Достойныя же чести люди почитает, а вся лучшия 1605 себе быти разсуждает. Сия вся 1606 , человече верный, да храниши, благодать от Господа всяко получиши. Смирение и гордость Муж смиренный Господу Богу подобится и в его персех, яко в храме. Он 1607 селится. Гордый паки человек демону есть точен, Богу же ненавистен, яко зле порочен. Смиренный аще зрится 1608 лицем худеишь быти, но славен добротами тщится выну жити. Гордый же аще светел быти ся являет, но непотребна делы себе сотворяет. Из ступания гордость его удобь знати, и из глагол суетных – легкость разсуждати. Желает от человек выну хвалим быти и добротами, их же празден, благо слыти. Не терпит под началом инех 1609 пребывати, но на вышших 1610 степенех хощет первствовати. И аще заслугами стяжати не может, тако любочестием хоти си поможет. Ходит присно кичиво 1611 , яко мех надменный, всякия сущ честныя вещы испраздненный. И яко без кормчия корабль зле мятется в волнах, тако он в своих делех зле несется. Смиренный же. противне, вся пренебрегает, яже честна мир в себе лстивый появляет, И менша всех человек судит себе быти, кротко и благочинно тщится всегда жити. Худ 1612 же 1613 и 1614 неугоден 1615 лицем ся являет, но Господь й велика мужа созерцает. Елма вся заповеди 1616 ему сохранити, глаголет непотребна раба себе быти. Добродетели своя всяко утаяет, точию в сокровище душевном прятает. Да, егда храм телесе тленна разорится, тогда утаенное Богом проявится. Бог же делеса 1617 его и зде изъявляет, и во будущей жизни честно увенчает. Смирению вси убо выну ся учите, кротость в слове и деле прилежно храните. Богопротивныя же гордости гонзайте, демонско сие свойство, с ним е отметайте. Господь гордым противен и вечно я губит, смиренным же – милосерд и зело я любит. Любве убо Божия и щедрот ищите, от погубления же весма ся храните. Смирения степени 6 Любезни Богу, иже суть смирении, тии бывают Онем возвыжшенни. На тех благодать Его почивает, тым небо дает. Смирение же то есть совершенно, еже в степенех шести заключенно,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Смотреть на Него. Смотрела на Него мироносица и сочла Его вертоградарем. Смотрели долго на Него два ученика и не могли узнать Его. Посмотрели на Него и ужаснулись Его ближние, други и наперсники, подумав, что видят духа ( Лк.24:37 ). Дивное таинство! Что же после этого наше зрение? что тело наше? что вещество? Что мир этот? что бытие наше, знаменуемое то жизнью, то смертью? Тайна за тайной! Повсюду, братия, тайна — и чем ближе наблюдаемая, тем менее зримая! Между тем, проходит образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), и рано или поздно надобно будет встретить иной образ иных вещей, чудный и по непривычке страшный, непреходящий, бестелесный, бессмертный. Это образ духа. В этом поразительном для чувственного зрения образе являлся и воскресший Господь — пребывающий и невидимый, видимый и непознаваемый, познаваемый и снова незримый, проходящий сквозь затворенные двери, говорящий, приемлющий пищу. Можно ли христолюбцу не пожелать увидеть своего Искупителя — и в этом прославленном Его образе — в Теле духовном, по выражению апостола ( 1Кор.15:44 )? Но, братия, поставим себя на место апостолов в те минуты, когда Господь, беседовавший с ними, вдруг стал невидим. Что должны были они чувствовать? Как думать об окончившемся видении? Точно ли не стало между ними Господа или Он только перестал быть виден? В этом самом состоянии находимся все мы, особенно когда собираемся двое или трое во имя Его ( Мф.18:20 ), и всегда, как участвуем в божественной литургии. И в эту минуту, и в этом храме, и в этом обществе верных Его учеников разве нет Его? Можно ли при вере в Его Божество усомниться в этом? И что нас смущает? То ли, что мы не можем долго удержаться на этой мысли и, не держась, теряем убеждение в ней? Но мы — люди, заключенные в темницу плоти с первой минуты бытия нашего и выглядывающие из нее в родной нам мир только сквозь тесное отверстие наших опытных, земных познаний, выводящее опять на тот же самый двор темничный. Какой же силы и широты взгляда ожидать от этого? Вспомним самовидцев Воскресшего. Лишь только перестали видеть Его в блаженной храмине эммаусской, как уже говорили о Нем, как бы вовсе не пребывающем с ними! То ли может смутить нас, что для нас немыслимо современное пребывание Господа Иисуса Христа и с нами, и со многим множеством других верующих, рассеянных по всему лицу земли? Но земля перед лицом Бога Вседержителя менее, чем пылинка перед взором нашим; какая же трудность присещать ее Божеству? Да не смущается нарастаемым недоумением дух твой, христолюбец, хотя бы ни взор, ни мысль не сильны были поддержать в нем веры. Пусть смотрит он на Иисуса, как на всюду сущего и всё содержащего, Который во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был со Отцем и Духом, вся исполняя, неописанный.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

34. Бодрствовать в псалмопениях, молитвах и чтениях, повелено нам и всегда, но тем паче в праздники. Бодрствующий монах утончает ум свой для душеполезных созерцаний, а многоспание одебелевает ум. Но смотри, не вдавайся во время бдения в пустые воспоминания и в помыслы греховные: ибо лучше спать, чем бодрствовать ради таких суетностей и осквернений себя не подобающими занятиями. 35. Питающий змею в лоне своем и лукавый помысел в сердце, оба умерщвлены будут: тот в теле поражен будучи ядовитым жалом, а этот, в душу вложив смертоносный яд (помысла). Но как поспешно побиваем мы порождения ехидн, так и помыслам злым не дадим порождаться в сердце, чтоб потом не страдать от них горько. 36. Душа чистая, – сосуд избранный, справедливо может быть названа еще «и вертоградом заключенным, источником запечатленным» (Пес. Пес. 4, 12) и «престолом чувствия» ( Прит. 12, 23 ). Но душа, оскверненная нечистыми страстями, преисполнена смрадом зловония греховного. 37. Слышал я от опытных и деятельных старцев, что помыслы греховные в душе рождаются от щеголеватости в одеждах, пресыщения чрева и вредных бесед. 38. Похотение имений да не водворяется в душах подвижников. Многостяжательный монах – корабль с течью, взбрасываемый волнами многозаботливости, и погружаемый в глубину печали. Болезнь любоимания многих страстей бывает родительницей и справедливо названа корнем всех зол ( 1Тим. 6, 10 ). 39. Нестяжательность и молчание – сокровище, сокрытое на поле монашеского жительства. Поди же продай все, что есть у тебя и раздай бедным, и этим купишь поле то, которое покопав и обретши сокровище, блюди его в себе тщательно от похищения, чтоб обогатиться богатством некрадомым. 40. Начав жить вместе с духовным отцом и восчувствовав пользу от него, не допускай, чтоб кто-либо отдалил тебя от любви к нему и от сожительства с ним; не осуждай его ни в чем; не говори о нем худо, хотя будешь им обличаем и даже бием; уха своего не открывай, когда кто другой станет злословить его; и отнюдь не сдружайся с тем, кто поносит его, чтоб не прогневался на тебя Господь и не изгладил тебя из книги живых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Внеси кивот святыни, содержащий в себе Самого Законодателя, Который принесет сию небесную манну, спасет человеческое естество от потопа греховного и Своим рождением освободит весь мир от погибели. Открой сокровищницу Нового Завета, – перстом начертанные письмена, которыми Слово Божие переменит тяжесть буквы закона в легкость духа. Возьми жезл иерейский, который произрастит неувядающий цвет Господень ( Ис. 11:1 ); возьми землю святую ( Исх. 3:5 ) и желанную ( Пс. 105:24 ), из которой воссияют истина и правда ( Пс. 84:12 ). Возьми оную гору, на которой благоугодно будет обитать Слову ( Пс. 67:17 ), отсеченный от которой краеугольный Камень ( Дан. 2:34 ) сокрушит образ врага. Возьми славный трон, царскую колесницу, на которой везомое Слово прийдет во плоти на землю: святой Сион, избранный Творцом и по предведению уготованный прежде веков. Объими одр Соломонов, окрест егоже дориносят шестьдесят сильных (Песн. песн. 3:7) – истинные пророки, возвестившие Божественное Его рождение. Сей образ начертали; клещи того, кто принес уголь и очистил уста пророческие ( Пс. 6:6–7 ); запечатленная книга, которой никто из ведущих писания не прочитал кроме Того, Кто чрез Нее Сам девственно познается ( Пс. 29:11 ); яснейший свиток (Иезек. 2:9), в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. соделавшись подобным нам во всем кроме греха. Это – Царица, стоящая одесную Бога. Это – взошедшая от ливана и окружившая мир благоуханным бальзамом, который превратит горечь древнего древа в сладость, приятный запах от одежд которого благоухает над всею землею. Приими Ее внутрь, как Невесту (Песн. песн. 4:7–8), у Которой есть несравненная красота и неизглаголанная слава, коей превосходный блеск заслоняет блеск солнца. Это – заключенный вертоград (Песн. песн. 4:12), в который совершенно нет доступа для порочных помыслов, в котором первое проклятие миру от древа скорби иссушено в корне и на месте оного расцвело благословение. Поистине, это – источник, из которого текут чистейшие воды и орошают вселенную, из которого истекаеъ река благодати, освящающая всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В автографе стихи читаются иначе, чем в алфавитной композиции окончательного текста, где на первый план выдвигается самостоятельность, суверенность, а вместе с тем и самоценность каждого отдельного воспринимаемого стихотворения. Из авторской рукописи отчетливо видно, что Симеон писал не сборник стихов, а единую книгу. Читая здесь стихи по порядку, мы убеждаемся в существовании созданного поэтом, а затем им же перестроенного на новых основаниях большого художественного контекста. Именно автограф открыл перспективы для установления генезиса текста и более полного выявления использованных поэтом источников (см. исследование и комментарий А.Хипписли в настоящем издании). Изучение художественного контекста автографа приобретает поэтому решающее значение как для реконструкции концептуального содержания произведения, так и для понимания творчества Симеона и его мировоззрения вообще. Когда Симеон приступал к работе над «Вертоградом», он не собирался располагать стихи в последовательности алфавита, начав хотя бы со стихотворения «Адам». Он не писал азбуковника, «толкового словаря», «энциклопедического справочника» и не сочинял стихов на буквы алфавита подобно тому, как это сделал (в весьма скромных масштабах) Карион Истомин в своих «Букварях» (1692, 1694). Но позже, в процессе работы Симеон поместил несколько стихов в алфавитном порядке. В автографе можно точно определить границу, когда он решил перевести стихи на алфавит. В начале же Симеон опирался не на формальную, а на смысловую структуру. Понимая свою деятельность как повседневную работу просветителя в широком смысле, он и к писанию «Вертограда» в целом относился как к жизненно важному делу. Поэтому в самое начало книги поэт поместил программное стихотворение «Вера и дела», в котором объявил свое кредо: Мертва есть вера без дел и дела без веры, мертвым же страны живых заключенны двери. Живот веры – делеса Богу угодная, душа делес есть вера в Бога праведная (4) 41 Далее поэт перешел к созданию картины мира, всего сущего в нем, разумеется, в христианском смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Иконография гравюры «Часослова Девы Марии» 1502 г. Тильмана Кервера получила название по первым словам Песни Песней Соломона, расположенным на бандеролях гравюры: «Tota pulchra es amica mea et macula non est in te» (Cant. 4, 7) («Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе») (Песн. 4, 7). Первым, кто стал славословить Деву Марию этими строками, был Бернард Клервосский. Композиция Девы Марии «Tota Pulchra» благодаря гравюре из «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера с начала XVI b. получила широкое распространение и популярность в гравюре и миниатюре, которые чаще всего украшали «Часословы Девы Марии». Композиция гравюры «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера была воспроизведена в нескольких парижских изданиях «Часослова Девы Марии» издательств Тильмана Кервера, Антуана Верара , Симона Востра и других . В 1513 г. гравюра была опубликована как фронтиспис к первому изданию книги Йоссе Клихтове «De puritate Sanctae Virginis» («Чистота Пресвятой Девы»). В 1519 г. Тильман Кервер повторил гравюру в чуть ином варианте в «Бревиарии» , добавив надпись: «De conceptione virgínea», тем самым указав, что иконография «Tota Pulchra» является изображением Девы Марии с символами приснодевства (лат. Virginalis Conceptio). На протяжении всего XVI b. композиция с небольшими изменениями повторяется в католическом искусстве. Если миниатюра «Tota Pulchra» второй половины XVI в. фламандского происхождения является точной копией первой гравюры Тильмана Кервера, то автор миниатюры «Tota Pulchra» «Часослова Девы Марии» Этьен Алема второй половины XVI в. повторил оригинал чуть более свободно, попытавшись изобразить символы более живописно, реалистично, вписав их в некий условный пейзаж. Параллельно композиция Девы Марии «Tota Pulchra» получила популярность в католической фламандской живописи. Эмиль Маль отмечал, что фламандские художники создавали образы Девы Марии «Tota Pulchra» на витражах и на стекле . Фламандский мастер Адриан Изенбрандт в 1535 г. написал живописный триптих , в центральном пространстве которого он в мельчайших деталях повторил композицию Девы Марии «Tota Pulchra» гравюры «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера. Питер Классенс Старший при создании живописной панели в третьей четверти XVI b. переработал традиционную композицию Девы Марии «Tota Pulchra» полностью , превратив ее в живописный пейзаж. В его ландшафт соразмерно вписаны реалистически изображенные символы, которые сопровождаются пояснительными надписями на латыни. Прообразовательные символы «Plantatio rosae in Jericho» («Роза Иерихонская») и «Lilium inter spinas» («Лилия между тернами») изображены растущими в ограде «Hortus conclusus» («Вертограда заключенного»), в центре которого бьет «Fons hortorum» («Садовый источник») в виде фонтана. «Speculum sine macula» («Чистое зерцало») принимает форму настольного овальное зеркала на ножке. Он вводит новые иконографические детали: ниже взирающего с небес Бога-Отца изображены два парящих ангела, коронующих Деву Марию венцом.

http://bogoslov.ru/article/6193332

А теперь вернемся к св. Киприану Карфагенскому и его учению о Церкви как вертограде заключене. Св. Киприан (Письмо 61 «К Помпею против Стефана о крещении еретиков»): «Но вот нам предано, что и Бог один, и Христос один, и вера одна, и надежда одна, и Церковь одна, и крещение одно ( Еф. 4:5 ), установленное в одной Церкви. Если бы теперь кто-нибудь отпал от этого единства, то таковаго необходимо считать еретиком; а кто защищает таковых против Церкви, тот вооружается против таинства божественнаго предания. Таинство же сего единства мы видим выраженным и в Песни Песней от лица Самаго Христа, говорящаго: вертоград заключен, сестра моя, невеста, источник запечатлен... кладязь воды живы; ... сад с плодом яблочным. Если же Церковь Его есть сад замкнутый и источник запечатленный, то каким образом может войти в этот сад или пить из его источника тот, кто не находится в Церкви?» Эту же мысль св. Киприан Карфагенский раскрывает в письме «К Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни»: «А что Церковь одна, это возвещает Дух Святый в Песни Песней, говоря от лица Христова: едина есть голубица моя, совершенная моя, едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (6:8); и о ней же опять говорит: вертоград заключен, сестра моя, невеста, источник запечатлен... кладязь воды живы. Если же Невеста Христова, которая есть Церковь , есть вертоград заключенный, то заключеннаго нельзя открывать чужим и сторонним. Если она источник запечатлен, то ни пить из него, ни запечатлеться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику. Если она есть единственный кладязь воды живой, находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться и оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри». Со святым Киприаном согласен Фирмилиан, епископ Кесарии Каппадокийской, который в ответном письме пишет ему: «Мы не можем опустить без внимания и того, что сказано вами о Церкви, именно, что это, по словам Песни Песней, вертоград заключен, источник запечатлен, сад шипков с плодом яблочным. Как же может дать кому-либо живую воду спасительной бани от источника, заключеннаго внутри и запечатленнаго божественною печатью тот, кто сам никогда не входил в этот вертоград и не видел сада, насажденнаго Творцом Богом?»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ миниатюрная икона Божией Матери (33 ´ 29 см), 60-70-е гг. XVII в. (ГТГ). Надпись на нижнем поле сообщает, что икона была создана жалованным иконописцем Оружейной палаты Никитой Ивановым Павловцем ; заказчик неизвестен; в ГТГ поступила из собрания московского мецената, худож. и коллекционера кн. С. А. Щербатова. На иконе изображен сад 4-угольной формы с травами и цветами. Золотая изгородь с серебряными точеными балясинами украшена золотыми вазами с тюльпанами и гвоздиками, такие же вазы с цветами - в саду, около водоема. В водоем выступает полукруглая площадка (напоминающая амвон), на к-рой стоит Пресв. Богородица в царском одеянии, 2 ангела венчают Ее короной. На руках Она держит Предвечного Младенца, тоже в царском одеянии и в короне. Икона Божией Матери " Вертоград заключенный " . Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ) Икона Божией Матери " Вертоград заключенный " . Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ) Название иконы восходит к тексту, описывающему рай, из Книги Песнь Песней Соломона: «     (запертый сад),                 (рассадники)             (сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами),                   (аир и корица)                                     [потоки]      » (Песн 4. 12-15). По толкованиям отцов Церкви, Книга Песнь Песней представляет брак и единение между Христом и Церковью (см.: Фаст. С. 54-63). На непорочное зачатие и девственное рождение указано через образ Девы-Матери «как Вертограда заключенного, Источника запечатленна», только Садовник-Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей девства Ее. Она - заключенный Колодезь и Источник запечатленный, ибо от Нее, не нарушая печати девства, источается миру Живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа (Там же. С. 538). Так воспевается это во св. Церкви: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии).

http://pravenc.ru/text/158198.html

4) Роза. Имеешь ли произволение удивляться красоте, изящности и благовонию её? Се есть любовь к Богу, и ближнему! которую верующая душа усердно лобызает. Роза все цветы приятностью своею превосходит: так любовь превышает все добродетели, и есть исполнение закона. В сию обою заповедию (возлюбиши Бога и ближнего) весь закон и пророцы висят ( Мф.22:40 ). Итак, верующая и благочестивая душа, есть вертоград, насаждённый Отцом Небесным, есть прекрасный цветник благоухания Христова, иже никогдаже искоренится. § VIII Христианине! недостоин ты будешь носить на себе имя творения Божия, кольми паче имя христианина, если не сознаешь пред престолом Вышнего, что Он столько излил на тебя потоков милости, коликих ты вовсе не заслужил; столько показал опытов высочайшего Своего к тебе благоволения, что за оные ты достойно Его возблагодарить не имеешь возможности. Он, сотворив единственно для тебя вертоград мира сего, сказал Адаму, а в нём и тебе: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и (зверьми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. – Се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь ( Быт.1:28–29 ). Сие значит, что Он сделал тебя на земле полным господином, и властителем. Вот доказательство благости Его! Он ввёл тебя в рай сладости, делати его и хранити ( Быт.2:15 ); но ты достоинства сего не соблюл, чести сей не разумел, а чрез сие – учинился любви Его недостойным, блаженство твоё потерял, из рая изгнался, тлению и смерти бессмертное естество твоё подвергнул. Се есть твоя неосторожность, а паче – неблагодарность! Но ты бы и погиб, ежели бы Он не был человеколюбив, или, лучше сказать, самое человеколюбе. Он за преступление твоё изгнал тебя из вертограда плотского: но за благоутробие Своё ввёл в вертоград духовный Церкви Своей, гораздо превосходнейший, в нём же и древо жизни – Христос, и древо знания добра и зла – закон, и источник воды живой – Евангельское учение, и столп неподвижный – вера во Христа Господа. Но сего не довольно, Он и самую душу твою учинил вертоградом благоухания Христа Своего и не просто вертоградом, но вертоградом заключенным, иже татем и разбойникам неприступен есть, и егоже кроме Христа (Он бо един входит в него) отверсти никто не может: вертоград заключен сестра моя невеста! ( Песн.4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Едва оканчивается ранняя литургия в св. вертепе, поверх его (в храме) начинается служение поздней литургии, на которой (вместо причастна) воспевается та же знаменательная песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Апостол и Евангелие читаются на трех языках: греческом, славянском и арабском. Блаженны сподобившиеся видеть великую святыню сию и прикасатися своими устами тех священных мест, где благоизволил родиться и возлежать в убогих яслях повитый пеленами Богомладенец – Творец ангелов и человеков. Мы же с верою и любовию приникнем внутренними, духовными очами к созерцанию сего великого события, о котором Церковь наша поет: «Небо и земля пророчески да возвеселятся, ангелы и человецы духовно да торжествуют, яко Бог во плоти явися сущим во тьме и сени седящим, рождейся от Девы: вертеп и ясли прияша Того; пастыри чудо проповедуют; волхвы от восток в Вифлеем дары приносят. Мы же хвалу недостойными устнами ангельски Тому принесем: слава в вышних Богу и на земли мир: прииде бо чаяние языков, пришед Спасе нас от работы вражия». (Стихир, на литии в праздн. Рождества Христова). Пруды Соломона: «вертоград заключенный» и «источник запечатленный». Большинство русских поклонников посещают, на пути из Вифлеема, так называемые пруды Соломона: «вертоград заключенный» и «источник запечатленный». Они находятся на один час пути от Вифлеема. Среди двух крутых гор лежит узкая и довольно продолговатая лощина, почти версты в две; полагают, что здесь находился Соломонов «вертоград заключенный», где были собраны и насаждены прекрасные и благовонные деревья, кустарники и травы. В узком ущелье при этой долине, между двумя огромными скалами, есть три огромные пруда, высеченные большею частью в скале, в небольшом один от другого расстоянии, так что один расположен выше другого. Они видимо разделены между собою каменными преградами, но внизу, посредством каналов, имеют внутреннее сообщение, так что вода из верхнего пруда, по наполнении его, течет в средний, а из сего – в нижний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010