Непременной принадлежностью «К. е. в.» с 80-х гг. XIX в. была духовная поэзия. Авторами мн. стихов являлись местные священнослужители и воспитанники духовных школ, из них наиболее талантливым был свящ. А. П. Яхонтов, стихи которого посмертно опубликовал свящ. Я. Тимофеев (Памяти давно почившего//1913. 39. С. 765-768; 40. С. 784-789; 41. С. 806-811); в 1910-1916 гг. часто печатались стихи барона А. Н. Гиллессема, в большинстве своем подписанные «А. Г.» или «А. Н. Г.». В качестве приложения к «К. е. в.» выходил «Курский миссионерский листок» (1913. 1-4, под редакцией епархиального миссионера Г. В. Щелчкова); издавались книги и брошюры о мон-рях епархии: «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (1886), «Волынская пустынь Рыльского Николаевского монастыря» (1888), «Материалы для истории Курской епархии» (1888-1891, 1904-1905) архим. Анатолия (Ключарёва) , частично извлеченные из его бумаг после смерти Щелчкова; о знаменитых подвижниках: «Жизнеописание старца Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни, Курской епархии» (1892), «Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхим. Макария» (1893), «Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота» (1893), «Сказание о жизни… старца схиархим. Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни» (1909), составленные иером. Иасоном (Чумаченко); «Образцы святоотеческой проповеди» (1898-1899), «Исторический очерк г. Рыльска в политическом и церковно-административном отношении» Сенаторского (1907), «Указы» свт. Иоасафа (Горленко) (1908, 1910), а также офиц. публикации, прилагавшиеся к офиц. или неофиц. частям: правила поведения для учеников ДУ, статистические сведения по епархии, отчеты церковных школ, отд-ния Палестинского об-ва, епархиального свечного завода, братства прп. Феодосия Печерского, журналы съездов духовенства и т. п. В 1918 г. в качестве продолжения «К. е. в.» («год изд. 48-й») стал публиковаться ж. «Курский епархиальный вестник: (Издание духовенства и мирян Курской епархии)», последний известный 29 вышел 17 авг. 1918 г.; редактором офиц. части был Сенаторский, а неофициальной - свящ. Л. Е. Иваницкий. В янв.-июле 1919 г. издавался «Вестник Курского епархиального совета: Официальная часть» 1-4, ред. Иваницкий). В 1923 г. обновленческое Епархиальное управление выпустило 1-й номер (за янв.-апр.) ж. «Голос православного христианина: Орган независимой церковно-общественной мысли» (ред. Иваницкий).

http://pravenc.ru/text/2462321.html

В 1991 г. община Свято-Троицкого храма в Обояни, настоятелем которого являлся игум. Иоасаф (В. В. Шибаев), перешла в юрисдикцию Свободной Русской правосл. церкви за границей (СРПЦЗ). Это обстоятельство положило начало череде длительных судебных разбирательств между общиной СРПЦЗ и Курской и Белгородской епархией, отстаивавшей права на здание храма. В 1993 г. храм был окончательно закреплен за РПЦ. Общине СРПЦЗ было выделено бывшее помещение комбината бытового обслуживания для последующего переоборудования для молитвенных целей. В кон. 1994 г. Иоасаф вместе со своим приходом перешел в УПЦ (КП), а в февр. 1995 г. был рукоположен в епископа Белгородского и Обоянского УПЦ (КП). Определением архиерейского собора РПЦ от 19 дек. 1997 г. запрещенный в священнослужении игум. Иоасаф Шибаев был извержен из священного сана. Оставаясь в составе УПЦ (КП), он в янв. 2000 г. был наделен титулом «архиепископ», а впосл. назначен постоянным членом синода УПЦ (КП). А. И. Раздорский Обновленчество Летом 1922 г. в Курской епархии началось распространение обновленчества . Епархиальный съезд в Курске 23-25 авг. 1922 г. поддержал раскол и избрал управляющим Курской епархией викарного Белгородского еп. Никона (Пурлевского) , 8 сент. он был утвержден в этой должности обновленческим Высшим церковным управлением (ВЦУ). Ряд участников съезда во главе с Рыльским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным) осудил раскольников. Главными деятелями раскола в Курске были председатель епархиального съезда прот. Иоанн Андриевский, зам. главы Курского ЕУ прот. Григорий Мусатов, секретарь ЕУ свящ. Константин Афанасьев и зав. канцелярией ЕУ свящ. Александр Иванов. Уполномоченным ВЦУ по Курской епархии и основным пропагандистом обновленчества в регионе стал бывш. редактор издававшегося в 1917-1918 гг. ж. «Вестник Курского епархиального совета» свящ. Л. Е. Иваницкий. В ноябре следующего года он был уволен, уполномоченным ВЦУ в Курской епархии назначили бывш. редактора «Волынских епархиальных ведомостей» и ж. «Православная Волынь» прот. Захария Саплина.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

каждая, – Епископа Курского Михаила – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию. 2) В собрании Совета Академии 1 февраля текущего 1902 года на соискание премий Митрополита Московского Макария в 485 рублей представлены были: а) труд заслуженного ординарного профессора Академии Петра Цветкова под заглавием: «Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу в русском переводе» и б) исследование экстраординарного профессора Академии Алексея Введенского под заглавием: «Закон причинности и реальность внешнего мира». – На соискание премии Епископа Курского Михаила в 201 р. в том же собрании Совета представлено было сочинение преподавателя Вифанской духовной семинарии Дмитрия Введенского: «Учение Ветхого Завета о грехе». – К соисканию премий Митрополита Московского Макария , в 291 р., за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии, допущены диссертации: помощника инспектора Московской Духовной Академии Александра По- —76— кровского и преподавателя Уфимской духовной семинарии иеромонаха Фаддея (ныне инспектора той же семинарии и архимандрита). 3) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария , утвержденных Святейшим Синодом, – а) п. 13: «Чрез два месяца после январского заседания Совета, в мартовском заседании происходит обсуждение достоинства представленных на премию сочинений и присуждение самых премий»; б) п. 15: «В том же заседании Совета решается вопрос, какое из сочинений, написанных на степень магистра, заслуживает премии»; в) п. 16: «Означенные постановления Совета, на основании § 81 лит. б. академического устава, представляются на утверждение Епархиального Преосвященного». 4) Положения о премии Епископа Курского Михаила, утвержденного Святейшим Синодом, § 9: «В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии». Определили: 1) Две премии Митрополита Московского Макария за лучшие печатные труды наставников Академии, по 485 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Принимая во внимание, что преподавание в Академии греческого языка заканчивается на II курсе, – разрешить студенту I курса, сербскому уроженцу, священнику Димитрию Поповичу сдать испытание по этому предмету в конце следующего, 1912–1913, учебного года. XXII. Имели суждение: О назначении премий: а) Митрополита Московского Макария в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Московской Духовной Академии и б) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию. Справка: 1) В собрании Совета Академии 11 января текущего 1912 года на премию Епископа Курского Михаила в 201 рубль представлено было сочинение доцента (ныне экстраординарного профессора) Академии по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета священника Владимира Страхова под заглавием: «Второе послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам, Историко-экзегетическое исследование». Сергиев Посад, 1911 г. – 2) К соисканию премии Митрополита Московского Макария в 289 рублей, допущены были магистерские диссертации: а) директора Велико-Сорочинской учительской семинарии Александра Волнина, б) и. д. доцента (ныне экстраординарного профессора) Академии священника Димитрия Рождественского, в) того же экстраординарного профессора священника Владимира Страхова и г) священника Георгия Добронравова. – 3) Правил о присуждении премий Митрополита Московского Макария п. 15: «В том же (мартовском) заседании Совета решается вопрос, какое из —116— сочинении, написанных на степень магистра, заслуживает премии». 4) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 9: «В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии». – 5) По § 109 лит. б п. 9 устава духовных академий «присуждение в подлежащих случаях премий за ученые труды» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Премию Митрополита Московского Макария , в 289 рублей за лучшие магистерские сочинения воспитанников Московской Духовной Академии присудить экстраординарному профессору Академии по 1-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета священнику Д. В. Рождественскому за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Книга пророка Захарии. – Исагогическое исследование. – Выпуск первый. – Введение. – Писатель и его время. – Анализ содержания книги». – Сергиев Посад, 1910 г., а премию Епископа Курского Михаила в 201 рубль за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию – экстраординарному профессору по 2-й кафедре Священного Писания Нового Завета священнику В.Н. Страхову за вышеназванное сочинение: «Послание Св. Апостола Павла к Фессалоникийцам». – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

– 3) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 7: „Сочинения поступают на соискание премии только следующим порядком: ежегодно, ко времени январского заседания Совета, каждый преподаватель Академии может внести в Совет, чрез председателя Совета, предложение, какое из сочинений, напечатанных в прошедшем году, он находит заслуживающим премии, причем представляет письменное указание достоинств сочинения“. Определили: 1) Труды заслуженного ординарного професссора Академии М.Д. Муретова („Древнееврейские молитвы под именем Апостола Петра“) и ординарного профессора С.С. Глаголева („Из чтений о религии“) иметь в виду при назначении в мартовском собрании Совета премий Епископа Курского Михаила и Митрополита Московского Макария – за лучшие печатные труды наставников Академии. 2) Присуждение премии Митрополита Московского Макария за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии в 291 рубль отложить до следующего года. XII. Предложение Преосвященного Ректора Академии: „Определением Совета Академии от 3-го сего февраля исправляющий должность доцента Академии по кафедре психологии П.П. Соколов, по удовлетворительном защищении представленной им диссертации, утвержден в ученой сте- —32— пени магистра богословия. – Принимая во внимание долговременную, полезную службу и. д. доцента П.П. Соколова (с 16 августа 1888 года по 16 августа 1889 года – в звании профессорского стипендиата; с 15 сентября 1889 года и до настоящего времени – в должности доцента по кафедре психологии), считаю долгом предложить Совету избрать его на свободную ныне в Академии (за назначением экстра-ординарного профессора М.М. Тареева ординарным профессором) вакансию экстраординарного профессора. Справка: 1) По § 46 устава духовных академий: „Экстра-ординарными профессорами могут быть и имеющие степень магистра богословия“. 2) По § 81 лит. в п. 4 того же устава „избрание кандидатов на должности профессоров“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Красиков Петр Ананьевич (1870–1939) – из семьи учителя. Член РСДРП с 1892 г., с 1903 г. – большевик. Образование незаконченное высшее. В 1917 г. – председатель следственной комиссии по борьбе с контрреволюцией. В 1918 г. – заместитель наркома юстиции, член коллегии Наркомюста, председатель Кассационного трибунала при ВЦИК, член ВЦИК. Участвовал в разработке первых советских гражданских и уголовных кодексов. Руководил отделом культов при Наркомюсте, был председателем комиссии по вопросам культа при ВЦИК. В 1919–1924 гг. редактор журнала «Революция и церковь». С 1924 г. – Прокурор Верховного суда СССР. В 1933–1938 гг. – заместитель Председателя Верховного суда СССР. См.: [Указ (распоряжение) Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о преподавании Закона Божия подрастающему поколению от 3 (16) января 1919 г. ]//Владимирские Епархиальные ведомости. 1919. 1. С. 2; Об обучении детей Закону Божию, а также и взрослых в церквах//Вестник Орловского Епархиального совета. 1919. 2. С. 20. Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона 20 от 8 (21) марта 1919 г. по вопросу о сохранении имеющихся религиозно-нравственных церковных библиотек и архивов//Вестник Курского Епархиального совета. 1919. 3. С. 4–5. Указ Московского епархиального Совета благочинным [об устройстве в церквях духовных бесед с детьми прихожан] от 24 сентября 1919 г.//Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 2125. Оп. 1. Д. 852. Л. 1–1об. Сочинения учеников на тему «Письмо к товарищу» [Приложения к показаниям свидетеля Е.А. Рожкова, заведующего 4-м Киевским высшим начальным училищем, 23 октября 1919 г.]//ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2, Д. 203. Л. 206, 209, 214–215, 216–217. Указания эксперта VIII отдела Наркомюста М. Галкина Новоладожскому уездному исполкому Петроградской губернии [в отношении преподавания религиозных вероучений], 24 ноября 1918 г.//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 691. Л. 6, 13.  Галкин Михаил Владимирович – бывший священник, публицист, автор антирелигиозных брошюр; в описываемое время служил в VIII отделе Наркомата юстиции, фактически редактировал его журнал «Революция и церковь» (главный антирелигиозный орган в 1919–1924 гг., ответственным редактором которого был заведующий VIII отделом П.А.

http://bogoslov.ru/article/1249526

—9— наставниками Московской Духовной Академии в прошедшем году, он считает заслуживающим премии, при чем он должен представить письменное указание главнейших достоинств сочинения. В том же заседании решается вопрос, какие из сочинений, за которые в прошедшем году авторы их удостоены в Московской Духовной Академии степени магистра, могут быть, сообразно с изложенными в 4 и 5 §§ условиями, допущены к соисканию премии». в) п. п. 13–15: «Чрез два месяца после январского заседания Совета, в мартовском заседании происходит обсуждение достоинства представленных на премию сочинений и присуждение самых премий. Если в распоряжении Совета есть сумма для того, чтобы назначить кроме полной премии половинную, то Совет может в том же заседании назначить за сочинение второе по достоинству половинную премию. В том же заседании Совета решается вопрос, какое из сочинений, написанных на степень магистра, заслуживает премии». 2) Из бывших воспитанников Московской Духовной Академии утверждены в 1900 году Святейшим Синодом, согласно удостоению Совета Академии, в степени магистра богословия: а) делопроизводитель Статистического Отдела Училищного Совета при Святейшем Синоде Павел Луппов за сочинение под заглавием: «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века». С.-П.-Б. 1899 г. и б) преподаватель Нижегородского епархиального женского училища Николай Боголюбов за сочинение: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899 г. – Первый за свое кандидатское сочинение на ту же тему удостоен премии имени протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 103 руб. 75 коп.; второй – премии за кандидатское сочинение не получал. 3) На соискание премий Епископа Курского Михаила сочинений не представлено. Определили: 1) Сочинение экстраординарного профессора Академии Сергея Глаголева под заглавием: «Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной церкви» иметь в виду при назначении в мартовском собрании Совета премии Митрополита Московского Макария за лучшие печатные труды наставников Академии. 2) Дис-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

–105 премии“. – 3) Положения о премии Епископа Курского Михаила § 9: „В мартовском заседании Совета происходит обсуждение достоинства сочинений, представленных на соискание премии, и присуждение премии“. – 4) По § 109 лит. б п. 9 устава духовных академий „присуждение в подлежащих случаях премий за ученые труды“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: 1) Премию из процентов с капитала Митрополита Московского Макария в 482 рубля – за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии – разделить на две равные части, – по 241 р. каждая, – и назначить их ординарному профессору Академии А.А. Спасскому и экстраординарному профессору С.И. Смирнову за вышеуказанные печатные труды их („Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории. 150–254 г.“. Сергиев Посад, 1913 г. и „Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта“. М. 1913 г.). – 2) Премию из процентов с того же капитала в 289 рублей – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии – присудить экстраординарному профессору Академии Н.Л. Туницкому за его магистерскую диссертацию под заглавием: „Св. Климент, Епископ Словенский. Его жизнь и литературная деятельность“. Сергиев Посад. 1913 г. – 3) Две премии Епископа Курского Михаила, по 201 р. каждая, назначить доцентам Академии, представившим свои магистерские диссертации на темы по Священному Писанию: Н.Д. Протасову („Св. Апостол Павел на суде у Феста и Агриппы. Историко-экзегетический анализ содержания XXV и XXVI глл. книги Деяний по греческому тексту“. Москва, 1913 г.) и иеромонаху Варфоломею (Ремову) („Книга пророка Аввакума. Введение и толкование“. Сергиев Посад. 1913 г.). – 4) Постановления сии представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVIII. О вызове воспитанников из духовных семинарий в состав нового (LXXIII) академического курса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: 1) Студент IV к. Василий Смирнов уволен был, согласно его прошению, из числа студентов Академии по определению Совета от 21 марта 1906 года, за три дня до прекращения чтения лекций в Академии в текущем учебном году. 2) Определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058: «зачисление в студенты Академии» – отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: 1) Бывшего студента IV к. Василия Смирнова вновь зачислить в списки студентов Академии. 2) Разрешить студенту Смирнову сдать выпускные устные испытания по предметам IV курса и представить кандидатское сочинение после летних каникул, в августе месяце сего 1906 года, после чего и иметь суждение об удостоении его учёной степени или звания. XVI. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии диакона Свято-Троицкой церкви села Глушкова, Рыльского уезда, Курской губернии, Феодора Маркова: «Желая восполнить своё среднее богословское образование, —124— полученное мною в Курской Духовной Семинарии, где я окончил курс в 1902 году, покорнейше прошу Ваше Преосвященство принять меня в число вольно-слушателей первого курса во вверенной Вам академии с будущего 1906/7 учебного года и сделать распоряжение о последующем по моему прошению решении уведомить меня». Справка: 1) § 115 устава духовных академий в редакции, установленной определением Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058: «Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академических лекций и посторонние лица, по усмотрению Совета». 2) Указ Святейшего Синода от 8 апреля 1902 года за 2737. Определили: Диакона Феодора Маркова допустить, под условием представления им разрешения и одобрительного отзыва местного епархиального Начальства, к слушанию академических лекций с начала будущего 1906–1907 учебного года, но без предоставления ему каких-либо прав в отношении к соисканию академических степеней и званий. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства за 492: «См.» 6 июня 1906 года. 20 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Иосиф; временные преподаватели – заслуженные ординарные профессоры П.И. Цветков и Η.Ф. Каптерев; заслуженные ординарные профессоры А.Д. Беляев и М.Д. Муретов ; ординарные профессоры – C. С. Глаголев и M. М. Тареев ; экстраординарные профессоры – А.П. Голубцов , А.А. Спасский и И.Д. Андреев ; исправляющие должность доцента – С.И. Смирнов , Д.Г. Коновалов, Н.Л. Туняцкий и А.П. Орлов и вольнонаёмный лектор – В.П. Лучинин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010