Верхо-Спасский собор Верхо-Спасский собор первоначально построен был Царём Михаилом Феодоровичем в 1635–36-м годах. Собор этот, по своему месту, называется Верховым, или наверху, на сваях, за золотою решёткою, а по образу Спасителя – Верхоспасским. Он был молитвенным храмом Великих Князей и Царей. Замечательнейшая в этом соборе икона Всемилостивого Спаса, древнего Византийского стиля, привезённая, по преданию, из Рима Греческою Царевною Софиею Фоминичною. Замечательны также иконы: св. Лонгина Сотника, св. Феодора Стратилата и св. Иоанна Предтечи. В этот храм на праздник 16-го августа Всемилостиваго Спаса приходили Цари слушать божественную Литургию, а на посты говели и приобщались св. Христовых Таин; в этом же соборе совершалось крещение над некоторыми царевичами и молебствие при вступлении их в совершеннолетие. Читать далее Источник: О московских соборах и монастырях, находящихся в Кремле/[И. Иосиф]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Тип. С. Орлова, 1874. - 70, с. (Авт. указан в конце текста). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Москва. Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Распятия Христова Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1679 и 1681. Архитектор:О.Д. Старцев (подрядчик) Ссылки:   Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Координаты: 55.750729, 37.616329 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) церковь в Кремле (Соборная площадь). Построена царем Федором Алексеевичем в 1681 г. над северным приделом Верхоспасского собора. Этой церкви принадлежит центральная из одиннадцати глав теремных церквей. Прежде в церковь вела крутая каменная лестница, теперь попасть в нее можно, только пройдя через хоры церкви Воскресения Словущего. Длина храма – менее семи метров, ширина – четырех. В алтаре имеется проход на кровлю Грановитой палаты. Пол состоит из плит черного и белого мрамора. Храм перекрыт сомкнутым сводом, на нем сохранилась более поздняя роспись. Здесь хранится Распятие, сделанное «в точную меру» (то есть по точным размерам) Честного Животворящего Креста Господня. Горельефную фигуру распинаемого Иисуса Христа в 1687 г. выполнил прославленный резчик из Новоспасского монастыря старец Ипполит. Считается, что этот храм менее всего пострадал от переделок. Убранство его имеет оттенок стиля барокко. Связано это с тем, что в это время в Кремле работали многие мастера, использовавшие западные приемы в работе. Сохранился медный чеканный четырехъярусный иконостас с деревянными деталями, выполненный в 1680-е гг. по чертежу знаменитого царского мастера Карпа Золотарева. В 1781 г. иконостас чинили, но, по-видимому, не вносили в него изменений. Образы, находящиеся в иконостасе, выполнены в редкой, так называемой «тафтяной» технике, для которой характерно сочетание живописи на атласном шелке (написаны лики и кисти рук) и многокомпонентной аппликации из текстиля и золоченой бумаги (для изображения облачений и фона), смонтированных на массивных досках. Иконы, хранящиеся в иконостасе, были выполнены в 1680 г. царским мастером Василием Познанским в «фламандском стиле». Мастер, предположительно, пользовался для их написания образцами с фламандских гравюр. По преданию, образа вышиты мелким жемчугом и бисером самими царевнами. Карпом Золотаревым выполнены также слюдяные киоты, в которых сохраняются иконы со сценами Страшного Суда и Страстей Господних, писанные царскими иконописцами Иваном Салтановым и Иваном Безминым.

http://sobory.ru/article/?object=23549

В этом храме верующие вновь получали помощь от блаженного Максима, чьи мощи покоились здесь до самой революции. Предание гласит, что в 1860-х годах одной купеческой вдове явился во сне старец и велел помолиться святому Максиму Московскому, ибо ей грозит беда. Утром женщина немедленно отправилась в храм на Варварку, помолилась и заказала молебен. Вечером ее внезапно одолела бессонница, она никак не могла заснуть и благодаря этому успела увидеть, как в доме начался пожар. Так женщина сумела не только разбудить домочадцев, но и спасти дом и имущество от огня. Самыми известными прихожанами Максимовского храма были знаменитые «водочные короли» Смирновы, еще до рецепта Менделеева изготовлявшие качественную русскую водку. Их путь был типичен для многих славных купеческих фамилий, таких как Абрикосовы или Рябушинские. Родом Смирновы были из ярославских крепостных крестьян Алексеевых, и сначала занимались «здабриванием» (то есть выдержкой и конечным производством) кизлярских вин. В 1820 году братья Алексеевы обосновались в Москве, но только в 1840 году, уже имея собственное дело, они сумели выкупиться из крепости и получили разрешение на фамилию Смирновы. Главой семейного дела стал Иван Алексеевич Смирнов. Он купил ренсковый погребок (небольшой магазинчик для продажи иностранных виноградных вин) на Варварке, отчего получил прозвище «Смирнов с Варварки». А в 1857 году приобрел в Китай-городе дом на углу Ипатьевского и Грузинского переулков и стал прихожанином Максимовской церкви. Его лучшая, «смирновская» водка так и называлась «Варваркой». Хорошая водка была в России не только редкостью и знаком качества, но и определенной заслугой винодела, потому что недобросовестные торговцы и откупщики спаивали народ отравой. Сам Иван Алексеевич более 20 лет прослужил старостой Успенского собора в Кремле, и это было высшей честью для купца, свидетельствующей и о его торговом статусе. Его правой рукой был сын Сергей Иванович Смирнов, который не только помогал отцу в делах по содержанию Успенского собора, но и сам на протяжении 23 лет был ктитором своей приходской церкви Максима Блаженного и не раз ремонтировал ее. А самый главный «водочник» Петр Арсеньевич Смирнов – племянник Ивана Алексеевича – тоже соблюдал семейную традицию: он был старостой и псаломщиком двух кремлевских храмов – Благовещенского собора и Верхоспасского храма при Теремном дворце. Конец этой традиции положила революция.

http://pravoslavie.ru/3787.html

Ровно в полночь, когда на площади появился крестный ход с иконой Воскресения Христова, подаренной собору Сергеем Александровичем, царь с пышной свитой направился в дворцовую Верхоспасскую церковь. На нём, как в день коронации, был Преображенский мундир, на царице — шитое золотом белое русское платье и жемчужный кокошник. В древнем храме перед византийским образом Нерукотворного Спаса, привезённым в Россию Софьей Палеолог в XV веке, они выстаивают Светлую заутреню, и многим кажется, что в эту ночь воскресла сама Святая Русь! Около трёх недель император находился в Москве, встречаемый при каждом появлении на улице громадными толпами. Люди стеной выстраивались вдоль маршрутов его кортежа, простаивая порой долгие часы, чтобы выразить свой восторг. Газеты пестрели характерными заголовками: «Царь и Москва», «Царь и народ». Подсчитано, что за всё послепетровское время такое случилось лишь в пятый раз. «Русский листок», оценивая происходящее, восклицал: «Царь встречает пасхальную заутреню в Кремле среди народа… Царь запросто христосуется со своими слугами и с нижними чинами… Царь посещает митрополита… Представляется ли, что строки эти написаны по поводу событий, только вчера совершившихся на глазах счастливой Москвы? Так и кажется, что мы переживаем страничку из истории древней Патриархальной Руси, когда и жизнь была проще, и люди больше любили друг друга… Есть что-то глубоко трогательное в этом возвращении к старине. Трогательное, а вместе с тем возвышающее душу и наполняющее её верой в будущее». О сердечном народном радушии, «которое росло с каждым днём» и «выливалось в подлинное ликование любви и восторга перед правящей четой», Елизавета Фёдоровна с радостью сообщала вдовствующей императрице: «Ты видела и знаешь, как это благотворно и как полно возмещает тяготы жизни Государя. И это вошло в сердце Аликс, а нас осчастливило — она должна была почувствовать, как любят русские, ни в одной стране так не умеют любить и являть всю свою теплоту и преданность! Ники с его милыми глазами… толпа называла “наш светлый ангел”. Его обезоруживающая скромность, глубокая вера и любящая улыбка внушили безмерную любовь, ибо это больше, чем восхищение; в воздухе, казалось, витали радость, “мир и благоволение”».

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Лонгин Сотник. Икона из ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Барашах. 2-я пол. XVII в. (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Москва) Лонгин Сотник. Икона из ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Барашах. 2-я пол. XVII в. (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Москва) Сохранилось неск. икон XVII в. с единоличным изображением Л. С. На их возникновение, вероятно, повлияли развитие иконографии Страстей Господних, а также интерес к архитектуре и украшениям иерус алимского храма Гроба Господня (Воскресения Христова), попытки воспроизвести его подобие и повторить посвящения престолов. Придел в честь Л. С. (иное название - церковь Написания титла) находился в сев. части Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме (начат в 1656, освящен в 1685). Образ Л. С. в паре со св. Корнилием сотником (не сохр.) обрамлял вход в Распятскую часовню подземной ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (там же). В 80-х гг. XVII в. царским изографом Федором Зубовым была создана икона, на которой Л. С. изображен по пояс, в 3/4-ном повороте, молящимся. Этот образ находился в иконостасе Верхоспасского (Спаса за золотой решеткой) собора Теремного дворца в Московском Кремле. Традиционный пластинчатый доспех целиком покрыт чеканными узорами, алый плащ по-царски отделан драгоценностями, белый плат на кудрявых седых волосах довершает вост. облик. Мастер стремился придать лику драматическое, страдальческое выражение: брови святого сведены к середине и подняты вверх. Видимо, во 2-й пол. XVII в. была написана храмовая икона Л. С. для придела его имени московской ц. Введения Пресв. Богородицы во храм в Барашах (ныне в ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке). Престол этой церкви в честь Л. С. упоминается еще в документах 20-х гг. XVII в., а об освящении придела в 1668 г. свидетельствовала надпись на хранившемся в нем деревянном кресте. На иконе Л. С. изображен в развороте влево; правой рукой он поднимает крест, левой придерживает копье. Необычна форма его головного убора, который скорее напоминает обвязанную белой тканью княжескую шапку,- вероятно, таким был экзотический вост. убор на иконном образце. В иконописи синодального периода, продолжающей традиции изографов царской Оружейной палаты, образ Л. С. могли изображать на 1-м плане, Распятие было представлено на дальнем плане, как на иконе мастера Василия Василевского (1730, ГРМ). Чрезвычайно редки изображения Л. С. как святого на полях, напр. на 3-частной иконе с образами Богоматери, свт. Николая Чудотворца с избранными святыми (XIX в., частное собрание).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Где находились квартиры членов причта Евдокиинской церкви, неизвестно. Состав и содержание причта соборной церкви Нерукотворенного Спасова Образа Причт Верхоспасского собора при своем учреждении состоял из протопопа, 2 священников, 2 дьяконов, 1 дьячка, 2 пономарей, и 1 сторожа 1781 ; при царе Алексее Михаиловиче состав причта увеличился – 1 священником, дьяконом, дьячком и пономарем, вместо сторожа 1782 . Хотя в расходных книгах и нет указания на особую должность ключаря при Верхоспасском соборе, но ссылка царя Алексея Михаиловича в письме к митрополиту Никону о смерти патриарха Иосифа о том, что он первую весть о сем получил от «келаря» Спасского собора 1783 , дает нам основание утверждать, что один из трех священников сего собора нес ключарские обязанности, и это предположение тем более заслуживает вероятия, что в начале XVIII в. один из священников соборных Иван Афанасьев уже прямо назывался ключарем. Вероятно, не позже 1681 г. была учреждена новая вакансия ризничего – из псаломщиков, но не замещенною оставалась вакансия третьего дьякона 1784 . В скором же времени, после устройства Верхоспасского собора, новоопределенный к нему причт подал челобитную царю о назначении ему жалования денежного, хлебного и годовых сукон «против причта Сретенского собора», и просьба его была исполнена, годовые и праздничные сукна были назначены пономарям в рубль, а остальным членам причта в 2 руб. 1785 После определения другого дьячка и третьяго пономаря, велено было и их имена в книгах справить, и сукна давать дьячку – годовые и праздничные по 2 руб., а пономарю – в рубль 1786 . При царе Федоре Алексеевиче последовало важное изменение в отношении выдачи сукон причту Верхоспасского собора. Отменив выдачу праздничных сукон духовенству всех дворцовых церквей, царь в то же время, в изменение указа своего отца о выдаче годовых сукон, чрез два года, приказал в 1679 г. причту сего собора, равно как и Евдокиинской церкви давать эти сукна впредь ежегодно «против соборов Черниговскаго, Александроневскаго, Покровскаго, Воскресенскаго под колоколами и Николо-Гостунскаго» 1787 . При царе же Феодоре Алексеевиче состоялось распоряжение, чтобы годовые сукна причту сего собора, кончая дьяконами, выдавались ценою в 5 руб. против причта нового Воскресенского собора. По поводу выдачи сих сукон духовенству Верхоспасского собора и некоторых других церквей, в 1685 г. состоялось распоряжение о том, чтобы вместо пятирублевых сукон дать по 5 арш. кармазину по рублю по 40 алт. аршин, т. е. ценностью значительно больше той, которая была определена по окладу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

и, наконец, на прибивку медного аршинного листа под главой, накрытие вновь кровли над алтарем и в других некоторых местах, заклепание скважин и замазание замазкой, устройство ендовы и новых желобов и окраску всей крыши масляной краской – 165 р. Все вышеуказанные работы были исполнены на сумму – 3754 р., которая была получена за продажу ломанного серебра, весом 1 пуд, 14 фун. и 45 зол., причем из нея осталось еще 383 р. 87 . Полное возобновление Верхоспасского собора последовало в связи с устройством Большого Кремлевского дворца. Это возобновление началось с 1838 г., когда, по указанию архитекторов Мироновского и Чичагова, была разобрана прежде всего лестница, прилегавшая к собору и боярская площадка 88 с нижними подвальными стенами и сводами. В сем же году для построения Владимирского зала была пробита и обделана одна арка, шириною 5 арш., и длиною 5½ арш., под галереей церкви, при чем потребовалась подделка под столбы сей арки, возведение кирпичной стены, а в старых стенах – проборка трещин и исправление подопревших мест 89 . В следующем году, по приказанию Государя, была разобрана крыша над трапезой собора и, вместо оной, были сделаны по своду хоры с приличной решеткой, а над площадкой, что под собором, были устроены железные стропила и потолок из железных балок и других несгораемых материалов. Для освещения же площадки был устроен в этих стропилах просвет, пол площадки уравнен, а бывшая на ней лестница, которая вела в теремный дворец, была перемещена в чугунный корридор и около неё сделаны были орнаменты. Во внутренних же стенах площадки были устроены фризы из цветных изразцов, соответственно тем, которые уже были раньше сделаны по наружной стене собора и теремного дворца 90 . Лестницу из Владимирского зала в Верхоспасский собор, а равно и все вновь назначенные к устройству пандусы, положено было сделать из камня и покрыть паркетом из дубового дерева 91 . Перенесение входа в терема с площадки собора во внутренность чугунного корридора потребовало: 1) устройства из григоровского камня ступеней с высечкой орнаментов; 2) разборки наружного крыльца, находившегося на площадке около собора, и заделания прежней двери; 3) производства штукатурной и живописной работы как вокруг вновь устроенной двери, так и по заделке прежней.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

человеку 2248 ... Точно также в 1680 г. двум новым певчим дано было на рубашки по рублю каждому, да одному на сапоги 20 алтын, а 29 певчим, которые пели в Евдокийнской церкви и 14 певчим Верхоспасского собора дано было по полтине на сапоги 2249 . Верхнее платье, выдававшееся певчим, было приходное, ходильное – доброе или праздничное, и проезжее. Приходное платье, как и нижнее, выдавалось певчему из мастерской палаты, по вступлении его в государевы певчие дьяки, и состояло из 4 кафтанов, шапки, рукавиц и суконных аглицких штанов. Одна пара кафтанов или однорядок была верхняя, а другая – нижняя. Верхние кафтаны были суконные, один полу-кармази новый с беличьим хрептовым исподом, и 6 серебряными, а иногда вызолочеными пуговицами, – другой суконный – аглицкий с русачьим исподом. Исподние кафтаны были – один тафтяной, а другой – киндячный, первый – с 6 серебряными пуговицами, а другой – с шёлковыми. Шапка и рукавицы делались из сукна, на шапку нашивался соболь, рукавицы были с песцовым исподом и по —269— краям с бобровой опушкой. Всё приходное платье обходилось в 20 рублей и выдавалось из мастерской палаты или сшитым, или же в ту цену одними товарами, взятыми в казне, или купленными на стороне 2250 . Так, в 1681 г. 19 дек. 2 певчим дьякам велено было сделать часть приходного платья, а именно: по аглинскому суконному кафтану на русачьем исподе и по шапке бархатной с соболем, по штанам суконным и по рукавицам, подложив исподы, чем пристойно, и подпушив обочинами 2251 . В другом случае певчему Тимофею Попову дано было товарами на всё приходное платье, а именно: на кафтан – суконный полукармазиновый с исподом бельим хребтовым, с серебряными пуговицами, на другой кафтан – из сукна аглинского, с русачьим исподом, исподний кафтан – тафтяной на подкладке, с опушкой и с пуговицами, на шапку суконную с соболем, рукавицы суконные, опушённые бобровыми обочинами и на суконные штаны. На первый кафтан было отпущено 4 аршина без четверти полукармазину осинового цвета по рублю аршин, испод белий хребтовый – цена 3 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всю эту работу за 130 р. произвел подрядчик Челноков 92 . Новую же створчатую железную дверь с орнаментами для входа с площадки собора в трапезу устроил слесарных дел мастер Соловьев за 700 р., а окраску двери по загрунтовке масляною краской с посеребрением и позолотою её по гольдфарбе, и с росписанием живописью орнаментов производил за 400 р. иностранец, художник Подиани 93 . В 1840·г. было положено устроить духовую печь с площадки собора в чугунный коридор с оборотами при ней для отопления лежанки, бывшей в палатке, где помещалось духовенство. Устройство этой печи обошлось в 112 р. 94 . В 1846 г. подрядчиком Покрушиным была сделана одиночная из соснового дерева двупольная дверь с колодой и наличниками для выхода с площадки Верхоспасского собора на террасу, устроенную под теремной галереей 95 . А так как эта площадка, будучи скрытой, должна была отапливаться, то, для сохранения теплого воздуха на ней, оказалось нужным, вместо одной двери, сделать двойную. В сем же году было приступлено к переустройству трапезной части собора, при чем было признано за лучшее, вместо бывших раньше двух одинаковых окон, сделать две двери посреди, но разобрав в стене трапезы пролеты и часть внутреннего свода, и устроить вновь три двери с полуциркульной средней дверью, с наружными наличниками из белого мячковского сортового камня. На производство всех указанных работ было назначено 565 р. и еще 90 р. на высечку орнаментов в белом камне по наружности наличников. Эти работы были произведены подрядчиком Челноковым; художник же Колумба за 155 р. устроил к дверям железную решетку, окрасил и позолотил ее по гольдфарбе 96 . Когда же, при производстве работ в трапезе, архитектором Львовым было замечено, что в поперечнике наружной стены её связи выходили в пролеты, тогда потребовалось их выпилить 97 . Пол площадки над трапезой на протяжении 12 саженей был сделан Челноковым за 66 р. из старой казенной из белого камня лещеди 98 , а на верхней площадке трапезы оказалось нужным исправить пол паркетный, в котором обнаружились повреждения от производившихся по стенам и другим частям площадки работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Наконец, наступило время полного возобновления самого иконостаса в храме. Ознакомившись подробно с церковью во время своего пребывания в Москве, Государь поручил архитектору Тону составить рисунок нового серебреного иконостаса. В то же время Санкт-Петербургскому подрядчику Скворцову была предоставлена работа, состоявшая в позолоте купола церкви, креста главы и подзоров червонным золотом по гольдфарбе, а также перекрытии медными двух аршинными листами с исправлением всех повреждений, какие были в старом кресте и прочих частях. За эту работу Скворцов взял 500 р., при чем в его пользу была предоставлена старая с позолотою медь с главы. 56 Пока же Тон составлял рисунки нового иконостаса, от барона Боде в 1851 г. министром Двора была потребована смета на устройство иконостаса. В виду же замедления представления оной, министр вторично 7 ноября того же года потребовал оную. В своем докладе министру Двора по поводу сего требования, барон Боде справедливо указал на то, что переделка иконостаса с изготовлением риз на иконы составляла предмет довольно затруднительный и требующий собрания многих предварительных и подробных сведений и тем более, что в этом деле нужно было принимать во внимание и соображение и сокращение, по возможности, расходов. Посему он полагал бы достаточным сделать из серебра только один нижний ярус иконостаса с его цоколем, а три верхние яруса сделать из меди с одинаковою во всех ярусах позолотою червонным золотом чрез огонь, как это было соблюдено при возобновлении и исправлении иконостаса, после нашествия французов в 1812 г., в Успенском соборе, при чем одно только обложение иконостаса ризами потребовало бы расхода в 33375 рублей серебром, тогда как еще будут необходимы обновление и установление самого иконостаса и икон, и, наконец, исправление древнего золотого оклада с финифтью, алмазами и другими камнями с чудотворной иконы Нерукотворенного Спасова образа, находившегося в Верхоспасском соборе и украшенного окладом, сделанным по усердию госпожою Салтыковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010