Я думаю предложить следующий порядок работы: сначала рассмотреть самые основы проблемы с тем, чтобы, обсудив доклады проф. Вертоградова и проф. Винтилеску, постараться согласовать их выводы. Переводчик ( переводит выступление Представителя Албанской делегации г. Нико Димитрия Чани, говорившего на албанском языке): Г. Чани заявляет, что у Албанской делегации тоже есть доклад по вопросу об англиканской иерархии. Он просит, чтобы при обсуждении этого вопроса был принят во внимание доклад и от Албанской Церкви. Доклад этот отдан в посольство для перевода на русский язык и будет готов сегодня или завтра утром. Проф. В. С. Вертоградов: Я в своем выступлении подчеркну основные моменты своего доклада, сделанного на пленарном заседании, об англиканской иерархии, чтобы придти к определенным выводам по вопросу о признании действительности и законности англиканской иерархии. Можно ли хиротонию Матвея Паркера признать действительною и законною? Доказан ли исторически факт хиротонии Паркера? Можно ли признавать действительным существовавший и существующий чин англиканских посвящений? Отвечает ли рукоположение Паркера канонам нашей Вселенской Церкви? И, наконец, догматическая сторона вопроса, т. е. то, что является препятствием к признанию действительности англиканских рукоположении. Оно сводится в основном к тому, что учение о таинствах Англиканской Церкви, заключенное в их символических книгах: в молитвеннике и «39 членах», не отвечает духу истины православного учения. Понятие о таинствах у англикан не такое, как в кашей Православной Церкви. Они рассматривают таинства как знаки и как символы Божьего благоволения (не благодати). Так они думают вообще о таинствах, в частности, о таинстве священства, что более всего должно нас интересовать. Они этому таинству не придают такого значения, какое придают таинствам крещения и причащения… Я в своем докладе вопрос о действительности англиканской иерархии рассматриваю с канонической и догматической точек зрения. И с той и с другой точки зрения рукоположение Паркера не действительно. И зачем мы будем говорить, что оно законно? Мы не может смотреть на каноны как на формальность, нарушение которой не меняет содержания. Всякий закон есть закон. И если мы стали бы подводить под известные статьи этих рукополагателей, то они, конечно, не подошли бы. С этой стороны мы видим нарушение. Здесь, конечно, главное – догматическая сторона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

о. архимандрит пригласил в спутники и меня. Путь в Хеврон из Иерусалима начинается путем к Вифлеему: не достигши Вифлеема, он идет влево. По пути к Хеврону мы доехали до запечатленного источника Соломонова, Соломоновых прудов и садов Соломона, именуемых Вертоградом заключенным. Все это отстоит от Иерусалима на 15 верст, – это те местности, который взял Соломон в основание возводных мыслей в Песни Песней о церкви, ее неодоленности и вечности. Источник Соломонов по местоположении несколько выше прудов Соломоновых и вертограда. Над источником сделана каменная будочка и из нее к глубине источника ведет каменная лестница. Я сошел вниз: араб вздул огонь, и я увидел небольшую пещеру и в ней текущие исходища водные. Источник изобилует водой, – вода из него протекает в пруды Соломоновы проложенными под землей трубами. Я пил воду из самого начала источника. Вода вкусная. За мной спустились и другие иеромонахи. Дали мне небольшой кусок хлеба и немного винограду: приятно было для чувства вкусить пищи и пить воду на столь знаменитом по значению историческом источнике. Пруды Соломоновы по отлогой долине лежат несколько ниже источника, а вертоград с боку от прудов. Пруды большой величины, высечены в каменной плите, и края их, или бока окладены огромными тесанными камнями. Пруды изобилуют водой: она течет из одного пруда в другой, потому что пруды расположены один другого ниже. Сказывают, что вода из этих прудов была проведена трубами в Иерусалим в Овчую купель при храме Иерусалимском на горе Мориа и в место, в котором омывались священники храма. Действительно во всем Иерусалиме и на горе Мории собственной текущей воды нет, кроме источников Силоамского и Мариами, истекающих низко под горою; нет и колодезей; все жители Иерусалима довольствуются водой дождевой, соблюдаемой в цистернах, т.е., в подземных кладезях. В Палестине почва каменистая, к деланию цистерн для хранения воды удобна, и вода соблюдается в них на целый год невредима. Цистерны, или водохранилища делаются снаружи с узким отверстием, не шире, как пролезть человеку, и расширяются к низу шире и шире, – есть огромные вместилища воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Израильтяне – жители их снова поселятся здесь, будут возделывать их и пользоваться плодородием. На горах палестинских восстановлены будут города, а в долинах по-прежнему будут пастись многочисленные стада животных (8 – 10 ст.). Завладев Палестиною, евреи будут постоянно жить в ней и наслаждаться ее благами. Возвращение таких счастливых обстоятельств для жителей Палестины заставит прекратить все злословные речи язычников о ней, как о земле поедающей людей и сделавшейся пустынной (11–15 ст.). Но все это совершится не вследствие заслуг со стороны Израильтян, а единственно ради славы имени Божия. Ревнуя о славе Своего имени, Господь восстановит жизнь еврейского народа в Палестине и посрамит чрез это язычников потому что последние считали пленение народа бессилием Его и тем оскорбляли святость Его имени (16–21 ст.). Милости Божии к еврейскому народу, самому по себе грешному и недостойному, не ограничатся восстановлением только его политической самостоятельности. Избавив от рабства языческих народов, Господь поставит евреев в такие благоприятные условия жизни, что язычники будут благоговейно чтить имя Бога Израилева. Эти новые благоприятные для жизни избавленного от плена народа Божия условия будут состоять в том, что Господь воскропит на людей чистою водою и очистит от всех нечистот. Он дарует им тогда новое сердце и новый дух, вследствие чего прежнее каменное сердце их заменено будет новым плотяным сердцем и дарован им будет дух Божий. После этого обновленные воздействием Божиим будут ходить в заповедях Господних и сделаются истинным народом Божиим, а Господь будет их Богом. При таких благодатных условиях жизни люди получат возможность очищаться от всех своих прегрешений, если окажутся таковые; изобилие благодеяний Божиих в жизни их будет так велико, что никто из них не будет терпеть голода (22–31 ст.). В заключение речи пророк снова повторяет, что земля обетованная, вновь заселенная и обстроенная, сделается славною в глазах язычников, последние будут сравнивать ее с садом насаждения (с вертоградом сладости).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Через два месяца по прибытии в Москву 18 мая 1662 г. Паисий подал царю по делу патр. Никона свое письмо, к которому присоединил еще другое о дозволении ему заниматься греческими рукописями. Это последнее было следующего содержания: «вертоград, заключенный от алкающих и источник запечатленный от жаждущих, по справедливости почитаются несуществующими. Я говорю сие к тому, что давно уже известно о собрании вашим величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг; почему нижайше и прошу дозволить мне свободный вход в ваши книгохранилища для рассмотрения и чтения греческих и латинских сочинений. (Fama jam pridem innotuit, vestram majestatem serenissimam selectos libros in variis bibliothecis adeptam fuisse; propterea supplico instanterque precor, ut mihi liber aditus concedatur, eos tam graecos, quam latinos codices revisendi atque revolvendi)» 452 . Честь открытия этого письма Паисия Лигарида А. И. Соболевский напрасно приписывает себе (говоря: «нам посчастливилось найти известие»...), так как оно лет 70 тому назад напечатано (в IV томе Собрания Госуд. Грамот и Договоров) и с 30-х годов стало уже указываться исследователями в различных специальных работах. Так его не раз приводит И. М. Снегирев , касаясь греческих рукописей Патриаршей библиотеки, о нем говорит даже Тремер в своих статьях о библиотеке царя Ивана IV, помещенных в Московских Ведомостях 453 . Но все исследователи, которые только касались сего письма, утверждали, что речь в нем идет о греческих рукописях, хранящихся ныне в Синодальной библиотеке, что о дозволении заниматься ими именно и просит Паисий Лигарид. А. И. Соболевский держится в этом случае особого мнения. Он говорит, что «нет никакой возможности видеть в этих рукописях те греческия книги, которые по поручению Никона были приобретены в 1654–1655 годах Арсением Сухановым на Афоне и в других местах Востока», которые ныне хранятся в Патриаршей библиотеке; Паисий говорит здесь о принадлежащих царю издавна греческих и латинских рукописях (codices)» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Радуйся дом Божий, сияющий божественными красотами, с неотъемлемым порогом чистоты; Ты исполнена славы Господней, и духом светлее огненных Серафимов. Радуйся Дева - врата, обращенный к востоку, из которых вышел восток жизни для людей, уменьшающий запад смерти: Богом пройденная купина, носящая ключи девства. Радуйся небо - жилище, которое славнее места, окружающего мир; Ты сияешь светом добродетелей, как звездами; из Тебя воссияло Солнце правды, соделавшее для людей день спасения и незнающее запада. Радуйся престол, превознесенный славою, одушевленное седалище; Ты в себе самой представляешь седалище Божие и доставляешь Богу лучший покой, нежели разумные силы. Радуйся Херувим огнеобразный ум; Ты исполнена божественных мыслей, как бы очей, и привлекаешь к Себе великие дары благодати; чрез Тебя переходит к людям невечерний свет. Радуйся безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вместе Дева - чудо новейшее из всех чудес. Радуйся Дева, родившая Сына - одна между девами детородная, Дева и вместе Матерь, - чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся печать царская, воплотившегося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова раждающая, таково, конечно, и раждаемое. Радуйся книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь Богодарованного закона, Сам Собою, девственно познается. Радуйся свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т.е. воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха. Радуйся источник запечатленный, родник нетления, изливший Христа, источника жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Его получив бессмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносие. Твое благовоние подобно благовонию целого ноля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся неувядающая роза, бесконечно благоухающая, которую обоняв Господь ночил и чрез которую процветши Он истребил запах мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/928/...

Поле принесло плод, а плод не знал земледельца; жатву Ты принесла, а семени не принимала; Ты родила как жена, но не истлела как жена; Ты чревоносила по закону природы, но Ты и зачала помимо, законов природы. Другой назвал Тебя вратами заключенными и на восток лежащими (Иезек. 44:2), и вводящей Царя затворенных врат; также назвал Тебя и вратами изводящими, поскольку Ты соделалась для Единородного вратами настоящей жизни. Ты – врата на восток лежащие: ибо из чрева Твоего, как из царского чертога, исходит Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир; Ты ввела Царя затворенных врат, но и опять извела; не зачинаясь и совершенно не рождаясь Царь славы отверз врата Твоих чресл, и не разорвал связи девства. Вертоградом заключенным и Источником запечатленным назвал Тебя происшедший из Тебя Жених и предрек (Песн. песн. 4:12); Садом затворенным, поскольку не коснулся Тебя серп тления, или время жатвы; Источником запечатанным, потому что происшедшая из Тебя река жизни наполнила вселенную, и ветвь брачная не почерпала из Твоего источника. О Тебе Давид не перестает взывать: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс. 131:8 ). Воскресни, откуда? – из лона Отца, не для того, чтобы отделиться от Отца (не законно мыслить и говорить это!), но для того, чтобы совершить домостроительство, прежде веков и родов определенное. Воскресни для того, чтобы поднять павших, восстановить сокрушенных, воспринять Твою тварь, от врага доныне мучимую. Воскресни, Господи, в покой Твой, который Ты определил на земле и устроил в Вифлееме (пещеру, ясли, пелены): ибо на небесах Ты не нуждаешься в покое; Ты Сам – успокоение всей твари, на земле же за нас телесно страдаешь (ибо хотя Ты и алкал, но Ты – хлеб жизни; и хотя Ты испытывал жажду, но Ты – жаждущих молитва). Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоей – Дева Богородица. Поскольку Ты – Солнце, то по справедливости Дева именуется небом; поскольку Ты – цвет неувядающий, то, стало быть, Дева – рай бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

435 Разногласие, вероятно, произошло из-за желания фарисеев, чтобы Гиркан ограничился одною светскою властью и сложил с себя первосвященничество. Но оно кончилось гонением и устранением от власти фарисеев. Чрезвычайно знаменательно, что иудейское предание вновь вводит в это время исключительно церковные власти, которых оно называет «парами». 436 В соответствии с изменившимся положением вещей наименование «Chebher» исчезает теперь с монет Маккавеев, и раввинские знаменитости («пары» или Zugoth) становятся единственными учителями традиционализма и церковными властями. «Старейшинство», 437 которое при первых Маккавеях называлось «судилищем Асмонеев», 438 переходит теперь в синедрион. 439 Таким образом, происхождение этого учреждения мы приурочиваем ко времени Гиркана. С этим вполне согласно иудейское предание. 440 Значение синедриона, без сомнения, видоизменялось в зависимости от политических обстоятельств; по временам оно становилось абсолютным, как, напр., в правление фарисейской ханжи царицы Александры, тогда как в другое урезывалось, когда он превращался в строго церковную власть. Так как синедрион был в полной силе во времена Иисуса, то его организация будет рассмотрена нами впоследствии. После краткого очерка происхождения и развития учреждения, которое обнаружило столь решительное влияние на будущность Израиля, по-видимому, необходимо в той же мере проследить рост «традиций старейшин» с тем, чтобы понять, что именно – увы! столь решительно восстало против новой доктрины царства. Здесь, прежде всего, следует указать на те законные постановления, которые объявлялись традиционализмом абсолютно обязательными для всех и имеющими не только равную, но даже большую обязательность, чем само свящ. Писание. 441 Обстоятельство это не заключало в себе внутреннего противоречия, так как традиционализм одинаково со свящ. Писанием претендовал на божественное происхождение и, так как на основании усвояемой ему власти изъяснял его смысл, делал к нему дополнения, применял к случаям, специально не предрешенным, быть может, даже не предусмотренным библейскими временами и вообще охранял его святость посредством расширения и приложения к нему предосторожностей, возводя «ограду» вокруг его «вертограда заключенного».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

Мы видели, как строго Григорий в своем нравственном учении держится той истины, что крещение производит истинную перемену в жизни внутренней и совершенно очищает человека; крещение почитает он заветом с Богом касательно новой, лучшей, Богу посвященной жизни. Кто предается греху после крещения: тот нарушает завет с Богом, является неверным, делается недостойным прощения грехов, полученного в крещении, и теряет благодать. Теперь спрашивается, как судить о блаженстве такого человека? навсегда ли он потерял свое спасение, или может опять возвратить себе при известных условиях? О сем Григорий рассуждает с строгостию, которая не поблажает беспечным, но вместе и с кротостию, которая далека от жестокости Новатовой. Строгость его видна особенно в следующем месте. 272 Изобразив крещение, как завет Бога се крестящимся, он продолжает: «Посему мы должны особенно быть осторожны и неусыпно беречь свою душу, дабы не явиться неверными своему обету; ибо ежели Бога призываем в посредство при договорах, заключаемых с людьми, и договоры чрез то делаются тверды: то сколь опасно явиться нарушителями завета, заключеннаго с самим Богом, и пред лицем истины соделаться виновными не только в других грехах, но и во лжи! И это делать тогда, как нет уже другаго возрождения, нет обновления, нет восстановления в прежнее состояние (то есть, нет второго крещения); хотя бы мы искали сего с великими вздохами и слезами, которыя, по моему мнению, едва только могут закрыть рану ( συνουλωσις)... Тягостно вместо легчайшаго спасительнаго средства употреблять труднейшее; тягостно, лишившись благодати, снова подвергнуться наказанию и потом заглаждать грехи исправлением. Ибо сколько слез должны мы пролить, доколе они сравняются с количеством воды, бывшей в купели крещения! И кто поручится, что смерть не упредит нашего исцеления, и что мы не предстанем на суд, не выполнив всего, и что для нас не понадобится и на том свете огненное очищение ( της εκεισε δεομενους πυρωσεως)? Может быть, ты, человеколюбивый вертоградарь ( γεωργος), будешь умолять Господа, чтобы Он пощадил смоковницу и не посекал ее, хотя она неплодна, но позволил обложить ее навозом, то есть, слезами, вздохами, молитвами, ночным бдением, жестким ложем, умерщвлением души и тела, и покаянием, которое состоит в исповедании грехов и уничижении себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Я воспитала его, как прекраснейший цвет в вертограде; Юного в быстрых судах отпустила на брань к Илиону 440 Ратовать храбрых троян; и его никогда я не встречу В доме отеческом, в светлых чертогах супруга Пелея! Ныне, хотя и живет он, и солнца сияние видит, Должен страдать; и ему я помочь не могу, и пришедши! Деву, которую сыну избрали в награду ахейцы, 445 Снова из рук у него исторг властелин Агамемнон. Грустный по ней, сокрушал он печалию сердце; ахеян Сила троян до судов отразила и в стан заключенным Им выходить не давала. Старейшины воинств ахейских Сына молили и множество славных даров предлагали. 450 Сам он, правда, от воинств беду отразить отказался, Но героя Патрокла своим он доспехом одеял; Друга на битву послал и великое воинство вверил. Билися целый день перед крепкою башнею Скейской. Был бы в тот день Илион завоеван, когда бы могучий 455 Феб разносившего гибель Менетия храброго сына В первых рядах не повергнул и славы Гектору не дал. Вот для чего прихожу и к коленам твоим припадаю; Может быть, сжалишься ты над моим краткожизненным сыном; Может быть, дашь ты Пелиду и щит, и шелом, и поножи, 460 Также и латы: свои потерял он, как друг его верный Пал от троян; и теперь – по земле он простертый тоскует!” Ей немедля ответствовал Амфигией знаменитый: “Будь спокойна и более сердцем о том не крушися. О! да могу Ахиллеса от смерти ужасной далеко 465 Столь же легко я укрыть, когда рок его мощный постигнет, Сколь мне легко для него изготовить доспехи, которым Каждый от смертных бесчисленных будет дивиться, узревший!” Так произнесши, оставил ее и к мехам приступил он. Все на огонь обратил их и действовать дал повеленье . 470 Разом в отверстья горнильные двадцать мехов задыхали, Разным из дул их дыша раздувающим пламень дыханьем, Или порывным, служа поспешавшему, или спокойным, Смотря на волю творца и на нужду творимого дела. Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул, 475 Олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после Тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/18

И БЛАГОВОНИЕ РИЗ ТВОИХ, ЯКО БЛАГОУХАНИЕ ЛИВАНА. Т. е. благоухание дел твоих – силы которых хотя ты естественно и применяешь, однако именно из-за твоей душевной настроенности ты, как бы в одеяние, облечена в выражающееся в действиях поведение – уподобляется благоуханию Божиего Промысла обо всем, потому что, в подражание Богу, ты заботишься о спасении многих 162 . Потому что, по общему понятию, фимиам именно и посвящен Богу. И как оный познается на основании своего благоухания, так и Божество – на основании Своего Промысла о всех, как и душевное расположение каждого познается на основании его дел. Немного выше было сказано, что благовоние одеяний Невесты – выше всех ароматов, но какого оно качества – там это не было указано; а здесь Он показывает это, уподобляя его благоуханию ливана (фимиама), потому что оный принимается в честь Бога. И поскольку Божество стоит несравненно выше всего, то это же относится и к делам, совершаемым (людьми) в подражание Его доброте. ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕН СЕСТРА МОЯ НЕВЕСТА. Пселла: Ты, о Невеста, говорит Он, являешься заключенным салом, объемляющим в себе прекрасность всех древес: и плодоносную маслину, и сладкую смокву 163 . И затем, говорит Он, ты – ИСТОЧНИК ЗАПЕЧАТЛЕН, поскольку ты отнюдь не напрасно проливаешь свои струи, но напояешь верных, жаждущих спасения. ЛЕТОРАСЛИ ТВОЯ САД ШИПКОВ С ПЛОДОМ ГРАНАТОВЫМ. Этими словами Жених охватывает все, принадлежащее к учению нашей безукоризненной веры: ее страшное величие, ее прекрасность, благоухание и божественность, что уста Церкви непрестанно возвещают. Потому что твои ЛЕТОРАСЛИ, говорит Он, т. е. твои учения, являются садом прекрасных роз и исполнены всякой благодати, о Невеста. ИСТОЧНИК ВЕРТОГРАДА. Потому что не напрасно, говорит Он, ты проливаешь свои струи, но напояешь ими божественные насаждения, т. е. верных. КЛАДЯЗЬ ВОДЫ ЖИВЫ ИСТЕКАЮЩИЯ ОТ ЛИВАНА. Потому что до такой степени ты возвысилась в отношении добродетелей, что стала участницей самого Моего наименования. Потому что Я являюсь Кладезем живой воды, как Дождь, сошедший на руно как бы от высокой и чудесной горы Ливана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010