Итак, только святая Церковь и обитаемая в ней благодать Божья помогают человеку освободиться от греха и идти по пути духовного совершенствования ко спасению. Все в православной Церкви, догматы , таинства, каноны, богослужения с чтением слова Божьего, обряды, молитвы, песнопения, все направлено к духовному воспитанию человека, к его победе над грехом. 3 .4. Понятие о вере и благочестии На вопрос: «Что такое вера?», мы отвечаем словами св. апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ), то есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, и в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Вера является одним из источников наших познаний и убеждений. Все сведения приобретаются человеком двумя путями: то, что у него находится перед глазами, он может рассматривать непосредственно, а о предметах, выходящих из горизонта его непосредственного наблюдения, он может получить сведения только от других людей. Сведения первого рода, получаемые самим человеком непосредственно, называются знанием; сведения, приобретаемые через посредство других, можно назвать верой. Различие между знанием и верой Катехизис определяет следующим образом: 1. Знание имеет своим предметом видимое и постигаемое, а вера невидимое и даже непостижимое; 2. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера основывается на доверии к свидетельству истины; 3. Знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. Но вера определяется не только нашей уверенностью в невидимом, как бы в видимом (это определение веры с внешней стороны), вера, по словам св. апостола Павла, является даром Божьим, и этот дар надо постоянно в себе согревать. Вера, по своей сущности, есть духовная сила, проникающая все стороны внутренней жизни человека. Она присуща всем силам души: уму, сердцу, воле. Вера направляет человека к Существу Бесконечному, Абсолютному, т.е. являет всецелое обращение ума, сердца и воли к Богу. При постоянном и деятельном устремлении человека к Богу происходит благодатное просвещение духа человеческого Духом Божиим, или таинственное, мистическое единение конечного с Бесконечным. Глубокая и сердечная вера проявляет себя в искреннем доброделании и благочестии, то есть высоконравственная и святая жизнь является внешним деятельным выражением веры человека. Молитва , многочисленные дела духовной и телесной милости, словом всё благочестие человека (ибо, по словам св. Златоуста, различен милования образ и широка заповедь сия) неотделимы от его глубокой и искренней веры. Только такая вера оправдывает человека и приводит его ко спасению «вера без дел мертва» ( Иак. 2, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Патриарх Кирилл: Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом 3 августа, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Что дает нам вера? 3 августа. ПРАВМИР. 1 августа 2015 года, по прибытии в Чебоксары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровско-Татианинский храм. В храме Предстоятель обратился к многочисленным верующим со словом Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваше Превосходительство, Михаил Васильевич, глава Чувашии! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры! Я очень рад ступить на Чувашскую землю, посетить Чебоксары и увидеть всех вас. Благодарю владыку Варнаву за добрые слова, которые он только что произнес, и воспринимаю эти слова скорее как пожелание того, что мне предстоит сделать, как некое напутствие на мои патриаршие труды. Но какая-то часть пути уже пройдена, и, посещая различные регионы России и ближнего зарубежья, я вижу, как на глазах меняется церковная жизнь. Конечно, мы должны быть далеки от любого преувеличивания того, что есть на самом деле, но душа радуется, когда я вижу молодые лица в храме, когда вижу детей, когда вижу учеников воскресных школ, когда вижу, как приходят молодые пары соединять благословением Церкви свой брак и когда приносят крестить детей. Все это свидетельствует о том, что вера православная жива в нашем народе, и после долгих лет притеснений и попыток властей исключить веру из нашей жизни она возрождается. Это напоминает, как сквозь трещины в асфальте иногда пробиваются зеленые росточки. Когда кладут асфальт, думают, что, наверное, ничто живое не может пробиться через эту толщу. Вот так и в то время полагали, что никаких религиозных ростков больше не будет. А сегодня мы уже видим не только небольшие побеги, но и восходящее зеленое поле. Дай Бог, чтобы вера укреплялась в сердцах людей. Но кто-то может сказать: «А зачем вера? Может, лучше получить хорошее образование, а затем хорошую работу, хорошую зарплату, купить хорошую машину, дом, хорошо одеваться, весело проводить время? Разве для этого нужна вера?» Так вот, ответ на этот вопрос является самым главным для человека. Вера нужна потому, что только вера соединяет людей с Богом. Если нет веры, то не замыкается цепь. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом, и такой человек становится верующим. Он входит в связь с Богом и чувствует Божие присутствие, а Бог слышит молитвы и отвечает на них. И как важно, особенно когда мы входим в полосу препятствий, трудностей, болезней, иметь эту опору! Она помогает человеку не сбиться с пути, не потеряться в трудных обстоятельствах, но спокойно идти по жизни, уповая на то, что Бог рядом и не допустит погибели.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-vera-n...

Возможна ли вера, о которой пишет апостол Павел, без добрых дел? Ответ может быть только один: нет, вера без добрых дел любви и милосердия невозможна и немыслима. Но какая вера? Ведь за словом «вера» могут стоять разные понятия. Так, современный человек под верой часто понимает «уверенность в существовании Бога». И такая вера вполне может обходиться без добрых дел. Но библейский человек под верой понимал иное. Вера для него — это, прежде всего, «верность Богу», верность Его заповедям. И такая вера по определению неотделима от добрых дел. На библейском языке такая вера называется «праведностью». Но апостол Павел утверждает, что упование на свою веру как верность, то есть упование на свою праведность — глубокое заблуждение! Думать, что ты можешь что-то заслужить перед Богом, выслужиться перед Ним своею верностью и потом предъявить Ему свои требования, — означает ставить абсолютно свободного Бога в зависимость от тебя, от твоих дел, от некоего закона, которому Бог должен следовать. апостол Павел здраво и справедливо учит, что сам себя никакими делами, никакими усилиями человек спасти не может. Не я — спаситель себя, а Бог — Спаситель меня. И мне остается только доверять Богу-Спасителю, вверить себя Ему. И, соответственно, слово «вера» апостолом Павлом понимается преимущественно не как «верность», а как «доверие». Доверие же к кому бы то ни было нельзя вызвать в себе по своей воле. Вера-доверие — харизма, дар Божественной благодати. Конечно же, апостолу Павлу даже в голову не приходило, различая «веру» и «дела», отделять одно от другого. Нет! Высказывание апостола Иакова «вера без дел мертва» столь же справедливо и для апостола Павла. Доверие любящему Богу в Иисусе Христе, вера Евангелию любви и спасения, отказ от себя, от своих «дел праведности», от своих «заслуг», полное вверение себя Господу Иисусу Воскресшему, отворение своего сердца действию Духа Святого — вот прямой путь к спасению. Вверив себя благодати Божией, апостол мог воскликнуть: «Уже не я живу, но живет во мне Христос.

http://bible.predanie.ru/nedelya-21-aya-...

Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным неисполняющего заповедей» 96 . Вера – путь к спасению: «…вера твоя спасла тебя» ( Мф.9:22 ). Молитву веры слышит Бог: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» ( Мф.15:28 ). Вера повелевает стихиями: «Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» ( Лк.8:25 ); «…если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» ( Мк.9:23 ); «…истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф.17:20 ). Не следует думать, что вера самовластна, что она имеет собственную силу: вера является лишь необходимым условием, при котором Бог действует Своим всемогуществом. Свершение чудес зависит как от веры людей, так и от чудотворящей силы Божией. Истинная вера всегда проявляется в действии, прежде всего, в соблюдении заповедей Божиих: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Иак.2:17–18 ). Святые отцы Православной Церкви учат о важности веры в деле спасения: «Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслию, но всецело отметает самолюбие. Ибо только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти). Оно служит препоною к преуспеянию даже и ревностным» 97 . Принципиальные отличия Православие Агни-йога Вера – сложное понятие христианского богословия, включающее в себя следующие аспекты: ответ на призыв Бога, доверие Богу, нравственное чувство, общение с Богом, непоколебимую уверенность в обетованиях Божиих. Доверие к «махатмам» дает им возможность пробудить скрытые в природе человека знания, это пробуждение является предчувствием знания, или верой. 11. Слепа ли христианская вера?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

5 . Первой из христианских добродетелей и вседобродетелью является вера. Она, по апостолу, – начало нашей христианской ипостаси ( ρχ τς ποστσεως) (ср. Евр. 3:14 ) 911 , которой мы, по словам святого Златоуста, «пришли в бытие, и родились, и, скажем так, сроднились с Христом ( συνουσιθημεν τ Χριστ) " 912 . Без веры Богу угодить невозможно ( Евр. 11:6 ), ибо всё, что не от веры – грех, и потому праведный верою жив будет ( Рим. 1:17 ) 913 . Христос «через веру сделал нас живыми» 914 , и верой обитает в сердцах верующих ( Еф. 3:17 ) 915 . Христиане верой стоят и существуют; верой живут, верой ходят и действуют ( 2Кор. 1:24, 5:7 ; Гал. 2:20 ). Вся борьба и подвиг их жизни есть добрый подвиг веры ( 1Тим. 6:12 ). Святой Златоуст также говорит: «Основание благочестия есть вера», то есть вера является истинным основанием всего христианского существа и существования, христианской ипостаси и жизни, а всё остальное – οκοδομ (здание), строение, надстройка на этом основании 916 . «Вера праведность выстраивает ( ργζεται)... Вера нам даёт Духа Святого и в Нём праведность... Вера всех просветляет, вера всех освящает, вера (нас) удостаивает Духа Святого. Вера есть начало добра; источник добра – вера» 917 . Жизнь во Христе рождается через веру, и «питается ей, и движется ей, ни на йоту не удаляясь из Её атмосферы, ни на миг не отделяясь от неё» 918 . Всё в этой жизни происходит от веры в веру ( κ πστεως ες πστιν – Рим. 1:17 ), потому что в вере и в жизни христианина всё от Христа и во Христе, Который есть Начальник (Глава) и Совершитель веры ( Евр. 12:2 ). В Него верой облекаемся, и снова в Него верой воплощаемся (вочленяемся, инкорпорируемся), и становимся все Одно во Христе Иисусе, ибо: все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал. 3:26–27 ). Итак, вера – по преимуществу добродетель христологически-экклесиологическая, соединяющая с Христом, святодуховная, созидающая Церковь . Из веры во Христа, во Христе Духом Святым, рождается праведность и все остальные христианские благодатные добродетели, и верой живут, растут и умножаются.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической церкви (IX-XVI вв.) Источник 1 . Учение о богодухновенности Священного Писания  мужей апостольских//Вера и разум, 1898, 5. 2 . Учение о богодухновенности Священного Писания апологетов II века//Вера и разум, 1901, 9, 11, 13. 3 . Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория  Климента Александрийского  //Вера и разум, 1906, 1–3. 4 . Теория богодухновенности в александрийской школе. Теория  Оригена  //Вера и разум, 1906, 4–6, 9–12; 1907, 18. 5 . Учение свт.  Иоанна Златоуста  о богодухновенности Библии //Вера и разум, 1912, 3–12. 6 . Учение о богодухновенности Священного Писания в средние века//Вера и разум, 1897,1:2; 1899, I:1. 7 . Полурационалистические учения среди протестантов о богодухновенности Священного Писания (XVI-XVII вв.)//Вера и разум, 1900, I:2. 8 . Учение о богодухновенности Священного Писания со времени реформации (XVI в.)//Вера и разум, 1899, I:2. 9 . Вербальные теории богодухновенности среди западных богословов в XVII веке//Вера и разум, 1900, 15–16. 10 .    Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в XVIII-XIX веках: историко-критический очерк//Вера и разум, 1903, 3, 5–8, 12–14, 16–18, 22, 23; 1904, 18, 20. 11 .    Догматические определения о богодухновенности и употреблении Священного Писания в Римо-католической Церкви (IX-XVI вв.)//Вера и разум, 1900, I:1. 12 .    Теории вдохновения и происхождения Священного Писания на Западе в прошлом [XIX] столетии//Вера и разум, 1904, 18, 20, 22–24. Насколько часто учение о богодухновенности св. Писания излагалось в богословских трудах и проповедях римско-католических богословов в средние века, настолько редки были догматические определения его самой церкви. Одной из причин было то, что догмат о богодухновенности не подвергался в средние века каким-либо существенным изменениям до появления лютеранского учения о безусловном значении св. Писания, как единственного источника религиозных верований. Недостаток этих определений показывает, что и к религиозной жизни Запада отчасти применим тот закон, что церковные определения догматов появляются в связи с ересями и сектами, враждебными им.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Не своей созерцательной стороной, не в качестве состояния воспринимающего вера спасает человека, так чтобы человеку оставалось только бездеятельно переживать свое спасение, Вера спасает своей деятельной стороной, постоянным участием в ней доброй воли (Ин. 7, 17). Верующий в вере своей находит дерзновение обратиться к Богу и, таким образом, вступает в общение с Богом, принимает это общение. Верующий, укрепленный силою Божией, устремляется к жизни святой и тем ее начинает. Вера в этом смысле есть «начало нашего упования и начаток Божественного к нам милосердия, как бы дверь и путь» (Кирилл Александрийский). Вера и дела Чтобы поставить на вид именно этот жизненный (а не формальный) смысл спасения, и именно там, где приходится ограждать себя от протестантских измышлений, наша Церковь и выбирает из двух выработанных на Западе формул ту, которая приписывает спасение не одной вере, но вере с делами. «Веруем, — гласит 13-й член «Послания восточных патриархов», — что человек оправдывается не просто одною верою (т. е., как дальше видно, не ее теоретическою, воспринимательною стороною), но верою, споспешествуемою любовию (верою как деятельною силою, тем, что она производит любовь), т. е. чрез веруй дела»… «Не призрак, — поясняют еще определеннее отцы, —только веры, но сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе». Таким образом, оправдывает человека, несомненно, вера, но только настоящая, истинная вера, та, которая приводит человека к истинной жизни, заставляет его содевать свое спасение. Такой смысл имеет и учение преосв. Феофана о том, что вера спасает делами. «Спасение, — говорит святитель, — от добрых дел; но в добрых делах преуспеть, как должно, нельзя без веры. Вера подвигает на добрые дела, вера указывает их, вера приводит и к получению сил на делание добрых дел. Посему вера—пособница к делам добрым. Главное — дела, а она — пособие». Спасение, значит, в том, что человек сам его содевает, но к этому содеванию он приходит не иначе как верою. Православный не должен понимать этого определения по-католически, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Он даровал свое сердце Христу на его призыв «Сын мой, отдай сердце твое мне», и Христос сделал его престолом, «поселился в нем» и обогатил его богатством дарований. Он положил, наконец, все свое существо до конца с порывом совершенной любви к своему возлюбленному Иисусу Христу, «смотря друг на друга и совоскресая вместе с Ним, и Христос ступил в его сердце!» Христос был великим его Учителем, и у его ног он, прежде всего, научился науке «совершенной любви» по образцу Его жертвенной любви Крестной. Вера преподобного старца. «Путь Богопознания» Вера есть добродетель, которая скрепляет и сохраняет связь между членами «славной троицы добродетелей, любви, веры и надежды». «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь...» 109 – подчеркивает божественный Павел, и сам определяет, что: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» 110 . Ты веришь в то, чего не видишь. Потому что, как отмечает святой Максим Исповедник , «только вера вмещает таинство присутствия Божия, потому что она позволяет дотронуться руками до тех предметов, которые превосходят ум и логику». Вера добровольна. Она приготовляет верующего к познанию Бога, поддерживает его в борьбе за стяжание добродетелей, творя чудеса. Вера – это луч, который освещает истину, и можно познать непознаваемое. Это щит, который защищает от разнообразных стрел лукавого. Это доказательство любви к Человеколюбивому Христу до смерти во исполнение Его божественных заповедей. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» 111 . Это наше уникальное, личное любовное приношение Спасителю Христу от нашей нищенской духовной казны, которая, однако, как отмечает святой Симеон Новый Богослов , для Христа есть большое накопление. Вера требует дел, а дела – веры. Вера без дел мертва, а дела без веры отвергаются. Вера поддерживает любовь. Поэтому если охладевает любовь, нет и веры, а надежда колеблется. Благодать удаляется, а душа затемняется. Тот, кто любит Бога, по-настоящему верит и свято творит дела веры. А тот, кто лишь верит и не пребывает в любви, и веры той, о которой мыслит, не имеет. «Вера, действующая любовью». 112

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

В результате рассудок используется не как только подпорка веры, а как нечто более зоркое и ценное, чем она. Только об этом не говорят. «Рациональное обоснование» веры переходит уже в самый простой и автономный рационализм, бессилием которого хотят в нашу эпоху массовой дехристианизации мира заменить силу божественной благодати. Такая ли «рациональная» вера может создавать подвижников и мучеников, которыми всегда созидалось и сейчас созидается или утверждается христианство в истории? Эта ли вера несет то «буйство проповеди» и то «немудрое Божие», которое пленило мир и которое одно и сейчас может еще противостать неверию в плане истории. Сила христианства именно в благодатной вере, которая вчера, сегодня и вовеки та же. «Хотя бы современное человечество стало летать по воздуху, – писал И. Аксаков в 1883 году, – и добралось до луны, нравственный христианский идеал и тогда, как изначала, будет один и тот же» 134 . «Вера, – пишет Хомяков, – (есть)… акт всех сил разума, охваченного и плененного до последней его глубины живою истиною откровенного факта… Вера, испытующая тайны Божии… есть ведение… познание внутреннее. Она есть дар благодати» 135 . «В борьбе с язычеством, – пишет И. Киреевский, – христианство не уступало ему разума, но, проникая его, подчиняло своему служению всю умственную деятельность мира» 136 . Вера в христианстве – это разум, «охваченный и плененный» явлением Христа. Тот же разрыв мы видим в понятиях Востока и Запада о взаимоотношении веры и любви. Хотя, по Фоме Аквинскому, «движение веры несовершенно, если оно не оживляется любовью», но все-таки «вера, имеющая любовь, и вера, не имеющая ее, по своей сущности не различаются… И вера, которая не имеет любви, есть дар Божий… Вера, не имеющая любви… совершенна тем совершенством, которое достаточно для понятия веры» 137 . На Востоке вера и любовь неразрывны, а вера без любви именуется там «верой демонской». «Любовь… источник веры» 138 (преподобный Иоанн Лествичник ). «Вера… без любви быть не может» 139 (святой Тихон Задонский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Вера есть то, чесого очи твои плотские не видят, ни руце твои осязают, сердце же твое, ум твой несомненно в себе утверждает, яко тако есть, а не инако: то Вера. Не видим Бога, Бога бо никтоже виде нигдеже 18 , глаголет Иоанн Богослов, несомненно же веруем быти Бога: то Вера. Не видим Троических лиц в едином Божестве, ниже достизаем, како есть Троица во единице, и единица в Троице, веруем же несомненно быти в Троице единого Бога: то Вера. Не видехом, ниже постизаем умом нашим воплощения и рождества Христова, како во утробе девической Бог Слово плоть бысть, и како родися нетленно, сохранив пречистую Свою Матерь пред рождеством Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву, веруем же тако несомненно быти: то Вера. Не видехом, ни видим очима плотскими двух естеств раздельных, Божиего и человеческого, во едином нераздельном лице Христовом, несомненно же тако быти веруем: то Вера. Не видим Спасителя нашего; на небеси прославленною плотию на престоле Божественном в неприступной славе седяща, Отцу же Своему и Святому Духу сцарствующа, а веруем несомненно тако быти: то Вера. Не видим плотскими очима Бога нашего, везде сущаго, нам выну присутствующего, веруем же тако быти: то Вера. Не видим Духа Святого во святом крещении, и в прочих церковных таинствах сходящаго, веруем же, яко сходит Дух Святый, и вся таинства Он совершает: то Вера. В пречистых Христовых Тайнах, под видом видимого хлеба не видим истого человеческого тела Христова, и под видом зримого вина, не видим истыя Его человеческия крове, веруем же, яко воистинну есть истинное тело Христово, видом и вкусом хлебным прикровенное; и истинная есть кровь Христова, видом и вкусом вина прикровенная: то Вера. Еще же приложим и сие: Не видим плотскими нашима очима пресвятой Владычицы нашея Богородицы, на небеси Сыну своему и Богу сцарствующия, и о нас грешных рабах своих ходатайствующая, веруем же, яко сцарствует Христу, и о нас ходатайствует: то Вера. Не видим Святых угодников Божиих, горе в торжествующей церкви престолу Божию предстоящих, и о нас к Богу молящихся, веруем же, яко предстоять и молятся: то Вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010