Вера вводит в Церковь Христову (3:30, см. ЦЕРКОВЬ , 1153) (3:35, см. КРЕЩЕНИЕ , 439). Вера есть сердечное упование на Бога Тщись и молись Богу, чтобы подал тебе истинную, живую и сердечную веру во Христа. Истинная вера во Христа есть сердечное упование на Него, яко Искупителя, Спасителя, Заступника и Помощника нашего, и – ни от кого и ни от чего инаго, кроме Его, спасения вечнаго не искать и не ожидать. Сия вера соделывает радость и утешение в сердце, соделывает истинный Божий страх, отвращает от мирской суеты, чести, богатства, славы, и учит презирати тоя. Она учит страсти Христовы высоко и дорого почитать, увещевает любить Бога и ближняго; учит смирению, заповедует молитися часто, и воздыхати к Богу и всего человека переменяет (1:108). Вера есть восприятие Евангелия Вера спасающая евангельская есть не иное что, как утешительное ЕВАНГЕЛИЯ восприятие, в сердце соделоваемое Духом Святым; или есть сердечное УПОВАНИЕ и несумненная НАДЕЖДА БЛАГОДАТИ Божия, туне, ради Христа обещанныя, то есть отпущение грехов и вечного живота (3:12) (также 3:18, см. РАДОСТЬ , 1575). Вера есть духовная жертва Богу (также 3:87, см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ , 376). Вера есть то, чего умом не постигаем Вера есть тое, чего не видим или умом не постигаем, но веруем тако быти. Тако не видим Бога (хотя из создания мира познаем Его, но познание тое, яко несовершенное, вера совершает, и так более от веры, нежели от разума познаем); но веруем, что есть Бог, есть един. Непостигаем умом, како БОГ «един естеством, но троичен в лицах», но веруем, словом Божиим наставляеми. Не видим Христа Сына Божия вечного живота, небесного царствия, но веруем. Не постигаем умом воскресения мертвых, в святейшей Евхаристии Тела и Крови Христовой, но вера утверждает нас в том. В сих и прочиих тайнах Божиих РАЗУМ вере последовати должен, а не вера разуму, то есть, ПОЗНАНИЕ их не от разума зависит, но от веры, и не того ради веруем, понеже познаем, но того ради познаем, понеже веруем; и так познание их не есть разума нашего плод, но веры, которая утверждается на твердом святаго Божия слова основании и истине и всемогуществе Божии. Сие на такий конец предлагается, дабы не испытовати умом того, что единыя веры требует, но пленять разум в «послушание Христово» ( 2Кор. 10, 5 ) (3:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Вера Николаевна видела много смерти и во время войны. Но свою жизнь предала Господу и, как говорила, не боялась войны. И Господь хранил ее на всех путях. Возможно после войны, приехав в Металлстрой, у нее возникли большие проблемы с документами. Она уже была замужем и с двумя детьми. Положение было серьезное. Вера Николаевна в слезах пошла к часовенке матушки Ксении, молилась и просила ее помощи. Стемнело, она пошла вся в слезах, брела домой. Вдруг женщина, как монахиня, с посохом обгоняет ее и спрашивает: – Ты плохо живешь? – Нет, – говорит Вера Николаевна. – Тебя обижает муж? – Нет. – Тебя не любят и не слушают дети? – Слушают. – Так чего же ты плачешь? Не плачь, все будет хорошо» И она пропала. Только тут Вера Николаевна поняла, что это была сама Матушка Ксения. Вдруг ноги ее стали ватными, как будто их раздуло до необычайных размеров. Она еле дошла до трамвая, села и не могла поверить во все, но на следующий день все проблемы были легко решены. Второй раз явления Матушки Ксении: работала в госпитале, 6 февраля она собралась к часовенке. Вызвались и сотрудницы (даже не верующие). Пошли на кладбище 8 человек. Вера Николаевна говорила им, что Ксеньюшка часто появляется в окошечке, в день ее памяти. Подруги не верили, но шли. Ждали долго, все замерзли, и пошли назад, осталась лишь Вера Николаевна. И вдруг в окошечке появилась матушка Ксения. «В платочке завязанном – рассказывала Вера Николаевна». Она позвала подруг, те, вернулись, и все до одной видели это чудесное видение. Дальше в памяти лишь отрывки, невозможно связать их в рассказ. Помню, Вера Николаевна ездила в Пюхтицы (Пюхтинский монастырь), молилась за родственницу больную раком, служила молебны, привозила водичку и просфоры и та совершено исцелилась. Своей верой Вера Николаевна зажигала другие сердца. И люди получали просимое. Однажды Вера Николаевна после молебна в часовенке вышла покормить ребенка на улицу. Вдруг одна дама подходит и говорит: «Совсем не помогает мне матушка Ксения; не знаю уж и большие свечи ставлю, не буду больше просить». А Вера Николаевна говорит, Вы не так просите, надо как ребенок у мамочки, если попросит конфетку ласково, а не с капризами, какая мать устоит? И большие свечи тут ни причем. Та задумалась и ушла. Через некоторое время в часовенке подходит к Вере Николаевне та женщина с мужем (красавец, военный, который ушел от нее к другой) и говорит: – «Спасибо Вам, вы помогли мне вернуть мужа, он в тот же вечер, как я сказала, так как вы научили, пришел и объявил, что лучше меня нет!» Вера Николаевна сказала: «Благодарите Ксенюшку».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда корень у дерева начнет портиться, дерево начнет сохнуть и плоды оскудевают, так, когда вера начнет оскудевать, и верный оскудевает в делах своих. Когда корень у дерева сгниет, дерево засохнет, так и когда вера в верном совсем оскудеет, человек верный развратится. Оскудевает же вера и исчезает от невнимания, лености и оставления тех средств, которыми она укрепляется. Итак, вера есть источник всех благих дел. Вера представляет будущие блага, как настоящие, и невидимое, как видимое. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, – по описанию апостола Павла (Евр. 11:1), – от чего рождается надежда. Вера показывает Бога, как Отца Человеколюбивого, Отца щедрот и всякого утешения (2. Кор 1:3). От этого происходит любовь к Богу, а от любви к Богу последует и любовь к ближнему. Вера учит, что Бог посылает крест верным Своим не от гнева, но от любви, ибо, кого любит, того наказывает (Евр. 12:6), и тем утешает их в страдании и учит терпению. Когда вера показывает человеческую немощь, то учит, что сам собою человек понести искушение не может, и так убеждает его искать помощи у Бога, Который все может и обещал искушенным помощь (см. Мф. 19:26; 1 Кор. 10:13; Евр. 2:18). Отсюда в верном восстает воздыхание и молитва. Вера представляет верному величие и всемогущество Божие, и свое окаянство и подлость. От этого в верном бывает смирение и уничижение самого себя. Вера увещевает верного осторожно ходить и обращаться в прелестном мире сем, чтобы не испачкаться его сквернами и так не лишиться милости Божией и не подпасть праведному Его гневу. От этого последует страх Божий, который от всякого зла человека отводит. Итак, истинная вера бывает корнем всех добрых дел. Об этом еще яснее увидишь в следующих рассуждениях. Статья 2. О святой Церкви и Крещении     От Евангелия начинается вера, а от веры – христианин, как сказано в предыдущей статье. Собрание же христиан составляет Церковь, в которую вход бывает не через что иное, как только через веру и святое Крещение. Поэтому в сей статье, вкратце, предлагается рассуждение о Церкви и святом Крещении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т. е. внешнее знание. А может ли ложь спасти? Если же истинная, то живая, т. е. творящая дела, а если она творит дела, то какие еще дела потребны? Боговдохновенный апостол говорит: «покажи мне от дел твоих веру, которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих». Признает ли он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. «Ты веришь в Бога, но и бесы веруют». Признает ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь хвалящуюся качеством, которое и бесы имеют. «Как тело без души мертво, так и вера без дел». Сравнивает ли он веру с телом, а дела с духом? Нет, ибо такое подобие было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже человек и человеком называться не может, но трупом, так и вера не творящая дел, истинной верой называться не может, но ложною, т. е. знанием внешним, бесплодным и доступным даже бесам. Что писано просто, то должно быть и читано просто. Поэтому те, которые основываются на апостоле Иакове для доказательства, что есть вера мертвая и вера живая и будто две веры, не постигают смысла слов апостольских, ибо не за них, но против них свидетельствует апостол. Так же, когда великий Апостол языков говорит: «Какая польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы?» — он не утверждает возможность такой веры без любви, но, предполагая ее, объявляет бесполезной. Не духом мудрости мирской, спорящей о словах, должно быть читано Святое Писание, но духом мудрости Божией и простоты духовной. Апостол, определяя веру, говорит: «Она есть невидимых обличение и утверждение уповаемых» (не только ожидаемых или будущих»; если же уповаем, то желаем; если же желаем, то любим; ибо нельзя желать того, чего не любишь. Или бесы имеют также упование? — Посему вера одна, и когда спрашиваем: может ли истинная вера спасать, кроме дел?» — то делаем вопрос неразумный, или, лучше сказать, ничего не спрашиваем; ибо вера истинная есть живая, творящая дела: она есть вера во Христа и Христос в вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=40

С попыткой полного и систематического богословского представления понятия веры мы встречаемся у автора IV века святого Кирилла Иерусалимского в его пятом «Огласительном поучении». Вот что он пишет: «Слово вера одно по названию своему ... разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души... Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом (1 Кор 12:8-9) . Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру: скажет горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет (Мф 17:20)... Итак, имей ты со своей стороны веру в Него, чтобы и от Него получить веру, действующую выше сил человеческих» . Преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры», в главе, специально отведенной раскрытию значения слова вера , суммирует предшествующую традицию: «Вера, между тем, двояка: есть вера от слышания (Рим 10:17). Ибо, слушая божественные Писания, мы верим учению Духа. Вера же эта обретает совершенство через все, что законоположено Христом: веруя делом, живя благочестиво и исполняя заповеди Обновителя нашего. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической Церкви или кто через постыдные дела имеет общение с диаволом, тот неверен. Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая -- к дарам Духа» . Преподобный Иоанн, также как и святой Кирилл, четко различает, что в нашей собственной власти, а что есть божественный дар. Итак, три основных смысла слова, три преобладающих образа -- догматический (вера церкви), психологический (согласие с верой церкви, как правило, у греческих Отцов это значение передается словом συγκατθεσις, имеющим происхождение из античной логики) и харизматический (дар Духа Святого); это три стоящих за указанными образами сущности -- церковь, человек, Бог. У Святых Отцов в ера в первую очередь рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку, которое становится «внутренним» благодаря согласию души в акте личной веры.

http://bogoslov.ru/article/272240

Вера есть начало всех добродетелей, а завершение их – любовь. Кроме религиозной, существует еще вера органическая, инстинктивная. Под нею разумеется уверенность человека в успехе того дела, за которое он берется. «Вера, – учит святитель Григорий Богослов , – есть непытливое согласие» 57 . «Без веры, – говорит святитель Василий Великий , – ни одно дело не может быть совершено» 58 . Здесь речь идет о вере человека в самого себя, в свои силы, дела и саму жизнь. Какое искусство сообщает человеку вера? Вера является искусством держаться тех убеждений, с которыми наш разум однажды согласился независимо от того, как меняется настроение. Ибо настроение человека будет меняться, какую бы точку зрения он ни принял. Ни христианские убеждения, ни какие бы то ни было другие не закрепляются в человеческом уме автоматически. Их нужно питать. Поэтому «каждому необходимо позаботиться о том, чтобы каждый день на какое-то время сознательно возвращаться разумом к его основным доктринам. Вот почему ежедневные молитвы, чтение религиозной литературы и посещение храмов составляет неотъемлемую часть христианской жизни» 59 . Какую направленность сообщает человеку религиозная вера? Религиозная вера в христианстве имеет свою особую психологическую направленность, свое особое содержание и значение. «Вера, – по слову преподобного Симеона Нового Богослова , – есть дар всеблагого Бога. Он вложил его в наше естество и подчинил самовластию нашего произволения» 60 . Религиозная вера, направляющая душу человека к Богу, и есть вера в Него, в Его существование, промышление о мире и человеке, о жизни будущей. И во всех этих случаях она дает человеку право быть в общении с Ним, хотя и невидимым. По апостолу, религиозная вера «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр. 11, 1 ). В чем психологическая суть религиозной веры? Основная психологическая суть религиозной веры – в уверенности, что «Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11, 6 ). Вера рождается от слышания, слышание от слова Божия, которое воспринимается непомраченным умом и открытым сердцем. В сердце человека вера воспринимается и усиливается благодатью Божией и является даром Божиим. Ум же помогает человеку уяснить для себя нашу веру в духе учения Церкви Христовой. Что представляет собой слово Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств; внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней святости церковной, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина - истинная и живая. Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвою; если мертва, то и не истинна, ибо в истинной вере Христос, истина и живот; если же не истинная, то ложная, т. е. внешнее знание. А ложь ли может спасти? Если же истинная, то живая, т. е. творящая дела, а если она творит дела, то какие еще дела потребны? Боговдохновенный апостол говорит: «покажи мне от дел твоих веру, которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих». Признает ли он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. «Ты веришь в Бога, но и бесы веруют». Признает ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь, хвалящуюся качеством, которое и бесы имеют. «Как тело без души мертво, так и вера без дел». Сравнивает ли он веру с телом, а тело с духом? Нет, ибо такое подобие было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже человек и человеком называться не может, но трупом; так и вера, не творящая дел, истинной верой называться не может, но ложною, т. е. знанием внешним, безплодным и доступным даже бесам. Что писано просто, то должно быть и читано просто. Посему те, которые основываются на апостоле Иакове для доказательства, что есть вера мертвая и вера живая, и будто две веры, не постигают смысла слов апостольских; ибо не за них, а против них свидетельствует апостол. Также, когда великий апостол языков говорит: «какая польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы?» он не утверждает возможности такой веры без любви, но, предполагая ее, объявляет безполезною. Не духом мудрости мирской, спорящей о словах, должно быть читано Святое Писание, но духом мудрости Божией и простоты духовной. Апостол, определяя веру, говорит: «она есть невидимых обличение и утверждение уповаемых» (не ожидаемых токмо или будущих); если же уповаем, то желаем; если же желаем, то любим: ибо нельзя желать того, что не любишь. Или бесы имеют также упование? - Посему вера одна, и когда спрашиваем: «может ли истинная вера спасать кроме дел?» то делаем вопрос неразумный или, лучше сказать, ничего не спрашиваем; ибо вера истинная есть живая, творящая дела: она есть вера во Христе и Христос в вере.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/08/...

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении Таинств; внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (например, некоторые мученики), не приобщившись ни одному из Таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней святости церковной, её вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина, – истинная и живая. Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но ещё нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мёртвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истинна и живот; если же не истинная, то ложная т. е. внешнее знание. А ложь ли может спасти? Если же истинная, то живая, т. е. творящая дела, а если она творит дела, то какие ещё дела потребны? Боговдохновенный апостол говорит: «покажи мне от дел твоих веру, которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих». Признаёт ли он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. «Ты веруешь в Бога, но и бесы верят». Признаёт ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь, хвалящуюся качеством, которое и бесы имеют. «Как тело без души мертво, так и вера без дел». Сравнивает ли он веру с телом, а дела с духом? Нет; ибо такое подобие было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже человек и человеком назваться не может, но трупом; так и вера, не творящая дел, истинной верой назваться не может, но ложной, т. е. знанием внешним, бесплодным и доступным даже бесам. Что писано просто, то должно быть и читано просто. Посему те, которые основываются на апостоле Иакове для доказательства, что есть вера мёртвая и вера живая и будто две веры, не постигают смысла слов апостольских; ибо не за них, но против них свидетельствует апостол. Также, когда великий апостол языков говорит: «какая польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы», – он не утверждает возможности такой веры без любви; но, предполагая её, объявляет бесполезною. Не духом мудрости мирской, спорящей о словах, должно быть читано святое Писание, но духом мудрости Божией и простоты духовной. Апостол, определяя веру, говорит: «она есть невидимых обличение и утверждение уповаемых» 14 (не ожидаемых токмо или будущих); если же уповаем, то желаем; если же желаем, то любим: ибо нельзя желать того, чего не любишь. Или бесы имеют также упование? – Посему вера одна, и когда спрашиваем: «может ли истинная вера спасать кроме дел?» – то делаем вопрос неразумный, или, лучше сказать, ничего не спрашиваем; ибо вера истинная есть живая, творящая дела: она есть вера во Христа и Христос в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Иак. 2:14–26 Апостол учит, что вера без дел мертва, или иначе, вера есть душа добрых дел, и справедливость своего учения подтверждает примерами из Священнаго Писания. Ст. 14. Кая польза братие мол, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? (15) Аще же брат или сестра наги будут и лишены, будут дневныя пищи. (16) Речет же им кто от вас: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся: не даст же им требования телеснаго, какая польза? (17) Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. Вера, по учению Ап. Павла, есть уповаемых извещение, вещей обличение не видимых ( Евр. 11, 1 ), и принадлежит более сердцу: сердцем веруется в правду ( Рим. 10, 10 ). Но если эта вера, без которой невозможно угодить Богу ( Евр. 11, 6 ), остается в сердце, как искра, как зародыш, как семя не прозябающее, то она не принесет никакой пользы. Потому что таже самая вера для спасения исповедуется устами ( Рим. 10, 10 ), т. е. она должна возрастать в древо жизни и приносить плоды – жизнь сообразную вере, или добрыя дела. Вера, аще дел не имать, мертва есть о себе. А вера живая, вера полная, вера плодотворная соделывает сердце христианина обиталищем Христа ( Ефес. 3, 17 ). И такой христианин, видя брата своего нуждающагося в одежде или пище, не затворит пред ним своего сердца ( 1Иоан. 3, 17 ); не скажет по общей привычке: Бог даст; нет, Христос, обитающий в его сердце не допустит этого сделать. А что одной веры недостаточно для полнаго спасения, то в этом мы можем увериться и из учения церкви. «Веруем, в нем говорится, что человек оправдывается не просто одною верою, но верою, споспешествуемою любовию, то есть чрез веру и дела. Признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе. Напротив мы веруем, что не признак только веры, а сущая в нас вера чрез дела оправдывает нас во Христе. Дела же почитаем, не свидетельством только, подтверждающим наше призвание, но и плодами, которые соделывают веру нашу деятельною, и могут, по божественному обетованию, доставить каждому заслуженную мзду, добрую или худую, смотря потому, что он сделал с телом своим 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинства; внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней святости церковной, ее вере, надежде и любви, ибо не дела спасают, а вера 35 . Вера же не двояка, но едина – истинная и живая. Посему неразумны и те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и не истинна, ибо в истинной вере Христос, истина и живот, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание 36 . А ложь ли может спасти? Если же истинная, то живая, т.е. творящая дела, а если она творит дела, то какие еще дела потребны 37 ? Богодухновенный апостол говорит: «Покажи мне от дел твоих веру, которою ты хвалишься, как и я показываю веру свою от дел своих». Признает ли он две веры? Нет, но обличает неразумную похвальбу. «Ты веришь в Бога, но и бесы веруют». Признает ли он веру в бесах? Нет, но уличает ложь, хвалящуюся качеством, которое и бесы имеют. «Как тело без души мертво, так и вера без дел». Сравнивает ли он веру с телом, а тело с духом? Нет, ибо такое подобие было бы неверно, но смысл слов его ясен. Как тело бездушное не есть уже человек и человеком называться не может, но трупом, так и вера, не творящая дел, истинной верой называться не может, но ложною, т.е. знанием внешним, бесплодным и доступным даже бесам. Что писано просто, то должно быть и читано просто. Поэтому те, которые основываются на апостоле Иакове для доказательства, что есть вера мертвая и вера живая, и будто две веры, не постигают смысла слов апостольских, ибо не за них, но против них свидетельствует апостол. Также, когда великий апостол языков говорит: «Какая польза без любви, даже в такой вере, которая двигала бы горы?» – он не утверждает возможности такой веры без любви, но, предполагая ее, объявляет бесполезной. Не духом мудрости мирской, спорящей о словах, должно быть читано Святое Писание, но духом мудрости Божией и простоты духовной. Апостол, определяя веру, говорит: «Она есть невидимых обличение и утверждение уповаемых» 38 (не ожидаемых только или будущих); если же уповаем, то желаем, если же желаем, то любим: ибо нельзя желать того, чего не любишь. Или бесы имеют также упование? Посему вера одна, и когда спрашиваем: «Может ли истинная вера спасать кроме дела?» – то делаем вопрос неразумный или, лучше сказать, ничего не спрашиваем, ибо вера истинная есть живая, творящая дела: она есть вера во Христе и Христос в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010