В 1640 г. священнику Ивану Семенову на праздничную однорятку дано 5 арш. сукна лундышу вишневого по рублю по 12 алт. по 2 деньги арш., на кафтан 4 арш. тафты двоеличной, шелк червлен да лазорев по 25 алт. арш., на испод 40 хребтов песцовых бельих по 2 алт. по 2 д. арш. да на шапку 9 вершков бархату черного – цена 29 алтын с полуденьгою, полтретья звена пуху – цена 30 алт., на тулею 7 пупков собольих по гривне пупок 2074 . Той же церкви псаломщику Никите Володимирову дано 4 арш. сукна англинского темнозеленого по рублю по 12 алт. по 2 деньги арш. да 4 арш. тафты двоеличной, шелк червлен да лазорев по 26 алт. аршин. А пожаловал его государь против его братии псаломщиков Рождественского, Спасского и Ивановского 2075 . Ему же к прежней даче к тафте на кафтан дан приклад на подкладку 8 арш. крашенины лазоревой по полдевята деньги аршин; на подпушку аршин дорогов гилянских зеленых – цена 10 алтын, на постилку фунт без чети бумаги хлопчатой – цена 3 алтына полторы деньги, да ему ж на нашивку дано было деньгами 2076 . 36 к отр. 180. Челобитная священника Предтечевской церкви Василия относительно оклада жалованья «Великим государем, царем и великим князем Иоанну Алексеевич у и Петру Алексеевичу, бьет челом богомолец ваш церкви Иоанна Предтечи, что у вас великих государей вверху, поп Василий Михайлов. В нынешнем государи, во 195 г., по вашему великих государей изволению, из собора Живоноснаго Христова Воскресения от чина диаконскаго поставлен я богомолец ваш в попы к церкви св. Иоанна Предтечи. А оклад мне богомольцу вашему денежной и хлебной диаконской был с моею братьей диаконы вровне, да сверх того мне ж было в год праздничных и кликальных по 4 р., да сукно годовое в 5 р., а ныне у церкви св. Иоанна Предтечи оклад священнической с Воскресенскими священники вровне, а молебенными деньгами меньше пятью рублями, и годовое сукно двухрублевое, а как я богомолец ваш ставился в попы, и в то время ваше государское милостивое обещание было, что молебенныя деньги и сукно пятирублевое справить против моей братии воскресенских священников – для особыя церкви твоего великаго государя царя и Великаго князя Иоанна Алексеевич а, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца Ангела, и мне богомольцу вашему тех молебенных денег и сукно и по се время не справлено. Милосердые государи цари и великие князя... пожалуйте мене богомольца своего для своего государскаго многолетняго здравия, велите государи, то свое государское жалование – молебенныя деньги и годовое сукно мне богомольцу вашему справить, против моей братии, воскресенских священников. А я богомолец ваш, за вас великих государей своих, должен Бога молить. Великие государи смилуйтесь, пожалуйте» 2077 . 37 к стр. 185. Челобитная причтов Воскресенского, Верхоспасского соборов и церкви св. Иоанна Предтечи, по поводу неисправной выдачи жалования

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

«Царю Государю и Великому Князю Феодору Алексеевичу бьет челом богомолец твой собору Спасова образа, что у тебя великаго государя на сенех, дьякон Яков Семенов. По твоему великаго государя именному указу велено мне строитца на твоей великаго государя данной земле, в Китае у Николаевских ворот, а твоего великаго государя жалования, дано мне на дворовое строение денег 6 рублев, и теми деньгами мне богомольцу твоему построитца было нечем, и за работу мастеровым людям дать нечего, и я богомолец твой занял денег тридцать рублев на то дворовое строенье, и того долгу отплатить мне нечем. Милосердый государь царь пожалуй меня богомольца своего своим великаго государя жалованием. Вели, государь выдать денег тридцать рублев, что бы мне было чем достроитца и деньги взятыя отплатить. Царь государь смилуйся, пожалуй» (дано было 50 р.) 2072 34 к стр. 179. Челобитная Верхоспасского собора пономаря Федора Осипова о пособии «Царю и Великому Государю Феодору Алексеевичу бьет челом богомолец твой собора Спаса Нерукотвореннаго образа, что у тебе великаго государя на сенех пономарь Федька Осипов. В нынешнем государь, во 187 г. по изволению Божию, покрали мене богомольца твоего нощные тати в домишке моем деньги и платье и рухлядишко все покрали без остатку и только остались наги и босы, а я богомолец твой в то время был у твоего царскаго богомолья, ночевал вверху у церкви Божией, а по твоим великаго государя указам дано мне богомольцу твоему дворовое пусто место на Кулишках, а ныне мне убогому построитца стало не с чем и взять негде, кроме твоей великаго государя милости. Милосердый государь царь и Великий Князь Феодор Алексеевич пожалуй меня беднаго разоренаго богомольца своего, ради Спаса и пречистыя Богородицы и ради своего государскаго многолетняго здравия на пропитание на одежду с женишкою и с детишками и на дворовое строение чем тебе великому и милостивому государю о мне убогом Бог известит. Царь-государь смилуйся» 2073 . 35 к стр. 179. Одежда священнику и дьячку церкви Св. Иоанна Белоградского

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Богоявленской, в Ямской Дорогомилов. слободе, свящ. Конст. Мих. Михайловского Борисо-Глебской, у Арбатских ворот, прот. Мих. Иоанн. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанна Сим. Шарова Варваринской, на Варварке, прот. Мих. Дим. Никольского Варваринской, в Сиротском доме Лобковых, свящ. Иоанна Ал-еевича Ирисова Введенской, на Лубянке, свящ. Ник. Петр. Антушева Введенской, в Мариинском Епарх. женском учил., свящ. Серг. Ал-ев. Булатова Введенской, в Мариинском женском училище Дамск. Попечит., священ. Михаила Гавр. Городенского Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоан. Румянцева Введенский, в Семеновском, свящ. Сим. Афан. Ковганкина Верхоспасского Собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова Взыскания Погибших, в д. Братолюбивого Общества, свящ. Дим. Серг. Воздвиженского Власиевской, в Старо-Конюшенной, прот. Дим. Пет. Некрасова Вознесенского девичьего м-ря свящ. Ал-ра Иоан. Пшеничникова —34— Вознесенской, на Гороховом поле, прот. Ник. Конст. Протопопова Вознесенской, за Серпуховскими воротами, свящ. Иоанна Иосиф. Разумовского Вознесенской, близ Сретенки, свящ. Вас. Павл. Вишнякова Вознесенской, на Царицынской улице, у Никитских ворот, свящ. Иоанн. Дим. Арбекова Воскресенской, на Ваганьковским кладбище, свящ. Вас. Андреевича Быстрицкого Воскресенской, на Вражке, свящ. Вас. Ал-еев. Скворцова Воскресенской, в Гончарах, свящ. Вас. Тимоф. Терновского Воскресенской, за Даниловым м-рем, свящ. Павл. Георг. Любимова Воскресенской, при Императорском Екатерининск. богад. доме, свящ. Петра Дим. Воздвиженского Воскресенской в Кадашах, свящ Ник. Ал-др. Воскресенского Воскресенской, в Монетчиках, прот. Петра Никол. Сахарова Воскресенской, на Остоженке, свящ. Ник. Мих. Миловского Воскресенской, в Пленницах, свящ. Ник. Иоан. Молчанова Воскресенской, на Семеновском кладбище, свящ. Конст. Иоан. Остроумова Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красновского Всехсвятской, на Кулишках, свящ. Ник. Никит. Дроздова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Высочайше утвержденным определением Святейшего Синода от 30 дек. 1894 г., согласно прошению, уволен от должности протопресвитера Успенского собора и члена Синодальной Конторы, и резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Сергия определен настоятелем Покровской, что в Кудрине, в Москве, церкви, 30 янв. 1895 г. Г. Синодальным Обер-Прокурором Свят. Синода была назначена ему за 30-ти летнюю духовно-учебную службу пенсия в размере 500 руб.; но он получал ее только до перехода на службу в Придворное ведомство. С Высочайшего разрешения и согласно собственному прошению, ордером заведующего Придворным духовенством, определен настоятелем Московского придворного Верхоспасского собора и благочинным Московских придворных соборов и церквей 10 ноября 1895 г. В память царствования Государя Императора Александра III выдана была ему серебряная медаль на Александровской ленте, 30 апр. 1896 г. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом св. Владимира 3-й степени 14 мая того же года. В память священного коронования Государя Императора Николая II выдана была ему серебряная медаль на Андреевской ленте в том же году 18 ноября. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован митрой и палицей 5 апреля 1898 года. Согласно Указу Свят. Синода от 30 окт. того же года, резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира, назначен цензором издававшегося в Москве духовного журнала «Вера и Церковь » в том же году 7 ноября. —230— По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом св. Анны 1-й степени 1 апр. 1901 г. Согласно избранию Совета Московской духовной академии и представлению Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира Святейшим Синодом утвержден в звании почетного члена оной «в уважение долговременной педагогической и духовно-литературной деятельности. и богословско-литературных трудов» 19 окт. 1902 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует). Отчёт о состоянии Московской Духовной Академии в 1902–1903 учебном году//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 1–55 (5-я пагин.) —1— А. СОСТАВ АКАДЕМИИ I. а) Состав почётных членов К началу отчётного года почётными членами Московской Духовной Академии состояли 30 лиц: 19 духовных и 11 светских. – В течение года вновь избраны в звание почётных членов Академии и утверждены в означенном звании Святейшим Синодом: а) Высокопреосвященнейший Владимир, Митрополит Московский и Коломенский, под начальственным попечением которого находится Академия, – во уважение его многоплодного, ознаменованного подвигами христианской любви Архипастырского служения в разно-племенных концах России; ревностного попечения о христианском просвещении живым словом проповеди и неустанным поощрением всего, клонящегося к утверждению веры и благочестия, и отеческой внимательности к нуждам духовного образования и богословской науки; б) Высокопреосвященный Арсений, Архиепископ Казанский и Свияжский (ныне Харьковский и Ахтырский), – во уважение его многоплодной педагогической, пастырской и Архипастырской деятельности и просвещённого содействия к изданию богословских учёных трудов; в) Преосвященный Епископ Нафанаил, Управляющий Московским Спасо-Андрониевым монастырём, – во внимание к его свыше пятидесятилетней —2— педагогической, пастырской и Архипастырской деятельности; г) Преосвященный Иоанн, Епископ Аксайский, викарий Донской епархии, – во уважение его профессорской службы в Академии и учёных трудов по истории древней церкви и современных инославных исповеданий и сект; д) Благочинный придворных соборов в Москве, настоятель Верхоспасского собора, протоиерей Николай Васильевич Благоразумов – во уважение его долговременной педагогической и духовно-административной деятельности и богословско-литературных трудов; е) заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии (в отставке), Действительный Статский Советник Григорий Александрович Воскресенский – во уважение к тридцати-летнему профессорскому служению его в Академии и многочисленным, плодотворным научным трудам его по современному славяноведению, по русской литературе и особенно по исследованию истории древнеславянского рукописного Новозаветного текста, и ж) заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии (в отставке), Статский Советник Иерофей Алексеевич Татарский – во внимание к двадцатисемилетней профессорской деятельности его в Академии и учёно-литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самая пещера была украшена алебастровыми колоннами, на тумбах и на верху с гзымзом, а против Голгофской горы и посреди колонн был поставлен гроб Господень, сделанный из алебастра Степаном Заруцким, при содействии алебастрового дела терщиков Ивашки Андреева с товарищи 30 человеками 284 . Над гробом было повешено на проволоках 60 алебастровых херувимов, расписанных красками «по подобию», с золочеными «нетленными венцами и крыльями». На покупку красок для росписи этих херувимов дано было живописцу Дорофею Ермолаеву 16 р. 28 алт. 4 д. 285 Около же гроба Господня висело 12 стеклянных лампад, а у стен стояли живописные картины, изображающие евангельские притчи «Сошествие во ад», Воскресение, Вознесение и «Христос явися Марии Магдалине». Эти картины, писаные на полотне живописцем Иваном Салтановым, были вышиною по 3 арш., а шириною по 3 / 4 аршина 286 . На горе же Голгофе, кроме деревянного кипарисного креста, стоял еще медный прорезной крест, окладенный железом, который велено было посеребрить и позолотить, на что дано было 6 р. 20 алт. для покупки 2000 листов сусального золота 287 . Вероятно, к этому кресту сделан был резной киот, золоченый 288 . Когда все внутреннее устройство церкви было окончено, велено было поспешить с поделкою глав на нее. Шеи под главы было поручено делать старцу Ипполиту с таким расчетом, чтобы они были готовы к первой неделе великого поста 1681 г. 289 Поделка металлических частей в главах была поручена кунганного дела мастеру Сидору Иванову, которому на строение Спасских и Евдокиинских глав дано было в январе 1681 г. денег 200 р., да за работу в приказ 20 р. Самые кресты в числе 7, на церкви Верхоспасского собора, Иоанна Белоградского и Евдокиинскую, велено было сделать железные, оправить медью, а сквозные оправы выточить и позолотить 290 . Золочение глав было поручено золотого дела мастеру Юрию Вилимову, с мастерами серебряной палаты Данилою Кузьминым с товарищами, причем на позолоту дано было однажды 100 золотых 291 , другой раз – 800 золотых одиноких 292 – в 1680 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Святитель ростовский, «златословесный учитель», оставил после себя драгоценное наследие в своих сочинениях. Его сочинения получили широкое распространение в русском обществе. Самым распространённым сочинением св. Димитрия было и есть его Четьи-Минеи, над составлением которых он трудился 20 лет. При составлении их он пользовался великими Четьими-Минеями митрополита Макария, рукописями Симеона Метафраста , русскими прологами и западными сборниками. Этот труд святителя остаётся неподражаемым и считается неоценимым сокровищем нашей православной Церкви. Его поучения на воскресные и праздничные дни, отличающиеся простотой и ясностью, силой и глубиною чувства, сделались также любимой книгой русского народа. Высокими достоинствами отличаются и другие творения св. Димитрия: Руно орошенное, сборник сказаний о чудесах от образа Божией Матери в Ильинском черниговском монастыре с нравоучениями и назидательными примерами. Вопросы и ответы о вере и Зерцало православного исповедания; Летописец, сказующий деяния от начала миробытия до Рождества Христова; Врачество духовное и Алфавит духовный и др. Для истории и обличения раскола имеет важное значение сочинение св. Димитрия под названием: Розыск о брынской вере. В первой части розыска св. Димитрий обличает раскольничьих учителей в том, что они по своему невежеству писали так, что из их слов выходят еретические мнения. Во второй части доказывает ложность разных раскольничьих учений. В третьей части сообщает разные известия из истории раскола. Св. Димитрий писал драматические сочинения религиозного содержания и духовные песнопения. Глава IV. Богослужебно-обрядовая и нравственная жизнь русского народа. Монашество Отличавшая русский народ приверженность к христианскому богослужению неизменно сохранялась в нём при всех переменах в его государственной жизни. Русские люди XVII века с таким же усердием созидали и украшали храмы, благоговейно чтили христианские святыни и ревностно устрояли свою жизнь по церковному чину, как и их предки. Земля русская, разорённая ляхами в смутное время, снова украсилась многочисленными храмами, особенно в городах. В Москве, наиболее пострадавшей от неприятельского нашествия, воздвигнуто было много храмов и часовен. Иностранцы, приезжавшие в Москву, поражались обилием в ней храмов и часовен и звоном многочисленных московских колоколов. Наиболее замечательными памятниками благочестивого усердия наших предков XVII столетия в Москве остались колокольня над церковью св. Иоанна Лествичника , сооружённая в 1600 году Борисом Годуновым и известная под названием «Иван Великий», высотой 46 1 / 2 сажен; Казанский собор, построенный князем Пожарским в 1630 году в память освобождения Москвы от поляков заступничеством Божией Матери; Верхоспасский собор, построенный царём Михаилом Феодоровичем на сенях или наверху царских палат. В этом храме говели и причащались цари, начиная от Михаила Феодоровича и до Петра I, и были крещены их дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Алексиевской, на Малой Алексеевской ул., свящ. Вит. Аникит. Красновского Алексиевской, на Глинищах, священ. Ал-дра Конст. Гиляревского Аннинской, в Басманной больнице, свящ. Михаила Стефан. Смирнова Антиповской, у Колымажного двора, свящ. Михаила Ильича Беляева Архидиаконо-Стефановской, на Швивой горке, прот. Викт. Павл. Зверева Афанасие-Кирилловской, на Сивцевом Вражке, свящ. Евлам. Иоанн. Троицкого Благовещенской, на Бережках, свящ. Иоанн. Иоанн. Святославского —26— Благовещенской, в Петровском парке, свящ. Петра Вас. Сперанского Благовещенской, на Житном дворе, свящ. Ник. Конст. Лебедева Благовещенской, в Пыжах, священ. Константина Яковлевича Орлова Благовещенской, на Тверской, прот. Михаила Иоанн. Соболева Богородице-Рождественской, на Бутырках, прот. Ник. Феод. Вознесенского Богородице-Рождественской, в Ремесленной богадельне, свящ. Феокт. Вас. Черткова Богородице-Рождественской, в Рожд-ском мон-ре, священ. Ник. Ал-др. Ивановского Богородице-Рождественской, в Путниках, свящ. Сергия Влад. Ромодановского Богородице-Рождественской, в Старом Симонове, священ. Иак. Вас. Остроумова Богородице-Рождественской, в Столешниках, прот. Мих. Вас. Модестова Богородицкой, в Старо-Екатерининской больнице, священ. Павла Васил. Покровского Богоявленской, в Ямской Дорогомиловской слободе, свящ. Ник. Мих. Михайловского Богоявленской, в Елохове, прот. Иоанна Яковл. Березкина Борисо-Глебской, у Арбатских Ворот, прот. Мих. Иоанн. Руднева Борисо-Глебской, на Поварской, свящ. Иоанн. Сем. Шарова Варваринской, на Варварке, прот. Феофилакта Иоанн. Кроткова Варваринской, в Сиротском доме Лобковых, свящ. П. В. Копьева —27— Василиевской, в Новой Деревне, свящ. Серг. Мих. Орлова Введенской, на Лубянке, священ. Ник. Петр. Антушева Введенской, в бывом Новинском монастыре, прот. Феод. Иоанн. Румянцева Введенской, в Мариинском Епарх. женском учил., свящ. Сергия Стеф. Гречанинова Введенской, в Семёновском, священ. Павла Васильевича Успенского Верхоспасского Собора, прот. Ник. Вас. Благоразумова Власиевской, в Старой Конюшенной, прот. Димитр. Петр. Некрасова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Доброе полукафтанье или кафтан делалось из камки, тафты и атласу, подкладывалось крашениной или киндяком, подпушивалось дорогами или тафтой, обшивалось золотным с серебром – галуном, с узлами, пуговицами серебряными или обшитыми золотом. Бархатная червчатая шапка имела окол соболий, в подборе – пупки, и дорогильную тулею 2257 ... Всё устройство праздничного платья, обыкновенно, обходилось с работой и материалом в 23–24 р. и делалось на 4 года. Такое именно платье было сделано в 1672 г. некоторым певчим 2258 . Иногда некоторые принадлежности праздничного платья делались одновременно всем или большей части певчих дьяков. Так, в 1682 г. 71 певчему Верхоспасского и Воскресенского со- —272— боров и церкви Св. Иоанна Предтечи – к празднику Пасхи велено было сделать по кафтану объяринному, на что пошло 396 аршин и 7 вершков объяри разных цветов по рублю аршин, на опушку – 99 аршин тафты разных цветов по 19 алтын аршин, 20 аршин дорог червчатых – кармазиновых по 6 алт. по 4 деньги аршин, на подкладку 56 киндяков широких по 26 алтын 4 деньги киндяк, 30 киндяков узких – по 20 алтын киндяк, на обшивку кругом – 8 фунтов – 59 золотников галуна золотного и серебряного, и золото с серебром, и в том числе 4 фунта, 62 золотника с полузолотником – по 5 алтын, по 2 деньги золотник и 3 фунта 92 золотника по 5 алтын золотник 2259 . Певчим же церкви Св. Иоанна Предтечи в том же году и также к празднику Пасхи было сделано по шапке суконной с соболем, причём на каждую выдано по 3 вершка кармазину червчатого по рублю аршин, на тулею – полпята аршина сукна анбургского зелёного цвета по 13 алт. по 2 деньги аршин и на окол – по соболю – ценой в рубль 2260 . Печальный случай смерти паря Феодора Алексеевича подал повод к тому, чтобы сшить некоторым певчим траурное платье, причём 4 певчим были сделаны вновь особые одежды – а именно: „рясы тафтяные смирные“, а 8 певчим – кафтаны тафтяные смирные, которые, равно как и рясы, были подложены крашениной, подпушены дорогами и снабжены пуговицами шёлковыми.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благоразумов Николай Васильевич (1836–1907), протопресвитер Успенского собора Московского Кремля, богослов, ректор Московской духовной семинарии в 1869–1892 годах. Близкий друг святителя Николая (Касаткина) со времени обучения в Санкт-Петербургской духовной академии. При многочисленных обязанностях и огромной занятости протоиерей Николай находил возможность помогать делу Японской миссии, как бы соразделяя апостольские труды своего друга. В годы студенчества Н. В. Благоразумов и сам искренне желал посвятить себя миссионерской деятельности, и именно в Японии. Только снисходя просьбам своего отца, священника в одном из селений в Пензенской епархии, он должен был оставить это намерение. Расстояние, разделяющее Москву и Токио, и продолжительность разлуки не препятствовали развитию и укреплению их дружбы, которая продолжалась до кончины протоиерея Николая в 1907 году. По воспоминаниям Η. П. Розанова, преподавателя Московской духовной семинарии, отец Николай был красивый скромный человек, необыкновенно деликатный в обращении не только со своими сотоварищами, но и с учениками: за его «мягкость» его терпеть не могли в Петербурге, в конце концов заставив его после 25 лет службы покинуть семинарию, с которой он так сжился и где его все любили. Он всегда шел навстречу либеральным начинаниям в духовенстве, хотя сам инициативы в этой области не проявлял. Монахи московские злобились на него, потому что он «отбил» у них принадлежавшее, по их мнению, специально архимандриту место ректора, на которое он был избран корпорацией наставников семинарии, и поэтому все они были чрезвычайно довольны тем, что он переведен в 1892 году был из семинарии на место настоятеля Успенского собора. Отметить нужно, что он был человек «книжный», постоянно следивший за всем, что нового появлялось в духовной литературе, и читавший все самые серьезные статьи в журналах, что едва ли в Москве кто делал...» ( Розанов Н. П. " Второе сословие»: Мои воспоминания о жизни московского духовенства в последнее 50-летие перед революцией. НИОР, ф. 250, Розанов Н.П. К. 2. Ед. 1. С. 32.) Впоследствии митрополит Сергий (Ляпидевский ; † l898) перевел отца Николая «за его будто бы слабое управление соборным причтом» из Успенского собора настоятелем Покровской церкви в Кудрине. С 10 ноября 1895 года – настоятель московского придворного Верхоспасского собора, благочинный московских придворных соборов и церквей. – Примеч. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010