Подобно Илие-пророку на Хориве, чувствует такая душа тихое веяние южного ветра – Духа Божия. Чувствует и, заключенная в себе, преисполняется Духа, пока потекут ароматы ее, облагоухая всех вокруг. И таким образом приуготовившись, зовет к себе Жениха своего: Да снидет Брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих! Не своим считает вертоград души своей, но Ему принадлежащим (не себе принадлежит жена, но мужу – 1Кор. 7:4 ). Входя в благочестивую душу, Жених Небесный снидет... в вертоград свой. И там да яст плод овощий своих, ибо все благоуханные и сладкие плоды даров и плодов Духа, что произрастила в себе душа, не ее, но Его! Как, вкушая земную пищу, плоды земли, благодарим за них Подателя их Бога, так произведенные в душе Духом Божиим плоды Богу и принадлежат. Эти мысли у святых отцов: Бл. Феодорит: «Север, в Священном Писании, полагается всегда в числе вещей неблагоприятных. Почему и Сам Бог у Иеремии пророка говорит: «От лица севера возгорятся вся злая на всех обитающих на земли» (1:14)... И так повелевает северу, дабы востал и удалился, да юг повеет и напоит в вертограде ароматныя древа... почему пророк Аввакум предсказал, что пришествие Господне имеет быть от полудня. «Бог бо, рече, от юга приидет» (3:3). И так повелевает, дабы противный ветер удалился, да благодать Божия повеет, чтобы жених ея мог собрать созревшие аромат его плоды». Св. Григорий Нисский : «Прияв сию власть, невеста царски в угодность себе располагает двумя ветрами, повелительно удаляя от себя ветер северный, и благосклонно призывая южный, и побуждая скорее придти к ней. Буквально же читается так: востани севере, и гряди юже... Но послушаем царицу, почему гонит от себя северный ветр, дуновение его обращая назад. Ибо не успокоиться ему приказывает, как Господь при волнении моря велел буре быть в безмолвии и волнам молчать ( Мк. 4:39 ), но, чтобы беспрепятственно мог дуть ветр южный, когда никакое противное дуновение не задержит его стремления, повелевает северному ветру удалиться и бежать, говоря: востани 44 ... Слово называет и северным ветром и жестоким, делателем угрюмой зимы, разумею ту зиму, в которую Евангелие называет невозможным бегство от опасностей ( Мф. 24:20 ); потому что во время ея увядает красота цветущих добродетелию».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О популярности темы вертограда, огражденного сада, связанного именно с Богородичной символикой и понятием «сада Марии» (Mariengarten) свидетельствуют памятники литературы. Не позднее 1244 г. был написан трактат Рихарда де Сен-Лорана «Mariale», 12-я книга которого была озаглавлена «О саде заключенном, который Жених уподобил Марии в Песни Песней» («De horto concluso, cui sponsus comparat Mariam, in canticis»). В XV в. большое распространение получил анонимный предметно-аллегорический трактат «Блаженный Вертоград» («Der lustliche Wurtzgarte»). В этом тексте акцентировалось значение сада как места духовного брака Жениха-Христа и Души-Невесты в соответствии с мистической аллегорезой Песни песней . Стефано да Верона. Мадонна в беседке из роз. Около 1410 г. Музей Кастельвеккьо в Вероне Происхождение темы «hortus conclusus» в западноевропейской живописи неизвестно . Особенно популярной она становится с начала XV в. Среди памятников с изображением Богоматери в запертом саду (или беседке из роз, что так же связано с мотивом огороженности, замкнутости) — изображение неизвестным художником райского сада около 1410 г. из Франкфурта-на-Майне (Институт искусства), «Мадонна в беседке из роз» Стефано да Вероны (начало XV в., из музея Кастельвеккьо в Вероне), «Мадонна в беседке из роз» Стефана Лохнера (около 1440 г., музей Вальраф-Рихарц), «Мадонна в огражденном саду» Мартина Шонгауэра (вторая половина XV в., Франция, музей Кольмар). Во всех перечисленных произведениях Богоматерь представлена с Младенцем, сидящей на троне (в беседке) или на траве в саду, который обнесен стеной или изгородью (как у Шонгауэра). Сад наполнен многочисленными растениями, среди цветов наиболее часто изображаются алые розы. По всей видимости, икона Никиты Павловца опирается на западноевропейские образцы (хотя и не копирует ни один из них), и не имеет своим источником композицию из Страшного суда, также называемую «Вертоград заключенный», где Богоматерь представлена на фоне райского сада, сидящей на троне между двумя ангелами. Эта точка зрения была высказана авторами каталога собрания Третьяковской галереи В. И Антоновой и Н. Е. Мневой . Подобная преемственность представляется нам ошибочной, поскольку такие изображения на Руси продолжают повсеместно существовать в XVII в. по-прежнему в контексте Страшного суда, а икона Никиты Павловца являет собой совершенно новое явление, не имеющее аналога в древнерусском искусстве.

http://pravoslavie.ru/615.html

Малороссийский мужик представлен в пьесе малоразвитым, бедным (иногда от бедности плутоватым) и сильно забитым: он боится угроз солдата, выносит на своей спине тяжесть его военных предприятий (сцена с пушкой); цыгане, жиды, польские паны, униатский поп и дьячок – почти все они стараются так или иначе эксплуатировать народ, а представители ученого сословия (униатский поп и дьячок) не приносят ему никакой пользы и заслуживают только осмеяния. В бытовой части пьесы есть только два положительных момента. Первое – это запорожец; но и он, несмотря на всю свою мощь, показан уже в период упадка запорожской общины. Второе – это то стремление мужика к просвещению, которое заставляет его, несмотря на всю его бедность, находить средства, чтобы платить за обучение сына. Лит.: Маркевич Н. А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. Киев, 1860. «Вертоград заключенный», икона Божией Матери Изображение на иконе в символической форме раскрывает учение о непорочном зачатии и сохранении девства Пресвятой Богородицей после рождества Христа. Она и есть тот самый «запертый сад», «заключенный колодезь» и «запечатанный источник», который, не отворяя врата, изливает в мир живую воду, которой является Господь Иисус Христос. Перед образом «Вертоград заключенный» русские люди молятся о плодородии земель и душевном умиротворении. Верхняя одежда русских Отличалась разнообразием не столько в покрое и фасонах, сколько в ее названиях. Нередко один и тот же вид одежды в разных местах имел разные названия, часто в зависимости от материала, отделки, мелких деталей и т. д. По покрою верхнюю одежду можно было разделить на четыре основных типа, которые одновременно отражали этапы эволюции одежды русских. Постепенно в верхней одежде изменялся покрой спины, становясь все более сложным. Первоначально спина кроилась из одного полотнища материи, без каких бы то ни было подрезов на талии. Потом начали вшивать клинья, так что на талии получался перехват (сужение). Великороссы называли такой фасон на острый клин, малороссы – на усъ; при этом на спине часто делали подрезы. Позднее ниже талии вдоль спины стали закладывать мелкие сборки или складки, для чего на спине делали поперечный разрез. Наконец, сборки ниже талии стали делать не только на спине, но и спереди. В каждом из перечисленных четырех типов появились разные варианты длины, фасона воротника и т. д., благодаря чему возникали новые разновидности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Из письма священномученика Киприана, епископа Карфагенского к Магну) 53 Господь наш Иисус Христос в своём Евангелии свидетельствовал, что Его противники – те, которые не с Ним. При том Он не означил какого-нибудь вида ереси, но показал, что Его противники вообще все те, которые не с Ним, и которые, не собирая с Ним, расточают стадо Его, говоря: иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточает ( Лк.11:23 ). Также и блаженный апостол Иоанн не отличал какой-нибудь ереси или раскола и не представлял, в частности, некоторых отделившихся, но всех, отступивших от Церкви и действующих против Церкви, назвал антихристами, говоря: слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристы мнози быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами ( 1Ин.2:18–19 ). Отсюда очевидно, что противники Господа и антихристы суть все те, о коих известно, что они отступили от любви и единства кафолической Церкви. И еще Господь в Евангелии Своём делает следующее постановление: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Если же те, которые не слушают Церкви, почитаются язычниками и мытарями; то гораздо более должно считать между язычниками и мытарями возмутителей и врагов, выдумывающих ложные алтари, недозволенное священство, святотатственные жертвы и обольстительные названия, 54 когда, по приговору Господа, нужно судить, как о язычниках и мытарях, о тех, которые – менее согрешают и только не слушают Церкви. А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в Песни-песней, говоря от лица Христова: едина есть голубица моя, едина есть матери своей, избрана есть родившей ю ( Песн.6:8 ); и о ней же опять говорит: вертоград заключен, сестра моя, невеста, источник запечатлен, кладязь воды живы ( Песн.4:12, 15 ). Если же невеста Христова, которая есть Церковь , есть вертоград заключенный; то заключенного нельзя открывать чужим и сторонним. Если она источник запечатлен, то ни пить из него, ни запечатлеться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто не узрит у сего животворного источника в Соломоне и Суламифи Христа с самарянкой, Главу и тело Церковные, Бога и уневещенную Ему душу? Источник вертограда, кладязь воды живы. Церковь – Невеста и душа благочестивая «сама делается теперь источником, орошающим произросшие из нея сады 42 , и не как знаем о Павле и Аполлосе, что один насадил, а другой напоил ( 1Кор. 3:6 ), напротив того одна совершает два дела вместе, насаждая и напоевая сады» (св. Григорий Нисский ). В заключенном вертограде Церкви – источник учения и благодати Божией. Можно особо упомянуть о семи таинствах, запечатленном источнике, таинственном колодце, который поит благодатью святую Церковь . А вот и иное происхождение воды: «Потом Слово на самый верх возводит невесту похвалами, назвав ее кладязем воды живы и истекающия от Ливана. Ибо сие из святаго Писания дознали мы об Естестве животворящем; то пророчество говорит от лица Божия: «Меня, источник воды живой, оставили» ( Иер. 2:13 )... Итак под водою живою везде разумеется естество Божеское, а здесь не лживое свидетельство Слова подтверждает, что невеста – кладязь воды, которая течет от Ливана... Ибо в точности, как источник, стала подобна Источнику, как жизнь – Жизни, как вода – Воде. Живо Слово Божие, жива и душа, приявшая Слово. Та Вода течет от Бога, как говорит Источник: «от Бога изыдох, и приидох» ( Ин. 8:42 ). А она содержит в себе вливающееся в кладязь души, и чрез это делается сокровищницею оной живой воды, лиющейся, или лучше сказать, как выразилось Слово, истекающей от Ливана» (св. Григорий Нисский ). Ливан означает Божественное Естество, оттуда живые воды Божественнаго Сада. Итак, подытожим: колодезь живых вод – источник благодати, даруемой через Церковь , потоки с Ливана – благодать, исходящая непосредственно от Бога. Завершена картина чудного сада – вертограда Божия. Умолк Жених. И вот распорядительница сада, чудная Суламифь, властно взывает веющим ветрам: 4:16 Восстани севере, и гряди юже, и повей в вертограде моем, и да потекут ароматы моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Она – Вертоград заключен, запертый Сад , только Садовник – Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей девства Ее. Она – заключенный Колодезь и Источник запечатлен, ибо от Нее, не нарушая печати девства, источается миру Живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа ( Ин. 4:10; 7:37 ). Так воспевается это во святой Церкви: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (Октоих, глас 8, нед., повечерие, канон, песнь 9). «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве» (Октоих, глас 1, нед. утреня, канон воскр., песнь 7). Св. Амвросий Медиоланский так говорил об этом: «Итак, девство – это заключенныя врата; девство – это запертый сад; девство – это запечатанный источник ( Песн. 4:12 )... Ты – запертый сад, дева, храни плоды свои. Не должны возрастать в тебе терния, и пусть красуются в тебе (только) гроздья. Ты, дочь – сад запертый: никто не должен нарушать ограды твоего целомудрия; ибо написано: «и разоряющаго ограду угрызнет змей ( Ек. 10:8 )... Ты – запечатанный источник, дева; никто не должен осквернять вод твоих» [«О воспитании девы», гл. 9]. И сей дар девства в совершенстве был осуществлен в Приснодеве и в изумительной тайне явлен в непорочном Ее зачатии и девственном рождении. Ева, Дева и райский сад За грех и преслушание Евы утратил падший с нею Адам райский сад. Через непорочность и послушание Девы Последний Адам, прийдя, вновь возвращает изгнанных в райский сад. Вкусившая от запрещенной яблони, Ева лишилась пребывания среди цветов райских долин. Произросли терния. Дева, эта Белая Лилия, процветшая посреди терний юдоли земной, произрастила божественную Яблонь (Христа-Жизнодавца), питающую плодом вечной жизни алчущих райской пищи. В прохладу дня пришел Господь Бог в райский сад – но он был пуст, спрятались согрешившие ( Быт. 3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вторая звездочка – это девственность в рождестве. Кровли домов наших – кедры . «Премудрость построила себе дом» ( Прит. 9:1 ). Богоматерь Дева – непорочный Дом божественной Софии – Христа Богомладенца. То, что Дом сей из кедра, и означает непорочное рождение Христа Девою, ибо вечнозеленый, негниющий кедр есть символ нетления. Третья звездочка – непорочность по рождестве. Матерь Божия – всегда Дева. На это указывает кипарисовая обшивка таинственного Дома. Потолки наши – кипарисы , или дски наша кипарисныя. Темные, вечнозеленые, негниющие, как и кедры, стройно уносящиеся к небу конусы кипарисов, источающие смолу, из которой изготовляют целебный бальзам и масла для бальзамирования трупов – символ смертной печали и вечной нетленной жизни. Вечно нетленна Пречистая Дева. Но это всегдашнее нетление, эта нестареющая жизнь, срастворены смертной печалью о божественном Сыне-Страдальце, Которого нетленно родила и Которого отдала на спасение тленного мира, материнской печалью о Котором преисполнилось и собственное Ее сердце. Воистину непорочна была Матерь Господа. Взирая на Нее, восклицает Сам Господь: Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! (4:7). Она непорочна в девстве Своем, Она – «цвет неувядаемый» и «цвете нетления» (акафист Пресвятой Богородице, икос 7). Она – Купина Неопалимая, и, рождая, девствует! сестра моя, невеста (4:9) – именует Ее Господь. Невеста – ибо от Духа Святого Она приняла во чреве, сестра – ибо Он воплотился и стал первородным Братом среди многих братий ( Рим. 8:29 ), а Она – первою Его сестрою . Она – «Невеста Неневестная» (акафист Пресвятой Богородице), ибо Она – Невеста Духу Святому, как принявшая от Него во чреве, и Она – «Неневестная» Иосифу, земному мужу, как никогда не знавшая мужа. Непорочное зачатие и девственное рождение указывается через чудный образ Девы-Матери, как Вертограда заключенна, Источника запечатленна. Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен (4:12). Или по синодальному переводу: Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник (4:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вокруг Девы Марии с Младенцем Христом представлены многочисленные прообразовательные символы. Они, как и отдельные детали композиции, имеют непосредственным источником Канон благодарный прп. Иосифа Песнописца: практически каждый символ канона находит точное соответствие на иконе. Божию Матерь с Младенцем окружают звезда, книга, луна, подсвечник, кадило, небесный сегмент с изображением рая. Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в нек-рых случаях накрытом покровом с Голгофским крестом. Престол составляет единое композиционное целое, примыкая к коленям Божией Матери, что дает буквальную иллюстрацию к словам канона, именующим Богоматерь «престолом огненным Вседержителя», «одушевленной трапезой». Чертоги по сторонам Пресв. Богородицы и Христа - «палата всех Царя», «пространное селение Слова» - напоминают о традиц. понимании Божией Матери как Дома Премудрости Божией. Обильные цветы, стоящие в вазонах и прорастающие из увенчанного крестом жезла, иллюстрируют неск. хайретизмов канона, ставших основной темой этой иконографии: «Радуйся, сладкоуханный крине Владычице...» и «Цвете неувядаемый, радуйся, едина прозябшая яблоко благовонное...». Процветший жезл - это символ Девы Марии, от Которой «прозябе нам красный цвет Христос Бог». Иконописцы, создавая образ Божией Матери «Н. Ц.», обращались также к текстам Свящ. Писания и к творениям св. отцов Церкви. В Песне Песней в соответствии с толкованиями св. отцов к Пресв. Богородице относятся пророческие слова о «звезде, являющей солнце», «живом запечатанном источнике», «вертограде заключенном». Вазоны с цветами, процветший жезл - это знаки рая, «вертограда» («Вертоград заключенный» (Песнь 4. 12) - устойчивый символ Богородицы, который в русской иконописи нашел отражение в иконе Никиты Павловца «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1675, ГТГ). Полисемантический образ «вертограда», популярный в христ. лит-ре и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении символа Богородицы, Которая «на земли была... вертоградом ради ненарушенного девства» (Антоний Радивиловский; Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

Раба Божия рябина, кривобокая, в рябинах, к церкви приросла. На ветру промозглом стоя, просит самое простое: света и тепла. Раба Божия Марина и нарядом из ряднины, и лицом страшна. На ветру у церкви стоя, просит самое простое: хлеба и вина. Жизнь проходит у рябины, жизнь проходит у Марины, и судить не нам, чем они угодны Богу, что дается им так много – жить у входа в храм. Конец Великого поста (Икона «Вертоград заключенный»  Никиты Павловца) Вдруг – весна. Тепло, туман, дождь опарный льет… Иеромонах Роман горестно поет. С ним и я своим грехам строго воздаю и рыдаю, как Адам: «Раю мой, раю!» Я рисую, чуть дыша, чудный детский Лик – Он с блаженством малыша к Матери приник. Золотых деревьев ряд, птицы да трава… Губы сами говорят тихие слова: «Господи, Исусе мой, Крине чистоты, Поле снежное зимой, Алые цветы! Спасе, Радосте сердец, Мира теплота, Жизни праведной венец, Славо пресвята!..» Рисочки на ризах всех тоненько черчу, Вертоград в простой красе заключить хочу. Боже, дерзость мне прости: тщусь, забывши страх, Лик нетленный нанести на древесный прах!.. Погладь меня, Господи, по голове На это уйдет минута, ну две… И под утешительной Отчей Рукой пусть хоть на чуть-чуть обрету я покой! Вращается сердце на острой игле. Ночь. Боль. Вот лекарство стоит на столе. Жестокой обиды зверек жестяной живет во мне, жрет меня, властвует мной! О челюсти лисьи сомнений и муть мечтаний о мести: убить и уснуть! Уже не утишить молитвой меня, уже не залить ледяного огня. По лезвию мысли упрямо скользя быть страшной хочу, если страстной нельзя! Как Лик на иконе конически строг. Суд высказан. Очи глядят на порог. Такой приговор разве выдержит кто?! Иду в коридор, надеваю пальто. Не видь меня, Боже, не слышь меня, сын, будь славен Один и будь счастлив один! Я вздрогну и выдерну ключ из замка – на голову тихо ложится РУКА. Леонид Побожий Брянск Хватало ртов своих у тетки Живя без занавесок на окне, земных богатств не накопивши, все-таки она приют дала тогда и мне, казалось, поступивши безрассудно,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Корей, Дафан и Авирон, хотя, наперекор Моисею и первосвященнику Аарону, и решились присвоить себе власть священнодействования, однако ж не безнаказанно совершили то, на что беззаконно дерзнули. И сыновья Аароновы, возложившие на алтарь чуждый огонь, тотчас же были истреблены пред лицем разгневанного Господа.... И божественный суд явит свое отмщение еретикам, совершающим вопреки церкви то, что позволено делать только одной церкви» 507 . „Так, еще прежде дня судного отлучаются души праведных от неправедных, отделяются плевелы от пшеницы. Отделяются те, кои без божественного распоряжения самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя епископа, тогда как никто не дает им епископства» 508 . Итак, по учению Киприана, вне священства, существующего в церкви, нет и не может быть истинного и законного священства, нет также, и не может быть спасительных и благодатных средств освящения. „В Песни песней, говорит он, Дух Святой возвещает (о церкви), говоря от лица Христова: едина есть голубица Моя, едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (Песн. песней 6:8); и о ней же опять говорит: вертоград заключен, сестра мол, невеста, источник запечатлел, кладезь воды живы ( Песн. 4:12. 15 ). Если же невеста Христова, которая есть церковь , есть вертоград заключенный, то заключенного нельзя открывать чуждым и сторонним. Если она источник запечатлен, то ни пить из него, ни запечатлеться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику. Если она есть единственный кладезь воды живой, и притом находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться и оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри» 509 . „Куда же должен идти жаждущий? К еретикам ли, у коих нет вовсе ни источников, ни реки животворящей воды, или же к церкви?... Она одна хранит и обладает всею властью своего жениха и Господа. В ней мы председательствуем, за ее честь и единство ратуем, благодать и славу ее, верные своему обету, защищаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010