в хоромы к царю Феодору Алексеевичу оп. 959 л. 267), а живописец Иван Безмин позолотил и посеребрил под этот образ рамы оп. 958 л. 429). 353 Предание, сообщаемое Ратшиным о том, что этот храм был построен в конце 15 века Софьей Фоминичной, не имеет никакого исторического основания. Ратшин 340. 356 Эта прекрасная решетка, сохранившаяся и доныне, была перелита из медных денег, выпущенных пред тем в народ и наделавших столько неудовольствий, убытков, смут и казней. Заб. Д. б. р. царей. 60 стр. 357 Г. 118. ст. 448. Нужно заметить, что для работ в Верхоспасском соборе по указу царя в 1670 г. велено было прислать иконописцев из Костромы и Ярославля, с выдачею им подвод и прогонов. Г. 178. ст. 204. 395 По изустному преданию, сей образ был привезен в Россию греческою царевной Софией Фоминичной и был ее комнатным, а при царе Михаиле Феодоровиче был поставлен в Верхоспасский собор. Снегирев. 226. 396 В Софийской летописи под 15 марта 1415 г. говорится о том, что когда великий князь Василий Иванович просил одного святого старца, жившего в монастыре святого Иоанна Предтечи, иже под Бором, о молитве за свою больную жену Софию, то получил от него повеление молиться великомученику Лонгину, «понеже той ходатай и молебник всему роду вашему». П. С. Р. Лет. Т. VI, 140 стр. 398 В 1737 г. была возвращена из села Преображенского из Воскресенской церкви в Верхоспасский собор взятая отсюда, по повелению Петра I, плащаница, на атласе красном, с красною тафтяною подкладкою. На атласе был написан Спасителев образ, с атласным желтым венцом, а кругом было обшито атласом лазоревым, на последнем были написаны сусальным золотом слова: «благообразный Иосиф». По углам были травы, а вокруг было обшито небольшою золотною бахрамою. К плащанице же относился надевавшийся на стол чехол из красного атласа, с нашитыми на нем страстями Господними, и кругом обшитый зеленою шелковою бахромою и на красной тафтяной подкладке. оп. 36. Г. 1736. дела 177. 400 оп. 958 л. 319 и на об. По образцу сего паникадила в августе 1682 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

для Верхоспасского собора живописцем Василием Познанским, который «написал золотом и красками по червчатому атласу образ Спасителя» 147 , с атласным желтым венцом, а кругом было обшито атласом лазоревым; на последнем же были написаны сусальным золотом слова: «Благообразный Иосиф». По углам были травы, а вокруг было обшито небольшой золотой бахрамой. – Эта плащаница была взята Императором Петром I в Воскресенскую церковь села Преображенского, а в 1737 г. была возвращена в Верхоспасский собор 148 . Одновременно с плащаницей была возвращена и относившаяся к ней одежда на столик, сделанная, несомненно, также Познанским, из малинового атласа, углы из бланжевого муара и серебристого с теневой раскраской в виде двух колонн на каждом углу, на четырех боковых сторонах из разных шелковых материй с дополнением красками лиц и, где потребовалось для оттенков, нашиты изображения страстей Христовых. На одной продольной стороне – три изображения. Над каждым из них белой краской сделана надпись славянской вязью: 1) «Моление Исво в вертограде, е гла Это изображение представляет парящего в облаках ангела с чашей в руке и под облаками стоящего на коленах Спасителя, в молитвенном положении простирающего руки вверх. Внизу от молящегося Спасителя три спящих апостола в разных позах. Второе изображение с надписью: «Приведоша пред Каиафу « е. гл». Здесь Спаситель представлен стоящим босыми ногами на полу, с лицом, обращенным к сидящему на возвышении Каиафе, окруженным воинами и толпой. Следующее изображение на текст: Биение у столпа е. м гл . кз. Здесь Спаситель представлен обнаженным и опоясанным, согнувшимся и привязанным за руки толстой веревкой к толстой колонне, причем два воина истязают Его до крови, пятна которой видны на полу... На поперечной боковой стороне плащаницы 4-я картина с надписью: «Венец терновый возложиша на е. гла.» Спаситель изображен сидящим и склонившим голову в сторону левого плеча, причем одни воины сплетают из терновника венец над главой Спасителя, а другие насмехаются над ним, как царем, иные же входят в состав вооруженной стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

На шитье риз и стихарей в собор пошел, между прочим, хранившийся в кладовой дворцовой конторы остаток материи из голубого муаре, которой первоначально были обиты стены Андреевского зала в Большом Дворце. Шитье ризницы, произведенное цеховым Лукьяновым, обошлось в 1420 руб., каковой расход, по распоряжению барона Боде, был покрыт из имевшейся в его распоряжении экономической суммы в 1450 руб. 107 . Последняя более значительная работа по возобновлению Верхоспасского собора относится к 1682 г., когда была произведена разборка терракотовых украшений и кирпичной кладки в 11 главах собора, подделка кирпичем вокруг глав, возобновление местами баз из белого камня, перекрытие железных крыш вокруг глав и окраска их на месте под бывший раньше цвет. Эта работа была исполнена подрядчиком Веденевым за 145 руб. 108 . Украшенный вызолочеными главами, Верхоспасский собор занимает внутри пространство в 8 саженей длины и 3¼ саж. ширины. Так, как к храму с южной стороны прилегает узкий коридор, то света в нем, несмотря на окна, почти совсем нет, и только в алтаре достаточно светло 109 . Над входом в собор – снаружи помещена икона Спасителя, Нерукотворенного образа; над срединой трапезы. на своде написан благословляющий Спаситель, окруженный ликами святых с венцами у подножия. В трапезе же, в резном золоченом иконостасе размещены иконы: в нижнем ряду, справа – св. Алексия, человека Божия, над нею – Благовещения Пресв. Богородицы и св. Николая, а выше – Вознесения Господня. Над аркой, в средине – Богоматерь, по левую сторону – икона Божией Матери с Богомладенцем и двенадцатью апостолами в сребропозолоченном окладе; над нею – во 2-м ярусе – икона Преображения Господня и преп. Сергия, еще выше – Введения во храм и св. мученицы Александры и еще выше – Рождества Христова. Над дверью – икона Спасителя. У северной стены, в иконостасе же – образ св. Александра Невского, над ним – Рождества Богородицы. В самом храме, в средине – на западной стене картина, изображающая историю происхождения нерукотворенного образа Спасителя: представлен Спаситель, окруженный народом и мужами, держащими в руках на убрусе отпечатлевшийся лик Христа; на южной стене – изображена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В отношении к царскому богомолению Верхоспасский собор со времени своего построения получил такое же значение, какое до построения его имел Благовещенский собор. Как теремный храм, он был весьма часто посещаем царями и членами их семьи и в торжественных выходах и запросто. Здесь часто говели и приобщались цари Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич 135 . Здесь же было совершено крещение царевичей Феодора Алексеевича 30-го июня 1601 года и Иоанна Алексеевич а 1666 г. 20-го сентября 136 . Отсюда цари нередко сопровождали в крестные ходы образ Спасителя, а иногда и другие иконы. Так, в 1647 г. 15-го сентября царь Алексей Михайлович провожал в крестный ход иконы Спасителя, Владимирской Божией Матери и Благовещения, хотя в ходу сам не был 137 . Обыкновенно же цари шли из Верхоспасского собора в Успенский собор за иконою Спасителя 138 , которая бралась иногда и на войну 139 . С особенной торжественностью совершалось богослужение в Верхоспасском соборе 16-го августа в день его храмового рразлника, когда, в присутствии царя и его семьи, литургию почти всегда служил сам патриарх с многочисленным духовенством. Так, в 1668 г. литургию в этот день совершали три патриарха, при пении патриарших певчих 140 . Они же служили здесь 1-го января того же года, а 5-го мая служили Московский патриарх Иоасаф и Антиохийский – Макарий с митрополитами и епископами и царским духовником, протопопом Андреем, причем совершена была хиротония Тобольского митрополита. Киприана 141 . Что касается предельного храма, то он, как устроенный при царе Михаиле Феодоровиче в честь ангела его сына, часто посещался царицей Евдокией Лукьяновной, которая нередко здесь приобщала своих детей. Торжественные выходы царя Михаила Феодоровича сюда были в день храмового праздника св. великомученика Иоанна Белоградского в 1637 и 1638 г.г. 142 . Царь Феодор Алексеевич нередко молился здесь в разные дни, а в 1681 году 19-го февраля, в субботу на первой неделе Великого поста, приобщался 143 . Что касается до царя Иоанна Алексеевич а, то он очень часто молился в этой церкви, переименованной при нем в честь св. Иоанна Предтечи – его ангела 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИЗВЕКОВ ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Павел Григорьевич Извеков ( 1848 - 1914 ), протоиерей , настоятель Московского Верхоспасского собора Родился в 1848 году в семье диакона Калужской губернии. В 1870 году окончил Калужскую духовную семинарию , в 1874 году -  Московскую духовную академию . По окончании курса академии был удостоен степени кандидата богословия " с правом искать степени магистра без нового устного экзамена и за четырехлетние содержание за счет казны обязан прослужить шесть лет в духовном ведомстве " . 11 июля 1874 года назначен на должность смотрителя Вольского духовного училища . Женился на Евгении Павловне (в девичестве Смирновой, дочери священника), дети: Надежда (1878 г.р.), Леонид (1880 г.р.) и Николай (1889 г.р.) . С 14 апреля 1878 года - смотритель Камышинского духовного училища . В 1879 году утвержден в чине коллежского асессора (со старшинством с 24 октября 1876 года), в 1882 году в чине надворного советника (со старшинством с 24 октября 1880 года), и в 1886 году в чине коллежского советника (со старшинством с 24 октября 1884 года). 30 января 1886 года рукоположен в сан диакона , а спустя несколько дней в сан священника   Иоанно-Златоустовской церкви при Камышинском духовном училище. 17 апреля 1886 назначен на должность инспектора Саратовской духовной семинарии . С апреля по декабрь 1886 года временно исполнял должность ректора семинарии. 2 ноября 1887 года назначен ректором Саратовской духовной семинарии , 21 ноября того же года возведен в сан протоиерея . В марте 1903 года приглашен на открывшуюся вакансию протоиерея в придворном ведомстве при московских кремлевских придворных соборах и церквях . В течение последующих 11 лет служил во всех трех придворных соборах Кремля : Архангельском (настоятель с 1905 по 1909 год) , Благовещенском и Верхоспасском. В 1910 году, будучи сакелларием придворного Благовещенского собора , назначен на должность благочинного московских придворных соборов и церквей и настоятелем Верхоспасского собора .

http://drevo-info.ru/articles/13681630.h...

Вновь был сделан образ Великомученика Феодора Стратилата и мученицы Агафии – в гладком окладе, с венцами и надписями. Всех вообще икон в соборе насчитывалось до 57, причем много из них были в серебряных и других окладах 45 . Перед иконостасом висело железное прорезное, позолоченое, с перьями, паникадило, которое было делано в 1677 г. ствольного дела кузнецом – Кирюшкою Яковлевым против образцового костяного паникадила 46 . Что касается церковной ризницы, то она отличалась большим богатством, постепенно пополняясь разными предметами в течение XVII в., особенно же при царе Феодоре Алексеевиче. Так, по его приказу, сделана была к образу Спасителя, что в деисусе, серебряная, чеканная лампада на цепях со звездами – весом 3 ф. 39 золот. 47 , 16 медных подсвечников 48 были почернены по серебру серебряной палаты мастерами Даниилом и Варфоломеем Кузмиными 49 и позолочено Евангелие. Из описи же церковной видно, что наиболее дорогие напрестольные кресты и сосуды были сделаны также при царе Феодоре Алексеевиче. Из напрестольных крестов особенно замечательны были два креста – один золотой с финифтяными изображениями, осыпанный драгоценными камнями, и другой, также золотой, с мощами, по краям обнизанный жемчугом, яхонтами и изумрудами 50 . Из сосудов особенно дорогие были потир золотой с наведенными по разного цвета финифти священными изображениями, украшенный граненым червчатым яхонтом, а также лазоревыми яхонтами и изумрудами, с надписью: сии сосуды золотые построены в церковь Спасова Нерукотворенного Образа, что у него великого государя вверху, лета ρπθ; весил потир 4 ф. 85 зол. К потиру же были сделаны золотой дискос с наведенными по финифти изображениями и украшенный по краям 2 лалами и 2 яхонтами, весом 3 ф. 62 зол., 2 золотых блюдца – весом 1 ф. 15 зол. также с изображениями и украшениями из драгоценных камней, звездица золотая резная, наведенная финифтью, украшенная изумрудами и яхонтами, причем на одном изумруде был вырезан четвероконечный крест, – вес ея – 91 зол. Золотая лжица со стеблем, наведенным разного цвета финифтью, украшенная яхонтами, изумрудами, лалами и жемчужным зерном в закрепе, – весом 17 зол.; копие золотое с разного цвета финифтью, червчатыми яхонтиками, лалом на спне и жемчужным зерном в закрепе; весом 17 зол. Замечательно было и кадило серебряное с золотыми накладками, по которому было наведено разного цвета финифтью четыре стихии; по краям кадила и вверху было три пояса, кругом, также золотые с каменьями – червчатыми яхонтами и изумрудами, на 5 цепях и с 5-ю серебрянозолочеными колокольцами на них. Как сосуды эти, так и кадило, были взяты в 1714 г. в С.-Петербург, где Император Петр I, осмотрев их, не указал, куда их отдать 51 . Вероятно, возвращенные в Верхоспасский собор, они в 1786 г., по повелению Императрицы Анны Иоанновны, снова были взяты в С.-Петербург и отданы в придворный Сретенский собор 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Забел. Д. б. рус. царей. 75 стр. 9 Эта прекрасная решетка, сохранившаяся и доныне, была перелита из медных денег, выпущенных пред тем в народ и наделавших столько неудовольствий, убытков, смут и казней. Забел. Д. б. р. царей. 60. 23 По исследованию профессора Ключевского: «Русский рубль XVI–XVIII в. в отношении к нынешнему 1886 г.». Г. Москва, рубль XVII в. по содержанию чистого металла равнялся 2,19 современного, а меновая его стоимость по обычным ценам составляла во 2-й половине XVII в. по отношению к рублю 1884 г. – 17 руб. 43 По преданию, сей образ был привезен в Россию греческой царевной Софией Фоминишней и был её комнатным, а при царе Михаиле Феодоровиче был поставлен в Верхос. соборе. 44 Помещение сей иконы в иконостасе храма объясняется тем глубоким чувством благоговения, которое питали к сему святому русские венценосцы, начиная с великого князя Василия Ивановича, как к покровителю своего рода. В Софийской летописи под 15 марта 1415 г. говорится о том, что, когда, сей князь просил одного старца, жившего в монастыре св. И. Предтечи, под Бором, о молитве за свою больную жену Софию, то получил от него совет молиться великомуч. Логгину, «понеже той ходатай и молебник всему роду его». П. С. Русск. Летоп. т. VI, 140 стр. 46 оп. 958. л. 319 и наоб. По образцу сего паникадила в Августе 1682 г. токарь-иноземец Иван Ган сделал в хоромы к государям паникадило из слоновой кости с 4 яблоками прорезными, гранеными, с перьями, с блюдцами и шандалами. Забел. Дом. б. р. ц. т. I, 232–33. 64 Особая ружная книга по содержанию церквей, духовенства и других лиц от 1699 г. с собственноручной отметкой Петра I, что именно следовало оставить и что отменить. Забел. Матер. ч. 2. Предисловие. 5 стр. 66 При производстве работ в трапезе, последняя была отгорожена от самой церквп, и в ней было поставлено 3 солдата, для которых трапеза стала служить как бы квартирой. А от сего, по справедливому замечанию протопопа, «богомольцам было не малое утеснение». оп. 6, т. I. 337. 110 Об этой иконе, по преданию, привезенной в Россию греческой царевной Софией Фоминичной Палеолог, упоминалось нами раньше. 111 И после переименования храм сей в делах XVII в. очень нередко по-прежнему назывался церковью св. Иоанна Белоградского. 134 В настоящее время известным художником-иконописцем В. П. Гурьяновым производится реставрация иконного письма в Верхоспасском соборе, вызванная порчей оного от сырости и давности времени написания. 152 Чашечки эти, по объяснению Снегирева, служили для возлияния на усопшего освященного при соборовании елея и известны в греческой православной церкви под названием: Κανδλα ο εχειλαου. Читать далее Источник: Верхоспасский собор в Большом Кремлевском дворце в Москве/Протоиерей моск. придвор. Благовещ. собора и приват-доцент Моск. ун-та Н. Д. Извеков. - М.: Рус. Печатня, 1912. - 62 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Узор повторен три раза, разграничиваясь рамками из трех шитых шерстяных полосок: двух крайних темно-коричневых и третьей – средней – золотою, вышитых и расположенных точно так же, как и весь узор. На концах ковра узор только начат, – на одном конце – тонами черного цвета, а на другом – терракотового. Ковер обшит кругом, по бокам и концам, широким (1½ вер.) серебряно-золоченым галуном с красной шелковой выработкой в виде квадратиков четыреконечными крестиками внутри их и четвероконечнымп звездочками снаружи. Весь ковер на подкладке из тяжелой шелковой материи цвета бордо. Длина ковра с галуном – 5 арш. 7 вер., а ширина с галуном – 15¾ вер. Ковер сей пожалован Государыней Императрицей в Распятскую церковь к св. престолу 23-го апреля 1900 г., во время пребывания Царской Семьи в Москве. 2) Ковер, шитый разноцветным толстым крученым шелком (луна) по белой канве генуезским швом, волнистым узором, состоящим из четырех расположенных поперек ковра волн в три узора каждая: лиловый, резедовый и огневый и каждый цвет в четыре тона с пятым – средним – белым, расположенных также поперек ковра параллельными зубчатами линиями. Узор повторен 8 раз, разграничиваясь рамками из трех такого же шелка волн: «луна и полосок», двух крайних белых и третьей – средней – золотистой, вышитых и расположенных точно так же, как и весь узор. Ковер обшит кругом (по бокам и концам), вверху и снизу широкой каймой из темно-зеленого шелкового атласа (в тон каймы). Длина ковра с обшивкой – 7½ арш., ширина – 1 ар. 2½ вер. Этот ковер пожалован Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной 6-го декабря 1900 г. к престолу в Верхоспасский собор и шит её руками. Из сохраняющихся в ризнице древностей, не относящихся, собственно, к церковным, известны: 1) пояс черной кожи с вытесненными на нем изображениями двунадесятых праздников с русскими надписями. Пояс этот был найден в каменном гробу в 1836 г. в притворе Спасоборского храма. Длина одной части пояса – 11 верш., ширина немного более – ½ вер. Длина другой части – 1½ верш., а ширина немного более – ½ верш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Дно сего блюда несколько выпуклое. По краю же сей выпуклости, снизу блюда, сделана круглая серебряная накладка для покрытия бывших пробитых мест. Внутри этой накладки сохранились следы резной надписи: «о боярина И... Ниловича Милослав... янó в црко, вялы ПРТЫ БЦЫ ким же ЕМ». Весу в блюде 1 фун. 63 зол. Диаметр его 7½ вершков. Несомненно, судя по надписи, это блюдо было дано в церковь Похвалы Пресвятой Богородицы боярином Ильей Даниловичем Милославским. 3) Блюдо серебряное гладкое, глубокое, золоченое. По краям блюда сверху вычеканена вязью надпись: «178 году генваря 26 день в. дом Стретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа по боярине Илье Даниловиче Милославском и по жене ево боярыне Ксение Ивановне». Пред началом надписи вычеканен щит герба в венке. Снизу блюда, по краю же, вырезана другая надпись, а именно: «отдано то блюдо·при отце ево духовном к. воснесению Христову». Вес сего блюда – 1 фун. 83 зол., а диаметр – 7½ верш. Из лампад замечательна – золотая, без пробы. По верхнему краю её три накладных херувима – серебряные, вызолоченые. При лампадке три серебряных, вызолоченых цепочки. Весу в лампаде – 49 золотников. Лампада эта, надо полагать, была пожертвована Салтыковой к образу Спаса Нерукотворенного в Верхоспасский собор. Между плащаницами особое на себя внимание археолога обращает выносная, сохраняющаяся ныне в ризнице. Она сделана из темно-малинового атласа, на котором нашито тело Спасителя из атласа телесного цвета. Голова, ручки и ножки и, где потребовалось для оттенков, писано, кроме того, красками. Вокруг головы – венец из золотистого атласа и писанные золотом слова: хрс., а по четырем краям малинового атласа писана золотом же простая рамка. Кругом плащаница обшита каймой из голубого атласа, по которому золотом написан весь тропарь «Благообразный Иосиф». По углам же каймы также золотом написаны украшения. По краям плащаница обшита густой и широкой серебряно-золоченой бахромой с бантиками. Подкладка – голубая, шелковая, тонкая. По сохранившимся историческим данным эта плащаница была сделана при царе Феодоре Алексеевиче в 1679 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВЫ московские жалованные мастера серебряного дела, работавшие в Москве в XVII в. Василий, сын патриаршего жалованного мастера Иванова Василия; служил при Патриаршем дворе с 1627 по 1635 г. По заказам для Патриарха Филарета Никитича в нояб. 1628 г. сделал вместе с отцом серебряный оклад на посох Патриарха; в окт. 1630 г. оковал серебром детали нового патриаршего посоха: «рога, яблоки и трубки»; в 1629-1631 гг. с товарищами изготовил дароносицу, басменный серебряный оклад и сканный венец к Владимирской иконе Божией Матери, окладывал образ св. вел. кн. Александра Невского и др. Михаил служил в Золотой палате Московского Кремля. В 1677/78 г. по повелению царя Феодора Алексеевича для Верхоспасского собора и ц. Евдокии (ныне ц. Воскресения словущего) Московского Кремля вместе с др. рус. и иноземными мастерами Серебряной палаты изготовил 2 золотых чеканных оклада Евангелия, украшенных многоцветной эмалью и драгоценными камнями (сохр. в собрании ГММК. Инв. КН-26, КН-19). Семен [Ярославец] служил в Серебряной палате. был взят из дер. Емкино Шаховской вол. Ярославского у. с отцом, матерью, женой, детьми «и со всякими его, Семеновыми, с отцовскими животы». В 1645 г. приведен к крестному целованию царю Алексею Михайловичу «в государевы мастерской». В 1651 г. сделал футляр, вероятно, для изготовленного им же чеканного креста, «что дан в Нижний Новгород к Преображенью». В 1669 г. вместе с мастерами Серебряной палаты во главе с Гаврилой Овдокимовым сделал специальные серебряные рипиды и церковные сосуды к приезду К-польских Патриархов. Юрий служил в Серебряной палате с 1660/61 г. В 1667 г. сделал золоченые чеканные оклады для подношения государю Алексею Михайловичу: ризы и венцы на 2 образа Спасителя (один из «домового патриаршего серебра») и на 2 Владимирские иконы Божией Матери, чеканные венцы из «домового серебра» на образ «Взыграние Младенца» и на 4 образа «Живоначальной Троицы», а также на образ «Видение Сергия чудотворца».

http://pravenc.ru/text/149833.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010