Среди известных нам образов «Заключенного вертограда» в западноевропейском искусстве по композиции к иконе Никиты Павловца нам кажется наиболее близкой миниатюра из сборника песнопений братии монастыря Пюи-ле-Шан из Амьена 1517 г. На миниатюре Богоматерь представлена стоящей посреди прямоугольного сада с регулярной планировкой, обнесенного невысокой, по сравнению с самой фигурой Марии, оградой, окруженной деревцами. Голова Богоматери чуть наклонена вправо, на руках у Нее — Богомладенец. Все это повторяется в русской иконе. Конечно, рассмотренная миниатюра не являлась для нее прямым прототипом, но близость в изображении основных деталей свидетельствует о существовании в западном искусстве позднего средневековья традиции общего для обоих произведений иконографического варианта «hortus conclusus». Некоторые созданные в этой традиции памятники, более поздние по времени создания по сравнению с указанной миниатюрой, могли быть известны на Руси и подсказать Никите Павловцу композиционное решение для создаваемой им иконы. Выявление этих прототипов, представляющее отдельную сложную задачу, позволило бы более определенно судить не только о самой иконе, являющейся единственным известным примером подобной иконографии в русском искусстве, но и проблеме западноевропейских влияний на русскую живопись XVII в. в целом. Существенным аргументом в пользу западного источника иконографии является и тот факт, что трактовка образов Богоматери в рассматриваемом памятнике и русских композициях из Страшного суда совершенно различна. Ф. И. Буслаев, уделяя внимание тронным изображениям Богородицы с ангелами на фоне райского сада, истолковал их как образ обетованной земли, ненаселенного, поскольку еще не свершился суд над человечеством, рая . Е. Я. Осташенко указывает на их связь с величанием Богородицы «Второй Евой» и уподоблением ее девственной райской земле . Совсем иным смыслом наделен образ заключенного вертограда Никиты Павловца. На иконе Богоматерь в царственных одеждах из тяжелой парчи с золотыми цветами с Младенцем на руках изображена стоящей в саду. Два летящих ангела поддерживают корону над Ее головой. Это «коронование» свидетельствует о заимствовании с западных образцов. В контексте изображений «hortus conclusus» коронование Богоматери было изображено, например, в указанном произведении М. Шонгауэра.

http://pravoslavie.ru/615.html

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пусть относительно духовного понимания рая говорят это или что-либо другое, более применимое, что могут сказать: этого никто не запрещает; лишь бы только сохранялась бы при этом вера в историческую подлинность самаго достовернаго повествования о том, что было» 41 . Словами о вертограде заключенном и источнике запечатленном как образах св. Церкви и ее благодатного источника – живых вод Духа Святого (святые таинства), св. Киприан Карфагенский и единомысленные с ним епископы отстаивали учение о возможности и действительности святого крещения только в лоне Кафолической Церкви, но не у еретиков. Не принимая ригористические крайности этого учения, само толкование о Церкви как вертограде заключенном, как запертом саде , о запечатленном в Церкви источнике благодати совершенно верно. Церковь отделена от этого мира и от всякой лжи заблуждения (ереси), она не от мира сего ( Ин. 18:36 ) и вся Христова. Она не постижима мирским разумом. Она питается и напояется благодатью, которая только в ней. Мир способен видеть только внешнюю сторону ее ограды (внешние формы христианства), а все внутреннее сокровенно от него. Как учил св. Ириней Лионский : «Ибо в церкви – говорится – Бог положил апостолов, пророков, учителей и все прочия (средства) действования Духа; коего не причастны все те, которые не согласуются с Церковию... Ибо где Церковь , там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать, а Дух есть истина. Посему кто не причастен Его, не питаются для жизни от сосцев матери, не пользуются чистейшим источником, исходящим от тела Христова, но выкапывают себе сокрушенные колодцы ( Иер. 2:13 ) из земных рвов и пьют гнилую воду из грязи, удаляясь веры Церкви, чтобы не обратиться, и отвергая Духа, чтобы не вразумиться». Все, что в Церкви – тайна для мира. «Двери, двери, премудростию вонмем», – возглашает диакон перед таинством Церкви, а оглашенные, не говоря о людях случайных и не христианах, еще ранее должны были уйти, выйти из церкви. Но все это – в прошлом. Если ранее «малые лисы портили заключенный вертоград», то ныне разрушена сама ограда – времена апокалиптические. С силою мир вторгается в Сад Божий. Но это только внешне. Внутренне Церковь всегда та же, всегда равна самой себе, навсегда заключена Христом для мира, и не помутнен ее запечатленный источник истины и благодати Божией, при всей внешней грязи и поврежденности. И в том – чудо Божие!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

сей – бремя легко, иго благо наше. Ов закон рабов от Павла прозвася, сей закон сынов им именовася. Ов не бе силен грешных оправдати, сей грехи чистит даром благодати. Ов, яко детем, бяше написанный, сей, яко мужем, Христом дарованный. Ов временная людем обещает, сей же 749 вечная верным извещает. Ов име небо твердо заключенно, сей имать оно Христом отверзенно. Елико убо небо превыжшает землю, и свет 750 тму в чести предваряет, Толико новый закон превосходит ветха, и не страх, но любовь наводит. Заслуга Яко тело душею животно бывает, тако делеса наша Христос оживляет Заслугами Своими, без них же ничто же суть служения наша пред Тобою, Боже. Затвор 774 Древо при пути, суще плодовито, терзает кождо и бывает бито от путствующих, плоды погубляет и исчезает. А 775 еже 776 в саде 777 оградном бывает, сицевых обид ни от кого знает, Плод свой во время дает господину без тщеты выну. И кладязь, иже всем есть откровенны, прахом, уметы бывает скверненны от приходящих, унепотребится, яко сквернится, А иже добре заключен пребудет и употреблен всеопасно будет, чист сохранится и 778 пресветл водою, угоден тою. Тако пол женский аще заключится и неудобно мирови явится, чистоту свою может сохранити, без скверны быти. Аще же в граде девица 779 хождает, чистоты въскоре лишена бывает, душевны прежде, послежде и тело не будет цело, Ибо юноши на ню возглядают, цвет девства ея отьяти желают, извета ищут, да бы ю растлити, хотя купити. Аще же приступ могут получити и близ беседу 780 с нею сотворити, бедство ту весма чистоте бывает, враг бо прелщает. Имамы в образ дщерь отца велика, Богу любезна бывша человека, от Иакова Лиею рожденну, Дину реченну. Та град Салимский сниде соглядати, да дщери 781 градски возможет 782 познати, како суть лепы, чим ся украшают, что содевают. Смотре на девы, сама усмотренна юным Сихимом и бысть восхищенна, на ложе его скоро возложися, дева растлися. Оле позора! Яже соглядает девы, та девство свое погубляет. Аще же мужем кая присмотрится, како не тлится? Матери, дщери 783 ваша 784 соблудайте 785 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

«Вертоград затворен Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, Премудрый в Песнех поет: Тем же яко сад жизни воплощается Христос» (Окт., гл. 8, нед. повеч., кан., п. 9). «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла чистая вода для нас». Богоматерь – «источник живый и независтный». «Тя запечатанный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве» (Окт., гл. 1, нед. утр., кан. вос., п. 7). 6:9. Пречистая Дева именуется в церковных молитвах и утром, и луной, и солнцем, ибо через Нее воссиял миру Свет Истинный, «Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш» (троп. Рождества Богородицы). Эти образы взяты из слов Песни Песней: «Кто сия проникающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце» (6:9). Пречистая Дева – Она «утро светлейшее, – носящая Солнце-Христа, – света жилище, – тьму разрушившая и мрачныя бесы отгнавшая». Она – «звездо, являющая Солнце» (акаф. Пресв. Богородице, ик. 1). Она – «заря таинственного дне» (акаф. Пресв. Богородице, ик. 5). Ей воспеваем: «Утро светлейшее, радуйся едина солнца носящая Христа, света жилище. Радуйся, тьму разрушившая, и мрачныя бесы отнюд отгнавшая» (Тр. пост., суб. акаф., утр., кан., п. 3). 7:1. Суламифь – дщерь именитая (дщи Надавля). За множество имен Богородицы и Церковь воспевает Ее: «Многоименитая Отроковице, радуйся, из Нея же Бог Слово родися» (Окт., гл. 3, втор., утр., кан. ко Госп., п. 4). 7:7–8. Созвучно с Песнью Песней: «Сие величество твое: уподобилася еси финику, и сосца твоя грезном. Рекох: взыду на финик, удержу высоту его: и будут сосцы твои яко грезнове винограда... и гортань твой яко вино, благоходящее брату моему...», где Суламифь сравнивается с виноградом, от уст ее вино течет прямо к возлюбленному (брату) ее, и Церковь подобно воспевает Пречистую Деву: «Лозо истинная, грозд зрелый возделавшая, вино источающий, души веселящее верою тя славящих» (Тр. пост., суб. акаф., утр., кан., п. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В новгородской церкви Петра и Павла (на Софийской стороне), в начале ХХ в. сохранилась в иконостасе и древняя северная дверь его; расписанная сверху донизу с лицевой стороны, по данным письма в начале XVI в. Время доказывается стилем фигур, сюжетом и его рисунком, а особенно орнаментикой верхнего круга. В кругу этом представлена Богоматерь на открытом троне, сидящая в умиленном настроении (руки с раскрытыми ладонями у груди перед Собой), среди двух преклоняющихся ангелов, держащих пологи на руках; из-под ног Божией Матери с земли подымается густая листва аканфов и расходится по воздуху вокруг Божией Матери и архангелов тонкими завивающимися усиками, как паутиной. Это известный образ Рая – «сада заключенного», или «вертограда затворенного» – после грехопадения. Ниже – подобный же сад, с тремя деревами и множеством молодых побегов, и на скамье сидящие Авраам, Исаак и Иаков с душами праведных на лоне, и стоящий перед ними Добрый Разбойник, с крестом, только что вошедший в райскую дверь, испещренную тонкой насечкой узоров и охраняемую огненным Херувимом. Еще ниже горная пустыня и слева палаты, 4 монаха, из них один иеромонах, с волнением созерцают скелет, обретенный ими в раскрытом каменном гробу, и над этим длинное изречение о видении св. Сисоя. В поле, слева от круга райского, изображен св. Дионисий Ареопагит , пророчествовавший о Пресвятой Деве, в типе белоризцев на столбиках Царских врат. Ист.: Кондаков Н.П. Русская икона. Текст. Часть II. Прага, 1933. С. 269–298. Поучительные иконы Термин «Поучительные иконы» введен Н.П. Кондаковым для классификации иконографии русских икон. Мораль, внушаемая русской иконописью в XVI и в XVII вв., выражалась образными фигурами добродетелей и пороков, сценами адских мучений в иконах Страшного Суда, лицевыми росписями хождений по мытарствам, видений загробной жизни Василия Нового, иллюстрациями Канонов на исход души, молитвы «Отче наш», « Символа веры », образами заповедей. На Западе этот же круг идей выражался через посредство всевозможных «Библий для бедных», «Зерцал человеческого спасения», «Календарей пастухов». Вместо миниатюр Франции и Фландрии в России были Лицевые Апокалипсисы, а взамен пышных ретаблей и шитых золотом и серебром фигурных ковров – ходовые иконы Канонов на исход души.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Таково учение этих отцов III-ro века о Церкви как запертом саде, вертограде заключенном и о запечатленном источнике в ней колодца с водой живой. А теперь обратимся к толкованию бл. Феодорита о божественном вертограде Церкви. «Вертоградом называет невесту, так как она не один благочестия и добродетели плод, но многие и различные раждает; заключенным же потому, что он огражден и от похищений безопасен: ибо «врата», говорит, «адова не одолеют её» ( Мф. 16:18 )... Посему многие и различные плоды приносит, не боясь нападений ни от воров, ни от наездников. Источник также есть запечатленный, коего струи не каждому, но токмо достойным открыты. О сем-тο источнике и Господь рек: «Всяк пияй от воды, юже аз дам, не вжаждется во веки: но будет в нем источник воды живы, текущия в живот вечный» ( Ин. 4:14 )... только просвещенным верою откровенны Божественныя таинства». Св. Григорий Нисский видит в вертограде заключене христианскую душу, уподобившуюся саду, произрастившему множество деревьев различных добродетелей. Согрешивший Адам был изгнан из рая, благоухающий сад остался пустым позади него, райский сад был заключен, а источник его «четверорукавный» запечатлен. Доступа туда больше не было. А земля, сердце человеческое, произрастила терния и волчцы грехов и страстей. И вот второй Адам – Христос, Небесный Жених, возвращает опять в рай. Он насадил и создал Новый Сад – святую Церковь , вертоград, «вокруг обнесенный оплотом заповедей» (св. Григорий Нисский ). Вот истинная ограда Церкви. Догматы, каноны и установления церковные ограждают Сад Божий от «вепря от дубравы» и «уединеннаго дивия» ( Пс. 79:14 ), стремящихся разорить насаждения Божии. Св. Церковь процвела своими святыми, явившими житием своим дары Духа Божия. Каждый из них – особое дерево, плод и цвет Сада Божия. Но и сама благочестивая душа теперь – Сад Божий, процветший множеством древес и плодов различных добродетелей. Душа должна быть вертоградом заключенным, чистым и благоуханным изнутри, заключенным и запертым для всякого греха и страсти. Об этом так пишет подвижник IX в. св. Феодор Эдесский : «Душа чистая – сосуд избранный – справедливо может быть названа еще и вертоградом заключенным, источником запечатленным и «престолом чувствия» ( Прит. 12:23 ). Но душа, оскверненная нечистыми страстями, преисполнена смрадом зловония греховнаго». Живой источник Божией благодати в Церкви и в каждой верной Христу душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Аввакум, состоявший в переписке с Морозовой (из одной «земляной тюрьмы» в другую), поддерживавший ее моральный дух, восхищается ее неженским мужеством, восхваляет ее духовную красоту. «Пред ними же лепота лица твоего, -пишет он к заключенной боярыне, -сияла, яко древле во Израили святыя вдовы Июдифы… Молящютися на молитве Господу Богу, слезы от очей твоих яко бисерие драгое схождаху, из глубины сердца твоего… Персты же рук твоих тонкостны и действенны» (так как правильно творят крестное знамение), «очи же твои молненосны, держастася от суеты мира, токмо на нищих и убогих призирают» (5, 183). В этом обращении Аввакум фактически рисует этико-эстетический идеал раскольников, восходящий к идеалам раннего, гонимого христианства 442 . Патетика мученичества еще больше сближает эти разделенные пятнадцатью веками истории и этническими границами идеалы. В духе раннехристианских апологетов Аввакум возносит похвалу женщинам-мученицам за старую веру (Морозовой, Урусовой, Даниловой): «Мученицы и исповедницы Христовы, делателие винограда Христова! Вертоград [сад] едамский вас именую, и Ноев славный ковчег, стоящь на горах Араратских. Светлии и доблии мученицы, столпи неколебимии! О, камение драгое: акинф, и измарагд, и аспис! О, трисиятельное солнце и немерпающия звезды!» (5, 185). В расколе возрождается раннехристианская идея подвига и мученичества за веру, а вместе с ней новый подъем испытывает и интериорная (внутренняя) эстетика, для которой гонения и казни явились дополнительным стимулом. Аввакум неоднократно подчеркивает, что испытания и бедствия, выпавшие на его долю, доставляют ему радость, ибо являются гарантией посмертного воздаяния. Согласно агиографу, боярыня Морозова получала духовное наслаждение от своих оков, вспоминая, что таких же уз был удостоен апостол Павел. На увещания патриарха она заявляет: «И не точию просто люблю [свои цепи], но ниже еще насладихся возжеленнаго ми зрения юз сих» (МдИР 8, 178); не желает «отлучиться» от «сладких подвиг за прекраснаго и преслаткаго ми Исуса» (199).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Писчий тростник (arundo scriptoria) отличается мягким стеблем с мозговою сердцевиною. Об употреблении этого тростника для письма, вместо пера, можно заключать из послания св. Иоанна Богослова ( 3Ин.1:13 ). Благовонный ир (аир) (acorus calamus L.) никогда не был в Палестине растением туземным ( Иер.6:20 ) и ценился здесь весьма дорого ( Ис.43:24 ). Соломон насадил; это растение в своем заключенном вертограде ( Песн.4:14 ). На тирский рынок доставляли ир иностранцы и меняли его на другие товары ( Иез.27:19 ). При Моисее душистый ир входил в состав мира для священного помазания скинии и ее принадлежностей ( Исх.30:23 ), а в более поздние времена употреблялся в виде порошка для священ. курений ( Ис.43:24 ). 2. Лучица, род в водяного пороста. В Свящ. Писании говорится о двух видах этого пороста. Морская лучица (alga marina) издревле в значительном количестве росла по берегам Средиземного моря ( Ин.2:6 ) На берега Геллеспонта и Пропонтиды, по свидетельству Белона, выбрасывается морскими волнами множество морского пороста. Прибрежные жители собирают его, сушат и, смешав с глиною, употребляют для кровли домов. Аравийский залив на всех древних и новых языках 48 называется Красным или Чермным морем от обилия растущей в нем морской травы, сообщающей водам его красно-зелёный цвет. Речная лучица или Нильский ситник (juncus nilotica) во времена пророка Исайи в большом количестве рос по берегам реки египетской ( Ис.19:6 ). Мать Моисея, узнав о жестоком повелении Фараона умерщвлять всех израильских младенцев мужского пола, решилась спасти драгоценную для нее жизнь сына своего, положила его в тростниковую корзинку и скрыла ее в лучице (суф), на берегу реки Нила ( Исх.2:3,5 ). 3). Ситник (juncus) водяное растение с верхушкой, наклоненной вниз и согнувшейся в виде рыболовного крючка ( Ис.58:5 ). Невысокий по своему росту ситник иногда поставляется в противоположность с высокой пальмой ( Ис.19:15 ). 4). Рогоз (по-евр. гоме) есть весьма известное болотное растение – папир (cyperus papyrus L.), или по-гречески папирос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Страннаго Рождества сего величество смущает Мя, — рече Пресвятая Дева ко Ангелу, — понеже Всеблагой благоволи паче ума вселитися в Мя, да храм чист душею и плотию соблюден буду Ему, глас радования глагол твоих приемши, веселия Божественнаго исполняются, да упразднится ныне Мною древнее Евино осуждение и да воздается Мною днесь долг человеков, да вси Светлому Благовещению сему радующеся, благодарственно воспоют Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся тварь ныне о Тебе радуется, Благодатная, Ангельский Собор и человеческий род, — рече Архангел, — яко дадеся Тебе радость Божественная и яко всякое обетование Божие Тобою ныне приемлет конец: Тобою днесь благословися Авраам о семени своем. Тобою ныне свободися Ева от древния печали. Тобою ликует Адам, яко днесь исполняется первое благовестие падшим людем: семя Жены сотрет главу змия. Тобою вся тварь ныне начинает свобождатися от рабства тлению в свободу славы чад Божиих. Тобою ныне подадеся всему роду человеческому всякая радость и веселие вечное, да вси во веки восхвалят Тя сице: Радуйся, Обрадованная Дево, от древних патриархов прообразованная. Радуйся, Святая Богоневесто, всеми пророки древле предвозвещенная. Радуйся, Вертограде заключенный, в Негоже Царь Небесный возжела внити. Радуйся, Кладезю запечатленный, от Негоже никтоже возможет испити. Радуйся, Саде Божественный, в Немже от всех цветов Святаго Духа райское благоухание во весь мир изнесеся. Радуйся, Раю новонасажденный, в Немже Божественное древо жизни посреде Тебе к прозябению уготовися. Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Кондак 9 Всякое естество Ангельское удивися ныне о Тебе, Пречистая, слышаще дивное Твое со Архангелом Гавриилом собеседование и наипаче моление Твое сие: “Душу очисти, Тело освяти, Церковь сотвори Мя вместительну Божию и Скинию богоукрашену, да наитием Пресвятаго Духа сотворюся храм одушевлен и Матерь Чистая Жизни”. Егда же по молитве сей изрекла еси из смиреннаго сердца Твоего: “Се Раба Господня, буди Ми по глаголу твоему, да вселится Бог в Мя”, вся Небесныя Силы прославиша Бога, видяще, яко готово сердце Твое к приятию Божественному, и со страхом и с радостию воспеша Ему: Аллилуиа. Икос 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-bla...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010