–  на Кулишках, что на Стрелке, вновь построена. – на Бутырках, построена Бутырским полком и освящена в 1682 году. – у Космы и Дамиана, в Каташеве. – у Николая Чудотворца, в Голутвине, построена в 1687 году. – у Георгия, в Яндове, постр. в 1653 г. – за Смоленскими воротами, известная под именем Смоленские, постр. в 1691 г. – на Старом Симонове, построена по благословению Сергия Чудотворца учеником его, Феодором. Придел при церкви Иоанна Милостивого, в Кисловке. – Петра в Павла, в Новой Басманной. – Космы и Дамиана, в Таганке, что именуется Новый. – Преображения Господня, между Пятницкой и Ордынкой, известная под именем Климента Папы Римского. 9 . Св. и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Придел при церкви Благовещения Богородицы, на Калужской улице. 13 . Обновления храма Воскресения Христова. Церковь в Верхоспасском Соборе, что за Золотой решеткой. – во Временной Тюрьме. – верхняя у Преподобные Параскевы; в Охотном ряду, после нашествия неприятеля вновь великолепно внутри украшена усердием Московского Дворянства. – в Никитском монастыре у ворот. – на Успенском вражке, постр. в 1629 году. – верхняя у Тихона Чудотворца, что у Арбатских ворот. Церковь в Бронной, за Никитскими воротами, построена в 1690 году иждивением Окольничего С. Полтева. – на Остоженке, именуемая новое Воскресение. – настоящая в Барашах, постр. 1734 г. – в Гончарах. – в Каташеве, построена 1713 года Гостями Добрыниными. – за Даниловым монастырем, построена Ф. Васильевым в 1699 году. – в Монетчиках, в Кузнецкой улице, построена 1750 года. – в Покровском монастыре. – в Пленицах, в преждебывшем Андреевском монастыре; постр. в 1689 году. – в Таганке, перестроена вновь прихожанами в 1790 году. – в Богодельном доме, что в Преображенском. Придел при церкви Бориса и Глеба, у Арбатских ворот. 14 . Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Церковь соборная в бывшем Крестовоздвиженском монастыре, построена в 1440 году Владимиром Ховриным, потом перестроена 1725 года. В 1814 году монастырь сей обращен в приходскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Один московский духовник пол. XVII в. Спрашивает совета у дьячка: „Скажи пожалуй, как быть? Дети мои духовныя Иван Озеров да Перфирий Зеркальников просятся в Киев учиться“. Дьячек советует: „Не отпускай, Бога ради, Бог на твоей душе это взыщет”. Тогда духовник сознается: „Рад бы не отпустить, да они безпрестанно со слезами просятся, и меня мало слушают, и ни во что не ставят”. О боярине Борисе Ивановиче Морозове тогда говорили, что „он держит отца духовнаго для прилика людского, а киевлян начал жаловать“ 136 . Соловьев картинно изображает эту встречу старого церковного быта и нового просветительного влияния. „Молодой великороссианин, поучившийся у малороссийскаго монаха полатыни и погречески, стал ученее своего стараго учителя, своего отца духовнаго; говорит, что и то не так и другое не так, и что отец духовный многое неправильно толкует. Легко понять, как должны были смотретъ на это. Светопредставление! Яйца курицу учат! Чего ждать добраго после этого. Ясное дело, что киевские монахи вместе с латынью учат разным ересям”... 137 Очевидно, руководящая роль древнерусского духовника с его наивными номоканунцами начала падать н притом среди того класса, где она была особенно сильна,– в высшем сословии, которое, по свидетельству Герберштейна, строго подчинялось покаянной дисциплине. Наконец, древне-русское духовничество стало в резко-враждебное отношение к новым началам исторической жизни, открывшейся для России в царствование Петра Великого, стало в лице духовника царевича Алексея протопопа Верхоспасского собора Якова Игнатьева. Яков поощряет враждебное настроение царевича против императора-отца и против его великого дела. Алексей кается духовнику: „Я желаю отцу своему смерти“. А тот именем Божиим прощает этот грех ему и даже поощряет: „Бог тебя простить, мы все желаем ему смерти“. Но умерло, сошло со сцены то, что отжило свое время, что явным образом разлагалось, что близоруко противилось формам новой жизни. Сошло со сцены древне-русское духовничество, в котором черпали силы сторонники старого русского обряда и до-реформенного уклада русской жизни..

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Почитание Л. С. как покровителя московской царской семьи сохранялось и в последующие столетия в династии Романовых. Частица мощей Л. С. находилась в ковчеге 1617 г., принадлежавшем матери царя Михаила Феодоровича («лета 7125 году сие моление келейное мощеи разных святых великия старицы Марфы Ивановны»; прежний ковчег обветшал, во 2-й четв. XVIII в. сделали новый - Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в. М., 2003. С. 439. Кат. 372). Память о Л. С. увековечена в храмовой иконе Л. С. (и ныне на прежнем месте ГММК; см.: Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец: Указ. церквей. М., 1916. С. 42. Рис. 43 (вид иконостаса с иконами в окладах); Смирнова Э. С. Моск. икона XIV-XVII вв. М., 1988. 201), созданной ок. 1680 г. изографом Федором Зубовым для дворцового Верхоспасского собора (храм Спаса Нерукотворного образа за золотой решеткой, домовый царский храм при теремах, 1635-1637). Икона представляет поясной образ святого, в молении обращенного к Спасителю, в традиц. одеяниях - воинских доспехах и головном плате. Он изображен как средовек с округлой короткой седой бородой, пышными локонами, выбивающимися из-под плата. Облик его полон скорби и молитвенного выражения благодаря возведенным вверх бровям, выразительным морщинам. Московский краевед И. К. Кондратьев зафиксировал предание, что икона была написана по воле вел. кн. Василия Димитриевича в нач. XV в. ( Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. 1996. С. 101). Скорее всего ее создание было связано с возведением царем Феодором Алексеевичем в 1679 г. Распятской ц. и подобия Голгофы на переходе между дворцовыми храмами. Образ Л. С. неразрывно связан с темой Страстей Господних, Голгофы и Распятия (один из приделов Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме подобно приделу храма Гроба Господня посвящен Л. С.). Почитаемая икона Л. С. кон. XVII в. имеется в московской ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке. Она происходит из ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Барашах, имевшей придел во имя Л. С. (1668; ныне существующий 1698), и близка по иконографии к иконе Зубова, но отличается в деталях. Еженедельно перед ней совершается молебен с водосвятием об исцелении от глазных болезней.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Печальное время! Когда же оно прекратится? . Патриарха нет в Москве; вместо него блюститель Стефан Яворский из «иноземцев», как тогда называли малороссиян. И Стефан Яворский становится год от году все скучнее и недовольнее; ясно, что ему не нравятся новые порядки, что тяжел ему Монастырский приказ и боярин граф Мусин-Пушкин, ясно, что он думает одинаково с архиереями и иереями из русских и с надеждою смотрит на царевича; но Стефан-митрополит, человек необщительный, неоткровенный, прямо ничего не скажет, нынче так, а завтра иначе, смотрит на две стороны. С ним не может быть прямых и тесных общений у царевича. Непосредственнее и сильнее влияние духовника Якова Игнатьева, протопопа Верхоспасского собора, которого отношения к царевичу Алексею напоминают первоначальные отношения Никона к царю Алексею Михайловичу; как Никон для царя Алексея был собинный приятель, так и внук царя писал протопопу Якову: «В сем житии иного такого друга не имею. подобно вашей святыни, в чем свидетель бог. Самим истинным Богом засвидетельствуюся: не имею во всем Российском государстве такого друга и скорби о разлучении, кроме вас. Аще бы вам переселение от здешних к будущему случилось, то уж мне весьма в Российское государство нежелательно возвращение; только всегда прошу господа Бога и его Богоматерь, дабы я сподобился Вас, прежде моего разлучения души грешной от тела, хотя на немногое время видеть». С каким сознанием своего значения протопоп Яков приступил к исполнению своих обязанностей при царевиче, видно из следующих строк одного письма его к Алексею, который в минуту вспыльчивости написал ему жесткие слова: «Ты забыл страх божий и обещание свое пред Богом и пред святыми его ангелами и архангелами, когда перед первою своею исповедью у меня, в спальне твоей, в Преображенском, я спросил тебя перед св. евангелием: будешь ли заповеди божии исполнять, предания апостольские и св. отец хранить, меня, отца своего духовного, почитать, за ангела Божия и апостола иметь и за судию дел твоих и хочешь ли меня слушать во всем, веруешь ли, что я хотя и грешен, но такую же имею власть священства, от Бога мне, недостойному, дарованную, и ею могу вязать и решить, какую власть даровал Христос апостолу Петру и прочим апостолам, и хочешь ли смирения моего священству и власти во всем повиноваться и покоряться? На эти вопросы ты отвечал перед евангелием: заповеди божии, предания апостольские и святых его все с радостию хочу творить и хранить и тебя, отца моего духовного, буду почитать за ангела Божия, за апостола Христова и за судию дел своих иметь, священства твоего, власти слушать и покоряться во всем должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

и мог бы долгое время стоять, но только без окладов. Это заявление было принято во внимание и архитектору Чичегову было поручено осмотреть иконостас. Произведенный осмотр вполне подтвердил опасения протоиерея Попова относительно прочности иконостаса. В своем докладе Чичегов указал на то, что иконостас не имел надежной прочности и соответственного положения, равно как и самые иконы значительно были повреждены, при чем оные, хотя и были исправлены в 1839 г., но не могли бы вынести тяжести окладов. Посему, по мнению архитектора, настояла необходимость сделать новый иконостас с исправлением или даже написанием вновь старых покоробившихся икон. 49 Следствием сего доклада Чичегова было распоряжение о составлении уже новой сметы на устройство нового иконостаса. Но пока эта смета составлялась, в 1841 г. последовало новое обстоятельство, которое вместе с опасением за большую стоимость устройства иконостаса в нижней его части значительно замедлило оное. Дело в том, что, со времени сокращения штатов московского придворного духовенства в 1818 г., Рождественская церковь была приписана к Верхоспасскому собору, и потому ежедневное богослужение стало совершаться только в этом храме. 50 Когда же перестройка Кремлевского дворца затруднила совершение богослужения в Верхоспасском соборе, тогда на это затруднение обратил внимание барона Боде благочинный придворных церквей в Москве протоиерей Покровский, который в своем рапорте в дворцовую контору в 1841 г. писал, что свет в Верхоспасский собор проникает только с одной стороны, полуденной, но с сей стороны весьма близко подошла стена вновь строящегося дворца, которая и собою и своими лесами совершенно затемнила храм. Кроме того, от лесов и различных строительных материалов вход в собор стал весьма затруднителен не только для богомольцев, которых уже более двух лет не стало видно, но и для самого причта. Вследствие всего этого, как писал благочинный, ежедневное богослужение было переведено из Верхоспасского собора в Рождественскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Длина алтаря около 9 аршин и самого храма от иконостаса до западных дверей – около 20 аршин, ширина храма около 14 аршин 72 В алтаре – 3 окна и одна стеклянная дверь, ведущая в прилегающий к храму с северной стороны коридор. В церкви и трапезе внизу 5 окон, а вверху – 10 с решетками и три двери: северная, южная и западная. Стены как алтаря, так и всего храма, украшены фресками в древнем стиле. Так, в нише, против престола, изображен Господь Иисус Христос с предстоящими Богоматерью и Иисусом Предтечей, а по обеим сторонам простенков – по 5 ликов Московских святителей, над срединою алтаря – новозаветная Троица, окруженная ликами св. ангелов, а в четырех углах одни символы евангелистов; в нише с южной стороны – Благовещение Пресвятой Богородицы, и в северной нише, у жертвенника: Поклонение волхвов. По обеим сторонам престола, находящегося под сенью, на стенах, прилегающих к иконостасу, размещены иконы: справа – св. великомученика Георгия, Господа Вседержителя и Спасителя, а слева – преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Господа Вседержителя и, наконец, (на одной доске) – великомученика Георгия, преп. Иосифа Песнописца и св. благоверного князя Александра Невского. В алтаре же, на южной стене, помещен древний образ преп. Никиты, Переяславского чудотворца, в житии, бывший храмовою иконою в упраздненном после пределе в честь сего святого. От средней части храма алтарь отделен иконостасом в 4 яруса, причем иконы в верхних поясах отделены друг от друга столбиками. Все вообще иконы написаны в византийском стиле и украшены серебреными окладами. Царские двери с образом Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов в окладе серебреном-золоченом, литом, 16 репьев резных, сквозных, с серебреными венцами. Над царскими дверями сень и столпы в окладе резном, сквозном; на полях – оклад серебреный с репьями, на столпах – 12 венцов серебреных. В подзоре изображена Пресвятая Троица и тайная вечеря под двумя видами. По правую сторону царских врат: 1) икона Спаса нерукотворенного образа, точная копия с храмовой иконы Верхоспасского собора, в серебреном-золоченом окладе, с венцом и гривной, украшенными камнями; 2) образ Рождества Пресвятой Богородицы в житии, в окладе пополам серебреном-золоченом, чеканном, с, венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Пели патриаршие певчие. 92 Во время торжественных выходов царя и царицы в Рождественскую церковь бояре и другие служилые люди в храм не входили ни один человек, потому что церковь была необширна и притом у царицы на сенях, куда не всякие люди допускались. 93 Иногда Государи совершали выход в Рождественскую церковь по поводу празднования образу Владимирской Божией Матери, который брался в крестные ходы. 94 Бывали цари и царицы за службою и в предельных храмах преп. Никиты Столпника и прав. Лазаря в дни их храмовых праздников. Так, в первом пределе царь Михаил Феодорович был за службою 24 мая 1638 года, а царь Алексей Михайлович в 1662 г. 95 Царица Евдокия Лукьяновна, помня, что молитвою преп. Никиты, Переяславского чудотворца, был рожден у царя Иоанна Васильевича сын Иоанн и святынею чудотворной воды от преподобного был сохранен в младенческом здравии, 96 как чадолюбивая матерь, во время нередких болезней своих детей, часто ходила в этот предел к службе и приобщала здесь детей. В пределе прав. Лазаря царь Алексей Михайлович бывал ежегодно за службою в Лазареву субботу и нередко в другие дни; 97 при чем в 1675 г. 27 марта литургию здесь служил патриарх Иоаким. 98 Преемники царя Алексея Михайловича также всегда посещали Рождественскую церковь 8 сентября и нередко в день празднования иконе Феодоровской Божией Матери. 99 В рождественской же церкви было поставлено на некоторое время тело умершей 13 февраля 1693 г. дочери царя Иоанна Алексеевич а – Марии. 100 В настоящее время Рождественская церковь вместе с Лазаревской причислена к Верхоспасскому собору. Как ближайший храм к апартаментам Их Величеств, Рождественская церковь во время пребывания царской семьи в Москве преимущественно пред другими дворцовыми храмами посещается ею для богомоления. В отсутствие же их Величеств, служба здесь совершается во все воскресные дни и двунадесятые праздники в течение времени с 8 сентября и кончая днем Св. Троицы, и ежедневно на первой и последней неделе Великого поста, причем богомольцами являются почти исключительно высшие лица, принадлежащие к Московскому дворцовому управлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Для получения сведений относительно времени перехода церкви в придворное ведомство дворцовая контора отнеслась в Синодальную контору и Московскую Духовную Консисторию. Но Синодальная Контора на обращенный к ней запрос не дала никаких сведений, а Консистория могла указать лишь на имевшееся в оной отношение Министра Двора от 14-го ноября 1837 г. о передаче Верхо – Спасского собора в ведение духовника Их Величеств. Благодаря сему, президент Московской дворцовой конторы, князь Трубецкой, мог сообщить от 1-го июля 1861 г. Министру Двора лишь только о том, что Ризположенская церковь на основании Высочайшего повеления от 14-го ноября 1837 г. наименована придворною с причислением ее к Верхоспасскому собору с тем, чтобы причт сей церкви был подчинен протоиерею сего собора, и что с того времени исправление Ризположенской церкви производилось в связи с работами по Кремлевскому дворцу на общую ремонтную сумму. Изложивши историю храма, переходим к описанию его настоящего наружного и внутреннего вида. Складенный из тяжеловесных кирпичей, Ризположенский небольшой, но очень высокий, храм представляет своею формою квадрат, увенчанный одною главою, обитою медно – золочеными листами, и четверо – конечным крестом. Под храмом находятся подвалы со сводами. Наружные стены, выкрашенные в белый цвет, украшены архитектоническими орнаментами в готическом и византийском стиле. Окна в ней – одни древнейшие – до времени патриарха Иосифа – с дуговыми перемычками и с наличниками или валиками на подобие греческой буквы омеги; другие – позднейшего времени – с прямыми перемычками. В храм ведут три двери: западная и северная, соединяющие церковь с крытыми каменными сенями или переходами, и доселе именуемыми патриаршими, при чем обе эти двери заперты. Третья дверь для доступа в храм богомольцам 4 мая и 2 июля ведет сюда с довольно широкого каменного крыльца без кровли и с 13 ступеньками с южной стороны. Над входом чрез эту дверь – с наружной стороны помещена искусной работы писанная на доске икона Положения ризы Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

247 Насколько, впрочем, мы её знаем (а знать её, как указывали выше, мы имеем возможность только весьма недостаточно). 248 Церковь , имеющую на своём сферическом куполе 23 главы, см. в Путешествии по озёрам Ладожскому и Онежскому Николая Озерецковского, СПб, 1792г. Рисунков таблица VIII, текст о церкви (в погосте Кижском, находящемся на острове Онежского озера того же имени) стр. 249 (главы – шарообразные, представляющие собой в увеличенном виде яблоки греческие). Позднейшие каменные церкви, которых сферические купола украшены рядами наших наличников, но без глав на них, см. в Русской Старине Мартынова и Снегирёва (Николы Явленного в Москве,– по изданию в большом формате тетрадь 2 и в селе Покровском,– тетрадь 8). 251 Имеем, впрочем, свидетельства, что на церквах, крытых бочками, бывало по три главы. Записок Археологического Общества т. VIII, Смеси стр. 53. 252 Записок Русского и Славянского Отделения Археологического Общества т. I, отд. 3, стр. 148 и 153. 253 Верхоспасский Московский Кремлёвский собор, как будто построенный «на деревянное дело», имеет на своей весьма плоской двускатной кровле 13 глав. Может быть, что в виде исключения бывало так и на деревянных церквах с двускатными кровлями. 255 Последний способ взят из архитектуры западной и перешёл на главы при посредстве шатров; у этих последних восьмигранные низы обделывались треугольниками потому, что верхи башен западных, что представляли собою эти низы, см. выше, имели фронтоны в виде треугольников. 256 На Константинопольской Софии есть две круглые глухие башенки на западной стене. Так как невозможно придумать повода, по которому бы их могли надкласть Турки,– с минаретами, которых у св. Софии четыре, они не имеют ничего общего,– то, несомненно, их должно считать до-турецкими. Мы, разумеется, не хотим этим сказать, чтобы башенки Кольского собора были взяты со св. Софии, но мы хотим этим сказать: если окажется, что башенки были у нас довольно употребительны, то, занимаясь вопросом об их происхождении, не бесполезно будет начать с того, чтобы хорошенько поискать их в позднейшей греческой архитектуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так, на иконах, что за слюдой, и на иконах, оклеенных парчою разных цветов, последняя во многих местах отклеилась, а слюда была избита. В алтаре, в одном окне слюдяная окончина была ветха, а в другом окне ее и вовсе не было и, кроме того, у обоих окон не было железных решеток. Затворы у дверей столярной работы, которые вели на площадку, были ветхи. По заявлению архитектора, следовало сделать в этих дверях затворы створчатые, глухие, для того, чтобы в столярной работы затворах не повредились от ветра окончины. Возле же церкви, в теплой палатке, служившей трапезою, стенное письмо обветшало, печь муравленая и деревянная кровля были также ветхи, сквозь своды шла течь, двери требовали замены их новыми и устройства к ним запоров. На главах же Распятской церкви и смежных с нею Воскресенской и Предтечевской позолоченные листы во многих местах были отодраны, а у крестов репья погнулись. Самая кровля над алтарями этих церквей обломалась во многих местах и, где была крыта тесом, совершенно обветшала 125 . В следующем 1731 г. Распятская и Воскресенская церковь были покрыты листовым железом 126 . Пожар 1737 года истребил крышу над входным крыльцом в Распятской церкви, которая была крыта жестью по дереву 127 , а также окна, рамы и окончины в алтаре, причем самый иконостас был разобран и только в мае 1739 г. поставлен на свое место 128 . При осмотре храма в 1756 г. оказалось нужным починить пол, стены и своды подмазать и выбелить, одни окончины починить и две вновь сделать, вместо обветшавших, с рамами и переплетами, печь израсчатую также починить, наружные стены и прочее выбелить. Всего на ремонт храма требовалось 329 р. 43 к. 129 С закрытием особого штата причта при Воскресенской церкви, в ведении которого состояла и Распятская церковь , и с припискою ее к Верхоспасскому собору, настоятель последнего протоиерей Алексей Левшин 19-го августа 1779 г. сделал донесение в экспедицию строений Кремлевского дворца о том, что и в Распятской, как и Воскресенской церкви, имелось немало ветхостей, как то: поломка крестов на главах и повреждение самой крыши, отсутствие решеток в некоторых окнах вовсе или же ветхость их, и, кроме того, в Распятской церкви входная снизу наружная дверь и каменные столпы, сделанные еще издревле, также и каменная лестница и при ней деревянная дверь, были также очень ветхи, а дверь и в пожарном отношении была очень опасна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010