В сем же году велено было расписать по золоту и серебру разными красками клиросы живописцу Леонтию 123 , а в 1681 году живописец Дорофей Ермолаев расписал красками три ступени, амвон и печь 124 . В последующие годы XVII в. в сей церкви производились лишь незначительные поделки. Как и в главном храме, в Предтечевской церкви, уже в двадцатых годах XVIII в. было немало ветхостей. Так, при осмотре церкви в 1722 г., было найдено, что 4 окна с железными решетками и слюдяными окончинами, вышиною – по пол-3 аршина, а поперек – по 2 арш., двери деревянные, обитые зеленым сукном, пол, выстланный аршинными плитами, и печь ценинная, сырчатая, были ветхи 127 . При новом осмотре церкви в 1730 г., были замечены прежние ветхости увеличившимися и еще новые. Так, сень столярной работы над престолом, с резными украшениями, была настолько ветха, что требовала замены её новою. В алтаре, в двух окнах слюдяные окончины и два вставня также нуждались в полном возобновлении. Печь муравленая в трапезе была ветха, и сквозь своды шла течь. Устроенная над сводами трапезы храма площадка та же, что у Верхоспасского собора, и выложенная лещедью нуждалась в исправлении, а своды – в разборке и новом устройстве. Деревянный косящетый пол в трапезе и окно в свою очередь следовало заменить новым, печь переложить, в двери устроить внутренние замки и, наконец, стены и своды в алтаре выбелить 128 . Во время пожара 1737 г. под железной кровлей истлела деревянная крыша, выгорело одно окно и сгорели два деревянных затвора 129 . После сего, вместо деревянной кровли, была сделана железная 130 . При осмотре храма в 1756 г. архитектором Мичуриным было признано необходимым исправить пол в алтаре, стены и своды выбелить, в трапезе – своды пробрать и починить, наружные стены и прочее местами подмазать и выбелить. Все расходы по ремонту храма были определены в сумме 126 руб. 131 . Прошло 6 лет, и оказались ветхими жертвенник и столбы у сени над престолом, на горнем месте – две иконы, в алтаре – печь, предъалтарный иконостас с иконами местными и других ярусов и царскими дверями, пол в алтаре и трапезе, а в последней еще – и стенное письмо. Из церковной утвари требовалось починить евангелие, кресты, чашу, кадило и ковш, и вновь сделать 2 аналоя и завесу к царским дверям 132 . О каких-либо возобновлениях в пределе в последующее время в XVIII в. не сохранилось сведений. Можно только предполагать, что Салтыкова, благолепно украсившая главный храм, не оставила без внимания и предельный. При нашествии французов, иконостас в храме хотя и уцелел, но оклады с икон были все содраны 133 . В XIX в. некоторые возобновления в Предтечевской церкви были произведены в связи с реставрацией в главном храме 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В самой трапезе пол был сделан – также – из дубовых квадратов, снятых с паркетного пола на протяжении 20 саженей на верхней площадке и с прибавкой нового паркета на протяжении 10 саженей, при чем переходы были опущены, сделана обрешетка и вновь устроены ступени. Всю эту работу за 135 руб. произвел подрядчик Бутюгин 99 . В окна храма подрядчиком Сантонино-Компиони были положены подоконные доски из русского мрамора 100 . В иконостасе же, в различных местах, были исправлены резные украшения, а некоторые вновь сделаны, позолочены и окрашены соответственно бывшим раньше украшениям. Эта работа была произведена резчиком Софроновым, и, кроме того, было сделано вновь одно клеймо в иконостасе 101 . В 1849 г. были обиты листовым железом устроенная на чердаке нового дворца деревянная труба, для выпускания воздуха из покоев дворца, и щиты, которыми были покрыты окна и пролеты над площадкой Верхоспасского собора, за каковую работу подрядчик Федотов взял 320 руб. 102 . В 1856 г. были устроены в соборе дверные переходы в том месте, где прежде была печь. Все необходимые при сем работы были произведены подрядчиками Челноковым, Канатчиковым и Головиным 103 . По заявлению же благочинного, протоиерея Покровского, в виду предстоявшей коронации, иконостас был продут мехами и вычищен. Также было вычищено и серебро на двух иконах у царских дверей и на престоле, исправлены и вычищены лампады, причем цепи были посеребрены вновь. Кроме того, были вычищены и посеребрены 10 паникадил с цепями. Всю эту работу за 160 руб. произвел Барклунд 104 . Ко времени же коронации два кресла в Верхоспасском соборе и три стула были исправлены, подушки их были вновь набиты конской гривой и покрыты новым зеленым бархатом и обложены тесьмою, и вновь были сделаны одно кресло 4 стула из орехового дерева, а подушки их были также набиты гривою, покрыты зеленым бархатом и обложены тесьмой. Всю эту работу выполнил за 170 руб. мастер Ернст Блехман 105 . По случаю же коронации, собор был снабжен облачениями и другой церковной утварью, в чем он уже давно имел нужду 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Прежде всего он предложил обратить внимание на украшение трех икон в нижнем ярусе иконостаса, в виду их важного исторического значения, а именно: храмового образа и рядом с ним – Феодоровской Божией Матери – по правую сторону царских дверей, а по левую – Владимирской Божией Матери. Для сей цели он указывал употребить хранившиеся в оружейной палате без всякого назначения драгоценные каменья и оброны, состоявшие из золотых и серебреных частиц, причем, кроме того, находил необходимым икону Феодоровской Божией Матери, стоявшую до того времени по правую сторону царских дверей, поместить, согласно церковному уставу, по левую сторону, а на место её поставить список с иконы Нерукотворенного Спасова образа, что в Верхоспасском соборе, каковой список уже был сделан художником Петенкиным за 50 руб. 60 От 16 декабря 1852 г. последовало Высочайшее согласие на приведение означенных предположений в исполнение и повелено произвести торги сначала на столярные и живописные работы и на прочие исправления в Рождественской церкви и, только уже по окончании сих работ, войти с новым представлением об утверждении подрядов на устройство самого иконостаса и обложении его серебром, с показанием, сколько потребуется к имеющемуся уже налицо серебру и золоту ассигновать по сим подрядам сумм. Во исполнение сего повеления, архитектор Чичегов на первую очередь представил переделку бывшего иконостаса с клиросами и во всех частях заново, с добавлением недостающего материала, с подделкой снизу царских врат, устройством новых боковых дверей, в иконостасе, клиросов и досок для семи икон и с исправлением и подкладкой старых досок, окраской на задней стороне иконостаса, а также и клиросов и позолотою в последних частях, согласно рисунку, по Гольдфарбе. Смета на все столярные работы была составлена в сумме 14000 р. Что же касается до чеканной работы, то она имела состоять в устройстве на приготовленном деревянном основании серебреного, золоченого иконостаса со всеми украшениями и ризами для икон. Для сей последней цели требовалось серебра 84 пробы до 30 пудов по 840 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Совет в отчетном году составляли следующие лица: Председатель-профессор, Академий П.И. Цветков , Товарищ Председателя – священник Воскресенский, на Ваганьковском кладбище в Москве, церкви В.А. Быстрицкий: члены: протоиерей Верхоспасского придворного собора Н.В. Благоразумов, профессор Г.А. Воскресенский и профессор И.В. Попов , казначей-профессор, И.Д. Андреев , секретарь – М.И. Бенеманский. В составе Совета Московской Братской Комиссии, имевшей на своем попечении помощь бывшим воспитанникам Академии, были следующие лица: Председателем протоиерей Н. В. Благоразумов, членами: ректор Московской духовной семинарии Архимандрит Анастасий, протоиерей Н.М. Иванцов, протоиерей П.Г. Извеков, священник В.А. —5— Быстрицкий, казначеем – Действительный Статский Советник П.С. Владимирский, секретарем-преподаватель Московской духовной семинарий Н.И. Кедров . В течении отчетного года Совет имел три заседания: в феврале, мае и октябре. Предметами занятий в этих заседаниях были: рассмотрение докладов казначея о поступивших пожертвованиях и вообще о финансовом состоянии Братства; обсуждение прошений студентов Академии о вспомоществовании из капиталов Братства, и исполнение других обязанностей, возлагаемых на Совет уставом Братства. В частности, майское заседание всецело было посвящено обсуждению прошений студентов о выдаче пособий на лечение, а также на проезд на родину и пребывание до получения места; в остальные два заседания обсуждаемы были прошения студентов о пособиях на содержание в Академии. Должно при этом иметь в виду, что менее важные текущие дела большею частью решались путем частных сношений и совещаний Председателя с членами Совета. В видах усиления средств Братства, Совет, по примеру прошлых лет обращался в Правления духовных семинарий и училищ, а также к о. настоятелям церквей г. Москвы с просьбою принять подписные листы для сбора пожертвований на нужды Братства. Большая часть подписных листов была возвращена с пожертвованиями. Заявляя об этом в отчете, Совет Братства считает долгом принести глубокую благодарность как начальствующим в духовно-учебных заведениях, так и о. настоятелям церквей г. Москвы за их живое сочувствие и содействие Братству в этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

священником того же собора на место умершего Бориса 1362 . В этом сане Яков делается духовником царевича Алексея Петровича и в непродолжительном времени протопопом Верхоспасского собора. Влияние Якова Игнатьева, как духовника, на царевича было так велико, что, по мнению историка С. М. Соловьева , его отношения к Алексею Петровичу напоминают первоначальные отношения Никона к царю Алексею Михайловичу. Как Никон для царя Алексея был «собинный друг», так и внук царя писал из-за границы протопопу Якову: «в сем житии иного такого друга не имею, подобно вашей святыни, в чем свидетель Бог . Самим истинным Богом засвидетельствуяся: не имею во всем российском государстве такого друга и скорби о разлучении, кроме вас. Аще бы вам переселение от здешних к будущему случилось, то уж ми весьма в российское государство не желательно возвращение; только всегда прошу Господа и Его Богоматерь, дабы я сподобился вас прежде моего разлучения души грешней от тела, хотя на немногое время видеть» 1363 . После отъезда царевича заграницу, Яков Игнатьев, хотя и остался в Москве, но царевич вел с ним постоянную переписку и поручил ему распорядиться продажею и раздачею оставшихся после него вещей, при чем приказывал делать это, как можно скрытнее, чтобы «вышние», будучи в Москве, не проведали о том, и, наконец, поручил ему приискать для него священника, который бы поехал к нему заграницу в качестве духовника 1364 . В начале 1711 года, когда царевич Алексей объявил отцу своему о желании жениться на принцессе Бланкебургской, он прежде всего обращается к протопопу Якову с просьбою помолиться об успехе сего дела и написать свое мнение касательно оного. И протопоп, как и следовало ожидать, первым делом обратил внимание царевича на то, чтобы принцесса, как иноверная, приняла православие 1365 . Когда же началось дело царевича Алексея Петровича, последний на пытках показал и на своего бывшего духовника Якова Игнатьева, что будто бы он, на признание ему на исповедии о желании смерти отцу, ответил: «Бог тебя простит, и мы все желаем ему также смерти для того, что в народе тягости много».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

выразила свое неудовольствие, написав собственноручно, что «починка погоревших церквей производится слишком долго и без всякого прилежания», и снова приказала, чтобы «стараго кремлевскаго дворца о верховых церквах иметь всевозможное старание и накрепко заботиться, чтобы оные в скором времени починкою и пристройкою были окончены и приведены в прежнее состояние, как были до пожара» 56 . Но и это повеление Императрицы было исполнено лишь отчасти, так как ремонт погоревших церквей был произведен неполный и без достаточного внимания, с одной целью, чтобы только скорее можно было начать в них совершение богослужения, на чем особенно настаивала Государыня. О достоинстве производившихся в это время исправлений в дворцовых зданиях находим официальное свидетельство в указе Сената в главную дворцовую канцелярию от 2-го марта 1749 г., в котором он пояснял, что, «несмотря на отпускавшиеся в 1730 и 1737 г.г. суммы из штатс-конторы в оную канцелярию на починку Кремлевского дворца со всеми в нем строениями, эта починка не была произведена основательно, и только верхние строения, за ветхостью и от пожара повредившиеся, были дочиниваемы, а самые нижние строения в земле и сверх земли были не осмотрены». Не лучше обстояло дело по ремонту дворцовых зданий и при Императрице Елизавете Петровне, столь радевшей о благолепии храмов. Несмотря на то, что, по указу её из сенатской канцелярии в 1747 г. было предписано архитекторам осмотреть все кремлевские здания с самого фундамента и составить описи повреждениям, требующим починки и сметы на оную, и с отпуском из штатс-конторы 34848 р. в распоряжение бригадира Давыдова, которому было поручено Императрицей дело исправления означенных зданий, однако почти никакого ремонта не было произведено. Когда же коронационная комиссия при Екатерине II, на основании полученных ею сообщений из мастерской и оружейной палаты и из интендантской конторы, возбудила вопрос о необходимости исправить на средства дворцовой канцелярии многие ветхости в дворцовых храмах, как-то: иконастасное письмо и церковную утварь, то эта канцелярия отказалась от исправления всех ветхостей, сославшись на то, что «оная починка до той канцелярии не принадлежит».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Картины 5, 6 и 7 помещены на второй боковой стороне одежды и представляют крестный путь Спасителя на Голгофу. На первой картине надпись: «И вдадеша ему понести крест свой». е. м гла кз. Спаситель представлен в хитоне и плаще, согнувшимся под тяжестью возложенного на него с принуждением со стороны воинов креста. 6-я картина с надписью «Утружденный паде на колени» е. лу. гл . кг. Спаситель представлен падающим на обе руки под тяжестью креста, позади Спасителя стоящая на коленах женщина с молитвенно-простертыми к Нему руками, впереди Спасителя другая женщина, также на коленах. Сзади Спасителя Симон Киринейский с четвероконечным крестом на плече и коленопреклоненная толпа женщин и, наконец, вооруженные воины. На 7-й картине надпись: «Пригвождение ко кресту» е. мк. гла Спаситель изображен распростертым на семиконечном кресте, на верхней части которого надпись: Хс. Воины гвоздями прибивают руки и ноги Спасителя ко кресту, близ которого стоят Богоматерь, Иоанн Богослов и вооруженные воины в разных позах. У подножия – большое пятно, изображающее кровь из ран Спасителя, и сосуд с водой в форме высокой стопки с приделанными к ней носиком и ручкой. На второй поперечной стороне плащаницы изображение с надписью: «Не рыдай мене мати взирающе во гробе». «Здесь представлен Спаситель, умерший у креста, с несколько наклоненной набок головой, руки у Него опущены вниз тела. Около Спасителя предстоящие: Богоматерь, заключившая в свои объятия своего Сына и припавшая лицом к Его главе, и Иоанн Богослов с прижатой к груди рукою. На самом конце креста надпись также белой краской: Н. Ц. Над крестом нашито изображение двух летящих друг к другу ангелов. По низу одежда обшита зеленой шелковой бахрамой, подкладка же под всей одеждой – шелковая розового цвета. В общем плащаница с одеждой к ней представляет весьма ценный исторический памятник русского искусства XVII века 149 . Как драгоценный дар усердия к благоукрашению храмов Божиих, ризница Верхоспасского собора сохраняет в себе два ковра работы Государыни Императрицы Александры Феодоровны и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны: 1) ковер, шитый разноцветными шерстями по белой канве генуезским швом, длинными и прямыми стежками, волнистым узором, состоящим из трех расположенных поперек ковра волн в три цвета каждая: черный (фиолетово-сиреневый), резедовый (блекло-зеленый) и терракотовый (кирпично-розовый); каждый цвет в пять тонов, расположенных также поперек ковра молниевидными параллельными линиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

И. Кутневич (ставший впоследствии главным священником армии и флота), потом А. Е. Покровский (будущий протоиерей московского придворного Верхоспасского собора) . «Все они были из учеников С. Е. Гурьева, который отличался строгой верностью главному требованию науки — основать математические положения на прочных началах, верностью, которой он превосходил даже лучших, известных по своим открытиям в высшей математике, геометров. Понятно, что лучшие из учеников Гурьева усвоили себе его строгий взгляд на основания науки и, сами став преподавателями математики в Московской духовной академии, преподавая её людям возрастным, особенно старались в своих лекциях быть верными вытекающему из сущности науки методу философскому, то есть такому, при котором одни положения последовательным строго логическим путём выводятся из предыдущих, которые, в свою очередь, опираются уже на самых требованиях нашего мышления» . По окончании курса, сам сделавшись преподавателем математики, он показал себя с самого начала уже значительно приготовленным к предмету преподавания. Потому, хотя Пётр Спиридонович и не имел в математике больших предварительных познаний, но, начав слушать её в Московской духовной академии, «встретил однако же в ней что-то знакомое для себя, то есть встретил приложение к частным случаям тех требований мышления, которые уже были ясны для его светлого и точного ума, и давно знакомы ему, как получившему ещё прежде философское образование» . Занятия философией Первый преподаватель математики в Московской духовной академии — Василий Иванович Кутневич смог заинтересовать Петра Спиридоновича Делицына философией. В. И. Кутневич, помимо математики, читал также введение в философию, логику, опытную психологию и историю философии , проявляя интерес к современной, прежде всего немецкой, философии. Он выписал для академической библиотеки произведения Канта, Якоби, Фихте, Шеллинга. И в самих лекциях Кутневича заметна близость к философии Канта: в понимании задач философии, призванной объяснить мир субъекта, мир объектов и их общую первопричину (это соответствует целям теоретического разума у Канта), в утверждении, что лишь априорные понятия делают возможным опыт и т.

http://bogoslov.ru/article/6193391

Вновь избранные почетные члены – перечислены выше. Другое Общее Собрание членов Братства было 8 ноября. В виду сделанного заявления профессором П.И. Цветковым об освобождении его от должности Председателя Совета, по произведенной баллотировке, избранным на —5— должность Председателя оказался заслуженный ординарный профессор, Академии Николай Александрович Заозерский . На сем же собрании было постановлено выдать профессору А.Д. Шостьину в пособие 300 рублей. Совет в отчетном году составляли следующие лица: Председателем до 8-го ноября быль профессор, Академии П.И. Цветков, после 8-го ноября – профессор Н.А. Заозерский; Товарищем Председателя – священник Московской Дмитрие-Селунской, у Тверских Ворот, церкви, о. В.А. Быстрицкий; членами: протоиерей Московского Верхоспасского придворного собора, о. Н.В. Благоразумов, профессор Академии Г.А. Воскресенский и профессор И.В. Попов; казначеем-профессор, И.Д. Андреев, секретарем – помощник секретаря Совета и Правления Академии М.И. Бенеманский. В составе Совета Московской Братской Комиссии, имевшей на своем попечении помощь бывшим воспитанникам Академии и их семействам, были следующие лица: Председателем – протоиерей Н.В. Благоразумов; членами: ректор Московской духовной семинарии, Архимандрит Анастасий, протоиерей Н.М. Иванцов, протоиерей П.Г. Извеков, священник В.А. Быстрицкий; казначеем – Действительный Статский Советник П.С. Владимирский, секретарем – преподаватель Московской духовной семинарии, Н.И. Кедров. В течение отчетного года Совет имел три заседания в феврале, мае и октябре. Предметами занятий в этих заседаниях были: рассмотрение докладов казначея о поступивших пожертвованиях и вообще о финансовом состоянии Братства; обсуждение прошений студентов Академии о вспомоществовании из капиталов Братства и исполнение других обязанностей, возлагаемых на Совет уставом Братства. В частности, майское заседание было посвящено обсуждению главным образом прошений студентов о выдаче пособий на лечение в продолжение летних каникул и прошений окончивших курс о выдаче пособий на проезд до родины и пребывание до получения места; в остальные заседания были обсуждаемы прошения студентов о пособиях главным образом на содержание в Академии; кроме сего, октябрьское заседание было посвящено рассмотрению

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В оправдание же своего отказа, главная дворцовая канцелярия указала прежде всего на то, что, кроме именных высочайших указов 1730 и 1737 г.г. обер-гофмейстеру Салтыкову об исправлении погоревших церквей на отпущенные особые на то суммы из штатс-конторы, никаких после того указов, обязывавших дворцовую канцелярию производить исправления в церквах, не было и сумм на то не определено. Другой причиной своего отказа дворцовая канцелярия выставила то обстоятельство, что получаемой суммы для содержания высочайшего двора столовыми и прочими припасами с волостей, вследствие бывших до сего времени великих расходов, стало так недостаточно, что высочайшим указом было предписано взять заимообразно из соленой конторы 500000 р. Что же касается исправления церковной утвари, то та же канцелярия и относительно сего пункта отписалась, заявив, что состояние этой утвари ей неизвестно, так как она состоит в ведомстве московских мастерской и оружейной палат, и что, кроме того, не имеет в своем распоряжении никакой особой суммы на исправление утвари. Надо полагать, что именно вследствие такого отрицательного ответа главной дворцовой канцелярии от 14-го октября 1762 г. относительно исправления ветхостей в дворцовых храмах, обер-гофмейстер граф Скавронский вошел к Императрице с особым докладом, в котором, прежде всего, указывалось на то, что, действительно, в 1737 и 1738 г.г. исправление кремлевских дворцовых церквей было поручено графу Салтыкову на сумму, отпущенную из штатс-конторы, а в 1749 г. – бригадиру Давыдову на сумму из того же источника. Но в 1753 г. все старые дворцовые здания были переданы в ведение гоф-интендантской конторы, а новые – дворцовой канцелярии, хотя самых сумм на содержание указанных зданий не было отпущено. По именному же указу 1762 г., «все строения и сады, и дачи, и какия бы здания ни были, кои до сего времени канцелярии от строений были неведомы», были поручены ведомству генерал-поручика Бецкого. В заключение своего доклада Скавронский проводил ту мысль, что дворец со всеми его церквами, за неимением никакой суммы на содержание их, следовало бы поручить ведению того же генерала Бецкого, а церковную утварь – ведению и содержанию мастерской и оружейной палат 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010