Воплотившееся и вочеловечившееся Слово продолжает Своё служение людям — через христиан, которые в Нём получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы (ср. Рим 1:5). О ком эти слова? Относятся ли они только к непосредственным ученикам Спасителя или и к нам тоже? И если да, означает ли это, что каждый — апостол 4 просто по факту крещения? Если же нет, то что стоит за проповедью и посланиями апостолов Павла, Петра, Иакова, Иуды и Иоанна, за Евангелиями и Откровением, не говоря уже о корпусе ветхозаветных текстов? В православном обиходе у всех на слуху слова о немудрых “ры­барях”, которые стали ловцами человеков. Но вот вопрос: а такими ли уж неучами были эти рыбари? Их начитанность в Писании, их умение применять и сопоставлять книжные данные далеко превосходят требования, предъявляемые к нынешним носителям учёных степеней и званий. Стоит вспомнить свободное цитирование ветхозаветного корпуса, скажем, апостолом Петром, который с ходу, без заминки приводит обширное пророчество Иоиля (Деян 2:17–21), объясняя народу, что же свершилось в день Пятидесятницы. Ветхозаветными цитатами и аллюзиями пронизаны все новозаветные тексты. У апостола Луки и особенно апостола Павла мы находим прекрасное знание эллинистической культуры, причём во всём её многообразии — от аристофановских комедий до языческой гимнографии. Они умели писать так, что ими зачитывались. Они в совершенстве владели риторическими приёмами античности, распознавание и кодификация которых стали материалом не одной диссертации уже в наши дни. И если апостол Лука был врачом, что в те времена означало и владение навыками эпистолярного жанра, то апостол Павел наследовал учёности Гамалиила, учёнейшего толкователя Ветхого Завета, не имевшего себе равных среди современников. То же самое, что и об Апостолах, можно сказать и об авторах текстов Ветхого Завета. Безграмотность никогда не была добродетелью — ни до Христа, ни во время Его земной жизни, ни после. Вот почему многие из тех святых, чьи тексты вошли в Предание, учились в языческих и христианских академиях и университетах. Вот почему на излёте Средневековья Католическая Церковь, а затем по её примеру и Православная учредили семинарии. Вот почему разговор о миссии в эпоху глобализации от епархиально-при­ход­ских служений неизбежно переходит к проблемам церковной науки, образования и в конечном итоге — миссии в пространстве культуры, причём не только русской.

http://pravmir.ru/missiya-v-epohu-global...

Слезы слушателей были ответом на последнюю беседу архипастыря, который девять лет «пленял их отеческой нежностью, восхищал пламенной ревностью к благолепию св. храмов, привлекал сердца всех радушным обхождением». 24-го июля 1837 года архипастырь наш в Одесском кафедральном соборе, по принесении первых молитв, преподал мир и благословение; затем торжественно, в присутствии графа Воронцова, открыта была Духовная Консистория; преосвященный вступил в управление. Несмотря на то, что в состав новой кафедры вошли только три уезда Херсонской губернии: Одесский, Тираспольский и Ананьевский, круг пастырской деятельности его здесь оказался так же обширен, как и в Екатеринославе. Кроме организации кафедры, образования приличной свиты, приобретения ризницы, усовершенствования хора и т. п., предстояло возвысить, оживить церковный быт Одессы, вовсе не отвечавший, внешнему ее процветанию. Неутомимо стремясь к этой цели, в течение 11-тилетнего пребывания в Одессе, преосвященный Гавриил, наконец, имел утешение видеть результат своих трудов. Один из просвещенных одесситов, внимательно наблюдавший за успехами пастырских забот Гавриила, писал: «принадлежа к числу Одесских старожилов, я могу судить вслух о переменах к лучшему: о благотворном влиянии, какое мы ощущаем со времени учреждения у нас епархии Херсоно-Таврической». Прежде чем перейти к описанию епархиально-административной деятельности преосвященного, утвердившей за ним память в Одессе, припомним два обстоятельства, совпавшие с его перемещением из Екатеринослава на Херсонскую кафедру. Первое, – это прибытие в Одессу блаженной памяти Государя Императора Николая Павловича с Государыней Александрой Федоровной, ровно через два месяца, по приезде сюда преосвященного Гавриила. 5-го октября, Их Величества изволили посетить кафедральный собор, где архипастырь имел счастье встретить Августейших Гостей с крестом и св. водою. На другой день, в 11 часов, Монарх изъявил желание видеть архиепископа в своей квартире. Преосвященный явился вместе с находившемся тогда в Одессе греческим митрополитом Герасимом. Его Величество спросил преосвященного Гавриила: «вы здесь недавно, преосвященный?» – «Точно так, Ваше Величество», отвечал архипастырь. «Помню, помню,» сказал Государь, потом продолжал: «наблюдайте строго за религией и нравами здешних жителей». Этим и кончилось свидание архиепископа с Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

д., в 1706 г.- при новгородском, в 1714-1715 гг.- при смоленском и иркутском А. д. Существовали школы в Киевской, Черниговской, Переславской епархиях. По «Духовному регламенту» содержание учителей и обеспечение учеников пособиями возлагались на А. д., средства на содержание учеников следовало получать из мон-рей и церквей, однако на практике обязанность содержать школы была возложена всецело на А. д. В XVIII в. при А. д. существовали семинарии: Нижегородская (до 1743), Крутицкая (1744-1751), Вологодская, Вятская (до 1744), Холмогорская, Воронежская, Астраханская, Тобольская. За исключением новгородского и смоленского А. д., получавших в сумме «определенных» окладов средства на содержание школ, в бюджете А. д. таких сумм не предусматривалось. Считалось обыкновенным, чтобы личные («келейные») средства архиереев употреблялись на постройку и украшение церквей, приобретение предметов для архиерейской ризницы, книг, на раздачу милостыни, вклады в мон-ри и т. д. Однако грань между келейными деньгами архиерея и домовой казной А. д. зачастую трудноразличима. В значительных финансовых злоупотреблениях в XVIII в. обвинялись архиереи Антоний (Черновский) , Георгий (Дашков) , Варлаам (Леницкий) , Сильвестр (Холмский) , Лаврентий (Горка) , Гедеон (Криновский) . А. д. в 60-х гг. XVIII - нач. XX в. В 1762 г. на населенных землях, принадлежавших А. д., числилось 166918 крестьянских душ. Секуляризация , окончательно оформленная именным указом императрицы Сенату и манифестом от 26 февр. 1764 г., совершенно изменила общий строй епархиально-владельческого управления в Русской Церкви: населенные земли, принадлежавшие архиерейским кафедрам и мон-рям, были переведены в собственность казны, А. д. из крупного владельца недвижимых имуществ превратился в собственника неск. десятин земли и леса или же в арендатора своих прежних имений. Сумма, предназначавшаяся на содержание А. д., была получена исходя из расчета по 1 р. взамен каждой крестьянской души, но затем уменьшена на 16332 р. А. д. 1-го класса было установлено содержание: с.-петербургскому - 15 тыс.

http://pravenc.ru/text/76496.html

«Все заседания Священного Собора, за исключением 4-х всенародных, происходили в большом зале Епархиального дома, получившем вследствие того и особое название “Соборной Палаты”. В этой палате, на особом возвышении, устроен храм Божий. Сама кафедра, с которой произносились речи, представляет собою также не обычную кафедру, а как бы священное место. Вблизи ее, на аналое положены Крест и Св. Евангелие. Таким образом, внешняя обстановка, в которой происходили Соборные заседания, являлась вполне отвечающею священной цели – “устроения русской церковной жизни на основе Слова Божия, догматов, канонов и церковного Предания”, с которою созван был Поместный Собор Православной Всероссийской Церкви (ст. 1-я Устава Собора)» (ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 175. Л. 10). Открытие Московского Епархиального дома состоялось во вторник 5 ноября 1902 г. Первоначально он назывался «Общеепархиальный дом». Заложен и построен в 1901–1902 гг. по инициативе и при ближайшем содействии митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) , архитектор – Петр Виноградов. Примыкающий к палате внутренний домовый храм освящен во имя св. благоверного великого князя Владимира. В Епархиальном доме были сосредоточены все епархиально-духовные, народно-просветительные учреждения, Московское общество любителей духовного просвещения, Епархиальная библиотека, музей иконописи, проходили регулярные заседания церковно-археологического отделения общества, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания и другие епархиальные учреждения. Здесь же были организованы лекции для рабочих Москвы и первые богословские курсы для женщин, ставшие прообразом созданного немного позже Высшего богословского женского института. Епархиальный дом стал центром московских православных братств святителя Петра, митрополита Московского , братства Воскресения Христова и др. Большой зал предназначался для богословских чтений, чтений для фабрично-заводских рабочих, разных лекций, бесед, духовных концертов, во время работы Собора там проходили все пленарные заседания. Обширное помещение в здании было отведено для епархиальной библиотеки и читальни. В том же Епархиальном доме помещались редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское братство с епархиальным Училищным советом, книжный магазин и склад изданий отдела распространения духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Еще несколько слов и письмо мое кончено. Вам угодно уволить меня от училищных дел. Благодарю Вас за эту милость, стократно благодарю. Теперь на половину уменьшится горечь моя, которую я чувствовал, видя, как готовятся к духовному званию юноши, кое-чему обученные, но неблаговоспитанные, не имеющие права на священство по 33-му правилу св. вселенского собора IV-ro, u hobuчku в добродетелях, состарившиеся в пороках еще во время своего учения, у которых взгляды, жесты, походка, одежда, разговоры и душевное настроение вовсе не церковные, не духовные. Благословение Господне да почиет на Вас! 114 Мои отношения к училищу девиц духовного звания были редки и не начальственны. В бытность митрополита в Киеве я вместе с ним бывал на экзаменах девиц, отвечавших всегда хорошо, а в отсутствии утверждал хозяйственные журналы и служил в церкви в неделю Св. Мироносиц. В 1874 году, по поручению архипастыря, осмотрены были мной новые каменные пристройки к названному училищу, о чем и уведомил его письмом 2 марта. По титуле По предложение Вашему я, в 28-й день истекшего месяца февраля, осмотрел новые каменные пристройки к епархиально-киевскому училищу девиц духовного звания, как-то церковь  и под ней больницу, залу собрания и под ней столовую, а под сей – кухню в подвале с каменным сводом. Все эти пристройки, покрытые железом, ни внутри, ни снаружи еще не оштукатурены; потолки в них подшиты шелевками для штукатурки, а полы еще не настланы; словом сказать: все поставлено еще вчерне! Каменная работа чиста и прочна. Балки половые и потолковые толсты и положены часто. Соединение новых пристроек с старым зданием удобно. А подвальная кухня весьма низка, и будет душна. Со временем лучше бы заменить ее новой высокой кухней позади училища и соединить ее со столовой узеньким коридором деревянным, доведя его снаружи здания до двери столовой комнаты. По осмотре новых пристроек я обозревал училище. Все в нем в порядке, опрятно, чисто и удобно; воздух свеж; в сортирах дурного запаха нет. Постельки набиты сеном. Ученицы заняты каждая своим делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

состояла только из Иркутской провинции, т. е. г. Иркутска с уездом, разделенным на три дистрикта: Подгородный, Балаганский, Верхоленский и из приписанных к Иркутску городов с подчиненными им местами и пригородами, каковые города Селенгинск, Нерчинск, Илимск с Киренским острогом и Якутск с уездами. К Иркутскому уезду принадлежало еще правление Охотского порта, а в ведении последнего находилась земля Камчатка. 500 В епархиально-административном отношении Иркутская епархия разделялась на пять заказов – Иркутский уездный, (Селенгинский, Нерчинский, Илимский и Якутский. Прилив русского населения в Восточную Сибирь и успехи миссии, особенно Камчатской, сказались на увеличении христианского населения Иркутской епархии и приходских храмов. 501 В конце 50-х и нач. 60 гг. XVIII в. духовная власть, в лице Иркутского архиерея и Св. Синода, пришла к мысли о необходимости постройки храмов, вместо специальной миссии в Якутске и Камчатке, а самые миссионерские станы заменить приходами. Требовалось заботиться не столько о распространении христианства, сколько об утверждении его среди инородцев и поднятии нравственного уровня самого русского населения в Иркутской епархии, не исключая духовенства, особенно после шестилетнего вдовства тамошней кафедры. Встречаются только единичные случаи обращения инородцев в христианство даже при ревностном иерархе Софронии, 3-ем епископе иркутском, управлявшем Иркутской епархией около двадцати лет (1753 – 1771 гг.). Таким образом, по сознанию высшей церковной власти, храм являлся самым лучшим светочем среди инородческой языческой темноты. Мы уже знаем, что на это время падает постройка большинства храмов в Якутской области с Камчаткой. В 1758 г. построена Торгинская Знаменская церковь , в 1759 г. Хилокская Владимирская церковь, в 1762–1765 гг. Дучерская Благовещенская, в 1766 г. – Шилкинско-Заводская Преображенская, в 1769 г. – Малопутинская Покровская и Курлыгская Нерукотворного Образа, в 1770 г. Сивачинская Ильинская церковь . 502 Все названные храмы появились на прежней епархиальной территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

При помощи великого логофета константинопольской церкви Иеракса и благодаря сочувствию самого патриарха Иеремии II, в 1575 году составился собор для рассмотрения дела о Синайской обители, на котором, под председательством Иеремии, присутствовали патриархи антиохийский Иоаким, иерусалимский Герман, архиепископ кипрский Тимофей, 22 митрополита и епископа и 15 духовных и светских сановников. Собор, по обсуждении дела на основании предъявленных документов, определил 1) чтобы новелла Юстиниана (мнимая, как мы видели) относительно Синайского монастыря, недавно открытая и прочитанная на соборе, пребывала в силе и ненарушимою пока светит солнце и предпочиталась всем позднейшим грамотам; 2) чтобы согласно с этою новеллою и соборными определениями, Синайский монастырь был епископиею, чтобы Синайский игумен был вместе и епископом и чтобы он епархиально святительствовал и распоряжался и делал все что нужно для благосостояния братии; 3) чтобы этот монастырь был свободен, не подчинен и не попираем никаким лицом и управлялся бы своими игуменами-епископами; 4) чтобы игумен-епископ был инок Синайского монастыря и жил в нем безвыходно; 5) чтобы он избираем был всеми властными старцами монастыря и потом канонически и безмездно получал бы хиротонию от святейшего патриарха иерусалимского, потому что Синайская гора находится в области сего владыки; 6) чтобы всякий посторонний, дерзнувший совершать хиротонию в Синайским монастыре, судить и начальствовать в нем при епископе его, был повинен Богу и правилам соборным кто бы он ни был; 7) чтобы признавались недействительными все прежние синодальные грамоты, какие по обстоятельствам были даваемы монастырю, коль скоро они противны явленным ныне царским и соборным постановлениям, и кто решится нарушить устроенный ныне порядок, тот будет подлежать отлучению от церкви и проклятию. – Это определение собора было наложено в синодальной грамоте патриарха Иеремии от 1575 года месяца июля, подписана всеми лицами присутствовавшими на соборе и «дана божественному и царскому монастырю Синайской горы, чествуемому во имя Спасителя Христа, и епископу его, какой будет по временам, с достопочтенными братьями, боголюбезно обитающими в нем для постоянной и нерушимой безопасности его» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Революционные выступления сопровождались грабежами храмов и мон-рей, в связи с чем 5 мая 1905 г. Святейший Синод издал указ о принятии жестких мер в отношении группировок, замешанных в грабежах церковного имущества, а также об организации специальной охраны при храмах (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22466. Л. 8). В годы революции в Тифлисе было создано неск. рус. патриотических орг-ций. В 1905 г. наместник на Кавказе Воронцов-Дашков поручил ген. армии Кавказского военного округа А. Грязнову создать Об-во патриотов, призванное объединить русских верующих. 22 окт. 1905 г. об-во провело в Тифлисе манифестацию с крестами и иконами, призывая рус. часть населения Кавказа к объединению в борьбе против революции, закончившуюся столкновениями с груз. населением города ( Ломидзе. 1959. С. 48). В 1905 г. при первой тифлисской миссионерской ц. во имя арх. Михаила (р-н Авлабар) было создано Епархиально-миссионерское братство, активное участие в деятельности к-рого приняли экзарх и высшее рус. духовенство: они регулярно созывали «патриотические вечера», где читали лекции-проповеди, посвященные революционному движению и сектантству. Так, в 1905 г. братство организовало 4 вечера (Обзор. 1910. С. 60). Позднее на базе братства возникла новая организация - Союз союзников России, ее основателем был В. М. Пуришкевич. В мае 1905 г. прот. сщмч. Иоанн Восторгов и настоятель второй тифлисской миссионерской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери прот. Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей ) создали Партию сторонников порядка. Партия объединила 800 чел., выступивших против революции, считавших ее основной причиной поражения России в русско-япон. войне. Партия, полагаясь на посредничество наместника гр. Воронцова-Дашкова, ходатайствовала перед императором о принятии жестких мер в отношении участников революционного движения в Грузии (Обзор. 1910. С. 70-71). В 1907 г. на основе созданного в С.-Петербурге Религиозно-философского об-ва в Тифлисе было основано аналогичное об-во, непосредственно подчинявшееся экзарху. В его состав входили почетные члены (известные своей деятельностью или трудами), действительные и члены-соревнователи. Руководство об-вом осуществлял председатель, его товарищ, секретарь и не менее 3 членов совета об-ва. Общие собрания проводились не реже 1 раза в год, экономическую основу составляли членские взносы - 3 и более рубля в год, пожертвования, сборы с лекций, доходы от изданий. Члены об-ва читали лекции и проводили семинары - в основном в тюрьмах, больницах, ночлежках, приютах и домах престарелых; ведущее место отводилось секции народного чтения, где регулярно обсуждались религ. произведения, толковался НЗ, читались популярные рефераты по религиозно-философской тематике. Специальные секции об-ва действовали во всех епархиях Г. Э. Об-во, просуществовавшее до 1912 г., открывало небольшие б-ки, издавало религ. лит-ру и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22651. Л. 1, 37). Вопрос о восстановлении автокефалии Грузинской Церкви

http://pravenc.ru/text/168201.html

Воплотившееся и вочеловечившееся Слово продолжает Своё служение людям — через христиан, которые в Нём получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы (ср. Рим.1:5 ). О ком эти слова? Относятся ли они только к непосредственным ученикам Спасителя или и к нам тоже? И если да, означает ли это, что каждый — апостол просто по факту крещения? Если же нет, то что стоит за проповедью и посланиями апостолов Павла, Петра, Иакова, Иуды и Иоанна, за Евангелиями и Откровением, не говоря уже о корпусе ветхозаветных текстов? В православном обиходе у всех на слуху слова о немудрых “рыбарях”, которые стали ловцами человеков. Но вот вопрос: а такими ли уж неучами были эти рыбари? Их начитанность в Писании, их умение применять и сопоставлять книжные данные далеко превосходят требования, предъявляемые к нынешним носителям учёных степеней и званий. Стоит вспомнить свободное цитирование ветхозаветного корпуса, скажем, апостолом Петром, который с ходу, без заминки приводит обширное пророчество Иоиля ( Деян.2:17–21 ), объясняя народу, что же свершилось в день Пятидесятницы. Ветхозаветными цитатами и аллюзиями пронизаны все новозаветные тексты. У апостола Луки и особенно апостола Павла мы находим прекрасное знание эллинистической культуры, причём во всём её многообразии — от аристофановских комедий до языческой гимнографии. Они умели писать так, что ими зачитывались. Они в совершенстве владели риторическими приёмами античности, распознавание и кодификация которых стали материалом не одной диссертации уже в наши дни. И если апостол Лука был врачом, что в те времена означало и владение навыками эпистолярного жанра, то апостол Павел наследовал учёности Гамалиила, учёнейшего толкователя Ветхого Завета, не имевшего себе равных среди современников. То же самое, что и об Апостолах, можно сказать и об авторах текстов Ветхого Завета. Безграмотность никогда не была добродетелью — ни до Христа, ни во время Его земной жизни, ни после. Вот почему многие из тех святых, чьи тексты вошли в Предание, учились в языческих и христианских академиях и университетах. Вот почему на излёте Средневековья Католическая Церковь, а затем по её примеру и Православная учредили семинарии. Вот почему разговор о миссии в эпоху глобализации от епархиально-приходских служений неизбежно переходит к проблемам церковной науки, образования и в конечном итоге — миссии в пространстве культуры, причём не только русской.

http://azbyka.ru/katehizacija/missiya-v-...

далее... 18 апреля 2002 года исполняется 760 лет со дня Ледового побоища. Торжества, посвященные памятному событию, состоятся в Гдовском районе Псковской области. В Санкт-Петербурге будет открыт памятник Александру Невскому. Знаменательная дата связана с защитой Православия от римско-католической экспансии. далее... Главную и столь дорогую для каждого христианина святыню Вифлеема составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, недалеко от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. далее... Тема спасения души человека пронизывает Новый Завет и становится ведущей темой всей древнерусской литературы. Своеобразной ее интерпретацией предстает и " Слово о полку Игореве " . Но чтобы предпринять герменевтическое толкование этого остающегося до сих пор загадочного древнерусского творения, нужно отыскать ключи к пониманию " Слова " . А со временем это сделать становится все труднее, в том числе из-за произвольных, но " подкрепленных " авторитетным именем гипотез или перестановок текста в " Слове " . далее... По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения. " Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины " . далее... Атеистическая политика советских властей носила в Галиции гораздо более мягкие формы в сравнении с теми яростными гонениями на Православную Церковь, которые были в то же самое время развернуты в других областях Советского Союза. Ни епархиально-приходская структура униатской церкви, ни ее клир не были затронуты новым режимом и сохранились практически в полной неприкосновенности. Так, на территории Львовской митрополичьей епархии продолжали действовать все 1267 греко-католических приходов, которые существовали здесь до 1939 года. Не был арестован ни один епископ униатской церкви.

http://pravoslavie.ru/5191.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010