О себе же Алексеев показал, что он, хотя и был в то время в Москве, но не ведает, как Прасковья поехала из Москвы, и он по сие число никуда из Москвы не хаживал. Прасковью нигде не видал, и как ей смерть и где случилось, того не ведает, и что после ее осталось, он также не ведает, потому что он в комнате, где у нее была поклажа, никогда не бывал 2010 . Чем дело окончилось неизвестно. Но в то время, как в борьбе царя Петра с сестрой Софией Алексеевной большинство служивших при дворцовых церквах лиц стояло на стороне Петра, при чем один из его сторонников диакон Никифор даже потерпеть от стрельцов пытки в Марьиной роще, где сам Шакловитый клал его на плаху и стращал топором, и наедине расспрашивал о каком то деле, без сомнения, по доносу о приверженности его к Петру 2011 ; эти же лица в громадном своем большинстве встретили реформы Петра очень несочувственно. В этом случае дворцовое духовенство было вполне солидарно с приходским и монашествующим духовенством и самим народом. Одним из видных представителей кружка таких недовольных Петром лиц в духовенстве, которые недопускали никаких сделок с поведением царя, был уже известный нам протопоп Верхоспасского собора Яков Игнатьев, который поддерживал в царевиче Алексее Петровиче память о матери, как невинной жертве отцовского беззакония и говорил ему, как его любят в народе, пьют про его здоровье, называя российскою надеждою, а отцу его желают смерти 2012 . В числе лиц, оказавшихся прикосновенными к делу царевича Алексея Петровича был государев певчий дьяк конца XVII в. Никифор Кондратьев Вяземский, на долю которого выпало испытать большие превратности судьбы. С 1696 г. Вяземский стал лицом, близким ко двору, так как ему было поручено учить грамоте шестилетнего царевича Алексея Петровича. Глубоким образованием Вяземский не отличался, но среди других певчих дьяков он, несомненно, слыл за выдающегося грамотея, почему и был избран в учителя для первоначального обучения царевича. И своими письмами, в которых Вяземский красноречиво извещал государя относительно хода обучения его сына, он, действительно, оправдывал сложившуюся за ним репутацию искуснолго грамотея своего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

—535— боре, теперь нет: например, древних предметов, ризницы и библиотеки, перемещенных из Успенского собора в Патриаршие, или Синодальные, ризницу и библиотеку. Протопресвитер А.Г. Левшин прослужили в соборе 31 год, дольше всех своих предшественников и доселе служивших преемников, начавши служение свое на 30-м году своей жизни и скончавшись 61 года. Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С.-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду; скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину. Александр Афонасьев с 30 сентября 1813 г. по 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора; а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотой решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, имению: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасьевич был родным братом протопресвитера Александра Афанасьевича. Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому и еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, при чем вторично проходил богословские науки в Московской сла-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Верхоспасской площадке уцелела Золотая решетка с затейливым рисунком, выкованная неизвестными мастерами в 1670 г. По ней расположенный рядом храм Нерукотворного образа Спасителя (Верхоспасский собор) именовался ц. Спаса за Золотой решеткой. Иконы для иконостаса этого храма были выполнены в 1677-1678 гг. лучшими царскими иконописцами. Для ц. Воскресения словущего в изготовлении рамы иконостаса (1678 - 1681) принимал участие белорус. резчик Клим Михайлов, иконы написаны группой кремлевских мастеров во главе с Зубовым. Иконы для иконостаса ц. Воздвижения Креста Господня были выполнены в 1681-1682 гг. Василием Познанским в редкой технике аппликации: лики написаны масляными красками по шелку, остальные детали составлены из разноцветных тканей. Оформление внутреннего пространства старейшей из Теремных церквей - ц. вмц. Екатерины, построенной в 1627 г. Джоном Талером, относится к сер. XIX в. Потешный дворец. 1651 г. Потешный дворец - единственный образец боярского жилища в М. К., сохранившийся до настоящего времени. Он был построен в 1651-1652 гг. у сев.-зап. кремлевской стены для Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича. После смерти владельца в 1668 г. он был включен в состав Государева двора и соединен на уровне 2-го этажа переходом с др. дворцовыми постройками. Вскоре для царя и его окружения здесь стали устраивать различные развлечения, «потехи», откуда и пошло название дворца. Спустя 10 лет при царе Феодоре Алексеевиче дворец был перестроен под жилище царевен. При Петре I здесь размещался Полицейский приказ, а в нач. XIX в. дворец стал местом пребывания коменданта Кремля. В связи с этим он был перестроен по проекту Еготова. В наружное и внутреннее убранство дворца были включены популярные в то время «готические» детали. Была упразднена и частично разобрана домовая ц. Похвалы Пресв. Богородицы. В 1874-1875 гг. архит. Н. А. Шохин постарался вернуть этому средневек. сооружению его прежний облик. В 2000-2004 гг. по инициативе Комендатуры Кремля, различные службы к-рой размещаются ныне во дворце, была восстановлена Похвальская ц.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Но в то время, как в конце XVII в., пред единодержавием Петра, Московский дворец с Верхоспасским собором и другими придворными церквами находился в цветущем положении и великолепие его, а равно и храмов, бывших в нем, вполне выражало характер древней царской жизни во всем её блеске и царственном просторе, с этого времени началось его постепенное запустение и разрушение. Главной причиной того были пожары. Так, в год смерти последнего Московского царя Иоанна Алексеевич а, 6 Июня 1696 г. на дворце сгорели государевы хоромы. Новый же пожар в 1701 г., по свидетельству современника, опустошил Кремль, причем выгорел весь царев двор без остатка, деревянные хоромы и в каменных все внутри и в подклетах и в погребах запасы и в ледниках питья... и оружейная палата и святыя церкви, кои были построены вверху и внизу в государевом доме, кресты и кровли и внутри иконостасы 53 . Правда, это общее свидетельство современника о вреде, причиненном пожаром 1701 г. не дает возможности определить в точности, какие именно дворцовые церкви и насколько пострадали от огня, но те ветхости в церквах, которые были обнаружены при осмотре их в 1722 и 1730 г.г., в значительной своей части несомненно явились следствием последнего пожара. Между тем уже одни внешние войны, которые пришлось вести Петру I, как требовавшие чрезвычайного напряжения финансовых средств государства, не могли не служить главной причиной того, что капитальное возобновление поврежденных дворцовых зданий вообще и храмов в частности было отлагаемо до более благоприятного времени. Преобразовательная же деятельность Петра I также не могла не отвлекать его внимания от мысли о необходимости возобновления Московского дворца, чему, конечно, немало способствовали и редкие приезды Царя в Москву и удаление в новую столицу всей царственной семьи. По сему в лице Петра Великого Московские дворцовые церкви уже не могли иметь такого благопопечительного о них ктитора, какими были его предшественники. Все наблюдение за дворцовыми зданиями в Москве было сосредоточено в разных коллегиях и конторах, носивших немецкие названия и, в случае поднимавшегося вопроса о ремонте какой-либо церкви и отпуске на то нужной суммы, заводивших между собою длительную переписку с целью отклонить дело от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Благодаря ей, собор был значительно обновлен и благоукрашен. Так, в начале 1777 года, на средства Салтыковой была исправлена стенная живопись в алтаре, церкви и трапезе, с сохранением её прежнего вида 77 , а в конце того же года, настоятель собора протоиерей Левшин обратился, заручившись согласием Салтыковой, с просьбой к брату своему митрополиту Платону о разрешении сделать, вместо прежнего обветшавшего деревянного иконостаса, новый и, вместо ветхого лещедного пола, новый каменный и сделать вновь бывшее раньше в западной стене трапезы окно с железной решеткой и впоследствии заложенное кирпичем. Цель устройства сего окна заключалась в устранении той сырости, которая раньше через него проникала в церковь в осеннее и зимнее время, и которая могла повредить недавно возобновленной стенописи. Митрополит Платон с полным удовольствием дал свое разрешение на вышеуказанные работы в храме, вменив при сем протоиерею в непременный долг, прежде чем начать оные, испросить на то согласие дворцового управления 78 . Как надо полагать, и с этой стороны последовало разрешение, и в соборе на средства Салтыковой был устроен весь серебряный, чеканный, иконостас, царские двери и престол 79 , причем Салтыкова пожертвовала на храмовую икону Спаса Нерукотворенного образа весьма богатый оклад, который, как уже известно, после возобновления в половине прошлого столетия Рождественской церкви, был возложен на снятую с сей иконы точную копию, поставленную в иконостасе сей церкви. Тот же протоиерей Левшин в 1779 г. поднял вопрос и об исправлении наружных ветхостей в соборе. В своем заявлении в экспедицию строений Кремлевского дворца Левшин указал на то, что, как на Верхоспасском соборе, так и на приписанных к нему Воскресенской и Распятской церквах, имевшиеся на железных стропилах медные главы и на них решетки и позлащенные с репьями кресты, вследствие того, что все эти храмы не везде были покрыты медью, а по местам – железом и даже жестью, вместе с крышей пришли в такую ветхость, что угрожали разрушением сводов церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

4 . Чаша водосвятная серебряная со вновь приделанными в 1865 г. двумя серебряными ручками, без крышки. С наружной стороны чаша вычеканена разными узорами. Внутри чаши, на дне, круглое выпуклое клеймо, на котором вычеканен осьмиконечный крест с копием и тростию по сторонам и городскими стенами за крестом. По краю клейма надпись чеканная: «кресту Твоему покланяемся Владыко и святое воскресение твое славим». Это клеймо привинчено. Поддон чаши, по местам чеканный, привинчен к шейке – четырьмя серебряными винтами. Внизу поддона, по краю, извнутри вырезана надпись: «весу в чаше Фунта, З золотников. По верхнему краю чаши, снаружи, вычеканена надпись: «Лета 7167 Февраля в К день сию водоосвященную чашу дал в церковь Пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы честныя и славныя ея похвалы от воли ее святыя на веки не отъемлемо боярин Илья Данилович Милославской, а кто похочет от церкви Божии восхитеть ее и тот велик ответ Богу даст зде и в будущем веце». Весу в этой чаше – 11 фунтов, 82 золот. Диаметр её – 8½ вершков, высота – с одной стороны – 8½ верш., а с другой – 8¼ в. Из сосудов для освящения хлебов заслуживают внимания два сосуда серебряные, гладкие, и с такими же крышками. Наверху каждой из них по четвероконечному крестику. По верхнему краю того и другого сосудца, снаружи, надпись одинакового содержания, а именно: «7188 ноября в день повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Руссии Самодержца построен сей сосуд в собор Спасова Нерукотвореннаго образа, что у него Великаго Государя вверху». Вес обоих сосудцев – 1 фунт. 85 золот. Блюда 1) Серебряное, гладкое, мелкое, по краю, снизу, вырезана надпись: «блюдо церкви Спасова Нерукотвореннаго образа, что у Великаго Государя вверху». Вес в нем – 54 золот.; диаметр 6½ вершков. 2) Блюдо серебряное, глубокое. По краям его сверху вычеканены три павлина, два верблюда, подвесы и другие узоры. Между чеканкой накладное серебряное, вызолоченое клеймо, на котором вычеканен герб, изображающий наверху три коронки с тремя у каждой шариками, а под коронками – щит, разделенный на четыре, равные части, из коих на левой – верхней – всадник (Георгий Победоносец) на коне, с копьем в руке, поражающим змия, а на левой нижней – центавр, оборотившись назад, пускает из лука стрелу; на правой – верхней – особый знак; правая – нижняя часть разделена вертикально на две половины, из коих правая – чистая, с насечкой, а на левой половине – три птички, летящие одна за другой кверху; по бокам щита и до половины коронок – виньетка, в общем несколько похожая на крылья государственного герба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

При осмотре собора в 1756 г. архитектором Мичуриным, было в нем найдено немало ветхостей и при том почти одинаковых с теми, какие были замечены в 1730 г. Так, пол дубовый, лещедной, был ветх и, как для прочности, так и для безопасности от огня, по заключению архитектора, требовал замены чугунным. Надлежало также сделать вновь слюдяные окончины и дверь столярной работы и в трапезе, вместо ветхого деревянного пола, также чугунный, переложить печи в трапезе и алтаре и над последним починить местами лещедную крышу и затем обелить и окрасить. По смете на ремонт требовалось 306 р. 50 к. 73 . Кроме того, в сентябре того же года под железную крышу собора были положены, вместо прежних деревянных, железные стропила и подрядчиком Поспеловым обновлена стенная живопись 74 . Но последняя работа оказалась непрочной. Это видно из того, что настоятель собора протопоп Алексей Дионисьев в 1762 г. в своем представлении в дворцовую канцелярию о крайней нужде собора в церковной утвари и о переделке двух печей в алтаре и трапезе и рам в деревянных дверях со стеклянными окончинами в то же время указывал на необходимость починки стенного письма в алтаре, церкви и трапезе. В заключение своего донесения протопоп писал: «того ради извещая дворцовой канцелярии контору, всепокорнейше просим, чтобы соблаговолено было сие наше донесение принять и милостивую резолюцию положить и в оном Спасском соборе для самаго нынешняго нужнейшаго времени 75 все вышеписанное, как церковную утварь, так и всякое строение и починку исправить, от какового бы неисправления нам не могло быть причтено в вину» 76 . Донесение это, впрочем, не имело никаких дальнейших последствий, благоприятных для храма. Между тем прошло более 20 лет со времени последнего возобновления в соборе, и разные ветхости в оном, не будучи своевременно и надлежащим образом исправляемы, еще более увеличились и умножились; к счастью, собор нашел себе в семидесятых годах ΧVΙΙΙ столетия щедрую благотворительницу, ревностную любительницу церковного благолепия, в лице Матроны Петровной Салтыковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Следующий ремонт в соборе последовал через 12 лет, когда слесарного дела мастер, прусский подданный, Яков фон-Роге снял с 11 глав медные, золоченые, подзоры и, исправив, поставил на место, с укреплением медных отливных винтов и с вызолочением головок чрез огонь лучшею позолотою 80 . Нет сомнения в том, что производство последней работы было следствием осмотра собора, сделанного в 1796 г. архитектором Казаковым, согласно распоряжению действительного тайного советника и главно-присутствующего в экспедиции строений Кремлевского дворца Измайлова, когда были найдены ветхости в галерее, а также в столбах, арках и сводах, требовавшие исправления и возобновления, и когда, лишь только в виду неудобства времени для производства работ, было найдено за лучшее, для безопасности, сделать из бревен укрепление 81 . При нашествии неприятелей в Москву в 1812 г., вся богатейшая церковная утварь заблаговременно была вывезена из Москвы в Вологду, и потому сохранилась в целости, а оставшаяся в храме была разграблена. Иконостас в главном храме остался цел, но царские врата были выломаны, стены храма избиты гвоздями, жертвенник изломан, и на нем, по выходе неприятелей из Москвы, остались обглоданные кости и крошки белого хлеба, в церкви и трапезе стояли кровати без постелей, а на окнах и полу пустые бутылки 82 . В начале января 1813 г. настоятель собора, протоиерей Иоанн Алексеев, донося преосв. Августину о том, что причт собора благополучно возвратился из Вологды с церковным имуществом, в то же время просил разрешения распечатать собор и сдать ему, заметивши при сем, что «храм не имел ни вида, ни доброты». Сдача храма была произведена настоятелем Архангельского собора, протоиереем Алексеевым 83 . На исправление повреждений как в самом соборе, так и в предельной, церкви, было ассигновано из сумм, отпущенных комиссией духовных училищ, 651 р. 65 к. 84 . Из повреждений, бывших в то время в соборе, прежде всего обратили на себя внимание главы и кресты, при осмотре которых архитектором, оказалось, что у вызолоченых крестов недоставало некоторых украшений, как-то: верхушек и поперечников, на главах же были прибиты медные вызолоченые листы, а некоторых из них и на крыше не имелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Кроме того, в имевшихся при соборе и выше указанных церквах многих наружных окнах или совсем не было решеток и затворов, или же они были очень ветхи. Двери же северная, южная и западная хотя были железные, но без внутренних замков, в которых, однако, была настоятельная нужда для запирания тех дверей в целях охранения собора и церквей; наконец, во всех трех храмах штукатурное и каменное строение во многих местах снаружи обвалилось. Это заявление настоятеля храма было принято во внимание и архитектору было поручено указанные протоиереем Левшиным ветхости осмотреть. При осмотре архитектор Бланк нашел, что в Верхоспасском соборе над фризом и карнизом изразцы по своей долговременности отваливались особенно вследствие сырости, и потому необходимо было подделать их кирпичем, вместо изразцов. Но так как эта ветхость была замечена и над проходными дверями, то, по мнению Бланка, представлялась немалая опасность при хождении чрез эти двери. Посему архитектор нашел нужным по приложенному им профилю поставить стоячки на лежнях и вверху обвязать и покрыть досками, чтобы не было опасности при вхождении в храм. Точно также Бланк нашел обветшалыми в некоторых местах капители, которые находились в галерее, при входе в собор над лестницей, причем и кирпич в стенах отопрел, а над самой лестницей, кроме того, сгнили стропила и была ветха железная крыша. Все указанные ветхости требовалось разобрать и сделать вновь, а самый собор, перепеты и галерею окрасить. К поправлению и при том только некоторых ветхостей было приступлено только в 1786 г., когда Григорием Меркуловым были окрашены за два раза и с двух сторон по грунту на масле медной ярью самый храм, а также и перепеты над церковью со столбами и в ней гербы против прежнего вида. Надо полагать, что Меркуловым работа была произведена недобросовестно, потому что через два года комиссар, поручик Кононов, донес в экспедицию по строению Кремлевского дворца, что над собором и перепетом со столбов, крашеных зеленой краской, последняя сошла и самая штукатурка отвалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

8) Крест, именуемый «с мощами», длиной 7½ верш., серебряный, позолоченый. На передней стороне его 4 накладных изображения: посредине – распятие, над ним – Господь Саваоф, на правом конце Богоматерь и Мария Магдалина, а на левом – Иоанн Богослов и Логгин Сотник. Все эти изображения серебряные с позолотою и эмалью, литыя. На концах креста литые репья, на них 5 малых изумрудов просверленых. На ручке креста обратной стороны резная надпись: «повелением Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича и Великия Государыни Царевны и Великия Княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя Руссии самодержцев сделан сей животворящий крест Господень в церковь Великомучелицы Екатерины, что у них Великих Государей вверху, нета 7195 г.» Вес креста – 1 фун. 42 золот. 9) Крест осьмиконечный, длиною 7 верш., серебряный, вызолоченый, с фарфоровым распятием на передней стороне. На сторонах креста вырезана надпись: «Дар Великой Княгини Екатерины Михаиловны в церковь Святыя Великомученицы Екатерины, что в Большом Кремлевском дворце. 28-го Августа 1851 г.». Весу в кресте – 1 фун. 5 зол. 10) Крест осьмиконечный, длиною 7¾ вер., чеканный, серебряный, вызолоченый, с эмалью, именуемый «со святыми мощами»: на передней стороне его три камня зеленых, три синих и три темнолиловых и, кроме того, по краям до ручки – унизан жемчугом в количестве 260 зерен. На ручке креста, с обратной стороны, внизу вырезана надпись: «повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея руссии самодержца и Отца Его Великаго Государя Святейшаго патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Руссии сделан сей крест в соборную церковь Рождества Пречистыя Богородицы, что на сенях, в 14 лето Государства Его; в 8 лето патриаршества его лета 7134 году». Вес креста 1 ф. 90 зол. 12) Крест осьмиконечный, длиною 7¾ верш., серебряный, вызолоченый, с сиянием из стразовых камней. На передней его стороне 6 фарфоровых образков в белых серебряных, рамках, окруженных мелкими белыми стразами в серебряной оправе. По сторонам креста вырезана надпись: «Дар Государыни Великой Княгини Ольги Николаевны, наследной принцессы Виртембергской, в церковь Св. Лазаря, 2 Сентября 1851 г.». Вес креста – 1 фун. 27 долей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010