Благочестие русских, как прежде, так и теперь, побуждало их строить храмы и часовни. Количество их с годами возрастало. Но в смутное время многие были разграблены, попорчены или даже разорены поляками, шведами, казаками и др. Наиболее пострадали московские храмы. «Церквей везде было множество (в Москве) и каменных и деревянных, говорит один свидетель бывшего в Москве разорения, – и все это мы в три дня (19 – 21 марта 1611 г.) обратили в пепел; пожар истребил всю красоту Москвы; уцелели только Кремль и Китай – город, где мы сами укрывались от огня» 468 ; впрочем и здесь соборные церкви не избегли опустошения. С окончанием смутного времени прежние постройки восстановлялись, количество новых возрастало. В начале царствования Алексея Мих. в московском кремле находилось до 50 каменных храмов, а во всей Москве церквей, монастырей и часовен до 2000, так что, по словам одного иностранца, «почти чрез каждые пять домов стояла часовня» 469 . У больших бояр были свои домовые церкви 470 . Количество приходских можно приблизительно определить в 350. 471 Со времени Алексея Мих. деревянные постройки в Москве, во избежание пожаров, успешно заменялись каменными 472 . К концу VII в., когда в русском обществе стала развиваться холодность к вере, кажется, церковные постройки не сооружались в таком, как прежде, количестве. – Архитектура церквей и часовен была разнообразна и иногда очень прихотлива. Наиболее замечательны следующие памятники: в Москве: – колокольня при церкви св. Иоанна Лествичника , называемая Ивановской или «Иван Великий»; она сооружена в 1600 г. Борисом Годуновым, с целью дать работу и корм бедному люду, умиравшему тогда от безработицы и голода; она имеет 38 1/2 сажен высоты; при Алексее Мих. к ней приделано особое здание для больших колоколов; Казанский собор, построенный в 1630 г., в память освобождения Москвы и России от поляков заступничеством Казанской иконы Бож. Матери; Верхоспасский, построенный в 1635 – 1036 г. Михаилом Феодоровичем на сенях царских палат за золотою решеткою; церковь Грузинской иконы Божией Матери, построенная в 1626 г. и увеличенная в 1653 г., одна из красивейших церквей Москвы 473 . Под Москвой – в с. Покровском, что на Филях, церковь Покрова пр. Богородицы, сооруженная Л. К. Нарышкиным в конце XVII в., очень красивая по внешнему виду 474 . В Звенигородском уезде, Московской губ. – соборный храм Воскресения Христова в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим), начатый патр. Никоном и законченный по его смерти в 1685 г.; он устроен по образцу иерусалимского храма Воскресения 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЫКИН Никифор ( 15.05.1690), жалованный иконописец Оружейной палаты. Проживал своим двором на Тверской ул. в Белом городе в Москве. Был принят на службу в 1671 г. Участвовал в работах по украшению дворцовых храмов Московского Кремля: Спаса Нерукотворного (1676, 1679, стенопись), прмц. Евдокии (1678, иконостас). В 1684-1685 гг. принимал участие в украшении дворцовой ц. во имя апостолов Петра и Павла: написал царские врата с сенью и столбцами, боковые двери иконостаса с изображением архидиаконов Стефана и Филиппа, расписал клиросы и др. В 1679 г. оформлял интерьер ц. Иоасафа царевича в с. Измайлове. В 1680 г. написал для местного ряда иконы Спасителя и Благовещения в церкви подмосковного дворцового с. Братовщина. В дек. 1687 г. был направлен в г. Севск для починки гетманского знамени. Писал иконы для обихода царицы Наталии Кирилловны: киот со створками к иконе Божией Матери (1672), богородичные иконы (1674 и 1675), «Семь спящих отроков Эфесских» (1676), «Ангел-хранитель» (1684) и др. С Андреем Ильиным написал икону «Страшный Суд» для царевен (1676), с Тихоном Филатьевым - Деисус на 3 досках для царевны Марфы Алексеевны (1688). Подписные работы не сохранились. Неоднократно участвовал в реставрационных работах: поновлял после пожара иконостас, в т. ч. Страстную икону Божией Матери в соборе Страстного мон-ря (1673), вместе с др. мастерами чинил в Московском Кремле иконостас Успенского собора (1675), иконостасы в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1677, 1686) и в ее приделе в честь св. Иоанна Белградского (с 1681/82 св. Иоанна Предтечи) (1676), а также иконостас ц. Спаса Преображения на Бору (1688). Занимался поновлением стенописей Успенского собора Московского Кремля (1676) и Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1685). Лит.: Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, 1584-1725 гг. М., 1883. Вып. 2. С. 442-447, 452; Забелин И. Е. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 120; Вып. 3. С. 165, 171; Успенский А. Царские иконописцы. Т. 1. С. 282; Т. 2. С. 34-36, 156; Извеков Н. Д. Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве. М., 1912; Молева Н. М. , Белютин Э. М. Живописных дел мастера. М., 1965. С. 190. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149439.html

С сер. XVI в. служба И. Н. широко распространяется в составе «Минеи новым чудотворцам», канонизированным на Московских Соборах 1547-1549 гг. В 1-й пол. XVII в. канон И. Н. почти дословно (сохр. даже именной акростих по богородичнам) был использован при написании канона вел. кн. Георгию Всеволодовичу ( Спасский. 2008. С. 38, 141-142; Кожухаров. 2004. С. 189-190). Во имя И. Н. был крещен старший сын царя Михаила Феодоровича Романова, родившийся в 1633 г. и умерший в 1636 г. Сохранилась его мерная икона, написанная в 1633 г. (Архангельский собор Московского Кремля. Инв. Ж 550-1/2), в драгоценном окладе с изображением небесного покровителя ( Меняйло В. А. Русская иконопись в 1-й пол. XVII в.// Она же. Иконописцы царя Михаила Романова: Кат. М., 2007. С. 124-125. 47). С этим событием связано посвящение престола И. Н. в составе архитектурного комплекса дворцового Верхоспасского собора («Спас за золотой решеткой») в Московском Кремле - «Иоанн Белгородской, что в Верху». Большие работы по украшению интерьера вновь отстроенного в 70-х гг. XVII в. храма велись в 1678-1680 гг. Храмовый житийный образ («страсти») был выполнен Феодором Евтихием Зубовым ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 254-255). На правосл. землях Речи Посполитой почитание И. Н., судя по рукописной традиции службы ( Kuczy ska. 19913. S. 27-30; Naumow. 1996. S. 51-53), получило распространение только в кон. XVII - XVIII в. по преимуществу в Галиции в связи с перенесением мощей из Сучавы в 1686 г. Житие, по всей вероятности, было здесь известно только в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского. А. А. Турилов Гимнография Вмч. Иоанн Новый, Сочавский, и царевич Иван Михайлович. Икона. 1639 г. (ГММК) Вмч. Иоанн Новый, Сочавский, и царевич Иван Михайлович. Икона. 1639 г. (ГММК) Служба И. Н. была написана тем же автором одновременно с житием ( Спасский. 2008. С. 37-40; Кожухаров. 2004. С. 183-193); мнение А. И. Яцимирского (базировавшееся в немалой степени на отсутствии списков XV в.), что кондак, отпустительный тропарь и молитва мученику были написаны не позднее 1511 г.

http://pravenc.ru/text/471404.html

Казанский собор в сер. XVII в. Аксонометрическая реконструкция. Рис. С. С. Попадюка Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл. Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора. В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых. Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Собор вновь отделан в 1836 г. Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно - вверху. Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в. Северный придел с 1682 г. именуемый Иоанно-Предтеченским, связан с Верхоспасским собором проемом в северной стене и имеет общую с ним трапезную. В трехярусном, сдержанном по рисунку форм иконостасе (возможно, середины XIX в.) размещены иконы XVII столетия. Сохранившаяся настенная живопись, вероятно, второй половины XVIII в. с позднейшими вычинками. К 1990 г. Верхоспасский собор вместе со всеми Теремными церквами относится к числу " правительственных здавний " . Доступа простым посетителям в эти храмы нет. Источник: Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001. Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой несколько разнообъемных зданий, расположенных на подклетах великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения: Домовые церкви цариц и царевен: церковь Екатерины (1627, строил англичанин Джон Талер) и надстроенная над ней в 1654 г. церковь Евдокии, которая была впоследствии переосвящена в честь Воскресения Словущего, то есть обновления храма Гроба Господня; Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635-36), впоследствии переосвящённым во имя Иоанна Предтечи и надстроенным над ним храмом во имя Крестовоздвижения, который чаще называется Распятским. В 1680-е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и Воздвижения были подведены под одну крышу.

http://sobory.ru/article/?object=03410

Церковь святителя Николая в Хамовниках Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси. Храм Рождества Богородицы в Путинках То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках. Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания. Церковь Рождества Богородицы в Путинках Воскресенские (Иверские) ворота Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота. Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично. Воскресенские ворота Верхоспасский собор в Кремле Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле. Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада. Верхоспасский собор Московского Кремля XVIII век: нарышкинское и просто барокко В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль. Храм Покрова Богородицы в Филях Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

http://pravmir.ru/7-arhitekturnyih-stile...

Упомяну еще об одной скрытой землей постройке, о которой мало кто знает. В 1898 году на высоком москворецком спуске Боровицкого холма в Кремле Николай II торжественно открыл памятник своему деду — императору Александру II работы скульптора Александра Опекушина. В 1918 году монумент снесли, но опоясывавшая его внушительная П-образная галерея, опиравшаяся на вписанное в бровку холма трехэтажное здание архитектора Николая Султанова, осталась. Со временем подземную часть этой массивной 20-метровой постройки общей площадью около 900 м 2 просто засыпали. Когда в Кремле перестанет хватать места, необязательно возводить новостройку: достаточно откопать старое здание. — Сейчас на Боровицкой площади ведутся подготовительные работы к установке памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Быть может, «перенести» эту точку на противоположную сторону холма, раз сохранилось такое замечательное историческое основание для монумента? — Боюсь, это вряд ли возможно. Ничего личного, но Кремль — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, и поставить здесь новодел не получится. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Первый том — «Стены и башни», второй — «Династия Рюриковичей». 2 1 декабря 2012 г. в объеме бывшего храма впервые за долгие десятилетия состоялось богослужение: Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен преподобной Евфросинии Московской и освятил памятную доску в честь небесной покровительницы стольного русского града, установленную на стене 14-го корпуса Кремля, см.: URL 3 Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного с приделом Иоанна Белгородского (1635–1636), впоследствии переосвященным во имя Иоанна Предтечи. 4 1627 г. постройки. 5 1654 г. постройки. 6 1681 г. постройки. Спас за Золотой решеткой и другие домовые храмы старого царского дворца в Московском Кремле Отрывок из книги Сергея Девятова «Московский Кремль: памятники и святыни» Органичной частью древнего царского дворца 1 были многочисленные домовые церкви. Главной домовой церковью русских царей был Верхоспасский собор, построенный в 1636 г. теми же архитекторами, которые строили и Теремной дворец 2 .

http://e-vestnik.ru/history/kreml_devyat...

Возведение некоторых кремлевских храмов также связано с именем Софьи Палеолог. Первым из них был собор во имя святого Николая Гостунского, построенный около колокольни Ивана Великого. Прежде там был ордынский двор, где жили ханские наместники, и такое соседство удручало кремлевскую деспину. По преданию, Софье во сне явился сам святой Николай Чудотворец и повелел построить на том месте православный храм. Софья проявила себя как тонкий дипломат: она направила к жене хана посольство с богатыми дарами и, рассказав о явленном ей чудесном видении, просила уступить ей землю в обмен на другую – за пределами Кремля. Согласие было получено, и в 1477 году появился деревянный Никольский собор, позднее замененный каменным и простоявший до 1817 года. (Напомним, что дьяконом этого храма был первопечатник Иван Федоров). Впрочем, историк Иван Забелин считал, что по приказу Софьи Палеолог в Кремле выстроили другую церковь, освященную во имя святых Космы и Дамиана, которая не дожила до наших дней. Предания называют Софью Палеолог основательницей Спасского собора, который, правда, при возведении Теремного дворца в XVII веке был построен заново и стал тогда же называться Верхоспасским – из-за своего расположения. Другое предание гласит, что Софьей Палеолог был привезен в Москву храмовый образ Нерукотворного Спаса этого собора. В XIX веке художник Сорокин писал с него образ Господа для храма Христа Спасителя. Этот образ чудом сохранился до наших дней и теперь находится в нижнем (стилобатном) Преображенском храме как его главная святыня. Известно, что Софья Палеолог действительно привезла образ Спаса Нерукотворного, которым благословил ее отец. В кремлевском соборе Спаса на Бору хранился оклад с этого образа, а на аналое лежала икона Всемилостивого Спаса, тоже привезенная Софьей. С храмом Спаса на Бору, который тогда был соборным храмом кремлевской Спасской обители, и деспиной связана еще одна история, благодаря которой в Москве появился Новоспасский монастырь. После свадьбы великий князь все еще жил в деревянных хоромах, то и дело горевших в частых московских пожарах. Однажды самой Софье пришлось спасаться от огня, и она наконец попросила мужа построить каменный дворец. Государь решил сделать жене приятное и исполнил ее просьбу. Так собор Спаса на Бору вместе с обителью оказался стеснен новыми дворцовыми постройками. И в 1490 году Иван III перенес обитель на берег Москвы-реки в пяти верстах от Кремля. С тех пор монастырь стал именоваться Новоспасским, а собор Спаса на Бору остался обычной приходской церковью. Из-за постройки дворца долго не восстанавливалась кремлевская церковь Рождества Богородицы на Сенях, тоже пострадавшая от пожара. Лишь когда дворец был готов окончательно (а это случилось только при Василии III), у него появился второй этаж, и в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин поднял Рождественский храм на новый уровень, отчего он и сейчас виден с Моховой улицы.

http://pravoslavie.ru/791.html

Точно также не бесследен был для Московских дворцовых церквей и Московский пожар 1626 г., «велик зело и страшен», когда «во граде Кремле церкви Божия со всяким церковным украшением и государев двор, и патриархов, и дворцы с запасы, и приказы каменные, в них же многая государева казна и дела всякия, и Житничной государев двор, и конюшни, и боярские дворы все выгорели». О. Извеков опять говорит о возобновлении Рождественской церкви, а пострадал ли при этом пожаре Благовещенский собор не упоминает. Приводимые о. Извековым для более ясного представления описи дворцовых церквей занимают среди сообщаемых им сведений о церквах значительное место: из 27 страниц о Благовещенском соборе и его приделах – около 17 страниц, из 9 страниц о церкви Рождества пресв. Богородицы – около 4, из 4 о Сретенском соборе около 2 и т. д. ... Он словами описей излагает содержание их и одинаково подробно, как уже напечатанных, так и не видавших света, при чем ему, очевидно, остались неизвестными описи, изданные А.Н. Зерцаловым в его работе «О раскопках в Московском Кремле в XVIII в.» (М. 1897 г.) – церкви Воскресения Христова 1701 г. с отметками осмотра 1720 г. (стр. 12–86) и Сретения Господня 1720 г. с таковыми же отметками (стр. 87–128; эта последняя опись 1720 г., но без отметок осмотра, известна о. Извекову по другому списку). Первая опись представляет еще особенный интерес потому, что сообщает сведения за конец XVII в., перечисляет «св. иконы и прочее», снесенное в Воскресенскую ризницу из хором вел. княжны Марии Алексеевны и их дальнейшую судьбу (ст. 56–60; в описи этой также описаны и ризницы церквей Иоанна Предтечи и Распятия Господня, см. стр. 82). Из сличения изданных описей с изложением их у о. Извекова видно, что он недостаточно тщательно приводит их и делает значительные пропуски. Он равнодушно относится ко всем показаниям их и, говоря, напр., о «120 книгах греческих, латинских, славянских и польских», принесенных из хором государя в ризницу Верхоспасского собора (опись 1680 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Впервые собор Спаса Нерукотворного в Кремле упоминается в 1625 г. Существующее же ныне здание, очевидно, было построено как один из компонентов Теремного дворца. Будучи одним из трех основных доминант Теремного дворца и возвышаясь над боярской площад­кой, собор соединил протяженный объем теремов с Грановитой палатой. Двуцветный одноглавый четверик храма и его северный пониженный придел, также завершенный одной главой, поставили над сводом Золотой Царицыной палаты, заняв весь его периметр. Над объемом сеней палаты возвели трапезную собора, перед которой на плоской кровле Мастерских палат устроили паперть — площадку, получившую название Верхоспасской. Она соединяла на уровне третьего этажа царские покои и главный домовый храм. Чаще других посещаемый царем Верхоспасский собор на протяжении всего XVII в. постоянно подновляли и украшали. В 1663 г. мастером Никитой Шарутиным храм ремонтируется, а трапезная перестраивается. В 1666 г. обновляется внутренняя стенопись, над которой работают не только московские мастера, но и живописцы из Ярославля, Костромы и Пскова. В 1670 г. лестницу, ведущую с Боярской площадки на Верхний каменный двор, запирают вверху декоративными железными вызолоченными решетками, сохранившимися до настоящего времени. Их тонкий растительный узор дополнен изображениями фантастических зверей. Со времени появления этой ограды собор именуется Спасом за Золотой решеткой. Фасады храма в 1676–1677 гг. обтесывают, раскрашивают «аспидом» (под мрамор) сначала водяными, а потом по указу Федора Алексеевича и масляными красками, «чтоб было прежнего аспиду цветнее». Всеми живописными работами в это время руководит Симон Ушаков, а перестройка осуществляется под управлением Осипа Старцева. Иконы для собора написаны русскими мастерами в XVII в., а серебряный чеканный иконостас изготовлен в XVIII столетии. В XVIII в. после переноса столицы на север, несмотря на общую запущенность Кремля, собор неоднократно ремонтировался. Во второй половине внутри здания полностью сменили убранство: поставили новый иконостас, стены заново расписали.

http://e-vestnik.ru/history/kreml_devyat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010