были прилагаемы подобные ему камни, так что вскоре составилось довольно правильное здание стихийной философии. Будучи обширно по окружности, здание сие было очень тесно по внутренней вместимости. Вместимость сия измерялась нитью однородного коренного вещества, которая держала рассудок в круге материальных причин. Таковая неудобность прозорливо усмотрена и счастливо отвращена Анаксагором. Открытый им во вселенной порядок возбуждал созерцателей ее к лучшему порядку в умствованиях, а вечный ум, поставленный им в первоначальную вину всякого движения, показывал необходимость для уразумения существа вещей восходить от видимого к невидимому, от вещественных к действующим и конечным причинам. Руководствуясь чувствами в физическом направлении у ионийцев, философия не могла сделать важных успехов, впрочем, на поле чувств она собрала великий запас для понятий рассудка. Природа, кажется сама, руководила еще неопытных наблюдателей своих в исследовании своих тайн. Естественно, что они начинали с самых ближайших к их чувствам вещей, а она уклонялась от них, по мере того, как они следовали за нею; и таким образом природа заманивала их во внутренность своего святилища.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3227...

Апост. кн. 8, гл. 13. „Осанна Сыну Давидову; Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, осанна в вышних“. 1169 Извещение веры совершается тогда сими словами: Верую, Господи, и исповедую и проч., которыя заимствованы из произнесенных верховными Апостолами Петром (Мф.гл. 16. ст. 17) и Павлом (1Тим.оф. гл. 1, ст. 15) Исповеданий. Смотри и выше § 134. 1170 Симеон Фессалонитск. в кн. о Таинств. гл. 79 „Приступающему причаститися надлежит 1) испросить прощение (у предстоящих); 2) сущему в потире живому хлебу с кровию, даже до земли вседушно поклонитися; 3) руки сложим крестовидно, в показание рабства и исповедания в Распятого (ибо Ему и приобщитися приходит). И тако, со страхом и трепетом и смирением сердца приступить». 1175 В древних Греческих списках Литургии Златоуста предписывается лику, по изречении Священником благословения народу: спаси, Боже, люди Твоя! возглашать к нему заимообразно, за благожелательное его приветствие Церкви:ες πολλ ετη Δσποτα, на многа лета Владыко! Сие приветствие ныне возглашается только Архиерею. Смотри Греческ. Требн., Гоаром изданн., стран. 67. 1176 Пс.27:9 . Николай Архиепископ Фессалонит. Кавасила в Толкован. Литург., гл. 40, слова сии изъясняет так: „Почто не глаголет (Иерей) благослови дела Твоя, ихже сам еси Творец: но (благослови) достояние Твое? Да более умолит, воспомянув убожество Его, им же нас ради обнищал. О сих прошу, говорит (священник), их же ради сам претерпел еси быти с рабами (во образе раба) и нарещися их наследником; тогда как ничего не можно прибавить к Твоему владению. Ибо воспоминание совершеннейшего нашего к Богу присвоения убедительнее преклоняет Его на милость. Гораздо совершеннее создания присвоение по наследию, и много лучше стяжал Он нас наследствуя, нежели имел прежде, произведши в бытие. По творению бо вещества, просто державствует над человеки; по наследию же, учинился разума и воли нашей Владыкою, что есть истинное Господство над человеки; а оное (т. е. по созданию) есть общее нам с бессловесными и неодушевленными (творениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Можно также, с несомненностью полагать, что тогда же назначено Иисусом Христом вещество елея, как орудие целительной силы: ибо Апостолы не стали бы помазывать недужных маслом, если бы с ним не соединилось обетование исцеления от недугов; а само собою масло не могло бы исцелять от болезней, которые у многих больных, конечно, были различны, если бы сие вещество самим Спасителем не было благословлено к употреблению в болезнях. Итак, елей сей был не простым врачебным веществом, но орудием исцеляющим недуги благодатной силы; а употребление его возложено было на Апостолов, не как на врачей телесных, но как на проповедников евангелия. Если бы в сем елеопомазании, которое совершали Апостолы, проявлялся вообще данный им Иисусом Христом чудесный дар исцелений; то было бы не довольно понятно, для чего был, употребляем видимый знак, и именно елей, а не другое вещество. Дар исцелений не был связан с употреблением какого-либо вещества: ибо Апостолы исцеляли недужных именем Христовым, так что тень мимо ходившего Петра, осеняя больных, исцеляла их ( Деян. 5:15,16 ). В помазании маслом недужных, упоминаемом у Евангелиста Марка, есть именно предсказание того, что вскоре, по повелению Спасителя, введено Апостолами во всеобщее употребление между верующими; и совершается до ныне под именем таинства елеосвящения. Некоторые предварительные действия и в учреждении других таинств предшествовали решительному их установлению. Так таинство крещения Господь установил перед вознесением Своим, послав Апостолов в мир учить и крестить ( Мф. 28:19 ); но еще прежде предвозвестил о семи таинствах, сказав: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин. 3:5 ). Таинство причащения установил Господь на последней с учениками вечери; но еще прежде раскрыл учение о семи таинствах и его необходимости: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. ( Ин. 6:53  и след.) Подобно сему, хотя надобно думать, что таинство елеосвящения решительно установил Господь уже по воскресении Своем, когда являясь, глаголал Апостолам, яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ), о том, что должно служить к созиданию Царства Божия на земле, или Церкви: но нет сомнения в том, что знаменательные принадлежности сего таинства открыты были еще прежде в соответственном Господню повелению действия Апостолов, которые помазывали маслом недужных, и чрез то их исцеляли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

J. N. Alexander. Wash., 1990. P. 21-41; idem. In the Bridegroom " s Absence: the Paschal Triduum in the Byzantine Church//La Celebrazione del Triduo Pasquale: Anamnesis e Mimesis: Atti del III Congr. Intern. di Liturgia/Ed. I. Scicolone. R., 1990. P. 71-97. (Studia Anselmiana; 102; Analecta Liturgica; 14); Hadaya S. M. L " office maronite du Samedi-Saint. Kaslik (Leban), 1995. (Bibl. de l " Univ. Saint-Esprit; 37); Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Bradshaw P. «Diem baptismo sollemniorem»: Initiation and Easter in Christian Antiquity//Ελγημα: Stud. in Honor of R. Taft/A cura di E. Carr etc. R., 1993. (Studia Anselmiana; 110: Analecta liturgica; 17); Hadaya M. L " office maronite du Samedi-Saint. Kaslik (Leban), 1995; Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999. P. 161-185. (Two Liturgical Traditions; 5); Hoffman L. The Great Sabbath and Lent: Jewish Origins?//Passover and Easter: The Symbolic Structuring of Sacred Seasons/Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999. P. 15-35. (Two Liturgical Traditions; 6); Zagano Ph. Holy Saturday. Crossroad, 2000; Kollamparampil A. G. From Symbol to Truth: A Syriac Understanding of the Paschal Mystery R., 2000. (BEL.S; 110); «Благословенная суббота»: Богословское осмысление Великой субботы. М., 2001; Крещальная литургия. М., 2002. М. С. Желтов, А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой

http://pravenc.ru/text/Великая ...

А непогрешат и те, которые страсть кичливости и гордыни сравнят с величавостию коней. Ибо подлинно это какие-то высоковыйные и высокосердые кони, надменными кичливостию речениями, как дутыми какими копытами, брыкающие людей скромных. О них-то говорит Писание: «да не приидет мне нога гордыни» ( Псал. 35, 12 ). А под орудиями, которыми разбиваются связи стены, прекрасно сделает иной, поняв любостяжальность. Ибо нет ничего столько тяжелого и неприступного в вражеском ополчении, как орудие сребролюбия; потому что, хотя наилучшим образом оградятся души стройною связию других добродетелей, но тем не менее и чрез них нередко проникает это стенобитное орудие. Можно видеть, что и при целомудрии вторгается любостяжание, при вере, при точном хранении таинств, при воздержании и смиренномудрии и при всем тому подобном, бывает это тяжкое и непреоборимое приражение зла. Почему иные воздержные, целомудренные, пламенеющие верою, люди строгого образа жизни, скромные нравами, не в состояния бывают противостать этой только болезни. Посему, если уразумели мы полчище неприятелей, то время вести и брань. Никто же да не осмеливается сопротивное ополчение обратить в бегство, не взяв в руки апостольского всеоружия ( Ефес. 6, 11 ). И конечно всякому известен способ божественного оного вооружения, которым Апостол стоящего пред дружиною врагов делает неуязвимым сопротивными стрелами. Ибо разделив добродетели на виды, каждый вид добродетели Апостол соделал особенным оружием, пригодным для нас в каждом обстоятельстве. С верою соплетши и соткав справедливость, из них вооружаемому уготовляет броню, прекрасно и безопасно ограждая воина тою и другою. А если вера и справедливость отделена одна от другой; то оружие не может соделаться безопасным для того, кому вручается. И вера без дел правды недостаточна ко спасению, а также праведность жизни для спасения небезопасна сама по себе, не в сопряжении с верою. Посему, как бы вещества какие, соплетши в сем оружии веру и правду, Апостол приводит у воина в безопасность вместилище сердца; ибо под бронею разумеется сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010