Весьма естественно теперь спросить: где же исток этих водопроводов в Иерусалиме? Мы видели, описывая Иерусалим, наружную скудность его в воде, со всем тем при многочисленных осадах Иерусалима осажденные никогда не имели в ней недостатка, меж тем как осаждающие изнемогали от жажды. Страбон, упоминая об осаде Иерусалима Помпеем, говорит, что город был обильно снабжен водою внутри, но снаружи был совершенно лишен этой потребности. Дион Кассий, при осаде Титовой, и Вильгельм Тирский, при осаде Годофредовой, говорят то же самое 94 . Поэтому несомненно заключить должно, что водопроводы иерусалимские составляли всегда предмет глубокой тайны для местного правительства; и я теперь догадываюсь, почему меня не допустили в подземные своды мечети Эль-Акса. Местность храма Соломонова и Сион должны заключать в недрах своих соединение всех этих водопроводов. Возле водохранилищ Соломоновых и, может быть, на самом месте, где теперь арабское здание, находился библейский город Итам, куда уклонился Самсон, отмстивши филистимлянам за сожжение первой жены его и после истребления огнем нив и садов филистимских. «И сниде и вселися у водотечи в пещере камене Итама ( Суд 15:8 ). Итам или Этам основан был, вместе с Вифлеемом и Фекоа, Ровоамом ( 2Пар 11:6 ). Здесь должно полагать, как мы уже сказали выше, в смежности с источником запечатленным, – вертоград заключенный, то есть заключенный горами: «Вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами: нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами Ливанскими; смирна, алой со всеми первыми мирами; источник вертограда и кладезь воды живы. Востани севере и гряди юже и повей в вертограде моем и да потекут ароматы моя» ( Песн 4:12–16 ). Латинцы справедливо называют это место виллою Соломона; не должно смешивать сады Соломоновы у подошвы горы Сионской с этими. Несколько апельсинных, масличных, фиговых и гранатовых дерев, меж которых видны засеянные полянки, растут теперь по долине вертограда библейского.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Песн. 4:12 Вертоград заключен сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Называет ее вертоградом, потому что она не один, но многие и различные плоды благочестия и добродетели произрастила. Заключенным – ибо ограждена и безопасна от нападений. «И врата адова не одолеют ей» ( Мф. 16:18 ) Она не такова, какова была та, которая изведена из Египта, которую повредили все мимоходящие и вепрь от дубравы ( Пс. 79:14 ), но укреплена забралом, подобна винограду заключенному, коего воды не для всех отверсты, но для достойных, не для мирских, но для наученных Божественным тайнам, не для тех, кои после очищения в нечестии пребывают, но для живущих благочестно и кающихся. Песн. 4:13 Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами, Песн. 4:14 нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми мирами, Песн. 4:15 источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана. Все сие, говорит Он, ты произрастила мне во время брака – и, во-первых, «сад шипков», обилующий и другими плодами. Я думаю, шипок означает здесь любовь. Ибо как в яблоне многие семена, будучи соединены, не утесняют, ни повреждают одно другое, так многочисленные роды спасающихся никаких не имеют между собой вредительных отношений. «Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным». Показавши любовь Невесты, далее исчисляет прочие ее добродетели. «Кипри с нардами, нард и шафран». Кипр есть род дерева, из которого делается горячий елей, нард есть аромат, из коего также составляют горячее масло и употребляют для лечения, а шафран имеет силу прохлаждения. Итак, сие значит, что Невеста не только пламенеет горячей любовью к Богу, но и прохлаждает и погашает пылкие страсти свои. «Трость и киннамон» – и это есть также род ароматов, но здесь разумеется несобственно. Трость знаменует Божественное Писание: «язык мой трость книжника скорописца» ( Пс. 44:2 ) Трость благовонна – и язык поучающих истине исполнен всякой приятностью. К трости прибавляется «киннамон», приносимый в Ветхом Завете Богу (ср. Иер. 6:20 ), прибавляется для того, дабы им показать, что все о Боге писанное усладительно. «Со всеми древами ливанскими». Имеет Невеста и добродетели, заключающиеся в Законе не по писмени, но по Духу. Имеет «смирну, алой со всеми первыми мирами», то есть, умещвляет страсти. Ибо смирной намащаются мертвые; терпит горечь искушений, ибо алой горек. Имеет также «источник и кладязь воды живы и истекающия от Ливана». Ибо не только содержит Евангельское учение, открыто текущее, но и кладезь Закона, коего воды сокровенны, но со стремлением и громом низвергаются «от Ливана». Ливан здесь означает Иерусалим, где процветал законный образ жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Как уже было сказано, водоем изображен на иконе не случайно. В самом тексте Песни песней говорится о наличии в заключенном саду колодца (Песн. 4: 15). Источник, родник, фонтан почти обязательно присутствует во многих западноевропейских образах «hortus conclusus», в частности на рассмотренной миниатюре 1517 г. Помимо этого, изображение водоема, реки связано на иконе с Богородичной символикой, ибо Богородица является источником вечной жизни для всего человечества. Это представление находило широкое отражение в живописи XVII в., где композиция «Богоматерь Живоносный источник» станет особенно популярной. Служба этой иконе совершается в пятницу Светлой пасхальной седмицы, в песнопениях этого дня звучит тема обретения человечеством рая благодаря Богоматери: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!» (8-я песнь канона). «Заключенный вертоград» Никиты Павловца не имеет богослужебного источника для иконографии и изображает райский сад, используя сложный язык аллегории. И хотя иконописец избрал западный образец и новые для русской живописи понятия, ему удалось создать произведение, являющееся прежде всего православной иконой, а не аллегорической картинкой, которые были широко распространены в то время. Образ Никиты Павловца содержит в себе удивительное поэтическое представление о райском саде, которое не находит дальнейшего отражения в других русских памятниках. Подробно о Никите Павловце и созданных им иконах см.: Ковтырева Л. В. Никита Павловец — иконописец Оружейной палаты//Искусство христианского мира. М., 2004. Вып. 8. С. 283-290; Словарь русских иконописцев XI-XVII вв./Ред.-сост. И. А. Кочетков. М., 2003. С. 219-222. Бондарко Н. А. Сад, рай, текст: Аллегория сада в немецкой религиозной литературе позднего Средневековья//Simposium. Вып. 31. Образ рая: от мифа к утопии. СПб., 2003. С.17. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. М., 1963. Т. 2. С. 391-392. Табл. 138.

http://pravoslavie.ru/615.html

Сюда, в Козлов, съехалось несколько шамординских монахинь, среди них мать Агриппина (батюшка поставил ее на клирос), мать Феврония (ей доверил отец Севастиан хозяйство дома). Вторая сопровождала батюшку везде до самой кончины. Приехала инокиня Варвара, обладавшая хорошим голосом. 25 февраля 1933 года отца Севастиана, матерей Агриппину, Февронию и Варвару арестовали и отправили в Тамбов в тюрьму. 2 июня того же года «тройка» присудила отцу Севастиану семь лет заключения в лагерях. Но сначала он не был отправлен далеко, а на лесоповал в той же Тамбовской области. Через год его по этапу перевели в Караганду, гигантскую фабрику смерти, где около миллиона крестьян-переселенцев и заключенных оставило в земле свои кости, построив города, поселки, создав «передовые» колхозы и совхозы. В мае 1934 года отец Севастиан, обритый и остриженный, оказался в Карлаге. Сначала его били, говоря: «Отрекись от Бога». Он отвечал: «Никогда». Ставили раздетого на мороз – он молился и не замерзал. Отправили в барак к уголовникам: «Там тебя быстро перевоспитают». Но и те ничего не смогли сделать с болезненным иеромонахом, стоявшим за веру насмерть. Пришлось отступиться от него... Тяжелых работ отец Севастиан выполнять не мог. Поставили сторожем. Ночами он никогда не спал на дежурстве, молился или читал. И во время проверок спящим никогда не оказывался. Когда заключенных водили в кинотеатр (отказаться было нельзя), отец Севастиан ложился на пол под стулья и там молился. В последние годы он был расконвоирован и возил воду на быках для огородников. Сестрам Февронии и Варваре никакого срока не дали, а мать Агриппину угнали на Дальний Восток, но там через год освободили. Она списалась с батюшкой, и он благословил ее приехать; она прибыла в Караганду в 1936 году. В 1938 году прибыли также матушки Феврония и Варвара. Отец Севастиан благословил им купить саманный домик на Нижней улице Караганды. Отсюда они привозили батюшке в лагерь продукты и белье. Он благословил их приготовить священническое облачение, что они и сделали. Где-то – в храме – им давали запасные Святые Дары для него, и они привозили все это в лагерь, и там, в лесочке, отец Севастиан служил и причащал народ. Многие из заключенных и даже кое-кто из начальства приведены были им к Богу, к живой вере. Постепенно, уже здесь, в лагере, образовался у батюшки большой круг верных духовных чад.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, Небо – Жилище, которое славнее места, окружающего мир; Ты сияешь светом добродетелей, как звездами; из Тебя воссияло Солнце правды, соделавшее для людей день Спасения и не знающее запада [заката]. Радуйся, Престол, превознесенный славою, одушевленное Седалище; Ты в Себе Самой представляешь Седалище Божие и доставляешь Богу лучший покой, нежели разумные Силы. Радуйся, Херувим – огнеобразный Ум; Ты исполнена божественных мыслей, как бы очей, и привлекаешь к Себе великие дары благодати; чрез Тебя переходит к людям невечерний Свет. Радуйся, безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вместе Дева – чудо новейшее из всех чудес. Радуйся, Дева, родившая Сына – одна между девами детородная, Дева и вместе Матерь – чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся, Печать Царская, воплотившегося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова Рождающая, таково, конечно, и Рождаемое. Радуйся, Книга Запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь богодарованного закона Сам Собою девственно познается. Радуйся, Свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в Котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, то есть воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха (ср. Евр.4:15 ). Радуйся, Источник Запечатленный, Родник Нетления, изливший Христа, Источника Жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Ему получив бессмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся, Вертоград заключенный, непостижимое для дев Плодоносие. Твое благовоние подобно благоуханию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся, неувядающая Роза, бесконечно благоухающая, Которую обоняв Господь почил и чрез Которую процветши Он истребил запах мира. Радуйся, Яблоко Благовонное, Плод, родившийся от бесплодной и имеющий божественную красоту; Ты говоришь в Песнях: накормите [букв, с греч. – «наполните»] меня яблоками, ибо я – уязвлена (есмь) любовью ( Песн.2:5 по LXX). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние, неощутительное для мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

4:16 Поднимись (ветер) с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! А как это совершится и Сад приуготовится, то зовет в него Жениха: Да снидет брат (сестричищ) мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих. Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его. Как Господь повелевал ветрам на Галилейском море, подобно и Невеста повелевает: Восстани севере, и гряди юже! Согласно употребленных греческих слов: ξεγρθητι (=воспряни, поднимись, унесись) и ρχου (=принесись), северный ветер прогоняется, а южный призывается. В синодальном переводе этот смысл скрадывается неудачно вставленным предлогом «с»: поднимись (ветер) с севера. Лучше перевести с еврейского поднимись (ветер) севера, или, как у Макария (Глухарева): «Воспряни (ветер) северный». Греческий же текст дает более ясное значение. Неудачная вставка предлога «с» в синодальном переводе дала иным повод думать, что якобы ветер с севера также призывается. А отсюда толкование «о скорбях и милостях», необходимых душе, не соответствующее точному значению текста. Северный ветер, холодный и жесткий, губит сад, а теплый и мягкий южный ветер животворит его, далеко разнося ароматы и плодотворя его сладкие плоды. А когда нет теплого мягкого ветерка, даже весьма ароматное дерево само по себе едва источает ароматы свои. Жесткий же северный ветер похищает все ароматы, прогоняя их, охлаждает и губит плоды сада. Это образ души. Севере – ветер греховных, жестких, мертвящих искушений, приносящий душевный холод, бесплодие, похищающий ароматы духовных дарований, губящий сад души. Юже – благоприятное веяние теплоты Духа Святого. Душа согревается, животворится, плодоносит. Аромат духовных дарований разносится и благоухает и в саду души, вертограде заключенном, и далеко за его пределами. Таковая душа действительно становится благоуханием Христовым ( 2Кор. 2:15 ) для всех. Удивился Господь вере сотника, когда тот не дерзнул позвать Его ради исцеления своего слуги в дом, но верил, что достаточно одного лишь повелевающего слова Учителя. Повелел – и пришла болезнь, повели – и уйдет, как и я, говорит сотник, «имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; другому: прииди, и приходит» ( Мф. 8:9 ). Так ныне и душа – повелевает северу греховных искушений – и они уходят; зовет благодать Духа – и она приходит 43 . Чудное состояние благочестивой души!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

но блуд со Иудеи пагубный творяху. Четвертая 3785 – чювств плоти присно хранение, их же свобода деет во 3786 блуд падение. Дина, дщерь Иаковля, жен странных смотряше, но от юноши блудна нечесть пострадаше. Давид, увидев жену нагую, прелстися, пророк быв и царь честный, с оною смесися. Пятая 3787 добродетель – словеса честная, и та со кротостию. никогда 3788 лестная. Иероним блаженный сице поучает: дев слово чисто, мудро, редко да бывает. Ибо, яже дерзостне уста распушают 3789 , неудобно чистоту плоти сохраняют. Шестая 3790 есть изветов всяких гонзание, ими же случается блуда деяние. Найпаче с полом инем 3791 наедине быти никогда подобает, да бы ся не лстити. С братом Фамар Аммоном 3792 наедине бяше, но девства бысть лишенна 3793 , нечесть пострадаше. Сия добродетели должно есть хранити хотящым тело свое чисто сохранити. 3 3794 Благо есть пятерицу чувств 3795 плоти хранити. ограждение твердо оным сотворити. Да суетием мира будут заключенна. самому же Господу Богу отверзенна. Тако бо душа оград затворен бывает, в нем же любезно жених ея пребывает. Цветы добродетелей сладце веселится, за что оград сей в небо светло пресадится Еже увядения кроме пребывати. красотою светлости во веки сияти. 4 Чистота в Писании 3796 крину подобится, иже шесть листов в себе имеяй родится. Шесть бо дел, яко листов, есть имети требе желающим чистоту сохранити в себе. Первое, очы и слух нужда есть хранити. да бы никоей скверне теми в сердце внити. Сия бо чювства, аки дверь 3797 сердца, бывают, ими сокровища душ врази окрадают. Второе, ина чювства требе умерщвляти. да не могут пламене в сердцах возгнещати. Обонянию вони благия отьяти требе, а вкусу многих сладостей не дати. Осязание 3798 мягких полезно лишити. тако мощно чистоту невредно хранити. Третее, глагол чистый, движение честно, риза смиренна хранит чистоту нелестно. Четвертое, дружество с чистыми имети требе, а со скверными нимало седети. Ибо, яко же краста скоро прилипает. тако от другов скверных друг чист истлевает. Пятое, вин всяческих полезно бегати,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Сия суть седмь печатей, ими ж 2236 божественна Агнца книга с обеты Его заключенна. Сия седмь 2237 столпи ови, яже утвердила премудрость, егда себе храм честен строила Седмь крат Нееман в воде елма погрузися. от проказы плотския весма очистися. Образ то бяше Таин, яже очищают от проказы душевны, грех бо омывают. Иерихона града вся стены падоша, егда седмь труб глас велий окрест изнесоша. Тако демоня града стены упадают от тех, иже седмь Таин чинно соблюдают. Мощно и седмь рог Агнчих тыя нарицати. яко теми нам крепость Бог изволил дати На враг поражение, демона скрушити, силою Агнца Христа того победити. Назову я и звезд седмь во Церковном небе, их же светом греха тму прогоняти 2238 требе. Зари же любве к Богу светло возблистати, да леть будет во свете вечном пребывати. Нареку седмь светилник. изрядно светящих. неоскудно елеем милости кипящих. Ими бо благодати свет верным блистает. и милости Божия елей истекает. Убо Тайны святыя вси изрядно чтите. их средствием к небесну покою теците Тамо Уставителя онех созерцати. благодарствие за ня вечно возсылати. Тайна 2239 Божая дела достоит являти, тайны же царски – в сердце соблюдати. Таити братний 2240 грех Елма ся кому случит обнажити, срамная 2241 тщится 2242 рукама закрыти 2243 . Честншии уди 2244 срамных 2245 покрывают 2246 . срам удов тайных за свой почитают. Тако друг другу должен есть творити, паче, сый честнший 2247 хуждших нагость крыти 2248 . Егда брат убо нечто согрешает. наставник от всех то да утаяет. Казнь в тайне дея, разве аще злобен пребудет яве, в благость неудобен. Талант Талант в земли сокрыта 2249 есть то благодати данныя на тлетворны вещи 2250 обрашати. Яко. аще кто разум к земным прилагает и сердца ко небесным никако възношает 2251 . Елма мирская гонит, дух пренебрегает 2252 и душы забывает, плоти угождает 2253 . 2 Таланты чювств телесных той в землю копает, иже не во ползу си тех употребляет. Аще кто видение от благих отвратит и на срамна, нечестна волею обратит. Слушание же аще на 2254 Божие 2255 слово

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

При открытии хлыстовской ереси в калужской епархии между прочим была составлена первая обстоятельная записка об этой ереси, ближе познакомившая духовное начальство с ее учением и культом. В хлыстовстве были обвинены здесь священник с. Князь-Иванова Конст. Иванов со своим пономарем Семеновым. По поручению епископа калужского Феофилакта, свящ. села Забельни Ив. Сергеев нарочно сблизился с Ивановым, чтобы «разведать до точности заблуждение оного священника», даже сам вступил в общество хлыстов с. Князь-Иванова, участвовал в их собраниях и пел их распевцы, познакомился кстати тут же и со скопцами. Собрав достаточные сведения, он составил свое Изъяснение раскола, именуемого хлыстовщина или христовщина, которое в 1809 г. чрез архиерея и представил в св. Синод. Обвиненные в ереси были разосланы по разным монастырям, но скоро были опять освобождены из заточения; священник Иванов получил было даже место пономаря, но, спустя некоторое время, ушел с него и снова пристал к хлыстам. Веротерпимостью правительства и мистическим настроением в административных сферах еще успешнее хлыстовства воспользовалось скопчество, справедливо считающее 1802–1820 годы самым счастливым временем, «золотым веком» своей жизни. Петербург, где на полной свободе жил тогда скопческий искупитель Кондратий Селиванов, все это время был для скопцов настоящим Сион-градом, как они величали его в своих песнях, зеленым райским садом, Христовым вертоградом. С самого же начала царствования Александра в 1801 г. по делу, производившемуся тогда о калужских скопцах, последовало высочайшее распоряжение «оставить их от суда свободными, поскольку они подобным невежеством и вредным поступком сами себя уже довольно наказали». Потом вскоре учреждена была особая комиссия для пересмотра старых дел о скопцах, находившихся в заключении, и для новых об них решений в более снисходительном духе. Тогда же многие из заключенных скопцов были освобождены из заключения и отправлены в монастыри, а некоторые прямо отпущены на свободу. В 1802 г. сам искупитель Селиванов был освобожден из Обуховской больницы, куда был помещен, как сумасшедший, при Павле I, и по высочайшему повелению, как выздоровевший, отправлен на жительство в богадельню. Скопцам только это и было надобно. Один из них, камергерр (бывшего польского двора Станислава Августа Понятовскаго) Елянский, полусумасшедший мистик, принявший оскопление в корабле Ненастьевых, взял искупителя из богадельни к себе под расписку на жительство и немедленно передал его Ненастьевым. После этого дом Ненастьевых, как жилище искупителя, сделался настоящим центром скопческого изуверства и его преступной пропаганды. Скопчество до того почувствовало себя сильным, до того зазналось, что в 1804 г. в лице Елянского предприняло попытку сделаться чем-то в роде центра всей Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Что же принесем Тебе, Всечистая Дщерь, в благодарность за Твои дары? Принести ли самих себя и свои души? Но они давно стали победным достоянием Твоего бесконечного милосердия. Сплести Тебе похвалу и славу? Да, да. Хотя мы и знаем, что ничто не смущает Твою всесвятую душу так, как звуки похвал в Твою честь, при всем том, дабы нам не явиться совершенно неблагодарными, пусть уста ограничатся хотя бы словами. Радуйся, святейшее осенение Божества! радуйся, одушевленный образ Божий! радуйся, светозарный Предтеча Солнца славы! радуйся, прохладное веяние пред божественным светом! радуйся благодатная вестница блаженнейшего дня! Ты – луна мысленной тверди, по великому и чудесному сиянию святости принимающая, как Царица, поклонение от лица всех жен. Ты – вертоград заключенный, куда не дерзнул пролить своего смертоносного яда сатанинский змей. Ты – высокая гора предопределения, которой не покрыл потоп греха. Ты – крин девства, который хотя и вырос среди терний общего бедствия, не потерял однако сребропозлащенной красоты. Ты – багрянородная Царица неба, имеющая вестниками архангелов, писцами – евангелистов, спутниками – апостолов, рабами – бесплотных духов, вместо венца – звезды, вместо порфиры – солнце, вместо подножия – луну. Ты, наконец, трехлетняя Отроковица, вступающая во Святое святых, чтобы уготовать себя в обиталище Всецаря Бога. Припадая к Твоим пречистым стопам, молим Тебя мы, недостойные рабы Твои, – будь нам прибежище и заступление. К Тебе – тихому пристанищу милосердия мы приходим с горького моря мирских утех, чтобы найти упокоение дух наших. Подлинно, мы возжгли молнии праведного гнева Сына Твоего, – угаси же их в море Твоего благоутробия! Конечно, мы исповедуем, что вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго ( Пс. 13:3 ), кто ходил бы по прямому пути заповедей Божиих. Ты златой светильник, как огненный столп, введи нас в землю обетования, в землю благодати. Мы – сухая и бесплодная земля, произращающая только терния грехов и плевелы соблазнов; но Ты, мысленное небо, на котором взойдет мысленное Солнце, одожди благотворное излияние Твоих благодатных даров, чтобы мы принесли плоды достойные Бога нашего. И так как многочисленные грехи лишают нас дерзновения к нашему Владыке Христу, Ты, имеющая держать малого Младенца, умоли Его избавить нас от геенны огненной и сподобить нас небесного Его царствия. Аминь 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010