3-ю категорию духоборческих конфессиональных текстов составляют заговоры, апокрифические легенды и пророчества вождей, бытующие и до сего дня. Пользоваться заговорами, к-рые у Д. называются молитвами, в секте не считается греховным. Христ. элемент в заговорах Д. звучит намного слабее, чем в заговорах, бытующих среди православных: редко в каких духоборческих заговорах призываются святые, перед заговором Д. не читают молитвы. Нек-рые заговоры вошли в число «псалмов». Создавая легенды о своих вождях, Д. вводили в них элементы чудесного. Так, когда родился П. В. Веригин, по небу прокатилась яркая звезда, а когда умерла Калмыкова, зимой грянул гром и сверкала молния, и т. д. В преданиях Д. их вожди обличали имп. Екатерину II, беседовали с имп. Александром I и папой Римским, давали советы вел. кн. Михаилу Александровичу, после 1917 г. удивляли своей мудростью В. И. Ленина. Пророчества вождей, которые «припоминаются» «старичками» в связи с различными ситуациями, определяют поведение и действия сектантов. Для Д. характерно желание опереться на авторитет вождей-«Христов» и руководствоваться их пророчествами при решении жизненных проблем. Др. фактором, регулирующим поведение членов секты, является система запретов, изложенная в конфессиональных текстах Д. Некоторые запреты указаны в «псалмах», напр. пищевые (на свинину, сомину и раков) или запрет на посещение «бесовских покликушек», т. е. мест увеселения. На бытовом уровне регулирующую роль играют апокрифы и легенды, содержащие морально-нравственные установки и бытовые рекомендации, напр., в какой день недели что можно или нельзя делать, что лучше делать на растущей, полной или убывающей луне и т. п. Д. считали подлинным только устное слово, о чем неоднократно говорится в их «псалмах». Устная форма передачи учения была санкционирована вождями Д. Однако устную традицию духоборческой культуры нельзя абсолютизировать, т. к. грамотные Д. в XVIII-XIX вв. уже имели записи «псалмов». В культовой практике Д. религ. тексты функционируют только в устной форме. Тексты большинства «псалмов» велики по объему, в них много церковнославянизмов, и это делает их трудными для запоминания. На молитвенных собраниях считается за правило поправлять читающего «псалом», если что-то сказано неверно, и тем самым как бы постоянно производить выверку этих важнейших для Д. конфессиональных текстов.

http://pravenc.ru/text/180628.html

Студенты, оказавшие в течение четырехлетнего курса очень хорошие и хорошие успехи и представившие при окончании курса удовлетворительное для степени кандидата сочинение, утверждаются в этой степени. Но для получения степени магистра, они должны выдержать новое устное испытание по тем предметам, по коим не оказали успехов, соответствующих сей степени, и представить новое сочинение. Студенты, оказавшие в течение академического курса посредственные успехи и не представившие сочинения на степень кандидата или представившие сочинение неудовлетворительное для сей степени, получают звание действительного студента. Если получивший степень —252— кандидата за весь четырехлетний курс оказал отличные успехи в науках, но не удовлетворил требованиям относительно сочинения на степень магистра, или если представил сочинение, заслуживающее сей степени, но не оказал успехов соответствующих оной, то при соискании такими лицами степени магистра, совет не требует от первого из них нового устного испытания, а от последнего нового сочинения. Применительно к сему совет поступает и при соискании действительными студентами степени кандидата. 2) Вольнослушатели: священник Сергий Веригин, иеродиакон Никон и Василий Буяльский приняты в академию на основании указов Святейшего Синода от 21 Августа, 4 Сентября и 26 Ноября 1891 года за 4339, 4579 и 5578 на тех же основаниях, что и вольнослушатели 3-го курса. 3) Действительный статский советник лекарь Александр Колесов допущен к слушанию академических лекций на основании указа Святейшего Синода от 13 Августа 1893 года за 3588, с правом в течение двух лет сдать экзамен по богословским предметам академического курса для получения, по представлении кандидатской диссертации, степени кандидата богословия. 4) Священник Евгений Мерцалов подвергнут испытаниям по всем общеобязательным предметам академического курса и специальным второй (исторической) группы согласно определению совета академии от 29 Мая сего года, утвержденному Его Высокопреосвященством 14 Июня.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем настойчивей был Спиридович, что от него умышленно что-то скрывали. А уж Курлов: и в лицо Богрова не знал, и фамилии не знал, и ни с какой стороны вообще ничего не знал. Как бы ни рвался Трусевич к следствию, но уже была охвачена его ревизия параличом Верховного пожелания. И записывала так: “Полковник Спиридович дал сенатору свои объяснения”. Всё. (На время следствия Спиридович и не отстранялся от должности начальника дворцовой охраны). Трусевич дал себе волю только в расследовании денежном. Он вывел, что Кулябко тратил огромные средства на агентуру и наблюдения, а поставлены они были слабо. Что Курлов бесконтрольно ведал суммами по 150 тысяч рублей и из них выплачивал личные долги, а Веригин так и не отчитался в 50 тысячах. Но Курлов на все суммы представил расписки каких-то подотчётных лиц. И доказал, что не только не расплатился с долгами, но остаётся в задолженности, что и подтверждает его честность. Вообще же касаться частных экономических операций сенатор Трусевич не полномочен. По причине высокого положения Курлова итоги ревизии были поданы не по судебной линии в Сенат, но – в Государственный Совет, и там несколько месяцев томились безо всякого разрешения. Это составляло уже 9 толстых томов, но ещё надо было испросить новые объяснения четвёрки. Они все пришли не короткими, но от Курлова – необычайно пространными. Прежде всего, он отводил ото всех обвинений Веригина и Спиридовича, ибо хотя они и носились поверх всей охраны, но никаких, официальных поручений по ней не имели. Далее, он отвергал, что Кулябко не соответствует должности, а только – не отличается талантливостью, так этим не может похвастаться и никто из жандармских офицеров в России. Курлов спрашивал в свою очередь: где же точная формулировка деяний, которые ставились бы ему в вину? Единственный фактический момент: нарушение циркуляра о недопущении секретных сотрудников для охраны государственных лиц. Но во-первых он и не знал о допущении, а во-вторых этот циркуляр издан по Департаменту полиции, Курлов же как товарищ министра стоит выше Департамента и не обязан подчиняться той инструкции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Здесь, применяясь к прежней духоборческой форме изложения и распорядку вопросов, авторы ввели в духоборческий символ Толстовское толкование религиозных истин и внесли ряд новых социально-политических вопросов, ответы на которые даны в духе чистой анархии. С целью пропаганды агитаторы объезжали все духоборческие селения, везде устраивали богомоления, после которых велись продолжительные увещания и проповедь новых, во многом сродных и приятных духоборам, воззрений. Читались письма и наказы якобы от Петра, устная проповедь подкреплялась чтением Нового Завета и книг толстовских, «вычитывали в смыслах», как выражались духоборы. Проповедники проживали по неделям в каждом селе, беспрерывно по утрам, днем и вечером собираясь для молитв и бесед. Такая назойливая, настойчивая, экзальтированная проповедь быстро овладевала умами и сердцами духоборов и неудивительно, если духоборы-веригинцы, предоставленные сами себе, лишенные твердой и сильной власти, с которой они свыклись в течение вековой жизни, стадно ринулись в омут анархии. Пропаганда, однако, велась б хитрою постепенностью, отправляясь от более знакомых духоборцам коммунистических начал. Сначала стали заводиться артельные мастерские, кузницы, швальни и т. д.; затем артельная запашка и обработка полей, причем вымолоченный хлеб отмеряли по количеству едоков; далее запрещено было заниматься извозным промыслом и торговлею, наниматься в услужение и иметь у себя слуг, требовалось во всем обходиться личным трудом. Потом решено было, что не должно быть ни богатых, ни бедных среди духоборов, и вожаки потребовали продать весь скот лишний и уравнять имущество и деньги. С этого момента начались уже протесты со стороны более зажиточных и здравомыслящих духоборов, которые поняли, что новое учение слишком явно пошло в разрез с воззрениями и бытовыми обычаями старых духоборов и угрожало полным разорением. В среде веригинской партии произошел раскол, образовалась новая партия воробьевская, во главе с Алешей Воробьевым, другом Веригина, которая свою оппозицию фанатическому увлечению веригинцев построила на следующих соображениях: «по духоборческому учению, Христос может воплотиться только в духобора, а так как Веригин принял новое учение, то он уже не духобор, следовательно, и Христос не мог в него воплотиться, а раз он не Христос, то и повиноваться ему не следует».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

С этого момента начались уже протесты со стороны более зажиточных и здравомыслящих духобор, которые увидели и поняли, что новое учение, выдаваемое как заповеди Веригина, слишком уже явно пошло в разрез с традиционными воззрениями и бытовыми обычаями собственно духоборчества и угрожало полным разорением. Когда агитаторы толстовского учения потребовали слишком тяжелой жертвы в пользу коммуны: уравнения имущества и распродажи скота, то в среде веригинской партии произошел раскол. В главе отколовшейся партии стал умный развитой духоборец Алеша Воробьев, друг Веригина, путешествовавший к нему в Шенкурск. Представители этой воробьевской (как она стала называться) партии построили на следующих соображениях свою оппозицию фанатическому увлечению веригинцев: «по нашему духоборческому учению Христос может воплотиться только в духоборца, а так как Веригин принял новое учение, то он уже не духоборец; следовательно, и Христос не мог в него воплотиться, а раз он не Христос, то и повиноваться ему не следует». Мысль эта, как совершенно с точки зрения духоборческого учения последовательная и логичная, заставила многих оглянуться, одуматься и, отделившись от веригинцев, образовать особую партию 16 . Как выше замечено, заповедь об уравнении денежных средств и о неимении ничего своего оттолкнула многих духоборов. Некоторые, не решаясь выложить все свое имущество, многими годами и трудами нажитое, предлагали внести в общую кассу две – три тысячи. Но агитаторы требовали непременно все и немедленно выложить на стол, а непокорявшимся предлагали тут же выйти из состава иерархии, говоря: «вы не наши братья, причем единомышленникам приказывалось прекратить с протестантами всякое общение. Большинство покорилось. Некоторые имели тысячи и сотни голов мелкого и рогатого скота, но должны были лишиться всего в нисколько дней. Иван Конкин с лихорадочной торопливостью успел в этом отношении разорить своих духоборцев, он как бы боялся, чтобы последователи его не одумались и не остановились на полдороге; он понимал, что, покончив с имуществом, хозяйством, духоборы далее уже пойдут на все, хотя бы и на смерть...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Вологда, присягнув по отписке ярославского воеводы, сначала ревностно стояла за Димитрия. Черный народ держал в страхе лучших людей, признавших его поневоле. Пушкина и Воронова, замечая в них неискренность, низложили. Но вслед за тем приехали туда двое детей боярских от Димитрия и стали читать граматы: в одной исчислялось, что следует вологжанам доставлять с сохи: по 8 лошадей с саньми, с рогожами, с веретеями да разных запасов с каждой выти; в другой грамате все рыбные ловцы облагались повинностию ловить и доставлять рыбу на имя того, кто называется царем Димитрием 154 . Тут вологжане почуяли, что им будет нелегко. Тогда многие стали говорить между собою шепотом: «Хоть мы целовали крест, да поневоле; готовы подняться за царя Василия, если бы только стали с нами за одно другие города: Устюг, Соль-Вычегодская и Тотьма» 155 . Но 29 ноября приехали в Вологду Федор Нащокин да Иван Веригин с товарищами, а с ними пан Ушминский, литвин, с разным сбродом литовских людей и русских воров. Нащокин поставил другого воеводу, Булгакова, а прежних – Пушкина и Воронова, велел сковать, имения купцов велел опечатать и обложить податьми, да еще вымогал себе поминки в свое удовольствие 156 . А приехавшие с ними пустились по окрестностям собирать «стации», грабили, бесчинствовали, и привезли в Вологду за собою несколько саней с награбленным; а вслед за ними пришла толпа обобранных и обиженных мужиков с слезным челобитьем. Тут вологжане потеряли терпение, перевязали пришедших к ним, восстановили Пушкина и Воронова на прежних местах. Пленные с пытки объявили, что в тушинском таборе голод; ратные люди простоят не более рождественских святок, а потом разойдутся. Это ободрило вологжан. Они сообразили, что воровская сторона слабеет. Вдобавок пленные показали, что тот, кто в тушинском таборе называется Димитрием, вовсе не тот человек, что царствовал в Москве и по своей смерти объявлен расстригой Григорием Отрепьевым; но они не могли согласиться в показании: кто он именно. Один называл его стародубцем, другой – сыном Андрея Курбского, третий говорил, что рода его не знает, но знает, что он вор. Вологжане, по отдаленности, могли более, чем жители ближайших к столице городов, склоняться к вере, что тот и в самом деле Димитрий, кто себя этим именем называет; теперь признание его сообщников давало им нравственную поддержку. Всех, пришедших от Димитрия, они побили, побросали их тела с горы, и смотрели, как собаки пожирали эти тела 157 . Пушкин и Воронов снова привели их к кресту: стоять за царя Василия и умирать друг за друга 158 , и отправили о том же граматы в Тотьму и Устюг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В. выше всякой деятельности ставил труд земледельца. Однако был период, когда под влиянием идеи Толстого о необходимости сокращения потребностей, дабы люди могли избавиться от изнурительного труда, В. утверждал, что «жить человечно» - это «свободно обходиться без труда». Если сократить потребности, заявлял он, то хлеб насущный появится сам собой, христиане должны не работать, а благовествовать Евангелие. На святость нельзя смотреть как на исключительность - «это удел каждого человека». По мнению В., блага цивилизации лишь мешают людям. Человек должен вернуться к природе. Когда земля придет в первобытное состояние, человечество «вместе с духовным ростом, который утратили Адам и Ева», получит естественный земной рай. Эти взгляды В., став известными наиболее фанатично настроенным его приверженцам в среде канад. духоборцев, породили движение «сынов свободы» , на деле попытавшихся вернуться к природе. В Канаде вся деятельность В. сосредоточилась на воссоздании и упрочении духоборческой Христианской общины всемирного братства (ХОВБ), созданной по «совету» В. еще в Закавказье в 1896 г. и распавшейся после переселения в Канаду. ХОВБ мыслилась вождем духоборцев как Царство Божие на земле, где не будет эксплуатации, где все будут жить по-братски, работать по способностям, получать по труду и совершенствоваться духовно. В. обладал организаторским талантом. Под его рук. ХОВБ превратилась в мощную экономическую орг-цию, владевшую землями, промышленными предприятиями, совр. техникой. Строительство замкнутого общества, основанного на коммунальных принципах, негативно воспринималось правительством и населением Канады. Власть В. в ХОВБ была абсолютной (духоборцы в Канаде стали называть В. «Господний»). Он единолично решал все главные хозяйственные, бытовые и религ. вопросы. Любое ослушание грозило исключением из общины без материальной компенсации, контакты с покинувшими общину были запрещены. В борьбе с «сынами свободы», пытавшимися жить по его же заповедям и мешавшими его хозяйственной деятельности, В. неоднократно прибегал к помощи канад. полиции. Члены ХОВБ должны были доносить даже на своих родных в случае совершения ими «нехристианских поступков». На Кавказе он «советовал» «постникам» не вступать в брак и тем самым прекратить род. В Канаде В. предложил женщинам-духоборкам добровольно стерилизоваться, но дороговизна операции помешала осуществлению этой идеи.

http://pravenc.ru/text/150419.html

Таким образом, странные гости пропарадировали через все селение, останавливаясь против каждой кучки собравшегося народа и повторяя приблизительно то же, вышли из селения, оделись и пошли к следующему... ...Началось это с того, что в марте месяце человека три отправилось отсюда на Принц – Альберт и начали проповедовать там идею возвращения человека в первобытное состояние. Пропаганда имела успех, и человек с сотню начали ходить голые, собираться на богомоления, при чем, говорят, плясали. Ходили по селениям, а потом вздумали перейти на другую сторону реки Саскачевана, и тут то они попались на глаза блюстителей порядка. Их сейчас же остановили: пошли телеграммы в Виннипег, Оттаву, послан был специальный чиновник и сотня полиции и в то же время послали телеграмму П. Веригину, чтобы он ехал помогать правительству усмирять духоборцев. Веригин отказался помогать правительству в усмирении этих духоборцев. Голышей завернули по домам, а трех зачинщиков отправили в Виннипег, где они будто бы имели свидание с министром, который сказал им, что таких вещей канадцы не потерпят, и если духоборцы будут продолжать то же самое, то их вышлют в Россию. На это духоборцы ответили, что они именно этого и хотят, чтобы их выслали в Россию или куда-нибудь, так как они оставаться не желают и верят, что попадут в место, для них уготованное, где они будут жить райскою жизнью, а они, канадцы, пусть остаются здесь, если хотят погибать. После этого разговора духоборцев отпустили, и они отправились в здешние селения, где собрали своих последователей и пустились в голое путешествие по всем здешним селениям. Что они имеют в виду делать, когда обойдут все селения – еще неизвестно говорят, что будто пойдут в города» 71 . Но пойти по городам им не удалось, так как планы нового крестового похода духоборов были расстроены быстрым вмешательством иммиграционного комитета. Когда с проповедью о близком вторичном пришествии Христа явились в Саскачеван южные духоборы, канадские власти заблаговременно приняли меры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Я позволю себе предложить здесь кое-что из того, что мне привелось видеть в этом роде. Это касается крестьян и не крестьян. I Тяготение к желудю и к корыту В моих отрывочных воспоминаниях я не раз говорил о некоторых лицах английской семьи Шкот . Их отец и три сына управляли огромными имениями Нарышкиных и Перовских и слыли в свое время за честных людей и за хороших хозяев. Теперь здесь опять нужно упомянуть о двух из этих Шкотов. Александр Яковлевич Шкот — сын «старого Шкота» (Джемса), после которого у Перовского служили Веригин и известный «аболиционист» Журавский , — многократно рассказывал, какие хлопоты перенес его отец, желая научить русских мужиков пахать землю как следует, и от каких, по-видимому, неважных и пустых причин все эти хлопоты не только пропали без всякой пользы, но еще едва не сделали его виноватым в преступлении, о котором он никогда не думал. Старый Шкот как приехал в Россию, так увидел, что русские мужики пашут скверно и что если они не станут пахать лучше, то земля скоро выпашется и обессилеет. Это предсказание было сделано не только для орловского неглубокого чернозема, но и для девственной почвы степей, которые теперь заносит песками. Предвидя это огромное и неминуемое бедствие, Шкот захотел вывести из употребления дрянные русские сохи и бороны и заменить их лучшими орудиями. Он надеялся, что когда это удастся ему в имениях Перовского, тогда Перовский не откажется ввести улучшение во всех подведомых ему удельных имениях, и дело получит всеобщее применение. Перовский, кажется, говорил об этом с императором Николаем Павловичем и в очень хорошем расположении духа, прощаясь в Москве со Шкотом, сказал: — Поезжайте с богом и начинайте! Дело заключалось в следующем. По переселении орловских крестьян с выпаханных ими земель на девственный чернозем в нижнем Поволжье Шкот решился здесь отнять у них их «Гостомысловы ковырялки» , или сохи, и приучить пахать легкими пароконными плужками Смайля; но крестьяне такой перемены ни за что не захотели и крепко стояли за свою «ковырялку» и за бороны с деревянными клещами. Крестьяне, выведенные сюда же из малороссийской Украины, умели пахать лучше орловцев; но тяжелые малороссийские плуги требовали много упряжных волов, которых налицо не было, потому что их истребил падеж.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Дубровка. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадьба в Дубровке находится в 28 километрах от райцентра. Знаменита она тем, что принадлежала генерал-лейтенанту, герою Отечественной войны 1812 года Н.М. Свечину (1772-1849), чей портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца Санкт-Петербурга. По проекту Николая Александровича Львова в усадьбе возведена Спасская церковь (1813 год). Кирпичная, с белокаменными деталями декора, церковь выстроена в стиле классицизма. У её стен - могила Н.М. Свечина.  Село Дубровка, от Твери 93 версты, от Торжка 30 верст. Церковь Спасская, построена в 1813 году, каменная, престол один Спаса Нерукотворного Образа. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1817 года, исповедные с 1829 года. В 1901 году служили: Священник Феодор Иоаннович Медников, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1876 года, состоит членом благочинного совета, награжден в 1896 году скуфьей. Псаломщик Симеон Федорович Русин 65-ти лет, в должности с 1851 года. Прихожан в селе Дубровке, в деревнях: Новой Дубровке, Горках, Застенье, Пне - 109 дворов (481 мужчина, 497 женщин). В 1914 году служили: Священник Павел Воинов 24-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Псаломщик Иван Веригин 31-го года, на службе 12 лет. Прихожан в деревнях: Новой Дубровке, Горке, Застенье, Пень - 489 мужчин и 513 женщин. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Неотъемлемой частью усадебного комплекса Дубровка является Спасская церковь, построенная в 1813 году. До ее постройки в селе существовала деревянная церковь во имя Нерукотворного Образа, построенная в 1704 году. В этой церкви, согласно прошению статского советника Петра Егоровича Свечина, был погребен 20 октября 1804 года умерший в Петербурге Егор Дмитриевич Свечин. В 1809 году Петр Егорович Свечин подал прошение о разрешении построить на свои деньги каменную церковь во имя Спаса и 5 августа того же года получил храмоздательную грамоту. В 1813 году строительство новой церкви было завершено и церковь была освящена. В 1819 году П.Е. Свечин просит разрешения «старую ветхую деревянную церковь разобрать для обжига кирпича на сооружение вокруг церкви каменной ограды».

http://sobory.ru/article/?object=13967

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010