(Воспоминания эти приведены в книге “Енисейск православный”, написанной протоиереем Геннадием Фастом в 80-е годы в условиях цензурного гнета, тяжких запретов, когда был закрыт допуск ко многим архивным материалам. Впервые он зачитал рукопись в сокращении на празднике 1000-летия крещения Руси, который можно было проводить тогда только в стенах Успенского собора. Книга увидела свет только в 1994 году, именно благодаря ей после долгого забвения к нам вернулось имя старца Даниила. Наряду с дореволюционными жизнеописаниями в разделе “Сказание о старце Данииле” автором помещены и рассказы старожилов). – Я не видела черепа, выставленного на всеобщее обозрение, но об этом рассказывали многие, – ответила Самсонова. – Глумились над церковной и народной святыней, конечно же, в целях антирелигиозной пропаганды, – говорит по этому поводу протоиерей Геннадий Фаст. – Одна из наших прихожанок свидетельствовала, что когда раскопали Данииловы кости без нетленной плоти, то её брат через это разуверился в Боге. Видимо, до революции неоправданно насаждалась вера в обязательную нетленность плоти святых. Вспомним, разочарование многих героев романа “Братья Карамазовы” Федора Достоевского, когда они узнали, что старец Зосима подвержен тлену. Но нетленная плоть святых, как в случае с тем же Иннокентием Иркутским, не правило, а исключительные факты Божественного всемогущества. В любом случае прах праведника – это святыня… Это убеждение Сусанна Александровна Самсонова пронесла через всю свою жизнь. С ним и привела меня к этому могильному холмику. – Одно время говорили, что прихожане сделали гроб и перезахоронили останки старца на Абалакском кладбище, – рассказывала она, – а потом, когда там в 1934 году начался погром, перенесли его сюда, на Севастьяновское. Здесь, на этой вот могиле, вначале был крест с надписью. Я почему хорошо запомнила её, мы на нее панихиды приходили служить Даниилу, пели, молились как когда-то в часовенке... А прошлым летом интересный случай был: идёт мимо этого места племянница моя Тамара, а оно, видите, при самой дороге. Смотрит – девочка маленькая обкладывает холмик кирпичиками. Тамара и спрашивает ее: “Почему ты это делаешь?” А девочка отвечает: “Потому что это святое место. Здесь святой похоронен”.

http://pravoslavie.ru/1762.html

Самсонов. Мне велели, Коля. Рощина. Разговорчики! Присаживайтесь, товарищи, присаживайтесь. Итак, комсомольское собрание педагогов Одуевской средней… Прокофьев. Прекрасно! А что здесь делаете вы и (показывает на Козлову) Нина Ивановна? Рощина. Разве я не сказала? Извините. Собрание открытое, и мы с уважаемой Ниной Ивановной, как коммунисты и ваши старшие коллеги, будем присутствовать на нем. ( Обращаясь к Козловой). Ниночка, веди протокол. Ирина Леонидовна, а вас мы избираем председателем собрания. Прокофьев. Ни фига себе, демократия! Рощина. Ирина Леонидовна, начинайте. Войтюк. Товарищи, мы собрались, чтобы обсудить поведение нашего коллеги, преподавателя истории Николая Михайловича Прокофьева. Кто-нибудь хочет высказаться? Прокофьев. Я хочу. Ирка, больше денег в долг не дам. У меня все. Войтюк. Николай Михайлович, неужели вы не понимаете, зачем мы сюда пришли? Прокофьев. Понимаю, чтобы пропесочить. Войтюк. Дурак! Прокофьев. Где-то это я уже сегодня слышал. Филатова. Можно мне? Вера Ивановна, а может и впрямь не будем комедию ломать? Напишем для райкома протокол, как все мы клеймим этого… этого… ну, подскажите слово! Войтюк. Зарвавшегося типа. Филатова. Точно. Спасибо, Ирочка. Зажравшегося, тьфу ты, зарвавшегося типа и… Козлова. Мне все это писать? Самсонов. И я согласен. Официально осудим, а в секретном приложении, для себя, выразим высокую оценку его мужественной позиции. Рощина. Это надо же, Петр Петрович, у вас, оказывается чувство юмора имеется? Прокофьев. (Аплодирует). Молодец, брат Петруха. Только я предлагаю наоборот: что секретно — отправим в райком, а о том, как шельмовали… Филатова. Клеймили, Коля, клеймили! Передергиваешь. Все зашумели. Рощина пытается восстановить порядок, но тщетно. Наконец, она что есть силы бьет рукой по столу. Все сразу умолкают. Рощина. Тихо! (Прокофьеву). Вот, Коля, чем в России заканчивается демократия бар-да-ком! (Ко всем). Никаких секретных материалов. Правильно сказала Светлана Георгиевна, мы этого типа заклеймили — ради его же блага.

http://azbyka.ru/fiction/molites-za-meny...

42 Извлечение… за 1867 г. С. 135–136. 43 Отчет. за 1905–1907 гг. С. 350. 44 http://www.petergen.com/bovkalo/duhov 45 Отчет. за 1913–1914 гг. 46 Отчет. за 1905–1907 гг. С. 214. 47   Попова О. Д.В стенах конвикта. (Очерки повседневной жизни женских епархиальных училищ). Рязань, 2006. С. 244. 48 Там же. 49 Л. М. Преображенская (стаж 59 лет), А. И. Ксенофонтова (стаж 60 лет), М. И. Урляпова, Н. Е. Самсонова (38 лет), М. Е. Розанова (40 лет) – там же. С. 246–249. 50 Доцент А. С. Троицкая , врач А. П. Никольская – там же. С. 250–253. 51 О проблеме женского образования в России в XIX в. см.:  Иванов А. Е.  Студенчество России конца XIX – начала XX века. Социально-историческая судьба. М., 1999. 52   Матханова Н. П.Отношение к религии одной из участниц народнического движения//Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI-XX вв. Новосибирск, 2006. С. 129–137. 53   Леонтьева Т. Г.Вера и прогресс. М., 2002. С. 168. 54 Отчет. за 1905–1907 гг. С. 112. 55   Владимир, митр. Киевский, священномученик.Страдания Христа и страдания Церкви (Беседы во дни Страстной седмицы, произнесенные митрополитом Владимиром (Богоявленским) в церкви Московского Епархиального дома в 1906 г.). М., б. г. 56 К открытию в Москве Высших женских педагогических курсов/Историч. справка//Православный благовестник. 1916. С. 66. 57   Знаменский Ф.Диакониссы древней церкви//Прибавление к Церковным ведомостям. 1906. С. 898. 58 К открытию в Москве Высших женских педагогических кургов/Историч. справка//Православный благовестник. 1916. С. 67. 59 Женские богословские курсы в Москве (Летопись)//Церковный вестник. 1910. 60 Митрополит Владимир активно поддерживал деятельность женщин в Церкви. 61 К открытию в Москве Высших женских педагогических курсов. С. 69. 62 Там же. С. 70. 63 Там же. С. 71. 64 Получивший высочайшее утверждение 19 декабря 1911 г. 65 Проект положения о женском Богословско-педагогическом институте в Московском Скорбященском монастыре. Раздел 2. Учебная часть. Пар. 10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

52 Ксения Александровна – Великая княгиня, сестра Императора Николая II. Супруга Великого князя Александра Михайловича 54 Константин Константинович, князь, флиг-адъютант, шт. капитан Лейб- гв. Измайловского полка, сын Великого князя Константина Константиновича. 55 Измайловский Лейб-гвардии полк – сформирован в Москве 22 сентября 1730 г. Полковой праздник – День Св. Троицы. Шеф полка – Император Николай II. 56 4-го и 5-го августа армии Северо-Западного фронта, 1-я под начальством ген. Ренненкампфа и 2-я ген. Самсонова, под общим управлением командующего фронтом ген. Жилинского, начали наступление на Восточную Пруссию. Делалось это по настойчивой просьбе французов, желавших остановить тем самым немцев, наступавших на Париж 57 Государь, по обычаю своих предков, в тяжелую годину, переживаемую Родиной, отправляется с Семьей в Москву на поклонение Святыням древнего Кремля, чтобы испросить благословения Божия себе и своему народу 58 «Огромная толпа наполняла площади и улицы, люди взбирались на крыши лавок, как гроздья висели на деревьях скверов, влезали в окна магазинов, толпились на балконах и у окон домов. И под непрерывный звон колоколов всех церквей из тысячи уст разносился внушительный своим религиозным величием и сдержанным волнением тот чудный русский гимн, в котором выражена вера целого народа: Боже Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам. Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже Царя храни! Сквозь раскрытые настежь двери церквей были видны огни свеч, горящих перед иконостасами, священники в полном облачении, с золотыми крестами в руках благословляли Царя при его проезде». Из воспоминаний П.Жильяра. (Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена. 1921. С. 78.) 59 Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот Китай-города – одна из самых почитаемых московских святынь. Чудотворная икона (список древней Афонской святыни) была привезена в столицу в Царствование Алексея Михайловича Романова 13 (26) октября 1648 г. После революции часовню снесли, а икону перенесли в храм Воскресения в Сокольниках. В конце ХХ века часовня была восстановлена и вновь открыта 26 октября 1995 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Рахманинов Сергей Васильевич (1873–1943) — выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. 6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с 1957 г. служил на разных приходах Рязанской епархии, в том числе с весны 1966 г. был настоятелем Никольского храма Касимова. 7. Священномученик митрофорный протоиерей Анатолий Авдиевич Правдолюбов (1862–1937). Сын священника из старинного священнического рода. Родился в селе Давыдово под Тумой Касимовского р-на. После семинарии стал священником и трудился по линии церковного образования. В 1892 г. рукоположен во священника. Стал настоятелем Успенской церкви города Касимова. Несколько лет до кончины был настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы и благочинным всего города. 6 ноября 1937 г. арестован и 23 декабря расстрелян в Рязани. Прославлен в 2000 г. 8. Самсонова Вера Николаевна (1880–1940) — в 1930-е гг. — староста Пятницкой церкви в Касимове, в 1935 г. арестована вместе с Правдолюбовыми, осуждена на пять лет лагерей. Скончалась в заключении за две недели до окончания срока. Прославлена в лике святых новомучеников в 2000 г. 9. В декабре 1959 г. профессор Ленинградской духовной академии (ЛДА) Александр Осипов (1911–1967) публично заявил об отречении от религии. 10. См.: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18: 7–8). 11. См.: …и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21: 27–28). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/protoierej-sergij-prav...

90 Скабалланович Михаил Николаевич (1871–1931) – православный богослов, экзегет и литургист, преподаватель Киевской духовной академии. Наиболее известен его фундаментальный научный труд «Толковый Типикон», за который автор был удостоен ученой степени доктора церковной истории и премии митрополита Макария (1912). 92 Епископ Георгий (Садковский, 1896–1948). Родился в Москве в семье священника. В 1922 г. – монах, иеродиакон, иеромонах. Претерпел заключение в Соловецком лагере (1923–1926) и других местах (1929–1932). Архимандрит с декабря 1927 г. В 1933 г. был настоятелем Благовещенской церкви Касимова, откуда возведен на епископский престол. В 1935 г. снова арестован, приговорен к расстрелу, который отменили. Десять лет отбывал заключение на золотодобывающих шахтах Дальнего Востока. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре. 93 Священномученик митрофорный протоиерей Михаил Дмитрев (1873–1937). Родился в селе Маккавеево в семье протоиерея, происходящего из старинного священнического рода. После семинарии служил в отцовском храме, с 1913 г. настоятель Покровской церкви села Селищи. Миссионер, проповедник, помощник всем своим прихожанам на сельскохозяйственных работах, фельдшер, пчеловод, организатор пожарной службы, пахарь. Арестовывался несколько раз. Почти полгода сидел в Касимовской тюрьме за неуплату налогов. В 1937 г. арестован и расстрелян в Рязани. Прославлен в 2000 г. 95 Священномученик митрофорный протоиерей Анатолий Авдиевич Правдолюбов (1862–1937). Сын священника из старинного священнического рода. Родился в селе Давыдове под Тумой Касимовского р-на. После семинарии стал священником и трудился по линии церковного образования. В 1892 г. рукоположен во священника. Стал настоятелем Успенской церкви города Касимова. Несколько лет до кончины был настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы и благочинным всего города. 6 ноября 1937 г. арестован и 23 декабря расстрелян в Рязани. Прославлен в 2000 г. 96 Самсонова Вера Николаевна (1880–1940) – староста Пятницкой церкви в Касимове (1930-е гг.), в 1935 г. арестована вместе с Правдолюбовыми, осуждена на пять лет лагерей. Скончалась в заключении за две недели до окончания срока. Прославлена в лике святых новомучеников в 2000 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В течение ряда лет монастырем проводятся ремонтно-реставрационные работы на государственные средства и средства, пожертвованные благодетелями обители. В 2008 году было освоено около 37 млн. руб. по государственным контрактам и 15 млн.руб. пожертвований. Были проведены масштабные работы — завершающая стадия реставрации храма в честь Распятия Господня на горе Голгофе, реставрационные и отделочные работы келейного корпуса Филипповской пустыни, частичная реставрация Поваренного корпуса монастыря, противоаварийные работы Казначейского (Больничного) корпуса. Продолжалась реставрация Свято-Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, воссоздавалось строение конюшни, проводились текущие работы в церкви святителя Филиппа, митрополита Московского, в Чоботной и Портной палате, Святительском и Наместническом корпусах. Разрабатывались проекты реставрации Филипповского (Дрововозного) корпуса, церкви иконы Божией Матери Смоленской и келейного корпуса Савватиевского скита, воссоздания церкви св. Онуфрия Великого на монастырском кладбище (Справка о состоянии Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря на август 2009 года подготовлена Редакционно-издательским отделом Соловецкой обители). В 1920 году советская власть упразднила Соловецкий монастырь. Наиболее значимые материальные и художественные ценности были вывезены в столицу, часть из них затем оказалась за рубежом. В 1923 году монастырь был превращен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — один из первых в мире концентрационных лагерей, предназначенный для «перевоспитания» лиц, чье прошлое было несовместимо с чаяниями новой власти. Значительную часть заключенных лагеря составляли те, кто принял подвиг исповедничества за Господа Иисуса Христа и православную веру. В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более пятидесяти страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. В их числе: священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский; преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов) и иеромонах и Никифор (Кучин); мученицы Анна (Лыкошина) и Вера (Самсонова). Здесь, на Соловках, находились в заключении священник Павел Флоренский, будущий академик Дмитрий Лихачев, писатели Олег Волков и Борис Ширяев, художник и главный хранитель Эрмитажа Осип Браз, генерал Иван Зайцев, востоковед и криптограф Владимир Кривош-Неманич, начальник метеослужбы СССР Алексей Вангенгейм, многие сотни ученых, инженеров, военных, деятелей культуры и мастеров искусства.

http://sobory.ru/article/?object=02999

«— И ещё отдельно: сообщается нам, что повелел Государь немедленно перевезти в Ставку из Троице-Сергиевской лавры икону “Явление Божией Матери преподобному Сергию”. Какая радость! — Это— славная весть, ваше императорское высочество!— подтвердил протопресвитер достойным наклонением.— Сия нерядовая икона написана на доске гробницы преподобного Сергия. Она третий век сопровождает наши войска в походах. Она была с царём Алексеем Михайловичем в его литовском походе. И с Петром Великим при Полтаве. И с Александром Благословенным в европейском походе. И... при Ставке главнокомандующего в японскую войну. — Какая радость! Это— знамение милости Божией!— длинными шагами, два-два по кабинету, нервно ходил всколыханный Верховный.— От иконы придёт нам содействие Божьей Матери!» (2,506). Забылось только: вера без дела мертва . Ничего не сделал тот же Николай Николаевич для истинного проявления своей веры. Только что— погибла армия Самсонова, совершились первые предательства, но и малого движения не явлено, чтобы понять происшедшее: слишком то оказалось невыгодным для всего командования. И загнали всё, чтобы не обнаружилось, под спуд. А оно там начало загнивать и дальше, отозвавшись в конце жестоким осознанием Государя: Кругом измена , трусость и обман. Дело Божие совершается в соединении воли Промысла с волею человека. А когда человек безволен— кого винить? Человек проявил— «обезумение, называемое великой революцией» (9,340). Что всему этому противостало? Как когда-то у Достоевского— клянутся чистые русские мальчики : не уступать злу: «И Юрика подбросило встать: — А давай поклянёмся друг другу, что вот мы— будем против всякой мерзости биться! И Виталий тоже встал, безо всякой усмешки. И они соединили руки, неловко сцепясь: правую с правой, левую с левой, крест-накрест» (10,469). Известно теперь: то показала себя именно готовность на Крест. И полковник Воротынцев так же внутреннюю готовность стоять против зла не утратил в себе. И— стоять до последнего: «Набухало: бой — неизбежен. Бой— будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ирина 31 декабря 2014, 18:54 а мы с мамой уехали в монастырь к Симеону Верхотурскому! красота! природа дивная! тишина! труд и молитва... Раиса 31 декабря 2014, 18:33 Как хорошо,сейчас ждать чуда РОЖДЕСТВА ,новый год для меня не праздник,какая статья хорошая ОТЕЦ СЕРГИЙ,СПАСИБО. татьяна самсонова 31 декабря 2014, 15:08 Для меня существует один-единственный гражданский праздник - это день Победы.... других светских праздников для меня уже давно просто не существует. Есть Пасха, Рождество и другие церковные праздники - вот это Истина!! Владимир 31 декабря 2014, 14:50 всё правильно, НГ напрягает и не зря его называют алкошабаш Александр 31 декабря 2014, 14:39 Ай молодец! Так все убедительно, ясно, понятно! Ведь, думаю, тысячи христиан подпишутся под словами этих размышлений. Не можем мы быть солидарны с этой секулярной новогодней и бутылочной вакханалией! Не потому, что людей не любим, а из-за той самой пустоты. Мира другого желаем,, грядущаго града взыскуем. Сергей 31 декабря 2014, 12:19 Абсолютно не согласен с автором! У нас в храме 3 ий год совершается новогодняя ночная служба. Вокруг храма рвутся питарды и салют, а у нас служба. Церковь противопоставляет ночную молитву вакханалии падшего мира.Вот смысл ночной службы. Наш настоятель призывает нас,прихожан,использовать ночную службу как повод удалиться от праздничного стола,накрытого неверующими родственниками. Мы противопоставляем себя разгулу веселья, и молимся о просвещении душ и сердец наших ближних, которых не коснулась вера истинная. Куда денется верующий человек в семье, когда в соседней комнате орёт телевизор и " веселие в разгаре " ? Уткнётся в подушку? Пойдёт погулять в мороз часика 3 или 4? А может выступить с обличительной проповедью? Извините, братцы - у вас праздник, а у нас служба! Разве это не прекрасный повод покинуть застолье и найти убежище среди своих братьев и сестёр? Христина 31 декабря 2014, 12:05 СПАСИБО! Так просто и истинно! С грядущим Рождеством! 31 декабря 2014, 11:38 Согласна Ксения 31 декабря 2014, 11:26

http://pravoslavie.ru/76229.html

Нынешний вид “Царского места” Пещерного храма Так Феодоровская икона — покровительница Царского Дома, претерпевшая вместе с Россией лютые гонения XX века, в поврежденной ризе, с израненным ликом — все же уцелела и освятила собой Государев собор… Образ поместили в Пещерном храме, на правом столпе, у которого обычно молился Государь. Здесь он постепенно, но явственно просветлел. В 1997 году его перенесли в Верхний храм. Феодоровская-мироточивая В 1994 году в Царском Селе от другого списка Феодоровской иконы произошло еще одно чудо. С 1993 года в Феодоровском Городке размещалось “Общество возрождения духовных традиций Руси” — преемник Общества, созданного в начале века. Его членами совместно с Царскосельским Романовским фондом рядом с Государевым собором установлен и 17 июля 1993 года освящен первый в России памятник благоверному Царю- Мученику Николаю Александровичу. Феодоровская-мироточивая Летом 1994 года член Общества Виктор Степанович Самсонов передал образ Феодоровской Божией Матери, с тем чтобы его поместили в Государевом соборе по завершении там восстановительных работ. Икона середины XIX века написана в канонической традиции, темперой, на деревянной доске (120 х 80 см), покрыта лаком. В день престольного праздника, 29 августа 1994 года, ее впервые крестным ходом изнесли в Государев собор, а после торжественной службы вернули в палату Феодоровского Городка. В этом здании в годы Первой мировой войны размещался Лазарет Их Императорских Высочеств Великих Княжен Марии и Анастасии. 23 сентября икона начала мироточить. Благоухающие капли появились на хитоне Спасителя и на мафории Богоматери, рядом с ножками Богомладенца. Первой заметила мироточение ученый секретарь Общества Ксения Г. Примечательно, что накануне она работала с редактором Н. Н. над житийным текстом. Время было позднее, оставалось отобрать те чудеса преподобного Амвросия Оптинского , которые было бы полезно прочитать современнику. И вот здесь Н. Н. заметила: “Не вера от чуда, а чудо от веры! Народ должен верить и без чудес!” В ответ Ксения как-то несмело и по-детски искренне произнесла: ” А я так хотела бы увидеть чудо!” На следующий день, 23 сентября, Ксения пришла на работу, открыла ключом свой рабочий кабинет и, как обычно, подойдя к иконе, вдруг увидела на ней какие-то капли.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010