В кон. XVI в. собор был полностью или частично расписан (Там же. С. 360; фрагмент фрески у входа в дьяконник с изображением прп. Онуфрия Великого в 1972 был снят, отреставрирован и передан в Тверскую областную картинную галерею). Собор вновь освящался после разорений Смутного времени 5 апр. 1610 г. и 15 марта 1613 г. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1615 г., в соборе помимо главного престола существовали 2 придела: во имя прп. Онуфрия и вмц. Екатерины, а также («на палатех») в честь Рождества Иоанна Предтечи ( Веригин. 1913. С. 10). По всей видимости, во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 1799) разобрали боковые главы ( Салимов. 2015. С. 360; до 80 см). К сер. 40-х гг. XIX в. в соборе прекратили существование все приделы ( Веригин. 1913. С. 21). Ремонт собора был проведен в 1846-1847 гг. по инициативе архиеп. Тверского Григория (Постникова): была осуществлена замена старого кирпичного пола на деревянный, устроены новые иконостас, солея, амвон, клиросы и проч. (Вознесенский Оршин монастырь. 2017. С. 38). В 1846 г. собор был вновь освящен. В 1847-1858 гг. помещение отапливалось «амосовской» печью, однако в 1858 г. она была разобрана из-за «неисправимых повреждений». В 1852 г. было принято решение о пристройке к собору с западной стороны теплого белокаменного трапезного храма с каменной колокольней, работа проводилась в 1854-1862 гг. Односветная, низкая, 2-столпная (столбы крещатые, сдвинуты к востоку), практически квадратная в плане трапезная была сложена в смешанной технике из кирпича с наружной облицовкой белым камнем. Восточная часть перекрыта крестовыми сводами, западная - коробовым сводом в направлении «север-юг». Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Фасады трапезной украшены по углам лопатками, под карнизами над окнами проходит пояс неглубоких арочек (аналогичный аркатурному поясу на барабане собора). Пристройка трапезной привела к уничтожению зап. портала собора. 21 сент. 1862 г. архиеп. Тверской Филофей (Успенский) освятил в трапезной 2 новых придела: северный - во имя свт. Варсонофия Тверского и свт. Димитрия Ростовского, южный - в честь Феодоровской иконы Божией Матери ( Веригин. 1913. С. 22).

http://pravenc.ru/text/2581593.html

В 1986 г. умерла духоборческая «богородица» Лукерья Калмыкова. С этого времени в жизни духоборов начинается период смут и неурядиц. Прямого наследника и преемника умершая «богородица» не оставила, и духоборы из-за выбора нового управителя разделились на две партии. Одна партия желала иметь своим правителем Петра Веригина, молодого духоборца, секретаря и фаворита «их милости Луши»; другая же партия стояла за Алешу Зубкова. Поэтому, когда Веригин пожелал было силою овладеть «Сиротским домом» и таким образом захватить в свои руки общественное достояние и капиталы, а вместе с ними и верховную власть над духоборами, то меньшая партия, во главе с старшиной с. Горелого Алешей Зубковым, обратилась к помощи правительственной власти, прося у нее защиты от Петра Веригина с его сообщниками. Гражданские власти, действительно, не допустили насильственных действий Петра Веригина, и сам Веригин, как виновник внутренних смут и волнений, открыто выдававший себя за пророка и называвший себя «царем над царями», был выслан в административном порядке в г. Шенкурск, Архангельской губ. Так духоборы разделились на две партии: большую «Веригинскую» и меньшую «Гореловскую», или, как называли ее в насмешку, «правительственную». В это же время среди духоборов началась пропаганда Толстовского учения. Толстовщина совершенно выбила из нолей духоборческую массу Веригинской партии и послужила источником позднейших беспорядков и волнений. Находясь в ссылке, Веригин был совращен в толстовство и чрез ходоков, которые по временам являлись к нему от духоборов из Закавказья, он передавал свои новые убеждения и этим последним. Но особенно энергично пропаганда толстовства среди духоборов велась в начале девяностых годов административно высланными в Закавказье толстовцами кн. Хилковым, Бодянским, Дубченко, Прокопенко и др. Хилков и Бодянский, записав исповедание веры духоборов и найдя его крайне извращенным, принялись за исправление духоборческого катехизиса и издали его в новой исправленной редакции, под названием «Исповедная песнь христианина».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

390 Имеется в виду В. К. Саблер (1847–1929) – российский юрист, бывший обер-прокурор Святейшего Синода (1911–1915). В 1926 г. был осужден по делу митрополита Петра. Умер в ссылке. 391 Имеется в виду Ропп Эдуард Михаил Иоганн фон (Эдуард Юльевич) (1851–1939) – российский и польский церковный и политический деятель, архиепископ Могилевский и митрополит России, трон-ассистент Святого Престола, барон. В 1919 г. был арестован и выслан из России (подробнее о нем см., напр.: Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России... С. 344–346). 392 Ламаизм – тибетская разновидность буддизма – религиозно-философского учения о духовном пробуждении, возникшего около VI в. до н. э. в Древней Индии. Основателем считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда (санскр. – пробудившийся, просветленный). На территории России ламаизм получил распространение в Бурятии, Калмыкии и Туве. Термин был введен в научный оборот немецкими учеными XIX в. с целью подчеркнуть высокое положение лам (духовенства) в тибетском обществе. 394 Ежемесячный журнал евангелистов «Христианин» издавался с 1906 г. Закрыт правительством в 1915 г. Издание журнала возобновлено в 1924 г., прекратилось в 1928 г. 395 1920 г. в США был создан Меннонитский центральный комитет (МСС), координируюший работу меннонитских гуманитарных миссий в Европе. Для того чтобы оказывать помощь единоверцам в России, туда в июле 1921 г. был отправлен Альвин Дж. Миллер для переговоров с советским правительством. Договор властей с организацией «Американская меннонитская помощь» (директор А. Д. Миллер) был подписан в октябре 1921 г. Зарубежные меннонитские организации свернули свою деятельность в СССР в 1928 г. (см.: Назарова Т. П. Зарубежная меннонитская помошь голодающему населению Советской России в 1920-е гг.//Вестник Томского государственного университета. 2010. История. 3 (11). С. 72–79). 396 Духоборы (духоборцы) – христианская секта, одно из направлений так называемых духовных христиан. Название принадлежит архиепископу Екатеринославскому Амвросию (Серебренникову), считавшему их борцами против Святого Духа. Выступали за «божественную духовную истину», которую следует очистить от «мертвящего обрядоверия». Отрицали церковную иерархию, богослужение, таинства, почитание икон и т. д. Исповедовали пацифизм, что вызвало репрессии со стороны царского правительства. Благодаря вмешательству Л. Н. Толстого около 7500 сектантов в 1898– 1899 гг. эмигрировали в Канаду. Духовный лидер духоборов П. В. Веригин погиб при невыясненных обстоятельствах в октябре 1924 г. В постановлении АРК речь идет о его сыне П. П. Веригине (?–1939), который в 1925 г. подал заявление о выезде. Однако вскоре П. П. Веригин оказался в тюрьме «за драки и растрату кооперативных денег». По ходатайству канадского правительства в 1927 г. был все же отпущен в Канаду. Руководил общинами духоборов (см.: Рыбин С. Ф. Труд и мирная жизнь: История духоборцев без маски. Сан-Франциско, 1952).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разочаровавшись в ростовской общине, я в 1911 году переехал в Одессу, где поступил на работу по ремонту дома в 120 тысяч рублей – пресвитера Макаренко. Работа была очень тяжёлая; я надорвался, заболел и слёг в больницу, где и пролежал 19 дней. Выписавшись из больницы, ослабевший силами, нищий и убогий, я обратился к пресвитеру Макаренко с просьбой – занять мне пять рублей. Но Макаренко, со слезами говорящий на собраниях о помощи бедным, сухо мне ответил: «у меня не заёмный банк». Слава Богу, вразумившему меня, обратиться в одесский епархиальный дом. Здесь меня согрели и по-христиански обласкали, как заблудшего брата. Здесь я только понял, какой тяжёлый грех взял на свою душу, оставив родную Православную Церковь . Со слезами и чувством искреннего раскаяния обратился блудный сын к одесскому владыке, который и разрешил принять меня снова в Православную Церковь . Всё это написал я, дорогие братья и сёстры, не ради пустого тщеславия, а дабы предостеречь вас от волков в овечьих шкурах. «Не всякому духу верьте, но испытывайте: от Бога ли они, потому что много ложных пророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Истину вам говорю: все вожаки сектантов – Мазаевы, Бойченки, Фетлеры, Одинцовы, Павловы, Макаренки и другие – только совращают православных на путь погибели. Зорко следите за ними и не поддавайтесь льстивым речам лицемеров. Молитесь и за меня Господу Богу, чтобы Он утвердил меня в вере, в любви, в кротости и смирении. Моё неизменное желание – принести возможную пользу Св. Православной Церкви. И потому не буду пребывать в молчании, но имею намерение обличать и увещевать баптистов, выставляя на вид их ложное благочестие. Если кто из православных пожелал бы мне написать, то обращайтесь в Ростов н/Д, в Ротонду, где я нахожусь. Присоединившийся к прав. церкви Евфим Данилов Бойко. Правда о духоборах (Предисловие автора). Пётр Веригин во время своей поездки в Россию, при помощи Ивана Трегубова и других доверчивых людей, поместил несколько статей в русских газетах, где восхваляет общину канадских духоборов, высказывая, что община вытекает из религиозного мировоззрения и что она управляется комитетом выборных духоборов, и что он, Веригин, обыкновенный член духоборской общины и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Духоборческий «пророк» Петр Калмыков не избежал судьбы брата. Неглупый от природы, с твердым и настойчивым характером, на 20-м году своей жизни он женился на красивой девке Лукерье Губановой. Но женитьба его не удовлетворила: он скоро предался открытому разврату, и в 1804 году скончался бездетным. Его место в качестве «богородицы» заняла жена его, Лукерья – женщина умная, энергичная и чрезвычайно самолюбивая. Она сумела приобрести такое уважение среди своих «подданных», каким пользовался только Капустин. Не доходя еще до ее двора, духоборы уже снимали свои шапки и во двор входили не иначе, как с открытыми головами. Родная мать не имела права без позволения войти в ее комнаты, которые были роскошно меблированы. Если кто удостаивался чести предстать пред духоборческой «богородицей», он, входя в комнату, должен был сказать: «Славен Бог прославился». «Богородица» отвечала: «Велико имя Господне по всей земле от востока, до запада». Сделав несколько шагов, вошедший опять произносил: «Прорекох тебя, Господи», а «богородица» говорила в ответ: «Жив Бог наш, жива душа его». После этого, вошедший делал земной поклон и целовал ее руку. Некоторые целовали ее ноги, причем произносили: «Лик дарный» «Богородица» отвечала: «Слово, дело, ликундер наш» 141 . Лукерья Васильевна управляла духоборческими общинами 22 года. В 1856 году она скончалась, не имея детей, и не назначив никого в преемники себе. Претендентом явился молодой, красивый, гордый и самонадеянный, но беспринципный, разгульный и бесшабашный парень из селения Славянки, Петр Веригин. Он был самым приближенным человеком духоборческой богородицы в последние годы ее жизни. Но он не умел жить с людьми: своей заносчивостью и высокомерием он еще при жизни Лукерьи возбудил против себя всех главных заправил духоборческих общин, а в том числе, и родственников «богородицы» – Губановых. Чтобы укрепить свои наследственные права на «престол Давида» в сознании духоборцев, Веригин, вместе со своими многочисленными родственниками и приятелями, стал распускать слух, что он побочный сын самого Петра Калмыкова, который незадолго перед своей смертью заезжал в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Боболя А. – католический святой. Болдырев М. Ф. – советский государственный деятель, заместитель наркома внутренних дел РСФСР. Большаков – заведующий типографией. Бонч-Бруевич В. Д. – советский партийный и госуларственный деятель Борисов С. С. – советский дипломат. Брихничев И. П. – антирелигиозный деятель, публицист, издатель. Бройло Г. И. – советский государственный деятель. Броннер В. М. – врач, организатор советского злравоохранения. Бубнов А. С. – советский партийный и государственный деятель. Будкевич К. – католический священник. Булгаков В. Ф. – последователь и секретарь Л. Н. Толстого. Бульгин Бумажный Е. И. – советский партийный и государственный деятель. Бутс У. – протестантский проповедник, создатель «Армии спасения». Бухарин Н. И. – советский партийный и государственный деятель. Быков С. С. – секретарь Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. Быстров – бывший протоиерей. Бэйкер М. Э. – американская писательница, основательница секты сциентистов. Василевский А. – католический священник, настоятель прихода. Василий III – Константинопольский (Вселенский) патриарх. Василий (Георгиадис) – митрополит. Василий (Димопуло) – архимандрит. Введенский А. И. – обновленческий «митрополит». Вейс – деятель СВБ. Веригин П. В. – духовный лидер духоборов. Веригин П. П. – сектант-духобор, сын П. В. Веригина. Виноградов В. П. – протопресвитер. Винокуров А. Н. – советский партийный и государственный дентель, зам. председателя ЦК Помгола. Виталий (Введенский В. Ф.) – епископ, обновленческий «митрополит», архиепископ. Владимир (Богонвленский В. Н.) – митрополит, сшмч. Владимир (Тихоницкий В. М.) – митрополит. Волин Б. М. – советский партийный и государственный деятель, публицист. Волленберг Н. Л. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Ворошилов К, Е. – советский партийный и государственный деятель, военачальник. Восторгов И. И. – протоиерей, сщыч. Гавриил Белостокский – православный святой. Галкин А. В. – заместитель председателя Верховного Суда. Галкин М. В. (М. Горев) – бывший священник, публицист-антирелигиозник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зять Веригина, Иван Конкин, тоже просил губернатора, чтобы позволил ему приехать на Нотор к своим братьям. Ему тоже уважили. Вскоре Конкин со своим семейством приехал на Нотор. Он тоже сразу стал доказывать своё знание. Он начал поучать духоборов правильной христианской жизни, уча быть покорными, терпеливыми и послушными. Только говорил, а работать ничего не хотел и приказывал своей жене, чтобы она ему приготовляла пищу отдельно и получше. Но два распорядителя не ужилось долго. Скоро между Конкиным и В. Веригиным завязалась борьба и беспрерывное ругательство. Каждый из них доказывал своё высокое звание и достоинство. Оба они гордились, что они высокой природы, до того, что стали друг другу грозить кулаками, и дело доходило почти до ножей. Тогда ещё несколько стариков ушли с Нотора. Осталось только два старика – Михаил Попов и Николай Малов. В. Веригин – победил и Конкина, так что Конкин стал просить губернатора, чтобы позволил ему обратно уехать в Олекму. Вернувшись в Олекму, он подал прошение министру внутренних дел, в котором просил уволить его из ссылки в Канаду. Просьба его была уважена, он скоро уехал в Канаду. А Василий Веригин продолжал полновластно управлять Ноторским посёлком не только словами, но и руками. Он не щадил ни молодых, ни стариков. Однажды он переколотил двух стариков только за то, что они осмелились попросить его, чтобы он не сманивал жену от молодого духобора Петра Попова, у которого было двое детей. Он осердился и, схватив попавшиеся ему под руки вилы, начал бить стариков по чём попало. Одному из них, Михаилу Попову, перебил руку, а за Петром Поповым гнался целую версту, но не мог догнать. Такие примеры Василия Веригина и Ивана Конкина очень вредно отозвались на многих молодых духоборах, в особенности на тех, которые, по их научению, отказывались от службы, за что и попали в Якутскую область. Они, надеясь на своих учителей, всегда ожидали от них поддержки, и вдруг, увидав такие злодеяния, они сразу приходят в отчаяние. Увидав себя раз обманутыми, после не хотят верить, хотя бы кто говорил и правду, и таким образом некоторые низко пали, подвергаясь некоторым порокам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

12 ноября в 9 часов утра «я взошел к больному», вспоминает Ф. П. Чуфрин (это был тот обращенный атеист, который побывал у него в июне того же года в Оптиной Пустыни). «Он лежал на широком диване, без одеяла, руки сжавши в кулаки, и прижимал их у плеч; одна нога вытянута, другая согнута в колене: глаза открыты и зрачки подведены вверх, к самым векам; больной тяжело дышал, и всякое его дыхание сопровождалось громким стоном» 937 . Началась агония. Никого в комнате не было, кроме воспитанницы (Вари) и прислуги. Потом пришли иереи-студенты, отцы Веригин и Трифон. Они его соборовали. Несколько позднее явился вызванный из Москвы Александров. Вскоре после совершения таинства он скончался. О погребении его рассказывает о. Антоний. По чьему-то распоряжению поминали не монаха Климента, а боярина Константина. Погребальную литургию и чин отпевания совершал о. Антоний, иеромонахи Трифон, Григорий и другие. О. Антоний, желая быть искренним, отказался произнести надгробное слово. Его заменил о. Веригин: по отзыву о. Антония – это был избалованный барчонок, впоследствии ставший католическим ксендзом, и говорил он плохо, бестолково. Тело усопшего быстро и сильно разлагалось. Е. С. Кроткова «насыпала много жареного кофе под гроб, чем значительно был ослаблен тяжелый трупный запах» 938 . После погребения у нее состоялся поминальный обед. Все это воспоминание похорон воспроизвожу по недоброжелательным воспоминаниям митрополита Антония. Иначе относился к нему великий старец Амвросий, все его тайны знавший; много он от своего духовного сына не требовал; но его понимал и любил. Верный, но не проницательный Александров писал, что в конце концов Леонтьев покорился и успокоился 939 . Последнее верно: он умер! А первое? На самом ли деле покорился? Нужна ли Богу одна покорность? Об этом мы ничего не знаем. Отец Климент был погребен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры, у церкви Черниговской Божией Матери. Красота Весь Леонтьев в трех словах: ничего, кроме красоты! Или же: есть только красота!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Славянку и осчастливил своим посещением семью Веригиных. Ввиду легкости половых отношений, которые дозволял себе Петр Калмыков, слух этот казался весьма вероятным. Но Веригин этим не ограничился: после смерти Лукерьи – «богородицы», он отправился в свое родное село Славянку, и здесь, мать его, при весьма торжественной обстановке, перед всеми жителями села, со смирением заявила, что сына своего Петра она родила не от мужа своего Василия Веригина, а от «живого бога» – Петра Калмыкова, удостоившего ее, к великой радости всей ее семьи, своим священным вниманием во время последнего посещения своего селения Славянки, что великая тайна эта была известна самой «богородице» – Лукерье Васильевне, которая, будто бы, ждала только возмужалости Петра, чтобы, даже еще при жизни своей, передать ему управление «отечеством» и домом Давида, и что этим, именно, объясняется близость его к ней в последнее время ее жизни: он был не одним из многочисленных членов ее царской свиты, а ее законным наследником, которого она своими частыми беседами и наставлениями подготовляла к предстоявшему ему высокому служению. Объявив свою мнимую тайну, мать сделала сыну земной поклон; ее примеру последовал муж, а за ним повалились в ноги Петру Веригину и все присутствовавшие духоборцы. Вслед за сим, было приступлено к присяге на верность новому царю, и к подписанию присяжных листов 142 . В самое непродолжительное время Веригину присягнуло около 6000 духоборцев. Веригин провозгласил себя «пророком» и «царем царей». Последнего титула его предшественники не дерзали присваивать себе. Но его смущала мысль, что его не хотели признавать своим «царем» родственники покойной «богородицы» и жители с. Горелого. Между тем, признание их для него было очень важно: 1) Горелое было резиденцией духоборческих правителей, а 2) в Горелом находился пресловутый «Сиротский Дом» с его громадными капиталами, которыми-то и хотелось Веригину завладеть для удовлетворения своих тщеславных и разгульных наклонностей. Волей-неволей, он решил некоторое время обождать.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Диви», «Святый Крипкий» и проч. Евангелие, как и в церкви греческого коллегиума, читалось священником лицом к народу. Символ веры воспитанником однако ж читался со словом Filioque и на ектеньях упоминался папа.... Храм посещается весьма мало. Третьим храмом, предназначенным для совращения восточных христиан в латинство, в том же Риме является храм на Via San-Sebaatiana римско-католического ордена «Воскресенцев». И здесь служба совершается на славянском языке и по чину Православной церкви. Один из ксендзов этого храма – Стронниковский дал даже обещание папе всю жизнь служить по-славянски. В прежнее время в этом храме был даже очень хороший хор, певший по-славянски, так что, придя в храм и зажмурив глаза, можно было подумать, что присутствуешь в православном храме. По внутреннему устройству храм вполне напоминает православный храм. В алтаре красуются св. иконы кн. Владимира, Спасителя, Божией Матери и Александра Невского. На верхней части алтаря надпись: «Всем сущим в Риме, возлюбленным Богу, званным святым, вера ваша возвещается во всем мире»... Настоятелем храма состоит о. Веригин. Он, как известно, из дворян, кончивший курс в гимназии, потом в Московской духовной академии. По окончании курса академического он был назначен священником в одну из церквей во Франции, здесь увлекся латинством, перешел в римско-католическую церковь и сделан был настоятелем указанной церкви. Человек небольшого ума, без семинарской подкладки, он несомненно не сознавал при своем переходе в латинство всей внутренней сути последнего, прельстившись одною внешнею формою его. Но и при всем том переход этот стоит ему громадной внутренней борьбы, тем более что сопровождался потом расстройством его семейной жизни. Его жена, не пожелавшая принять католичество, оставила его. Может быть, по этой причине о. Веригин производит впечатление крайне нервного и даже пожалуй ненормального человека. Помощником его при богослужении является г. Забугин, бывший профессорски стипендиат кажется Харьковского университета, теперь приват-доцент Римского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010