А что Церковь одна, это возвещает Дух Святой в песни песней, говоря от лица Христова: едина есть голубица моя, совершенная моя: едина есть матери своей, избранна есть родившей ю (Пес. пес.  6, 9); и о ней же опять говорит: Вертоград заключен сестра моя невеста, источник запечатлен, кладезь воды живы (Пес. пес. 4, 12. 15). Если же невеста Христова, которая есть Церковь , есть вертоград заключенный; то заключенного нельзя открывать чужим посторонним. Если она источник запечатлен; то ни пить из него, ни запечатлеться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику. Если она есть единственный кладязь воды живой,  –  находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться и оживляться от той воды, все употребление и питие которой уступлено находящимся внутри. И Петр, показывая, что Церковь одна, и что креститься могут только те, которые находятся в Церкви, тоже заметил, сказавши: В ковчеге Ноевом мало, сиречь осмь душ, спасошася от воды; его же воображение ныне и нас спасает крещение ( 1Петр. 3. 20, 21 ), доказывая тем и свидетельствуя, что единый ковчег Ноя был прообразом единой Церкви. Если тогда, в том крещении, которым были заглажены и очищены грехи мира, мог быть спасен водою кто-либо, не бывши в ковчеге Ноя, то и теперь может оживотворяться чрез крещение не принадлежащий к Церкви, коей одной предоставлено крещение. Апостол Павел, возвещая тоже самое еще открытее и яснее, пишет к Ефесянам и говорит: Христос возлюби церковь , и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною  ( Ефес. 5. 25, 26 ). Если Церковь , которую любит Христос и которая очищается его банею, одна; то каким образом тот, кто не в Церкви, может быть любим Христом или омыться и очиститься Его банею? А если одна Церковь имеет жизненную воду и власть крещения и омовения человека, то тот, кто говорит, что у Новациана может кто-нибудь получить крещение и освящение, пусть прежде докажет и научит, что Новациан принадлежит к Церкви или начальствует в Церкви. Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вне.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Мы не можем опустить без внимания и того, что сказано вами о Церкви, именно, что это, по словам Песни Песней, вертоград заключен, источник запечатлен, сад шипков с плодом яблочным (4, 12. 13). Как же может дать кому-либо живую воду спасительной бани от источника, заключенного внутри и запечатленного божественною печатью, тот, кто сам никогда не входил в этот вертоград и не видел сада насажденного Творцом Богом? Церковь Христову предызображал таинственно и ковчег Ноя, – и она, при общей гибели всех бывших вне, спасла только тех, которые были внутри ковчега. Это имел в виду и апостол Петр, сказавши: его же воображение ныне и нас спасает крещение ( 1Петр. 3, 21 ), показывая тем, что как тогда не бывшие вместе с Ноем в ковчеге не только не очистились водою, но и погибли в потопе, так и ныне не находящиеся со Христом в Церкви погибнут вне, если только не прибегнут к единственной спасительной церковной бане, чрез покаяние. А каково заблуждение, какова слепота того, кто, утверждая, что и в еретическом скопище может быть даровано отпущение грехов, не придерживается основания одной Церкви, которая раз и навсегда утверждена Христом на «камне», – можно уразуметь из следующего. Христос одному Петру сказал: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех ( Матф. 16, 19 ); потом читаем в евангелии, что Христос, когда дунул на одних апостолов, сказал им: приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Иоан. 20, 22. 23 ). Это значит, что власть отпускать грехи дарована апостолам и церквам, учрежденным от них – посланников Христовых, а затем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения. И потому враги одной кафолической Церкви, в которой мы находимся, восстающие на нас, наследовавших апостолам, присвояющие себе, вопреки нам, незаконное священство и строющие чуждые алтари, – не святотатственные ли это преступники, подобные Корею, Дафану и Авирону, которые, подобно им, должны понести теперь казнь вместе с своими сообщниками, так как и тогда вместе с теми погибли их соучастники и поборники? Здесь я выражу справедливое негодование на явное и очевидное безрассудство Стефана, по которому он, столько хвалящийся местом своего епископства, утверждающий, что он держит наследие Петра, на котором положены основания Церкви, – вводит много других «камней» и строит новые здания многих церквей, утверждая своею властью, что и там есть крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

«Она вертоград заключен, запертый Сад, только Садовник Христос входит в Него и исходит, не отворяя дверей девства Ее. Она – заключенный Колодезь и Источник запечатлен, ибо от нее, не нарушая печати девства, источается миру живая вода, рождается Христос, наполняющий всех жаждущих истины, любви и Духа ( Ин. 4, 10; 7, 37 ). Так воспевается это во святой Церкви: «Вертоград затворен Тя Дево, Богородице, и запечатлен источник Духом Божественным. Премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос». «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственнее знамения нам пишущее. Еже сохранила еси и по рождестве». 93 Христологическое толкование книги Песнь Песней мы можем увидеть в творениях св. Мефодия Патарского и св. Афанасия Великого . В творении св. Мефодия Патарского «Пир десяти дев» дева Прокилла, размышляя о Песни Песней, говорит: «Иначе можно разуметь под невестою пречистую плоть Господа, для воспринятия которой Он оставил Отца, снизошел сюда, соединился с нею и вместился в ней, вочеловечившись. Образно она названа голубкой потому, что это животное ручное, домашнее и охотно живущее вместе с людьми. Ибо она одна, так сказать, оказалась чистою и непорочною и превосходящую всех добротою и красотою праведности, так что никто даже из высоко угодивших Богу, не может стать подле нее по сравнительному достоинству добродетели. Посему она удостоилась быть соучастницею царства Единородного, сочетавшись с Ним. И описанная в сорок четвертом псалме царица, из многих ставшая одесную Бога, облаченная в золотое украшение добродетели, которой красоты возжелал царь, есть, как я (дева Прокилла) сказала, та пречистая и блаженная плоть, которую Само Слово, вознесши на небеса, посадило одесную Отца». 94 Наконец, следует отметить еще одно направление в толковании Песни Песней. Его можно назвать историческим . Это толкование находится в стороне от общего христианского восприятия книги. Однако нельзя сказать, что оно является абсолютно неприемлемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство 875 . Нам передано, что и Бог один, и Христос один, и вера одна, и надежда одна, и церковь одна, и крещение одно ( Еф.4:5 ), основанное в одной церкви» 876 . В этой именно единой истинной церкви, получившей благодать жизни, сосредоточены все божественные блага, и в ней только одной возможно спасение. «Что церковь единственна (sola) говорит далее св. Киприан, это возвещает и Дух Святой в Песне Песней, говоря от Лица Иисуса Христа: едина есть голубица Моя, совершенная Моя, едина есть матери своей, избрана есть родившей ю ( Песн.5:8 ); и о ней же опять говорит: вертоград заключен, сестра моя, невеста, источник запечатлен, кладязь воды живы ( Песн.4:1215 ). А если невеста Христова, которая есть церковь , есть «вертоград заключенный», то заключенного нельзя открывать чужим и сторонним. Если она – «источник запечатлен», то ни пить из него, ни запечатлеваться им не может тот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику. Если она есть единственный кладезь воды живой, находящийся внутри, то находящийся вне не может освящаться и оживляться от той воды, употребление и питие которой уступлено находящимся внутри 877 . Господь громко зовет, чтобы всякий жаждущий шел и пил от источника воды живой, истекшего от чрева Его. Куда же должен идти жаждущий? К еретикам ли, у коих вовсе нет ни источника, ни реки животворящей воды, или же к церкви, которая одна, и, по слову Господа, основана на одном, приявшем и ключи ее? Она одна хранит и обладает всей властью своего Жениха и Господа. Истинная, спасительная и святая вода церкви не может ни испортиться, ни оскверниться, так, как и сама церковь нерастленна, чиста и целомудренна» 878 . В церкви заключены жизнь и спасение. Дом Раави и ковчег Ноя – вот прототипы единой и единственно истинной церкви. Как во время потопа спасение возможно было только в ковчеге Ноя, при разрушении Иерихона, только в доме Раави: так и равно и церковь есть единственное место спасения людей 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

470. Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы (Говорено в Благовещенской церкви Чудова Монастыря, марта 25). 1825 Она же видевши, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие. ( Лyk. I, 29 ). Она, сия Дева, в столь глубокое погруженная уединение, столь удаленная от всякого сообщества, что присутствие Ангела, который и сам есть дева, привело Ее в смятение: «видевши, смутися»; Она теперь отверзает чертог Свой, допускает в него и девствующих и живущих в супружестве; приемлет бесчисленные целования, то есть благоговейные приветствия, не только от бесплотных, или бесплотным в чистоте подобных, но и от человек, нечистые устне имущих; и не только не смущается, но еще успокоивает смущенных, не только не чуждается радости, но и наполняет ею приближающихся, не только не трепещет пред благодатию, но и со дерзновением подает ее требующим. Какая перемена! Никому недоступная тогда, когда Она была только «раба Господня» ( Лк. 1:38 ), всем доступная теперь, когда Она есть «Мати Господа» ( Лк. 1:43 ). Воспользуемся удобностию доступа, приближимся, приступим, не только для того, чтобы видеть славу безвестной некогда Девы и насладиться сим видением, но и для того, чтобы по возможности узнать, каким образом из такой глубокой безвестности возрасла столь высокая слава, и чтоб от плодов «заключеннаго вертограда невесты» ( Nech. IV, 12 ) Святого Духа взять нечто на семена для духовного вертограда собственных душ наших. Приидите девствующие и от Девы Марии приимите утверждение вашего подвига, созерцая в Ней беспрекословно высокое достоинство – девство, поелику оно Бога в себе носит. Приидите живущие в супружестве, и от обрученные, но не сочетанные приимите благословение ваших супружеств: поелику все человеческие супружества рождали бы только чад гнева и наследников ада, если бы Матерь-Дева не родила Сына, Который перерождает их в сынов и наследников Божиих. Приидите любящие уединение, и от размышляющей Марии вразумитесь, что зерно уединения есть смиренное богомыслие; а без сего уединение часто есть пустое упрямство или жестокое человеконенавидение, гнездо лукавых помыслов и виталище духа безумия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Святую Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу. «Сердце наше привлекла еси, сестро Моя невесто» – читаем в упомянутой книге Святого Писания. По учению Святой Церкви, Богоматерь есть «Дева Богоневеста», «Невеста Божия», «Невеста неневестная» и неискусобрачная. Невестой Она называется по отношению к Святому Духу, а неневестной обозначается Она по отношению к людям, как не сочетанная браком, небрачная. «Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе». «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех» – учит Святая Церковь , называя в других местах Пресвятую Деву «Пренепорочной», «всенепорочной», «пречистой». «Радуйся непорочная – говорит святой Иоанн Дамаскин – неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство». «Кто сия проницающая, аки утро, яко луна, избрана, яко солнце»? – Это Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет; так и Пречистая Дева непосредственно предварила «Солнце правды» – Иисуса Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть «утро светлейшее,– носящая Солнце Христа,– света жилище,– тьму разрушившая и мрачных бесов отогнавшая», «звезда, являющая Солнце», «заря таинственного дня». «Вертоград заключён – сестра Моя невеста,– источник запечатлён,– источник вертограда и кладезь воды живой». «Вертоград затворён Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнях поёт». «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла чистая вода для нас». Вода в Святом Писании означает благодать Святого Духа ( Ин. 7:37 ), утоляющую жажду человеческой души. Богоматерь есть «источник живой и независтный» (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божьего, Она сделалась для нас «нетленным источником Божьего живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Войдя на высоту нравственных совершенств и приблизившись к престолу Божьему, как приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благости всем призывающим Её с верой и любовью. Слово «запечатлён», по толкованию святого Иоанна Дамаскина , указывает на приснодевство Божией Матери. И Святая Церковь учит: «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Отсюда, например, в образе Богоматери «Нечаянная радость» мы видим раскаявшегося разбойника, припавшего перед чудотворной богородичной иконой, или же толпы страждущих мирян на иконах Богоматери «Живоносный источник» (илл. 211); на иконах «Спас на престоле» в XVII в. стали изображать припадающих к подножию престола святых Зосиму и Савватия Соловецких и т.д. Иконография Богоматери «Вертоград заключенный» и «Всех Скорбящих Радости» (после 1688 г.), как можно предположить, была отчасти навеяна католической иконографией Богоматери в аллегориях Непорочного зачатия (Иммакулаты), разработанной в западной живописи в XVI – первой половине XVII в., то есть задолго до того, как этот догмат получил в 1854 г. официальную санкцию католического Рима, о чем мы упоминали в первой главе. Испанские и итальянские художники изображали Богоматерь стоящей на облаках, луне, месяце или земном шаре (знаменующем попираемую ее ногами бренность мира), с молитвенно сложенными руками, иногда с ангелами или одной или несколько преклоненными перед ней фигурами. Богоматерь могла быть представлена с зеркалом или лилией в руке; к ее символам Э. Маль относит также вертоград и источник (илл. 116:117) (Маль, 1951, с. 45; илл. 15–21). Эволюция иконописного канона Богоматери «Всех Скорбящих Радости» интересно прослеживается в иконе начала XVIII в. из музея «Коломенское»: икона постепенно превращается в характерную для западной традиции картину на религиозный сюжет. (цв. табл. 4) 116. Ш. Пульцоне. Богоматерь «Иммакулата», ангелы, святые и донатор. Последняя четверть XVI века. Обратим внимание на расширение сферы «земли», изображение фигуры Богоматери и ангелов. 117. Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Москва. Иван Михайлов. 1801. Икона написана с русского образца конца XVII века (цв. табл. 18). Музей истории религии, Петербург. В XVIII–XIX вв., когда в официальной иконописи средневековый канон окончательно разрушается, католическая и протестантская иконография цитируется уже открыто. Наглядный тому пример – икона «Поклонение волхвов» тверского мастера Максима Культепина, в которой мы находим развиваемую в «посттридентской» религиозной живописи концепцию Рождества.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Наталья Лясковская Самое простое Раба Божия рябина, кривобокая, в рябинах, к церкви приросла. На ветру промозглом стоя, просит самое простое: света и тепла. Раба Божия Марина и нарядом из ряднины, и лицом страшна. На ветру у церкви стоя, просит самое простое: хлеба и вина. Жизнь проходит у рябины, жизнь проходит у Марины, и судить не нам, чем они угодны Богу, что дается им так много – жить у входа в храм. Конец Великого поста (Икона «Вертоград заключенный» Никиты Павловца) Вдруг – весна. Тепло, туман, дождь опарный льет... Иеромонах Роман горестно поет. С ним и я своим грехам строго воздаю и рыдаю, как Адам: «Раю мой, раю!» Я рисую, чуть дыша, чудный детский Лик – Он с блаженством малыша к Матери приник. Золотых деревьев ряд, птицы да трава... Губы сами говорят тихие слова: «Господи, Исусе мой, Крине чистоты, Поле снежное зимой, Алые цветы! Спасе, Радосте сердец, Мира теплота, Жизни праведной венец, Славо пресвята!..» Рисочки на ризах всех тоненько черчу, Вертоград в простой красе заключить хочу. Боже, дерзость мне прости: тщусь, забывши страх, Лик нетленный нанести на древесный прах!.. Погладь меня, Господи, по голове На это уйдет минута, ну две... И под утешительной Отчей Рукой пусть хоть на чуть-чуть обрету я покой! Вращается сердце на острой игле. Ночь. Боль. Вот лекарство стоит на столе. Жестокой обиды зверек жестяной живет во мне, жрет меня, властвует мной! О челюсти лисьи сомнений и муть мечтаний о мести: убить и уснуть! Уже не утишить молитвой меня, уже не залить ледяного огня. По лезвию мысли упрямо скользя быть страшной хочу, если страстной нельзя! Как Лик на иконе конически строг. Суд высказан. Очи глядят на порог. Такой приговор разве выдержит кто?! Иду в коридор, надеваю пальто. Не видь меня, Боже, не слышь меня, сын, будь славен Один и будь счастлив один! Я вздрогну и выдерну ключ из замка – на голову тихо ложится РУКА. Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология/Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

3:7.9. Пречистая Дева именуется «ложем Царя», ибо в Ней возлежал Христос-Бог. Это сравнение взято из 3:9 «Одр сотвори себе царь Соломон». «Видяще Тя едину, яко вышшую небес, Божию зарю, нескверная, престол херувимский, и чертог, и одр свят, земнии восхваляюще...» (Окт., гл. 1, суб. повеч., кан. Богор., п. 9). «Одр Тя древле Соломон написа и ложницу Небесного Царя, обступаему Серафимы (шестьдесят сильных окрест его... 3:7), еже о Тебе речеся Богородице...» (Покров, кан., п. 5). «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя». На праздник Положения честного пояса Богоматери в Константинополе (31 августа) Церковь поет: «Се Божественный одр Соломонов, егоже сильнии окружают шестьдесят, речения Писаний, якоже на одре царсте в ковчезе честне днесь пояс полагает свой на воззвание всем верным и благочестивым в снабдении» (Минея, 31 авг., кан., п. 9). Кроме уже указанного значения 3:11 о венчании царя Соломона матерью, когда под матерью разумеется еврейское сонмище, существует и богородичное толкование, где матерь Царя – Богоматерь, а Сын Ее – Царь отождествляется в день Своего венчания с самим венцом: «Тя исплетшую мирови нерукоплетенный венец песнословим, радуйся, Тебе Дево зовуще: хранилище всех и ограждение, и утверждение, и священное прибежище» (Тр. пост., суб. акаф., утр., кан., п. 4). 4:7. Непорочность и неувядающая красота Суламифи – образ Пренепорочной Девы. «Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе!» – восторгается Соломон (4:7). И сие о Деве: «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провиде, древле вопияше Соломон в песнех». Дева Мария именуется «Пренепорочной», «Всенепорочной», «Пречистой». 4:9. «Сестра моя невеста», именует Соломон свою Суламифь. «Невестой Неневестной» – именует Церковь Пречистую Деву. Она – Невеста Духу Святому, как принявшая от Него во чреве, Она – сестра Неневестная земному мужу. Она же – «Дева Богоневеста» и «Невеста Божия». 4:12. Дева Мария именуется «вертоградом заключенным», ибо, оставаясь «заключенной», сохраняя девство свое, рождает «истинную виноградную Лозу» ( Ин. 15:1 ). Она – «заключенный колодец», «запечатанный источник», ибо, оставаясь заключенной, без нарушения девства, родила миру Христа – источник Воды Живой ( Ин. 4:10 ). Об этом так поет Церковь :

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Радуйся, Божественною славою преукрашенная; радуйся, чистотою девства превознесенная. Радуйся, падшее человеческое естество обожившая; радуйся, жен от древния печали свободившая. Радуйся, красотою девства Твоего Гавриила удивившая; радуйся, пресветлою чистотою Твоею ангельския соборы неизмеримо превосшедшая. Радуйся, Двере непроходимая, Эдем заключенный отверзшая; радуйся, Книго запечатленная, недоведомыя тайны Божия вместившая. Радуйся, Благоуханный Крине девства; радуйся, Неувядаемый Цвете чистоты. Радуйся, небесное девство на земли насадившая; радуйся, двери райския падшим отверзшая. Радуйся, Пречистая, весь мир рождеством Своим возвеселившая. Кондак 8 Странное рождество Твое от неплодове видяще сласти не причастное, но от целомудрия и воздержания просиявшее, устранимся суетнаго мира, и всякаго нецеломудрия душевнаго и телеснаго, ум и сердца на небеса преложше. На сие бо пришла еси в мир Мати целомудрия, да нижняя возведеши к горней высоте, и да научиши всех чистыми усты и нескверным сердцем воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся добра еси, ближняя Моя, и порока несть в Тебе. Возстани, прииди, Голубице Моя, яви Ми зрак Твой и услышан сотвори Ми глас Твой, яко глас Твой сладок и образ Твой красен. Едина еси матери Твоея, избранна еси родившей Тя, тако глаголаше Сын Твой и Господь, Пречистая, сретающе, еже от неплодове рождество Твое и пришествие Твое в мир. Сему Божественному гласу внемлюще, дерзаем воспевати Тебе таковая: Радуйся, Царице, одесную Царя Христа представшая; радуйся, Владычице, в ризы позлащенны девства одеяная и преукрашеная. Радуйся, Еяже доброты возжела Царь Небесный; радуйся, Имже ближнею и доброю в женах наречена была еси. Радуйся, Восходящая от пустыни, яко облако дыма, смирну и ливан кадящее; радуйся, Миро излиянное, благоухание от Небеснаго Мироварца износящее. Радуйся, Вертограде заключенный, в негоже никтоже возможет взыти; радуйся, Кладезю запечатленный, от егоже глубины никтоже возможет испити. Радуйся, блистающаяся, яко утро во тьме сидящим; радуйся, восходящая, яко луна, избранная, яко солнце.

http://foma.ru/akafist-rozhdestvu-presvy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010