Московский Кремль: собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский собор) Описание: Центральное благочиние Московской епархии Собор Спаса Нерукотворного — Верхоспасский собор — с приделом в честь Иоанна Белогородского (переосвящен в 1682 г. в честь Иоанна Предтечи) был возведен в 1635-36 гг. Являлся домовым храмом московских царей. Именовался также собором Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый. Построен одновременно с Теремным дворцом мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. Напротив Золотой Царицыной палаты во втором ярусе Теремного дворца в 1627 г. была возведена домовая церковь цариц и царевен, освященная в честь вмц. Екатерины. В 1654 г. над Екатерининским храмом возводится церковь св. Евдокии. В 1679-1682 гг. комплекс дворцовых домовых храмов существенно перестраивается. Над приделом Иоанна Предтечи возводится небольшой храм Воздвижения Креста Господня, именуемый также Распятским. Для увеличения его площади застраивается промежуток между Предтеченским приделом и церковью св. Евдокии, в 1681 г. переосвященной в честь Воскресения Словущего. В ходе дальнейшей перестройки под руководством зодчего Осипа Старцева венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решен как цельный объем, над которым надстроили 11 золоченых главок на тонких барабанах. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из Ново-Иерусалимского монастыря , круглые клейма в главах (в настоящее время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных листах. С восточного фасада храмы объединяются обходной галереей, выстроенной на арке, опирающейся на два пилона. Следующей значительной перестройке храмовый комплекс подвергся при строительстве в 1840-х годах Большого Кремлевского дворца. Верхоспасский собор был фактически встроен в новое здание. Реставрация, проводившаяся в 1920-х, 1940-х и 1960-х годах частично возвратила храмовому комплексу древний облик, особенно со стороны северного фасада. Несмотря на многочисленные реконструкции и поновления, в храмах сохранились уникальные образцы декоративного убранства интерьеров: резные золоченые иконостасы второй половины XVII в. с иконами того же времени в Верхоспасском соборе и церкви Воскресения Словущего, а также резные золоченые хоры в последней. Уникальны иконостас Распятской церкви и иконы, выполненные в технике аппликации из тканей в сочетании с живописными изображениями. В настоящее время дворцовые церкви в составе Большого Кремлевского дворца являются частью резиденции Президента Российской Федерации. Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4762955.ht...

княгиня Ольга, а по обеим сторонам её евангелисты; над серединой храма изображен Господь Саваоф, окруженный небесными силами, воспевающими: «свят, свят»; на северной стене, вверху изображено Знамение Пресв. Богородицы, ниже – св. князь Владимир и по обеим сторонам по два евангелиста. В серебряном четырехъярусном иконостасе, на южной двери написан св. архидиакон Лаврентий, а на северной архидиакон Стефан. По правую сторону царских врат местные иконы: 1) Спаса Нерукотворенного Образа с 20 изображениями чудес в серебрянозолоченой раме, 2) св. великомуч. Феодора Стратилата. По левую сторону царских дверей – образ Новоникитской Божией Матери и 2) св. мученика Логгина. Во втором ярусе – над южной дверью – Св. Троица, далее – преп. Сергий и в средине – распятие; по другую сторону царских врат Сошествие Св. Духа, Богоявление и Вход Господень в Иерусалим. В третьем ярусе, в средине – деисус, а по сторонам иконы св. апостолов; в 4-м ярусе над деисусом – Знамение Божией Матери, а по сторонам – пророки. В самом верху иконостаса – распятие с предстоящими у креста. В алтаре, над престолом, на своде изображена новозаветная Троица, над царскими дверями – моление о чаше и на стене у жертвенника, с правой стороны, Спаситель. Престол облечен в серебряную литую одежду. Самую главную святыню собора составляет древняя икона Спаса Нерукотворенного Образа в дорогом окладе, украшенном драгоценными камнями, вышиною 15½ вер. и шириною 11½ вер., древнего Византийского стиля 110 , сохраняющаяся в особом киоте. Но сей образ ныне постоянно находится в храме Спаса на Бору, где совершается ежедневное богослужение, и откуда он берется в крестные ходы, а в Верхоспасский собор приносится только 16-го августа, в день храмового праздника. Из сохранившихся в приказных книгах и столбцах XVII в. сведений о сей церкви видно, что своим возобновлением и вполне достаточной утварью она была обязана также, как и Верхоспасский собор, царю Феодору Алексеевичу. Последний в первом же году своего царствования предпринял возобновление церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Москва. Кремль. Собор Спаса Нерукотворного Образа (Верхоспасский). Собор Спаса Нерукотворного Образа на Верху, Спаса Нерукотворного на Сенях, Спас Новый Собор. Не действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:Между 1635 и 1636. перестройка (трапезная); 1663, перестройка - 1681. Архитектор:Л. М.Ушаков, А.Константинов, Б.Огурцов. Шарутин Н.Т.(перестройка, трапезная), Старцев О. Д.(перестройка), Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н.), Киселев Т.А. (интерьеры, декор, росписи), Солнцев Ф.Г. (реставр Ссылки:   Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь. Координаты: 55.750686, 37.616091 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор в честь Спаса Нерукотворного Образа на Верху. Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 гг. Зодчими были Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. Обновлялся в 1678-1680 гг. В 1681-1682 гг. церкви Спаса, Распятия и Воскресения Словущего подвели под одну кровлю и поставили на ней одиннадцать глав на тонких барабанах, украшенных майоликой (строительные работы произодвились под началом О.Д. Старцева; рисунки для майолик и крестов были выполнены известным резчиком старцем Ипполитом; ему же принадлежит деревянное Распятие 1687 г., находящееся с молельне Распятской церкви). Верхоспасский собор, как ближайший храм к царским жилым покоям, получил то же значение для царского богомоления, каким раньше пользовался Благовещенский собор. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Федоровича и до Петра I, были крещены их дети и совершалось молебствие в день совершеннолетия царевичей, когда они объявлялись наследниками престола. От этого храма лестница вела на так называемую боярскую площадку, где боярам читались указы, распоряжения царя, и царь жаловал бояр, окольничих думных и ближних людей именинными пирогами. Самая верхняя площадка названной лестницы ограничена медной вызолоченною решеткою, отчего церковь Спаса и именовалась еще Спас за Золотою решеткой. В 1812 г., после ухода неприятеля из Москвы, в Верхоспасском соборе, кроме разграбления, вся стенная живопись оказалась избитой гвоздями.

http://sobory.ru/article/?object=03410

Содержание Наиболее замечательные кресты: Священнослужебные сосуды Блюда     Настоящий наш труд имеет своим предметом обследование истории придворного храма, построенного первым русским царем из династии Романовых и сохранившегося до настоящего времени – Верхоспасского собора в Московском Кремлевском Большом дворце. За этим трудом предполагается ряд других 1 , так же посвященных исследованию истории и описанию Московских же придворных церквей, которые, заслуживая внимания сами по себе в историко-археологическом и других отношениях, представляют особенный интерес своей историей в настоящее время, когда Святая Русь готовится к достойному чествованию трехсотлетнего юбилея столь достопамятного исторического события, каким было воцарение в 1613 г. первого Государя из династии Романовых. Ведь все эти церкви или были вновь построены волей и усердием властителей русской земли из сего дома, или же перестроены, обновлены и украшены богатыми иконостасами, или же, наконец, сохраняют в себе драгоценные вклады тех или других лиц из царственной семьи. Следовательно, Московские Кремлевские придворные соборы и церкви служат живыми и наглядными памятниками того благочестивого усердия ко храму Божию, которым отличаются царственные лица из династии Романовых. По несомненному свидетельству истории 2 , Верхоспасский собор был построен в 1635–36 гг. над меньшей золотой царицыной палатой 3 , причем строителями его были русские каменных дел мастера Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков 4 . По месту своего устройства, церковь стала называться «верховою», «на верху», «на сенех» 5 . Уже при царе Алексее Михайловиче, в 1663 г., последовало возобновление храма, которое состояло не в одном ремонте его, но и в устройстве заново трапезы при нем, каковую работу производил подмастерье каменных дел Никита Тарутин 6 . В 1660 году Станислав Лопуцкий написал «царское место» в соборе 7 . В 1670 г. площадка, находившаяся между царскими теремными покоями и церковью Спаса Нерукотворенного образа, была украшена медною вызолоченою решеткою, запиравшею вход с лестницы, которая вела в терема с постельничьего крыльца 8 , отчего и церковь стала называться еще «что за золотою решеткою» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Сукина от 10 сентября 1827 года. 28 Кольцо это доставлено в собор действительным тайным советником князем Голицыным 7 февраля 1827 года; сам же образ принесен в собор вместе с телом в Бозе почивающего императора Александра 1, 13 марта 1826 года. 31 Веса в ризе с венцом и другими украшениями 15 фунтов. Икона, киот и даже подсвечник с фарфоровой свечой пожертвована П.И.Кудряшовым в 1852 году. 34 Мощи св. Иакова Персиянина и часть Ризы Господней поступили в собор, после устройства его из московской придворной церкви св. апостолов Петра и Павла. В архиве соборном имеются два реестра св. мощей: 1 реестр от 1732 года 27 июня; в нем упоминается о мощах 13 святых, и сказано, что мощи эти привезены в Петропавловский собор из Голштинии; в другом же реестре упоминается о мощах 42 святых и сказано, что они взяты в пожитках бывшего архимандрита Чудова монастыря Евфимия Келетия. Вероятно, мощи эти препровождались в Петропавловский собор потому, что «ключари сего собора заведовали раздачей их для антиминсов». 36 Московский придворный Сретенский собор был сооружен в 1560 году царем Иоанном Васильевичем, а в 1801 году был сломан. Он был каменного строения, одноглавый, выходил лицевой стороной к церкви Спаса на Бору, а с набережным верхом соединялся переходами. 37 В Петропавловский собор прислан этот крест от преосвященного Гавриила, архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского в 1778 году марта 8 дня. 38 Московский Верхоспасский собор был основан в 1635 г. Царем Михаилом Феодоровичем. Царь Феодор Алексеевич, при вступлении своем на престол,  возобновил этот собор. Вероятно, это Евангелие, как вклад его, было принесено в Верхоспасский собор, при возобновлении храма. Собор этот, погоревший со всей ризницей, хранившейся над грановитой палатой, был возобновлен императрицей Анной Иоанновной в 1733 году. Без всякого сомнения, это Евангелие было взято из Москвы до пожара, и время его поступления в собор неизвестно. 39 Венок этот был препровожден в собор при указе Духовной консистории от 3 декабря 1830 года за 4109.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Здесь он и венчался вторым браком 348 . Царь Иоанн также часто молился в ней 349 , но Петр – редко 350 . В истории стрелецкого бунта с церковью Воскресения Христова соединено то печальное событие, что здесь в 1682 г. укрывшийся в алтаре от мятежников брат царицы Наталии Кирилловны – Афанасий Кириллович Нарышкин, по указанию царицына Карлы-Хомяка, был схвачен стрельцами, рассечен на части пред самыми дверями храма и брошен на площадь 351 . Верхоспасский собор Соборная церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа называлась в XVII в. по своему месту «верховою», «на верху», «на сенех» и «за золотой решеткою». Этот храм был построен в 1635–36 г. 352 при царе Михаиле Феодоровиче, над меньшею золотою царицыною палатою. Его строили русские каменных дел мастера: Роман Огурцов, Антип Константинов, Трофим Тарутин и Ларион Ушаков 353 . Собор был подведен под одну кровлю с Евдокиинской церковью. Украшенный вызолоченными главами, храм занимать внутри пространство с алтарем, церковью и с приделанною в 1663 году трапезной 8 сажень, длина 3 сажени с четью поперек. В нем было 6 окошек вышиною 2 аршина, поперек аршин, на которых ставни были обиты красным сукном, решетки были железные; двое дверей деревянных вышиною по пол 3 арш. и шириною по пол 2 аршина, обиты сукном красным; в трапезе стояла печь целинная серчатая, длиною 2 аршина, поперек 2 аршина с четью, пол был дубовый, в алтаре печь круглая ценинная 354 . В течение XVII века Верхоспасский собор неоднократно был возобновляем, как совне, так и внутри. Первое возобновлено последовало в 1663 году, когда каменных дел подмастерье Никита Тарутин починил эту церковь , а трапезу сделал заново 355 . В 1670 г. площадка, находившаяся между царскими теремными покоями и церковью Спаса Нерукотворенного, была украшена медной вызолоченной решеткой, запиравшей вход с лестницы, которая вела в терема с постельного крыльца, отчего и церковь стала называться «что за золотою решеткой» 356 . При царе же Алексее Михайловиче была возобновлена живопись в церкви и вновь написаны некоторые иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Солнцева. 1853 г. Находится между Грановитой палатой и ц. Ризоположения. Под примыкающей к стене высокой аркой на уровне 2-го этажа имеются 3 окна: среднее окаймлено фигурным валиком, боковые украшены венками из пальметок. Чуть выше окон располагаются остатки некогда венчавшего это здание великолепного белокаменного резного антаблемента. Это все, что сохранилось от декора главного, восточного, фасада одной из парадных построек Государева двора. Характерные особенности резьбы по камню позволяют утверждать, что в украшении палаты принимали участие итал. мастера или их рус. ученики. Впервые эта часть великокняжеского дворца, названная Наугольной палатой, упоминается в документах, связанных с бракосочетанием вел. кн. Василия III с Еленой Глинской 28 янв. 1526 г. В кон. XVI в. это помещение получило роскошную отделку и стало приемным залом царицы Ирины Годуновой, жены царя Феодора Иоанновича. В 1589 г. она принимала здесь русских и восточных правосл. иерархов по случаю учреждения в России патриаршества. В период Смутного времени в нач. XVII в. Царицына палата была разорена, но после вступления на престол царя Михаила Романова восстановлена, а затем украшена изображениями св. жен. В росписи также представлены деяния визант. императриц равноап. Елены, святых Ирины и Феодоры, равноап. вел. кнг. Ольги и равноап. груз. царицы Тамары. В 1635-1636 гг. на сводах палаты был выстроен Верхоспасский собор, а позднее - ц. Воздвижения Креста Господня (Распятская). Со временем Царицына палата оказалась окружена поздними постройками. В 1683 г. ее своды пришлось укреплять изнутри громадными арками и металлическими воздушными связями, что исказило первоначальный облик интерьера. В сер. XIX в. палата была включена в состав единого комплекса Большого Кремлевского дворца и в наст. время относится к кремлевской резиденции Президента Российской Федерации. Росписи палаты в XX в. были раскрыты от позднейших записей. Теремной дворец Верхоспасский собор, Теремной дворец, ц. Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Но, по-видимому, доклад Скавронского не послужил к выяснению вопроса о том, кто должен был ведать исправление московских дворцовых церквей и на какие средства. Это видно из того, что через два года та же главная канцелярия, уже после состоявшегося от 29-го февраля 1764 г. нового указа Императрицы относительно того, чтобы «на содержание церквей и их благолепие и повседневное алтарю служащих людей довольство» было определено число денег, в штатах положенное из доходов коллегии экономий, обратилась снова к Императрице с докладом относительно содержания дворцовых церквей и других зданий, причем на сем докладе Государыня положила такую резолюцию: «Сделать распоряжение лучшее о содержании церквей и богаделен в дворцовой канцелярии, которой и содержать, откуда они прежде содержаны были, понеже всякий хозяин своей церкви и богадельни сам содержит». Но, несмотря на эту резолюцию Императрицы, побуждавшую главную дворцовую канцелярию к более внимательному отношению к нуждам церквей, находившихся в Московском дворце, это учреждение и на сей раз ограничилось официальной отпиской, предписав московской дворцовой канцелярии, чтобы она произвела осмотр всех ветхостей в храмах, как-то: в церковной утвари, в иконостасах и стенном писании, и, «если окажется возможным, исправить их, а ежели нет, то сделать подробную опись о каждой церкви со сметою расходов на то» 58 . Неизбежным последствием такого формального отношения к делу возобновления храмов со стороны тех учреждений, которые обязаны были производить оное, было то, что храмы пришли в большую ветхость, особенно в отношении утвари. Не лучше обстояло дело и после того, как в 1768 г. была учреждена в Москве так называемая «экспедиция кремлевских дворцовых строений, которой было поручено наблюдение за всеми дворцовыми зданиями и церквами при них. Если в последней четверти XVIII в. некоторые храмы, как-то: Благовещенский собор, благодаря почти ежегодно отпускавшимся, по особому распоряжению Императрицы, некоторым суммам из коллегии экономии, Верхоспасский собор – при материальной помоши благотворительницы Салтыковой, и Спасоборский, вследствие имевшихся у него, хотя и небольших, денежных средств, образовавшихся или от свечной продажи или же от проданного серебра и других вещей, имели возможность в большей или меньшей степени исправить наиболее бросавшиеся в глаза ветхости, то другие церкви оставались без возобновления, причем Сретенский собор и церкви: Спасская, Успенская и Похвальская дошли до такого обветшания к началу XIX в., что, согласно донесению заведывавшего экспедицией московских кремлевских строений Валуева, были совсем разобраны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Рус. надписи под плакетками, дублирующие греческие (  /    /    ), сделаны по поновленному темперой фону (в наст. время его решено оставить). На лике Богоматери были небольшие темперные прописи (частично удалены), не нарушающие характер личного письма. Фрагменты ранней живописи в изображении ранки на подбородке Богоматери не обнаружены (оставлены фрагменты прописей). Мафорий Богоматери был яркого вишневого тона (сохр. в незначительных фрагментах, оставлена темперная пропись более светлого тона с черным рисунком складок). Цвет хитона и чепца зеленый с голубовато-бирюзовым приплеском. Кайма горловины хитона и зарукавья холодного розово-сиреневого тона. В пределах первоначального контура прописана кайма мафория с изображениями драгоценных камней и жемчужин. Лучше сохранилась авторская живопись в изображении Младенца Христа. Хорошей сохранности лик по типу и характеру личного письма обнаруживает близкое сходство с ликом Богомладенца на подписных иконах Георгия Зиновьева из ц. св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») и из собора Спаса Нерукотворного (Верхоспасского) Большого Кремлевского дворца (1676-1677, ГММК; см. ниже). Изображению на этих иконах также близко живописное решение одежд Богомладенца: густо-зеленый хитон с фрагментарно сохранившимся золотым растительным орнаментом и розово-оранжевый гиматий с аналогичным рисунком ассиста. посл. трети XVII в. многочисленны, они предназначались для царских хором или были выполнены по заказу царской семьи. Неск. больших местных икон были написаны для кремлевских храмов, 3 из них сохранились. В 1676-1677 гг. для иконостаса собора Спаса Нерукотворного (Верхоспасского) Большого Кремлевского дворца (в наст. время находится в трапезной собора) жалованным иконописцем Оружейной палаты Георгием Зиновьевым и костромичом Сергеем Рожковым была выполнена местная И. и., о чем сообщается в надписи на ее нижнем поле: «Писал сий образ Богородичен Георгий Зиновьев, архангелов же и апостолов писал Сергей Костромин».

http://pravenc.ru/text/293359.html

Смутное время не пощадило Кремль. И в 1635 году государь Михаил Федорович приказал выстроить на фундаменте и двух этажах Алевизова дворца новый каменный Теремной дворец для своих детей, царевичей Ивана и Алексея. В нижнем цокольном ярусе находился сытный двор с винными погребами, выше – швейная мастерская, где делали одежду для высочайших особ, а в трех верхних этажах – пряничном тереме – разместились царские покои. Кроме личных жилых комнат, тут находились «думная», где собирались бояре, и «престольная» – царский кабинет со знаменитым челобитным окном. Из него по веревке опускался вниз ящик, куда любой мог положить челобитную, и затем заполненный ящик поднимали прямо к царю. Этот ящик в народе называли «долгим», поскольку рассмотрение челобитных часто затягивалось, и отсюда возникла поговорка «положить дело в долгий ящик». А еще в Теремном дворце проходили смотрины царских невест. При Теремном дворце были выстроены домовые церкви. Они возводились в разное время, но тем не менее составили единый символический ансамбль. Первым появился собор Спаса Нерукотворного, более известный как Верхоспасский или «Спас за золотой решеткой». Его построили одновременно с Теремным дворцом те же архитекторы – Бажен Огурцов, создатель первого черепичного шатра на Спасской башне, Антип Константинов, возводивший Патриарший двор для Никона, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков. До строительства Большого Кремлевского дворца перед Теремным дворцом находилась Боярская площадка. Здесь бояре и высокие гости сходили с коней, собирались с духом перед тем, как предстать перед царскими очами. С Боярской площадки на парадное Верхнее крыльцо вела высокая лестница. В 1670 году ее украсили, по легенде, золотой решеткой, отлитой из пятаков, вышедших из обращения после Медного бунта, а на самом деле железной и позолоченной. Оттого расположенный рядом с ней Верхоспасский собор именовался «Спас за золотой решеткой». Это была домовая церковь для мужской половины дворца – царей и царевичей. В честь именин царевича Ивана Михайловича ее придел был освящен во имя Иоанна Белгородского.

http://pravoslavie.ru/4167.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010