После литии у могилы – с “Коль Славен”, “Вечной памятью” и под три ружейных залпа за стенами Лавры, опустили великого русского в склеп, между Трапезной и Великой церквами. И стали заделывать. Не запугали. Убили. 71 А через несколько часов в одной из больших камер Косого Капонира начинался тайный суд над Богровым. Не оправдался слух последних дней, что Богрова будут открыто судить в Петербурге и так осветятся все подозрения против охраны. Нет, судили его, конечно, трусливо-закрытым судом и не был опубликован обвинительный акт – и нельзя было лучше подтвердить подозрения и укрепить левых: нужно самим быть очень виновными, чтобы так скрывать истину о деле Богрова! Богров и был их человек! Власти сами и подстроили убийство! И чего, правда, стоили эти шпалеры войск при похоронах и жандармы, берущие на караул при орденских подушечках убитого, если скрывали суд? … Как оказалось, вчера, 8 сентября, подсудимый просил бумагу “для чрезвычайно-важных показаний”. Сообразуясь с тем, что он уже передан военно-окружному суду, тюремная администрация отказала Богрову в бумаге. К сегодня была осведомлена и прокуратура, но ничего не изменила в ходе. Суд был назначен на пять часов пополудни. Не рассчитали, что в Косом Капонире нет электричества, а и день попасмурнел, начинали уже в серости, и вскоре послали собрать керосиновых ламп. Четверо членов суда были полковники и подполковники из гарнизона, председатель – генерал-майор, прокурор – генерал-лейтенант. Два последних очевидно имели случай заметить и усвоить все пренебрежения императора к раненому и умершему премьер-министру. Они и сами могли тут выводы сделать, а вероятно и спрашивали совета, мы никогда не узнаем, у кого. Во всяком случае было вызвано 12 свидетелей – и пятеро из них не явились. Курлов – даже и не числился среди вызванных, суд (а перед тем и следствие) не смел дерзнуть так высоко. Веригин, как совсем не причастный к делу, поспешил уехать в первых же днях в Петербург. Спиридович, связанный охраною при дворцовых торжествах, уехать из Киева сразу не мог, но пренебрегал вызовами на следствие и не являлся дважды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Курлов стал вице-директором Департамента полиции, затем всё же отвлечён был на беспроходную вверх и опасную (опять же после убийства предшественника) должность начальника тюремного управления. Ему приходилось преодолевать враждебное отношение самонадеянного директора полиции Трусевича, злобного министра финансов Коковцова, затаённую недоброжелательность министра юстиции Щегловитова, постоянную отчуждённую неискренность Столыпина, зависть товарища его Макарова, – но, всегда собранный на своей цели, Курлов пулеподобно пробивался в переплетённых обстоятельствах. Да и были же теперь у него невидимые верные друзья, настоятельные ходатаи вблизи трона, они помогли Курлову получить сразу больше, чем он добивался: с января 1909 при уходе Макарова – сюрпризом для Столыпина, перескоком через Трусевича (чьё самолюбие не выдержало такого удара, и он откатился в сенаторы) – стать товарищем министра внутренних дел! (Это было желание и самой государыни! Она сказала, что только при Курлове может быть спокойна за жизнь Государя. И вместе они считали, что в Курлове найдётся противовес излишнему либерализму Столыпина). Да так назначен, что Департамент полиции попал в особое внимание и полное распоряжение Курлова, давая возможность широких перемещений, снижения лиц неприятных и повышения приятных. (Так милый смешной Кулябко возглавил охрану всего Юго-Запада России, даже многие генералы попали к нему в подчинение, хотя его самого едва успели произвести в подполковники. И так же был державно мгновенно вознесен надо всей полицией Империи в качестве вице-директора Департамента, сразу подброшен в чине и в окладе – для всех до сих пор незначительный секретарь Веригин – чрезвычайно преданный человек, которому можно было доверять самые задушевные денежные тайны). Зоркий глаз Курлова выхватывал доверенных людей для необычных перемещений, вообще же он, напротив, осаживал все необычности, вводя полицию в равномерное течение Табели, послужного старшинства, – так, чтобы сам ход времени возвышал каждого чиновника к следующему посту, не обижая остальных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

В ночь на 29 июня (именины Петруши) духоборцы – постники всех трех губерний заранее условились сжечь все находящиеся у них в домах виды и формы оружия и произнести торжественное отречение от убийства, войны и воинской повинности. Торжественное аутодафе оружия духоборцами произведено по инициативе Петра Веригина: он послал в духоборье с места ссылки свое дорогое и любимое ружье (Веригин был страстный охотник), к которому прикрепил печатью письмо с наказом сжечь его ружье вместе с другими и дать обещание во всю жизнь никого не убивать и не воевать. Таинственная, секретная подготовка к обряду торжественного сожжения оружия страшно разожгла фантазию темной обезумевшей массы, породила разные суеверные толки и навела панику на все духоборье. Среди женщин ходили нелепые толки, что Кавказ сгорит, что будет новое небо и грешная земля обновится, что Петруша появится на облаках, опустится на землю и будет восседать среди трех царей и судить неверных, а для них начнется с 29 июня царствие Божие и благодатная райская жизнь на земле. Ахалкалакские духоборцы запаслись бочками керосину, несколькими пудами буры, чтобы при посредстве ее лучше расплавились металлы от многих сотен сожженного оружия и слились в один ком, который будет служить монументом на память потомству об отречении от «военного разбоя». Сожжение оружия совершено было с большою торжественностью. Горели ночью на горах (часов 11–12) облитые керосином кучи хвороста с положенным на него оружием. Далеко видно было это зарево и в тишине ночной разносились громкий треск и выстрелы от заряженных ружей и револьверов. Духоборы-постники, собравшись тысячами от мала до велика к месту сожжения оружия, в праздничных одеждах, стояли внизу горы, читали и пели псалмы всю ночь и совершали свою «литургию». В Карской области фанатическая толпа духоборов после сожжения оружия более суток пребывала без пищи в молитве, ожидая каких-то особых чрезвычайных явлений. Тоже было и в Елизаветпольской губернии, где духоборы-постники долго ждали чрезвычайных явлений в роде светопредставления; ложась спать, фанатики клали под подушку чистое белье в ожидании кончины века.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Борисова по ево веленью р.п. 131. По выбору Лучан и Пустожерцов Микита Сумороков р.п. 132. Чебоксаренин выборной посадцкой человек Мишка Иванов Тверитин вместо Можайского города выборнаго посацкого человека Герасимка Иванова сына Горошкова по ево веленью р.п. 133. Стареченин Семен Бахтеев и вместо Режевитина князя 134. Дмитрея Путятина по ево веленью р.п. 135. Зубченин Захарей Новосилцов р.п. 136. Зубцов Александр Пусторослев р.п. 137. Тверитин Петр Давыдов р.п. 138. Кузмодемьянец Мирослав Топорнин р.п. 139. Тверитин Иван Гостенов р.п. 140. Вязмитин Григорей Извеков р.п. 141. Алатарец Обида Нестеров и вместо Данила Ахматова по 142. ево веленью р.п. 143. Чебоксаренин Данило Колцов и вместо Цивиленина Ивана 144. Дмитреева по ево веленью р.п. 145. Углеченин Иван Трусов и вместо Бауша Маракушева по 146. ево веленью р.п. 147. Казанец Степан Змеев р.п. 148, 149. Белгородец Кондратей Свищов и вместо Осипа Маслова р.п. 427 150. Атемарец князь Андрей Болховской и вместо Ядринца 151. Якова Лутогвекова по ево веленью р.п. Князь Андрей же Болховской вместо Царева Санчуринина 152. Дмитрея Молотенина по ево веленью р.п. 153. Яранец Семен Бибиков р.п. 154. Торопчанин Иван Веригин р.п. 155, 156. В Уфинцов вместо Юрьи Оничкова да Ондрея Суморокова по их веленью Пусторжевец Микита Сумороков р.п. 157. Вязметин Яков Буноков р.п. 158. Володимерец Самойло Беречинской вместо Новоторжца Пимина Лвова по ево веленью р.п. 159. Федор Шокуров вместо отца своего Данила р.п. 160. Новосилец Онофрей Головин вместо Ливенцов Романа 161. Теряева, да Романа Воробьева по их веленью р.п. 162. Бежеченин Семен Заборовской р.п. 163. Свияженин Иван Колодьин р.п. 164. Стареченин Семен Бахтеев и вместо товарища своего 165. Стареченина ж Степана Измайлова по ево веленью р.п. 166. Вместо Вереитина Григорья Левшина племянник ево Кузма Пиров р.п. 167. Новосилец Анофрей Головин вместо Воронежцов Бог- 168. дана Конинскова да Ивана Поринова по их веленью р.п. 169. Вместо Дмитровца Федора Чеплина Федор Шокуров р.п. 170. Козмитин Иван Щербочов р.п. 171. Казанец Сава Аристов р.п. 172. Курмышенин Яков Арбузов и вместо товарыща своево 173. Курмышенина Осипа Спешнева по ево веленью р.п. 174, 175, 176. Елчанин Денис Шилов и вместо товарыща своего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лично я, конечно, не имел ни малейшего понятия ни о самом Веригине, ни о его созидательных способностях, но я не мог не чувствовать той глубокой веры, которую возлагали на него эти темные массы и решился попробовать «добыть» его. Все вышесказанное мною, само собой, указывало мне на единственный практический путь к достижению этой цели и в январе 1900 года, я решился написать также и К.П. Победоносцеву большое письмо, излагая обстоятельства дела, как оно мне представлялось, и, напирая преимущественно на то, что вся американская и канадская пресса обвиняет именно его в излишней жестокости удерживания в ссылке Веригина и других духоборческих вожаков, даже и после того, когда самим духоборам было разрешено выселиться. Это казалось местью, никому не нужной, хотя и осуждавшей переселенцев на бедствия. Лично я, К.П. Победоносцева не знал, ни общего знакомства, ни каких-либо сношений с ним никогда не имел и моим единственным кредитивом был мой обычный литературный псевдоним, тот же и в России, и в Америке. Я не знал, ответит он мне или нет, но полагал, что испортить что-либо мое письмо отнюдь не могло, так как написано оно было в самой корректной, самой почтительной форме. В ответ я, с оборотом почты, получил от него отказ от 19 февраля 1900 года. Но я не удовольствовался таким отказом, а написал другое письмо, продолжая настаивать на своей просьбе содействовать освобождению Веригина и других сосланных, указывая на то огромное благоприятное впечатление, которое такое освобождение произвело бы на здешнее общественное мнение, тогда серьезно занятое духоборческим делом. Таким образом, завязалась между нами деловая переписка, продолжавшаяся в течение последних семи лет; – последнее письмо ко мне помечено 22-м января текущего года, то есть всего за несколько недель до его смерти, а у меня сохранилось свыше шестидесяти его собственноручных писем. Веригин был, наконец, освобожден и отпущен в Канаду; не знаю, конечно, насколько я этому поспособствовал, но благодаря такому началу, я имел возможность, впоследствии, устроить возвращение на родину нескольких духоборов и штундистов, – и соединить их с покинутыми ими там семьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Всё время, свободное от церемониала, Столыпин продолжал работать, ведя управление страной из Киева. С 26 августа шла богровская игра, что готовится покушение на Столыпина, – премьер-министру никто об этом не сообщил и никто из компании Курлов-Веригин-Спиридович-Кулябко не проверил: да охраняется ли этот Столыпин вообще. Стало широко известно, что он не охраняется, патриоты стали предлагать добровольную охрану. От них потребовали списки желающих, те представили 2000 человек. Списки задержали на утверждении, потом возвратили с вычёркиваниями, – уже было и поздно. С трудом Есаулов добился жандармского поста в прихожей. 29-го, так ничего и не зная, Столыпин ездил на вокзал участвовать во встрече высочайших особ. Ему не дали даже дворцового экипажа, на автомобиль у департамента полиции не нашлось денег (но нашлись на курловские кутежи), Столыпин вынужден был взять извозчика, открытую коляску, ехал в ней безо всякой охраны, с Есауловым, – и коляску задерживали не раз полицейские чины, не признавая и не подпуская к охраняемому дворцовому кортежу. Так же и при разъезде экипажей настолько не было распоряжений о каком-то премьер-министре, что Есаулов с большими затруднениями добился, чтобы извозчичий экипаж министра был поставлен вслед за тройкой дежурного флигель-адъютанта. Городской голова Дьяков, узнав о положении Столыпина, прислал ему для следующих дней собственный парный экипаж. Как-то в эти дни профессор Рейн умолял Столыпина надевать под мундир панцырь Чемерзина. Столыпин отказался: от бомбы не поможет. Свою смерть он почему-то всегда представлял не в виде револьвера, а в виде бомбы. И 30 августа, и 31, и в Купеческом саду Столыпин так ничего и не знал о явке Богрова и всех его сведениях… Богров готовился слишком хитро! Он не представлял, насколько беззащитна против него одного вся императорская Россия! За эти дни, безо всякого театра, он мог стрелять в Столыпина сорок раз. Только 1 сентября утром пришла остерегающая записка от Трепова, следом прибыл Курлов. Курлов приехал, собственно, со всеми служебными делами, и подписывать многочисленные награждения. А в ряду тех дел вот и это: предупреждение секретного сотрудника Богрова, посему лучше бы министру подождать мотора от охранного отдела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

За ослушание истине — верят лжи и заблуждениям. 2 Фес. II, 10–11. — Из Второго послания к фессалоникийцам, одной из «священных» книг христиан, входящих в состав Нового завета. 190 В одном произведении Достоевского выведен офицерский денщик, который разделял свет на две неравные половины: к одной он причислял «себя и своего барина, а к другой всю остальную сволочь». — Указанной здесь Лесковым философии денщика в произведениях Достоевского не найдено. Лесков в данном случае мог иметь в виду философию денщика Якова Торцеголового из рассказа В. И. Даля «Денщик». В. И. Даль пишет о Якове Торцеголовом: «Он… дошел своим умом до основных понятий философии Канта, с тем только различием, что употреблял, при всеобщем разделении вселенной, множественное число вместо единственного; весь мир распадался для него на две половины: на мы и не мы. Мы — это были для него сам он с барином своим и со всеми своими пожитками; не мы — это были все прочие господа, весь видимый мир… мы и не мы было то же, что приятель и неприятель» (В. Даль. Полное собрание сочинений, 1897, т. III, стр. 361–362). 191 …из творения З. Г. фон Тюнена…— И. Г. Тюнен (у Лескова инициалы указаны неточно) — немецкий экономист (1783–1850); в своем сочинении «Der isolierte Staat» (1826) излагает сложную теорию ведения хозяйства. 192 …они сделают с ними то, что делали с бисером упомянутые в евангелии свиньи (Мф. VII, 3). — Имеется в виду следующее место в евангелии: «…не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (от Матфея, VII, 6; у Лескова ошибочно указан стих 3 вместо 6). 193 …я не раз говорил о некоторых лицах английской семьи Шкот — см. наст. изд., т. VI, стр. 627. 194 …у Перовского служили Веригин и известный «аболиционист» Журавский…— Л. А. Перовский (1792–1856) — граф, министр внутренних дел с 1841 года, министр уделов с 1852 года; Д. П. Журавский (1810–1856) — ученый, статистик, сторонник освобождения крестьян (аболиционист — первоначально сторонник освобождения негров), близкий знакомый Лескова (см. наст. изд., т. 3, стр. 636; т. 5, стр. 595). 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

3 . На руках у редактора или секретаря Редакции не должно храниться боле пятисот рублей. По накоплении у редактора или секретаря таковой суммы она должна быть сдаваема в казнохранилище. 4 . Для записи сумм, поступающих из Редакции в казно- —409— хранилище и выдаваемых Редакции из казнохранилища, ведётся особая книга, в которой каждый приём сумм удостоверяется подписью О. Ректора Академии, а каждая выдача удостоверяется подписью редактора. 5 . По своей отчётности Редакция ведёт по прилагаемому образцу следующие книги: А. Кассовую книгу по приходу сумм; Б. Кассовую книгу по расходу сумм; В. Вспомогательную книгу по приходу сумм с отдельными счетами: a) по процентным бумагам; б) по подписке на «Вестник»; в) по уплатам от Правления Академии за печатание протоколов, отчёта, каталогов и диссертаций; г) по продаже отеческих творений и журнала за прежние годы; Г. Вспомогательную книгу по расходу сумм с отдельными счетами: 1) По жалованью; 2) по плате сотрудникам; 3) по плате в типографию; 4) по уплате за бумагу; 5) по почтовым расходам; 6) по канцелярским расходам и 7) по изданию и пересылке творений и журнала за прежние годы. 6 . По окончании года, не позднее 1 марта, Редакция представляет Совету Академии отчёт по приходу и расходу сумм за истекший год и отчёт по книжному складу. 7 . Совет Академии, по получении отчётов Редакции, избирает комиссию из трёх лиц для обревизования приходо-расходных книг Редакции и книжных запасов, находящихся в редакционном книжном складе. Определили : Внесённые профессором Н. Горским правила утвердить. IV. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале Совета Академии от 29 октября сего года: «1891 г. нояб. 12. Утверждается». Справка : В ст. I означенного журнала было изложено ходатайство Совета Академии пред Его Высокопреосвященством об утверждении и. д. доцента Академии Александра Жданова в должности доцента; в ст. III было изложено следующее определение: благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении вольнослушателю Академии, законоучителю Сергиево-Посадской классической прогимназии, священнику Алексию Смирнову пользоваться теми же правами, на коих приняты вольные слушатели – священники: Николай Толстой, Сергий Веригин и Сергий Богоявленский, и, в случае разрешения, иметь суждение о сдаче священником Смирновым устных экзаменов и представлении се-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каждая секции разделена на 4 гомстэда по 160 акров (52 десятины) в каждом. Всякий иммигрант прибывающий в Канаду и достигший 18-летнего возраста, и всякая вдова с детьми имеют право занять свободный гомстэд за плату 20 рублей. На этих же условиях получили земельные участки и духоборы, причем возраст для них быпъ понижен до 17 лет и уплата земельных денегь отсрочена на три года. Кроме того, правительство вошло в соглашение с компанией железной дороги, по которому она уступила возле Иорткона и Свань-Ривера принадлежащие ей нечетные секции духоборам по казенной оцкнек. обменяв на другие секции. Таким образом духоборы могли избежать черезполосицы и получить землю в целых кусках на село. Но в течение двух лет духоборы не закрепили за собой право, высказанное на словах. Между тем к зиме 1900 г. выяснилось, что через эти участки пройдет железная дерога, ценность земли стала повышаться. Компания железной дороги взяла обратно устное согласие и духоборцы должны были селиться через секцию. (В. Ольховский «Образование». 1903 г. июль, стр. 76 и 81 64 «Они» это Петр Васильевич Веригин . Канадские духоборцы называют его также «хозяин», «повелитель»,»сами». 76 Журн. засед. Миссионерск. Сов. по сект. дел. Харьк. еп. «Вера и Разум», 1896 г. 22, стр. 598 –599. Буткевич стр. 850– 852 79 3а религиозно-социалистическую пропаганду среди крестьян князь Хилков был выслан на пять лет в Закавказье затем в Эстляндию. В 1898 г. ему разрешено было выехать за границу без права возврата в Россию в течение пяти лет. Осенью того же года он уехал, вместе с духоборческими ходоками, в Канаду, и оставался там до лета 1899 г. Возвратившись в Европу, Хилков поселился в Женеве, где принимал участие в издательской деятельности, и отсюда, после октябрьских дней 1905 г. возвратился в Россию. За это время, говорит г. Бонч-Бруевич, миросозерцание Д. А. Хилкова, освещенное солидными научными и политическими знаниями, терпит большее изменение, и он совершенно отходит от учения Л. Н. Толстого, как такового». (Материалы к ист.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Тогда П. Веригин в гневе заявил собравшимся, что раз земля у них отбирается силой, то духоборы очевидно будут топить в реке своих детей и стариков в знак протеста. Когда он это сказал, посторонние расценили это как естественный эмоциональный срыв. Однако, тут же один старичок лет 80-ти, Ваня Быканов, подошел к реке, прочел " Отче наш " и, сказав: " Господи, благослови! " потихоньку пошел в воду и ушел с головой. Никто его и не думал останавливать. Позже тела так и не нашли. Иосиф Смит, пользуясь непререкаемым авторитетом среди мормонов, сожительствовал сразу с несколькими женщинами. Открыто говорить об это было опасно, т.к. тут же последовало бы отлучение и изгнание. Однако, после гибели Смита, Бригэм Янг открыто практиковал это не только сам, но и все другие мужчины-мормоны, кто пожелает. Хотя это вынуждалось иногда необходимостью (см. раздел " Мормоны " ), Янг говорил: " Каким человек есть, Бог однажды был; каким Бог есть, человек может быть " . Нечего и говорить, каков авторитет был у Б. Янга, т.к. лишь принцип строгого единоначалия и жесткой дисциплины помог мормонам выжить в походах, боях и на Соленых озерах. То же самое можно сказать и о Бруклинской Корпорации " Свидетелей Иеговы " . Любое несогласие с Президентом или официальной линией (хотя она колебалась и временами значительно корректировалась) могло вызвать отлучение без всякого разъяснения и полемики. В этой эсхатологической и антитринитарной секте особенно сильную личную диктатуру установил Руттерфорд, занявший кресло Корпорации в 1916 г. Известный идеолог адвентистского движения Елена Уайт обладала феноменальной особенностью. Эта маленькая хрупкая женщина в состоянии духовной экзальтации хватала руками огромную тяжелую Библию и на длительное время застывала с ней неподвижно на вытянутых руках. При этом дыхание ее пресекалось, даже не запотевало поднесенное к устам зеркало, а потом как бы в сонамбулическом полусне-полуреальности, она цитировала целые библейские фрагменты, при этом одной рукой открывая точно нужную страницу и водя по ней пальцем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010