В июне 1905 года отец Иоанн принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Ольдфордже, на котором под руководством святителя Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого Собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии. Именно на этом съезде 20 июля 1905 года в торжественной обстановке произошло чествование отца Иоанна в связи с 10-летием его священнического служения. В церкви Святого Архистратига Михаила города Ольдфорджа в присутствии большой группы епархиального духовенства, возглавлявшейся преосвященным Рафаилом, епископом Бруклинским, отцу Иоанну были поднесены золотой наперсный крест и приветственный адрес. Менее чем через год после празднования 10-летнего юбилея своего священнического служения отец Иоанн был удостоен со стороны высшей церковной власти одной из почетных священнических наград, достойно увенчавшей его поистине подвижнические приходские труды в Алеутской и Североамериканской епархии. Указом Святейшего Синода от 6 мая 1906 года отец Иоанн был возведен в сан протоиерея8. В священническом служении отца Иоанна в Северной Америке наступал качественно новый период. Став благодаря своей выдающейся пастырско-приходской и епархиально-административной деятельности одним из наиболее авторитетных протоиереев епархии, отец Иоанн во все большей степени привлекался высоко ценившим его святителем Тихоном к решению важнейших вопросов епархиального управления. В мае 1906 года отец Иоанн был назначен благочинным Нью-Йоркского округа Восточных штатов9, а в феврале 1907 года ему суждено было стать одним из наиболее активных участников I Собора Североамериканской Православной Церкви в Майфилде, ознаменовавшего преобразование быстро увеличивающейся Алеутской и Североамериканской епархии в Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Америке, на основе которой со временем возникла Православная Церковь в Америке. Снова на родине Возвращение отца Иоанна летом 1907 года в Россию не только ознаменовало для него начало служения в знакомой ему по годам студенческой жизни Санкт-Петербургской епархии, но и поставило его перед необходимостью применить свои пастырские дарования на уже частично освоенном им в Америке поприще духовного просвещения.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_kochur...

При пересмотре законоположений о существующих органах епархиального управления видное место должен занять вопрос о расширении деятельности обще-епархиальных съездов духовенства. Возникшие на основании семинарского устава 1867 года для удовлетворения нужд семинарий, мужских и женских епархиальных духовных училищ епархиальные съезды, побуждаемые к тому требованиями времени, по необходимости должны были выйти из узких рамок специальной программы. На обсуждение их стали предлагать и обще-епархиальные нужды материального характера. Таким путём во многих епархиях образовались учреждения с хозяйственно-экономическими задачами. Но и в этом виде епархиальные съезды во многом не удовлетворяют назревшим нуждам церковной жизни. Прежде всего, важно, чтобы епархиальные съезды были поставлены в тесные соотношения с епископом. Последний, как предстоятель епархиальной Церкви, является не только председателем съезда, но и руководителем его. Съезды собираются не только по мере надобности или же усмотрению епархиальной власти, но действуют периодически, как постоянный орган епархиального управления. В состав съезда входят не только священнослужители, но и представители от мирян, по одному от каждого благочиния, избранные благочинническими съездами. Рассмотрению съездов подлежат вопросы, касающиеся всех областей церковной жизни епархии: 1) хозяйственно-материальные нужды епархии, 2) деятельность епархиальных учреждений и 3) дела веры и нравственности. В частности, съезд избирает членов духовной консистории и начальников других епархиальных учреждений и наблюдает за их деятельностью. Только при соблюдении этих условий съезды могут принести осязательную пользу для епархиальной церковной жизни. Высшая духовная власть епархиальной Церкви сосредоточивается в лице епископа. Он управляет епархией при посредстве различных административных органов. К таковым относятся: духовная консистория, советы и правления по делам епархиально-училищным, миссионерским, братским, вспомогательных и эмеритальных касс, свечных заводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80 . Председателем Всероссийского Монашеского Собрания состоит Святейший Патриарх Московский и всея России или архиерей из монашествующих по его назначению. Из своей среды Собрание выбирает помошников председателя и секретарей. 81 . Всероссийское Монашеское Собрание имеет предметом своих занятий: а) обсуждение вопросов, касающихся жизни и деятельности всех российских монастырей, и б) выборы представителей от монашествующих на Церковный Собор. 82 . Высшее управление всеми монастырями и монашествующими принадлежит Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету. XIV. Об ученом монашестве. 83 . Иноки, получившие высшее или среднее образование и состояние на учено-учебном, епархиально-административном или ином церковно-общественном служении (ученое монашество), суть едино со всем монашеством, в силу единства цели иноческой жизни, хотя и состоят на особом послушании и исполняют его в особых условиях. 84 . Ученые иноки должны состоять в числе братства монастыря; иноки, подвизающееся вне обители, должны находиться в живом общении с братией своего монастыря, проживая в нем все свободное время и содействуя его деятельности. 85 . Иноки, состояние на учебно-педагогическом или ином церковно-общественном служении, обязаны: а) хранить монашескую дисциплину и б) исполнять монашеские молитвенные подвиги в том объеме, какой возможен в их послушании. 86 . Среди монастырей могут быть выделены монастыри с особым учено-миссионерско-просветительным назначением. Настоятелями таких монастырей должны быть назначаемы иноки, соответствующее оссбым задачам монастыря, а в число братии должны быть принимаемы по преимуществу ученые монахи. 87 . Студенты духовных академий и учащиеся в пастырских школах, обнаруживающее искренность и устойчивость в своем стремлении к монашеству, допускаются к пострижению. 88 . Указанные лица приготовляются к монашеству под руководством духовных старцев и в свободное время проживают в тех монастырях, где пребывают старцы. 89 . Пострижение в монашество совершается с благословения старца, по представлению ректора академии или начальника пастырской школы, и с разрешения епархиальнаго архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Одна из проблем православных СМИ – в том, что многие из них отождествляют церковную жизнь с жизнью внутриприходской или внутримонастырской. Сколько православных журналов, газет, сайтов, радиопрограмм повествуют главным образом (или исключительно!) о новостях жизни епархий и приходов, о вещах, важных только для духовенства, приходского " актива " , церковных бухгалтеров и юристов... Хорошо, если попадаются содержательные проповеди, статьи о церковном искусстве, пастырские ответы на вопросы. Но и эти материалы иногда сделаны так, будто их цель – показать: наш храм более красивый, чем соседний, а отец Алексий искуснее в слове, чем отец Иоанн... То есть опять-таки издатели ориентируются не на просвещение народа, а на то, чтобы " утереть " нос кому-то из своей же корпорации. И если приносят в такое издание текст, говорящий, к примеру, о православном отношении к банковскому проценту или к демократии, – в ответ раздается унылое: " Нет, мы политикой не занимаемся... Нам бы что-нибудь про знаменное пение... " Про знаменное пение писать надо. Понимая, впрочем, что интересуются им по всей России тысяч десять человек. Нужно писать и об устроении приходских дел. Понимая, что все духовенство, старосты, регенты и прочие церковные работники – это по всей России тысяч сто пятьдесят. По всей нашей Церкви – тысяч триста. Включая сторожей и певчих. Прихожан, которым есть дело до церковной " кухни " , еще наберется, может быть, с полмиллиона. И если православные СМИ будут нацелены только на них – они так и останутся " професиональными " , " корпоративными " , причем в гораздо менее широких границах, чем СМИ для железнодорожников или, скажем, для футбольных болельщиков. Хотим ли мы замкнуться в таких рамках? Если нет, то нам нужно понять, что церковная жизнь и епархиально-монастырско-приходские дела – это не синонимы. Что " профессиональная " (а не пастырская в широком смысле!) жизнь духовенства никому, кроме него, обычно не интересна. Сегодня совершенно необходимы православные СМИ для народа, говорящие об экономике, политике и культуре, обсуждающие решения власти, мировые проблемы, новые фильмы и книги, поднимающие проблемы семьи и " частной жизни " ... Миллионы православных людей желают слышать голос Церкви, говорящий обо всем этом. И говорить о том, что волнует современника, с православной точки зрения можно и нужно.

http://religare.ru/2_51578.html

Константинополь, как новая и излюбленная столица императоров, сделался особенно привлекательным местом для искателей всякого рода. Собор и установил общую меру, чтобы дела церковные каждого диецеза решались епископами его, и чтобы последние, не быв званы, отнюдь не вмешивались в дела церквей, лежавших за чертою их диецеза. Для нас в особенности важно применение собором этой меры к совершению церковного суда, изложенное в 6-м правиле его. Здесь для суда по обвинению епископа определяются две инстанции: 1) епархиальный, или митрополитский собор; 2) окружной –диецезанский, больший собор (μιζων σνοδοζ τν τζ διοκησεωζ πισκπων), нарочито для таковых дел собираемый. Сравнивая это установление с прежде упоминаемым нами установлением Антиохийского собора о большем соборе, как высшей судебной инстанции, мы замечаем следующую особенность в установлении II Вселенского собора. Антиохийский собор, установляя в качестве судебной инстанции свой так называемый большой собор епископов” (пр. 12 и 14) остается при этом вполне на точке зрения I Вселенского собора с введенною им митрополитскою системою; ибо и этот больший собор в сущности есть все-таки митрополитский собор: председательствует на нем митрополит области, заседают все епископы области, тот же митрополит распоряжается приглашением епископов соседней области. Все отличие этого большого собора от епархиально-митрополитского только и составляет присутствование приглашенных по усмотрению митрополита иноепархиальных епископов: Не то представляет собою больший собор, установляемый II Вселенским собором: это есть собор епископов всего диецеза. Кто же созывает этот собор и на нем председательствует? К кому, как к имеющему власть собирать эти диецезанские соборы, должны обращаться с своими прошениями судящиеся? К сожалению собор оставляет без решения эти вопросы в своих правилах. Правда эти вопросы можно решить путем простого вывода из постановления о диецезанских соборах: если собор составляется из епископов и митрополитов всего диецеза, то естественно, что и предстательствует на нем старейший из митрополитов, для диецеза асийского таковым должен быть митрополит ефесский, для понтийского – Кесарии каппадокийской и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Декларация Временного правительства о полной амнистии по политическим делам, о предоставлении гражданских свобод, демократизации местного самоуправления и проч. Серия определений Св. синода о признании Временного правительства, в частности: «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» и «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствовавшего Дома» Установление Временным правительством текста «Присяги или клятвенного обещания на верность службы Российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий» Постановление Временного правительства об аресте Николая II и его семьи Арест императора Николая II и его семьи Объявление Св. синодом новой формы государственной присяги по духовному ведомству «для исполнения» Обнародование послания Св. синода «К верным чадам Православной Российской Церкви по поводу переживаемых ныне событий» Введение формы торжественного обещания для членов Временного правительства Постановления правительства об отмене смертной казни и военно-полевых судов Постановление Временного правительства «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» Похороны «жертв революции» в Петрограде Постановление Временного правительства «Об отмене ограничений в правах белого духовенства и монашествующих, добровольно, с разрешения духовной власти, слагающих с себя духовный сан, а также лишённых сана по суду духовному» Апрель Роспуск Временным правительством практически всего дореволюционного (зимней сессии) состава Св. синода и назначение новых членов в высший орган церковной власти Заявление («нота») министра иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюкова о необходимости продолжения войны до победы Массовая антивоенная демонстрация в Петрограде Постановление Св. синода «О восстановлении в священном сане священнослужителей, лишённых сана за политические убеждения» Обращение Св. синода к Церкви «о восстановлении древнего принципа выборности епископата» Постановление Св. синода о подготовке Поместного собора РПЦ. Учреждение Предсоборного совета

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2010. С. 44, 66). Приблизительно в тот же период была учреждена должность мцигнобартухуцеси (великого везира, канцлера), к-рую занимал митрополит Чкондидский, благодаря чему в одном лице, находившемся на 2-м месте после царя, были объединены светская и церковная власть. Чкондидел-мцигнобартухуцеси был главным советником царя по вопросам Церкви, мог вносить изменения в епархиально-адм. систему М. К., ему подчинялись царские мон-ри и церкви и т. д. Институт чкондидел-мцигнобартухуцеси в определенной степени умалял политическое значение и участие в решении гос. дел Мцхетского католикоса-патриарха, что в начале царствования св. Тамары проявилось в поведении католикоса-патриарха Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), к-рый испросил для себя у царицы должность чкондидел-мцигнобартухуцеси ( Басили Эзосмодзгвари. 1959. С. 118, 122; История и восхваление венценосцев. 1959. С. 48). Однако после подавления придворного мятежа св. Тамара вновь определила на эту должность архиеп. Антония (Сагирисдзе). Со 2-й пол. XIII в., в период монг. господства, влияние чкондидел-мцигнобартухуцеси стало уменьшаться, Мцхетский католикос-патриарх вернул себе место 1-го советника царя. В XII-XIII вв., когда росло политическое влияние Грузии на Сев. Кавказе, М. К. возобновил успешную миссионерскую деятельность среди горцев ( Басили Эзосмодзгвари. 1959. С. 147; Шавхелишвили. 1963. С. 54, 93, 94). В юж. пределах страны после присоединения Сев. Армении к Грузии М. К. стремился проводить мягкую политику в отношении монофизитов, но вместе с тем увеличивал численность армянской халкидонитской и груз. паствы, строил православные монастыри и церкви (напр., в Ани ) ( Степнадзе. 1974. С. 70). Согласно пространной грузиноязычной надписи, обнаруженной Н. Я. Марром во время раскопок Ани, в 1218 г. католикос-патриарх всей Грузии Епифаний (1210-1220) посетил город с целью разбора тяжбы, возникшей между священнослужителями и правосл. паствой из-за чрезмерной платы за требы ( Марр. 1934; ПГП. 1970. С. 153-154), что может говорить о непосредственном подчинении в то время правосл.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Когда я был маленьким, еще существовали в нашей епархии, как и в других епархиях, духовные правления, представлявшие собой епархиально-уездные присутственные места. Повытчики или столоначальники и канцелярские чиновники (приказные) этих правлений ежегодно, обыкновенно зимой, объезжали села своих округов, чтобы деньгами и хлебом собирать посильную дань с подведомого духовенства. Наше село принадлежало к округу Солигаличского духовного правления, и повытчик этого правления, с одной стороны, похож был на решительное большинство своей братьи в том отношении, что при этом собирании дани с духовенства и при обирании его в виде взяток желал получать и брать как можно более, и с другой стороны, отличался от большинства своей братьи тем, что не требовал грубо и нахально, а с мягкой настоятельностью просил, и даже не просил, а просто-таки молил и умолял, доводя свой голос до дребезжания, в котором слышались слезы помирающего будто бы с голода человека. Так вот, один раз этот повытчик приехал в наше село и остановился у нас, т.е. у моего отца, на квартире, так как очередь квартирного постоя была отцова. Собрался к нам весь причт, и после выпивки (без которой у нас не ступалось ни шага и о чем ниже) начался торг между повытчиком и нашими о том, что ему с них взять и что им ему дать. Начальный наш иерей, который от лица братии вел торг, был человек очень смелый, не робевший и самого архиерея. Во всю мочь и нисколько не церемонясь, он обличал и расписывал побирошество и обирошество приказных, от которых-де житья нет; в свою очередь повытчик, ни малейше не обижаясь на жестокие речи, молил и молил дать то, что он желал взять; при этом он, как человек необыкновенно набожный (после в Солигаличе, ходив молиться в одну с ним церковь , я сам видел это собственными глазами), непрестанно клал на себя большие и истовые кресты: торговля эта представляла необыкновенно любопытное зрелище, и весьма забавная сцена и сейчас перед моими глазами как живая.,. В поре первого детства я был мальчик очень живой и резвый, и поэтому случались со мной и опасные падения с разных высот и получал я сильные ушибы разных частей тела. Один раз я едва не погиб трагическим образом. Полез я по брусу с полатей на печь и сорвался с бруса, а на полу под ним стояла большая кадка с водой; к счастью своему я не упал прямо в кадку, в которой бы мог захлебнуться, а задел подолом рубашки за крюк, вбитый брус для вешанья полотенцев, и повис над кадкой вниз головой: прежде чем я сорвался с крюка, мать, сидевшая на лавке и занимавшаяся шитьем, успела меня схватить. В другой раз я чуть не сделал себя без глаза. Пошел я с матерью в амбар, что под горницей, и с высокого порога амбара скакнул внутрь его, а внутри амбара у порога лежал большой камень с острыми концами: я, неудачно скакнув, ударился правой бровью о конец камня и сильно рассек ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторгшись в подворье, они увидели монахов, удивились и пощадили их. Чернота бей поставил свою стражу для охранения их. Когда кончилась война смертью египетского правителя Тумут бея и Селим спокойно проживал в Каире, тогда синайские монахи через посредство Черноты бея представились этому султану и на серебреном блюде под зеленым покрывалом поднесли ему ахтинаме Магомета и просили его подтвердить сие завещание. Повелитель правоверных приказал взять в Константинополь подлинный акт, как драгоценную святыню; а синаитам выданы были копия с него и фирман в подтверждение его. По силе этих грамот они поныне ничего не платят за вещи во всех пристанях и таможнях турецких. С 1521 года Синайская обитель сделалась предметом продолжительного и разорительного спора между патриархами Александрийскими и Иерусалимскими. Те и другие усиливались подчинить ее своей власти. По случаю этого спора составлялись соборы, гремели анафемы, мирволили угровлахийские князья, наживались турецкие судьи. Наконец пустынные отцы утомились прением о них патриархов и решились прибегнуть к суду так называемой Великой церкви Христовой в Константинополе. Они послали туда двух благоразумных и опытных братий, духовника Иосифа и соборного старца Моисея. Эти поверенные нашли там друга своего Иеракса, великого логофета Константинопольской церкви, мужа благочестивого и мудрого; и он принял участие в деле их и много помог им. По просьбе сих старцев и при содействии Иеракса составился Собор в Константинополе для рассмотрения дела о Синайской обители (1575г.) На Соборе присутствовали три патриарха: Вселенский Иеремия II, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Герман, архиепископ Кипрский Тимофей, двадцать два митрополита и епископа и пятнадцать духовных и мирских сановников, всего 41 лицо. «Собор определил и заповедал: а) чтобы игумен Синайского монастыря был вместе и архиепископ, доколе светит солнце, и чтобы он епархиально святительствовал и судил, и домостроительствовал, и делал все, что нужно для благосостояния братий; б) чтобы этот монастырь был свободен и не попираем никаким лицом и управлялся бы своими игуменами – архиепископами; в) чтобы архиепископ был инок Синайского монастыря и пребывал в нем безвыходно; г) чтобы он избираем был голосами всех властных старцев сего монастыря и потом канонически и безденежно получал бы хиротонию от святейшего патриарха Иерусалимского, потому что Синайская гора находится в области сего владыки; д) чтобы всякий посторонний, дерзнувший творить хиротонию в Синайском монастыре, судить и начальствовать в нем, несмотря на архиепископа его, был повинен Богу и правилам соборным, кто бы он ни был; е) чтобы признавались недействительными все прежние синодальные грамоты, какие по обстоятельствам были даваемы монастырю, коль скоро они противны явленным ныне царским и соборным постановлениям; и кто решится нарушить учрежденный ныне порядок, тот будет подлежать отлучению от Церкви и проклятию».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Как можно при таких условиях действенно передать церковную проповедь об искупительном объединении в одно целое, о её троичном смысле единства-в-разнообразии? Здесь может помочь более пристальное внимание к образовательным и преобразовательным сторонам введения в христианскую жизнь. В данном контексте, возможно, заслуживает внимания то, что даже после появления прихода во главе с пресвитером и фактического исчезновения епископской Евхаристии Церковь пыталась ясно показать своё соборное единство именно в своей практике посвящения в христианство. В Риме, например, развитие великопостной стациональной литургии, которая переносила епископа и его окружение из прихода в приход, кажется, было связано с необходимостью вовлечь оглашенных в жизнь всей Церкви, со всем её этническим и культурным многообразием. И в Константинополе намного позже того, как Евхаристия стала совершаться во множестве квази-частных церквей, крещение сохранили за katholike ekklesia [соборной/кафолической церковью], т.е. одной из сравнительно немногих епархиально-приходских церквей (59 Правило Трулльского Собора). 3. Зизиулас вместе с другими сторонниками евхаристической экклесиологии привлёк внимание к важности пневматологически обусловленной христологии для правильного понимания экклесиологии. В отличие от «христомонистических» подходов, которые обычно рассматривали Церковь главным образом с точки зрения её структур, установленных Христом в далёком прошлом, евхаристическая экклесиология обращает внимание на роль Духа в созидании Церкви в каждый новый момент или ситуации. Церковь, как подчёркивали многие православные богословы, живёт в продолжающемся состоянии эпиклезы, призывания Святого Духа. Она постоянно зависит от Духа в собирании и преображении человечества, раздробленного и разделённого в его нынешнем состоянии, в единое Тело Христа. Зизиулас и другие поясняли эту точку зрения, в основном ссылаясь на разнообразные пневматические элементы в православной евхаристической литургии, но её можно было бы гораздо убедительнее развить, если бы мы сперва взглянули на крещение, особенно на то, как крещение показано в древнейших восточных (сирийских) источниках, а только затем на Евхаристию, где наиболее заметные пневматические элементы (например, высокоразвитая эпиклеза) сравнительно позднего происхождения и, следовательно, их легче не принимать во внимание.

http://bogoslov.ru/article/637866

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010