1. На первый день светлого Христова Воскресения Чудны дела Твои, Господи! – Весь мир ныне радуется так, как радовались св. апостолы в первый день воскресения Христова, – радуется небо и земля, и преисподняя! Радуется небо, ибо ангелы ныне во славу воскресшего Господа поют на небеси; радуется земля, ибо мы грешные – чистым сердцем славим Его на земли; радуются мертвецы во гробах, ибо Господь ныне и сущим во гробех живот даровал; радуются ныне и держимые во аде грешники, ибо те, которые от века там были заключены, ныне освобождены Христом, сходившим во ад и разрушившим врата адовы. Радуется Мария, узнавшая в саду Господа, думая прежде, что это вертоградарь; радуются ученики, шедшие в Еммаус и узнавшие Господа в преломлении хлеба; возрадовались и ученики собравшиеся в Галилее, дверем затворенным; возрадовались и при море Тивериадском, когда Господь вкушал с ними мед и рыбу. Возрадовались все, потому что увидали воскресшего Господа. Чего же нам, христиане, не достает для полной радости? Разве одного того, чтобы поделиться с другими своею великою радостью? Пойдем в убогие хижины и станем подавать алчущим хлеб; посетим больных и в темнице заключенных, и – тогда мы возрадуемся еще большею радостью. Чего еще не достает нам для умножения радости? Увидать Господа своими очами; ибо сказано, что апостолы весьма возрадовались, увидевши Господа. Но мы не только увидали, – даже вкусили от пречистой плоти Его и испили от крови, пролитой из пречистого ребра Его; ибо пасха наша есть Христос 1 , сказал апостол. Ах, как жаль, что немногие ныне приступали к сей великой святыне, не все узнали – сколь благ Господь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу Господню возьму и имя Господне призову, 2 сказал царь и пророк Давид. Чего еще желательно с нашей стороны для полной радости? Того, чтобы мы с нынешнего дня положили начало новой жизни; ибо апостол сказал: якоже Христос воста от мертвых тако и мы во обновлении жити, ходити начнем 3 . А новая жизнь начинается для человека именно с того дня, с которого человек перестает грешить. О, если бы нам укрепиться о Господе и не грешить более, дабы пощадил нас Господь тогда, когда придет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его! Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждавшимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки. В личной жизни преосвященный Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал: «Пост есть хлеб души, вначале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладким и благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу, насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню». Во время совершения Божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения. Он говорил, что «где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех , а не во спасение». Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением. Усиленные труды надломили здоровье преосвященного Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти «по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы». Когда по приезде в Петербург его болезнь усилилась, святитель укреплял себя частым причащением Тела и Крови Христовой. Не имея сил стоять на ногах, он молился на коленях или лежал ниц на ковре, вознося сердечные молитвы к Богу. Перед самой кончиной святитель причастился Святых Таин, соборовался елеем, со слезами просил у всех прощения. Обратив очи на висевшее перед ним Распятие и со словами: «Господи, помилуй», он испустил дух. Труды: По струнам сердца: слова и речи в 5-ти книгах. – СПб., 1903. Слова и речи: в 4 ч. – М., 1853. Увещание к молоканам. – 1839. Статистическое описание Саратовской епархии. – 1839. Исторический очерк Саратовского края. – 1848. Обеглопоповской секте в Саратовской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Очевидно, что художник при написании данного образа ориентировался на получивший широкое распространение в период позднего средневековья иконографический сюжет " Неувядаемый Цвет " . Иконы Богоматери с таким названием относятся к иконографическому типу " Одигитрия " . Иконы Богоматери " Неувядаемый Цвет " разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь - цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них. Это указывает на разнородность иконографических источников икон. Немногие греческие, болгарские и русские сохранившиеся иконы Богоматери " Неувядаемый Цвет " являют собой, по крайней, мере три основных типа, каждый из которых имеет, в свою очередь, несколько изводов. В XVI-XVII веках процесс создания новых иконографий часто идет по пути буквального иллюстрирования гимнографических сочинений, отдельных эпитетов или строк из служб и текстов, восходящих к Ветхому Завету. Появляются иконы Богоматери " Гора Нерукосечная " , " Непроходимая Дверь " , " Всех скорбящих Радость " , " Вертоград Заключенный " и другие. Икона " Неувядаемый Цвет " , насыщенная символами и уподоблениями, стоит в том же ряду. Послуживший литературной основой иконографии " Неувядаемый Цвет " " Канон благодарный " преподобного Иосифа Песнописца входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников, был издавна и широко известен. Но, несмотря на это, композиция, восходящая к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры. Чаще, как в случае с " Богоматерью Неувядаемый Цвет " , западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создается новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма, схоластики, свойственный западному мышлению, в ней сохраняется. В этой иконографии с присущей тому времени пышностью и многословностью, порой буквализмом, выражена сложная, но вполне традиционная для Православия тема.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Итак, мы видели, что Бог «из сотворенного уже вещества взял тело, а от Себя вложил жизнь». Человекообразное, существо становится богообразным через вдыхание духа в адамах. О заповедях, которые получил человек, в «Альфе и Омеге» разговор уже был. Но стоит добавить нечто – и именно в связи с обсуждением темы «мужчина и женщина». Вот уже знакомая фраза – «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2:15 ). Однако еврейский текст содержит неожиданность – «чтобы хранить ее и возделывать ее». В еврейском языке слово ган «сад» – также мужского рода. Что же в таком случае должен хранить человек? Здесь возможны три варианта ответа (причем все три не исключают друг друга). Первый, наиболее близкий к тексту – речь идет о земле. Ситуация, часто встречающаяся в библейских текстах, при которой замещающее местоимение относится к существительному, упоминавшемуся в достаточно удаленных фразах. Это феномен, хорошо знакомый всем по устной речи. Например: «Я видел вчера Ивана Петровича – это тот, который был учеником Виктора Ивановича, а Виктор Иванович, как ты помнишь, это злейший враг Петра Никифоровича. Кстати, он мне сказал». Кто – он? Ято имел в виду Ивана Петровича, но сказанное мною можно понять и так, что речь уже успела окончательно перейти к Петру Никифоровичу. Итак, можно предположить, что повествователь имел в виду землю (адамах), которую должен возделывать человек (ха-адам), и потому написал «чтобы возделывать ее и хранить ее». Второй вариант прочтения – под «ней» имеется в виду Тора – закон Божий. Дело в том, что в еврейском сознании первое, что обязать «хранить» иудей – это именно заповеди Божий, закон. Это именно первая ассоциация со словом «храни». Хранение Закона есть хранение его двух главных заповедей любви к двум ближним: к Тому ближнему, что приблизился с небес, и к тому, что находится рядом с нами здесь, на земле. Наконец, «ее» может означать – женщину. И это не фрейдистская проговорка. Дело в том, что сад – это традиционный символ женщины: в православной традиции есть икона Божией Матери «Вертоград заключенный». Человек вводится в Эдемский сад, в тот сад, в котором он получит жену, получит дар любви. И, кстати, человек плохо хранил свою жену, он не уберег ее. Призванный к высшему познанию – к обретению Божественной любви, человек не справился с курсом общеобразовательной школы – он не научился любить и хранить ближнего. Бог говорит Своему первенцу: «Не хорошо человеку быть одному». Интересно, что не сам человек заметил, что ему плохо одному, а Бог. Бог создает женщину, чтобы человек в конце концов научился тосковать по Богу.

http://azbyka.ru/muzhchina-i-zhenshhina-...

в светлостех святых вечно водворени. Нрав Пси псами пса ядома, притекше, снедают, людие скорбна мужа в скорби погружают. Оле лютаго нрава! Вместо пособите, псий нрав восприемлюще, тщатся погубите. 2 4084 Древо старое трудно пресаждати, такожде нравы старых изменяти. 3 4085 Древо младое удобно клонится, тако юноша всяческим учится. 4 4086 Им же туком сосуд новый исполнится, чрез многая лета той в нем сохранится. Тако нрав юноши 4087 , от детства всажденный, даже до старости бывает храненный. Нуждно есть 4088 царствие небесное Воинство к граду егда приступает, елико может, взяти промышляет, И внегда един на стену восходит, надежду благу взятия всем родит. Нам к граду неба должно приступати, нуждное 4089 царство 4090 нуждею 4091 хищати. Огненны стрелы молитв да пущаем, средостения вся да разоряем. Христос надежду благу сотворил есть, Он бо 4092 в средину града предварил есть, И яже врата бяху заключенна, силою Его уже отверзенна. По Себе и нас в небо призывает, да кождо оно нуждею хищает. Потщимся убо вся нужды терпети, да бы со Христом часть в небе имети. Вся нужды, страсти временнаго мира не суть достойны с радостми примера, Яже в небеси, убо потрудимся, желаний сердец всяко сподобимся. 2 4093 Еже человек возможе создати, то ин нуждею силен есть отьяти, Но небо словом Бога сотворенно, зело высоко, велми утверженно. Обаче и то нужду имать неку, леть царство Его взяти человеку. Сама то правда, Христос Бог вещает, Его же слово никогда прелщает, Но како правда, изволте слушати, аз имам волю то истолковати 4094 . Бог Иудеи чада нарицаше, тем Его царство им достойно бяше, А не Еллином; иже со деваху нужду некую, егда вероваху Во Христа Бога паче, неже чада, достойни бяху небеснаго града. Сонму Еврейску царство подобаше, яже от Еллин Церковь то отьяше. Егда сынове 4095 Христа 4096 укориша, тогда ся Ему чужди поклониша И быша царства Его снаследницы, то похитиша, аки бы нуждницы. Паки, бысть нужда царству небесному, яко премнози вдашася к оному Покаяния путем божественным, числом текущих некако стесненным 4097 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Богоспасаемая Россия в 988 году просветилась от греков христианством: это есть тот самый знаменитый год, в которой даны быша жене два крыла орла великого, да парить в пустыню, в место свое, идеже препитана бяше ту время и времен и полвремени от лица змиина. Ап. XII. 14. Итак греческая церковь , жена облеченная в солнце, со славою от пределов Греции отлетела на крылах великого орла российского в место своего владычества, в недра России, – в сию пустыню, обнаженную дотоле ведения истинного Бога, но которая долженствовала процвесть от ее присутствия многими кринами благочестия, многими мужами по сердцу Божию, и соделаться возлюбленным вертоградом Господним. Царственная жена удалилась в место свое гораздо прежде, нежели буйство магометанства могло нанести малейшее оскорбление ее величеству и помрачить облаком своего господствования сеянье славы ее. Невеста агнча в новом своем вертограде, в продолженье уреченного времени, имела насладиться миром и совершенною безопасностью от липа змиина, от его взоров, от его вредных влияний, – предлежало ей препитаться, возобновить силы свои духовный, дух премудрости, дух разума, дух веры, дух терпенья, и изготовиться на кровавый и последней брани в мире сем со змием, главным врагом своим. Между тем змей, пораженный неожиданным воспарением жертвы своей из полуразрушенной Греции, цепенел от стыда и отчаянья, чрез несколько столетий ниц повергнувшись в заключенной над ним бездне. Наконец наступило то время, на которое подобает ему разрешену быти: змей с бурною яростью вскочил на землю, и в первом неистовстве своем испустил за женою из уст своих воду, яко реку, да ю в реце потопить (ст 15.). Из Франции пролился в мир пагубный поток нечестивого мудрования, устремлявшийся поглотить христианство. Остервенившееся неверие с полуразвернутым знаменем победы бегало по стогнам Европы. Ст. 16. И поможе земля жене, и отверзе земля уста своя, и пожре реку, юже изведе змий от уст своих. Замыслы велиара и его сообщников, свирепо угрожавшие христианству и потом быстро в ничто обратившиеся, по истине подобны мутной реке, внезапу поглощенной разверзшеюся землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Прародитель поколения Сиф первым прообразует Христа: «В Сифе, который по всему подобен был Адаму, представлено нам подобие Сына Божия (см.: Евр. 1:3 ), Который есть образ родившего Его Отца, как Сиф есть образ родившего его Адама» 63 . Следующий – Енох, праведность которого описывается выражением: ходил пред Богом (ср.: Быт. 5:22, 24 ). Слова: не стало его, потому что Бог взял его ( Быт. 5:24 ) – обычно понимаются как свидетельство о его вознесении, согласно апостольским словам: Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его ( Евр. 11:5 ). По этому поводу преподобный Ефрем Сирин излагал следующее предание: «Енох в виду Адама переселен в рай как для того, чтобы не подумал Адам, будто бы Енох убит подобно Авелю, и не скорбел, так и для того, чтобы утешился он о своем праведном сыне Авеле и уразумел, что все ему подобные или до смерти еще, или по воскресении вземлются в рай» 64 . Так как подобным образом, не видев смерти, был взят на небо еще один ветхозаветный праведник, пророк Илия (см.: 4Цар. 2:1 – 11 ), то святоотеческая традиция в двух праведниках, которые во время антихриста будут проповедовать в Иерусалиме (см.: Откр. 11:3 – 12 ), видит Илию и Еноха, представителей, соответственно, дозаконного и подзаконного человечества. Кроме того, Енох, по мысли святых отцов, прообразовал Самого Христа: «В Енохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввел в оный изгнанного; увидел тайну Вертоградаря, Который блюдет у Себя благодать – ключ рая» 65 . На Христа указывал и последний из упомянутых потомков Сифа – Ной, самое имя которого обычно истолковывается в прообразовательном смысле: «О Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключенное в имени Ноя, которое значит «упокоение», то есть Христос, в Котором почил Отец и Святой Дух Его; в Нем обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов» 66 . Развращение допотопного человечества (Быт. 6:1 – 8) Повествование о развращении допотопного человечества начинается рассказом о браках сынов Божиих и дщерей человеческих (см.: Быт. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Писание именует Церковь Божию «вертоградом заключенным, источником запечатленным» (Песнь песней, глава 4, ст. 12). Вертоград не отвне приносимыми плодами изобилует, и красится; источник такожде не отвне воду приемлет, но своей изобилует и жаждущих напаяет. Такожде и в Церкви Христовой, от самого того времени, когда на апостолов снизшел Дух Святой в день пятдесятный, источник даров благодатью Святого Духа всегда источается, и николиже оскудевает. Ибо апостолы рукоположили епископов, и епископы епископов рукополагают, якоже повелевает 1-е апостольское правило; и паки епископы рукополагают себе помощников – пресвитеров, якоже повелевает апостольское 2-е правило: а от пресвитеров каждый верный запечатлевается печатью дара Святого Духа. И тако, по свидетельству Писания, сии источники дарований Св. Духа в Церкви вовеки пребудут, якоже и сам Дух Святой от Церкви никогда не отлучится, по Господню обетованию: «Аз (рече) умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да будет с вами вовек, Дух истины» (от Иоанна, зач. 48). Видите, как ясно свидетельствуете Писание, что в Церкви Божией источник благодати рукоположения никогда, ни на малое время не прекращая своего течения, вовеки не оскудеет! Поповцы же того благодатного источника, преемственно от апостолов текущего, воеже рукополагати и освящати чины, не имеют, и общество их, бессильное в преподании Даров Духа Святого, не только не могло освящать епископов и пресвитеров, но ниже малейших чинов, как-то диакона и чтеца. Посему и поповское общество, не имущее источника освящения, не есть Церковь , Богом созданная, и жилище Духа Святого, но такое же самочинное собрание людей, как и общество беспоповцев. К таковому обществу, а не к Церкви, от Христа созданной, притек и Амвросий: посему и происходящее от него священство не есть преемственное, от апостол идущее, благодатное, истинное священство, но оторвавшаяся иссохшая отрасль. Вот почему и не вступил я в сие общество, только мнящееся имети священство, истинной же благодати священства, а с ним и прочих Таин, не имущее, и от общества беспоповцев не во многом различное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

И еще восемь припевов. 1 . Возбудил еси (пробудил) уснув мертвыя от века, царское рыковый (рыкая царственно) яко от Иуды Лев (как лев от колена Иудова 8 ) 2 . Магдалина Мария притече (прибежала) ко гробу и Христа видевши яко вертоградаря (как садовника) вопрошаше. 3 . Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез (перестаньте плакать), яко Христос воскрес. 4 . Христос воскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся. 5 . Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос воскресе и ад пленися (пленился). 6 . Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзников (узников), яже (которых) от века имя (имел) люте (люто) одержимыя (заключенных). 7 . Величит душа моя триипостаснаго и нераздельнаго Божества державу (власть). 8 . Радуйся, Дево, радуйся благословенная, радуйся Препрославленная: Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба. Затем поются Ирмос и тропарь: Христос воскресе (трижды). Следует Песнь 9 – Ирмос Светись, светись, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над Тобою; торжествуй ныне и веселись Сион; и Ты, чистая Богородица, радуйся о восстании Рожденного Тобою. ( Ис.60:1 ; Лк.1:47 ). Тропари 1 . О как божественен, любезен и пресладостен Твой голос, Христе! Ты обещался неложно с нами быть до кончины века; имея это опорою надежды, мы верные радуемся ( Мф.28,20 ). 2 . О Пасха великая и священнейшая Христе, О премудрость. Слово Божие и Сила. Удостой нас совершеннее прюбщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства ( 1Кор.5:7, 13:12 ). М. ектения и возглас: «Яко тя хвалят вся силы». В ирмосе слава (свет, сияние) Церкви, Новаго Иерусалима пришедшая Воскресением Христа – главы Церкви, неразрывно связывается со славою Богородицы – сердца Церкви. Первый тропарь прославляет Христа за обещание: «се Аз с вами до скончания века». Второй тропарь славословит Христа, как Божию Премудрость, явившую Себя в воскресении из мертвых. Это славословие связано с молитвой об удостоении полнаго приобщения радости Воскресения в жизни будущаго века. Настоящий тропарь произносится тайно в алтаре диаконом после причащения на каждой литургии св. Иоан. Злат. и Вас. Вел. – вслед за «Воскресение Христово видевше» и ирмосом 9-й песни. «Светися, светися, Новый Иерусалим». Чтение приведенных пасхальных текстов показывает, что вкушение Евхаристии и есть ядение Новозаветной Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что в сем члене излагается? В пятом члене излагается то, что Иисус Христос в третий день по своем распятии, силою Божества воскрес от гроба, и с прославленным телом восстал из мертвых; или точнее сказать, силою Божества своего, Он воскресил от смерти свое человечество, и тем положил основание и нашему в Нем воскресению. Точно, ли Иисус Христос воскрес? Точно; истина Его воскресения засвидетельствована всеми Евангелистами и Апостолами; Св. Павел, последуя другим Богодухновенным Писателям, истину Иисус Христова воскресения утверждает следующими словами: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера наша 239 . Еще не утверждается, ли чем истина Его воскресения? Она утверждается еще непосредственными явлениями воскресшего Господа своим ученикам и Апостолам. Сколько раз Господь по воскресении являлся? В Евангельской Истории таковых явлений находится десять: В первый раз, в глубокое утро своего воскресения Господь явился Марии Магдалине, которая с начала приняла Его за вертоградаря (садовника), потом узнала, но не получила позволения к Нему прикоснуться 240 . Во вторый раз, в тот же день Он явился той же Марии с другою Мариею, и дал им позволение облобызать Свои ноги 241 . В третий раз, в тот же день, Он явился Апостолу Петру, но обстоятельства сего явления не столько известны 242 . В четвертым раз, пред вечером того же дня, Он явился. двум ученикам, из коих один был Клеопа, на пути в Эммаус, долго им сшествовал, изъяснял им пророчества о Себе, и познан был от них в преломлении хлеба 243 . В пятый раз, в тот же день вечером, Он явился в Иерусалим всем ученикам, которые, кроме Апостола Фомы, находились в одной горнице, войдя в оную сквозь заключенные двери, Господь произвел в Апостолах сперва недоумение и страх, а потом радость, даровал им мир и Святаго Духа, и вкусил пред ними рыбу и мед 244 . В шестый раз, (спустя восемь дней от сего явления Он явился тем же Апостолам, которые вместе с Фомою пребывали в одном доме; в сие время позволив Фоме вложить перст в свои гвоздиныя язвы, Господь назвал блаженными тех, которые не видят и веруют 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010