Ничего не было прежде счастливее нашего города, теперь ничего нет горестнее его. Жители его, как пчелы, жужжащие около улья, каждый день толпились на площади, и все доселе почитали нас счастливыми за такое многолюдство. Но вот теперь этот улей опустел; потому что как пчел дым, так и нас разогнал страх. И, что сказал пророк, оплакивая Иерусалим, тоже и нам прилично теперь сказать: город наш стал, яко теревинф, омметнувший листвия, и яко вертоград, не имый воды ( Ис.1:30 ). Неорошаемый сад представляет деревья без листьев и плодов, таков стал теперь и наш город: как оставила его помощь Всевышнего, он опустел и лишился почти всех жителей. Нет ничего любезнее отечества, но теперь нет ничего горестнее. Все бегут из родного города как из сети, оставляют его как пропасть, выскакивают как из огня. Как от дома, объятого пламенем, с великою поспешностью бегут не только живущие в нем, но и все соседи, стараясь спасти хоть нагое тело так и теперь, когда гнев царя, подобно огню, угрожает упасть сверху, каждый спешит удалиться и спасти хоть нагое тело, прежде чем этот огонь, идя своим путем, не дойдет и до него. Наше бедствие стало загадкой: без врагов бегство, без сражения переселение, без пленения плен! Не видели мы огня варварского, не видали и лица врагов, а терпим тоже, что пленные. Все знают теперь о нашем бедствии, потому что, принимая к себе наших беглецов, слышат от них о поражении нашего города. 2) Но я не стыжусь этого и не краснею. Пусть знают все о злополучии нашего города; для того, чтобы, сострадая матери, вознесли общий от всей земли голос к Богу и единодушно умолили Царя Небесного о спасении общей всем им матери и питательницы. Недавно наш город подвергся землетрясению, а теперь сотрясаются самые души жителей; тогда колебались основания домов, теперь содрогается у каждого самое основание сердца. Все мы каждый день видим смерть пред глазами, живем в непрестанном страхе, и терпим наказание Каина, страдая более, нежели заключенные в темнице, и выдерживая осаду необыкновенную и новую, ужаснее которой и вообразить нельзя.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Доколе нас, Господи, будешь карать, Как пламенем наши сердца сожигать? Свой гнев обрати на народы земные, Что славы не видят Твоей, как слепые, Избранных Тобой разорили людей, Израиля сделали снедью своей. Грехов не припомни нам прежних, Владыка, Покрой их любовью Твоею великой, До крайних пределов мы горя дошли, Спасенье для славы Твоей нам пошли, Дабы не сказали глумяся народы: «Что ж Бог их покинул во время невзгоды»? Яви перед всеми Твою нам любовь, Отмсти супостатам пролитую кровь; Услыши стенанья и вопль заключенных Спаси и помилуй на смерть обреченных, Воздай седмерицею буйным врагам За все поношенья, обиды и срам, И будем всегда мы Твоими рабами, Покорными паствы Господней овцами, Чтоб вечно державу Отца прославлять, Святыню и благость Его возвещать. Псалом 79 Услыши, Израиля Пастырь великий, Моления наших сердец, Яви Свою славу пред нами, Владыка, Своих не отвергни овец; Возстань на крылах херувимских носимый, Мощь силы Своей пробуди, В напастях народ защити Свой любимый, К нему на спасенье приди! Любовью сияющий лик Свой яви И край разоренный наш вновь оживи! Доколе Ты будешь, Властитель всесильный, Уст наших мольбы отвергать, Струею нас слезной поить изобильно И горести хлебом питать? Для наших соседей предметом раздоров Ты сделал нас, Боже святой, И гордо они нас средь яростных споров Терзают с насмешкою злой; Лучами любви Твоей нас освети И древние, Боже, нам дни возврати! Принес из Египта Ты лозу когда-то И в новой земле посадил, Она разрослась широко и богато, Ты корни ея укрепил, И горы она своей тенью покрыла, Как кедр высока и крепка, До моря великаго ветви пустила, Границей ей стала река. Так что ж у ней ныне разбита ограда, Вредят ей все хищной рукой, И губит зверей ее дикое стадо, И вепрь подрывает лесной? Склонися, Создатель, с высот наднебесных, На свой посмотри вертоград, Врагов укроти Его злых и безчестных, — Сожжен он, поломан и смят. Любовию кроткой и силой безмерной Храни Своих, Боже, людей, И будем Тебя мы душою чтить верной, О благости помня Твоей.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-probato...

Радуйся, безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вместе Дева – чудо новейшее из всех чудес. Радуйся, Дева, родившая Сына,– одна между девами детородная, Дева и вместе Матерь – чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся, Печать царская, воплотившегося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова рождающая, таково, конечно, и рождаемое. Радуйся, Книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь Богодарованного закона, Сам Собою, девственно познается. Радуйся, Свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, то есть воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха. Радуйся, Источник запечатленный, родник нетления, изливший Христа, источника жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Его получив бессмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся, Вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносив, Твое благовоние подобно благовонию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся, неувядающая Роза, бесконечно благоухающая, которую обоняв Господь почил и чрез которую процветши Он истребил запах мира. Радуйся, Яблоко благовонное, плод, родившийся от бесплодной и имеющий божественную красоту; Ты говоришь в Песнях: положите мя в яблоцех, яко уязвлена есмь любовию аз (2, 5). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние, неощутительное для мира. Радуйся, Крин, из которого родившийся Иисус одевает крины полевые: благоухающий цветник духовный, из которого Христос бессеменно облекся в непряденую одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся, Цвет, который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе цвет, на котором почивают семь духов, как говорит Писание ( Ис. 11, 1 ). Радуйся, Нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, Кто говорит в Песнях: нард мой даде воню свою (1, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Виноградники окружались оградой или стеной для защиты от полевых зверей. Отсюда сравнение их с вертоградом заключенным. В виноградниках строилась сторожевая башня или столп, где помещался страж для надзора. Евреи очень заботились о своих виноградниках. Виноградари и стражи виноградников составляли особый класс работающих. Благоденствие страны у евреев ассоциировалось с цветущими виноградниками. Сбор винограда – в сентябре. Это время веселое и радостное, сопровождалось пением песен. Гроздья винограда бросались в точила для выжимания сока. Работа довольно трудная, но делалась с весельем. Сок разливался в меха из кожи животных, в которых он бродил. Слабые меха могли при этом разорваться. К вину добавлялись иногда благовония. Ароматное вино (7:3) подавалось на пиршествах и отличалось особой крепостью. Вино подавалось и на брачных торжествах. Миро (1:2). Упоминается в Песни Песней один раз в сравнении с именем царя. Миро ( Исх. 30:25 ) – особый состав из благовонных веществ для священного помазания (храма, священников, царей и пророков). По повелению Божию оно составлялось из смирны самоточной, корицы благовонной, тростника благовонного, кассии и елея. От миро (освященного) надо отличать мирру (смирну). Мирра, или смирна (4:14; 5:1.5.13) – упоминается в Песни Песней среди ароматов. Это благовонное вещество, употреблялось как составная часть священного миро; смирной окуривали одежды и комнаты для благоухания; ее употребляли для врачевания в медицине и для бальзамирования и умащения тел покойников ( Ин. 19:39 ). Ею торговали на Востоке и Средиземноморье. Мирровая смола вытекает из особого тернистого кустарника, растущего в Южной Аравии и Африке. Это высший сорт ее (именно смирна самоточная входила в священное миро). А смола, получаемая через надрезание древесной коры, считалась низшею. Ароматы , или благовонные вещества во множестве упоминаются в Песни Песней: нард, смирна, корица, алоэ, кассия и другие. Большей частью ароматические вещества смешивались – то вроде благовонного порошка для курения, то вроде мази. Некоторые ароматы были сугубо палестинского происхождения: с гор бальзамических или гор ароматов, другие привозились из Южной Аравии и Индии. Особенно много благовоний употреблялось у иудеев при погребении мертвых. Еврейские женщины носили скляночки с духами при поясах и умащали ими свои тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Садоводство во все времена было главным занятием Израильтян в Палестине. У каждого из св. писателей ветхого завета говорится о еврейских садах или новонасаждениях ( Быт.9:20 ; Чис.24:6 ; 4Цар.25;4 ). При Давиде было множество виноградников, маслин и черничий, находившихся под особенным присмотром ( 1Пар.27:27,28 ). Соломон сам говорит о себе, что он насадил виноградники, устроил вертограды и сады ( Еккл.2:4,5 ). Эти знаменитые сады Соломона находились при соединении трех горных ущелий при подошве Сиона. В Итаме или Этаме находился у Соломона еще сад заповедный, или, по священному выражению, вертоград заключенный 7 ( Песн.4:12–15 ; Песн.5:1 ; Песн.6:1,10 ). Особенно много садов было у Израильтян во времена пророка Амоса. Он, обличая первых лиц между Израильтянами за их жестокосердие, вопиет: «умножисте вертограды ваша, винограды ваша, и смоквы ваша, и масличия ваша» ( Ам.4:9 ). В правление Симона Маккавея (1Макк.14:12.) «возвеселися Израиль веселием велием и седе кийждо под виноградом своим и смоковницею своею». Во времена Христа Спасителя, страна Геннисаретская (богатые сады) отличалась красотою и изяществом садовых растений. Св. Кирилл Иерусалимский говорит о саде голгофском: «там сад был, где Спаситель распят. Хотя теперь место сие весьма украшено царскими дарами; но прежде оно было садом и признаки сего и остатки доселе находятся». Кроме сего в св. Писании упоминается еще о саде Гефсиманском 8 , где Спаситель наш перед спасительными страданиями своими молился до кровавого пота. Сады у Евреев большею частию располагались вокруг домов. Нечестивый Ахаав потому и желал приобрести себе виноградник Навуфеев, что он был близь дома его ( 3Цар.21:2 ). Для некоторых Израильтян сады служили местом погребения: Манассия царь Иудин погребен был «в вертограде дома своего, в вертограде Озы» – ( 4Цар.21:18,26 ); в вертограде распят и погребен был Спаситель наш – бе же на месте, идеже распятся, верт и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. ( Ин.19:41 ). Еврейские сады состояли вообще из тенистых деревьев, всякого рода цветов и пахучих растений.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Изображение будет другое, но благодать и милость - те же. Не прервем, братие, и мы святого обыкновения собираться каждый пяток в храме нашем для возглашения хвалебного пения в честь Преблагословенной. Мы будем преклоняться пред Нею долу, а Она будет ходатайствовать о нас горе. Излишне ли для кого-либо это ходатайство? Ах, все мы " в напастех и скорбех мнозех! " У каждого есть раны в душе и язвы в совести, а врачевства и пластыря нет на них у мудрости человеческой. Врач душ и сердец там - горе, и яко Безпредельный и неописанный, благоволит для нас, обложенных плотью и заключенных в пространстве и времени, являть присутствие Свое в знамениях и образах чувственных. Будем поклоняться этим знамениям, доколе не сподобимся зреть лицом к лицу. Аминь.       Речь при втором сретении на Холодной горе чудотворной Озерянской иконы Божией Матери, сказанное 30 сентября 1845 г.   Паки сретаем Тебя, Владычице! - сретаем и радуемся, ибо видим, что Ты не оставляешь нас, недостойных. Но что представим Тебе радостного? Надлежало бы в сей день явиться пред Тебя с новыми добродетелями, а мы предстаем с теми же нечистотами и неправдами. Се, уже и знамение гнева небесного над нами! Едва Ты удалилась от нас, как свирепый огнь начал ходить по стогнам нашим и одесятствовать (брать себе десятую часть как жертву - ред.) домы и вертограды наши. Что и теперь грядет во след Тебя? - не знаем, но веруем и уповаем, что грядет не суд и казнь, а милость и спасение, ибо Ты Матерь Того, Кто сказал о Себе: прыыдох не да сужду мирови, но да спасется мир (ср.: Ин. 3; 17). Граждане града Харькова, отверзите домы и сердца ваши для принятия Богоблагодатной! Труждающиеся и обремененный, окружите паки Матерь всех скорбящих! Служители алтаря, предначните снова хвалебные песни во славу Той, Юже славословят Херувими и Серафими! Всяк земнородный да взыграет духом, торжествуя, и да воспоет, радуяся, Тоя чудеса!       Слово по случаю крестного хода с чудотворной Озерянской иконой Божией Матери, сказанное в Харьковском кафедральном соборе 1 октября 1845 г.   Вода много не может угасити любве, и реки не потопят ея (Песн. 8; 7), -говорит Премудрый. Вчерашний день как бы нарочно был избран для испытания этой святой истины и над нами, грешными. Небо и земля, казалось, совокупились для того, чтобы угасить любовь нашу к чудотворному лику Матери Божией, во сретение которого исходили мы. Сама Она явилась пред нас не так, как прежде, окруженная не лучами полдневного солнца и тихим дыханием ветра, а едва не полночным мраком тучи и неудержимыми потоками осенних вод. Но, благодарение Господу, любовь наша не угасла и среди такого разлива водного, и облака, на нас дождившие, не будут свидетелями нашего отпадения. Говорим так с тем большей радостью, чем сильнее можно было опасаться за противное. Ибо священнодействие, вчера совершенное, подобно еще младому неукоренившемуся растению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Велик грех , потрясаются церкви, мир не может слышать, что девство мы назвали более чистым, чем супружество, что четное число поставили ниже нечетного, что показали, как сень Ветхого Завета относится к евангельской истине. Остальное, что порицают еще в нашей книге, я нахожу или ничтожным, или относящимся все к одной и той же мысли, и не хочу отвечать на такие обвинения, чтобы не увеличивать без меры письма, и не показаться не доверяющим твоему собственному уму, уму того, кого я уже счел ходатаем за мое дело, прежде чем просил тебя об этом. И так свидетельствую этими последними словами, что супружества я не осуждал и не осуждаю, что я отвечал противнику, но не расставлял собственных хитросплетений. Девство же я превозносил до небес не потому, что имею его, но потому более и дивлюсь ему, что не имею его. Хвалить в других то, чего сам не имеешь, это дело благородное и достойное уважения. Ужели, потому, что я пристал к земле тяжелым своим телом, мне уже не дивиться полету птиц, и не восхищаться голубем, как он «пролагает воздушную дорогу, не двигая и быстрыми крылами» (Энеид. 5)? Пусть никто не обольщается; пусть никто не поддается вкрадчивому льстецу. Первое девство – девство от рождения; второе девство от второго рождения. Не мои это слова, а древнее изречение, что никтоже может двема господинома работати ( Мф. 6:24 ), плоти и духу. Плоть бо похотствует на духа, дух на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал. 5:17 ). Когда что-нибудь покажется тебе в нашем сочинении слишком строгим, не приписывай этого моим собственным словам, но Писанию, из которого мои слова заимствованы. Христос есть Девственник, Матерь этого Девственника есть Приснодева, и Матерь и Дева. Ибо Иисус вниде дверем заключенным, и в Его гробе, гробе новом и иссеченном в самом твердом камне, не полагался никто ни прежде, ни после. Вертоград заключен, запечатлен источник ( Песн. 4:12 ), из которого, по слову Иоиля, вытекает тот поток, который напаяет водотечь уз, или терния (в славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Видишь ли, сколько новых сил для горнего шествия приобрела невеста? Посмотри же на ее восхождение еще и выше этого. Ибо не только стала она вертоградом заключенным, плодоносящим пищу свою, но делается и удобопиемою для жаждущих, преложившись в естество источника, и притом источника запечатленного, не остановилась даже и на сем, но в возрастании в большую меру простерлась до того, что из уст ее вырос сад. Ибо с большею точностию вникший в силу еврейского выражения, вместо того, чтоб сказать: «леторасли твоя», говорит: из уст твоих «сад шипков»; а это значит: слово, исходящее из уст твоих, есть сад шипков. Шипки же дают из себя обилие плодов всякого рода, а плоды суть кипр с нардом и шафран, трость и киннамон, всякий род ливана и смирна, и алой, и первые мира. Итак, поелику невеста, по изображенному во псалме ублажению, по причине заступления, находимого ею у Бога, прекрасные «восхождения сии в сердце своем положила», восходя всегда «от силы в силу» (Псал. 83:6, 8), то при усовершении ее состояния леторасли уст ее прекрасно называются садом шипков; удачно же с подразумеваемым понятием соображено речение: «леторасль» (греч.: апостолы), потому что посылаемое от посылающего переходит в приемлющее. И сие можно дознать из обычного словоупотребления, как и Евангелие сказует, что учеников, посылаемых на проповедь истины, само Слово «нарече Апостолы» (Лук. 6:13). Что же посылают уста невесты? Явно, что слово веры, которое в приемлющих делается садом, посредством слуха насаждаемым в сердцах. Ибо роща, насажденная деревами и тенистая, по обычаю называется садом. Посему, чтобы знать нам и род растений, какие насаждаются Словом в душах верующих, шипками именует дерева, которые возращает посылаемое из уст невесты Слово. А шипок неподручен татю, пуская от себя колючие иглы, под каким-то жестким и горьким на вкус покровом содержа и воспитывая плод, который в свое время, когда он созреет и оболочка распадется, оказывается внутри приятным и красивым на вид, а также подобным меду, непротивным для вкуса, даже услаждает чувствилище вкуса похожим на вино соком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

Радуйся безмужняя Матерь, одна между матерями чистая Матерь и вместе Дева – чудо новейшее из всех чудес. Радуйся Дева, родившая Сына – одна между девами детородная, Дева и вместе Матерь, – чудо, изумительнейшее из всех чудес. Радуйся печать царская, воплотившагося из Тебя Царя всей твари отпечатлевающая в теле, подобном Твоему: ибо какова раждающая, таково, конечно, и раждаемое. Радуйся книга запечатанная, чуждая всякой суетной мысли; чрез Тебя Господь Богодарованного закона, Сам Собою, девственно познается. Радуйся свиток нового таинства, по нетлению совершенно новый, в котором Слово, не имеющее вида, изобразилось письмом человеческим, т. е. воплотилось, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха. Радуйся источник запечатленный, родник нетления, изливший Христа, источника жизни, между тем как печати девства остались неповрежденными; причащением Его получив безсмертие, мы опять входим в нестареющий рай. Радуйся вертоград заключенный, непостижимое для дев плодоносие; Твое благовоние подобно благовонию целого поля, благословенного происшедшим из Тебя Господом. Радуйся неувядающая роза, безконечно благоухающая, которую обоняв Господь почил и чрез которую процветши Он истребил запах мира. Радуйся яблоко благовонное, плод, родившийся от безплодной и имеющий божественную красоту; Ты говоришь в Песнях: «положите мя в яблоцех, яко уязвлена есмь любовию аз» ( Песн. 2, 5 ). Взяв плод чистоты Твоей, Христос приготовил благовоние, неощутительное для мира. Радуйся крин, из которого родившийся Иисус одевает крины полевые: благоухающий цветник духовный, из котораго Христос безсеменно облекся в непряденную одежду, превосходящую одежду Соломонову. Радуйся цвет, который по красоте всех добродетелей превосходнее всякого разнообразия цветов; из Тебя происходит подобный Тебе цвет, на котором почивают семь духов, как говорит Писание ( Ис. 11, 1–2 ). Радуйся нард, текущий и орошающий благовонные цветы чистоты, коих испарение служит приятным запахом для Того, кто говорит в Песнях: «нард Мой даде воню свою» ( Песн. 1, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Божественным же Духом зело утвердися. Многими свидетелствы 1793 Богом укрепленна, тем же истинна, свята, всяко божественна. Первое сведетелство 1794 есть инстинны ея, согласие род многих, приемшых 1795 от нея Звание христианства. К тому, божественных отец единомудрство, дарми исполненных. Иже, аще в различных летех, в 1796 странах жиша, обаче един разум веры сохраниша. Второе сведетелство мученицы даша, иже за правость веры до смерти страдаша, Вселютыя болезни крепко презираху 1797 , на муки, яко на пир, радостно идяху, Возглядающе в небо, иде же готова неизглаголанная мзда от Бога Слова. Третие – чюдес многих яве творение, правды христианския во утвержение, Коих бо чюдес древле отци не твориша и мученици, егда за Христа терпеша. Четвертое пророчеств есть исполнение, еже в верных отьемлет всяко сомнение. Пятое – яко нрави в людех изменении, иже веры правыя светом просвещенни. Гордость во смирение лепо преложися, зверская лютость в честну кротость претворися. Волци 1798 бывший, яко овцы ся смириша, аггелско человеци 1799 жити возлюбиша. Шестое – яко мнози 1800 сведетелствоваху о вере христианстей, иже чужди бяху. Сивиллы во Еллинех немало писаша, им же ся ублажает честно вера наша. И Евреин Иосиф свидетелство дал есть о Христе в книгах, яже во Риме писал есть. Последнее возможно сие положите, яко никая ересь долго может быта, Ибо что не от Бога сажденно бывает, яко прах от бурнаго ветра исчезает. Христианская паки вера есть блаженна, от Христа и до ныне растет разширенна, И до кончины мира имать пребывати, аще и гонения нужда пострадати. Вера и дела Мертва есть 1801 вера без дел и дела без веры, мертвым же страны живых заключенны двери. Живот веры – делеса 1802 , Богу угодная, душа делес есть вера в Бога праведная. Живой вере и делом живым путь до неба свободен, убо жива имети потреба. Мертвая не ползует 1803 , яко же и кони не возят бездушнии во двери Сиони. 2 Вера христианская солнечно 1804 сияет, ересь паки, яко червь, что в траве блистает, Или, яко часть древа гнилаго, видится

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010