И князь Владимир после крещения, проводя воистину равноапостольный подвиг, стараясь распространить, и закрепить, и утвердить православную веру на Руси, привлекал народ святынями, от которых исходили чудеса. И икону Божией Матери, привезенную из Греции, он поместил в городе Холме, где до того на возвышенном месте – холме – было выстроено языческое капище, а при Владимире перестроено в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона эта – основная святыня храма – была весьма чтима жителями запада. Пред ней молились во время войн и других бедствий. А когда поляки подчинили себе запад Русского государства, они всячески старались распространить там Католичество. И это им удавалось. Но и они чтили эту православную икону, изображение которой было на кипарисовой доске в драгоценном окладе. В 1261 году во время нашествия татарских полчищ город Холм был разграблен, разрушен. Икона Божией Матери также пострадала: драгоценный оклад был снят, живопись испорчена, а сама икона выброшена. Через 100 лет святая икона была найдена и торжественно поставлена в Холмском соборе. На иконе остались две глубокие раны: одна на левом плече Божией Матери, другая на Ее правой руке. Сохранилось предание, что нечестивые татары, ограбившие и повредившие святой Образ были тогда же наказаны: они ослепли и лица их перекосились – парализовало их. А икона остается чтимой и поныне. Вторая – «Курско-Коренная» икона Божией Матери. Ее история восходит к XIII веку. Нашел ее лесник, ходивший с топором по лесу близ Курска. Это была икона Богоматери небольшого размера – подобие Новгородской иконы «Знамение» в миниатюре. Заметив икону, лесник хотел было взять ее, но она как бы вросла в корень древа. Вырубить топором он не дерзнул, а побежал к местному духовенству в церковь и рассказал о такой находке. И вот духовенство во главе с епископом направилось к месту, указанному лесником. Икона так и лежала у корня дерева, обращенная ликом к земле. Епископ, приклонив колена, помолился, после чего взял ее руками свободно, а на том месте фонтаном забила вода. Образовался источник чистой воды. Икону торжественно отнесли в Курск, а на месте ее обретения впоследствии выстроили Курско-Коренную обитель. Много раз по молитвам пред этой иконой куряне избавлены были от иноплеменников, захватчиков и междоусобных войн.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Празднуется 15/28 нояб. Курско-Коренная икона Божией Матери В 1383 монгольские войска хана Тохтамыша сожгли часовню, разрубили на 2 части образ, а местного священника Евфимия Боголюба увезли в Крым к татарам. Находясь в плену, Евфимий безропотно сносил все тяготы и находил в себе силы славить Господа и Богоматерь. Однажды проезжавшие мимо места его заточения московские послы услышали песнопения в честь Богородицы. Они выкупили несчастного Евфимия и отвезли его в Рыльск. Священник нашел обе части иконы и сложил их вместе. Чудесным образом половинки соединились воедино. Вскоре люди отстроили часовню. В ней Курская икона пребывала до к. XVI в., пока о святыне не узнал царь Федор Иоаннович. В 1597 образ Богоматери приносили в Москву, где по велению царицы Ирины Федоровны на него возложили драгоценную ризу, а затем вставили в позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и Пророков по сторонам и внизу. С этого времени икону начали именовать Коренной в память о нахождении ее на корнях дерева, а все последующие списки с чудотворного образа стали дополнять фигурами Бога-Отца и Пророков на полях. В этом же году по воле государя на месте часовни построили монастырь с соборным храмом в честь Рождества Богородицы и церковью Живоносного Источника на месте обретения иконы, где проистекал ручей. Первым игуменом обители стал священник Евфимий. Празднование Курско-Коренной иконе Божией Матери установлено 8/21 сент. Курень 1) казачий дом с надворными постройками; 2) временная постройка на поле или пастбище. Курилка Народная игра, во время которой из рук в руки передавалась горящая лучина. Играющие пели: «Ножка тоненька, душа коротенька», «Жив, жив, курилка!» Тот, у которого лучина гасла в руках, считался проигравшим. Куриный бог В русской деревне вплоть до н. XX в. ритуальный предмет, обычно камень со сквозным отверстием, напоминающий птичью голову, который вешали в курятник в качестве оберега от нечистой силы – домового и кикимор, а также для того, чтобы куры хорошо неслись и были целы. Куриный праздник (Сильвестр)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Были представлены молитвенные прошения и другие богослужебные тексты, подготовленные к предстоящему юбилею. Архиепископу Берлинскому Марку поручено проверить эти тексты и внести в них соответствующие поправки к началу 2020 года. Архиереи заслушали рапорты о создании пенсионного фонда для духовенства, а также по административно-хозяйственным, финансовым и имущественным вопросам. Более подробный план по созданию пенсионного фонда будет представлен на юбилейном Архиерейском Соборе в июне 2020 года. Также были заслушаны ходатайства архиереев, представивших клириков и мирян своих епархий к церковным наградам. По представлению епископа Манхэттенского Николая Архиерейский Синод благословил издание акафиста Курско-Коренной иконе Божией Матери, в который были вставлены новые припевы, предложенные Его Преосвященством. 9 декабря, в канун праздника Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», архипастыри соборно совершили всенощное бдение, а 10 декабря — Божественную литургию в Знаменском соборе г. Нью-Йорка. За Литургией Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви рукоположил клирика Восточно-Американской епархии иподиакона Стефана Стоянова в сан диакона. Богослужебные песнопения исполнил Синодальный хор под управлением протодиакона Вадима Гана. По окончании богослужения архиепископ Берлинский Марк огласил приветственный адрес Архиерейского Синода митрополиту Восточно-Американскому Илариону по случаю 35-летия архипастырского служения Его Высокопреосвященства. Епископ Манхэттенский Николай огласил указ Архиерейского Синода о возведении в сан митрополита архиепископа Берлинского Марка, после чего Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви вручил владыке Марку белый клобук. Во внимание к усердным трудам по принесению Курско-Коренной иконой Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви и в связи с 10-летием первого после 1920 года принесения этой святыни в пределы России епископ Манхэттенский Николай, протоиерей Серафим Ган и протоиерей Александр Анчутин были награждены Синодальным Знаменским орденом II степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5549912...

После того, как южную полосу Карпатской Руси с городами Ужгородом и Мукачевым, заняли венгерские войска, игумен Аверкий в 1940 г. переехал в Югославию, прибыл в Белград, где состоял на службе при митрополите Анастасии (Грибановском) , Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви, став впоследствии его многолетним духовником. В Белграде он служил священником в Свято-Троицкой церкви, преподавал пастырское богословие и гомилетику на открытых там Пастырско-миссионерских курсах, вел также в Русском Доме курс лекций о духовной жизни, организовывал религиозно-просветительные собрания: «День Русской Славы» в память святого и равноапостольного великого князя Владимира, юбилейные собрания в память 1600-летия преставления святителя Николая, 50-летия кончины епископа Феофана Затворника и др. Будущий Владыка являлся хранителем Чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» – Одигитрии Русского Зарубежья, творившей многочисленные чудеса и утешавшей русских изгнанников в трудные для них годы Второй мировой войны. В 1944 г. игумен Аверкий был возведен в сан архимандрита и в том же году эвакуировался в Австрию, а в 1945 г. вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви прибыл в Мюнхен. Здесь он продолжал заниматься религиозно-просветительной деятельностью, в течение шести лет состоял законоучителем старших классов в гимназии «Милосердный Самарянин» в Мюнхене и в «Гимназии безподданных» в одном из беженских лагерей, а также на курсах сестер милосердия при доме «Милосердный Самарянин». В Синодальном же Доме в Мюнхене отец Аверкий вел систематический курс лекций по изучению святоотеческих творений и многократно выступал с докладами на богословские, церковно-исторические и духовно-нравственные темы. Жил отец Аверкий в то время в Мюнхене при Синоде, регулярно вместе с митрополитом Анастасием (Грибановским) , посещая лагеря для перемещенных лиц – ДиПи (DP – Displaced Persons), привозя к ним и чудотворную Курско-Коренную икону Божией Матери. Архиереям и священникам пришлось не только совершать богослужения, вести миссионерскую работу, но и в определенный период времени, в особенности, в период насильственной репатриации 1945–1947 гг., выступить в роли единственных защитников бесправных беженцев или, как говорили в кругах Синода Русской Православной Церкви Заграницей, «православных безподданных». Многие русские беженские общины стремились зарегистрироваться именно как православные общины, поскольку лица, называвшие себя просто «русскими», относились к советским гражданам и должны были быть возвращены в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Красников Василий Николаевич, протоиерей Рукоположен во иерея митрополитом Елевферием (Богоявленским) 713 в 1920 г. в Вильне (Вильнюсе). Соузник святителя Афанасия. После освобождения служил в с. Коптевка Гродненской обл. 1. 20 октября 1957 г. Коптевка – 20.Х 1957 г. Милостивый Архипастырь и Отец! С великой радостью узнал, что Вы, Владыка, трудитесь в издательстве Патриархии, где сможете привести в исполнение свои планы, начатые еще в Потьме. Тяжелые были эти годы, но, благодаря Вам и отеческим Вашим заботам, они очень смягчались, в особенности в Великие праздники, – когда Вы делились со всеми, – среди которых был и я – многогрешный, – за что всегда остаюсь Вам благодарным и прошу у Престола Божия для Вас великих и богатых милостей. Не помню, говорил я Вам или нет, что у меня были еще братья – священники в Курско-Белгородской епархии, о которых с 1923 года я ничего не знаю, так как с этого времени братья прекратили со мной переписку (я был в Польше, они в СССР). Помню, что один из них был в Новооскольском, а другой в Белгородском уездах, и помню название одного села – «Лозное», но кто из братьев был там, не помню. Писал прокурорам и в Епархиальное управление Курско-Белгородское – причем прокуроры ответили, что братья мои «на их территориях не проживают», а Епархия не ответила вовсе. Теперь единственная надежда на Вас, – может, Патриархия найдет их. Братья мои: Красниковы Петр и Александр Николаевичи, – первый 1885 года рождения, второй – 1893. Если бы удалось что-либо узнать о них, даже о смерти – все же я буду очень рад и благодарен Вам. Я живу, как и писал Вам еще в Потьму, на Гродненщине, в с. Коптевке. Тружусь во славу Божию: в прошлом году под моим руководством отремонтирован храм капитально средствами прихода – и это меня радует, но вообще в жизни не везет: дочь страдает ревматизмом на почве сердца, зять, муж старшей дочери, пьяница, и поэтому из последнего нужно помогать им воспитывать (питать и одевать) их детей, а моих внуков. Благодаря чему, хотя служу уже третий год, никак не могу справить себе рясу, хотя часто приходится по вызову участвовать в Архиерейских Богослужениях и получать замечания от начальства (я один без рясы). Хотя и неловко, но прошу Вас, может быть, у Вас найдется старенькая ряса, то прошу Вас, Владыко, подарить мне ее, что всегда будет напоминать мне о своем Благодетеле.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пресвятая Богородица,прости нас!Господи!Спаси и помилуй! Андрей 4 октября 2009, 00:43 А я утром 3-го октября 2009г. обрёл иконку Божьей Матери Курской " Знамение " совершенно чудесным образом. Утром, идя с работы, зашёл на рынок, посмотрел,но не нашёл то, что мне надо и пошёл домой короткой, прямой дорогой. И, вдруг, проходя через ряды, меня потянуло посмотреть то, чего я не нашёл на рядах, я пошёл и посмотрел. Нету. Но оттуда домой идти надо в обход. Иду. Смотрю бумажка лежит и что-то написано и язык вроде церковный. Поднимаю, а это иконка которые давали в Курске при посещении иконы с приложением к оной. И ведь ходили люди, а никто кроме меня не увидел...Спаси и сохрани Господи того человека, через которого я обрёл кусочек святыни. А иконка не простая, скажу я вам. Человек был у иконы, но чисто формально, внутренне неготовый и она от него ушла... Матерь Божья, спаси и сохрани нас, сирых и убогих!!! Ольга 2 октября 2009, 11:51 ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА ПРОСТИ НАС!!!!!!!!!! ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА СПАСИ НАС!!!!!!!!!!! Филипп 1 октября 2009, 16:05 Господи! Как благодарить автора рассказа о муках нашей святыни иконы " знамения " .История мученической жизни иконы эта наша с вами тяжелая жизнь под коммунистическим игом, которое хуже татарского.Господи помилой нас грешных. Филипп Анна 30 сентября 2009, 14:52 Здравствуйте, может кто знает, а какого размера древняя икона, она ведь не большая? Елена 28 сентября 2009, 13:26 Господь сподобил меня быть на литургии и участвовать в крестном ходе 25 сентября из Курско-Коренной пустыни.Хотела описать то, что происходило, но нет слов. Просто напишу, что это было чудо,это подарок нам, всем православным,от Пресвятой Богородицы. Дай Бог, чтобы такой крестный ход проходил каждый год. Дай Бог, чтобы Россия, а вместе с ней и все православные государства, духовно возрождались и укреплялись. Елена, паломница из Днепропетровска. Игорь 26 сентября 2009, 12:16 Очень интересная и подробная статья о истории чудотворной иконы Пресвятой Бoropoдuцs " Знамение " Коренная, огромное спасибо за просвящение и добрую и благую весть!

http://pravoslavie.ru/31902.html

Документы Обращение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей к боголюбивой пастве 12.12.2006 09:55 «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Иоан. 1,3) Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей, приветствует своих собратьев архипастырей, всечестных пастырей, монашествующих и благочестивых мирян, и поздравляет с праздником Курско-Коренной иконы Божией Матери, Одигитрии русского рассеяния. Под сенью сей великой святыни проходили заседания Архиерейского Синода, прошедшего в расширенном составе, ввиду важности обсуждаемых вопросов, первым из которых является восстановление канонического единства Поместной Русской Церкви. В Резолюции IV Всезарубежного Собора было сказано: «Преклоняясь пред подвигом Святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных как Русской Зарубежной Церковью, так и Русской Церковью во Отечестве, мы видим в них тот духовный мост, который возносится над пропастью пагубнаго разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление чаемого всеми церковного единства». Далее, там же читаем: «Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежнаго Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ея частями во Отечестве и за рубежом». На основании этой Резолюции, Архиерейский Собор проходивший с 15 по 19 мая 2006 г. постановил: «В принципиальном плане одобрить и утвердить текст предлагаемаго проекта Акта о Каноническом Общении, при необходимости завершить разработку некоторых его пунктов. . .» В этом постановлении Архиерейского Собора также указывается, что: «Окончательное утверждение текста Акта, как и детали торжественнаго его подписания поручить Архиерейскому Синоду». Архиерейский Синод, на своем заседании 24 августа/6 сентября 2006 г. постановил: «На основании определения Архиерейскаго Собора 15-19 мая 2006 г., одобрить и утвердить «Акт о каноническом общении» в исправленной редакции, предложенной комиссиями на седьмой совместной встрече» и «согласуясь с указаниями Архиерейского Собора 2006 г., поручить Комиссии по переговорам с Московским Патриархатом разработать с Комисией по диалогу с Русской Зарубежной Церковью детали торжественнаго подписания «Акта» и чинопоследования вступления обеих частей Русской Православной Церкви в каноническое общение». Далее, в том же постановлении читаем: «На следующем заседании Архиерейского Синода, созывающемся к празднику Курско-Коренной иконы Божией Матери с.г., в разширенном составе, иметь суждение о предложениях, выработанных совмесными коммисиями на предстоящей их встрече».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Почему я за русское церковное единство? – потому что дьявол против этого» Священник Андрей Филлипс Полгода тому назад, в течение восьми потрясающих, напряженных, но исторически значимых дней в г. Сан-Франциско, я стал свидетелем торжества Истины, торжества Предания, торжества Православия. Предлагаю читателям официального интернет-узла Русской Православной Церкви заграницей выписки из моего дневника, который я вел во время Всезарубежного Собора. Суббота 6 мая Мы с матушкой встали рано, в 4 час. 30 мин. утра, чтобы начать наш путь на Всезарубежный Собор в Сан-Франциско. Поскольку между Англией и Сан-Франциско 9 часов разница во времени, нам пришлось пережить 32-часовой день. Приехали мы в Сан-Франциско в 1 час. 30 мин. по местному времени и я первым долгом зарегистрировался на Собор. В 4 час. дня состоялась встреча Курско-Коренной чудотворной иконы, а вслед за встречей – панихида по митрополитам Антонию, Анастасию, Филарету и архиепископу Антонию (Медведеву). После ужина началось всенощное бдение, длившееся более трех часов. На литии обносятся Курская икона, икона с частицей мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца и две новонаписанные иконы: написанная в Гефсимании и освященная на гробе Господнем икона святых Жен-мироносиц и написанная в России и освященная в Троице-Сергиевой лавре уникальная икона святых Отцов семи Вселенских Соборов. На иконе святых Отцов также изображены св. патриарх-исповедник Тихон, святые новомученики Петр Крутицкий и Кирилл Казанский и святитель Иоанн (Максимович). На полиелей выходят два митрополита – Высокопреосвященные Лавр и Амфилохий (Сербская Православная Церковь) – и 10 архиереев. Общее число архипастырей – 12, напоминающая число апостолов Христовых. По окончании бдения мне один делегат говорит: " Дух на богослужении особенный. Все возможно " . Я замечаю, что Курско-Коренная икона благоухает. Наличие мощей святителя Иоанна в храме создают особо духовную атмосферу. Воскресенье 7 мая На поздней литургии служит 12 архипастырей, около 50-60 священников и 8 диаконов. Литургия с молебном длится более четырех часов. Я думаю о необычной судьбе скромного митрополита Лавра. Он жил в самой бедной части Восточной Европы, потерял свою мать в раннем возрасте, в девятилетнем возрасте поступил в монастырь, спасался от фашистов и коммунистов, а сегодня он возглавляет Русскую Зарубежную Церковь, он предстоит на литургии и является председателем исторического Всезарубежного Собора.

http://pravoslavie.ru/630.html

В 1960-1961 гг. органы госбезопасности разгромили 15 наиболее крупных общин ИПХ в Больше-Троицком и Корочанском р-нах. Несмотря на это, в регионе остались отдельные группы катакомбников, большинство к-рых в 90-х гг. XX в. влилось в общины Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). В мае 1991 г. была зарегистрирована первая община РПЦЗ в регионе - Троицкий приход в Курске. После смерти в 1998 г. ее настоятеля Льва Лебедева, благочинного Курско-Белгородского округа РПЦЗ, приходы в Курске, Рыльске и Обояни распались. Зарегистрированный в 1997 г. в юрисдикции Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ Рождество-Богородичный приход в Курске в 2000 г. перешел в юрисдикцию бывшего митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)). После отделения в 2002 г. от РПЦЗ(В) Одесско-Тамбовского архиеп. Лазаря (Журбенко) к нему примкнула часть курских катакомбников, в 2003 г. они зарегистрировали в Курске Свято-Троицкий приход Одесской епархии Русской истинно-православной церкви. В. Г. Пидгайко Старообрядчество Старообрядчество появилось на территории К. о. во 2-й пол. XVII в. Курско-белгородские земли являлись в то время российским «порубежьем», контроль властей над жизнью населения был здесь относительно слаб. Между 1658 и 1662 гг. сторонники старого обряда во главе с Иовом Льговским , придя из Центр. России «во область града Рыльска на место, зовомо Льговские горы» (совр. Льговский р-н), создали монастырь во имя вмч. Димитрия Солунского. Приверженность к «древнему православию» в первые десятилетия церковного раскола проявляли жители Рыльска, в т. ч. иноки Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря . В 1683 г. старообрядчество стало заметным явлением в жизни Курска: сюда были сосланы 600 стрельцов-старообрядцев с семьями. С того времени часть Курска, где поселили сосланных (Стрелецкая слобода), стала центром «старой веры» в городе: там устраивали молитвенные дома, неподалеку располагалось старообрядческое кладбище. На территории Курского и Обоянского уездов оказалось по меньшей мере 8 старообрядческих сел. Местные правосл. священнослужители до 60-х гг. XVIII в. сообщали о том, что их прихожане продолжают креститься «двуперстно», держат в домах старые иконы, почитают восьмиконечный крест и т. п.

http://pravenc.ru/text/2462317.html

далее... Император Николай I попросил поэта составить небольшой обзор постановки дела просвещения в России и необходимости его преобразования, намекнув, что это не только его личная просьба, но и первое после ссылки государственное поручение. Пушкин не посмел отказаться, а вскоре вновь уехал к себе в деревню. Там в ноябре 1826 года и была создана записка " О народном воспитании " , в начале декабря поданная царю. Пушкин не только раскрыл образовательные корни восстания на Сенатской площади, но и довольно точно предсказал механизм формирования новой антиправительственной оппозиции в 30-50-х годах XIX века. далее... В России с сочувственным вниманием и скорбью наблюдают за теми нестроениями и конфликтами, которые происходят сейчас в Русской Православной Церкви Заграницей. Однако православные христиане в России молятся и верят, что предстательством и молитвами Пресвятой Богородицы, святых Новомучеников и Исповедников Российских Сам Господь утвердит и управит Церковь Свою. далее... В среду, 11/24 октября 2001 года, в день памяти святого апостола Филиппа от семидесяти и преподобного Феофана исповедника, собравшись во граде Нью-Йорке в соборном храме Пресвятой Богородицы в честь иконы Ея Знамения Курско-Коренной, на открытом внеочередном заседании нашего Синода, совершив Божественную Литургию и панихиду по приснопамятным митрополитам Антонию, Анастасию и Филарету, а также молебное пение Божией Матери перед Чудотворной Ея иконой Курско-Коренной, чтимой уже в течение 800 лет, после молитвы к святым иерархам Патриарху Тихону и Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому, Чудотворцу, испросив благодатной помощи Святаго Духа, мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, приступили к выборам нового Первоиерарха РПЦЗ... далее... Несмотря на множество публикаций по истории Церкви ХХ столетия остается не проясненным духовный конфликт эпохи: противостояние русского православия и наиболее жестокого в истории богоборческого режима. Рецидивы эпохальной брани во многом и сегодня определяют происходящее.

http://pravoslavie.ru/5191.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010