Но, кроме случаев поощрения за искусство, государевы певчие дьяки не оставались без вознаграждения и во многих других случаях, когда они в исполнении своего долга выходили, так сказать, за пределы своих обязанностей и потому являлись в глазах и самих певчих и государя заслуживающими особого пожалования за службу. Все подобного рода случаи представлялись как бы относящимися к частной службе певчих и потому давали им повод самим просить о вознаграждении, а царям удовлетворять их просьбу. Так, в 1625 г., по случаю бракосочетания царя Михаила Федоровича, певчие дьяки второй станицы обратились к парю с челобитною о даче им награды за участие в сем торжестве «по книгам» против того, что дано было певчим первой станицы и певчим патриарха при венчании царя Василия Ивановича. 100 И царь велел им дать по камке против первой станицы певчих. Участие, которое принимала вторая станица певчих при освящении церкви «государева ангела» преподобного Михаила Малеина в Вознесенском монастыре в 1634 г., 101 да при освящении Верхоспасского собора и церкви Св. Иоанна Белоградского – в 1636 г., 102 также дало им повод обратиться к царю с челобитною о даче им за то вознаграждения, и им было дано в первом случае по 4 аршина тафты по 26 алт. по 4 деньги аршин, а во втором – по 5 аршин той же тафты. Такой нелегкий труд, как обучение других певчих пению, тем более не мог оставаться без всякого вознаграждения учителя со стороны царя. Посему в 1634 г. царь велел дать 4 аршина тафты певчему дьяку другой станицы Ивану Никифорову за обучение молодого певчего дьяка Елисейки Яковлева, взятого от Севастийского митрополита. 103 Являясь иногда исполнителями царских поручений, не относящихся к кругу их служебной деятельности, певчие дьяки также не оставались без особого вознаграждения царем. Так, за доставление царю Михаилу Федоровичу 26 июля 1638 г. певчим дьяком Семеном Самойловым книги жития преподобного Михаила Малеина, надо думать, не без особых затруднений добытой им, дьяку дано было щедрое вознаграждение – 10 аршин камки по 30 алтын аршин и 4 аршина с четвертью сукна лундышу светло-зеленого по рублю по 20 алт. по 4 деньги аршин. 104

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Доброе или праздничное платье выдавалось певчим дьякам для употребления в господские праздники и государевы именины; оно состояло из однорядки, двух ферезей, 2 полукафтаньев и шапки. Добрая однорядка делалась из сукна вишневого или светло-вишневого цвета, имела шелковые завязки, в столбцах и кистях – золото, тафтяную нашивку или торочек, 14 пуговиц серебрено-золоченых, обшивалась золотным галуном, подпушивалась зеленою камкою или атласом. Добрые ферези – холодные и теплые изготовлялись из кармазинового сукна, при чем у теплой ферези испод был белий – хребтовый, с пухом. У одних ферезей – завязки и кисти были шелковые с золотом, около шеи – плетешок золотный, подкладка – крашениная. 71 Доброе полукафтанье или кафтан делалось из камки, тафты и атласу, подкладывалось крашениною или киндяком, подпушивалось дорогами или тафтою, обшивалось золотным с серебром – галуном, с узлами, пуговицами серебреными или обшитыми золотом. Бархатная червчатая 72 шапка имела окол соболий, в подборе – пупки, и дорогильную тулею. Все устройство праздничного платья, обыкновенно, обходилось с работою и материалом в 23–24 р. и делалось на 4 года. Такое именно платье было сделано в 1672 г. некоторым певчим. 73 Иногда некоторые принадлежности праздничного платья делались одновременно всем или большей части певчих дьяков. Так, в 1682 г. 71 певчему Верхоспасского и Воскресенского соборов и церкви Св. Иоанна Предтечи – к празднику Пасхи велено было сделать по кафтану объяринному, на чти пошло 396 аршин и 7 вершков объяри 74 разных цветов по рублю аршин, на опушку – 99 аршин тафты разных цветов по 19 алтын аршин, 20 аршин дорог червчатых – кармазиновых по 6 алт. по 4 деньги аршин, на подкладку 56 киндяков широких по 26 алтын 4 деньги киндяк, 30 киндяков узких – по 20 алтын киндяк, на обшивку кругом – 8 фунтов – 59 золотников галуна золотного и серебреного, и золото с серебром, и в том числе 4 фунта, 62 золотника с полузолотником – по 5 алтын, по 2 деньги золотник и 3 фунта 92 золотника по 5 алтын золотник. 75 Певчим же церкви Св. Иоанна Предтечи в том же году и также к празднику Пасхи было сделано по шапке суконной с соболем, при чем на каждую выдано по 3 вершка кармазину червчатого по рублю аршин, на тулею – полпята аршина сукна анбургского зеленого цвета по 13 алт. по 2 деньги аршин и на окол – по соболю, ценою в рубль. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В истории распространения и утверждения православия в Японии имя высокопреосвященнейшего начальника Японской миссии Николая должно занять самое первое место. Назначенный, по окончании курса со степенью кандидата богословия в С.-Петербургской Духовной Академии 8 июня 1861 года настоятелем Консульской церкви в Японии, Николай Касаткин тогда же, 30 июня, был пострижен в монашество и рукоположён в иеромонаха. Через девять лет в 1870 году он был определён начальником Японской миссии и возведён в сан архимандрита. 22 марта 1880 года состоялось высочайшее повеление числиться архимандриту Николаю епископом Ревельским и, по возведении 30 марта в сан епископа, он оставлен начальником Японской миссии. Марта 24 1900 г. епископ Николай пожалован в сан архиепископа. Всецело посвятив себя делу христианской проповеди в далёкой Японии, архиепископ Николай в течение своего полувекового служения имел не только ревностных помощников и сотрудников своему апостольскому делу, но и искренне преданных друзей. В числе сих последних был скончавшийся в декабре 1907 г. настоятель Московского придворного Верхоспасского собора и благочинный Московских придворных соборов и церквей, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов . Тесные узы дружбы покойного о. Благоразумова с Николаем не прерывались до самой кончины первого. В годы академического студенчества Н. В. Благоразумов и сам искренне желал посвятить себя миссионерской деятельности и именно в Японии. Только снисходя просьбам своего отца, священника в одном из селений Пензенской епархии, должен он был оставить это намерение. 8 апреля 1906 г. архиеп. Николай писал, между прочим, Благоразумову: «Вот ещё просьба: помощника шлите, т. е. молодого, доброго миссионера; просьба эта многие десятки лет повторяется мною в разные стороны и до сих пор остаётся мёртвою. Как быть? Мне 70 л., одна нога в гробу, ужель так и отправлюсь на тот свет, не дождавшись смены? А ведь правду говоря, друг Николай Васильевич, наше время куда как лучше было. Припомните: лишь только явился лист на столе с вызовом, да ещё на какой пост – настоятеля Консульской церкви, как этот лист забросали именами и какими ещё! Вы, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Иконописные работы: в 1663 г. Ф. Е. вместе с другими жалованными иконописцами «был с рукодельем у руки государя» и подносил икону Богоматери; «чинил Большой Деисус в Благовещенском соборе»; в 1664 г. писал иконы для иконостаса в дворцовую ц. прмц. Евдокии; в 1665 г. участвовал в написании 7 икон цикла Триоди Цветной; в 1666 г. писал иконы для иконостаса в ц. вмц. Екатерины, «что у царицы на сенях»; в 1667 г. создал икону «Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими» для Николо-Коряжемского мон-ря (СИХМ); в 1669 г. для иконостаса ц. арх. Михаила Чудова монастыря написал иконы «Свт. Николай Чудотворец» (не сохр.) и «Ап. Андрей Первозванный» (ГММК); в 1672 г. написал по заказу Улиты Скрыпиной икону «Прор. Илия» для Илиинской ц. в Ярославле (ЯХМ); в 1673 г. вместе с Никитой Павловцем писал 2 иконы Божией Матери «Живоносный Источник» «государю в хоромы»; в 1677 г. по заказу Б. М. Хитрово писал иконы для ц. Св. Троицы в его подмосковном владении - с. Ознобишине (сохр. икона «Свт. Николай Чудотворец» (ГМЗК)) и для Архангельского собора Московского Кремля с изображением царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, предстоящих в молении Нерукотворному образу Спасителя (ГИМ, под записями XVIII и XIX вв.); в 1678-1679 гг. возглавлял работы по созданию икон праотцов для дворцовой ц. прмц. Евдокии и икон для ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в с. Измайлове, для местного ряда иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Верхоспасском соборе писал «с товарищи» раму к иконе Спаса Нерукотворного с клеймами легенды (ГММК); в 1680 г. «с товарищи» писал для ц. мч. Иоанна Белоградского, «что у Великого Государя в Верху», Деисусы, праздники и местные иконы, в числе к-рых - страсти мч. Иоанна Белоградского, для Сретенского собора Московского Кремля - иконостас, апостольские проповеди, для ц. Всех святых в с. Измайлове - местные иконы; в 1683 г. писал иконы для Новодевичьего монастыря (Страстной цикл, часть резных икон фигурного «Распятия с предстоящими» находятся в ГИМ - музей «Новодевичий монастырь»); в 1685 г. под рук. Ф. Е. осуществлялись работы по созданию иконостасов в приделы Смоленского собора Новодевичьего монастыря; в 1687 г. под рук. и при участии Ф. Е. были написаны иконы Спасителя, Богородицы и св. Иоанна Предтечи для местного ряда иконостаса ц. Нерукотворного образа Спасителя над Воскресенскими воротами; 1688 г. датирована подписная икона «Рождество Пресв. Богородицы» (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Так как государи, а равно царевичи, часто приобщались в Верхоспасском соборе, то и причт оного часто получал причастные сукна, иногда даже по два раза в год – на Успенский и Великий посты – натурою, или же деньгами. Так, уже в первом году существования собора, по подписной челобитной, 2 священникам и 2 дьяконам даны были причастные сукна по 5 арш. сукна англинского вишневого цвета, а дьячку 4 арш. по полтора рубли аршин; 2 пономарям по 4 арш. сукна настрафиля лазоревого по 2 руб. портище, а протопопу деньгами 10 руб. 1788 В 1647 году протопопу Александру дано было 5 арш. тафты червчатой по 22 алт. арш., а священникам и дьяконам по 3 руб. деньгами 1789 . По такому исключительному случаю, как «просвещение, т. е. крещение, и причащение» в Верхоспасском соборе новорожденного царевича Семиона Алексеевича, в 1666 году, 19 января причту сего собора по челобитной было дано: 2 священникам и дьяконам по 4 арш. тафты по 26 алт. 4 деньги арш., 2 дьячкам по 4 арш. сукна англинского по 25 алт., а 2 пономарям и сторожу – по 4 арш. сукна анбургского по 16 алт. Получал причт Верхоспасского собора и радостные сукна. Так, напр., 20 ноября 1666 г., по случаю рождения царевича Иоанна Алексеевич а, протопопу дано было 5 арш. кармазину по рублю по 21 алт. по 4 деньги арш., 2 священникам и дьяконам – по 4 арш. камки – по рублю арш., 2 дьячкам – по 4 арш. полукармазина по 31 алт. арш., и пономарям по 4 арш. сукна анбургского по полтине арш. 1790 По случаю бракосочетания царя Феодора Алексеевича, 14 февраля 1678 года дано было протопопу сукно кармазиновое, священникам и дьяконам по 5 арш. сукна голанского, дьячкам по 5 арш. сукна голанского, дьячкам и пономарям сукна англинские 1791 . Дьякона Верхоспасского собора за кликанье многолетия на царских часах, всего чаще в хоромах у царевен 1792 , получали или сукно в 2 р., или же столько – деньгами. Лишь только однажды, а именно в 1640 г. 22 января дьякону Алексею дано было 5 арш. сукна аглинского по 29 алт. в приказе, за кликанье у царя Михаила Федоровича в хоромах в навечерие Богоявления Господня, при чем в расходной книге по поводу сего пожалования была сделана та оговорка, что эта дача впредь ему и иным не в образец 1793 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Кроме годовых сукон, содержание причта Верхоспасского собора по ружной книге 1681 г. определялось таким образом: протопопу – годовой оклад денежного жалования – 39 р. 23 алт. 5 д. и за праздничные и поденные кормы – 80 р. и хлеба – ржи – 34 чети с осьминою и овса – 22 чети с осьминою 1794 . Что касается кормовых денег в количестве 80 р., то их протопопу стали выдавать лишь с 1679 года, когда протопоп Иван Лазарев подал челобитную о прибавке ему кормовых денег, ссылаясь на то, что уставщику Павлу Михайлову отпускается с кормового дворца ежедневно по 3 ествы, тогда как ему, протопопу, дается меньше. И государь, приняв во внимание эту челобитную, 10 января 1679 года велел ему тот поденный корм выдавать и впредь против уставщика Павла Михайлова и указ о том учинить Богдану Михайловичу Хитрово с товарищи. Наведенная справка сообщает любопытные данные относительно отпускавшихся кушаний уставщику и протопопу. Первый из них по всходничью списку из кормового дворца получал в год, считая в день по 3 ествы, – 872 рыбных кушаний и 536 мясных – ценою на 49 р. 26 алт., и пред протопопом всего лишнего – 198 кушаний по цене на 6 р. 32 алт. и 3 д. Совсем не отпускалось никому еств с кормового дворца в пять дней страстной недели. Протопопу же Лазареву до 1679 года отпускалось по воскресным дням, господским и по иным празднествам и в государские именины и в среды и в пятки в год на 201 день и в том числе на 110 дней – ествы «довольные», и на 91 день «по указу», – на довольные дни – по 3, а на указные – по 2 ествы в день. Всего по расчету протопопу давалось в год 746 рыбных еств одиноких и 464 мясных – ценою на 42 р. 26 алт. 5 д. 1795 Три священника Верхоспасского собора получали по 29 р. 23 алт. 2 д. – жалования и кормовых по 40 р., хлеба – по 15 четей ржи и по 10 четей и пол-2– четверика овса; 3 дьякона по 20 р. 20 алт. 5 д., и кормовых по 40 р., по 12 четей ржи и по 9 – овса; 2 дьячка по 11 р. 16 алт. 2 д., кормовых по 11 р., и по 8 четей без пол-2-четверика ржи и овса и 3 пономаря – по 4 р. 27 алт. 4 д., кормовых – по 11 р., и хлеба – по 7 четей с четвериком ржи и по 7 четей без полуосьмины овса. Кроме того, на весь собор отпускалось по неокладному расходу молебенных денег для празднества 16 августа – 3 р. и славленых – 3 р. 1796 В 1681 г. последовало увеличение оклада денежного жалования протопопу, священникам и диаконам чрез назначение им особых молебенных денег – протопопу и священникам по 21 р. 24 алт. и 4 д. в год, а дьяконам – по 15 р. 27 алт. и 3 д. – «против священников и дьяконов Воскресенскаго собора и Петропавловской церкви». Неполная выдача сих денег причту в .1687 г. побудила его обратиться с челобитной к царям о выдаче недоданного – священникам – по 11 р., а дьяконам – по 8 р. И цари, выслушав в селе Преображенском выписку, сделанную по поводу челобитной причта, велели удовлетворить ее. 1797

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

протоиерей Николай Благоразумов (1836–21.12.1907) протоиерей Николай Благоразумов Русский богослов, магистр СПбДА, ректор МДС в 1869—1892 годах. Протопресвитер Московского Успенского собора. Биография Родился в семье сельского священника. В 1857 году окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1861 — Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия (диссертация «О постановлениях апостольских»). С сентября 1861 года преподавал гражданскую историю в Пензенской духовной семинарии. С 1862 года преподавал в Московской духовной семинарии патристику и латинский язык, затем догматическое богословие и Священное Писание; с 1863 г. одновременно служил священником в Николаевской церкви при доме семинарии. В 1868 году составил «Проект преобразования учебной части в Московской семинарии».  С июня 1868 — законоучитель во 2-й московской военной гимназии; одновременно служил в Михаило-Архангельской церкви. 16 мая 1869 избран ректором Московской духовной семинарии, возведен в сан протоиерея. При его активном участии в семинарии было образовано братство святого Николая для помощи нуждающимся студентам. Одновременно в 1879-1894 годы — член совета Православного миссионерского общества. С 1892 года — протопресвитер кремлевского Успенского собора, член Московской синодальной конторы. С 30 декабря 1894 — настоятель Покровской церкви в Кудрине; с ноября 1895 — настоятель придворного Верхоспасского собора, благочинный московских придворных соборов и церквей. С 1898 года состоял цензором журнала «Вера и Церковь». 19 окт. 1902 г. избран почетным членом МДА, 22 марта 1905 г. - почетным членом ОЛДП (Общество любителей древней письменности). Награжден орденами св. Анны 1-й степени, св. Владимира 4-й, 3-й и 2-й степени; несколькими сербскими и болгарскими орденами. Был близким другом архиепископа Николая Японского; после отъезда последнего в Японию состоял с ним в регулярной переписке. Скончался 12 декабря 1907 года в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

После 1681 г. хлебный оклад причта у всех членов оного остался неизменным до 1699 г., денежное же жалование значительно увеличилось; так, по ружной книге 1699 г. значилось, что протопоп получал по окладу – 120 р., из них 111 р. 15 алт. по окладу и 8 р. 8 алт. 2 д. молебенных, панихидных при праздниках, да кормовых – 70 р., всего с сукнами – 195 р., и, кроме того в приказ, с отдаточного двора – 4 ведра вина; 3 священника – по окладу – по 70 р. из них по 9 р. 26 алт. 4 д. молебенных и панихидных и кормовых – по 50 р., всего с сукнами – по 125 р. и по 4 ведра вина; 2 дьякона по окладу – по 60 р., из них по 7 р. 28 алт. молебенных денег и кормовых по 50 р., всего с сукнами – 115 р. и по 3 ведра вина; новому лицу в причте ризничему по окладу – 24 р. и кормовых 12 р. 16 алт. 4 д. и сукон ежегодно по 2 р., всего – 38 р. 16 алт. 4 д., ржи и овса по 8 четей без полу-2-четверика и 1 ведро вина; 2 псаломщикам по окладу – по 22 р., из них по 7 р. 28 алт. молебенных и кормовых по 12 р. 16 алт. 4 д. и сукна в 2 р., всего по 36 р. 16 алт. 4 д. и по 1 ведру вина; 3 пономарям – оклад по 15 р. 16 алт. 4 д. 1798 , из них по 10 алт. молебенных и кормовых по 12 р. 16 алт. 4 д., всего с сукнами по 29 р. и по 1 ведру вина. 1799 В сем году Петр, закрыв вакансии третьего священника, ризничего и третьего пономаря и отменив выдачу вина и 4 р. кликальных денег одному дьякону, всем оставшимся членам причта велел выдавать положенное по ружной книге 1699 г. денежное и хлебное жалованье сполна и в то же время отписал на себя ту пустошь, которая значилась в Коломенском уезде за протопопом, и отдал ее в Алексеевский монастырь 1800 . Что касается доходов причта Верхоспасского собора, то известно, что за славленье у царя 26 декабря 1668 г. причту было дано из приказа тайных дел 1 р. 6 алт. 4 д. 1801 и в 1676 г. – рубль 1802 . Гораздо больше сведений сохранилось о получении со дня рождения причтом за похороны и поминовение умерших. Так, за погребение боярина Морозова причту, кончая дьяконами, дано было 8 р. 20 алт., и, кроме того на весь собор – 2 р. и на сорокоуст 14 р. 1803

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

За погребение царицы Марьи Ильиничны протопопу было дано 6 р. и сорок соболей; 2 священникам – по 5 р. и по дорогам ясским 1804 ; 2 дьяконам – по 2 р. и по дорогам 1805 , 9 марта – на поминовение – протопопу – 9 р.; священникам – по 5 р.; дьяконам – по 4 р.; 2 дьячкам – по 2 р.; 3 пономарям – по рублю; на покупку к пасхе говяжьих стягов – протопопу – 3 р.; священникам – по рублю; дьяконам – по 25 алт.; дьячкам – по 10 алт. и пономарям – по 5 алт. по 3 д.; 11 июня причту на сорокоуст – 12 р. и 21 июня – на годичное поминовеше–40 р.9). При царе ведоре Алексеевиче – апреля 1679 г., на сорокодневпое поминовение царевны Ирины Михайловны протопопу Лазареву дано было 21 руб., священникам – по 11 р.; дьяконам – по 10 р.; дьячкам – по 7 р., и пономарям – по 5 р. 1806 За вынос тела патриарха Иоасафа 1-го – протопопу дано было полтора рубля, священникам – по 10 алт., дьяконам – по 6 алт. 4 д. и дьячкам – по 2 алт. За погребение того же патриарха – протопопу – полтретья рубля, священникам – по полтине; дьяконам – по полуполтине; дьячку – гривна; пономарю и сторожу – по 2 алт. На сорокоуст в собор – 5 р. 1807 ; за погребение патриарха Иоакима – протопопу дано было 2 р., священникам – по полтине и на сорокоуст 5 р. 1808 Что касается помещений причта Верхоспасского собора, то они были в разных местах, и на устройство их выдавались средства из казны. Состав и содержание причта придельной церкви св. Иоанна Белоградского, с 1683 г. св. Иоанна Предтечи Одновременно с Верхоспасским собором был устроен, как мы уже говорили в своем месте, придельный храм при нем во имя св. Иоанна Белоградского с особым причтом, состоявшим из двух священников, диакона, дьячка, пономаря и сторожа. Наравне с членами причта собора, священники, дьякон и дьячек получали годовые сукна в 2 руб., а пономарь – в рубль, а также праздничные, причастные и радостные сукна и приходное платье. В 1680 г. в этот храм был определен вторым пономарем сторож Верхоспасского собора Стенька Васильев, с прежним его денежным и хлебным жалованием, а годовые сукна велено было ему давать против пономаря церкви св. Иоанна Белоградского 1809 . Платье членам причта выдавалось против жалования Верхоспасскаго собора. О том, какое приходное платье выдавалось пономарям сей церкви, можно заключить из того, что в 1660 г. пономарю Ивану Федорову была сделана однорядка из сукна анбургского с хамьянною нашивкою, да кафтан овчинный, крытый таким же сукном, с пухом, и еще даны рукавицы теплые «под сукном аглинским» 1810 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010