– Батька, пришла погибель. Хотел подняться Веригин в рост, дать команду к ручному бою. “Эх, была не была, погибать, так с достоинством”. Да только в это время подполз к Веригину третий из казаков. Подполз, ругнулся недобрым словом и вдруг зашептал: – Батька, а ежели нам откупиться? — Шепчет, а сам глазами косит на ларцы с казной. – Откупиться?! Ах ты собака! — взревел Веригин. На минуту задумался. Потом улыбнулся: — А ну волоки ларцы. Бросился к ним советчик, придвинул поспешно к сотнику. Сбил Веригин прикладом замки, откинул крышки. – Вот так, атаман! Вот так! — опять зашептал советчик. — Дозволь стрельцам прокричать о деле. Не отвечает Веригин. Подхватил он горсть монет, бросил правому из казаков. Вновь подхватил, бросил левому. Бросил другим: – А ну заряжай! Сообразили разинцы, набили монеты в дула. – Ну, а теперь голоси, — приказал Веригин советчику. Догадался, в чём дело, теперь и советчик. Поднялся казак с земли, закричал стрельцам: – Откупного даём, откупного! Жалует вас атаман серебром и медью. Жалует вас серебром и медью! — кричит казак и пересыпает в руках монеты. Заслышав денежный звон, стрельцы и высунулись из-за укрытий. – Пуляй! — закричал Веригин. Стрельнули казаки. Дым туманом схватил деревья. А когда он рассеялся — нет стрельцов уже рядом. Трое лежат убитыми. Другие снова ушли в засаду. Приободрились казаки и такую подняли стрельбу, что стрельцы отходили всё дальше и дальше. А потом и вовсе оставили их в покое. Видать, и у стрельцов ружейный припас окончился. Прибыл Веригин к Разину, вручает ему казну. – Не гневись, батюшка атаман, — говорит. — Будет в ларцах недостача. – Как — недостача? — насупился Разин. Рассказал Веригин о стрелецкой засаде. Слетела суровость с лица у Разина. Рассмеялся Степан Тимофеевич. – Говоришь, откупились? – Откупились, батюшка атаман. Речная царица Оскарка Чертёнок пристал к разинцам возле Самары. Чертёнок — это прозвище. Так казаки его окрестили. Был он то ли из-под Саранска, то ли из-под Алатыря. Родом мордвин. Немало было в войсках у Разина и мордовцев, и чувашей, и черемисов, и татар. Впрочем, Чертёнок утверждал, что он русский.

http://azbyka.ru/fiction/groznyj-vsadnik...

Скажем, хотя вкратце, о духоборском руководителе Петре Васильевиче Веригине. Чтобы лучше уяснить происхождение и воспитание Петра Веригина, я начну с его отца. Отец его, Василий Веригин, жил в селе Славянке в Елисаветпольской губернии. Будучи один сын у своего отца, он, по смерти его, получил немалое наследство: несколько десятков тысяч рублей денег и богатое хозяйство, – несколько тысяч баранов и много лошадей и рогатого скота. Василий Веригин имел семь сыновей и две дочери. Как сам Василий Веригин, так и все сыновья его очень большого роста, и отличаются особенной физической силой, а ещё более они отличаются своей гордостью и властолюбием. А так как все духоборы занимаются сельским хозяйством и ведут самый простой образ жизни, то Веригин со своими сыновьями не находили равных себе среди духоборов. Им приходилось искать друзей на стороне. Вокруг Славянки живёт очень много кавказских татар, самое отчаянное племя, которые часто производят покражи и грабежи. Среди тех татар есть много потомственных мелких князей, которые владеют землёй, как и все русские помещики, и все те татары, которые живут на княжеской земле, находятся в полном подчинении у тех князей, чья земля. Василий Веригин со своими сыновьями считали себя равными татарским князьям, а потому они вели с ними самую близкую дружбу, приглашая их к себе в гости, и сами очень часто бывая у них. У татар вообще многожёнство, в особенности среди князей, а на подчинённых им людей князья смотрят, как на рабочий скот и за малые сопротивления жестоко наказывают их. В. Веригин с сыновьями, вращаясь в кругу татарских князей, охотно усваивали себе те же приёмы, которые не замедляли осуществлять на деле. Однажды В. Веригин был выбран волостным старшиной, и он сразу настолько поработил подчинённых ему людей, что они не раз раскаивались, что выбрали сами для себя палача. Он без плети не выходил никуда из дому. Как кто сказал слово не по нём, так плетью через лоб. Кто, не видя его, не скинет шапки и не поклонится ему, – тоже плетью. Разъезжая верхом по селу, против чьего дома увидит пустячную нечистоту, – позовёт хозяина дома, и – плетью. До того дошло, что стали прятаться люди, когда он едет по улице, и очень были рады все, когда он кончил срок своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В конце 80-х годов, как известно, среди духоборов, жившие на Кавказе, проявились два резко отличные друг от друга течения: одно вело духоборцев на путь компромиссов, другое явилось реакцией против этого разложения духоборческих воззрений. Эта реакция явилась самостоятельно и совершенно независимо от каких-либо воздействий со стороны. Новое религиозное движение среди духоборов с явно проявившимися коммунистическими тенденциями, закончившееся массовыми отказами от несения военной службы я грандиозной «демонстрацией», – сожжением оружия 28-го, и 29-го июня 1895 г., происходило „вполне согласно с учением „старичков». Здесь идеи Л. Н. Толстого не могли иметь непосредственного применения. Духоборцы с ними познакомились позже. Главный руководитель духоборов в этот период возрождения, П. В. Веригин до 1896 г. был знаком с идеями Л. Н. Толстого главным образом, «понаслышке», конечно, при таких условиях влияние не могло быть сильным. Данные, приводимые г. Бонч-Бруевичем в предисловии к изданию писем Веригина свидетельствуют с неопровержимой ясностью об указанном факте. 63 В ссылке в 1895 году Веригин впервые услышал о Л. Н. Толстом и его учении. В письме от 3 ноября 1895 года из села Обдорска он начал; «Пришлите, если можно, «Царство Божие внутри нас», да и вообще я хотел выписать полное сочинение Л. Н., потому что не читал его еще». Просимые сочинения были доставлены Веригину, одновременно были написаны ему два письма самим Л. Н. Толстым. Веригин находится в длительной переписке с участниками московского кружка «толстовцев», и тем не менее он имеет все еще смутное понятие об учении Льва Николаевича. 4 января 1896 года, излагая то, что он знает об учении Л. Н. Толстого, Веригин пишет из Обдорска: «В чем заключается его философия? Произведений его не читал. Только понаслышке знаю, что он отрицает законность современной «цивилизации», т.е. прогрессы ее. Зная философию толстовства лишь «понаслышке», Веригин в то время считает ее даже «непоследовательной» и «несправедливой». И, тем не менее, по существу идеи Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Д., уехавшие в 1898-1899 гг. в Канаду, получили от гос-ва земли в пров. Саскачеван, каждому мужчине с 18 лет был предоставлен надел в 160 акров. Также они получили освобождение от воинской повинности. Уезжая в Канаду, Д. собирались построить там Царство Божие на земле, но в первые же годы у них возник конфликт с канад. властями, т. к. сектанты отказывались записывать на себя отведенную им в собственность землю, регистрировать браки, рождения и смерти, считая это вмешательством гос-ва в свои дела. В 1902 г. приехавший в Канаду из ссылки П. В. Веригин уговорил Д. зарегистрировать собственность на землю и подавать гос. органам сведения о браках, рождениях и смертях. Он занялся созданием ХОВБ, уделяя большое внимание материальной стороне: у Д. появился породистый скот, совр. техника, свои перерабатывающие предприятия. Необходимые для быта вещи, одежду ХОВБ закупала оптом и распределяла между членами, также распределялись продукты. Часть мужчин ходила на заработки, отдавая полученные деньги общине. Канадские власти потребовали, чтобы Д., считавшиеся гражданами России, приняли канад. подданство. В 1907 г. гос-во забрало у ХОВБ большую часть земли, предоставленной при переселении. В следующем году ХОВБ купила земли в пров. Британская Колумбия, где община занималась гл. обр. садоводством и переработкой фруктов. В Британской Колумбии по распоряжению П. В. Веригина, получившего в Канаде прозвище Господний, начали строить коммунальные дома с общей столовой и спальнями для каждой семьи. Меньшая часть членов общины осталась в Саскачеване, где вела зерновое хозяйство. Членов ХОВБ Д. называли «общинниками». Хотя в ХОВБ органы управления были выборными, но все основные экономические и духовные вопросы П. В. Веригин решал единолично, обычно посылая письма с «советами» или беседуя на собраниях с «общинниками». После его смерти при взрыве в вагоне поезда место вождя среди канад. Д. занял П. П. Веригин, еще в России получивший прозвище Чистяков. П. П. Веригин отличался несдержанным характером и небезупречным поведением, но большинство «общинников» считали, что т. о. он скрывает свою «святость», чтобы «иуды» не распяли его, как Иисуса, или не взорвали, как его отца. В 1938 г. в счет долга кредиторы забрали у ХОВБ имущество, в т. ч. землю, к-рую Д. позже вновь выкупили. После смерти П. П. Веригина руководителем секты стал его внук И. И. Веригин (род. в 1921).

http://pravenc.ru/text/180628.html

В самое непродолжительное время Веригину присягнуло около 6000 духоборцев. Веригин провозгласил себя «пророком» и «царем царей». Последнего титула его предшественники не дерзали присвоивать себе. Но его смущала мысль, что его не хотели признавать своим «царем» родственники покойной «богородицы» и жители с. Горелого, где находился пресловутый «сиротский дом» с его громадными капиталами, которыми то и хотелось Веригину завладеть. Окружив себя многочисленною свитою молодежи обоего пола, Веригин явился внезапно в Горелово и потребовал как немедленно признания его «пророком» и управляющим «сиротским домом», так и передачи ему всех общественных капиталов, грозя в противном случае завладеть всем имуществом силою и истребить ослушников. Алексеи Зубков, старшина гореловского сельского общества, около 26 лет занимавший эту должность и хорошо известный местной администрации, донес Ахалкалакскому уездному начальнику, что по случаю смерти Лукерьи Калмыковой и предстоящего дележа ее имущества происходят беспорядки, угрожающие общественной безопасности. За все время существования в Росии духоборчества это был первый случай обращения со стороны духоборцев к содействию русских властей по делам их общины. Это вызвало среди духоборцев раскол: образовались две враждебных партии: «большая» или «писанные», оставшаяся верной Веригину, и «меньшая» или «правительственная». Вражда партий усилилась до такой степени, что вериговцы готовы были истребить гореловцев. Веригин, как главный виновник возмущения, был сослан в Шенкурск. Но это не успокоило его последователей. Будучи в ссылке, Веригин познакомился с воззрениями революционеров и графа Толстого и чрез проживавших у него единомышленников он основные начала анархии внушил своим единоверцам. Вкратце новое учение духобор состояло в следующем: 1) всегда помнить, что нужно служить одному Богу и более никому; 2) из этого вытекает, что так как военное ремесло противно Богу, то духоборцы не должны отбывать воинской повинности; 3) имущество духоборцев должно быть разделено поровну между всеми духоборцами; 4) духоборцы должны отказаться от употребления мясной пищи, так как добывание ее вызывает пролитие крови и 5) духоборцы должны воздержаться от сношения с женщинами и этим путем способствовать к естественному прекращению их рода.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

После смерти Лукерьи, которая поразила духоборцев своею неожиданностью (она умерла 46 л.), началась открытая борьба Зубкова с узурпатором Веригиным. Последний, в течение шести недель поминок, успел составить себе многочисленную партию, и открыто хвастался, что он, вступив на престол «освежует» Зубкова, шкуру спустить с него – халдея. Веригин для этого уже приготовил было длинную ременную плеть с дорогой рукояткой, и составил стихи: «плети длинные навяжем, путь неверным мы укажем» 12 . Боязнь за себя, за свою власть, за благоденствие духоборческой нации вынудила Зубкова прибегнуть к крайней мере – донести правительственной власти о намерении Веригина сделаться «царем духоборческим». Поэтому, когда Веригин пожелал, было силою овладеть «Сиротским домом» и, таким образом, захватить в свои руки общественное достояние и капиталы, а вместе с ними и верховную власть над духоборцами, то меньшая партия во главе с старшиною с. Горелого Алешей Зубковым обратилась за помощью к правительственной власти, прося у нее защиты от насилия Петра Веригина с его сообщниками. Гражданские власти, действительно, не допустили насильственных действий Петра Веригина и сам Веригин, как виновник внутренних смут и волнений в среде духоборцев, открыто выдававший себя за пророка, и называвший – «царем над царями», был выслан в административном порядке в Архангельскую губернию, в г. Шенкурск. Духоборцы и особенно люди, понимающие среди них, скоро увидали, какую ошибку сделали они, дав возможность гражданскому начальству проникнуть в их внутреннюю жизнь, но было уже поздно. Большинство возненавидело «Гореловцев», которые первые обратились к правительству за содействием и, таким образом, с точки зрения духоборческой явились изменниками. Веригинцы Зубкову посылали проклятия, открыто заявляя, что Алеша Зубков «предал отечество». Тогда духоборцы окончательно перессорились и разделились на две партии: большую «Веригинскую» и меньшую «Гореловскую», или, как называли ее в насмешку члены первой партии, «правительственную». Между последователями той и другой партии установились крайне враждебные отношения и полная разобщенность.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Приезжаю я два месяца тому назад в Петербург, встречаюсь снова с Веригиным и решаюсь непременно познакомить его с нашей милой Анной Николаевной. Но сегодняшняго дня я, конечно, не выбрал-бы для этого знакомства, еслибы Веригин сегодня утром не явился ко мне и, совершенно расстроенный, не рассказал-бы мне, что всю ночь его снова преследовало женское лицо, в котором он узнал черты своего прежняго видения. Все это до такой степени странно, святочно, наконец, что я решился устроить святочный сюрприз моему приятелю и моей племяннице. Я почти насильно притащил сюда Веригина: – от этого так и запоздал. Я ему даже не объяснил куда и зачем его везу, просил только положиться на нашу старую дружбу и уверил его, что в смешное, фальшивое положение его не поставлю. Если я от старости впал в детство и весь мой поступок – дикость: простите меня, добрые люди, но я, воля ваша, торжествую! Бедная Анна Николаевна употребила весь свой такт, всю свою находчивость, чтобы выйти из неловкаго положения, в которое поставил ее дядя. Кроме того, она, очевидно, боролась с глубоким внутренним волнением. Мы все поспешили ей на помощь. Мы толковали о всевозможных странных психологических явлениях, одним словом всячески заговаривали ее и генерала Веригина, тоже глубоко потрясеннаго. Мы перешли в столовую ужинать. Это был странный ужин. Две хорошенькия дочки нашей хозяйки и ея сын давно знали историю о Веригине и теперь разделяли волнение своей матери. Они просто с паническим страхом глядели на генерала. Но вот пробило 12 часов. Мы высоко подняли бокалы, поздравили хозяйку с Новым Годом и от души пожелали ей счастья. – А, ведь, вся эта история непременно должна хорошо кончиться! – шепнул мне Иван Петрович. – Я не умру покойно, пока не отпирую на свадьбе у племянницы. Веригин отличный человек – я его знаю, а от судьбы не уедешь! И действительно, генерал Веригин и Анна Николаевна от своей судьбы не уехали. Через полгода мы все пировали на их свадьбе. Наша милая Анна Николаевна была в этот день так молода и хороша, что никто-бы не мог назвать ее матерью двух прелестных девушек, которыя радостно плакали, обнимая и поздравляя своего новаго отца, сумевшаго очень скоро, вместо паническаго страха, возбудить в них к себе самое горячее чувство.

http://azbyka.ru/fiction/vo-sne-i-najavu...

По прибытии в Канаду, в январе 1903 г. Веригин немедленно совершил объезд духоборческих поселений. Ехал он в сопровождении большой свиты избранных, на 3–4 санях, запряженных четверкой прекрасных лошадей. Встреча везде была торжественная. Собравшись у одного из лучших домов, народ снимал шапки и пел приветственный псалом, затем следовала молитва и низкий поклон. Веригин, поздоровавшись, сказывал им поклоны от друзей в России и Англии. Потом шли в дом, чтобы подробнее поговорить о делах. Здесь стол был накрыт для еды, подавали чай с прекрасным хлебом и вареньями, сахар в кусках, сушеные фрукты, мед, рис и др. сласти. Веригин рассказывал сначала о своем изгнании, опасном плавании по Оби и Атлантическому океану, и затем, переходил к практическим вопросам, волновавшим духоборцев. Относительно пригодности Канады, как места для поселения, он заявил, что они пришли по воле Бога, и нет нужды искать другого места, и в этой стране они могут жить и процветать, климат холодный, но здоровый, и все необходимые овощи растут прекрасно. Относительно пользования скотом говорил, что оно необходимо для успеха в жизни, но отношения к лошадям должны быть не как господина к рабу, но как товарищей по работе. Лошадь служить не только для добывания пшеницы своему хозяину, но и овса для себя; для них косят и убирают сено, для них и строят конюшни. Если лошадь служить человеку, то, и человек служить лошади – работа и выгода взаимная; лошади – наши соработники и могут быть, поэтому членами нашей общины. Землю они должны принять безотлагательно, с благодарностью правительству, которое четыре года снисходительно относилось к ним и не лишило их земли. Статистически записи ведутся для пользы их самих и других, и нужно в этом случае сообразоваться с законом. Наконец, относительно «странствующих», которые не хотели устраиваться на месте, а только ходить и проповедовать, сказал, что они, конечно, свободны и должны делать то, что им кажется справедливым, но они должны подумать: достаточно ли они совершенны в жизни, чтобы проповедовать? Прежде надо самим жить хорошо; и так ли они хороши? Даже если они прознают себя достаточно хорошими, то не имеют права женщин и детей заставлять переносить утомления и мучения 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Гореловцы, однако же, стояли на своем. Тогда Веригин, облекся в дорогую черкеску, как бы, в знак своего наследственного царского достоинства, и, окружив себя многочисленной свитой молодежи обоего пола, явился внезапно в Горелово и потребовал как немедленно признания его «пророком» и управляющим «Сиротским Домом», так и передачи ему всех общественных капиталов, грозя в противном случае завладеть всем имуществом силою и истребить ослушников. Гореловцы не испугались этой угрозы. Мало того. Алексей Зубков, старшина гореловского сельского общества, около 26 лет занимавший эту должность и хорошо известный местной администрации, донес ахалкалакскому уездному начальнику, что, по случаю смерти Лукерьи Калмыковой и предстоящего дележа ее имущества, происходят беспорядки, угрожающие общественной безопасности. За все время существования в России духоборчества, это был первый случай обращения со стороны духоборцев к содействию русских властей по делам их общины. Произошло то, чего духоборцы больше всего боялись. Приверженцы Веригина были чрезвычайно возмущены поведением Зубкова, который в их глазах стал теперь изменником и предателем «отечества». Но Зубков, также, имел много друзей, с согласия которых он и обратился к представителю русского правительства. Среди духоборцев произошел, таким образом, раскол: образовалось две враждебных партии: «большая», или «писанные» (т, е. подписавшие присягу на верность Веригину), и «меньшая», или «правительственная». Вражда партий усилилась до такой степени, что вериговци готовы были истребить гореловцев. Веригин, как главный виновник возмущения, был сослан в Шенкурск. Но это не успокоило его последователей. Мало того. Будучи в ссылке, Веригин познакомился с воззрениями Толстого, и некоторые из них внушил своим единоверцам. Вкратце, его учение состояло в следующем: 1) всегда помнить, что нужно служить одному Богу и более никому; 2) из этого вытекает, что, так как военное ремесло противно Богу, то духоборцы не должны отбывать воинской повинности; 3) имущество духоборцев должно быть разделено поровну между всеми духоборцами; 4) духоборцы навсегда должны отказаться от употребления мясной пищи, так как добывание ее вызывает пролитие крови и 5) духоборцы должны воздерживаться от сношения с женщинами, и этим путем способствовать к естественному прекращению их рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Деньги же на постройку дворца тратили с упомянутого капитала, так что этого капитала не хватило, и пришлось духоборам делать ещё несколько сборов. Стотысячный капитал у духоборов в каждой губернии хранился отдельно нерушимо, как святыня. Никто из простонародья не имел права прикасаться к нему. Только Веригина фамилия не боялась расходовать те деньги, а потому в Карской и Елисаветпольской губерниях, где были братья и отец Веригина, очень скоро кончили те деньги, а в Тифлисской губернии среди духоборов не было никого из Веригиных, а потому та часть стотысячного капитала, которая находилась у них, уцелела до переселения в Канаду. Братья Веригина, Иван и Василий, играли роль временных наместников его: Иван среди духоборов в Елисаветпольской губернии, а Василий в Карской области, а к духоборам, жившим в Тифлисской губернии, они приезжали только по временам. Василий Веригин сильнее показывал свою власть над духоборами, во-первых потому, что он грамотный, а во вторых потому, что он много раз ездил к П. В. в Шенкурск и передавал важные распоряжения от него, а потому его духоборы слушали беспрекословно. По его распоряжению духоборы выстроили ему большой дом, в котором он жил со своим семейством, и его родители и брат с семейством, и духоборы доставляли им деньги и продукты – всё, что им было нужно. Василий Веригин разъезжал по сёлам в сопровождении певчего хора, состоящего из девушек и молодых женщин и нескольких мужчин. В то время духоборы пили водку, а потому, куда приезжал В. В., туда доставляли сотни бутылок пива и других напитков. Однажды зять Веригина, Иван Конкин, приехал от Петра Васильевича и передал духоборам, что П. В. советует ночью выходить на поля и молиться там Богу; в особенности не пропускать утреннюю зарю, так как это время Бог раздаёт таланты. Тогда Василий Веригин ещё больше набрал молодёжи и по целым ночам ходили по полям и из этого вышло безобразное распутство. А с теми духоборами, которые говорили против него хоть одно слово, В. В. расправлялся по своему. Вот пример: у одного молодого духобора, Василия Ремезова, жена была в хоре певчих. В. В. постоянно брал её с собою собирать таланты и всюду возил с собою. Однажды В. В. собирался ехать по сёлам и приказал, чтобы жена Ремезова ехала с ним. Но Ремезов сказал жене своей, чтобы она не ехала с В. В., потому что он понял, что В. В. ведёт развратную жизнь. Об этом донесли В. В. Он рассердился и приказал жене Ремезова собираться и ехать с ним помимо воли мужа, а у самого Ремезова приказал связать назад руки и привязать крепко спиной к задку кавказского фургона и приказал гнать быстро лошадей по мёрзлой пашне. Ремезова так сильно трясло, что он кричал, сколько было сил, а после той расправы он почувствовал внутри себя сильную боль, от которой мучился около двух лет и, попав в тюрьму за сдачу ополченского билета, там помер... Так же В. В. поступил со стариком Горьковым и со многими другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010