470. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорено в Благовещенской церкви Чудова Монастыря, марта 25). 1825 Она же видевши, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие. ( Лyk. I, 29 ). Она, сия Дева, в столь глубокое погруженная уединение, столь удаленная от всякого сообщества, что присутствие Ангела, который и сам есть дева, привело Ее в смятение: «видевши, смутися»; Она теперь отверзает чертог Свой, допускает в него и девствующих и живущих в супружестве; приемлет бесчисленные целования, то есть благоговейные приветствия, не только от бесплотных, или бесплотным в чистоте подобных, но и от человек, нечистые устне имущих; и не только не смущается, но еще успокоивает смущенных, не только не чуждается радости, но и наполняет ею приближающихся, не только не трепещет пред благодатию, но и со дерзновением подает ее требующим. Какая перемена! Никому недоступная тогда, когда Она была только «раба Господня» ( Лк. 1:38 ), всем доступная теперь, когда Она есть «Мати Господа» ( Лк. 1:43 ). Воспользуемся удобностию доступа, приближимся, приступим, не только для того, чтобы видеть славу безвестной некогда Девы и насладиться сим видением, но и для того, чтобы по возможности узнать, каким образом из такой глубокой безвестности возрасла столь высокая слава, и чтоб от плодов «заключеннаго вертограда невесты» ( Nech. IV, 12 ) Святого Духа взять нечто на семена для духовного вертограда собственных душ наших. Приидите девствующие и от Девы Марии приимите утверждение вашего подвига, созерцая в Ней беспрекословно высокое достоинство – девство, поелику оно Бога в себе носит. Приидите живущие в супружестве, и от обрученные, но не сочетанные приимите благословение ваших супружеств: поелику все человеческие супружества рождали бы только чад гнева и наследников ада, если бы Матерь-Дева не родила Сына, Который перерождает их в сынов и наследников Божиих. Приидите любящие уединение, и от размышляющей Марии вразумитесь, что зерно уединения есть смиренное богомыслие; а без сего уединение часто есть пустое упрямство или жестокое человеконенавидение, гнездо лукавых помыслов и виталище духа безумия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

иером. Иаков (Цветков) Святым мученикам Едесским: Гурию, Самону и Авиву 267 (Ноябрь 15-го). 1 Кондак глас 2-й. Подоб. Твердыя и боговещанныя... 268 Воспевая Христа, прославим и ублажим оных избранных и богоносных мучеников, проповедников Церкви, Гурия, Самона и Авива, сих ветвей от вертограда Его: Они – Едесу слава и миру радость. 2-й Кондак, глас 2-й Подоб.: Вышних ища... Вы, мудрые мужи, получив благодать с высоты, помогаете, всехвальные, находящимся в искушениях: почему вы, святые, избавили от горькия смерти отроковицу (κρην)·, ибо вы, поистине, Едесу слава и миру радость. Икосы: (Τροπαον) Свыше сеяет знамение победы, крест Господень, обретши который как божественную благодать, и восприяв оный на рамена свои, сии мудрые подвижники оставили все мирские наслаждения, и, возстававших против них (нечестивых) властей почитая для себя не более, как сеть паутины, старались просветить душу свою светом мужества почему и соделались благоприятною жертвою Богу, сияя небесною славою, сии – Едесу слава и миру похвала. (λολαμπες) Явившись всесветлыми светильниками, сии святые самыми поруганиями над собою (от неверных) совершенно ниспровергли предстателя тьмы; ибо, утвердившись в божественной вере, они соделглись наследниками воздаяния от (св.) Троицы. Они, посему, умоляют и всегда спасают отпревеликих бед с верою к ним прибегающих, как показывает пример жены (τ γναιον), которую спасли – вы, слава Едесу и миру похвала. (π πολλν) Сии треблаженные, претерпев страшный поношения, после многих истязаний (от мучителей) плоти своея, предали души свои в руце Господу, и, подобно как живые, являются со скорою помощию всем находящимся в скорбях и бедах, напротив же всегда оставляют во гневе своем дерзостных злодеев; почему и подвергли смерти нечестиваго Готфянина, не взывавшего к ним с верою: «Вы – Едесу слава и миру похвала. (Τς το χθρου) Избави мя от рабства врагу, Иисусе Жизнодавче, умоляемый предстательством сих мучеников твоих, дабы, имея свободною от рабства страстям свою душу и тело, я прославил ныне их быструю (τακστην) помощь, подобную той, – как, поспешив на помощь к жене, заключенной во гробе злодейством мужа, они скоро исхитили ее от смерти, когда она к ним вопияла Вы слава Едесу и миру похвала 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля. Род. в с. Павлове (Павлов Перевоз) Нижегородского у. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), сын павловского иконописца Ивана Ерофеева. Человек кн. Я. К. Черкасского, после смерти к-рого в 1668 г. П., очевидно, в зрелом возрасте, зачислен в штат иконописной мастерской Оружейной палаты и переведен в Москву «на вечное житие». Поступлению художника на государеву службу, вероятно, способствовал Симон Ушаков , ранее активно работавший по заказам семьи Черкасских. П. жил в Москве в Садовой слободе в Замоскворечье. Был известен прежде всего как мастер, писавший небольшие иконы для царской семьи. Сохранившиеся произведения П. такого типа отличаются тонкостью и рафинированностью письма, что делало их особенно привлекательными для двора («Минея на июнь, июль и август» в составе т. н. Каппониановых досок («Воскресение Христово, с евангельскими сюжетами» и 4 иконы годовой минеи работы неск. мастеров Оружейной палаты) (1676 (?), Пинакотека, Ватикан); «Богоявление» (1674, ГТГ); «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)» (1671, ГРМ); «Мученик Уар и праведный Артемий Веркольский» (70-е XVII в., ГТГ) и др.). В творчестве П. очевиден интерес к новой иконографии Божией Матери. В его произведениях впервые в рус. иконописи встречаются неск. изводов зап. происхождения: «Богоматерь Вертоград заключенный» (ок. 1670, ГТГ); «Явление иконы Богоматери Жировичской» (1669, СПГИАХМЗ). В 1673 г. П. была написана икона «Богоматерь Живоносный Источник» (не сохр.), сюжет которой приобрел актуальность благодаря греческому церковному влиянию. Наряду с другими жалованными мастерами П. принимал участие и в создании икон для ряда храмов по заказу царя и его ближайшего окружения. В 1674-1676 гг. вместе с Симоном Ушаковым писал иконы для Тихвинской ц. в подмосковном с. Алексеевском, в 1675 г. в составе большой бригады мастеров выполнил стенопись и иконостас для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного, в 1676 г.- иконы для Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря («Деисус», ГТГ). Писал иконы для храмов в подмосковных усадьбах Богдана Матвеевича Хитрово: Покрова в Братцеве («Воскрешение Лазаря» из праздничного ряда иконостаса, 1673, ГТГ), Св. Троицы в Ознобишине («Св. Троица», совместно с Симоном Ушаковым, 1677, МГОМЗ). В 1676 г. написал икону «Вмч. Феодор Стратилат» для ц. Спаса на Сетуни в усадьбе Артамона Сергеевича Матвеева.

http://pravenc.ru/text/2578612.html

Разделы портала «Азбука веры» Недели по Пасхе названы так не только по времени следования их за Пасхой, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к Божественному прославлению Христа – Воскресшего, Вознесшегося и Ниспославшего Святого Духа на Своих учеников и апостолов. В соответствии с этими воспоминаниями каждая из недель имеет свое название. Церковный Устав называет неделей и целую седмицу, и, преимущественно, ее первый день – воскресный. В последующем изложении под неделей имеется в виду один день – воскресение. Неделя 2я – апостола Фомы. Антипасха Антипасха (от греч. ντι – вместо, напротив- Пасхи) – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье. Богослужение этого дня связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, апостол Фома отсутствовал) и после восьми дней одиннадцати апостолам, в числе которых был и апостол Фома, сказавший прежде: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю ( Ин.20:25 ). Это явление Христа апостолам и осязание ран его апостолом Фомой утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20,29 ). А также свидетельствует о могуществе Того, для Которого нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой. В неделю Антипасхи за богослужением мы слышим тропарь: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение, Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости . Неделя 3я – святых жен-мироносиц В это воскресение Церковь воспоминает святых жен-мироносиц: Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых. Богослужением этого дня Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа ( Мк. 15:43-46;16:1-8 ). Евангелие показывает нам, что вера и усердие не остаются без вознаграждения – благодать Божия предваряет ищущих Бога.

http://azbyka.ru/nedeli-po-pashe

Скачать epub pdf Лекция одиннадцатая. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа I. Явление воскресшего Господа в Иерусалиме и его окрестностях Когда именно и каким образом последовало преславное Воскресение Господа нашего, – известно только Воскресшему и Тому, Кто воскресил Его Духом Своим. – Мы, подобно оным старцам израилевым, можем только поклоняться следам славы Божией, явившейся над гробом начальника и совершителя спасения нашего. Солнце мира духовного взошло из Своего гроба прежде солнца мира вещественного, ибо жены, шедшие ко гробу, «утру глубоку» как уже не нашли при нем стражей. Восход сего Солнца равно как прежде захождение Его на Крест, сопровождалось, по сказанию святого Матфея, сотрясением земли. Это были необходимые болезни великого рождения, ибо из утробы земли восходил первенец из мертвых, – выходил не по обыкновенным законам рождения в жизнь вечную, как некогда восстанут все почивающие во гробах, а по ускоренному действию всемогущества, разрушившему узы ада и смерти. Землетрясение сие, при всей важности его, чувствуемо было во всей силе своей, однако же, по-видимому, только в вертограде и его окрестностях, ибо жены спокойно совершали путь свой, не думая о страшных явлениях природы. Кроме трепетной работы земных стихий великому чуду Воскресения Господа удостоились послужить и силы горние. И, во-первых, один из Ангелов, «сошед с неба» ( Мф. 28:2 ), выражение, употребляемое в описании при самых важных случаях, – отвалил камень, заграждавший вход в пещеру. Действие сие, совершенно не нужное для Воскресшего, Которого пречистое тело, как увидим, проходило сквозь заключенные двери, нужно было для последователей Его, дабы они, пришед на гроб, скорее могли узнать, что в нем нет уже Погребенного. Притом явление Ангела и отваление камня могло послужить для стражи вместо объявления о Воскресении Иисуса, ибо Воскресший кажется не благоволил явить стражам (может быть, дабы не потребить их от земли живых) собственного лица Своего. Вид Ангела, отвалившего камень, был, по словам святого Матфея, как молния, а одеяние его было, как снег. Обыкновенная форма явлений в нашем мире существ мира горнего, которую более или менее принимают на себя и тела человеческие в минуту их приближения к миру невидимому, как то последовало со Спасителем на Фаворе, с Моисеем на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Через два месяца по прибытии в Москву 18 мая 1662 г. Паисий подал царю по делу патр. Никона свое письмо, к которому присоединил еще другое о дозволении ему заниматься греческими рукописями. Это последнее было следующего содержания: «вертоград, заключенный от алкающих и источник запечатленный от жаждущих, по справедливости почитаются несуществующими. Я говорю сие к тому, что давно уже известно о собрании вашим величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг; почему нижайше и прошу дозволить мне свободный вход в ваши книгохранилища для рассмотрения и чтения греческих и латинских сочинений. (Fama jam pridem innotuit, vestram majestatem serenissimam selectos libros in variis bibliothecis adeptam fuisse; propterea supplico instanterque precor, ut mihi liber aditus concedatur, eos tam graecos, quam latinos codices revisendi atque revolvendi)» 452 . Честь открытия этого письма Паисия Лигарида А. И. Соболевский напрасно приписывает себе (говоря: «нам посчастливилось найти известие»...), так как оно лет 70 тому назад напечатано (в IV томе Собрания Госуд. Грамот и Договоров) и с 30-х годов стало уже указываться исследователями в различных специальных работах. Так его не раз приводит И. М. Снегирев , касаясь греческих рукописей Патриаршей библиотеки, о нем говорит даже Тремер в своих статьях о библиотеке царя Ивана IV, помещенных в Московских Ведомостях 453 . Но все исследователи, которые только касались сего письма, утверждали, что речь в нем идет о греческих рукописях, хранящихся ныне в Синодальной библиотеке, что о дозволении заниматься ими именно и просит Паисий Лигарид. А. И. Соболевский держится в этом случае особого мнения. Он говорит, что «нет никакой возможности видеть в этих рукописях те греческия книги, которые по поручению Никона были приобретены в 1654–1655 годах Арсением Сухановым на Афоне и в других местах Востока», которые ныне хранятся в Патриаршей библиотеке; Паисий говорит здесь о принадлежащих царю издавна греческих и латинских рукописях (codices)» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ миниатюрная икона Божией Матери (33 ´ 29 см), 60-70-е гг. XVII в. (ГТГ). Надпись на нижнем поле сообщает, что икона была создана жалованным иконописцем Оружейной палаты Никитой Ивановым Павловцем ; заказчик неизвестен; в ГТГ поступила из собрания московского мецената, худож. и коллекционера кн. С. А. Щербатова. На иконе изображен сад 4-угольной формы с травами и цветами. Золотая изгородь с серебряными точеными балясинами украшена золотыми вазами с тюльпанами и гвоздиками, такие же вазы с цветами - в саду, около водоема. В водоем выступает полукруглая площадка (напоминающая амвон), на к-рой стоит Пресв. Богородица в царском одеянии, 2 ангела венчают Ее короной. На руках Она держит Предвечного Младенца, тоже в царском одеянии и в короне. Икона Божией Матери " Вертоград заключенный " . Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ) Икона Божией Матери " Вертоград заключенный " . Ок. 1670 г. Мастер Никита Павловец (ГТГ) Название иконы восходит к тексту, описывающему рай, из Книги Песнь Песней Соломона: «     (запертый сад),                 (рассадники)             (сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами),                   (аир и корица)                                     [потоки]      » (Песн 4. 12-15). По толкованиям отцов Церкви, Книга Песнь Песней представляет брак и единение между Христом и Церковью (см.: Фаст. С. 54-63). На непорочное зачатие и девственное рождение указано через образ Девы-Матери «как Вертограда заключенного, Источника запечатленна», только Садовник-Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей девства Ее. Она - заключенный Колодезь и Источник запечатленный, ибо от Нее, не нарушая печати девства, источается миру Живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа (Там же. С. 538). Так воспевается это во св. Церкви: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии).

http://pravenc.ru/text/158198.html

1. На первый день светлого Христова Воскресения Чудны дела Твои, Господи! – Весь мир ныне радуется так, как радовались св. апостолы в первый день воскресения Христова, – радуется небо и земля, и преисподняя! Радуется небо, ибо ангелы ныне во славу воскресшего Господа поют на небеси; радуется земля, ибо мы грешные – чистым сердцем славим Его на земли; радуются мертвецы во гробах, ибо Господь ныне и сущим во гробех живот даровал; радуются ныне и держимые во аде грешники, ибо те, которые от века там были заключены, ныне освобождены Христом, сходившим во ад и разрушившим врата адовы. Радуется Мария, узнавшая в саду Господа, думая прежде, что это вертоградарь; радуются ученики, шедшие в Еммаус и узнавшие Господа в преломлении хлеба; возрадовались и ученики собравшиеся в Галилее, дверем затворенным; возрадовались и при море Тивериадском, когда Господь вкушал с ними мед и рыбу. Возрадовались все, потому что увидали воскресшего Господа. Чего же нам, христиане, не достает для полной радости? Разве одного того, чтобы поделиться с другими своею великою радостью? Пойдем в убогие хижины и станем подавать алчущим хлеб; посетим больных и в темнице заключенных, и – тогда мы возрадуемся еще большею радостью. Чего еще не достает нам для умножения радости? Увидать Господа своими очами; ибо сказано, что апостолы весьма возрадовались, увидевши Господа. Но мы не только увидали, – даже вкусили от пречистой плоти Его и испили от крови, пролитой из пречистого ребра Его; ибо пасха наша есть Христос 1 , сказал апостол. Ах, как жаль, что немногие ныне приступали к сей великой святыне, не все узнали – сколь благ Господь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу Господню возьму и имя Господне призову, 2 сказал царь и пророк Давид. Чего еще желательно с нашей стороны для полной радости? Того, чтобы мы с нынешнего дня положили начало новой жизни; ибо апостол сказал: якоже Христос воста от мертвых тако и мы во обновлении жити, ходити начнем 3 . А новая жизнь начинается для человека именно с того дня, с которого человек перестает грешить. О, если бы нам укрепиться о Господе и не грешить более, дабы пощадил нас Господь тогда, когда придет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его! Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Чудны дела Твои, Господи! – Весь мир ныне радуется так, как радовались святые апостолы в 1-й день воскресения Христова, – радуется небо и земля, и преисподняя! Радуется небо, ибо ангелы ныне во славу воскресшого Господа поют на небеси; радуется земля, ибо мы грешные – чистым сердцем славим Его на земли; радуются мертвецы во гробах, ибо Господь ныне и сущим во гробех живот даровал; радуются ныне и держимые во аде, грешники, ибо те, которые от века там были заключены, ныне освобождены Христом, сходившим во ад и разрушившим врата адовы. Радуется Мария, узнавшая в саду Господа, думая прежде, что это вертоградарь; радуются ученики, шедшие в Еммаус и узнавшие Господа в преломлении хлеба; возрадовались и ученики собравшиеся в Галилее, дверем затворенным; возрадовались и при море Тивериадском, когда Господь вкушал с ними мед и рыбу. Возрадовались все, потому что увидели воскресшого Господа. Чего-же нам, христиане, не достает для полной радости? Разве одного того, чтобы поделиться с другими своею великою радостию? Пойдем в убогия хижины и станем подавать алчущим хлеб; посетим больных и в темнице заключенных, и – тогда мы возрадуемся еще большею радостию. Чего еще не достает нам для умножения радости? Увидеть Господа своими очами; ибо сказано, что апостолы весьма возрадовались, увидевши Господа. Но мы не только увидели, – даже вкусили от пречистой плоти Его и испили от крови, пролитой из пречистого ребра Его; ибо Пасха наша есть Христос ( 1Кор. 5, 7 ), сказал апостол. Ах, как жаль, что немногие ныне приступали к сей великой святыне! не все узнали – сколь благ Господь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу Господню возьму и имя Господне призову ( Псал. 115, 3–4 ), сказал царь и пророк Давид. Чего еще желательно с нашей стороны для полной радости? Того, чтобы мы с нынешняго дня положили начало новой жизни; ибо апостол сказал: якоже Христос воста от мертвых; тако и мы во обновлении жити, ходити начнем ( Рим. 6, 4 ). А новая жизнь начинается для человека именно с того дня, с которого человек перестает грешить. О, если-бы нам укрепиться о Господе и не грешить более, дабы пощадил нас Господь тогда, когда прийдет судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам его! Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с./Поучение на 1-й день Светлого Христова Воскресения. 1-2 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010