29 июня 1895 г. (в день рождения В.) по очередному «совету» своего вождя «постники» в знак протеста против убийства и войны сожгли все имевшееся в их домах оружие. Этот акт положил начало преследованию «постников» со стороны правительства, к-рое закончилось их выселением в Канаду в 1898-1899 гг. После освобождения из ссылки в 1902 г. туда же выехал и В. В. не создал самостоятельного религ. и нравственного учения. Отдельные идеи он заимствовал у Толстого, нек-рые мысли были взяты им из Свящ. Писания (духоборцы не считают Писание богодухновенной книгой), перетолкованы и доведены до абсурда. Религ. взгляды В. в Канаде, особенно к концу его жизни, претерпели изменения. В период ссылки В. стоял на позициях пантеизма. Считал, что, поскольку человек есть храм Бога живого, его нельзя убивать. К концу жизни В. признавал личностность Бога, существующего отдельно от природы и человека («На центральной планете живет Богочеловек с окружающими Его ангелами»). В соответствии с духоборческим учением Сын Божий, по естеству Христос, после воскресения неоднократно принимал новую плоть и поочередно пребывает в их вождях. В душах же людей, принявших учение Христа, появляется Божественный образ. В. старался трактовать это положение так, чтобы не разочаровать друзей-толстовцев, считавших его рационалистом, и в то же время не оттолкнуть единоверцев. Он писал, что посланный на землю Богом Христос - это Св. Дух, к-рый воскресает в людях, принявших учение Христа. После переезда в Канаду В. утверждал, что Христос - один из светоносных ангелов, к-рый пришел с неба, воспринял тело на земле, чтобы возвестить закон Отца Вселенной. Смысл человеческой жизни В. видел в бесконечном совершенствовании, приближающем к Богу. В течение одной жизни на земле это сделать невозможно, поэтому душа и разум человека не умирают. Главное - иметь веру в жизнь вечную, писал В., а «одежду - тело - взамен износившейся, он получит». Как и все духоборцы, В. верил в переселение душ. Он был сторонником идеи непротивления злу насилием. Если же человека насилием заставляют делать зло, то истинный христианин просто не должен его исполнять. В то же время В. признавал необходимость зла в мире. Не будь зла, полагал он, люди не узнают, что такое добро. Огромное значение придавал вегетарианству. В мясоедении он видел главную причину зла, царящего в человеческом обществе.

http://pravenc.ru/text/150419.html

В клире Москвы 33 архиерея, 1395 священников и 413 диаконов — всего 1841 клирик, то есть на 24 священнослужителя больше, чем год назад. В этом году мною совершены 6 пресвитерских и 3 диаконских хиротонии . Под Патриаршим управлением действуют 36 ставропигиальных обителей: в том числе 17 мужских монастырей и 19 женских, с 1059 насельниками и 1014 насельницами (включая послушников и послушниц). За истекший год скончался 61 московский клирик; а также насельник и насельница ставропигиальных монастырей. Это намного меньше, чем в 2020 году, когда скончались 91 клирик, насельник и насельница, но все еще больше, чем в 2019 году, когда умерших было 33. Помянем наших усопших братьев и сестер поименно: Находившийся в Москве на покое епископ Аркадий (Афонин; †03.06.2021) а также почившие клирики г. Москвы: протоиерей Сергий Кочкин (†25.12.2020) архимандрит Сергий (Объедков, †02.01.2021) протоиерей Дмитрий Ходов (†03.01.2021) иерей Вячеслав Михайловский (†07.01.2021) протоиерей Николай Беляев (†12.01.2021) игумен Ермоген (Голин; †15.02.2021) протодиакон Симеон Аветисян (†10.05.2021) протоиерей Филипп Филатов (†11.05.2021) протоиерей Геннадий Андриянов (†15.05.2021) протоиерей Лев Семенов (†31.05.2021) диакон Андрей Горбунов (†12.06.21) иерей Николай Селезнев (†11.07.21) протоиерей Александр Точилов (†17.07.2021) протоиерей Николай Михнюк (†23.08.21) протоиерей Александр Шестак (†08.09.2021) протоиерей Александр Дубинин (†28.09.2021) иерей Алексий Петухов (†03.10.2021) протоиерей Александр Лаврухин (†23.10.2021) протоиерей Владимир Ковтуненко (†03.12.2021) почившие насельники монастырей: монах Петр (Колесник; †27.12.2020) послушник Александр Веригин (†01.01.2021) иеромонах Харалампий (Захаров; †26.01.2021) иеросхимонах Авраам (Княженцев; †18.02.2021) иеромонах Варнава (Клюшин; †09.03.2021) монах Киприан (Рыжков; †19.03.2021) иеродиакон Севастиан (Антипочкин; †06.04.2021) игумен Андроник (Трубачев; †5.04.2021) послушник Игорь Веселов (†09.05.21) игумен Косма (Алёхин; †09.08.2021) архимандрит Мефодий (Петров; †22.07.2021)

http://pravoslavie.ru/143578.html

   В начале XIX стол. духоборов гнали и народ, и правительство. В царствование Александра I им даны были большие льготы и само правительство взялось охранять их от возмущенного их поведением православного народа. Духоборцев переселили в Таврическую губ. в Молочные Воды. Они стали дерзки и оказались способными на все преступное. При Николае I, благодаря тщательному расследованию Правительства, открылись страшные преступления духоборов, и 8 тысяч их выселили в 1842 году в Закавказский край. Центром духоборов стало с. Горелое, — «Сиротский дом», по прозванию; тут жили Калмыковы. После смерти последнего Калмыкова духоборами правила жена его Лукерья Васильевна. Затем «божественный род» прекратился, все дела хотел захватить любимец Лукерьи Веригин, но духоборы возмутились, забраковали Веригина и выдали правительству все преступные деяния внутренней жизни духоборчества.    Вскоре духоборы усвоили анархические понятия Л.Толстого и стали больше толстовцами, чем духоборцами, и выселились в Канаду, но оттуда весьма стремятся опять в Россию.    Учение духоборцев представляет собой смесь христианства с язычеством, пантеизмом и собственными выдумками. Бог у них понимается как безличная неопределенная сила, живущая в мире и неотделимая от мира. В душе каждого человека живет частичка Бога и, по смерти человека, она возвращается опять в Бога, так что личного загробного бытия нет.    Христос во всем подобен нам, никакого искупления за Ним потому они не признают. Христос, по мнению духоборцев, есть только образец, которому должно подражать в жизни, и Он нисколько не выше других знаменитых людей. Духоборцы отрицают Церковь Христову, и не признают священноначалия, отрицают благодатное освящение человека в священнодействиях и не допускают у себя никаких религиозных обрядов в служении Богу. По их мнению, нет ни загробной жизни, ни воскресения мертвых, ни суда, ни воздаяния. Руководствоваться человек должен только разумом, а не Библией, которую они называют «хлопотницей», и отвергают ее. Вместо Библии у них предание своих отцов. Это — их «животная книга». Предание хранится в псалмах и отдельных изречениях, состоящих из ветхозаветных и Новозаветных выдержек и собственных вымыслов, часто очень суеверных и нелепых. «Животная книга», или предание, хранится не в книгах и не у отдельного человека, а во всем их роду. Каждая мать учит ребенка своему псалму, и каждый свое изучение читает на духоборческом собрании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

—331— ством об утверждении и. д. доцента А. Введенского в долж­ности доцента Академии. Сданный Его Высокопреосвященством с над­писью: «1891 г. Авг. 24. В Совет Академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 21 августа за 4889: «По указу Его Императорского Вели­чества, Святейший Правительствующий Синод слушали прошение священника церкви села Ершова, в Чембарском уезде Пен­зенской епархии, Сергия Веригина (семейного) о дозволении ему поступить, для получения высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию. Приказали: Принимая во внимание искреннее желание священника Сергия Веригина получить высшее богословское образование в Московской Духовной Ака­демии, Святейший Синод) определяет: разрешить священнику Веригину, в виду семейного его положения, слушание лекций в Московской Духовной Академии в качестве стороннего слуша­теля, предоставив при сем академическому Совету требовать, чтобы Веригин, наравне с студентами Академии, в назначен­ные Советом сроки, представлял на данные темы сочинения, подвергался репетициям и сдавал ежегодно экзамены; при окон­чании же Веригиным курса, по рассмотрении курсового его со­чинения, войти в суждение об удостоении Веригина соответствую­щей успехам его и поведению ученой степени о чем, для за­висящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Изложенное в указе Святейшего Синода при­нять к сведению и исполнению. Х. Сданное Его Высокопреосвященством с над­писью: «1891 г. Авг. 24. В Академический Совет на рассмот­рение» прошение на имя Его Высокопреосвященства священника города Дмитрова Успенского собора Сергия Бого­явленского: Поступив в 1885 году в число студентов Московской Ду­ховной Академии, я чрез год с половиной после сего, вслед­ствие смерти родителя моего, протоиерея вышеозначенного собора, вынужденный семейными обстоятельствами прервать дальнейшее образование в Академии, согласно моему прошению определен был Вашим Высокопреосвященством на священническую ва­кансию при Дмитровском Успенском соборе. Ныне, сознавая но своим пастырским обязанностям важность духовного обра­зования и необходимость дополнить оное в высшем духовно­ –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12) за отличие в Турецкую кампанию 1877 г. – орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами Священник 2-го Фанагорийского полка о. Феодор Гордиевский за отличие в Турецкую кампанию 1877–1878 гг. – орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами 12-го Астраханского гренадерского полка о. Иаков Вознесенский Протоиерей 37-го драгунского военного ордена полка о. Николай Щеглов Протоиерей лейб-гвардии Павловского полка о. Василий Лебедев Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Стефан Мещерский Священник 4-й сводной кавалерийской дивизии о. Василий Бекаревич Протоиерей Тифлисского военного госпиталя о. Иоанн Веригин за отличие в сражениях с китайцами в 1900 г. – орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами Священники, пожалованные за военные отличия орденом Анны 2-й степени 1) Священник Лейб-гвардии кирасирского Его Величества полка о. Василий Ростовецкий, участвовавший в войнах 1806–1814 гг., в воздаяние достохвального и примерного мужества пожалован был орденом Анны 2-й степени, алмазами и бриллиантами украшенным 155 . 2) Протоиерей лейб-гвардии егерского полка о. Василий Моисеев за отличное мужество в войнах с французами в 1812–1814 гг. 3) Протоиерей Лейб-гвардии конного полка о. Гордиевский за подвиги в Отечественную войну 1812 г. 4) Протоиерей Грузинского гренадерского полка о. Симеон Адуковский за отличие в походах и делах с французами в 1812–1814 гг. 5) Благочинный над духовенством 3-й запасной армии о. протоиерей Онисим Боровик – орденом Анны 2-й степени с драгоценными украшениями за отличное мужество в сражениях, бывших в 1811 г. 6) Протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка о. Александров за отличие в 1812 г. 7) Протоиерей 40-го егерского полка о. Андрей Белицкий за отличие в войну 1812–1814 гг. 8) Лейб-гвардии уланского полка о. Иоанн Кутневич за отличие в войну 1831 г. 156 9) Протоиерей о. Петр Эгазе, и.д. обер-священника отдельного Кавказского корпуса, в течение всей войны 1828 г. за подвиги при осаде крепости Ахалциха пожалован был орденом Анны 2-й степени с драгоценными украшениями 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

56. Впервые в России изобретен: автомобиль, мотоцикл, двухэтажный вагон, дирижабль. 57. Автомобильная промышленность была на уровне немецкой, авиационная – на уровне американской, одни из лучших в мире паровозы. Серия автомобилей Руссо-Балт, выпускавшаяся с 1909 года, была на мировом уровне, как по дизайну, так и по эксплуатационным качествам. Отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в ралли и дальних пробегах, в частности, на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян. 58. Двое из пяти основателей Голливуда прибыли из России. Знаменитый аромат «Chanel 5» придумала не Коко Шанель, а русский парфюмер-эмигрант Веригин. Двигатели для фирмы «Даймлер» разработал русский инженер Борис Луцкой. Гоночный Mercedes 120PS (1906 г.) оснащался рядным шестицилиндровым двигателем, так же изобретенным Луцким. 59. Все это было сделано и достигнуто без: террора, раскулачивания (разграбления) крестьян, лагерей с рабами, десятков миллионов уничтоженных русских людей. 60. От престола отрекся не Царь, а народ и т.н. элита отреклись от Царя и Бога. Было совершено колоссальное предательство всех и вся. Как он сам писал: «Кругом измена и трусость, и обман!». В итоге, ритуально убит вместе с семьей Не оставил Родины. Хотя мог легко уехать за границу и жить припеваючи. Заговорщиками составлен поддельный манифест, якобы его отречения, который является полнейшей фальшивкой. В архивах РФ нет ни одного документа подтверждающего правоту мифа об отречении. Есть напечатанная бумажка, подписанная карандашом, составленная непонятно как. Нет ни одного другого документа, который бы Николай подписывал карандашом. Так же исследован почерк, который абсолютно не соответствует почерку Государя. «Кругом измена и трусость, и обман!» Православный 2015/12/13, 21:18:20 Из новой книги протоиерея Александра Шаргунова «Царь» (в сокращении) [Слишком очевидно, что разговор о перспективах восстановления православной монархии в нынешней ситуации несостоятелен.] Даже устроители «новой демократической революции» 90-х годов говорят, что все в России дошло сейчас до критической отметки. Дай Бог хоть какую-то законность соблюдать. [Среди всеобщего сегодняшнего аморализма и беззакония о восстановлении монархии даже и речи быть не может.]

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=21...

—123— кока Георгия, Строева Ивана, Никифорова Феодора, 60. Нагорова Петра, Волковского Дмитрия, Молчанова Сергея, Барилова Осипа, Гаева Кузьму, 65. Попова Митрофана, Мутавчиева Панайота, Тимофеева Владимира, Марсова Алексея и вольнослушателей: священников: Феодора Мальцева, Петра Белтова, иеромонахов Михея и Серапиона перевести в следующий курс. 2) Студентов: Кириллова Василия и Грановского Афанасия, имеющих неудовлетворительные баллы на семестровых сочинениях по истории философии и психологии обязать представить к началу следующего академического года новые сочинения и суждение о них иметь по получении баллов от преподавателей. 3) прочее принять к сведению. III. а) Внесенные председателями комиссии, производивших испытания студентов и вольнослушателей III курса, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. По рассмотрении сих списков оказалось, что из 68 студентов и 3-х вольнослушателей 58 студентов и 2 вольнослушателя имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3 – , у 6 студентов и 1 вольнослушателя средний балл не менее 3,72. Студент Смирнов Михаил не представил ни одного семестрового сочинения и проповеди, студенты: Попов Сергей и Воскресенский Александр не представили семестровых сочинений по каноническому праву и истории русского раскола и студент Попов Константин не представил сочинения по Священному Писанию Нового Завета. б) Внесенный и. д. Инспектора Академии Иеромонахом Сергием список студентов и вольнослушателей III курса с обозначением баллов по их поведению; в этом списке поведение 67 студентов и 3 вольнослушателей обозначено баллом 5 и одного студента баллом 4. Справка : 1) Всем студентам 3 курса, не представившим семестровых сочинений и проповеди, по определению Совета Академии от 19 мая, утвержденному Его Высокопреосвященством, разрешено подать сочинения и проповедь к началу следующего академического года. 2) Вольнослушатели: священник Сергий Веригин, иеродиакон Никон и Буяльский Василий приняты в Академию на основании указов Святейшего Синода от 21 августа, 4 сентября и 26 ноября 1891 года за 4339, 4579 и 5576 на тех же основаниях, что и вольнослуша-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сер. XVII в., при Ионе , архиеп. Тверском и Кашинском (1642-1654), О. В. м. был приписан к Тверскому архиерейскому дому (по мнению Митропольского, в 40-х гг. XVII в. ( Митропольский. 2017. С. 10-11); по мнению Веригина, в 1651 ( Веригин. 1913. С. 20)). С этого времени настоятелями обители считались Тверские архиереи, а непосредственное управление О. В. м. осуществлял строитель. После секуляризации церковных имуществ О. В. м. был отнесен к числу заштатных мон-рей, что способствовало его дальнейшему упадку. В XVIII - нач. XX в. в обитель присылали «на исправление» духовенство и иноков из др. мон-рей и храмов. В XIX - нач. XX в. обитель пережила краткие периоды подъема, но оставалась небольшим малобратственным мон-рем. В 1903 г. архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) ходатайствовал перед Синодом о преобразовании О. В. м. в жен. обитель. В соответствии с указом Синода и указом Тверской духовной консистории от 9 янв. 1903 г. О. В. м. был отписан от Тверского архиерейского дома и преобразован в общежительный жен. мон-рь. В 1905 г. при О. В. м. создана церковноприходская школа, в к-рой обучались ок. 30 детей обоего пола. Мон-рь практиковал раздачу пищи неимущим, оказывал медицинскую помощь бедным в специальном приемном покое, вел работу по распространению образования. С началом первой мировой войны насельницы трудились сестрами милосердия в тверских госпиталях. В 1914 г. открыт монастырский приют для детей погибших воинов. Под председательством игум. Виталии (Григорьевой) осенью 1918 г. на базе обители была образована трудовая артель, однако непомерные налоги, дополнительно наложенные обязательства и долги не давали возможности вести нормальное хозяйство. Постановлением Тверского уездного исполкома от 7 авг. 1919 г. предписывалось «произвести ликвидацию Оршинского монастыря, причем трудовую артель монахинь, как нелегальную, распустить; имущество описать и сдать на хранение школьному коллективу впредь до особого распоряжения». Постановление окончательно вступило в силу 19 окт. 1919 г. Настоятели и игумении, братия и насельницы обители

http://pravenc.ru/text/2581593.html

Вереша Иван, крестьянин, 1498 г., Новгород Верещага, Верещагины : Верещага Блеклого [см. Блеклый], конец XV в., Углич; Верещага, крестьянин, 1510 г., Новгород; Никита Басенок [см. Басенок] Верещагин, дьяк царя Ивана, 1551 г.; несколько Верещагиных в XVI в. на поместьях в Ярославле [см. Видовы, Крячко, Миклюков] Верещага – 1) крикливый болтун, брюзга, сварливый человек, 2) яичница-глазунья на сковороде Верзеи, Верзеины : Верзей Дмитриев, дьячок, 1532 г., Белоозеро; Дмитрий (Митя) Верзеин, крестьянин, 1504 г., Ярославль Ср. верзить – врать, говорить вздор (Даль) Верзило, Верзиловы : Верзило, крестьянин, 1499 г., Владимир; Верзиловы, помещики, XVI в., Коломна и Арзамас Ср. селение Верзилово на р. Каширке в бывшем Коломенском уезде Верзила – долговязый, худой человек высокого роста Верига, Веригины : кн. Петр Васильевич Верига Волконский, 1514–1521 гг.; Петр Верига Бельский, 1560 г.; Верига Воронцов [см. Воронец], 1598 г., Арзамас; Павел Курбатов [см. Курбат] Веригин, помещик, 1600 г., Новгород. Прозвище Вериги часто соединялось с именем Петр в память вериг апостола Петра [см. Запоров, Клешнин, Ковернев, Негодяй, Сухарев] Вериги – оковы, кандалы, железная шапка с цепью (Даль) Вертлушка ( Вертлюжка ) кн. Андрей Семенович Волконский, конец XVI в. Вертлюг, вертлюжка – верея, дверной навес, петля Вертячий Даниил, крестьянин, конец XV в., Новгород Верховец Иван Исаев, крестьянин, 1630 г., Курмыш. В среднем Поволжье верховыми городами называли те, которые лежали на верхнем течении Волги Верховинины Семен и Истома [см. Истома] Дмитриевичи, 1568 г., Ярославль Верховский Петр Симонович, 1613 г., Арзамас Верхоглядовы : Иван, княжеский дворский, вторая половина XV в., Углич; Верхоглядовы, помещики, XVI в., Московский уезд Вершина Дементьев, помещик, 1550 г., Пошехонье Веселицын Григорий Андреевич, 1596 г., Ржева Владимирова Веселкин Григорий Захарьевич, 1560 г., Рязань Веселовский Василий, иноземец, 1619 г., Нижний Новгород Веселый, Веселого : Василий Лучанинов [ср. Лучанин] Веселого, помещик, 1567 г., Новгород; Алексей Степанович Веселый-Собакин [см. Собака], 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

—496— 1885 г. отец среди своего семейства: его интересовало, видимо, все, начиная с обстановки сельского священника, склада его жизни и его семейства. Бывшие в семье священника дети – меньший его сын 9-ти лет Александр, два сына прихожанина помещика г. Новицкого и племянник генерала Тучкова Веригин – все трое воспитанники военной гимназии, – каждый по очереди был обласканы, каждому из детей добрый, приветливый Владыка сделал легкий экзамен, при чем дети, ободренные чисто отеческим обращением столь высокого посетителя, свободно отвечали на предложенные им Архипастырем вопросы. Словом, в присутствии Владыки, в это время чувствовалось как в обществе самого близкого и дорогого родственника; и никогда, поэтому не забудется посещение дорогим нашим Архипастырем Саввой скромной Постельниковской веси и ее приходского священника. «Мир дому сему и благословение» – были напутственными словами благостного Архипастыря при выходе из дома священника, когда Владыка благословлял всех, находящихся в его доме. Народ же опять окружил Владыку у самого крыльца дома священнического; все еще раз желали или получить благословение архипастырское, или взглянуть на Владыку, произведшего весьма приятное впечатление. Колокольный звон во вся продолжался до тех пор, пока карета Владыки не скрылась из виду по пути к Кашину. Так встретила и проводила мирная, православная паства Постельниковская своего Архипастыря, Архиепископа Савву!» Содержание другого письма Преосвященного Антонина, от 6-го числа следующее: «Сейчас получил я известие, что в Тверь, а из Твери – в имение своего старого знакомого, Димитрия Алекс. Славянского, намерен пожаловать из Москвы Высокопреосвященнейший Михаил Митрополит Сербский. Вследствие сего известия, осмеливаюсь покорнейше просить у Вашего Высокопреосвященства наставления относительно встречи высокого посетителя: следует ли мне с прочими почетными и должностными лицами духовными явиться для встречи Высокопреосвященнейшего – на станцию железной дороги? По всей вероятности, Владыка прямо со станции от-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010